Что нельзя везти в ручной клади в самолете s7 новые правила
Что кроме ручной клади пассажир может взять в салон самолета бесплатно?
Планирую лететь «Победой» и знаю, что у авиакомпании жесткие требования к багажу: надо, чтобы все помещалось в калибратор. Но я слышала, что есть вещи, которые пассажиры могут провозить на борту сверх нормы. Например, цветы или верхнюю одежду. И вроде как размеры таких вещей авиакомпания ограничить не вправе. Правда ли это?
Вы правы: помимо ручной клади есть вещи, которые пассажиры российских авиакомпаний имеют право брать на борт бесплатно. Список таких предметов приведен в правилах воздушных перевозок пассажиров и багажа. Авиакомпании не должны требовать деньги за их перевозку, но к сожалению, иногда это делают. Расскажу подробнее.
Что авиакомпания должна провозить бесплатно
Пассажиры российских авиакомпаний имеют право провозить некоторые вещи в ручной клади сверх нормы и без доплаты. Перевозчик может ограничивать их размер — это законно.
К вещам, которые можно провезти бесплатно, относятся:
Как победить выгорание
Таким образом, вы можете взять на борт сумку и вдобавок к ней, например, костюм в портпледе, букет цветов и пакет с покупками из дьюти-фри или детскую коляску, пальто и сумку с детским питанием.
По закону ноутбуки, фотоаппараты, телефоны, планшеты и любая другая техника не входят в список вещей, которые авиакомпания должна провозить бесплатно. Они считаются частью ручной клади, то есть их габариты должны соответствовать нормам, которые установил перевозчик.
Если техника хрупкая и требует особых мер предосторожности во время перевозки, пассажир может договориться с авиакомпанией. Тогда аппаратуру провезут в специальном отсеке, а если его нет — на отдельном пассажирском месте. Тарифы за эту услугу устанавливает перевозчик. Например, «Аэрофлот» в таких случаях просит оплатить дополнительный билет.
Что разрешает провозить «Победа»
В 2018 году «Победа» подала иск в суд, чтобы признать пункт 135 федеральных авиационных правил частично недействующим. Авиакомпания хотела запретить пассажирам брать на борт бесплатно дополнительные вещи, кроме ограниченной по габаритам ручной клади: дамскую сумку, портфель, портплед с костюмом, букет цветов, верхнюю одежду и рюкзак. Представители перевозчика даже принесли в суд калибратор — специальный ящик с крышкой, в который перед полетом сотрудники просят пассажиров положить сумки, чтобы измерить их размер. Если ручная кладь не помещается в калибратор, клиентов просят сдать ее в багаж за доплату.
Представители «Победы» пытались доказать, что невозможно разместить дополнительные вещи в салоне лоукостера так, чтобы не нарушить требования безопасности. Они говорили, что кресла в салоне стоят вплотную, поэтому под ними нет места для вещей. А цветы, по мнению авиакомпании, — сильный аллерген, и перевозить их в салоне нельзя.
Но суд отказал компании в иске, поэтому теперь «Победа» предлагает пассажирам два варианта провоза ручной клади на выбор:
Апелляционное определение ВС РФ от 20.11.2018 № АЛЛ 18-475 PDF, 900 КБ
Что говорят суды о провозе ручной клади
Периодически между авиакомпаниями и пассажирами все равно возникают конфликты по поводу бесплатного провоза ручной клади. Некоторые даже доходят до суда.
Так, жительница Башкирии взыскала с авиакомпании компенсацию морального вреда. Она летела из Тюмени в Москву. Ее рюкзак взвесили в аэропорту — он потянул на 6 кг. Это больше нормы, установленной для ручной клади: авиакомпания разрешала брать на борт рюкзак весом только 5 кг. Женщина вытащила из рюкзака сумку с ноутбуком. Рюкзак стал весить всего 2 кг. Пассажирка хотела, чтобы его оформили как ручную кладь, а сумку она намеревалась пронести на борт как сверхнормативную ручную кладь по правилам, установленным пунктом 135 ФАП-82. Но сотрудники перевозчика сказали, что ноутбук в отдельной сумке — это ручная кладь, а значит, рюкзак уже не может быть ручной кладью.
Суд сказал, что авиакомпания действительно нарушила требования закона о сверхнормативной ручной клади: рюкзак надо было оформить как ручную кладь, а сумку пассажирка имела право взять на борт бесплатно в дополнение к нему. Но женщине присудили всего 4500 Р : 3000 Р в качестве компенсации морального вреда и 1500 Р штрафа, который взыскали с перевозчика.
Женщинам предложили сдать вещи в багаж и заплатить за это. Но пассажирки багаж не оплатили, из-за чего не попали на рейс.
Скорее всего, проблем бы не возникло, если бы пассажирки взяли с собой в качестве ручной клади коробки габаритами 4 × 36 × 30 см, а вместо рюкзака — дамские сумки. Тогда сумки считались бы сверхнормативным багажом, который по правилам можно брать в салон и не помещать в калибратор.
Как быть, если сотрудники авиакомпании заставляют сдавать ручную кладь в багаж
Сотрудники авиакомпаний не всегда выполняют федеральные авиационные правила: они могут попросить пассажира сдать в багаж что-то из вещей, которые он имеет право провозить бесплатно. Тогда клиент окажется перед выбором: уступить незаконному требованию или не попасть на рейс.
Такая ситуация произошла с мужчиной из Владимирской области в кресле-коляске. Сотрудники «Аэрофлота» заставили пассажира сдать кресло в багаж, хотя по правилам он мог взять его в салон самолета. Когда мужчина прилетел на место, оказалось, что кресло сломано: рама повреждена, поэтому пользоваться им нельзя.
Сотрудники авиакомпании не предложили пассажиру замену на время починки коляски, поэтому мужчине пришлось купить новую коляску в аэропорту. Он потребовал, чтобы перевозчик компенсировал ему расходы. «Аэрофлот» отказался, и пассажир пошел в суд. Суд сказал, что пассажир имел право взять кресло-коляску в салон, но ему не дали этого сделать. В итоге с авиакомпании взыскали в пользу истца стоимость ремонта, покупки нового кресла, неустойку, компенсацию морального вреда и штраф за нарушение прав потребителя.
Чаще всего пассажиры подчиняются требованиям сотрудников авиакомпании и сдают вещи в багаж за доплату, даже если эти требования неправомерны. Ведь если они откажутся, их не пустят на борт. Чтобы вернуть деньги, после полета придется обратиться в суд. Но так мало кто поступает: слишком малы суммы, которые можно потребовать обратно, даже с учетом штрафа и компенсации морального вреда.
Если сотрудники авиакомпании требуют сдать в багаж вещи, которые можно провозить в салоне бесплатно, попробуйте пригрозить им судом и сразу начать записывать препирательства на видео. Возможно, это приведет работников в чувство. Если нет, обращайтесь в суд и используйте отснятые материалы как доказательство вашей правоты.
Если бы судебная практика оценивала моральный вред более весомыми суммами, авиакомпании, возможно, относились бы к пассажирам бережнее и тщательнее соблюдали законы. Но пока большинство пассажиров не готовы отстаивать свои права, потому что суммы компенсаций слишком маленькие. Люди не хотят тратить время и силы на походы по судам ради пары тысяч рублей.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Багаж и ручная кладь в самолёте: что и как можно провозить
Запомнить все тонкости, что, почему, как и куда можно везти, почти невозможно. Главное — знать, куда обратиться. Вот мы и собрали для вас всё самое важное.
Если бы дама из детского стихотворения Маршака путешествовала самолётом, сдать в багаж картину, корзину и картонку ей было бы не так просто. Собачонку без паспорта и вовсе бы на борт не пустили. Начните погружение в удивительный мир правил провоза всего подряд в самолёте с нашей статьи.
Какой вообще вес поднимает самолёт?
Вес самолёта — это непостоянная величина, складывающаяся из кучи взаимосвязанных переменных. Максимальная взлётная масса воздушного судна заложена при производстве, но то, из чего она будет складываться, меняется от рейса к рейсу.
Во-первых, нужно помнить, что типы самолётов бывают разные: от маленьких Embraer E-175 до широкофюзеляжных Boeing 777, где в одном ряду может быть 10 кресел.
Во-вторых, имеет значение дальность перелёта: от него зависит количество необходимого топлива. Поэтому на дальние расстояния летают большие самолёты: у них больше подъёмная сила крыла и они могут увезти больше людей и багажа, которые составляют коммерческую загрузку. Топливо, кстати, рассчитывается перед рейсом в зависимости от загрузки салона — и того, кем загрузили, детским лагерем худеньких семилеток или импозантными мужчинами. А ещё от погоды, дальности запасного аэродрома, заложенной необходимости сесть на дозаправку где-то посреди пути… Ой, в общем, там всё сложно.
У самолётов в принципе разная пассажировместимость, и она не напрямую зависит от типа самолёта. В одной и той же модели могут быть разные расстояния между креслами, быть или не быть первый и бизнес-классы. Тут уже поле развлечений авиакомпании. Чартерным компаниям, к примеру, невыгодно делать привилегированные классы: чем больше пассажиров можно перевезти, тем больше путёвок можно продать — все в плюсе.
При загрузке багажного отсека имеет значение не только тоннаж, но и объём. Проще говоря, груз может быть крупногабаритным, но лёгким (как партия пуховых одеял), а может быть маленьким, но увесистым. Если груз тяжёлый, есть ограничение по нагрузке на полы. А опасные грузы требуют больше места вокруг себя. Целая наука.
Так что общий допустимый вес багажного отсека, равно как и всего самолёта целиком, с топливом и корпулентной тётей Маней на соседнем кресле, всегда будет разным. Умные люди потому и вывели усреднённый вес багажа и ручной клади с расчётом на то, что кто-то возьмёт меньше, а кто-то заплатит за перевес. Багаж может весить 20, 23, 25 кг, ручная кладь — 5, 7, 8, 10 кг, в зависимости от авиакомпании. И в 99% случаев вам это подробно напишут на маршрутной квитанции.
Ну а теперь поехали дальше. Разбираемся, что и как можно везти. Спойлер: здесь тоже всё сложно.
Жидкости
Для ручной клади правила довольно строгие. В совокупности везти можно не более 1 литра жидкости (ром из дюти-фри не в счёт), но каждый флакончик может быть не более 100 мл объёмом. «На донышке» не прокатит: это тот случай, когда имеет значение не только количество жидкости, но и размер флакона. И в идеальном мире все флакончики и бутылочки должны быть сложены в закрывающийся прозрачный пакет.
На деле за тем, чтобы все жидкости были упакованы в пресловутый прозрачный пакет 18×20 см, смотрят далеко не везде. В московских аэропортах на эту дополнительную упаковку почти никто внимания не обращает. А вот в аэропорту того же Марселя, если вы, не дай бог, разложите лаки для ногтей или мини-шампуни в разные места, вас заставят собирать их по всему чемодану и складывать в пакет, который они вам, нерадивым, так и быть, выдадут. Проще подготовиться заранее и не быть тем самым нехорошим человеком, из-за которого тормозится вся очередь на досмотр.
В багаж идёт всё, что больше 100 мл. Запрещено в любом виде провозить легковоспламеняющиеся жидкости, так что искать, чем разжигать костёр, придётся на месте. Радиоактивное, ядовитое и токсичное — тоже ни-ни. Ещё запрещены сжиженные газы, окисляющие вещества и органические перекиси, не считая перекись водорода. В химиков играйте дома.
Как провозить алкоголь в самолёте
Количество алкоголя на пассажира регламентируется таможней. Например, на территорию РФ можно беспошлинно ввозить 3 литра спиртного на человека старше 18 лет, а с пошлиной — до 5 литров; в разных странах нормы отличаются. Пить принесённое с собой и купленное в дьюти-фри спиртное на борту нельзя — хотя ваш сосед сзади и выпил десяток маленьких бутылок виски, вообще-то так делать запрещено. Эта привычка может аукнуться ему в будущем, когда чёрные списки авиакомпаний станут не исключением, а правилом.
Вода в самолёте
Воду с собой в самолёт брать можно, но только ту, которую вы втридорога купите в аэропорту уже после прохождения досмотра. Вашу бутылку попросят выбросить заблаговременно, потому что она явно больше 100 мл. Во многих аэропортах в чистой зоне есть фонтанчики с питьевой водой, которой можно наполнить припасённую бутылку, но цивилизация дошла ещё не всюду.
Как провозить духи и туалетную воду в самолёте
Туалетная вода — это тоже вода, но особенная. В ручной клади на неё распространяются общие правила провоза жидкостей (не больше 100 мл, но купить большой флакон в дюти-фри можно). Но в некоторых странах существуют ограничения по ввозу. В Ирландию, например, нельзя ввозить больше 50 мл духов и 250 мл туалетной воды. Если вы не собираетесь барыжить парфюмерией, вам этого хватит за глаза.
Как провозить еду в самолёте
В случае с едой важны не столько правила провоза непосредственно в самолёте, сколько таможенные регламенты стран, между которыми вы летите. Причём касающиеся и ввоза, и вывоза. Ну и санкции, куда ж без этого.
В США официально нельзя ввозить еду. Некоторых людей, которые едут в гости к американским друзьям, это не останавливает от провоза баночки икры, так что на досмотре в Штатах они делают каменные лица. Но вообще шутить с американскими таможенниками и пограничниками очень рискованно.
Французы не выпустят вас с сыром в ручной клади. Заберут вкусняшку себе и не поморщатся. Если душа требует килограмм бри или рокфора, сдавайте в багаж. Или покупайте в дьюти-фри, но выбор и цены там будут не такие, как в лавке в городе.
Можно ли провозить икру, рыбу и другие морепродукты в самолёте
С территории России можно вывозить до 5 кг рыбы и морепродуктов и до 250 г осетровой икры в заводской упаковке при наличии магазинных чеков. Сверх этого вывозить морские богатства нельзя. А ввозить — до 5 кг продуктов растительного происхождения (кроме семян, семенного материала, посадочного материала, картофеля).
Такое же ограничение действует и для продуктов животного происхождения — но они могут быть только готовые и в заводской упаковке. А ещё у нас периодически вводятся запреты и ограничения на ввоз продуктов из тех или иных стран, про которые тоже нужно читать перед поездкой. Список запрещённых для ввоза на территорию России продуктов можно посмотреть на сайте Россельхознадзора.
Мясо, колбаса, фрукты
Это относится и к мясу, и ко фруктам, которые из ряда стран ввозить просто нельзя. Скорее всего, не пустят в самолёт с целым арбузом, потому что он может лопнуть. И с кокосом, кожуру которого не просветить на досмотре. Правила вывоза продуктов из экзотических стран вроде Таиланда нужно уточнять у авиаперевозчика. Больше 5 кг вы всё равно не ввезёте, как мы помним, а вот с надлежащей упаковкой вам подскажут.
Особенные правила могут коснуться всего сильно пахнущего. Даже с лимонами из таможенно дружественной страны на борт могут не пустить, потому что резкий запах цитрусовых вызовет недовольство других пассажиров. Так что те самые французы, отбирающие у вас сыр, просто заботятся о соседях по салону, да.
С колбасой примерно такая же история. Могут запретить брать её в ручную кладь из-за аромата, да и продуктом первой необходимости в полёте она явно не является. Плюс во многие страны ввозить продукты животного происхождения нельзя: мало ли, вдруг эпидемию какую завезёте. С салом та же беда (если оно в фабричной упаковке — ок; если в домашней, то ему путь заказан). Так что ещё раз: читайте таможенные правила страны назначения!
Мёд, консервы, торты
Детское питание в самолёте
Детское питание — особая статья. Оно не обязано вписываться в нормы по 100 мл, его можно взять на борт, если вы летите с ребёнком. Сюда же относится диетическое питание. При этом в США запрещён провоз на борту воздушного судна порошков и детского питания объёмом 12 унций или 350 мл.
Можно ли провозить в самолёте кальяны, IQOS, вейп, зажигалки и сигареты
Что касается всяких штук для курения: везти можно, использовать нельзя. В плане фактического провоза вейпы, электронные сигареты и IQOS скорее подпадают под понятие электроники (о ней ниже). Брать всё это добро нужно в салон, заряжать от розеток в самолёте нельзя.
Лекарства и шприцы
Это тоже зависит от страны. В ОАЭ, например, с этим ужасно строго: ввоз жаропонижающих, обезболивающих и многих других лекарств сильно ограничен. Нельзя ввозить даже элементарные «Корвалол» или «Пенталгин». С кодеиносодержащими препаратами тоже тяжело (хотя кому с ними легко), как и с антидепрессантами. Для поездки в Австралию нужно заручиться рецептами на всё подряд, потому что к ввозу лекарств они относятся катастрофически внимательно. В США нельзя ввозить анальгин. Если есть вопросы или необходимость, лучше заранее изучить таможенные предписания страны назначения и компоненты лекарств или проконсультироваться в посольстве.
Обычно лекарства просят возить в заводских упаковках, а не ссыпать все таблетки подряд в одну баночку. Это логично. На деле большинству таможенников всё равно, но во избежание лишней нервотрёпки лучше сделать по науке.
На рецептурные препараты обязательно нужен рецепт. И под этим словом мы понимаем не стикер с рекламой препарата, на котором участковый врач тренируется писать неразборчиво, а настоящий документ со штампиками и прочими прелестями.
Нужно быть готовыми к тому, что в ручной клади каждая таблетка может вызвать вопрос. Случай из практики: на вылете (!) из Туниса служба досмотра, стоя над выпотрошенной сумкой, полчаса требовала рецепт на ношпу.
В принципе, обычно на вылете домой лишиться стандартных таблеток от живота или головы не очень страшно. Но если это случится на перелётах далеко от дома или с дорогими лекарствами, уже не так весело. Поэтому важные таблетки лучше прятать в чемодан, а в салон брать с собой только необходимый минимум. Или, если летите без багажа, перестраховаться с рецептами.
Для провоза шприцев и игл нужно также заручиться медицинскими документами, подтверждающими необходимость перелёта с ними. Особенно это касается людей с инсулинозависимой формой диабета, чтобы ни у кого не возникло абсурдного требования сдавать инсулин в багаж — с этим препаратом нужно обращаться осторожно, а багажный отсек самолёта этого не предполагает. Без медицинского обоснования провозить иглы для подкожных инъекций нельзя.
Оружие и складные ножи
Наличка
Как вы понимаете, тут важен не вес, а количество валюты (хотя тысяча баксов монетами по одному центу вызовет вопросы у любого здравомыслящего человека). В целом, задекларируйте — и вывозите свои миллионы. Без дополнительных проволочек разрешено ездить с валютой, эквивалентной 10 000 долларов США. Редким людям нужно столько денег налом, но всякое бывает.
Из некоторых стран запрещён вывоз национальной валюты. К таким государствам относятся Египет, Тунис и ещё многие страны с собственными уникальными деньгами. Нумизматам-любителям можно посоветовать разве что хорошо прятать среди рублей маленькое количество местных денег и быть готовыми расстаться с ними в случае чего (тогда делайте удивлённые глаза и скажите, что забыли, что с вас, туристов, взять).
Косметика
Электроника
Бытовые электронные устройства вроде телефонов, пауэрбанков, ноутбуков в ручной клади никаких вопросов не вызывают. Сдавать их (выключенными!) в багаж также не воспрещается, но для целости и сохранности техники логичнее всё же брать её с собой в салон. Иссключение — пауэрбанки. Их сдавать в багаж нельзя, можно только в ручную кладь.
Одно время авиакомпании предупреждали, что категорически запрещён провоз на борту Samsung Galaxy Note 7 (это те самые телефоны, которые взрывались чаще, чем работали). Сейчас шумиха вокруг них поутихла, но имейте в виду.
На профессиональное аудио- и видеооборудование обычно нужно оформлять разрешение авиакомпании.
Можно везти с собой фен, электробритву, утюжок или плойку (если она не остроконечная). В целом, если электроприбор вписывается в параметры ручной клади, везти его можно, но в каждом конкретном случае конкретному сотруднику это может не понравиться. Особенно если у вас собой вафельница, электрогриль или ещё что-то эдакое.
Обычные батарейки и крупные аккумуляторы нужно возить в ручной клади, убедившись, что они не перемкнутся случайно между собой. В багаже провоз запасных аккумуляторов (отдельно от техники) запрещён.
Особое место занимают малогабаритные средства для личного передвижения, если по-русски — моноколеса, сегвеи, гироскутеры, электросамокаты и ховерборды. Причина в крупных литиевых батареях, на которых они работают. В «Аэрофлоте» (который следует рекомендациям IATA, Международной ассоциации воздушного транспорта) их нужно сдавать в багаж, предварительно вынув батарею и взяв её в ручную кладь. Батарея при этом должна соответствовать норме по мощности: 160 Ватт-час. Если батарею извлечь нельзя, такое средство оформляется через грузовой терминал аэропорта как «опасный груз».
Другое
Тут начинается ещё большее веселье, чем было до этого, балансирующее на грани таможенного законодательства и здравого смысла.
Музыкальные инструменты многие люди в багаж не сдают. Не потому, что так делать нельзя (как раз-таки компании всеми руками и ногами за оформление их как хрупкого негабаритного багажа), а из любви к инструменту. Крупным инструментам, вроде контрабаса или виолончели, принято покупать билет, чтобы они «сидели» в соседнем кресле и с ними ничего не случилось. Небольшие инструменты проходят как ручная кладь. Если вы не профи, а просто хотите взять отцовскую гитару, чтобы сыграть где-нибудь в горах, вы можете приобрести железобетонный (фигурально выражаясь) кофр и сдать-таки инструмент в багажный отсек, убедившись, что его промаркировали как хрупкий.
Хрупким багажом может стать что угодно негабаритное: например, телевизор или любимая напольная ваза вашей бабушки, которую вы везёте в подарок другу по переписке. Желательно заранее сообщить авиакомпании, что вы повезёте, и позаботиться об упаковке. Помните: хрупкое в понимании грузчиков не означает сверхделикатность. Да и вообще, всякое может быть. Так что десять слоёв пенопласта и нормальная коробка — на вашей совести. Ну и да, за такой груз придётся доплатить. Иногда для успокоения можно воспользоваться лайфхаком музыкантов и оформить для своего груза место в салоне. Однако это тоже делается по согласованию с авиакомпанией, а не просто с покупкой двух билетов.
Другой вопрос, является ли ваза произведением искусства. Или ценна ли картина, купленная на блошином рынке. Если вы везёте что-то из-за рубежа, сохраните чек. Транспортировать картину в раме можно в ручной клади, если она подходит по габаритам. И в прозрачной плёнке — чтобы было видно, что вы не Куинджи в очередной раз украли. Для вывоза из России даже ваших собственных полотен рекомендуется оформить справку, что Минкульт не против и картина написана в наше время. Можно и без этого, но тут уж как повезёт. Ну а если вдруг правда это что-то невероятно ценное, удачи вам с документальной волокитой. Позаботьтесь о бумажках заранее.
Если вы купили шкаф, гранитную столешницу, гигантский холодильник или машину не на ходу, вам придётся отправлять их к себе грузовым бортом. А иногда и морем: это вполне распространённая практика, и хоть по морю контейнеры с грузом идут долго, зато вы так сможете перетащить хоть всё содержимое двухэтажного дома.
Для романтичных: букеты цветов разрешают возить в салоне даже в «Победе», а вот живые, несрезанные растения должны проходить контроль и получать специальные документы, что они не представляют никакой опасности.
Для путешествий с любимой зверюшкой нужно оформить ветпаспорт. На борт пускают только с кошками и небольшими собаками в переносках, которые можно разместить в салоне, а вот крупные животные должны путешествовать в багажном отсеке. В случае с экзотическими существами (змеями, ящерицами, многими видами птиц) потребуется разрешение, что и вывозить их можно, и ввозить, никакую заразу они не перевозят и невосполнимой утратой для популяции их переезд не будет.
Есть общие международные правила, регламентирующие провоз той или иной категории вещей. Но запомните житейскую мудрость: если перед перевозкой чего-то нетривиального вы сомневаетесь, стоит ли оформлять дополнительные разрешения или не изымут ли вкусности на границе, лучше проконсультируйтесь в посольстве страны назначения или хотя бы просто прочитайте таможенные документы. Лишним не будет.