Что относится к правовому регулированию экономической деятельности граждан
Что относится к правовому регулированию экономической деятельности граждан
ГК РФ Статья 2. Отношения, регулируемые гражданским законодательством
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 2 ГК РФ
1. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 30.12.2012 N 302-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2. Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
О выявлении конституционно-правового смысла п. 3 ст. 2 см. Постановление КС РФ от 24.03.2017 N 9-П.
3. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Тема 1. Хозяйственное право в механизме управления рыночной экономикой
Ознакомившись с данной темой, Вы будете:
Оглавление
1.1. Понятие, метод, принципы, источники хозяйственного права
Предпринимательство является одной из форм профессиональной деятельности человека. В процессе затрат физического и духовного потенциала работника воспроизводятся материальные духовные блага.
Современные рыночные реформы в России предусматривают создание свободного рынка товаров и услуг, укрепление и расширение сферы хозяйственной деятельности. Главными участниками в экономике страны становятся предприниматели, хозяйствующие субъекты.
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) ст.2 определяет предпринимательскую деятельность как: самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказание услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Основой рыночной экономики является свобода предпринимательства, частная ответственность, конкуренция.
Хозяйственные отношения – это общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения по государственному регулированию рыночной экономики. Они делятся на две группы (табл. 1):
Горизонтальные хозяйственные отношения
Вертикальные хозяйственные отношения
Имущественные отношения, собственно предпринимательские между:
Некоммерческие отношения между:
Основа отношений – юридическое равенство сторон
Основа отношений – обязательность исполнения управленческих актов
Права и обязанности сторон возникают из договоров
Отношения возникают из государственного регулирования экономики, поддержки конкуренции, ограничения монопольной деятельности, лицензирования
Вывод: обе группы составляют хозяйственно-правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот
Предпринимательство является разновидностью экономической деятельности (ч. 2 ст. 34) Конституции РФ. Любой субъект, владея определенным имуществом, может быть участником хозяйственной деятельности, отношения которой регулируются нормами хозяйственного права. К ним относятся: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Основным участником хозяйственных отношений является «хозяйствующий субъект», то есть лицо осуществляющее предпринимательскую деятельность. Следует отметить, что понятие «предприниматель» более узкое, так как последний не всегда обладает полномочиями хозяйствующего субъекта.
Хозяйственное право – это совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные отношения, в том числе некоммерческие отношения, также отношения по государственному регулированию экономики для обеспечения интересов государства и общества.
Предмет правового регулирования – это обособленная часть общественных отношений, регулируемых нормами права. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод – как регулирует, то есть это совокупность юридических приемов.
Методом правового регулирования хозяйственной деятельности является совокупность способов и приемов регулирования отношений между участниками, складывающихся вследствие особых свойств предмета регулирования. К ним относятся (табл. 2):
Наименование метода
Содержание метода
Метод автономных решений и согласований
Каждый участник данного правоотношения самостоятельно решает возникшие вопросы, а при вступлении в правовое отношение он согласовывает их с другими сторонами
Метод обязательных предписаний
Одна сторона правового отношения дает другой стороне предписание, обязательное для выполнения
Одна сторона правоотношения дает другой стороне рекомендации о порядке ведения хозяйственной деятельности
Устанавливается запрет на недопущение определенных действий хозяйствующими субъектами
Указанные методы позволяют обеспечивать:
Разнообразие правовых воздействий создает возможность формирования альтернатив в хозяйственных правоотношениях.
Принципы хозяйственного права – основополагающие начала, обеспечивающие регулирование хозяйственной деятельности на всех уровнях.
Принципы хозяйственного права и их содержание
Экономическая свобода хозяйствующих субъектов.
Свобода в выборе направлений и методов деятельности самостоятельности в применении решений
Защита экономических интересов субъектов хозяйствования и поощрение предприимчивости
Налоговых льгот и другие системы налогов и налоговых мер
Государственное воздействие на отношения в хозяйственной сфере
Государственные органы вправе пресекать нарушения закона в предпринимательской деятельности, давать обязательные предписания и привлекать нарушителей к различным видам ответственности
Конкуренция и защита от монополизма и недобросовестной конкуренции
Принятие нормативных актов по антимонопольной деятельности, осуществление контроля со стороны государства, установление тарифов, ставок
Каждый участник хозяйственной деятельности должен опираться на действующее законодательство, соблюдать права, интересы других лиц
Источники хозяйственного права. Источником права является государственная воля, которая выражена в акте компетентного государственного органа. Юридическая сила нормативного акта зависит от того, каким органом он был принят.
Законодательство в сфере хозяйственного права включает:
Следует обратить внимание на то, что в правовой системе действует принцип непротиворечивости, то есть правовые акты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня. В противном случае действует правовой акт органов вышестоящего уровня. Так, законы РФ и Указы Президента РФ должны соответствовать Конституции РФ, иначе действуют нормы, установленные Конституцией РФ.
Источниками хозяйственного права наряду с внутренними законами являются нормы международного права, международные договоры России, которые применяются в случае, если международный договор РФ установил иные правила, чем те, что предусмотрены гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101 «О международных договорах Российской Федерации» устанавливает, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права – принципу добровольного выполнения международных обязательств.
Международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества в области экономики.
Постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ по вопросам хозяйственного права не являются источниками права и служат руководством по правильному и единообразному применению судами соответствующих законов и других правовых актов. Например, постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.10.03 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» в целях обеспечения правильного и единообразного применения судами международного права при осуществлении правосудия дает разъяснение по различным вопросам, связанным с реализацией положений международного права на внутригосударственном уровне.
Нормативные акты, регламентирующие хозяйственную деятельность, разделяются на группы, указанные в табл. 4.
Наименование нормативных актов
Правовое регулирование экономической деятельности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность понятия экономической деятельности
Вся история развития человечества основана на возникновении и развитии экономической деятельности человека. Зародилась эта деятельность в тот период, когда природа уже не могла обеспечить возросшие потребности человека. Для их удовлетворения человеку приходилось трудиться.
Экономической деятельностью называется совокупность деятельности человека по созданию материальных и духовных благ в процессе труда.
Стоимость приложенных усилий легла в первоначальную основу ценообразования. Благодаря дальнейшему развитию экономической деятельности, совершенствовались орудия труда, технология производства, увеличивалась производительность труда. Появление излишков продукции привело к возникновению классового общества и государства.
Экономическая деятельность стала основой для формирования социальных отношений. Государственная политика (как внутренняя, так и международная) является лишь отражением и продолжением экономических отношений.
Необходимость регулирования экономической деятельности
Регулированием экономической деятельности называется согласование действий субъектов хозяйствования.
Регулирование экономики необходимо. Хотя основоположник экономической теории А. Смит и убеждал, что экономика обладает абсолютной способностью к саморегулированию, последующее развитие мирового хозяйства показало необходимость вмешательства государства. Дж. Кейнс По данной теме мы уже выполнили реферат Кейнс подробнее утверждал, что роль государства в регулировании экономикой усиливается, усложняется и требует ювелирной точности.
Готовые работы на аналогичную тему
Государство старается совместить интересы как производителей, так и потребителей, защищает экономику от монополизации, учитывает общественные интересы и национальную безопасность
Методы регулирования экономической деятельности
Методами регулирования экономической деятельности называются способы влияния на субъектов хозяйствования для обеспечения эффективности деятельности экономики в направлении государственной экономической политики.
Методы бывают прямые и непрямые (косвенные). В зависимости от форм воздействия их разделяют на:
Правовые методы регулирования
Наиболее ярким примером методов прямого влияния является правовое регулирование экономической деятельности.
Правом называется совокупность норм и правил поведения, которые санкционированы и обеспечены системой государственного влияния.
Государство формирует нормативно-правовую базу, с помощью которой воздействует на экономику, регламентирует рыночные отношения и деятельность субъектов хозяйствования. Целью правового регулирования является законодательное обеспечение эффективности деятельности экономики государства, координации деятельности производителей и совмещение частных и общественных интересов.
Правовое регулирование предусматривает не только нормативность, но и процедурность деятельности. Это означает, что любое действие должно иметь четкую структуру и последовательность. Кроме этого предусматриваются процедуры защиты интересов, создания предприятий, объявления банкротства и пр.
Помимо этого правовое регулирование предусматривает объективность права, его независимость и непредвзятость, наличие определенных правовых структур (органов правового производства).
Подводя итог, можно сказать, что методами правового регулирования экономической деятельности являются:
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 13 09 2021
Правовое регулирование экономической деятельности и законодательство в области финансов
Правовое регулирование экономической деятельности
1. Основные объекты государственного регулирования:
Методы государственного воздействия на экономику подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые методы государственного регулирования в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения, которые характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение субъектов.
Косвенные методы государственного регулирования основываются на экономических средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Они через экономические интересы без прямого властного воздействия влияют на мотивацию должного поведения и создание материальных стимулов, как материального поощрения, так и ответственности.
Средства административного регулирования в сфере экономики чрезвычайно разнообразны. Среди них следует назвать разрешение совершения определенных действий, например, лицензирование; утверждение конкретных заданий тем или иным субъектам предпринимательской деятельности; обязательные предписания совершения каких-либо действий; запрещение конкретных действий; регистрацию определенных действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; выдача государственных заказов; контроль и надзор и т.д.
Административные методы государственного регулирования находят эффективное применение в таких основных областях, как:
В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно-стимулирующий характер, тем не менее, оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило, программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении.
Особо следует отметить самостоятельную группу средств государственного регулирования экономики, так называемые правовые средства. К числу правовых средств относятся такие широко применяемые инструменты, как договор, юридическая ответственность, юридическое лицо и др.
2. Одним из основных видов государственного контроля за предпринимательской деятельностью является лицензирование.
К лицензируемым относятся те виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Например: банковская и иная кредитная деятельность, производство этилового спирта, разработка и производство боеприпасов и их составных частей и другие.
В современных условиях развития предпринимательства в России актуальной является проблема надзора государства в лице различных органов за деятельностью хозяйствующих субъектов. Этот надзор преследует двоякую цель. Во-первых, с помощью надзора происходит упорядочение создания и деятельности предпринимателей. Во-вторых, государство стремится извлечь доход для себя и защитить свои монополии на наиболее приоритетные виды деятельности.
Современный этап развития лицензирования характеризуется сокращением числа лицензируемых видов деятельности. Это связано, прежде всего, с тем, что избыток лицензируемых видов деятельности порождает т.н. «административные барьеры», которые мешают развитию государства с рыночной экономикой.
Для получения лицензии соискатель предоставляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы: заявление, учредительные документы, свидетельства о государственной регистрации и постановке на учет в налоговом органе, квитанцию об уплате лицензионного сбора, а также документы, подтверждающие квалификацию работников соискателя.
Лицензирующими органами являются только органы исполнительной власти РФ или субъектов РФ, в чьей компетенции в соответствии с законом находится тот или иной лицензируемый вид деятельности. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии по общему правилу в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Решение о предоставлении лицензии (отказе в предоставлении) оформляется приказом лицензирующего органа. Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в письменной форме. В течение 3 дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.
Вид деятельности, на который лицензия выдана, может выполняться только лицом, ее получившим, т.е. отсутствует право лицензиата передавать ее другому лицу.
Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, т.е. лицензиату приходится опять платить соответствующий сбор, обращаться в лицензирующий орган и т.д. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.
Лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной в следующих случаях:
Основанием для аннулирования лицензии являются:
3. Важнейшим комплексом законов, призванных обеспечивать эффективное продвижение реформ, становление и развитие рыночной экономики, являются законы, регулирующие отношения, влияющие на конкуренцию на рынках России.
Монополистической деятельностью признаются только противоречащие антимонопольному законодательству и ограничивающие конкуренцию действия хозяйствующих субъектов.
Видами монополистической деятельности признаются так называемые горизонтальные и вертикальные соглашения хозяйствующих субъектов.
Горизонтальное слияние означает объединение нескольких до того независимых фирм, принадлежащих к одной отрасли. Подобные слияния регулируются наиболее жестко, так как предполагают уменьшение числа конкурентов в отрасли, что отождествляется с уменьшением конкуренции.
Вертикальное слияние является объединением фирм, осуществляющих последовательные стадии производства и поэтому связанных отношением «поставщик-покупатель».
Недобросовестная конкуренция, так же как и монополистическая деятельность, является правонарушением, могжет повлечь за собой гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность.
Основы финансового права РФ
У финансового права нет самостоятельного метода правового регулирования, поэтому используется административно-правовой метод. Он включает обязательный характер правил, неравное положение сторон в правоотношении, разный объем прав и обязанностей субъектов.
Источниками финансового права являются Конституция РФ, нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, органов управления специальной компетенции. Все это в совокупности образует финансовое законодательство.
Финансовая деятельность государства представляет собой процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства.
Финансовая деятельность осуществляется разнообразными методами. Государство вступает в отношения с различными субъектами финансовой деятельности по поводу собирания денежных средств или их распределения, применяются методы собирания, распределения и использования фондов денежных средств.
Среди методов собирания денежных средств наиболее распространен налоговый метод, при котором часть доходов, прибыли организаций, учреждений и граждан в обязательном порядке, в установленные законом сроки и в назначенных размерах отчисляется в бюджет.
В обязательном порядке осуществляются также взносы во внебюджетные фонды: социального страхования, медицинского страхования, занятости населения, Пенсионный фонд РФ. Они уплачиваются организациями, учреждениями и гражданами и идут на выплаты пенсий и различных пособий.
Источником поступления денежных средств в бюджет государства являются также государственные пошлины. Они взимаются за различные услуги, оказываемые государственными учреждениями.
Помимо обязательных взносов денежных средств организациями, учреждениями и гражданами, за счет которых до недавнего времени формировалась доходная часть бюджета государства, все более широкое распространение получают добровольные взносы денежных средств (приобретение облигаций и других ценных бумаг, лотерейных билетов, вклады населения в банки и т.п.).
В отличие от финансирования кредитование является плановой, целевой, возвратной и возмездной выдачей денежных средств в виде банковских ссуд, которые подлежат возврату в назначенный срок и за которые взимается определенный процент.
2. Совокупность экономических отношений, однородных по формам и методам собирания и использования денежных средств, называют финансовым институтом (например, все отношения в области бюджета, все отношения в области страхования или в области кредитования).
Все вместе взятые финансовые институты образуют финансовую систему. Финансовая система РФ представляет собой совокупность входящих в состав финансов РФ звеньев и их взаимосвязи. Такими звеньями (институтами) являются: бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральными, региональными) и местными бюджетами; внебюджетные целевые фонды; финансы предприятий, организаций; имущественное и личное страхование; кредит (государственный и банковский).
Государственные финансы включают: бюджет страны; внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, фонды социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования и другие фонды); государственный кредит.
Финансы предприятий, учреждений, организаций состоят из: финансов коммерческих и некоммерческих учреждений и организаций, финансов общественных объединений.
Страхование как важнейшее звено финансовой системы делится на две формы: обязательное и добровольное. Эти формы, в свою очередь, подразделяются по видам страхования: социальное страхование; личное страхование; имущественное страхование; страхование ответственности; страхование предпринимательских рисков; перестрахование.
Государство имеет достаточно широкую систему органов, занимающихся финансовой деятельностью. Прежде всего это высшие представительные и исполнительные органы государственной власти: Федеральное Собрание и представительные органы субъектов Федерации, Правительство РФ, администрации субъектов Федерации, Министерство финансов РФ. Помимо них финансовую деятельность осуществляют специальные органы: ЦБ РФ, Счетная палата РФ, Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба, налоговая полиция, разнообразные инспекции, контролирующие финансовую деятельность.
3. Для того чтобы обеспечить своевременную и полную аккумуляцию денежных ресурсов и затем их целевое использование, государство осуществляет финансовый контроль за образованием, распределением и применением ресурсов всех институтов финансовой системы.
Важным видом финансового контроля является общегосударственный контроль, осуществляемый органами государственной власти и государственного управления общей компетенции, а также специальными контрольными органами (Федеральное Собрание, Правительство, Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, федеральные органы налоговой полиции, Федеральное казначейство, Счетная палата, банки и т.п.).
Каждое министерство и ведомство проводит ведомственный контроль за финансовой деятельностью подотчетных предприятий и организаций. Такой контроль должен способствовать соблюдению финансовой дисциплины, эффективному использованию выделенных денежных средств.
Основы бюджетного права РФ
Совокупность бюджетов разных уровней образует бюджетную систему, состоящую из: федерального бюджета; бюджетов субъектов Федерации; местных бюджетов административно-территориальных образований.
Федеративное бюджетное устройство РФ определяет всю организацию и принципы построения бюджетной системы, взаимосвязь между отдельными бюджетами и порядок распределения доходов и расходов между ними. Принципами построения бюджетной системы являются единство, полнота, реальность, гласность, самостоятельность всех бюджетов, входящих в систему.
Бюджеты РФ делятся на группы:
Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. Большое практическое значение имеет классификация по порядку и условиям зачисления доходов. По этому признаку доходы бюджета делятся на закрепленные, регулирующие, дотации, субвенции и ссуды.
Закрепленными являются доходы, которые в полном объеме или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке зачисляются в соответствующие бюджеты. По закону такие доходы должны составлять не менее 70% доходной части минимальных бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.
Регулирующие доходы распределяются ежегодно с целью сбалансированности доходов и расходов в виде процентных отчислений от налогов или других платежей. Они поступают в нижестоящие бюджеты на основе решений вышестоящих органов государственной или местной власти.
Расходы бюджетов любого уровня в соответствии с экономической классификацией подразделяются на:
Бюджет развития состоит из расходов, направляемых на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, капитальные вложения, т.е. на расширенное воспроизводство.
Бюджет текущих расходов включает расходы на текущее содержание и капитальный ремонт жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, образования и т.п.
Важным показателем финансового благополучия в стране является сбалансированность бюджета, т.е. равенство доходной и расходной частей бюджета. При превышении расходов над доходами возникает дефицит бюджета. Если бюджет находится в дефиците, то первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.
Бюджетный процесс длится около 3 лет, это время называется бюджетным периодом. Финансовый (бюджетный) год длится 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря).
Бюджетный процесс состоит из 5 стадий.
На 1-й стадии осуществляется составление проекта бюджета. Решение о начале работы над составлением проекта федерального бюджета принимает Президент РФ. Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта федерального бюджета. Территориальные органы исполнительной власти ведут детальную проработку и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр федерального бюджета.
На 2-й стадии происходит рассмотрение проекта бюджета представительным органом власти соответствующего субъекта бюджетного права. Рассмотрение бюджета предшествует принятию решения о санкционировании бюджетных расходов, которое является правовой основой для выделения бюджетных ассигнований.
Утверждение бюджета, принятие закона о бюджете осуществляются на 3-й стадии. Стадия начинается с рассмотрения уточненного проекта бюджета соответствующим представительным органом власти и заканчивается утверждением бюджета в форме закона или решения.
Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета является 5-й стадией бюджетного процесса. Отчет об исполнении бюджета составляют исполнительные органы управления и представляют его на утверждение соответствующим органам представительной власти.
Основы налогового права РФ
Налоги являются основным источником доходов государственного бюджета. Как правило, за счет налогов и сборов формируется ежегодно около 80% доходов федерального бюджета.
Существуют различные основания, которые могут быть положены в основу классификации налогов.
По форме возложения налогового бремени налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые, или подоходно-поимущественные, налоги взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ. Подоходный налог уплачивается при получении дохода; налог на имущество уплачивается собственниками определенных видов имущества (сбережений). Косвенные налоги, или налоги на потребление, взимаются в процессе расходования материальных благ. Например, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины оплачиваются потребителем товаров, в стоимость которых включаются эти налоги.
В зависимости от характера распределения сумм различают закрепленные и регулирующие налоги. Закрепленными называются налоги, которые на длительный период полностью или в частях закреплены как доходный источник конкретного бюджета (бюджетов). Например, таможенные пошлины являются доходом федерального бюджета. Регулирующие налоги ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита.
В зависимости от характера использования налоги бывают общие и целевые. Общие налоги не имеют привязки к определенным расходам, они поступают в бюджет как в общий денежный фонд. Целевые налоги учитываются отдельно на счетах бюджетных фондов, выделяются отдельной строкой в бюджете и используются на конкретные цели. Например, единый социальный налог.
В зависимости от территориального уровня налоги делятся на федеральные, налоги субъектов РФ, местные налоги и сборы. Федеральные налоги устанавливаются законами РФ и взимаются на всей ее территории. В случае регулирования часть федеральных налогов может зачисляться в бюджеты нижестоящего уровня. Налоги субъектов РФ устанавливаются актами РФ или законами субъекта РФ. Конкретная ставка налога определяется субъектом РФ самостоятельно. Зачисляются эти налоги в бюджет субъекта или в порядке регулирования в бюджеты муниципальных образований. Местные налоги и сборы на долгосрочной основе в соответствии с законом РФ зачисляются в бюджеты муниципальных образований.
В зависимости от времени уплаты различают регулярные и разовые налоги. Регулярные (систематические, текущие) налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени существования объекта налогообложения. Так, налог на доходы с физических лиц, земельный налог взимаются на ежегодной основе, налог на добавленную стоимость взимается ежемесячно или поквартально. Разовые налоги взимаются в связи с каким-либо событием. Например, уплата таможенной пошлины при наличии факта импорта или экспорта товара.
В зависимости от субъекта налогообложения различают налоги, уплачиваемые организациями, физическими лицами, и налоги, которые платят и те и другие. К налогам с организаций относят налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и налог на имущество организаций. Физические лица платят единый социальный налог, налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц. Общими для организаций и физических лиц являются: транспортный налог, земельный налог, налог на рекламу.
Все виды налогов, собираемых на территории РФ, объединяются в налоговую систему, под которой понимается совокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне и установленных законами РФ, субъектов РФ, актами органов местного самоуправления.
Действенность налоговой системы во многом зависит от содержания конкретного закона о налоге. Правильно сформулированный закон о налоге обеспечивает взаимопонимание по поводу сбора налогов между налогоплательщиками и государством в лице налоговых органов. Для того чтобы закон о налоге был выполнимым, или работающим, он должен содержать элементы, которые составляют налоговую формулу.
2. Налог считается установленным, когда определены налогоплательщики, т.е. те, кто платит налоги, и элементы налогообложения: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога в нормативном правовом акте могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги или сборы.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иные характеристики объекта налогообложения.
Единица налогообложения используется для количественного выражения налоговой базы. Так, масштаб налога с владельцев автотранспортных средств зависит от мощности двигателя автомобиля. Мощность может быть выражена в разных единицах: в лошадиных силах или в киловаттах. Избранная единица измерения мощности в целях налогообложения является единицей налогообложения.
3. Порядок начисления налога устанавливается в зависимости от характера лица, на котором лежит обязанность по исчислению налогов. Можно выделить три вида возможных порядков исчисления налогов. В первом случае эта обязанность лежит на самом налогоплательщике (подача декларации о доходах), и в законе предусматриваются гарантии от злоупотреблений со стороны налогоплательщиков (проверки налоговых органов и др.). Во втором случае, когда обязанность исчисления налогов возложена на Haлоговые органы, закон должен гарантировать защиту налогоплательщика от произвола налоговых органов. Возможен случай обязанности исчисления налогов фискальным агентом, тогда в законе должна быть предусмотрена защита налогоплательщика от ошибки фискального агента.
Существуют три основных способа уплаты налога: уплата налога по декларации; уплата налога у источника дохода; кадастровый способ уплаты налога. В соответствии с первым способом на налогоплательщика налагается обязанность представить в налоговую инспекцию в установленный срок официальное заявление о своих доходах (декларацию о доходах). При уплате налога у источника дохода (фискальным агентом) ей предшествует выплата денежной суммы. При кадастровом способе размер налогов исчисляется исходя из средней доходности объектов, а момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода от объекта.
Налоговые льготы направлены на сокращение размера налогового обязательства налогоплательщика. Льготы классифицируются в зависимости от того, на изменение какого из структурных элементов налога направлена льгота. Налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (предметов) налогообложения или определенных элементов объекта, называется изъятием. Например, прибыль и доходы, полученные плательщиком от определенных видов деятельности, изымаются из состава налогооблагаемой прибыли (дохода), т.е. не подлежат налогообложению.
4. Ответственность за налоговые правонарушения может возлагаться на налоговые органы или на налогоплательщиков.
Налоговые органы могут совершать следующие налоговые правонарушения: правонарушения против системы налогов; правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков; правонарушения против исполнения доходной части бюджетов.
Налогоплательщики могут совершать правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика, поэтому необходимо соблюдение специальных требований к открытию банковских счетов, ограничение в использовании наличных денег и т.п. Возможны правонарушения против контрольных функций налоговых органов: несвоевременная регистрация в налоговом органе или уклонение от нее, неповиновение законному требованию или распоряжению должностного лица налогового органа, оскорбление должностного лица и т.п. Могут иметь место правонарушения, касающиеся порядка ведения бухгалтерской, налоговой отчетности и ее представления в налоговый орган, а также обязанностей по уплате налогов.