Что относится к творческим играм в доу
Консультация для воспитателей «Организация и руководство творческими играми детей»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Организация и руководство творческими играми детей»
Дошкольное детство – возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития ребёнка является освоение игровой деятельности.
Игра – добровольная деятельность, она несёт в себе чувство свободы. Нельзя играть по принуждению. Пожалуй, для дошкольника эта единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать.
Педагогика различает игры творческие, подвижные, дидактические. Детская творческая игра существенно отличается от игр подвижных и дидактических. Подвижные и дидактические игры предлагаются ребенку взрослым, в то время как творческая игра является продуктом своеобразного творчества самого ребенка, его изобретением. Вот почему отличается и содержание этих типов игр. Если содержание подвижных и дидактических игр представляет накопленный человечеством опыт, который и передается детям в сюжетах этих игр, в их правилах, то в изобретаемой самим ребенком сюжетной игре он сам как бы «завоевывает» этот опыт. В такой игре сюжет развивается самими детьми, от них исходят правила игры, которые связываются с исполнением ролей, нужных по замыслу игры. Творческие игры детей также построены на правилах, но в отличие от дидактических и подвижных игр, где правила даются в готовом виде, в творческих играх правила заимствуются детьми из той общественной среды, в которой они живут. Правилами общественной жизни дети первоначально овладевают именно в изобретаемых ими играх, разумеется, по-своему преломляя их. В этих играх ребенок живет интересами современности. Творческие игры, развиваемые самими детьми, имеют особое значение для воспитания. В них наиболее полно формируется личность ребенка. Творческая игра влияет на ребенка всесторонне; она является первой ступенью в самостоятельном общении ребенка с другими детьми.
Творческими их называют потому, что дети самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры. Они помогают ребенку во всестороннем развитии, поскольку через игровые действия дети стремятся удовлетворить интерес к окружающей жизни. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, который используется в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.
Правильное понимание характера и особенностей каждого вида игр имеет большое значение для методики руководства ими. При руководстве творческими играми задача педагога заключается в том,чтобы:
• помочь детям выбрать тему игры, развить её сюжет;
• помочь сделать нужную для игры постройку;
• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Основные приёмы руководства:
• старший дошкольный возраст- советы, вопросы.
• непосредственное участие в игре (младший и старший дошкольный возраст).
В старшем возрасте педагог предоставляет воспитанникам возможность самостоятельно создавать игровые образы, если нужно, подсказывает, как лучше выполнить роль, дает фотографии, иллюстрации с целью более детального ознакомления с внешним видом того или иного героя, рассказывает о нем или его профессии. Роль игрового материала и игрушек с возрастом значительно видоизменяется. У старших детей игровой материал является вспомогательным в игре, он сознательно ими привлекается или даже сознательно создаётся согласно замыслу игры.
Игры со строительным материалом занимают особое место среди творческих игр детей. Творчество детей в строительных играх во многом зависит от содержания игры и от умений ребёнка обращаться со строительным материалом. Чем богаче замысел игры, тем больше требуется от ребёнка творческой фантазии, изобретательности. Поэтому, руководя строительными играми, воспитатель должен:
• обогащать содержание игры;
• развивать конструктивные способности детей;
• учить их строить из разного материала.
Приёмы руководствав старшем дошкольном возрасте:
• постройка по замыслу;
• по предложенной теме.
В этих группах основной акцент при руководстве строительными играми воспитатель в основном делает на объяснении, указании, наводящих вопросах, как сделать постройку более устойчивой высокой и т. д.
Нельзя забывать о таких моментах,как: помощь в организации постройки, т. е. воспитатель помогает детям договориться о том, как и что они будут строить, распределить между собой работу.
Понятно, какое большое значение приобретает руководство творческими играми. Некоторые воспитатели, имеющие большой опыт работы с детьми, легко справляются с этим. Менее опытные педагоги ограничиваются созданием обстановки, условий для игры, подбором игрушек, материалов и на этом считают свои обязанности законченными. Другие делают попытки руководить играми, но, опасаясь, что их будут обвинять в возвращении к «стимулированным» играм, действуют нерешительно, с оглядкой. Если вовремя их не поддержать, они отказываются от этих попыток и ограничиваются наблюдением за играми детей. Поэтому необходимо помочь воспитателям в руководстве творческой игрой. Совершенно очевидно, что в этой области требуется высокое искусство воспитателя. Необходимы также и определенные знания, помогающие понять пути развития игры и тем самым определить характер руководства.
«Организация проектной деятельности дошкольников». Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разработаны современные подходы к организации проектной деятельности дошкольников.
Консультация для воспитателей «Организация питания детей второй младшей группы» Организация питания детей второй младшей группы Культура питания в детском саду подразумевает воспитание, дети проводят большую часть дня.
Консультация для воспитателей «Организация беседы с родителями» Организация беседы. Особенности проведения бесед. Педагогическая беседа с родителями – наиболее доступная и распространенная форма установления.
Консультация для воспитателей «Организация двигательной активности детей на прогулке летом» Татьяна Костакова Добрый день, уважаемые коллеги! Лето – самая любимая пора всех детей!Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного.
Консультация для воспитателей «Организация двигательной активности детей на прогулке в летний период» «Организация двигательной активности детей на прогулке в летний период» Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной.
Консультация для воспитателей «Организация и обучение детей играм с правилами» Консультация для воспитателей «Организация и обучение детей играм с правилами» Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольника.
Консультация для воспитателей «Организация и значение физкультурных занятий в детском саду» Физкультурные занятия в детском саду очень важны. Обычное физкультурное занятие состоит из трёх частей: 1 часть-вводная (идёт подготовка.
Консультация для воспитателей «Организация игр-эстафет в детском саду в летний период» Движение для ребёнка – важный аспект его развития, поскольку через него он познаёт себя, учится управлять своим телом, совершенствует работу.
Консультация для воспитателей «Планирование и организация Международного дня детской книги» В наш век весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей длительности человека. Общеизвестно.
Творческие игры дошкольников: сюжетно-ролевые, режиссерские, строительные, театрализованные
Ковалева Алена
Творческие игры дошкольников: сюжетно-ролевые, режиссерские, строительные, театрализованные
К творческим играм дошкольников относят сюжетно-ролевые, режиссерские,
строительные, театрализованные.
возраста, в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут
на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной,а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не
предметом. Так один предмет заменяется другим (стул заменяет автомобиль, т. к. мысль в игре еще нуждается в опоре, позволяя осуществить требуемое по смыслу действие.
Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов. Еще одной характерной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самодеятельный и творческий характер.
Самодеятельный характер игровой деятельности заключается в том, что дети самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Реализуя свой замысел,
ребенок использует воображение и фантазию. Это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетноролевой игре, дети сами выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. В игре ребенок воспроизводит свое видение, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.
Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и веря в правду игры, создает особую игровую жизнь, искренне выражая эмоции по
ходу игры. Творческий характер сюжетно-ролевой игры подразумевает.
наличие в ней замысла, реализация которого связана с активной работой
воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои
впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество
ребенка принимает характер перевоплощения. Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы, необходимые для игры, помогающие полностью реализовывать замысел, лучше справиться с ролью.
Сюжетно-ролевая игра имеет свою специфическую структуру. Эта
структура включает в себя следующие компоненты: сюжет, содержание,
роль, правила, игровые действия, игровые и реальные отношения, предметызаместители, воображаемую ситуацию, партнера по игре.
Сюжет – главный компонент сюжетно-ролевой игры, без него нет
самой сюжетно-ролевой игры. Сюжеты игр отражают конкретные условия
жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий,
вместе с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим.
Игровые действия реб нка – одно из основных средств реализации сюжета. В
сюжетедети используют два вида действий: оперативные и изобразительные
Сюжет игрысостоит из следующих элементов: действие, персонажи,
предметная ситуация. Сюжеты различаются по тематическому содержанию и
по структуре. Тематическое содержание сюжетов зависит от конкретных
условий жизни детей.
В зависимости от количества элементов и типа связи выделяют
следующие структуры сюжетов игры:
1. Сюжеты, включающие в себя одного персонажа, одно действие в одной
2. Сюжеты, включающие в себя несколько персонажей с одинаковыми
видами действий в одной предметной ситуации. Связь персонажей определяется одной предметной ситуацией.
3. Сюжеты, включающие два взаимодополняющих персонажа, взаимодействующих в одной предметной ситуации.
4. Сюжеты, где наряду с функциональным взаимодействием персонажей
заданы отношениями между ними.
Игровое действие по форме может быть: предметно-замещающим,
Сюжетыи содержание разнообразны и классифицируются на:
а) бытовые игры (быт семьи, детского сада); б) игры на тему труда; в) игры с
На построение сюжета ребенком влияет игровая культура той игровой
группы детей, в которую он включен; игровая традиция.
Содержание сюжетно-ролевой игры – это то, что воспроизводится
ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В содержании
игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в
отношениях и деятельности людей. Оно может отражать лишь внешнюю
сторону поведения человека – только то, с чем и как действует человек, или
отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности.
Включение ребенком того или иного тематического содержания в игру,
определяют реальные жизненные ситуации, в которых он оказывается. Эти
реальные жизненные ситуации различаются по степени его активности и
характеру включенности в них на 3 типа:
— ситуация, в которой ребенок активно действует наравне с взрослым (как
папа и мама, сам ест, одевается, умывается);
— ситуация, в которой ребенок непосредственно включен, но является
объектом направленных на него действий взрослых (его лечит врач, стрижет
парикмахер, везет на машине шофер и т. п.);
— ситуация, где дети не включены в деятельность взрослых, не принимают в
ней непосредственного участия, либо наблюдают ее со стороны (строители
строят дом, библиотекарь выдает книги т. п., либо узнают о ней из
рассказов, сказок, телепередач.
Все три типа ситуации дают пищу для детской игры. Однако в большей
мере игра дошкольника связана с воссозданием ситуации второго типа.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью
роли, которую он берет.
Роль является средством реализации сюжета и основным компонентом
сюжетно-ролевой игры.
Роль, которую берет на себя ребенок в процессе игры, Д. Б. Эльконин
называет единицей игры, ее центром, она объединяет все стороны игры.
Для ребенка роль –это его игровая позиция: он отожествляет себя с
каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с
представлениями о данном персонаже. Ребенок бер т на себя выполнение
какой-либо роли при определ нных условиях:
— если сфера действительности, которая отражена в сюжете игры, уже
знакома ему. Знакомство с действительностью – главное условие
возникновения сюжетно-ролевой игры;
— если знакомство с действительностью происходит таким образом,
что в центре ее стоит человек, его деятельность;
— если в результате этого знакомства у ребенка возникает
положительное эмоциональное отношение к действительности взрослого
На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой
игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям- образам.
В игре четко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор
игрового материала, иногда его изготовление. Требования соответствия
жизненной логике распространяется на все поступки и ролевое поведение
участников. Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5 – 6 детей.
Отбор сюжетно-ролевых игр
В 3 – 4 года дети преимущественно играют в игры, отражающие
семейные отношения и бытовые действия в семье (одевание, купание, прием
пищи и др., события жизни семьи и детского сада (гости, праздник, поездка
на дачу и др.). В играх отражается опыт посещения детской поликлиники,
магазина, парикмахерской. Игровые действия детей преимущественно
адресованы игрушкам (кукле, мишке и пр., чаще всего малыши играют
рядом, выполняя похожие игровые действия. Постепенно дети начинают
объединяться в игре на основе общих действий (приготовить обед –
покормить кукол, привезти кирпичики – построить гараж для машины).
Количество персонажей в сюжете обычно невелико – 2 – 3 (мама – дочка –
дочка, они объединены общими событиями.
Игры детей 4 – 5 лет похожи по тематике на игры малышей, но в них
появляются более сложные события, увеличивается количество персонажей в
сюжете. Постепенно от отражения событий, связанных с ближайшим
окружением, дети переходят к отражению событий на базе опосредованного
опыта (из рассказов взрослых, мультфильмов, книг и пр., более широко
отражается профессиональная деятельность взрослых (в детском саду, в
поликлинике, в магазине и др.). От игр с партнером-игрушкой дети
постепенно обращаются к играм, в которых игровое действие направлено на
партнера-сверстника (его «лечат», «кормят» и пр.).
Игры детей 5 – 7 лет ориентированы на отражение событий
социального мира, впечатлений, полученных вне стен детского сада,
сюжетов любимых фильмов и мультфильмов, книг («Путешествие по морю»,
«Экскурсионное бюро», «Продуктовый гипермаркет», «Фруктовое бистро» и
др.). Появляются игры, связанные с отражением впечатлений о сложных
социальных объектах, – «Музей», «Театр», «Служба спасения», возникают
фантастические сюжеты, в которых переплетаются разнообразные события.
Увеличивается количество событий, отражаемых в сюжете, число
персонажей игры, усложняются отношения между ними.
Важно, чтобы в сюжетно-ролевой игре дети осваивали социальные
отношения на привлекательном для современных дошкольников содержании,
которое способствует развитию творческого воображения и положительно
окрашенных отношений со сверстниками.
Принципы формирования сюжетной игры:
воспитатель играет вместе с детьми;
развертывает игру таким образом, чтобы выделить для детей именно
ролевое поведение ребенка сразу ориентируется на партнера.
П. Г. Саморуковой были выделены основные направления педагогического
руководство содержанием творческой игры;
руководство коллективной деятельностью детей в игре;
сохранение непосредственности игры, детской самостоятельности и
инициативы. Непосредственное (прямое) руководство играми также позволяет
разнообразить содержание игры, развитие ее сюжета, взаимоотношений
между персонажами-детьми.Основные приемы: называние воспитателем
ребенку его роли, введение в игру новой роли, вопросы, совет, участие в
сговоре на игру (средняя группа, участие в предварительном планировании
игры (старшая группа).
Режиссерская игра.
Режиссерская игра является вершиной развития игры дошкольника.
Она позволяет ему вместить в сво «Я» множество различных образов и
позиций и тем самым стимулирует объективную оценку своих и чужих
Она возникает на рубеже 3-х лет (2,6 – 2,8 лет) и называется минирежисс рской игрой. Эта игра индивидуальная, в ней ребенок учится
придумывать сюжет, создавать тот контекст, который нужен для развития
сюжета. Но чтобы это произошло,необходимы следующие условия:
индивидуальное «место» для игры, чтобы можно было сосредоточиться на
игрушке, понять, как с ней играть;
мелкие игрушки, с которыми малышу легко справиться и управлять ими,
чувствуя себя взрослым, которому все подвластно;
особая позиция взрослого (не соучастник игры, а заинтересованный
зритель: Что ты делаешь? А почему? Куда поехал? Кто там тебя жд т? и
Влияние взрослого на режисс рскую игру этого периода проявляется в
предоставлении разнообразного игрового материала и особой
заинтересованности игровыми действиями малыша.
Особенности развития режиссерской игры детей, выделенные Е.
Четвертый год жизни:
в основе игры лежит непосредственный опыт ребенка (события, которые
он наблюдал или в которых принимал участие);
сюжеты несложные, чаще это краткие цепочки знакомых действий,
количество персонажей невелико, отношения между ними определяются
по ходу игры;
за каждой игрушкой закреплена постоянная роль, вытекающая из
образного решения. Роль определяет и сюжет событий. Если сюжеты
подсказываются незнакомыми игрушками, игра разваливается (ребенок
либо отказывается играть, либо ограничивается внесюжетными,
предметно-практическими действиями, поэтому такие игрушки
используются только в игре со взрослыми). Игрушки должны отвечать
сюжетные события – результат ассоциативного восприятия ребенком
окружающего мира. Развитие сюжета происходит на основе возникающих
ассоциаций, что определяет не всегда связное его развитие. Это,
естественно, и не нуждается в поправках и вмешательстве взрослых,
возможность изменять сюжет дает простор для развития творческого
речь – главный компонент режиссерской игры. Для этого возраста
характерна описательно-повествовательная речь, в которую включены
оценочные высказывания и большое количество звукоподражаний.
Ролевая речь встречается редко.
в режиссерской игре не только жизненный опыт ребенка, но и опыт его
в основе игры по-прежнему опыт, но не непосредственный, личный, а
сюжеты игр отличаются большой сложностью и разнообразием,
выделяются главные и второстепенные герои. В сюжет вплетаются
личные переживания и сведения, полученные из разных источников;
развитие сюжета по–прежнему происходит на основе возникающих
ассоциаций, более сложных, чем у трехлетних детей, оно чаще связано с
популярными детскими стихами;
игра практически полностью сопровождается речью. На фоне
описательных высказываний появляются ролевые и оценочные
высказывания, выражающие отношение к происходящим в игре
событиям, нередко мотивируя их.
Режисс рская игра детей среднего дошкольного возраста испытывает
влияние, с одной стороны, опыта ребенка, с другой – опыта игровых
действий и отношений, которые он приобретает в совместной сюжетноролевой игре.
Подготовительным этапом к режисс рской игре является иградраматизация по произведениям, имеющим понятный для ребенка сюжет.
Удачный прием – задание придумать и рассказать, а потом уже показать
сказку или отрывок знакомого рассказа.
Режисс рская игра – разновидность самостоятельной сюжетной игры с
мелкими игрушками, в процессе которой ребенок управляет действиями
игрушек, которые используются в роли людей или предметов.
Е. Е. Кравцова выделяет 4-е момента, характерные для режисс рской
игры дошкольника:
ребенок сам создает сюжет;
сам придумывает, что будет обозначать предмет;
продумывает перемещение в пространстве, как режисс р организует
выполняет все роли или сопровождает игру «дикторским» текстом.
Режисс рская игра – один из самых ранних видов детской игры, она же
завершает развитие игры в детском возрасте, вбирая в себя все достижения
других разновидностей игр детей. Именно в режисс рской игре проявляются
все особенности воображения ребенка.
Е. Е. Кравцова выделила важнейшие условия развития режиссерской игры
детей, начиная с младшего дошкольного возраста:
1. Насыщение предметной среды многофункциональными предметами,
которые могут быть самыми разными в зависимости от ситуации: кубики
(лучше без рисунка, коробочки, крупные пуговицы, детали конструкторов,
что способствует освоению ребенком умения неоднозначно воспринимать
предметы окружающего материального мира. При этом лучше отказаться от
предметов, имеющих прямое назначение.
2. Использование игровых заданий в совместной с ребенком режиссерской
игре, что способствует развитию игровых умений,например:
дать ребенку кубик и попросить «покатать машинку», погладить им как
утюжком. Если задание вызывает трудности, надо выполнить его
совместно с ребенком (взять его руки в свои). Необходимо сопровождать
задание звуками – гудеть, шипеть;
разгадать смысл картинок из детских книг – придумать к картинке
простую сказку или историю;
привлечь ребенка к завершению истории, которую показывает
воспитатель, придумывание ребенком завязки истории для совместного
показа со взрослым также способствует развитию воображения;
в заданиях «Придумай и покажи сказку», «Покажи, что ты видел на
прогулке», «Изобрази мультфильм» и прочих ребенок учится слышать
рассказ партнера, держать в памяти линии сюжета, воображать.
Воспитатель находится в позиции «зрителя», который просит ребенка
пояснить те или иные действия,задает вопросы: «Что сказал?», «Куда
пошел?», «Он плохой или хороший?», побуждая к ролевой и оценочной
3. Создание каждому ребенку пространства для режиссерской игры, так
называемых домиков – отгороженных со всех сторон укромных мест, с
использованием ширм, платков, книжек-раскладушек на столе. Это может
быть лист бумаги, настольный фланелеграф, коробки из-под обуви,
оклеенные внутри бумагой, с вырезанными отверстиями разной формы.
Театрализованные игры.
Театрализованная игра является эффективным средством социальноэмоционального, речевого и художественно-эстетического развития
дошкольников. Она имеет непосредственное отношение к двум видам
деятельности – игровой и художественной, что определяет ее «рубежный»
характер (А. Н. Леонтьев).
Театрализованная игра как разновидность художественной
деятельности предполагает необходимость работы по трем направлениям:
восприятие литературного текста;
развитие специальных художественно-игровых умений;
самостоятельная творческая деятельность детей.
Характерная черта театрализованной игры – ее ориентированность на
зрителя. Работа по организации театрализованной игры завершается
спектаклем и осуществляется поэтапно:
На первом этапе ведется работа по углублению художественного
восприятия литературного текста в единстве его содержания, смыслового и эмоционального подтекста и средств языковой выразительности. Проводятся
ознакомление детей с литературным текстом, беседы, рассматривание
иллюстраций в книгах, слушание и обсуждение аудиозаписей. Углублению
восприятия литературного текста способствует включение его содержания в
изобразительную, музыкальную и речевую деятельность детей. В старшем
дошкольном возрасте эффективен пересказ от лица литературного героя,
который помогает ребенку понять и почувствовать скрытые мотивы
поступков героев, «достроить» образ за счет собственного его осмысления.
На втором этапе происходит развитие специальных игровых умений:
умения передавать образы с помощью средств вербальной (интонационной,
языковой) и невербальной выразительности. Основной метод – образноигровые этюды, направленные на развитие умения передавать характер
героя, его эмоциональное состояние и собственное отношение к нему. В
старшем дошкольном возрасте на этом этапе полезно использовать прием К.
С. Станиславского «предположение», который помогает ребенку глубже
воспринимать текст, «увидеть», «услышать» происходящее в нем, встать на
позицию героя.Например: «Представь, как будто ты оказалась одна в зимнем
лесу ночью, как девочка из сказки «Морозко», чтобы ты почувствовала?
Третий этап направлен на формирование творческого начала ребенка в
процессе освоения игровых позиций «зритель», «артист», «сценаристрежиссер», «оформитель-костюмер», «художник». Среди способов
реализации задачи данного этапа возможно коллективное рисование афиши,
изготовление приглашений, моделирование костюмов или их элементов.
Важным является развитие речевого творчества за счет импровизаций на
темы литературных текстов: опережающее прогнозирование последующих
событий, объединение известных литературных сюжетов для создания
нового текста, выдвижение фантастических гипотез.
Постепенно происходит естественное освоение детьми умений,
необходимых для участия в спектакле, исключающее специальное
разучивание ролей. Творчество в самостоятельной игровой и речевой
деятельности стимулируется специально созданной предметной средой.
Строительные игры.
Значение строительныхигр определяется следующим:
в процессе строительных игр дети учатся наблюдать, различать,
сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и
воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на
у детей развивается интеллект и фантазия (как построить);
в коллективных строительных играх дети приобретают коммуникативные
и технические умения;
расширяются представления детей об окружающем мире;
ребенок отображает профессиональную деятельность взрослых
(строитель);
способствуют развитию мелких мышц рук, глазомера; сооружая
постройки из крупных деталей, дети прилагают доступные им физические
усилия, проявляя выносливость;
дети узнают о свойствах и качествах строительных материалов и их
дети усваивают правильное употребление относительных понятий:
большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий –
развивают конструктивное мышление и обогащают речь.
Основное содержание строительной игры – отражение окружающей
жизни в разных постройках и связанных с ними действиях. Она отличается
от конструктивной деятельности своим результатом – постройка не цель, а
средство развития игрового образа. Строительная игра в некоторой степени
имеет много общего с сюжетно-ролевой игрой и рассматривается как ее
разновидность. Оба вида имеют один источник – окружающую жизнь.
Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и
вызывается ею. Она как бы задает цель строительной игре. Для игры в
«Дочки-матери» нужна мебель, для развертывания режиссерской игры по
сказкам нужно строительство сказочной деревни и т. д.
Для строительныхигр используются различные материалы:
специально созданный строительный материал (напольный, настольный,
природный материал (песок, глина, снег, камни);
подсобный материал (доски, ящики, коробки и др.).
В сооружении постройки,изготовлении игрушки и заключается игра: дети
сговариваются, что будут строить, какими способами, распределяют роли.
Для формирования конструктивных умений, интереса детей к
строительным играм,педагог использует различные приемы:
педагог строит сам в присутствии детей младшего дошкольного возраста,
вовлекает их в обыгрывание постройки;
сотворчество – предлагает детям достроить, перестроить, преобразовать
постройку, которую он соорудил;
ознакомление со строительством в действительности (на прогулках,
экскурсиях обращать внимание детей на особенности разных сооружений,
знакомить со строительной техникой, трудом строителей);
демонстрация педагогом образца постройки;
показ способов постройки с объяснением приемов конструирования;
постановка проблемной задачи (например, как перестроить гараж, чтобы в
нем поместилось 2 – 3 машины);
сообщение темы постройки с указанием условий (например, построить
комнату для семьи с определенным количеством человек).
В работе с дошкольникамииспользуются различные виды конструирования:
конструирование по образцу – самый распространенный вид
конструирования, позволяющий детям овладеть общими способами
действий, усвоить последовательность операций;
конструирование по заданной теме подводит ребенка к творческому
воплощению поставленной задачи, но пределы ее решения ограничены
конструирование по собственному замыслу – сложный вид, в котором
ребенок решает все задачи самостоятельно: ставит перед собой цель
деятельности, планирует ее, подбирает необходимый материал, реализует
конструирование по условиям – проводится после того, как дети научатся
строить тот или иной предмет, здание, задаются определенные параметры
постройки, которые ребенок обязательно должен учесть;
стройка по моделям – ребенку предлагается модель постройки (рисунок,
выполненная педагогом постройка, оклеенная бумагой, на которой
очертания составляющих элементов конструкции скрыты. Ребенок
сначала анализирует модель: выделяет составные части, потом подбирает
те формы, которые нужны для воссоздания модели.
Фотоотчёт «Сюжетно-ролевые игры» Организация игры в дошкольном детстве является неотъемлемой частью нахождения наших воспитанников в дошкольном учреждении. Предлагая детям.
Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевые игры с 3–4 лет» Консультация для педагогов «Играйте в сюжетно- ролевые игры с 3- 4 лет» Вот пришли к нам в группу новые малыши. Настроение у всех разные,.
Консультация «Ролевые игры как творческие задатки ребенка» Консультация Ролевые игры – как творческие задатки ребенка Ежедневно происходят события, которые помогают нашим детям постигать мир, окружающие.
Сюжетно-ролевые игры во второй младшей группе Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Многие учёные, педагоги и психологи указывают на то, что без игры невозможно полноценное формирование.
Сюжетно-ролевые игры с детьми дошкольного возраста с ОНР Что же такое сюжетно-ролевая игра? Каково ее значение в жизни ребенка? Игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве.
Сюжетно-ролевые игры в детском саду Игра — самое главное занятие в жизни ребёнка. А игры, которые создают дети самостоятельно, занимают совершенно особое место. Называются.