Что нельзя приносить в больницу
Что не дадут взять в больницу при коронавирусе
Содержимое «тревожного чемоданчика», актуального для всех, несложное. Пациенту, у которого диагностировали COVID-19 и увозят в больницу, нужно иметь при себе документы, телефон с зарядкой, средства гигиены, пару комплектов одежды. О стандартном наборе необходимых вещей мы рассказали в материале: 5 вещей, которые надо взять в больницу при коронавирусе.
Главное для пациента – не забыть дома ничего жизненно важного. Съездить домой за оставленной вещью будет совершенно точно нельзя.
Посетителей в инфекционное отделение не пускают ни при каких обстоятельствах.
А правила во всех медучреждениях разные: если где-то допустимы практически любые передачи, то в некоторых больницах свод требований и ограничений чрезвычайно строг.
Что могут запретить?
Зависит от состояния самого пациента.
В реанимацию личные вещи не передают.
При этом в обычной палате допустим минимальный набор предметов, нужных для работы или развлечения. Это в том числе книги, блокнот и ручка, а также ноутбук.
Нелюбовь медицинских сотрудников к электроприборам связана в первую очередь с пожарной безопасностью, а не с тем, что вирус оседает на поверхностях.
Про COVID-19 известно, что на некоторых поверхностях его частицы могут прожить около недели. Например, на пластике и стекле вирус может продержаться от трех до семи дней, поэтому клавиатуру ноутбука, телефон и планшет необходимо регулярно протирать антибактериальными салфетками, а в процессе работы с гаджетами не трогать руками лицо. Эти элементарные правила актуальны не только для больницы, для дома и улицы.
Совершенно точно, у пациента не отберут мобильный телефон. Более того, на сайтах некоторых медучреждений этот предмет числится одним из первых в списке вещей, которые заболевшие коронавирусом должны взять с собой в инфекционное отделение. Ведь это поможет оперативно связаться с родственниками больного.
Пациентам детских инфекционных отделений, вопреки слухам, можно брать с собой игрушки.
Но только те, которые легко отмыть – резиновые или пластиковые. Нет запрета на карандаши, фломастеры и бумагу для рисования.
Что запрещено на 100%?
Под строгим запретом мороженое, газировка и жевательная резинка.
«Передачи осуществляются два раза в день с 11 до 13 и с 18 до 19 часов. Воду можно, любые не скоропортящиеся продукты. Фрукты нежелательно, мы ограничиваем», – так ответил на вопрос телеканала ОТС главный врач инфекционной «ковидной» больницы №11 Новосибирска Алексей Величко.
В любой больнице, не только инфекционной, запрещен алкоголь. Ни привезти с собой, ни передать спиртное точно не получится. Это же касается и сигарет. Курение в помещении в принципе под строжайшим запретом. А пациентам с вирусными инфекциями нельзя покидать не только больничный корпус, но зачастую и палату. Поэтому на время лечения о сигаретах придется забыть.
Не пропустят в медучреждение любые предметы, представляющие угрозу жизни и здоровью. Причем речь идет не только о ножах и ножницах. Заядлым рукодельницам придется расстаться с вязальными спицами и иглами. К острым предметам относится и вилка – есть придется исключительно ложкой, не исключено, что одноразовой.
Все последние новости о коронавирусе в режиме онлайн: статистика, карта распространения, симптомы болезни, борьба против пандемии и ее экономические последствия – в нашей рубрике «Коронавирус».
Продукты питания для передачи пациентам
Порядок передачи продуктов питания пациентам госпиталя.
1.Прием передач: с 8.00 до 19.00 ежедневно.
2. Масса продуктов (без воды) не более 1кг, рассчитанная на 1-2 приема пищи.
3. Передачи принимаются в целлофановых пакетах.
4.Фрукты, овощи, бутылки и упаковки с продуктами должны быть тщательно вымыты.
5.Продукты питания, переданные пациентам, должны храниться в целлофановых пакетах с указанием ФИО пациента, № палаты, даты передачи.
6. Пищевые продукты с истекшим сроком годности, хранящиеся без пакетов, без указания ФИО, а также имеющие признаки порчи, подлежат изъятию в пищевые отходы.
7.Перечень продуктов, разрешенных для передачи пациентам в стационаре.
Молоко, сливки пастеризованные, молоко сгущенное в заводской упаковке
Срок годности на упаковке
Кисломолочные напитки (кефир, йогурт, бифидок и т.д.) в заводской упаковке
Срок годности на упаковке
Творог, сметана в заводской упаковке
Срок годности на упаковке
Печенье, пряники, сухари в заводской упаковке
Срок годности на упаковке
Конфеты в фабричной обертке, зефир, пастила в заводской упаковке
Срок годности на упаковке
Сухофрукты (изюм, курага, чернослив)
Овощи (сырые и в отварном виде)
Соки фруктовые, овощные в заводской упаковке
Срок годности на упаковке
Компоты (из сухофруктов, свежих ягод и фруктов)
Минеральная или артезианская вода промышленного разлива
Администрация Московского района г.Минска
Тел. (+375 17) 260-63-96,
факс +375 17 368-14-07
Без паники! Что необходимо помнить при госпитализации!
Абсолютное большинство из нас хоть раз в жизни да попадало в больницу.
Готовьтесь к вопросам! Приезжает скорая, врач начинает задавать вопросы. Где болит, как болит, с какого времени. Приготовьтесь, вы это все услышите еще не один раз. Постарайтесь не раздражаться, отвечая. Сначала вас спросит врач скорой, потом врач приемного покоя, а если пациент госпитализируется в реанимацию — те же вопросы задаст реаниматолог. Следом придет хирург и снова начнет расспрашивать о том же: где болит, давно ли. Если будет принято решение об операции — вопросы начнет задавать анестезиолог. Повторять одно и то же утомительно, но следует помнить, что ваши ответы помогут врачу поставить диагноз и определить объем предполагаемой медицинской помощи. Кроме того, врачи связаны стандартами оказания медицинской помощи, и по этим стандартам каждый, кто вас осматривает, обязан оставить запись в истории болезни.
Еще: врач будет проводить осмотр. К этому тоже надо подготовиться (в основном — морально). Мужчины-врачи осматривают женщин-пациенток. Женщины-врачи осматривают пациентов-мужчин. Стесняться человеку свойственно, но все же помните: врач — это «человек без пола». Особенно если перед вами врач, проработавший не один год. Сейчас ваша и его задача — не преодолевать стеснение, а найти способ восстановить ваше здоровье как можно скорее. Осмотр может быть болезненным. Есть анекдот: «Врачи очень коварны — сперва они спрашивают, где болит, а потом давят туда». Так и есть — временами, чтобы поставить диагноз, врачу приходится совершать некоторые неприятные для вас действия.
При экстренном поступлении больного манипуляций проводится много: анализы крови и мочи, рентген легких, кардиограмма. Если у вас есть старые кардиограммы — прекрасно. Их стоит показать врачу для сравнения. Но при госпитализации, например, в реанимацию свежая кардиограмма должна быть снята в обязательном порядке — это входит в стандарт оказания медпомощи. Как и рентгенограмма легких. Анализы тоже могут брать неоднократно. В приемном покое — общий, из пальца. В реанимации — еще и биохимический анализ крови, анализ на кислотно-щелочной состав и обязательные при поступлении анализы на гемоконтактные инфекции, такие как гепатиты В и С или ВИЧ. При плановой госпитализации на анализы заранее направляет участковый врач, при экстренной всё делают прямо в больнице.
Задавайте вопросы сами! Не стесняйтесь задавать вопросы! Если вам что-то непонятно — переспросите. В учебниках пишут, что врач или медсестра должны подробно объяснить пациенту суть всех проводимых манипуляций. К сожалению, на продолжительную лекцию не всегда есть время, а вот ответить на конкретный вопрос — минутка точно найдется. Но помните, что на некоторые вопросы, например, те, что касаются диагноза, вам сможет ответить только ваш врач. Медсестра не всегда владеет полной информацией — в том объеме, в каком она требуется врачу, медсестре это просто не нужно, — кроме того, медсестра не имеет права обсуждать состояние пациента, его диагноз и давать какие-то прогнозы. Пациенты еще очень любят спрашивать, сколько им еще лежать и долго ли вообще «с этим лежат». На такой вопрос, увы, вам никто не даст конкретного ответа, потому что даже одно и то же заболевание у разных людей протекает по-разному.
И напоследок, отправляясь на скорой в больницу, помните, что не всегда это заканчивается госпитализацией. Оденьтесь и возьмите с собой деньги на обратную дорогу. Была ситуация, когда у ребенка разболелся живот, а мама в панике решила, что это аппендицит. Вызвали скорую, ребенка отвезли в больницу, его посмотрел хирург и поставил диагноз «копростаз», а проще говоря — запор. Сделали клизму, освободили живот и отпустили восвояси. А больница-то на противоположном конце города, без пересадки не доедешь, и ребенок одет не совсем по погоде — выскакивали второпях. В итоге их смогли забрать друзья на машине. Но чтобы вам в случае чего не пришлось метаться в подобной ситуации — подготовьтесь заранее.
Правила приема передач и хранения продуктов в условиях стационара Госпиталя
1. Организация лечебного питания в Учреждении является неотъемлемой частью лечебного процесса и входит в число основных лечебных мероприятий.
2. Передачи принимаются ежедневно с 13.00 до 14.00 и с 18.00 до 19.00.
3. В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» передачи разрешается передавать в полиэтиленовых пакетах с указанием фамилии, имени пациента, отделения, номера палаты.
4. Продукты и вещи, разрешенные для передачи пациентам и их законным представителям, находящимся в отделениях учреждения:
— предметы ухода (зубная щетка, зубная паста, мыло, расческа, туалетная бумага, салфетки, подгузники, чашка, ложка);
— одежда с обеспечением ежедневной смены;
— разрешенные продукты питания домашнего приготовления не должны превышать одной порции на пациента;
— продукты питания (не превышающие суточную норму потребления):
Фрукты (зеленые яблоки, груши), мытые кипяченой водой
Свежие овощи, мытые кипяченой водой
Сок в фабричной упаковке
Минеральная вода в фабричной упаковке
Зефир, пастила, мармелад
Печенье (галетное, сухое)
Кефир, био-йогурт в фабричной упаковке
Сыр нежирный, твердый
Булочки (не сдобные)
5. С учетом характера заболевания для пациента могут быть предусмотрены ограничения в питании, поэтому все вопросы диеты необходимо согласовать с лечащим врачом.
6. Ежедневно дежурная медицинская сестра отделения проверяет соблюдение правил и сроков годности (хранения) пищевых продуктов, хранящихся в холодильниках отделения и тумбочках пациентов.
7. Пищевые продукты с истекшим сроком годности (хранения), хранящиеся без упаковок, без указания фамилии пациента, а также имеющие признаки порчи изымаются в пищевые отходы (СП 2.1.3678-20).
8. В целях предупреждения возникновения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений среди пациентов, связанных с употреблением недоброкачественной пищи запрещены для передач:
– продукты питания, для которых необходима тепловая обработка;
– пищевые продукты с истекшими сроками годности;
– консервы (рыбные, мясные, овощные);
– молочные и кисломолочные продукты без фабричной упаковки;
– соленые и маринованные овощи;
– студни, зельцы, окрошка, заливные блюда (мясные и рыбные);
– кремы, кондитерские изделия с кремом;
– изделия во фритюре, блины и беляши с мясом;
– салаты (рыбные, мясные, овощные);
9. Запрещена передача пациентам в стационар:
– алкогольная продукция, табачные изделия;
– острые предметы: ножи, ножницы, иглы, спицы, вилки;
– электронагревательные приборы, кипятильники;
Что нужно взять на заметку больнице при использовании лекарств, приобретенных пациентом
IgorVetushko/ Depositphotos.com |
С 9 августа текущего года медицинским учреждениям разрешено использовать в условиях стационара лекарственные препараты, предоставленные самим пациентом или благотворительными фондами. Об этом мы уже рассказывали в новостной ленте. Напомним: Минздрав России исключил из перечня нарушений, выявляемых при оказании медицинских услуг в рамках программы ОМС, использование медицинской организацией лекарственных препаратов, предоставленных пациентом или иной организацией, действующей в его интересах, или из иных источников финансирования. Соответствующие поправки были внесены в Правила обязательного медицинского страхования и Порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС.
Значит ли это, что теперь разрешается лечение в стационаре с использованием лекарственных препаратов, предоставленных самим пациентом или благотворителями?
Для ответа на этот вопрос обратимся к нормативным актам, регулирующим права и обязанности участников страховой медицины: медицинского учреждения и пациента.
Во-первых, Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» гарантирует бесплатную медицинскую помощь гражданам в рамках программы ОМС. Иными словами, привлечение личных средств пациентов не оговаривается.
Во-вторых, Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обязывает осуществлять медицинскую помощь с учетом специальных стандартов, содержащих перечень лекарственных препаратов, используемых при лечении выявленного заболевания. Кроме того, используемые для лечения препараты должны быть включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения (далее – Перечень ЖНВЛП). Назначение иных лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или в Перечень ЖНВЛП, разрешено только в случае наличия медицинских показаний по решению врачебной комиссии. Таким образом, законодательно определен допустимый перечень используемых лекарственных препаратов и возможность их замены.
В-третьих, Закон № 323-ФЗ прямо запрещает при оказании медпомощи в рамках ОМС в условиях стационара (включая дневной стационар) взимать с пациента плату за препараты, применяемые при лечении, независимо от того, включены они в Перечень ЖНВЛП или нет.
Следовательно, бесплатное обеспечение лекарственными средствами при оказании пациенту стационарной медицинской помощи в рамках программы ОМС является обязанностью медорганизации.
Более того, если пациенту при оказании медицинской помощи по основному заболеванию необходимо лекарственное обеспечение по иному сопутствующему / фоновому заболеванию, то и в этом случае медучреждение должно за счет средств ОМС предоставить необходимые лекарственные препараты. Такая позиция определена критериями оценки качества условий оказания медпомощи. Аналогичной позиции придерживается и Минздравсоцразвития России – еще в Письме от 24 ноября 2011 г. № 14-3/10/2-11668 ведомство подчеркнуло, что в подобных случаях оплата предоставленной медицинской помощи должна осуществляться за фактический объем, т. е. с учетом лечения сопутствующего заболевания.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Обратите внимание, что нарушением по-прежнему признается выявление случаев приобретения пациентом или его представителем в период оказания медицинской помощи по назначению врача лекарственных препаратов, включенных в Перечень ЖНВЛП.
Целью же недавних поправок является предоставление благотворительным фондам возможности обеспечить пациентов дорогостоящими лекарственными препаратами при лечении в стационаре. В этом случае Минздрав России допускает переложение финансовой ответственности за предоставление бесплатной гарантированной медицинской помощи в части лекарственного обеспечения на благотворительные организации, исключая при этом привлечение личных средств пациента. Кстати, а какие лекарства в данном контексте являются дорогостоящими? Следует ли, к примеру, относить к «дорогостоящим» те препараты, у которых закупочная цена превышает тариф на оплату медицинской помощи? Или это лекарства, предназначенные для лечения больных так называемых «14 высокозатратных нозологий»? Или же предел стоимости определяется медицинским учреждением самостоятельно. К сожалению, критерий понятия «дорогостоящие лекарственные препараты» законом не установлен.
Но вернемся к вопросу о том, допустимо ли медучреждению использовать для лечения пациента препараты, купленные им самостоятельно? Анализ существующей нормативной базы, по нашему мнению, указывает на возможность квалификации проверяющими органами при проведении медико-экономической экспертизы выявленного факта использования лекарственных средств, приобретенных самим пациентом при оказании ему медицинской помощи по ОМС в условиях стационара, в качестве нарушения, независимо от того, включены эти препараты в Перечень ЖНВЛП или нет.
А вот суды могут иметь иную точку зрения. Например, Арбитражный суд Рязанской области Решением от 29 января 2020 г. по делу № А54-8535/2019 поддержал медучреждение: судьи согласились с правом больницы использовать при лечении пациента на основании решения врачебной комиссии лекарственное средство, не указанное в стандарте медицинской помощи и Перечне ЖНВЛП и приобретенное за счет личных средств пациента.
Но если же учреждение все же оказало медицинские услуги с использованием лекарственных препаратов, предоставленных лично пациентом, то обязана ли больница возместить ему понесенные расходы? Законодательство, регулирующее порядок и правила предоставления услуг по программе ОМС, не устанавливает правил возмещения личных расходов пациента. Более того, сама по себе возможность осуществления прямой выплаты пациенту нам кажется весьма сомнительной. Дело в том, что допустимые расходы учреждения за счет средств ОМС определены структурой тарифа на оплату медпомощи и перечислены в нормах Закона № 326-ФЗ, Правилах ОМС и региональном Тарифном соглашении. Приобретение лекарственных средств, реактивов и химикатов включено в эти перечни. Но возмещение материальных затрат физическому лицу не следует считать равнозначным закупке медикаментов. Поясним, почему:
Во-первых, порядок розничной торговли лекарственными препаратами, определенный Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», не допускает возможности закупки у физического лица.
Во-вторых, закупка медицинских изделий (в т.ч. и лекарственных препаратов) за счет средств ОМС отражается в бухгалтерском учете по элементу вида расходов 244 в увязке с КОСГУ 341. Возмещение же расходов пациенту, по своей экономической сути, следует рассматривать как компенсацию материального ущерба, которую целесообразно проводить по элементу вида расходов 853 «Уплата иных платежей». А, как правило, тариф ОМС такие расходы не допускает, поэтому проверяющими органами они с большой долей вероятности будут определены как нецелевые.
Так можно ли вернуть пациенту деньги за приобретенные им лекарства, не нарушая закон?
Возврат личных средств физическому лицу, по нашему мнению, может быть осуществлен только на основании выявленного в ходе проверки факта ненадлежащего исполнения медицинским учреждением обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи – использования личных средств пациента на приобретение лекарственных препаратов.
Механизм возврата в этом случае – в нашей пошаговой инструкции:
Шаг 1
Пациент или его представитель обращается в страховую компанию с жалобой на причиненный медучреждением ущерб в виде непредоставления (или предоставления не в полном объеме) лекарственных средств, определенных стандартом медпомощи и/или отраженных в листе назначений. Такое право пациента закреплено в Законе № 326-ФЗ;
Шаг 2
Страховая медицинская организация проводит внеплановую целевую медико-экономическую экспертизу, по результатам которой выявленные нарушения фиксирует в Акте МЭЭ;
Шаг 3
Медицинское учреждение на основании Акта МЭЭ в досудебном порядке определяет источник финансирования, КБК и выплачивает возмещение пациенту в объемах, установленных Актом;
Шаг 4
В случае несогласия, медучреждение может обжаловать решение страховой компании в ТФОМС или ФФОМС, а также обратиться в суд;
Шаг 5
При вынесении судебного решения не в пользу медицинского учреждения пациенту / его представителю выплачивается стоимость приобретенных лекарств.
Важно! При судебном разбирательстве стоит побеспокоиться о том, чтобы в решении суда был указан источник, за счет которого будут возмещены денежные средства пациенту. Это могут быть как средства ОМС, так и бюджетные деньги или собственные средства учреждения.
И в заключении обратим внимание еще на один момент. Следует различать ситуации, когда медучреждение предлагает пациенту закупить лекарственный препарат самостоятельно, и когда пациент сам отказывается от препаратов, предоставляемых учреждением, изъявляя желание принимать собственные медикаменты. Во втором случае отказ пациента должен быть оформлен документально. Законная возможность использовать такую схему привлечения личных средств пациента была определена в Решении Арбитражного суда Костромской области от 30 сентября 2020 г. по делу № А31-4347/2020.