Что значит понедельничать в православии
Понедельник — день ангельский
Всем известно, что существует годовой круг церковных праздников. Но мало кто знает, что определенному святому или событию евангельской истории посвящен и каждый день недели. Праздновать воскресный день как «малую Пасху», а в среду и пятницу вспоминать страдания Спасителя христиане начали гораздо раньше, чем сложился ежегодный праздничный круг.
Самый главный день церковной недели — воскресенье. Само русское название этого дня напоминает, что в Церковь каждую неделю прославляет Воскресение Христово. До II века у христиан не было установлено ежегодного празднования Пасхи, зато ее отмечали каждую неделю.
Понедельник по своему значению — первый день после воскресенья (по-церковнославянски недели). В этот день церковь прославляет бесплотные силы — Ангелов. В честь Ангелов по понедельникам монахи и некоторые благочестивые миряне соблюдают пост. В Церкви резко отрицательно относятся к суевериям, связанным с понедельником, который в народе считают «тяжелым» или «несчастным» днем. Как может быть «тяжелым» день, когда вспоминается и приходит на помощь Небесное Воинство? «Остров Невезения» в этот день категорически отменяется.
Понедельник также можно считать и «малыми именинами» каждого крещеного человека — ведь в этот день вспоминают всех Ангелов-Хранителей.
Во вторник Церковь прославляет Пророка, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна как большего из всех пророков и праведных.
В среду вспоминается предательство Христа Иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня. В среду православные соблюдают пост в честь Страданий Христовых.
В четверг прославляются святые Апостолы и святитель Николай Чудотворец.
Суббота — день покоя. Этот день посвящен Пресвятой Богородице. Кроме того, в субботу Церковь прославляет праотцев, пророков и всех святых, достигших упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.
Церковный день начинается с вечера, поэтому в православной традиции не принято устраивать пышные торжества и застолья — например, свадебные пиры — вечером во вторник, четверг и субботу (под постные дни среду и пятницу или накануне воскресенья, когда нужно готовиться к литургии). Зато вечером в пятницу торжества вполне уместны.
Многие люди, которые решают впервые начать поститься, пытаются соблюдать один из многодневных церковных постов — как правило, Великий. Новички держатся без мяса и молока один-два дня, а потом «срываются» и у них складывается впечатление, что прожить без продуктов животного происхождения вообще невозможно. Если вы хотите соблюдать пост, начните со среды и пятницы. Два дня в неделю человек может обойтись и вовсе без еды, а после воздержания в среду и пятницу через несколько месяцев у человека появится навык, который поможет выдержать и многодневный пост.
Фото привью: myscript.ru
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Бабушки-прабабушки
Лет до шестнадцати я искренне полагала, что до меня на свете никто не жил, не чувствовал, не размышлял. Когда же одна из бабушек начала рассказывать истории о себе, своей матери, других бабушках и прабабушках, я впервые почувствовала себя частью большого целого и вдруг поняла, что значит семья и род. И мучительное открытие подросткового возраста «человек — одинок!» сменилось на благодарное сознание того, что родные, которых я никогда даже не видела, молятся за меня — там, в Вечности.
Бабушку Варю в деревне прозвали «прокурором» за недюжинную практичность и находчивость. Она «все ходы и выходы знала». Муж ей достался тихий и смирный, непьющий, и она властвовала в семье безраздельно. Но прежде достижения командного поста много лет жила под началом у свекрови. И часто потом о ней вспоминала и рассказывала.
Мужа бабушки Вари, дедушку Василия, воспитывали не родные родители, а бездетные дядя с тетей. Бездетными они стали, потеряв ребенка. Тяжело переживали потерю. Ходили на богомолье в Киев пешком. Стали «понедельничать» — поститься в понедельник, помимо положенных среды и пятницы, много молились. А потом попросили себе смирного ребеночка у родного многодетного брата и воспитали его как сына.
Вот в эту семью и попала молоденькая бабушка Варя. И пришлось привыкать ей к ворчливой свекрови. Просит Варя: «Мамаша, дай мыльца постирать». А свекровь с печки бросает мыло в корыто, так, что Варю всю обрызгает: «На, не напасешься на тебя!». Спустя какое-то время: «Мамаша, бараночкю дай ребеночкю пососать». (В деревне говорили «ребеночкя, молочкя»). Летит с печки баранка: «На, Катучиха, пропасть тебе пропастью!».
А Варя как ни в чем не бывало и дальше ласково обращается к свекрови, а та, растаяв от ласки, признается: «Вот, Варя-душкя, за что я тебя любю: что ты быстро ко мне оборачиваешься!». И, несмотря на свою сварливость, души в Варе не чаяла.
Из девяти детей бабушки Вари ни один не умер в младенчестве — вещь неслыханная. Когда же пришлось ей хоронить восемнадцатилетнего сына, она ни слезинки не проронила: «Мне грех плакать, у меня Господь младенцев не забирал».
Когда пришли раскулачивать и высылать семью, побежала в Рязань, нашла нужного человека и напала на него: «Говорите, кулаки мы. А почему нас так называют, знаешь? Эх, ты! Это потому, что мы спим на кулаках. Нам спать на подушке некогда, у нас семья — девять человек детей, они с шести лет работают». Убедила! Отстояла дом и семью.
Часто приходили к ней советоваться. Если же спрашивали о чем ее мужа, кричала ему: «Молчи Вася, говори: я ничего не знаю». Он так и делал.
Бабушка Варя все время поучала дочерей, готовила к семейной жизни. Любое поучение начиналось словами «И-и, девки»: «И-и, девки! Мужик — что крест на глАве, а баба — что труба на бане». «Не смотрите, кто лучше живет, смотрите, кто хуже». «Найдешь — не радуйся, и потеряешь — не плачь». Никогда не унывала и утешала людей: «Господь нами правит, а не мужик богатый».
Как-то раз зашла бабушка к знакомым, а те пасмурные. Хозяйка поделилась своим горем: сын, военный, в долгой отлучке, а невестка родила в его отсутствие от другого. Теперь людям на глаза показаться стыдно. Бабушка ее утешила: «И-и, милая, это разве горе? Баба рОдила — это не горе. Вот если б мужик рОдил бы — вот было бы горе!» Сказала — и словно груз с хозяйки свалился, а то невестку видеть не могла. А сын так с войны и не вернулся, и они этим ребеночком утешались.
Бабушка Варя не раз рассказывала близким, как хотела бы умереть: «Чтобы перед смертью поболеть, жизнь свою вспомнить, прощения попросить. Но чтобы недолго болеть, недельки две бы. И чтобы солнышко было и дождичек».
Так и было: поболела недолго и мирно скончалась. А когда гроб из церкви понесли, пошел грибной дождик, как сквозь сито. И выглянуло солнце.
Бабушка Клава — это просто бабушка. А ее маму зовут «бабушка старенькая». «Пойдем к бабушке старенькой, она пышки испекла». «Бабушка старенькая сейчас придет посидеть с тобой». До пяти-шести лет я и не подозревала, что у бабушки старенькой было имя, и несказанно удивилась, узнав, что ее зовут Анна.
«Ой, душкя ты моя! Ой, кто пришел!» — прохожу скорее на кухню: нет ли пышек? Еще нет, но сейчас будут. «Счяс я тебе пышкю испекю». Нет в семье человека, который бы не любил бабушкиных пышек.
Лет в тринадцать интересуюсь у бабушки старенькой:
— Бабушка, а ты красивая была?
— Ой, милкя, разве я помню?
А я-то вижу фотографию бабушки старенькой и дедушки Алеши: оба красивые, молодые.
— А тебя дедушка Алеша любил?
— Любил, душкя, любил. Хоть бы раз жабой обозвал!
Такое отсутствие романтики было мне непонятно. Позже узнала: бабушка осталась вдовой в тридцать два года. Дедушка погиб в первый же год войны, так и не увидев младшую дочь. Восемь детей было у бабушки, пятеро умерли, троих надо было растить одной. Мысль об устройстве личной жизни не могла даже в голову прийти ни ей, ни детям — личная жизнь кончилась с началом войны и смертью мужа. И не виделось в этом ничего особенного.
Бабушка старенькая была характера легкого. Веселость и шутка часто выручали ее. Захотелось как-то бабушке картошки жареной. А в семье мужа обычно картошку не жарили. Вот бабушка ест, сковородку заняла, а деверь ждет, пока она поест, хмурится недовольно. Бабушка сказала весело в свое оправдание: «Сейчас, сейчас. Картошка какая укладистая!». Все расхохотались.
В войну ходили бабы торф воровать: топить надо было чем-то. Вот поймали их сторожа, бьют лопатой. Бабушка голову закрыла и кричит: «Ой, родимай, не бей по голове, бей по заду!». Засмеялись сторожа и отпустили всех.
Все эти забавные истории узнала я уже от родных. А мне самой запомнился случай, когда бабушка вдруг встала рано утром и пошла накрывать рассаду. Только вернулась, как пошел сильный дождь. И долго потом говорила: «Это Матерь Божия меня разбудила, помогла рассаду сохранить». Надменным своим подростковым умом я не могла понять: неужели есть дело Матери Божией до таких пустяков, как рассада? Я не понимала, что человек, привыкший жить всегда в присутствии Божием, не сомневаясь, просил и о большом, и о малом. И получал по вере своей.
Так просто рассказывала она и о снах-вразумлениях, как о деле хотя и чудесном, но все же постоянно встречающемся. Бабушкина свекровь, будучи беременной, хотела пойти на аборт. Но увидела сон: идут женщины к какой-то страшной то ли яме, то ли землянке, несут в подолах детей и выбрасывают туда. И она тоже идет, но слышит голос: «Последний, а хочешь грешить!». Это действительно был последний ее ребенок.
Когда бабушка старенькая отходила от инсульта и лежала дома, на ее попечение оставили полуторагодовалого внука. Она целый день ему песни пела, сказки рассказывала и играла в воздушный шарик: рукой ему легонько толкает шарик, а он ей. Узнали соседи, что прабабушка дома нянчит внука, со всего дома детей притащили: бабушка, посиди, девать некуда. Она никому не отказала — не различала она своих и чужих, добра была ко всем без разбора. Когда умерла, внук рыдал на ее гробе: «Бабушка ты моя, бабушка! Кто меня, дурака, будет так любить, как ты? И утюгом я в тебя кидался, и обзывался — а ты все прощала!».
Когда-то, в студенческие годы, пришлось мне работать в женском коллективе. Все были, кроме меня, семейные. У всех высшее образование, по одному ребенку и приличный достаток. Мы все время что-то обсуждали. Частенько на повестке дня был вопрос: почему люди сейчас такие нервные, дерганые, впадающие в депрессию от всяких пустяков? Вон какие были женщины в русских селениях! Взять хотя бы собственных бабушек, а тем более — прабабушек. По десять детей рожали, младенцев теряли, мужей хоронили, работали непосильно, в семье мужа непросто приживались — и никаких нервных срывов. А тут из-за двойки или детской ссоры мы в полном нокауте и не знаем, как жить дальше. Что они, двужильные были? Или секрет какой знали? Что держало их, укрепляло и не давало падать духом? Или Кто?
Уже не спросить мне прабабушку об этом. А когда была жива она, хоть бы раз пришло в голову посоветоваться или просто поделиться, поговорить по душам. Пышки я ела, сказки слушала, но едва ли задумывалась о том, какую жизнь она прожила. Бесконечное топтание на кухне, желание сделать приятное и испечь вкусное воспринимались как должное, ворчание игнорировалось, а шептание вечерних молитв и посещение храма казалось такой же неотъемлемой частью, как платок на голове и вязание в руках.
Я дежурно сообщала об отметках в четверти, о здоровье мамы, папы и брата. Не знала, о чем еще говорить. А надо было не говорить, а слушать. Уверена, ее рассказы были бы не менее захватывающими, чем приключенческий роман, и полезней, чем консультация семейного психолога. Если бы могла тогда себе представить, какое сокровище опыта, страданий, человеческих взаимоотношений так и не будет открыто мною!
Мы уже другие: не такие сильные, не такие добрые, не такие терпеливые. Но бабушки не уходят насовсем, а протягивают за собой ниточку в вечность, а в сердце звучит: «Душкя ты моя».
Что значит понедельничать в православии
М И Х А Й Л О В Д Е Н Ь
В церковном календаре этот праздник именуется торжественно, с суховатой официальностью: «Собор Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных». А в народе он назван кратко и просто: «Михайлов день».
Судя по формальному наименованию праздника, в этот день в церкви служат молебен в честь Архистратига Михаила и его небесного воинства. Кто же такой Архангел Михаил и каким представляется его воинство?
Долго и сложно устанавливался этот праздник. Его история такова.
Дионисий был просвещеннейшим человеком своего времени. Он получил классическое эллинское образование. Бывал в Егип те, в городе Илиополе изучал астрономию. Был свидетелем сол нечного затмения в момент распятия на кресте Иисуса Христа. Он тогда сказал: «Это или Бог, Создатель всего мира страждет, или этот мир видимый кончается». По возвращении из Илиополя в Афины Дионисия избрали членом верховного суда, ареопага.
Сойдясь с апостолом Павлом и приняв от него крещение, Дион исий оставил судебное поприще и стал ревностным проповед ником христианского учения. Спустя несколько лет апостол Па вел назначил Дионисия первым афинским епископом. В 57 году Дионисий присутствовал при погребении Богоматери Марии, к ко торой еще прежде приезжал в Иерусалим, и был ей представлен апостолом Иоанном.
После кончины апостола Павла Дионисий, продолжая его дело, посетил с проповедями многие западные страны, бывал в Ри ме, в Испании, Германии. В Галлии Дионисий и его два верных спутника, пресвитер Рустик и диакон Елеферий были схвачены языческими властями и казнены.
Дионисий оставил несколько творений, важных для православ ной церкви. Главным среди них считают сочинение «О небесной иерархии», которое и стало основой для учреждения празднова ния Собора Архистратига Михаила.
Дионисий разделил ангельский мир на девять чинов, которые в свою очередь сгруппировал в три лика. К первом лику Диони сий отнес серафимов, херувимов и престолы, которые ведают бо гопознанием и божьим правосудием. Второй лик – лик господ ства, силы и власти. Представители этой группы наставляют поставленных от Бога на земле властителей мудрому управле нию, а людям дают духовную крепость и мужество. К третьему лику Дионисий причислил начала, архангелов и ангелов. Начала повелевают ангелами, направляя их к исполнению божествен ной воли, а также учат начальствующих справедливо испол нять должностные обязанности не ради личной славы, а ради чести Божьей и пользы ближних. Архангелы же несут людям благие вести, открывают тайны пророчества и разумение воли Божьей, озаряют ум людей светом Христова учения. А ангелы подвигают людей к добродетельной жизни, удерживают их от греховных помыслов и духовно-нравственного падения и всегда готовы помочь в беде и несчастье каждому, кто этого пожелает.
И над всеми девятью чинами начальствующим поставлен Архистратиг Михаил. Имя «Михаил» означает «Кто как Бог». Он главенствует над всеми небесными силами, осуществляет на земле Божью волю и препятствует деяниям и замыслам дьявола.
Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небес ных Сил бесплотных было установлено в IV веке решением помест ного Лаодикийского собора. В этот день в народе поминают также и ближайших пособников Архангела Михаила – Гавриила, про возвестника и служителя божественного всемогущества, и Рафаи ла, целителя человеческих недугов.
Архистратига Михаила славят на Руси с древних времен. Он уберег от татаро-монгольского нашествия Великий Новгород. Он – первый заступник от вражеского нашествия. Его восслав ляют в церковных песнопениях. В честь Архангела Михаила по всей Руси строились монастыри и храмы. В древнем Киеве сразу после принятия христианства был воздвигнут Архангельский собор. На иконах Архангел Михаил изображен попирающим ногами дьявола, с финиковой ветвью в левой руке и с копьем или мечом в правой, под сенью белой хоругви с красным крестом.
Михайлов день не случайно был установлен 8(21) ноября. Поскольку Небесных Сил девять чинов, то Лаодикийский собор по становил праздновать их торжество во главе с Архистратигом Михаилов в девятый месяц года (в древности первым месяцем считался март). А восьмой день ноября был назначен потому, что считалось, как-сказано в «Настольной книге священнослужи теля», «после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осьмый» – т. е. следующий Собор всех Сил Небесных в день Страшного суда, «и тогда приидет Сын Человеческий и всии свя тые Ангелы с Ним».
Интересно отметить, что «осьмый день» после недели, т. е. седьмого дня, когда отдыхают, ничего не делают (во скресный день), называется понедельником (по-недели, он же первый день седмицы, или недели, как мы говорим теперь). И в народных по говорках и поверьях понедельник был связан с именем Архан гела Михаила. Говорили: «Кто понедельничает, возрадуется заступничеству Архангела Михаила». «Понедельничать» – это значит поститься также и в первый день седмицы, помимо обяза тельных «постных дней» – в среду (когда Иуда предал Иисуса Христа) и пятницу (когда Иисус Христос мучительно умирал, распятый на кресте). А если кому выпадало безделье в рабочий день, того укоряли: «Лучше понедельничать (поститься), чем бездельничать».
Понедельник и поныне считают несчастливым, тяжелым днем. «В понедельник ничему почин не делают и в дорогу не выезжают».
В Михайлов день наблюдали: «Коли на Михайлов день иней – ожидай больших снегов, а коли с утра туман – ростепели быть». Считали, что Михайловым днем зима еще не начинается. Утверждали; «С Михайлова дня зима не стоит, земля не мерзнет». Но уже после Михайлова дня «зима морозы кует». И стужи следует ждать со дня на день.
Михайлов день испокон веков весело праздновали и селя не, и горожане. Этот праздник был «гостевым». В обычае было в Михайлов день и самим в гостях побывать, и у себя гостей принять, и самому хорошо угоститься, и своих гостей щедро попот чевать. Крестьяне угощались своим пивом, пирогами из нового хлеба, свежим медом. И жаренья и паренья было вдоволь. Неде лю еще гуляли. А потом наступал долгий и строгий Филиппов ский пост.
День небесных сил бесплотных
— Вы хоть попробуйте,— уговаривала я их.
— Да не голодны мы, что-то не хочется.
— Хочется, хочется! — закричали дети.— Папа с мамой понедельничают, потому что Васька курит!
— И не курю я вовсе! — взвился Васька.
— Да пусть себе курит,— сказал отец.— Ему же батюшка разрешил.
— Ой, не курю! — заплакал Вася.— Мам, хоть ты не понедельничай, а?
— Велика честь ради тебя понедельничать,— ответила мама, но ватрушку при этом не взяла.
Родители явно понедельничали, то есть держали по понедельникам сугубый пост. А чтобы стало понятно, почему так, надо объяснить все по-порядку. Однажды папа обнаружил, что от его любимого сына Василия пахнет уже не молоком, но табаком. Вася честно признался:
— Пап, я попробовал. У нас весь класс давно уже курит и ведет под выпивку, кх-м, совместную жизнь. Да меня уже задразнили! Я же «белая ворона», пойми. Можно я буду курить понарошку, чтобы отвязались только, и все?
Духовный отец шестиклассника Васи выслушал рассказ про «белую ворону» и принял неожиданное решение:
— Хорошо, Василий, кури, но с одним условием — за каждую сигарету тридцать земных поклонов. Идет?
Вася быстро перемножил количество сигарет в пачке на тридцать и возмущенно запротестовал: «Это шестьсот поклонов за вонючую пачку? Не согласен курить, и все!»
— Но тебе же хочется приспособиться и быть таким «крутым»?
— А правда, батюшка, мне всего хочется — и святым быть, и очень «крутым».
Возраст такой — всего хочется. И вдруг я вспомнила, как год назад Василий разговаривал с сестренкой. Они сидели в сумерках на берегу реки, и я нечаянно услышала их разговор:
— Говорят, гонения будут,— сказал Василий,— и придется нам умирать за Христа.
— Я крови боюсь,— прошептала сестренка.
— Ничего, Господь поможет. Мы ж не иуды, чтобы предать. Вот и настала для юного христианина та пора незримых гонений, когда подступает к душе скверна ада, манит, гонит, гнетет. В одиночку тут не выстоять, и бьются за детей в духовной брани родители, понедельничая ради них. Пост в понедельник посвящен Небесным бесплотным Силам, Архангелам и Ангелам, хранящим нас. Трудно христианским детям в мире соблазнов, и многие родители, я знаю, понедельничают.
Сморгунова Е. Дисциплина поста в иудейской и христианской традициях
Богъ сътвори постъ, а бесъ объядение.
Из духовного стиха пермских староверов
В Скитском Патерике находим яркий пример употребления слова пост и соответствующего глагола поститься в значении не есть ничего, не принимать пищи: «И постився три неделя и множае, и изнемогохъ от поста, якож ми еле живу сущу» <Патерик Скит.). ВМЧ, Дек. 31, 2513. XVI в.
XIV в. (2) Такая же языковая ситуация, в которой «пост» означает полный отказ от пищи, отражена в списке XVII в. сочинений князя Курбского: «[Мария Магдалина] была великая и превосходная посница, многожды въ годъ единова въ седмицу вкушающи». Курб. Ист., 277. XVII в.
Толковый словарь В.И. Даля указывает у этих слов и другие значения: воздерживаться от скоромной пищи, а есть только постное; есть всухомятку; есть только хлеб с водою, с квасом, с луком; не готовить горячего.
Многочисленные и разнообразные примеры встречаются в памятниках русской письменности с XI до XVIII в.
Ко второму значению слова: Воздержание от скоромной пищи. «Приставаетъ, государь, Филипово говейно, крестьяномъ постъ, и ты бъ, государь, пожаловалъ, прика-залъ на дорогу дати рыбы». Польск. д. III, 580. 1568 г. Также для соответствующего прилагательного: Постный, нескоромный, т.е. исключающий мясо, масло, молоко, сыр, яйца. «Се бо по с(вя)теи литурьгии идущемъ темъ на постьныя ты объды» (Ж. Феодос. Нест.). Усп. сб., 112. XII-XIII вв. «А ели не за однимъ столомъ, потому что Федоръ и Неудача ели постную еству, а они [англичане] ели мясную еству» Англ. д., 39. 1582 г. (4)
В житии Макария Римлянина находим пример последнего значения слова: «ядаше вершие дубное и все, отказавшиеся от вареной и печеной еды».
Прилагательное постный часто встречается в сочетании со словами, обозначающими время, и с самим словом время, и в таких случаях выступает в значении такой, в который постятся. Многочисленные примеры в памятниках русской письменности распределяются с XII до XVII в.: «Яви ми г(оспод)ь въ постьное время сущю ми въ пещере изити от света сего» (Ж. Феодос. Нест.). Усп. сб., 128. XII— XIII вв.; «(1074): Поучивъ [Феодосии] ихъ, како проводите постное время: въ м(о)л(и)твахъ нощных и дневных, блюстися от помыслъ скверньных». Лавр, лет., 183; «Многие ж русские люди. крестов на себе не носят и святых постных дней, среды и пятницы, не хронят, и в постные дни едят мясо и всякие скверны». Гр. Сиб. Милл. II, 276. 1622 г. Значение слова постный может иметь оттеночный смысл: употребляемый, используемый, бывающий во время поста: «Въ сыропустную неделю, въ среду и въ пятокъ, постная ли служба или Иванова пети?» (Вопр. Феогн.). РИБ II, 3. XVI в.
Российское законодательство и правоприменение XIX в. покровительствовало постам: специальными указами и распоряжениями властей во время главных христианских постов закрывались театры и цирки, отменялись зрелищные мероприятия, игры, закрывались даже бани и торговля мясом. А нарушение поста могло приравниваться к ереси.
Иер. 36: 9. В пятый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, в девятом месяце объявили пост пред лицем Господа всему народу в Иерусалиме и всему народу, пришедшему в Иерусалим из городов Иудейских.
Иоиль 2: 15-16. Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание. Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы.
Пост могли объявлять старейшины местных общин, это могло быть и царское распоряжение:
1-я Цар. 21: 8-9. И написала Иезавель, жена его от имени Ахава письма, и запечатала их его печатью, и послала эти письма к старейшинам и знатным в его городе, живущим с Навуфеем. В письмах она писала так: объявите пост и посадите Навуфея на первое место в народе.
Пост мог назначаться с разными целями. В библейских текстах часто упоминается, что пост, как для общины в целом, так и индивидуальный, должен был отвратить или умерить бедствие, вызвав сострадание Бога. Так, царь Давид постился в надежде, что Бог смилуется и сохранит жизнь его сыну (2-я Сам. 12: 16-17, 22). Бог смягчил наказание Ахаву, потому что тот постился и унижал себя (1-я Цар. 21: 27-29).
Многочисленны примеры описания поста в Псалтири:
Пс. 34: 13. Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое.
Пс. 108: 24. Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука.
Эзра 10: 6. И встал Ездра и пошел от дома Божия в жилище Иоханана, сына Елияшивова, и пришел туда. Хлеба он не ел и воды не пил, потому что плакал о преступлении переселенцев.
2-я Цар. 12: 21-23. И сказали ему слуги его: что значит, что ты так поступаешь: когда дитя было еще живо, ты постился и плакал [и не спал]; а когда дитя умерло, ты встал и ел хлеб [и пил]? И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо? А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне.
Перед лицом угрозы природного или общественного бедствия объявлялся публичный пост:
Суд. 20: 26. Тогда все сыны Израилевы и весь народ пошли и пришли в дом Божий и, сидя там, плакали пред Господом, и постились в тот день до вечера, и вознесли всесожжения и мирные жертвы пред Господом.
Иудеи постились, чтобы умолить Бога прекратить голод, вызванный нашествием саранчи (Иоэль 1: 14; 2: 12, 15), смягчить тяжесть иноземного ига (Hex. 9: 1).
В иудейской истории пост, как индивидуальный, так и коллективный, представлял собой реакцию на чрезвычайную ситуацию. В русской средневековой истории мы нашли единственный случай подобной публичной реакции покаяния.
Время поста в иудейской традиции
До вавилонского пленения, по всей вероятности, не существовало фиксированных дней постов, за исключением Иом Кипура. Впервые установленные дни поста упоминаются у пророка Захарии: «Так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир» (Зах. 8: 19).
Некоторые исследователи считают, что посты, упоминаемые Захарией, гораздо более древнего происхождения и связаны с сезонными праздниками; однако против такого предположения свидетельствует вопрос народа к Захарии, следует ли отменить эти посты, видимо, в связи с восстановлением Храма:
Зах. 7: 2-5. Вефиль послал Сарецера и Регем-Мелеха и спутников его помолиться пред лицем Господа и спросить у священников, которые в доме Господа Саваофа, и у пророков, говоря: «плакать ли мне в пятый месяц и поститься, как я делал это уже много лет?» И было ко мне слово Господа Саваофа: скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились?
Иудифь 8: 4-6. И вдовствовала Иудифь в своем доме три года и четыре месяца. Она сделала для себя на кровле дома своего шатер, возложила на чресла свои вретище, и были на ней одежды вдовства ее. Она постилась все дни вдовства своего, кроме дней пред субботами и суббот, дней пред новомесячиями и новомесячий, и праздников и торжеств дома Израилева.
В Евангелии от Луки говорится о вдове лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (2: 37).
Пост в эпоху Первого храма сопровождался молитвой, жертвоприношением, покаянием в грехах (Суд. 20: 26; 1-я Сам. 7: 6; Эзра 10: 1). Начиная с эпохи Второго храма пост сопровождался также публичным чтением Торы. Центральным элементом службы были звуки шофара или труб: «Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей» (Иоэль 2: 1).
Дан. 10: 2-3. В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней.
В период Второго храма пост рассматривался как средство очищения человека и приближения его к Богу. На это возражали законоучители, которые утверждали, что человек не имеет права наносить ущерб своему здоровью, чтобы не стать бременем для общины. Изучение Торы важнее Поста: «ученый не имеет права поститься, ибо поступая так, он менее усердствует в труде небесном». Согласно Саади Гаону, лучше избегать совершения греха, чем поститься.
Библейские тексты содержат многие указания, что пост не самоцель, а только средство, при помощи которого человек может смирить свою душу и раскаяться в грехах, и это раскаяние должно проявиться в его поступках (Иоэль 2: 13; ИонаЗ: 8).
Ис. 58: 6. Вот пост, который Я избрал; разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо.
Иудейские посты могут носить частный характер: в годовщину смерти родителей или учителя; жених и невеста постятся в день бракосочетания вплоть до свадебной церемонии; предусмотрен также пост, чтобы отвратить дурные последствия кошмарного сна. Если упал свиток Торы, свидетели этого постятся в течение дня. Во времена Мишны члены верховного суда Синедриона постились в день вынесения ими смертного приговора.
В Аггаде рассказывается, что перед тем, как Бог наслал на землю великий потоп, он семь дней был в трауре по миру, который Сам создал.
Время поста в славянской традиции
Посты славянской христианской традиции разделяются на многодневные и однодневные.
«Да есте въдуще, брат(ь)е, яко въ сии днь есть постъ предъ праздникомь г(о)с(под)нимь». Пролог (Ф.), 22 об. XIII—XIV вв. «Его де исповедывалъ и причащалъ двожды, въ Великой постъ да въ Оспожинъ постъ». (Расспр. речи). РИБ II, 607.1623 г. (14)
Рождественский пост, Христова Рожества пост, или Филиппов пост, первый из четырех многодневных годичных постов, который начинается на другой день после празднования памяти св. апостола Филиппа, 14 ноября по старому стилю, и продолжается 40 дней до навечерия Рождества Христова 24 декабря, или 6 января по новому стилю. «Въ Филиповъ постъ, о Николине дни выбежалъ деи тотъ ихъ крестьянинъ Вешнячко изъ ихъ изъ Николские вотчины». АХУ II, 136. 1592 г.; «Посту бо Христова Рожества начинающу, на место то приходъ ихъ бе». Врем. И. Тим., 436. XVII в. (15)
Рождественский пост называется также четыредесятницей. По правилам воздержания он приближается к посту апостольскому. Строгость его особенно усиливается с 20 декабря, в дни предпразднества Рождества Христова, и достигает высшей степени в последний день, называемый сочевник, или сочельник. По обычаю в этот день пост хранится до вечерней звезды. Ясные упоминания о Рождественском посте встречаются только с IV в. В V в. Лев Великий называет его древним установлением и придает ему значение жертвы за собранные плоды. Порядок поста установлен на Константинопольском соборе 1166 г.
Если теперь вернуться к самому началу рассматриваемой проблемы: пища-пост, или трапеза-пост, то становится ясно, что пары слов не являются противопоставленными, но находятся в отношении части и целого. Но и сама эта часть целого не представляет единого понятия.
Самыми яркими и значимыми значения слов пища и пост выступают в русских пословицах и поговорках.
Великий пост прижмет (//подожмет) тебе хвост.
Великий пост обмочит хвост. (Загадка с отгадкой «оттепель»).
Пост не мост, можно и объехать.
Мост не пост, не объедешь.
Все посты постимся, а никуда не годимся!
Никто с поста не умирает.
С поста не мрут, а с обжорства дохнут.
В великий пост как узлом затянуто (скороми нельзя).
Послушание паче поста и молитвы.
Путнику посты разрешены.
Мертвых на погост, хоть в великий пост.
Кто все четыре поста постится, за того все четыре евангелиста.
«Ежедневная пища их состоит из крупы, репы, капусты, огурцов, рыбы свежей или соленой. Из-за великолепных пастбищ у них имеются хорошая баранина, говядина и свинина, но, так как они, по религии своей, имеют почти столько же постных дней, сколько дней мясоеда, то они и привыкли к грубой и плохой пище, и тем менее на подобные вещи тратятся. Они умеют из рыбы, печенья и овощей приготовлять многие разнообразные кушанья, так что ради них можно забыть мясо.
Например, однажды нам. в посту было подано 40 подобных блюд, пожалованных царем. Между прочим, у них имеется особый вид печенья, вроде паштета или, скорее, пфанкухена, называемый ими «пирогом»; эти пироги величиною с клин масла, но несколько более продолговаты. Они дают им начинку из мелко изрубленной рыбы или мяса и луку и пекут их в коровьем, а в посту в растительном масле; вкус их не без приятности. Этим кушаньем у них каждый угощает своего гостя, если он имеет в виду хорошо его принять.
На Русском севере, в Олонецкой губернии, записаны описания обиходного постного крестьянского стола: «Редька пластами (ломтиха) с маслом; вареные волнухи; горох вареный; пироги ни с чем, вприхлебку с суслом; кисель с маслом или суслом».
В экспедициях на Русском Севере и в Пермской области нам не пересказывали Ивана Шмелева с его красочным описанием постного рынка, но несколько раз был записан рассказ о том, как купчиха держала пост. И возвращаясь к началу нашей статьи, можно сказать, что в этом рассказе у слова пост менее всего сохраняется значение не есть ничего.
Как купчиха постничала
Уж така ли благочестива, уж такой ли правильной жизни была купчиха, что одно умиленье!
И так это благочестиво ест, что даже страшно. Поест, поест вздохнет и снова ест.
А как пост настал, ну тут купчиха постничать стала.
Дак благочестивая кипяточку с медом выпила пять чашек да с постным сахаром пять, с малиновым соком пять чашек да с вишневым пять, да не подумай, что с настойкой, нет, с соком. И заедала черными сухариками.
Пока кипяточек пила, и завтрак поспел. Съела купчиха капусты соленой тарелочку, редьки тертой тарелочку, грибочков мелких, рыжичков, тарелочку, огурчиков соленых десяточек, запила все квасом белым.
Взамен чаю стала сбитень пить паточный.
От маковников отказалась:
— Нет-нет, маковников ись не стану, хочу, чтобы во весь пост и росинки маковой во рту не было!
После обеда постница кипяточку с клюквой и с яблочной пастилой попила.
А время идет и идет. За послеобеденным кипяточком с клюквой, с пастилой тут и паужна.
Поела гороху моченого с хреном, брусники с толокном, брюквы пареной, тюри мучной, мочеными яблоками с мелкими грушами в квасу заела.
А купчиха до самой ужны пьет себе кипяточек с сухими ягодками.
Что за обедом ела, всего и за ужной поела. Да не утерпела и съела рыбки кусочек, лещика фунтов на девять.
Легла купчиха спать, глянула в угол, а там лещ. Глянула в другой, а там лещ!
Со страху купчиха закричала.
Дело понятно: доктора образованны и в благочестивых делах ничего не понимают» (18).
Примечания
1 Иванов Вяч. Вс., Топоров В.Н.. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. (Древний период). М., 1965.
2 Словарь русского языка XI-XVII вв. М., 1991. Вып. 17. С. 224-225.
8 Триодь постная. Службы от Недели мытаря и фарисея до субботы Лазаревой. Часть 1-я. Л. 1-375. М., Московская Патриархия, 1974. 9 Словарь русского языка. Вып. 17. С. 246-247.
10 Практическая симфония для проповедников Слова Божия. Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины / Составил Григорий Дьяченко. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1992 (репринт 1903).
11 Хрестоматия по русской истории / Сост. М. Коваленский.М., 1917. Том II. С. 124.
12 Словарь русского языка. Вып. 17. С. 224-225.
16 Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906.
17 Полевые дневниковые записи.
18 Писахов Степан. Сказки. Архангельск, 1978.