Что не является особенностью шоу технологий

Использование шоу-технологий в воспитательной деятельности

«Татарский политехнический колледж»

Доклад для выступления на теоретическом семинаре на тему

«Использование шоу-технологий в воспитательной деятельности»

Осиповой Елены Васильевны

Воспитательный процесс – это всегда целенаправленный процесс.

Слово шоу заимствовано из английского языка. В дословном переводе означает, «представление», «показ». Различные игровые мероприятия типа «Звездного часа», «Счастливого случая», «Брейн-ринга», «Слабого звена» и многих других, безусловно были позаимствованы для воспитательного процесса из телевидения, где приобрели огромную популярность, начиная с 1990-ых годов в связи с распространением массовой культуры.

Данное явление в культуре имеет свои характеристики: массовость участников и зрителей; особый тип зрелищности, основанный на психологическом воздействии на зрителя. В основе построения зрелищных форм шоу лежат архетипы массового сознания. Шоу-технологии оказались вполне применимы и в воспитательном процессе.

В рамках уже ставших для нас традицией недель науки и творчества, проводилось множество мероприятий, в которых мы и наши коллеги пусть не всегда осознанно, но, тем не менее использовали элементы шоу-технологии.

Итак, разберемся, что же это за технологии?

Шоу-технологии, используемые в воспитательной работе, имеют три основных особенности:

деление участников на выступающих и зрителей;

соревновательность на сцене;

заготовленный организаторами сценарий шоу-программы.

Схема реализации технологии включает в себя три этапа: подготовка шоу-программы → проведение воспитательного шоу → подведение итогов.

На этапе подготовки решение принимается организатором или группой организаторов(педагогом, группой педагогов, группой учеников-активистов и т. п.) на основе некоторых исходных идей (исходными идеями могут служить, например, форма популярной телеигры). Будущие участники к выдвижению идей и планированию шоу не привлекаются,но могут участвовать в творческой подготовке шоу по заданиям организаторов.

Задачами организаторов на этом этапе являются:

разработка или поиск сценария шоу;

распределение ответственности за режиссуру, использование технических средств (аудио- и видеотехники, освещения) и т. д.;

подготовка «сцены», «зала», ведущего, процедуры оценивания, оформления.

Решение последней задачи включает пять относительно самостоятельных технологических блоков: «сцена», ведущий,«зал», оценивание, оформление. Эти блоки связаны лишь общей идеей, участники подготовительной работы в каждом блоке могут и не знать, чем заняты другие участники подготовки шоу.

Сначала мы определяем главный принцип отбора участников «сцены». Например, для мероприятия «Невозможное возможно» мы отбирали людей, обладающих теми или иными способностями, отличающими их от всех остальных: физическими, интеллектуальными, творческими способностями, объясняли им задачи.

Для участия в мероприятии ко дню Святого Валентина мы пригласили поучаствовать сложившиеся на тот момент пары, дали им ряд домашних заданий, в том числе творческих.

В некоторых мероприятиях соревнования происходили между разными группами одной профессии или между командами из одной группы.

Выбор ведущего или ведущих имеет первостепенное значение.Недаром говорят. Что хороший ведущий – это 90% успеха вашего мероприятия. Ведущий – держит внимание участников на протяжении всей программы: вовлекает в игру, ведет ее и выявляет победителей. Он создает дружелюбную и доброжелательную атмосферу общения.

При выборе ведущих точно так же, как и для проведения телевизионных шоу, важными составляющими его образа являются следующие качества:

Здоровый вид. 2) Гармония черт лица. 3) Приятная внешность 4) Стройная и пропорциональная фигура. 5) Приятно звучащий голос. 6) Выразительность жестов. 7) Живой ум. 8)Доверительность.

Человек, обладающий живым умом, всегда интересен и собеседнику, и зрителю. Богатое воображение, дар импровизации, умение нестандартно мыслить, живо реагировать на события, происходящие вокруг – все это желательно иметь ведущему.

• сначала принимаются решения о способе формирования «зала» (все желающие без ограничений, только определённое количество представителей от каждой группы и т. д.);

• затем определяются структура «зала» (расположение мест, отведение мест для зрителей, для участников, «групп поддержки», гостей, для жюри и т. п.);

• продумываются способы создания настроя «зала» (через слово, действия, оформление, введение правил и т. д.);

• При разработке сценария мероприятия «Невозможное возможно» было предусмотрено обращение к «залу», поддерживающие интерес к шоу, вовлекающие зрителей в участие (эмоциональные обращения к «залу», рассчитанные на определённую реакцию зрителей, болельщиков; задания для «зала», обращение к «залу» за помощью и т. д.). Например, зрителям было предложено посоревноваться с мастерами своего дела, попытаться собрать кубик-рубик, расправиться с металлическими головоломками, определить обладателя сверхвкуса.

Следующий технологический блок:

Определяется предмет оценивания и критерии оценки (что и как оценивается); кто и когда оценивает; техника оценивания (как именно будет происходить оценивание: в баллах или рангах, нужны ли бланки, будут ли вестись судейские протоколы и т. п.); способы предъявления оценок.

Так же необходимо продумать и оформление:

Определить предметы оформления (зал, сцена, вход, место для жюри и др.);

Определить ключевых образов и символов, передающих ценности и эмоции готовящегося шоу.

Среди проводимых мероприятий бывают и нестандартные, проходящие в необычных условиях. Одним из таких запоминающихся мероприятий была «Автотракторная эстафета», которая проходила на открытом воздухе. Несмотря на непривычный формат разработчиками были соблюдены все элементы, отвечающие требованиям шоу.

Запуск – организационное начало шоу. Задачи запуска: а) создать определённый эмоциональный настрой участников; б) выделить заложенные в шоу-программе ценности. Решение этих задач возлагается на ведущего. Существует целый ряд условий, способствующих эмоциональному заражению: образ ведущего, вызывающего доверие, большая численность аудитории, световое, музыкальное и цветовое оформление. Это может быть также наличие принимаемых аудиторией общих символов, эмблем, элементов одежды участников, девизов. Важно, чтобы и в жюри, и на сцене присутствовали известные собравшимся люди, представляющие те или иные традиции и ценности. По нашим наблюдениям, студентов значительно мотивирует то, что участниками мероприятий становятся и педагоги, как, например, в мероприятии «А вам слабо?»

Сила соревновательности имеет такие же глубокие психологические корни, как и эмоциональное заражение. Именно соревновательный момент делает шоу максимально интересным и непредсказуемым.

Основная часть шоу-программы состоит из чередующихся конкурсов и оцениваний, а параллельно с ними разворачивается сценическое действо, которое поддерживает интерес зрителей и включает их в происходящее на сцене. При разработке конкурсов нужно учитывать, чтобы задействованы были различные виды деятельности: интеллектуальные способности, физические возможности, творческая активность. При этом должна выдерживаться логика и последовательность.

Для смягчения соревновательности возможен совместный выход на сцену взявшись за руки всех конкурсантов, рукопожатия, обмен памятными подарками, утешительные призы, благодарные слова друг другу, подчёркивание ведущим достоинств проигравшего и т. п.; возможно исполнение общей песни.

3. Подведение итогов как анализ воспитательного шоу проводится на уровне организаторов. Анализ шоу рядовыми участниками в данной технологии необязателен.

Согласно одному из подходов к разработке технологий воспитания, воспитательная технология должна обладать значительной гибкостью, приспособляемостью к меняющимся целям и условиям её реализации. Замечено, что формы воспитательной работы теряют свою эффективность при попытках их точного копирования, воспроизведения без учёта изменившихся условий. Поэтому, взяв на вооружение понравившиеся нам элементы какой-либо технологии, идеи, мы должны переосмыслить их, переработать и представить свой собственный продукт.

Источник

Доклад «Применение шоу-технологий в образовательном и воспитательном процессах»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение «Абаканское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением открытого типа»

« Применение шоу-технологий в образовательном

и воспитательном процессах »

Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества.

познакомить с современными

шоу – технологиями в воспитательной работе.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии.

Современные шоу-технологии – это совокупность мероприятий по организации детских культурно-досуговых, спортивно-массовых и других подобного рода мероприятий, которые являются неотъемлемой частью деятельности любого образовательного учреждения.

2. Технологии организации школьных мероприятий. Дети должны жить в мире красоты, игры,сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества. (2 слайд)

Практически все общеучилищные мероприятия это яркие и радостные события. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание воспитанников.

Все массовые мероприятия, проводимые в училище, можно условно поделить на четыре группы:

Тематические (календарные): театрализованные, познавательные: КВД, викторины; музыкально-литературные вечера, концерты, торжественные линейки, праздники.

Спортивные : соревнования по различным видам спорта, подвижные игры, эстафеты; (3 слайд)

Спортивные соревнования – это всегда яркое, эмоциональное зрелище. Любые соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи . (5 слайд)

Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. (6, 7 слайды)

Под руководством преподавателя ФК Сафрайдер П.И. у воспитанников укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды, училища и т.д.

Действенным фактором соревнования являются и для зрителя (не участвующих воспитанников), которых привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения. (12 слайд)

При организации мероприятия спортивно-массового характера в первую очередь составляется положение о проведении . (13 слайд) В нем указывается:

1. Название соревнований.

3. Место проведения.

4. Задачи данного соревнования.

5. Программа и порядок проведения по дням.

6. Состав участников.

7. Система зачета (определения победителей)

8. Форма награждения.

Педагоги нашего учреждения всегда придерживаются такого плана.

Подготовка и проведение общеучилищных мероприятий служат нравственному воспитанию детей: (14 слайд)

— они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма;

-произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства;

— участие в праздниках и развлечениях формирует у воспитанников дисциплинированность, культуру поведения. (15 слайд)

3. Сущность и структура общеучилищных мероприятий

В основе каждого мероприятия лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого воспитанника. Эта идея должна проходить через все содержание праздника. (16,17,18, 19 слайды) Желательно, чтобы в программе мероприятия гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на воспитанников.

У шоу – технологии три особенности:

— деление участников на выступающих («сцена») и зрителей(«зал»);

— соревновательность на сцене;

— заготовленный организаторами сценарий.

При подготовке каждого мероприятия мы ставим перед собой цели:

Работа над сценарием. Сценарий праздника (торжества, мероприятия) – это подробная литературно-текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. (20 слайд) В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них. Таким образом, сценарий мероприятия представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности. (21,22,23 слайды)

Работа над сценарием включает в себя несколько этапов:

1-й этап определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема – круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии. (24,25,26,27 слайды) Идея – это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать обучающимся о чем-либо. Идея праздников состоит в том, чтобы через песни, танцы, игры пробудить интерес к творчеству. Тема праздника задается в сценарии, как правило, с самого начала. В сценарии праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт . (28,29,30,31 слайды)

2-й этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сценическом действии. Композиция включает в себя:

экспозицию (короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших этот конфликт)

завязку (завязка должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание воспитанников);

развитие действия, или основное действие, т. е. изображение событий, в которых решается конфликт;

кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника);

развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски).

4.Основные средства мероприятия

Речевая деятельность на праздниках для воспитанников заключается, в основном, в чтении стихотворений и исполнении песен. (32,33,34 слайды) Разучивая песни, стихи, танцы , воспитанники узнают много нового о своей стране, природе, о людях, о правилах поведения. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

Слово как средство информации несет на празднике дополнительную информацию. Звучащее в стихах, диалогах, монологах и пр., оно воодушевляет участников . (35,36 слайды)

При распределении речевого материала педагогам необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника . (слайды 37,38,39) Одним, в силу их индивидуальных психологических особенностей, лучше поручить индивидуальные выступления, другим, чтобы не возникало психотравмирующих ситуаций, лучше выступать вместе с другими воспитанниками (например, исполняя песню), а некоторым, особенно в начальный период обучения, может быть целесообразна вообще роль зрителя.

Песня и танец на празднике – это средства общения и единения всех собравшихся. Здесь не должно быть актеров и зрителей.

Так, музыка непосредственно воздействует на чувства, она побуждает к сопереживанию. Важно создать вначале общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности.

А так же изобразительная деятельность. (40,41 слайды) В процессе подготовки праздника, для оформления, изготовления каких-либо частей костюмов и атрибутов к ним или играм, широко используются различные виды изобразительной деятельности. Это рисование, аппликация, создание костюмов и т.д. Занимаясь изобразительной деятельностью, воспитанники учатся воспринимать окружающий мир, выделять предметы и их свойства . (42,43 слайды)

5. Работа коллектива по подготовке школьного мероприятия

Как говорилось выше, удачное проведение мероприятия для воспитанников определяет, прежде всего, хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями. Зал (если мероприятие в помещении) заранее подготавливается и украшается, чтобы воспитанники могли его посмотреть до праздника, провести в нем репетицию . (44, 45,46, 47,48 слайды) Причем лучше провести эту репетицию еще и в костюмах, чтобы они не стесняли движения, чтобы воспитанники привыкли к ним.

6. Методические рекомендации при использовании

(49 слайд) Деятельность воспитанников на любом мероприятии должна быть осознанной. Воспитаннику нужно объяснить, что такое праздник. Только при этом условии можно создать необходимые мотивы деятельности и, соответственно, достичь хороших результатов.

Речевой материал к празднику нужно подбирать в соответствии с программными требованиями, ориентируясь на активный словарь подростков. При этом важно учитывать индивидуальные возможности каждого воспитанника, состояние его устной речи.

При разучивании стихов необходимо обращать внимание не только на заучивание текста и его звуковое оформление, но и на внутреннее содержание.

При постановке танцев целесообразно использовать движения, уже разученные, т.к. использование хорошо знакомых движений расширяет рамки работы над выразительностью, содержанием танца.

Необходимо широкое использование изобразительной деятельности в процессе подготовки мероприятия, т.к. участие в общем деле формирует у воспитанников чувство коллективизма, украшение зала, группы, создание костюмов способствует развитию творчества детей.

мероприятие не должно быть продолжительным по времени, т.к. слишком долго трудно удерживать внимание на происходящем.

В структуру мероприятия необходимо включать различные сюрпризные моменты, игры.

После проведения мероприятия важно закрепить полученные воспитанниками впечатления и знания. Для этого проводятся беседы.

В процессе подготовки и проведения мероприятия необходима четкая, взаимосвязанная работа ведущего, музыкального руководителя, взрослых, по возможности, родителей и, конечно, воспитанников. Только при этом условии праздник пройдет успешно и оставит яркие воспоминания у всех его участников.

Хорошо организованные культурные и спортивные мероприятия в учреждении благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития воспитанников, для закрепления знаний, полученных на различных учебных занятиях; способствуют его физическому и нравственному воспитанию. Ведь образование – не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, воспитание, развитие личности, ее социализация. (50 слайд)

Источник

Доклад на тему «Шоу-технологии»

Шоу-технология в воспитательном процессе

Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества.

СЛАЙД 2 Шоу-технология – это совокупность мероприятий по организации детских культурно-досуговых, спортивно-массовых и других подобного рода мероприятий, которые являются неотъемлемой частью деятельности любого школьного учреждения.

Организация праздников, соревнований, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, позволяет использовать индивидуальный подход к учащимся, создает комфортные условия для раскрытия тех или иных качеств личности каждого ребенка, содействуют физическому и психическому развитию.

СЛАЙД 3 Шоу-технология имеет три основных особенности:

— деление участников на выступающих («сцена») и зрителей («зал»);

— соревновательность на сцене;

— заготовленный организаторами сценарий.

СЛАЙД 4 Рассмотрим этапы реализации технологии:

проведение воспитательного шоу;

Подготовка и проведение такого мероприятия – достаточно трудоёмкая задача, т.к. требует большого количество усилий, времени.

На этапе подготовки решение принимается организатором или группой организаторов на основе некоторых исходных идей (исходными идеями могут служить, например, форма популярной телеигры, идеи празднования знаменательной даты, следования доброй школьной традиции и т. д.).

Планирование может осуществляться как учителем так и активом ребят. Будущие участники к проектированию, выдвижению идей по организации шоу не привлекаются, но могут участвовать в оформлении помещения, подготовке реквизита.

СЛАЙД 5 Задачами организаторов на этапе подготовки являются:

разработка или поиск сценария шоу;

распределение ответственности за режиссуру, использование технических средств (аудио- и видеотехники, освещения) и т. д.;

подготовка «сцены», «зала», ведущего, процедуры оценивания, оформления.

СЛАЙД 6 Подготовка включает пять относительно самостоятельных технологических блоков: «сцена», ведущий, «зал», оценивание, оформление. Эти блоки связаны лишь общей идеей, участники подготовительной работы в каждом блоке могут и не знать, чем заняты другие участники подготовки шоу.

принимается решение о главном принципе отбора участников «сцены»;

собирают участников, объясняют им задачи, выбирают форму шоу, настраивают на участие, если надо – формируют команды, дают «домашнее задание»;

оказывают помощь в подготовке «сцены» к участию в шоу.

принимается решение о ведущем;

разрабатывается программа ведения шоу и образа ведущего;

проводятся репетиции ведения шоу.

принимаются решения о способе формирования «зала» (все желающие без ограничений, только по пригласительным билетам, только определённое количество представителей от каждого класса и т. д.);

определяется структура «зала» (расположение мест, отведение мест для зрителей, для участников, «групп поддержки», учителей, гостей, для жюри и т. п.);

создается настрой «зала» (через слово, действия, оформление, введение правил и т. д.);

обращения к «залу», поддерживающие интерес к шоу, вовлекающие зрителей в участие (эмоциональные обращения к «залу», рассчитанные на определённую реакцию зрителей, болельщиков; задания для «зала», обращение к «залу» за помощью и т. д.).

обговаривается предмет оценивания и критерии оценки (что и как оценивается);

кто и когда оценивает;

техника оценивания (как именно будет происходить оценивание: в баллах или рангах, будут оценивающие сами подсчитывать сумму баллов, или этим займётся специальная счётная комиссия, нужны ли бланки, будут ли вестись судейские протоколы и т. п.);

способы предъявления оценок.

определение предметов оформления (зал, сцена, вход, место для жюри и др.);

определение ключевых образов и символов, передающих ценности и эмоции готовящегося шоу;

выбор техники исполнения элементов оформления.

Связь между «сценой» и «залом» может осуществляться наличием общих символов: эмблем, элементов одежды, девизов. Поддержка участников также может осуществляться при помощи кричалок, плакатов.

СЛАЙД 8 В качестве основных психологических механизмов реализации шоу выделяют
«эмоциональное заражение»,
• соревновательность и
• импровизицию

СЛАЙД 7(повтор) Запуск – организационное начало шоу. Задача запуска создать определённый эмоциональный настрой участников. Решение этой задачи возлагается на ведущего.

Основная часть шоу-программы состоит из чередующихся конкурсов и оцениваний, а параллельно с ними разворачивается сценическое действие, которое поддерживает интерес зрителей и включает их в происходящее на сцене. Оценивание заданий может производиться жюри, отдельным компетентным человеком, либо всеми зрителями (с помощью голосования жетонами (тогда для подсчёта голосов в начале шоу-программы надо будет сформировать счётную комиссию), аплодисментами (чем громче аплодисменты, тем выше оценка) и другими способами).

Подведение итогов осуществляется как анализ воспитательного шоу и проводится на уровне организаторов. Анализ шоу рядовыми участниками в данной технологии необязателен.

Для более глубокого анализа необходимо во время шоу фиксировать отношение участников (“сцены” и “зала”) к происходящему. Так, по ходу шоу-программы учитель может отмечать заинтересованность и активность зрителей-болельщиков при проведении разных конкурсов. В конце попросить участников оценить привлекательность шоу разными способами, например: “Поднимите руки только те, для кого участие в сегодняшнем празднике оказалось интересным, привлекательным”; голосованием с помощью цветных жетонов или закрашивания клеток разными цветами (каждый цвет означает определённое настроение, степень удовлетворённости, заинтересованности).

понравился ли вам праздник?

что понравилось вам больше всего?

что, на ваш взгляд, можно было бы исправить, сделать по-другому?

что вам не понравилось в празднике?

В своей работе на уроках, классных часах, утренниках, праздниках, викторинах, конкурсах чтецов и инсценированной песни, соревнованиях мы часто применяем шоу- технологию или элементы шоу- технологии . ФОТО

На заседании МО мы составили методические рекомендации по использованию шоу – технологий.

Проведение таких мероприятий достаточно эффективно, потому что они отличаются высоким эмоциональным уровнем, поэтому участникам, зрителям и жюри интересно наблюдать за его ходом и участвовать в них. Благодаря такому эмоциональному подъему, выполняются педагогические цели и задачи, достигается большая результативность воспитательной акции. Проведение такого шоу охватывает большое количество детей, им приходится работать сообща над единой задачей, помогая друг другу, поэтому можно говорить о том, что шоу-технология сплачивает коллектив, обстановка становится более дружелюбной, распределение обязанностей в будущем будет проходить организованнее. Если будет использован этап анализа шоу его рядовыми участниками, то в этом случае можно говорить о воспитании критического мышления, самовыражения, самосовершенствования, что благоприятно влияет на развитие личности детей.

Поэтому применение воспитательной шоу-технологии в образовательном процессе необходимо для создания благоприятного микроклимата в коллективе, для развития личностных качеств учащихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *