Что означает слово вещий в сказке сивка бурка
«Сивка-Бурка, вещая каурка. ». Что значит эта бессмыслица? Все читали, но мало кто знает!
Сказка про Сивку-Бурку стала известной после публикации в сборнике «Народные русские сказки», куда её заботливо поместил собиратель фольклора А. Н. Афанасьев.
Коротко напомню сюжет: было у старика три сына, которым он перед уходом из жизни велел приходить в течение трёх дней к месту упокоения. Двум старшим было лень, поэтому все три раза ходил младший Иван. Дурачок, как полагается в сказках.
Почивший отец заметил подлог и отблагодарил младшенького: выйди, говорит, в чисто поле, скажи странную фразу и прибежит к тебе конь волшебный. Залезь ему в правое ухо, потом в левое и станешь красивым молодцем, каких свет не видел.
А тут как раз царь дочку свою замуж выдать надумал. Залезла девонька на самый верх терема и ждёт, кто её с лошадиного скока в губы поцелует. Естественно, что справилась с такой задачей только Сивка-Бурка волшебная. И стал Иван царским зятем.
Сивка, Бурка, Каурка — что это такое?
Окрас сказочной Сивки-Бурки — это смешение мастей, которое никогда не встречается у лошади в реальной природе.
Сивый — это серый, седой. Слово часто употребляют с намёком на возраст: вспомните поговорку «Укатали сивку крутые горки». Лошади сивой масти — вороные (чёрного цвета) с проседью.
Бурый — это коричневый с рыжиной, поэтому корову ласково именуют Бурёнкой, а медведя — бурым.
Каурую масть иногда называют «дикой»: такие лошадки отличаются окрасом от красно-рыжего до рыже-коричневого, причем распределение цвета по туловищу идёт неравномерно.
Кем же на самом деле был такой странный конь?
Кто такая Сивка-Бурка на самом деле
Возможно, не боялся Сивку-Бурку он потому, что послал чудное животное родной отец, который явно не желал зла. И вообще древние славяне считали коня проводником в царство мёртвых. Сивка-Бурка — это родовой конь семьи, служивший всем старшим поколениям Ивана.
«Как лист перед травой» — это как?
Насчёт этой фразы я встретила необычную версию, что слова в ней — часть древнего языческого заговора, придающего словам дополнительную магическую силу.
«Трава» выступает здесь в качестве некоей абстрактной мощи, перед которой каждый листик стоит, как вкопанный, и дрожит на ветру. Но если у вас есть другие версии, пишите их в комментариях, с удовольствием послушаю.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Что значит «Сивка-Бурка, вещая каурка…»? Объясняем простыми словами, почему так называли коня
Перечитываем старую сказку по-новому!
Множество поколений выросло на сказке про «Сивку-Бурку, вещую каурку», но можем ли мы сегодня уверенно сказать — кто это такой? Разбираемся в этой, как оказалось, не совсем детской истории.
О чем сказка?
Иллюстрации Татьяны Мавриной/ Издательство «Детгиз», 1956 год
На бумаге сказка впервые увидела свет в середине XVIII века. О ней решил поведать известный собиратель фольклора — Александра Николаевич Афанасьев. Исследователь культуры выпустил несколько версий оригинального сюжета и опубликовал произведение в своем сборнике «Народные русские сказки» (1855–1863 года).
Было у отца три сына — так начинается история. Перед смертью отец попросил приходить на его могилку следующие три дня. Но только младший, Иван-дурак, исполнил наказ. Поэтому отец передал ему заклинание, которое помогало вызывать волшебного коня. Благодаря помощи Сивки-Бурки Иван смог преодолеть множество трудностей и, в конце концов, жениться на царевне.
Почему у коня такое странное имя?
Иллюстрации Татьяны Мавриной/ Издательство «Детгиз», 1956 год
Все просто: это окрас коня. Он стал результатом смешивания трёх мастей, чего не бывает в реальной жизни.
Объединение этих трёх мастей означало, что лошадь была беспородной. Поэтому называя так животное, герой выражал свое пренебрежение к коню.
Но зачем Ивану нужно было «оскорблять» своего верного помощника? Существовало поверье, что хороших коней нужно специально ругать, ведь только так можно избежать зависти и сглаза.
Ведутся споры и насчёт рода сказочного животного. Ведь конь мужского рода, а к Сивке-Бурке обращаются в женском роде. Как оказалось, «вещий» согласуется с существительным «каурка», а оно общего рода.
Причем тут «Лист перед травой»?
Иллюстрации Татьяны Мавриной/ Издательство «Детгиз», 1956 год
Существует несколько мнений и версий. В фразеологическом словаре русского литературного языка выражение трактуют так: «явиться сразу или очень быстро».
Но само словосочетание «лист перед травой» кажется бессмыслицей. В книге Вадима Храппа «Происхождение слов и выражений» говорится о том, что это часть древнего языческого заговора. Трава предстает безусловной магической силой, которая может без труда заставить листик задрожать перед своим могуществом.
Конь — призрак?
Иллюстрации Татьяны Мавриной/ Издательство «Детгиз», 1956 год
Древние славяне считали коня священным животным и видели в нем символ смерти и воскрешения солнечного божества. Конь был верным спутником Перуна, Ярила, Даждьбога, Святовита. Часто животное приносили в жертву на позорищах, ведь славяне были уверены, что лошадь является ещё и проводником в загробный мир.
Вот почему Сивка-Бурка воплощает в себе сразу три масти. В древних поверьях символическую роль играл именно окрас — якобы он менялся на протяжении дня. Утренняя заря ведет сидящих белых коней, днём они приобретают солнечный рыжий оттенок, а к вечеру заря уносит их с небосвода серым (сивым) цветом.
Конь из народной сказки был тотемным животным семьи Ивана, поэтому при помощи магического заклинания он мог явиться из царства мертвых. Дух Сивки-Бурки воплощает в себе сразу трёх членов семьи — прадеда, деда и отца. У каждого из них при жизни был конь своего цвета и они пришли как вестники с того света.
Конь был проводником солнца?
На севере России летнее солнце называли — Буркой, а вот зимнее — Сивкой. То есть сказочный конь имел ещё и силу языческих богов, что защищали нашу землю от напастей.
Белый цвет был символом набирающего силу солнца, поэтому Ярила предстает в образе красивого парня на белом коне. Этот образ почитали крестьяне, ведь сулил плодородие, удачу и оберегал дом.
Читать народные сказки вместе с детьми — это не скучная родительская обязанность. В известной каждому русскому ребенку истории о приключениях Ивана-дурака, оказывается, скрываются представления наших предков о потусторонних силах и о связи между мертвыми и живыми. И с помощью этих сюжетов и образов мы можем рассуждать вместе с детьми даже о самых сложных и глубоких вещах.
Расшифровка сказки «Сивка-Бурка»
[color=blue][i]Чудодейственная сила
Здесь на тёмных облаках
Тайный смысл изобразила
В неизвестных письменах
Счастлив тот, кто чистым оком
Видит мир, кому дана
Тайна – в помысле глубоком
Разобрать те письмена
(Пётр Ершов)[/i][/color]
[b]Расшифровка фразы «Сивка-Бурка, Вещая Каурка»[/b]
СИ-ВЪ-КА БУ-РЪ-КА ВЕ-ЩА-Я КА-У-РЪ-КА
КА-РЪ-У КА-Я ЩА-ВЕ КА-РЪ-БУ КА-ВЪ-СИ
СИВЪ (Святая) КА (сила) БУРЪ (бури) КА (Нави) ВЕЩА (вещает) Я (я) КАУРКА (смерч)
[b]Оборотное прочтение: [/b]
КАРЪ (очищающая сила) УКА (Нави) Я (я) ЩАВЕ (разрушаю, разрушающая, шевелить, расшевеливать, бог Шива (в инд.)) КА (силу) РЪБУ (рвать) КА (почву, Землю) ВЪСИ (всю)
[color=red]Святая сила Бури вещает: «Я смерч, очищающая сила Нави, я разрушительная сила, я убираю всё то, что рвёт Землю-матушку, если вся Земля вспахана, я прейду ураганами и смерчами страшными, чтобы всё очистить». [/color]
А теперь вспомним сказку «Сивка-Бурка». Кстати эта сказка существует в нескольких вариантах:
Если расшифровывать словосочетание [i][color=indigo]»Сивка Бурка, вещий воронко»[/color][/i] мы получим тот же образ, что и «каурка». Слова «каурка» и «воронко» применимы к образу смерча-урагана. «Воронко» – это воронка. Смерч-вихрь имеет внутреннюю воронку, в которую втягивается воздух, где идёт вращение по спирали, вокруг внутренней воображаемой оси.
Один вариант сказки начинается с того, что «[i][color=indigo]в самую полночь прискакал в пшеницу разношёрстный конь: одна шерстинка золотая, другая — серебряная; бежит — земля дрожит, из ноздрей дым столбом валит, из очей пламя пышет. И стал тот конь пшеницу есть: не столько ест, сколько топчет». [/color][/i]Итак, нам ясно, что конь это смерч-ураган. Есть поле с монокультурой – есть вор-ураган. Что означает шерстинка золотая и серебряная? Для этого нужно нам охарактеризовать физику смерча, торнадо.
Согласно энциклопедии: «[i][color=indigo]Смерч – это атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и распространяющий вниз, часто до самой поверхности Земли, в виде тёмного облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни м. Существует недолго, перемещаясь вместе с облаком; может причинить большие разрушения. Смерч над сушей называют также тромбом, (в США – торнадо)»[/color][/i]. Физика смерча (торнадо) такова; он представляет собой, целостное образование, при котором завихрениями выносятся воздушные массы наружу, а потом, они опять втягиваются обратно во внутрь. Сегодня нам известно, что любая сила, материальная или нематериальная, создает равную по силе противодействующую силу. Поэтому, смерч, представляет из себя, два противонаправленных вихря. Эти противонаправленные вихри в древности обозначались спиралями. А вот изображение идола с берегов Океании – бог бурь у племени маори в Новой Зеландии. Мы видим на плечах две спирали закручивающиеся в разные направления.
Поэтому, золотая шерстинка коня – символизирует вихрь, заворачивающийся в одну сторону. А серебренная шерстинка – вихрь в другую сторону. Мне сразу же вспомнилось утверждение, что ЗОЛОТО (золотые украшения) – даёт энергию, а СЕРЕБРО – забирает энергию, в том числе она может забрать и «отрицательную» энергию. В эзотерике серебро ассоциируется с Луной, женским началом, а золото с мужским началом и Солнцем.
Вот модель ТОРа, такое течение вихрей лежит в основе мироздания, возможно, всех природных, механических, физических, электрических и т.п. процессов. Это образ Вселенной. Это то «золотое яичко», которое снесла Курочка Ряба. Внешняя сторона модели, внешние вихри – носят образ ЗОЛОТА, а внутренний вихрь СЕРЕБРА.
Один форумчанин, Владимир из Израиля (fash-77) прислал мне следующую подсказку, которая мне помогла понять многие элементы сказок:
[color=indigo][i]Золото = Небесные истины.
Серебро = Духовные истины.
Медь = Природные истины.
Глина = Системные (мирские) истины.[/i][/color]
Глядя на эту модель, мне вспомнился такой эпитет, употребляемый в отношении какого-нибудь человека: «он имеет внутренний стержень». Я поняла, что это не образное выражение – это действительный физический закон любой целостной системы; иметь внутренний «серебряный» (духовный) стержень.
Текущая вода, движущий смерч, в своей основе имеют движение двух противоположных вихрей: [color=indigo][i]»Точно так же, как торнадо выносит завихрением воздушные массы наружу, чтобы втянуть их затем в себя, так и естественно текущая (завихренная) вода производит энергию, направленную навстречу движению воды[/i][/color]». Сивка-бурка нам подсказку даёт, что дым, пламя огня (возможно, искры), имеют ту же физику. Для учёных загадка это удивительное образование – вихрь! А вы можете ответить на вопрос, почему курильщик может выпускать вихревые дымные кольца под потолок, тогда как дым от его папиросы, едва поднявшись, разбивается на струйки, перемешивается с воздухом и расплывается? Мне кажется, ответ можно найти опять в сказке, вы заметили, что в сказке, акцентируется внимание на ноздри, уши, очи Сивки-Бурки. Причём всё перечисленное – парные органы; два глаза, две ноздри, два уха. Ответ прост, вихрь или завихрения, могут родить ДВЕ противонаправленные силы. Вдох-выдох, и мы получаем дымное кольцо вихрь, который летит под потолок. Наши глаза, нос, рот это органы, которые производят противонаправленные действия. Например, носом и ртом делаем вдох и выдох, извергаем из себя звук и поглощаем пищу, и даже глаза, улавливают изображение, а вместе с тем, могут плакать, и излучать энергию. Гипнотизеры через энергию, струящуюся из глаз, могут воздействовать на окружающий мир. Как-то особняком здесь стоят уши. А ведь уши один из главных элементов сказки о Сивке-Бурке. В одно ухо Иван влезает в другое вылезает. Уши слышат звуки мира, что удивительно, наше ухо построено по принципу спирали, в нём есть орган под названием улитка (cochlea). Она играет основную роль в слуховом восприятии, и представляет собой трубку переменного сечения, свернутую три раза подобно хвосту змеи.
Сивка-бурка, вещая каурка.
Встретила в сети рассуждения на тему про странный заговор, которым встречает свою лошадь герой сказки про Конька-Горбунка.
Ничего на самом деле в этом заговорк не понятно.
Иначе, почему же язык А.С.Пушкина считается революционным прорывом и теперешней нормой языка? Неужели поэт смог быть таким гениальным и заставил всех говорить на том языке, на котором он хотел описать мир? Наоборот, А.С.Пушкин, вслед за ним М.Ю.Лермонтов, просто отразили настоящий разговорный русский язык того времени. И. самое интересное, он мало изменился за прошедшие два века, кроме некоторых изменений в грамматике и написании слов, поскольку это был уже сложившийся язык за несколько веков до.
—
Итак, смотрим на сам заговор:
«Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!»
Я пока не нашла ответа на этот вопрос, но думаю, что каурая масть является основной для почти диких лошадей, в том числе и для лошади Пржевальского, которая и является основой всего стада, которое было одомашнено людьми в древние времена.
Удмуртский язык, в силу исторических причин (см. пост «О некоторых названиях древних племен. «), на удивление сохранил основу всех своих понятий, поскольку не только слово целиком, но и каждый слог в нем имеет свое определенное значение.
Так. с чего бы гной, т.е. разложение живой ткани?
Или просто шум.
Народ-лист, народ, как лист, народ ар, имеющий шкурку ку.
Что же можно принять за основу расшифровки?
Итак, напомню, в первой части сила, которую олицетворяет лошадь (вспомним, что до сих пор во многих областях жизни человека, особенно на транспорте, все измеряется в лошадиных силах), имеет светлый цвет, потом переходит в различные степени коричневого. С чем это может быть связано? вопрос? Встречала в интернете еще очень интересную мысль о соответствии цветов возрасту человека.
Обратная зависимость возрастов, по сравнению с возрастными категориями сказки по колобка (см. пост про энергию Ба, Да и Колобка).