Что не является критерием результативности урока

Доклад на производственную учёбу по теме «Современный урок. Критерии результативности урока. Анализ урока и его виды».

Доклад на производственную учёбу

МБОУ ООШ пос. Рамоново

на тему: « Современный урок. Критерии результативности урока.

Анализ урока и его виды.»

Подготовила зам. директора по учебной работе – Бесолова Л.М.

Учитель строит современный урок таким образом, что позволит ему рационализировать процесс обучения, решить эффективно образовательные задачи. Он должен знать критерии результативности урока.

Критерии результативности урока.

1. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

2. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

3. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

4. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

5. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки.

6. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

7. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

8. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

9. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

10. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Принципы работы учителя:

1. Удивляйся сам, удивляй других.

2. Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества.

3. Не останавливайся на достигнутом, всегда иди вперед.

4. Развивайся сам и развивай других.

ОБЩИЕ КРИТЕРИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА.

— создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;

— объем и прочность познавательной информации, полученной учащимися;

— формирование и тренинг способов умственных действий учащихся;

— вклад в формирование личностных качеств учащегося самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению;

— высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.

Результативность урока достигается экономным и целесообразным расходованием времени урока, применением разнообразного арсенала методов и средств обучения.

Большую роль здесь играют и личностные качества учителя, главными из которых, по мнению Л.Н. Толстого, являются «любовь к делу и любовь к ученикам».

Рациональную структуру урока обеспечивают :

– комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;

– выделение в содержании урока и темы главного, существенного;

– определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;

– выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;

– дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся;

– создание необходимых учебно-материальных условий обучения.

Большая часть времени (20—30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала («учить на уроке»). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Отсюда название первой части — актуализация опорных знаний, умений и навыков, а не узкое «опрос». Контрольная функция в уроке вообще не должна являться самоцелью; она превращается в постоянную обратную связь «ученик — учитель». Затем проводится закрепление в формах повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока комбинированного, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели.

Активизация познавательной деятельности учащихся.

Задача учителя — создать благоприятные условия в классе для коллективной работы. В системе «актив — класс» в процесс обучения включается обмен мыслями, мнениями, взаимное обсуждение вопросов с товарищами, идет активный процесс индивидуальной умственной деятельности. Каждый учащийся учится и учит, подчиняется и руководит.

Наиболее действенным способом активизации мышления учащихся является проблемное построение урока, в основе которого лежит проблемная ситуация — возникновение в сознании вопроса и потребности получить ответ на него.

1. Осознание проблемы, вскрытие противоречия.

2. Формулирование гипотезы.

3. Доказательство гипотезы.

В создании проблемных ситуаций определяющую роль играет учитель. Учитель, умеющий учитывать эти факторы, создавать проблемные ситуации в головах учащихся, не только сообщает им знания, но и развивает их творческие способности.

Самостоятельность и творчество в учебной деятельности.

Увеличение роли самостоятельной работы учащихся в учебном процессе подразумевает решение, как минимум, трех взаимосвязанных задач:

· создать такие педагогические условия, при которых учащиеся с необходимостью занимались бы самостоятельной работой;

· научить учащихся рациональным приемам такой работы;

· научить самостоятельному применению полученных знаний в учебной и практической деятельности.

Успешное решение этих задач возможно лишь на основе тщательно продуманной системы самостоятельных работ учащихся, в которой четко определены задачи и место в учебном процессе каждого вида самостоятельных работ, их связи с другими методами обучения. В учебном процессе применяются следующие виды самостоятельной работы: работа с учебной и справочной литературой; разнообразные формы решения физических и математических задач; лабораторно-практические работы; эксперимент с элементами исследования; работа с раздаточным материалом; наблюдения за опытами, демонстрируемыми учителем, и умозаключения из них и др.

Современный урок — это взаимодействие учителей и учащихся с комплексом учебного оборудования, наглядных пособий, технических средств обучения, методических материалов. Основное требование к оформлению кабинета — создать атмосферу предмета.

Подготовка учителя к уроку.

Качество любого урока определяется тщательностью подготовки к нему учителя. Подготовку учителя к уроку схематично можно представить следующим образом.

1-й этап — изучение учебной программы. Эта часть работы выполняется в ходе подготовки к учебному году.

Готовясь к изучению с учащимися очередной темы, учитель вновь обратится к программе, для того чтобы четко поставить перед собой цели и задачи, которые необходимо достигнуть и решить в процессе изучения темы в целом и на каждом конкретном уроке.

2-й этап — изучение методической литературы. Изучив содержание очередной учебной темы по программе, учитель просматривает соответствующие разделы стабильного учебника, методических руководств и статьи в методических журналах, собирает материал для общего плана изучения темы (тематическое планирование).

3-й этап — изучение материала конкретного урока в учебнике. Особенно большое внимание он уделяет доступности изложения учебного материала, отмечает то, что в учебнике изложено просто и доступно, с тем, чтобы часть материала поручить учащимся для самостоятельного изучения. Одновременно надо отметить и то, что может оказаться труднодоступным для учащихся.

4-й этап — изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока. Особое внимание необходимо уделить учебным демонстрационным и лабораторным работам. Технику и методику их постановки учитель тщательно отрабатывает, чтобы на уроке не было неудачи.

5-й этап — разработка плана урока. План урока — это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока. План урока составляется на основе тематического плана.

Учителя математики, физики, химии в план записывают решения задач, которые будут предложены на уроке.

План урока не должен быть громоздким. Однако начинающему учителю целесообразно писать подробный план, а по сложным и трудным темам — краткие конспекты уроков.

Деятельность учителя на уроке.

Учитель прежде всего воспитатель. Поэтому надо обратить особое внимание на воспитательную функцию учителя на уроке. Воспитать ученика невозможно путем словесных объяснений того, «что такое хорошо и что такое плохо», путем нудных нотаций и наставлений. Воспитывающее воздействие на ученика оказывает личность учителя: его образованность, манеры поведения, заинтересованное отношение к делу, доброжелательное отношение к ученикам, умение владеть собой, строгая доброта, желание помочь ученику, умение понять ученика и т. п.

Каждый учитель должен анализировать свой урок.

К вам пришли на урок, вы посетили урок своего коллеги — как оценить его?

Анализ урока — сравнение конкретного, проведенного учителем урока с теоретической моделью урока, составленной в соответствии с современными дидактическими и методическими требованиями, с передовым опытом и здравым смыслом, — включает в себя:

— определение его места в ряду уроков по данному разделу;

— выявление и оценку целей данного урока;

— оценку внутренней цельности урока;

— оценку его темы, привлеченного на урок материала и правильности его использования;

— оценку соотношения теоретического и практического на уроке;

— соответствие методов и приемов, видов упражнений целям урока и содержанию материала;

— соответствие возрастным возможностям учащихся и соблюдение научного уровня;

— оценку воспитательной, обучающей и развивающей эффективности урока;

— достижение цели, выполнение плана урока; оценку работы учащихся, их познавательной ак­тивности, тех знаний и умений, которые приобретены школьниками на данном уроке: все ли учащиеся активно работали, было ли им интересно, каково их настроение на уроке, велика ли степень их самостоятельности, проявления инициативы, поиска, творчества.

Требования к современному уроку.

Среди общих требований, которым должен отвечать современный урок, выделяются следующие;

1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

3. Обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление межпредметных связей.

5. Связь с ранее изученными знаниями и учениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

8. Эффективное использование педагогических средств.

9. Связь с жизнью, личным опытом учащихся.

10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.

11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование урока.

Чтобы урок был эффективным, подумайте до урока :

· что будут делать 40 минут ваши ученики?

· какие познавательные задачи вы будете ставить перед учениками?

· будет ли на уроке применен самостоятельный поиск приобретения знаний?

· какую дополнительную литературу вы рекомендуете учащимся по теме урока?

Подумайте после проведенного урока :

· активно ли восприняли ученики материал урока? Если нет, то почему?

Проведите самоанализ урока :

· удалось ли осуществить намеченный план урока?

· в какой мере? Насколько качественно? Были ли допущены отступления от плана? Усвоили ли материал учащиеся?

· как была организована ваша деятельность на уроке, деятельность учащихся? Кто работал интенсивнее — вы или учащиеся?

· что можно было бы улучшить в организации урока, в его структуре, содержании и методах работы?

· какие моменты урока были самыми удачными?

· удалось ли вам увлечь учащихся, заинтересовать их, чем и как?

· что было неудачным на уроке, что требует переоценки и как исправить недочеты при проведении последующих уроков?

Чтобы осознанно и методически правильно оценить проведенный вами урок, воспользуйтесь следующей схемой анализа и самоанализа урока.

Умение провести анализ и самоанализ урока является одним из важнейших критериев работы учителя над совершенствованием уровня своего мастерства, способствует результативности и успешности обучения и воспитания учащихся на современном уроке.

Спасибо за внимание.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Результативность школьного урока. От чего она зависит?

Основной формой получения знаний в школе является урок. Задачей учителя является организовать работу так, чтобы дать ребенку не только запас знаний. Следует обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким умением, как умение учиться. Необходимо формирование таких качеств личности как инициативность, умение находить нестандартные решения, способность творчески мыслить.

По моему мнению, для того чтобы учащиеся на уроках математики овладели системой знаний и умений, которые необходимы им для применения в практической деятельности следует использовать современные образовательные технологии. Считаю, что применение современных образовательных технологий способствует самореализации и успешной социализации ребенка. Используя современные образовательные технологии мы можем повысить эффективность учебного процесса, а значит результативность урока. [1]

От чего зависит результативность урока? Как сделать так, чтобы урок был успешным и качественным? Я считаю, что нужно начинать с деятельности самого учителя. Здесь нужно учитывать профессионализм учителя, его готовность к уроку, стремление идти в ногу со временем, любви к детям.

Любой урок начинается с постановки цели и задачи. На уроках необходимо показать актуальность и важность знаний. Как это можно сделать? Нужно удивить учеников, привлечь внимание, придумать изюминку. Это может быть интересный факт, практический опыт, открытие. [2]

Целью изучения математики является развитие умственных способностей, применение математических знаний в жизненных ситуациях (в 5 классе задачи на дроби: найдите четвертинку кусочка хлеба, если буханка весит 800г во время ВОВ).

Новые информационные технологии и новые технические средства требуют и новых форм и методов обучения. Учащиеся могут принимать участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах, тестировании. Это могут быть игры и уроки онлайн. Учитель просто называет название сайта, где ученики проходят обучение.

Я считаю очень важны на уроках математики и метод проектов. Это способствует развитию познавательного интереса учащихся. По моему мнению познавательный интерес – важнейший мотив учения школьников, залог успеха. При создании проектов развиваются творческие способности учащихся, воображение, ученики ставят цели, решают поставленную проблему. В 7 классе по алгебре проводим исследовательские работы следующего характера: исследование площади данного периметра, построение графика зависимости высоты столба жидкости от объема жидкости в сосуде.

Но учителю следует задуматься над своим стилем общения. Никакие методы и приемы не дадут результата, если стиль общения будет авторитарным. Необходимо на уроке создать ситуацию успеха, чтобы каждый ученик смог раскрыться как личность. На уроках математики при закреплении изученного материала я использую работу на плюсики. На доске записываю номера заданий, комментирую его. После выполнения каждого задания ученик подходит на проверку. Каждый ученик работает в своем темпе. При этом выбирает ставить в журнал заслуженную оценку или нет.

Таким образом результативность урока зависит от желания ученика учиться. И главную роль, по моему мнению, здесь играют родители. Задачей родителей является: организовать режим дня школьников, контролировать выполнение домашних заданий, научить детей самостоятельности.

Таким образом приходим к выводу, что результативность урока зависит: от учителя, ученика, родителей.

Все это возможно, если на уроке будет проводиться системная работа по использованию современных образовательных технологий. Благодаря чему активизируется деятельность школьников. Это приводит к тому, что ученики успешно учатся.

Источник

Результативность современного урока с позиции ФГОС

: «Что мешает повышению результативности урока»?

Желающих учиться с каждым годом становится всё меньше. По данным психологов, среди поступающих в школу только 50% хотят учиться, а к новому году мы теряем ещё 20% желающих. Почему не хотят? И что делать учителю?

Практически все наши методики нацелены на усвоение содержания обучения. Но усваивается только то, чем ученик овладевает как субъект (делатель) учебной деятельности, действуя осмысленно и осознанно.

Просмотр содержимого документа
«Результативность современного урока с позиции ФГОС »

Попова Галина Владимировна

МКОУ СОШ №5 г. Михайловска

учитель иностранного языка

Результативность современного урока с позиции ФГОС

И сегодня я хотела бы проанализировать проблему: «Что мешает повышению результативности урока»?

Желающих учиться с каждым годом становится всё меньше. По данным психологов, среди поступающих в школу только 50% хотят учиться, а к новому году мы теряем ещё 20% желающих. Почему не хотят? Мы скажем:

Неинтересно… Можно допустить ещё одно предположение: не хотят учиться так, как мы предлагаем…

Что же делать? Думаю начать с анализа деятельности, именно, УЧИТЕЛЯ!

Зачастую на результативность урока влияют прописные истины урока, которые не соблюдаются.

Практически все наши методики нацелены на усвоение содержания обучения. Но усваивается только то, чем ученик овладевает как субъект (делатель) учебной деятельности, действуя осмысленно и осознанно.

А значит, ученик должен каждый урок понимать, что он будет делать и зачем ему это надо.

А если не используются элементарные принципы современного урока, то речь не может идти ни о повышении результативности урока, ни о простой усвояемости предложенного материала.

Однотипные формы урока не являются достоинством урока и, разумеется не определяют качество подготовки к нему преподавателя.

Нарушение структуры урока это не только нарушение рациональной конструкции урока, но и нарушение программы деятельности, продукта творчества преподавателя, отражения его педагогического почерка, важнейшего элемента культуры, средства экономии времени и сил.

На мой взгляд, проблемой является и недостаточная классификация методов обучения. На уроке иностранного языка должно быть единство методов обучения.

Слово метод своими истоками восходит к понятию «деятельность». Особенно актуально подчеркнуть в данном контексте системно-деятельностный подход на уроке иностранного языка. Деятельность может быть:

Отсюда следует существование 3 групп методов:

I. Методы организации и осуществления учебной деятельности.

II. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.

III.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности.

Данное сочетание методов обучения ведет к повышению результативности современного урока.

Повышению результативности урока может мешать нарушение структуры урока. Хочу озвучить данную структуру урока:

Временное распределение в данной схеме можно рассматривать условным, учитель может по своему усмотрению и в зависимости от особенностей урока продлевать или укорачивать те или иные этапы урока, однако желательно, чтобы все перечисленные качественные этапы урока сохранялись.

Итак, Причины снижения эффективности и качества урока следующие:

• разный темп работы учащихся;

• разный уровень умственного развития учащихся;

• разный темп умственной работоспособности учащихся;

• пассивная позиция части школьников в учебном процессе;

• перегруженность содержания учебного материала;

• дисциплина и поведение учащихся на уроке;

• конфликт между педагогом и учащимися;

• плохое понимание прочитанного учебного материала (торопливость при чтении):

• появление или возрастание ошибок к концу работы;

• недостаточное развитие общеучебных умений и навыков.

Главной задачей обновляющейся современной школы является не столько приобретение прочных базовых знаний, сколько обучение конкретным механизмам самоорганизации собственной деятельности, поиску и добыванию знаний. Без мотивации действий мы не сможем добиться нужного результата. Необходимы интересные творческие задания, конкурсы, олимпиады, исследовательская деятельность, которая будет способствовать результативности обучения иностранному языку.

Что касается деятельности учителя, то есть «кнут», мало «пряников».

В классе сидят дети с разными способностями.

Сегодня учитель вынужден значительное время уделять пробуждению желания познавать. В условиях избыточной информации, когда у детей начинают действовать механизмы защиты по отношению к учебному материалу, в котором конкретной пользы для себя они не видят, нам необходимо научиться убеждать ребят в актуальности и полезности предлагаемого учебного материала. Как это сделать?

При подготовке к уроку необходимо понимать, что показать актуальность и важность знаний можно следующими способами:

побудить к действию,

придумать изюминку урока,

урок должен удивлять.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход.

Для успешности учебного процесса необходимо учитывать все вышеперечисленные причины снижения эффективности и качества урока и работать в первую очередь над устранением данных причин.

Если учитель видит проблемы своей деятельности, то у него есть возможность их ликвидировать. Используя критерии результативности урока по требованиям новых стандартов можно добиться положительного результата.

Критерии результативности урока по ФГОС раскрывают, что

1. Цели в рамках ФГОС урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Почему современный ученик не хочет учиться?

Перегрузка – одна из самых важных причин нежелания учиться: и действительно объем информации всё возрастает.

Парадокс в том, что никто и никогда не подсчитывал: а достаточно ли отведённого по учебному плану времени для усвоения заданного в учебнике материала?

Последние расчёты показали чудовищную перегрузку почти по всем предметам.

И ученику остается только защищаться и он защищается как может: списывает, обманывает, быстро забывает, просто не учит – это всё формы защиты. Да мы ещё по нескольку параграфов задаем от старания… Важную роль в желании учиться играет:

Источник

Критерии эффективности урока

Критерии эффективности современного урока.

« Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

— резко возросла информированность детей;

— современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;

-несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;

— ограниченность общения со сверстниками.

И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»

— применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

-создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Как подготовить современный урок

Урок как целостная система

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Критерии эффективности современного урока

ЦЕЛЬ: ВЫДЕЛИТЬ ВЕДУЩИЕ КРИТЕРИИ АНАЛИЗА УРОКА

Критерии эффективности урока

Критерии эффективности проведения урока при системно – деятельностном подходе:

— наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

— использование проблемных творческих заданий;

— применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

— создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

— обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;

— стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

— оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;

— отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

— при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Системно-деятельностный подход предлагает следующие типы уроков (5 групп уроков), которые распределяет по целеполаганию.

1 группа – уроки «открытия» новых знаний.

А) деятельностная : работает на метапредметный результат. Формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные).

Б) содержательная – расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2 группа – урок отработки умений и рефлексии.

А) деятельностная цель: формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Б) содержательная цель: построение обобщенных деятельных норм и выявление теоретических основ развития содержательно- методических линий.

Уроки этой группы учат систематизировать и наращивать знания, видеть какие знания есть у ребенка, а каких еще не хватает.

4 группа – уроки развивающего контроля.

А) деятельностная цель: формирование способностей к осуществлению контрольной функции.

Б) содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

А) деятельностная цель: формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПРИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ

«…дети не должны наполняться знаниями механически мы должны научить их добывать знания, научить их учиться…»Путин В.В.

Удобство этой схемы, в том, что она позволяет регистрировать взаимодействие взрослого и детей на разных уровнях, анализировать урок в аспекте системно-деятельностного подхода.

Реакция на действия ученика

Выявляет отношение (позитивное или негативное) учащегося к уроку, настроение на уроке. Мягкая (принимающая) или жесткая (отвергающая) манера восприятия этого отношения, настроения, анализ его причин, прогнозирование его.

Доброжелательны, поддерживающий, снимающий напряжение или оскорбление.

Педагог выявляет, дополняет, развивает или отвергает, показывает неправильность идей, мыслей, представлений учащегося.

Учитель. Самостоятельные действия.

Реакция на действия ученика

Характер вопроса, обращенность, форма.

Приведение фактов, их обоснование, цитирование источников.

Доброжелательное, нейтральное, жесткое высказывание, окрик или крик с целью изменить поведение учащегося, объяснение, почему учитель этого требует

Цель, продолжительность, результативность.

Ученик.. Действия, побуждаемые учителем

Форма. Полнота. Свобода выражения собственных взглядов, идей.

Форма, тематика, связь с выполняемым заданием, материалом на уроке. Выражение несогласия, оспаривание точки зрения педагога.

Характер. Содержание. Манера. Связь с материалом урока.

Критерии эффективности проведения урока при системно – деятельностном подходе:

— наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

— использование проблемных творческих заданий;

— применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

— создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

— обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;

— стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

— оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;

— отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

— при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

В системно – деятельностном обучении ребенку отводиться роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности:

В деятельности целеполагания воспитывается:

При планировании воспитывается:

На этапе реализации целей:

На этапе анализа, формируются:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

5. Первичное закрепление

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *