Что означает слово схимник

Значение слова «схимник»

Что означает слово схимник

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

СХИ’МНИК, а, м. (церк.). Тот, кто принял схиму, схимонах. Умерших монахов и схимников, как известно, не омывают. Достоевский.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

схи́мник

1. церк. монах, принявший схиму ◆ — Я знаю одного старца не здесь, но и недалеко отсюда, отшельника и схимника, и такой христианской премудрости, что нам с вами и не понять его. Ф. М. Достоевский, «Бесы», 1871—1872 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает слово схимникПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: истошный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Схима: вид, образ или «схема» ангела

«Толковый словарь» с Юрием Пущаевым

Что означает слово схимник

Схима, высшая ступень православного монашества, подразделяется на малую и великую. Еще эти монашеские ступени называют малый ангельский образ и великий ангельский образ. Почему же их именно так называют, нам в рубрике «Толковый словарь» поможет понять греческий язык.

Вообще система монашества в Православной Церкви имеет тройственную структуру. То есть, монашеский постриг делится на рясофор, малую схиму (мантию) и великую схиму. Если говорят про схиму без уточнения, то имеют в виду как раз великую схиму.

Итак, схима с ее двумя ступенями, низшей и высшей, следует сразу после рясофора (по-гречески это слово означает «носящий рясу») или послушника. Когда постригают в рясофора, то читают определенные молитвы и крестообразно постригают волосы, при этом постригаемый не дает монашеских обетов и порой даже не меняет имени. Теперь его зовут рясофорным монахом или иноком. На этой ступени он готовится к принятию малой схимы.

Как говорили святые отцы, постриг в рясофора можно сравнить с записью в войско Небесного Царя и беспрестанным изучением боевого дела для будущих походов и сражений. Рясофорному монаху, как следует из самого названия, дозволяется носить рясу и камилавку. Ряса (дословно по-гречески это слово значит «вытертая», «поношенная»), повседневное длиннополое одеяние черного цвета с широкими рукавами и наглухо застегнутым воротом, символизирует отречение от мира, плач и покаяние.

Самая же высшая ступень, великая схима, означает как можно более полное, предельное отчуждение от мира и отвержение его ради соединения с Богом. Схимники еще раз дают те же обеты, но в более строгой форме, что обязывает их к еще более строгому соблюдению, и им еще раз меняют имя. Так у схимников становится больше небесных покровителей, святых.

Схимники в монастырях обычно живут отдельно от других монахов и не имеют никаких послушаний кроме служения литургии и духовничества. Епископы-схимники складывают с себя управление епархией (тогда их называют схиепископы), монахи-священники тоже освобождаются ото всех других обязанностей. Великосхимники или просто схимники носят рясу, аналав (особый параман), куколь (остроконечную шапочку с крестами), мантию, чётки, сандалии, пояс, хитон.

Таким образом, православное монашество невозможно представить без его высшей степени – великой схимы. По мысли святых отцов, великий схимнический образ — это и есть самая-самая вершина монашества… «Принятие схимничества, или великой схимы, — по пониманию Церкви, — есть не что иное, как высшее обещание Креста и смерти, есть образ совершеннейшего отчуждения от земли, образ претворения и преложения живота, образ смерти и предначатия иной, горней жизни».

Интересно посмотреть, как о трех ступенях монашества писал преподобный Нил Мироточивый:

«Принятие рясофора есть вписание себя в войско и беспрестанное изучение боевого дела.

Мантия же есть выступление в поход, подобно тому, как при наступлении войны войска выступают на войну и шествуют военным походом.

Принятие же великого образа схимы есть вступление в решительное сражение, когда войска достигнут места боя и приведут себя в полную боевую готовность».

Но почему же схиму называют ангельским образом, малым или великим? Дело в том, что древнегреческое слово τό σχῆμα (shēma) означает вид, образ, фигуру и т.д. От него произошло и всем известное слово «схема». В данном случае же имеется в виду, что постригающиеся в малую или великую схиму приобретают вид или образ ангела, поскольку умирают для мира ради единения с Богом. Принесение ими обетов и следование им можно метафизически толковать так, что они призваны стать своего рода бесплотными ангельскими «схемами» или образами.

И еще одна интересная словесная и смысловая перекличка. Слово τό σχῆμα является однокоренным с глагольной формой σχεῖν, образованной от глагола ἔχω – иметь, сдерживать. Получается, что схема – это некий остов, сдерживающее или все держащее на себе начало. И о том, что схима является великим удерживающим средством от греха, писал тот же Нил Мироточивый:

«Воину, ради воинства его, присваивается право на ношение великолепных царских доспехов, которыми царь благоволил украсить войско свое; воин, видя себя украшенным царскими доспехами, очень бережется, чтобы не опозорить царских доспехов, чтобы не прикоснуться к чему-либо, от чего могли бы они запятнаться, дабы не подвергнуться Страшному Суду и не услышать страшного гласа Судящего: “Рабе лукавый и ленивый! – где одежда брачная?” Точно так же и монах, препоясанный обетованным спасением и благолепием веры, во все продолжение монашеской жизни или монашеского подвига весьма остерегается злых дел, дабы не опозорить ими своего крещения и не запятнать Великой Ангельской схимы.

Человек покусился бы сделать тысячи и тьмы зол, но, при воззрении на свою схиму, удерживается от многих грехов, вспоминая, что дал обет и не может его нарушить… Поэтому-то я и говорю тебе: не снимай с себя схимы, дабы не овладели тобою противники твои и не стать тебе пищею великого отступника».

Источник

СХИМНИК

Смотреть что такое «СХИМНИК» в других словарях:

СХИМНИК — Принявший схиму. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. СХИМНИК, СХИМНИЦА Монах или монахиня, принявшие схиму. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

схимник — монах, схимонах, отшельник, затворник Словарь русских синонимов. схимник см. отшельник Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

СХИМНИК — СХИМНИК, а, муж. Инок, принявший великую схиму. | жен. схимница, ы. | прил. схимнический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

схимник — а, м. СХИМНИЦА, ы, ж. Монахи, принявшие схиму высшую монашескую степень, требующую выполнения суровых аскетических правил. ► Сжалился бог и к спасению Схимнику путь указал. // Некрасов. Кому на Руси жить хорошо //; Да ведь это схимник… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

Схимник — м. Монах, принявший схиму. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

схимник — схимник, схимники, схимника, схимников, схимнику, схимникам, схимника, схимников, схимником, схимниками, схимнике, схимниках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Схимник — … Википедия

схимник — сх имник, а … Русский орфографический словарь

схимник — (2 м); мн. схи/мники, Р. схи/мников … Орфографический словарь русского языка

Источник

Схима монашеская — что это и для чего

Схима монашеская: что это?

Верующие Православной Церкви делятся на церковнослужителей (духовенство) и мирян. Отдельную категорию составляют монахи, которые отличаются и от тех и от других. Монашество — не священнический сан, монахи не всегда являются священниками. Принявшие монашество еще именуются иноками, то есть ведущие иной образ жизни. Некоторых монахов называют схимниками. В связи с этим нередко возникают вопросы: что такое схима?Схимники — это кто? Чем они отличаются от монастырской братии? И вообще, схима монашеская — что это?

Схимник — это кто?

Каждый христианин самостоятельно выбирает свой путь к духовному спасению. Это может быть и супружеская жизнь в христианском браке, и целомудренная безбрачная жизнь (монашество).

Как отдельный вид христианской жизни монашество оформилось в 4 веке в Египте. К этому времени относится появление первых монашеских общин. Их участники вели образ жизни, который отличался от поведения остальных верующих. Отличия этих отшельников относились как к внутренним изменениям (постоянная молитва, смирение), так и к внешним атрибутам (например, особое одеяние монаха). В греческом языке «схима» означает «образ». Первоначально такое понятие относилось только к одежде. Со временем схимой стали называть само монашество. Поэтому схимник — это монах, давших обеты (обещания) послушания, нестяжания и целомудрия.

«Монашество по своему замыслу является подражанием образу жизни Христа. Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, свободен от родственных привязанностей, не имеет крыши над головой, странствует, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве. Монашество – стремление в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, устремленность к святости, к Богу, отказ от всего, что удерживает на земле и препятствует вознестись на небо. Одиночество есть неполнота, ущербность, в браке оно преодолевается обретением другого. В монашестве этот другой – Сам Бог» (митрополит Волоколамский Иларион Алфеев).

Степени монашества

В Православной Церкви монашество делится на рясофор и схиму.

Рясофорный монах (с греческого — «носящий рясу») — это послушник. При посвящении в рясофор читаются определенные молитвы, крестообразно стригуться волосы. Однако посвящаемый в рясофор не дает монашеские обеты, ему не всегда даже меняют имя. С момента пострига рясофорный монах готовится принять схиму.

В Русском Православии выделяется низшая и высшая степень схимы: малая (мантийная) и великая. Но если речь идет о схиме, не уточняя какой, то в настоящее время подразумевается великая схима.

Малая схима

Во время пострижения в малую схиму новопостриженный приносит обеты (обещания) соблюдать послушание, нестяжание и целомудрие. Святые Отцы считают, что во время пострига монаху дается особая благодать, это своего рода второе крещение. При постриге человеку дается новое имя.

Внешне монахи малой схимы отличаются своим облачением, которое имеет символическое значение. Облачение малой схимы: хитон, параман, ряса, мантия, клобук, сандалии.

Ряса является повседневной верхней длинной одеждой, имеющей длинные широкие рукава. Ее черный цвет символизирует внутренний покой, бесстрастие и отрешение от мирской суеты.

Хитон представляет собой одежду из грубой ткани. Его носят под рясой. Это символ вольной нищеты и нестяжания.

Параманом называется квадратный плат с изображением креста и с написанными словами:

“Аз бо язвы Господа Иисуса на теле моем ношу” (Послание к галатам апостола Павла, 6:17).

Параман носится на теле под одеждой. По его углам пришиты четыре шнура. Эти шнуры на спине образуется четырёхугольник, а спереди — крест. Духовный смысл парамана — непрестанное напоминание монаху о желании следовать за Христом:

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Евангелие от Марка, 8:34).

Мантия, сандалии, четки

Для торжественных случаев монах надевает мантию — длинный плащ без рукавов. Просторная мантия — это как бы ангельские крылья, которые напоминают о готовности монаха на совершение Божьего дела.

«Люблю, чтоб все бегом, быстро. Монашество — это ангелы. Они должны летать» (архиепископ Антоний Голынский-Михайловский, 1889-1976).

Клобук — это монашеский головной убор, имеющий форму расширенного кверху цилиндра. Его называют духовным «шлемом спасения» и «покрывалом послушания».

При постриге монах надевает сандалии, чтобы он, по словам святителя Симеона Фессалоникийского (14-15 век),

«неуклонно поспешал по пути евангельскому, как бы бежал горe, где он сподобится назначенной нам жизни небесной».

Также монахи всегда имеют при себе четки для непрестанного творения молитвы. Это их духовный меч. Преподобный Паисий Святогорец (1924-1994) называл четки «оружием против диавола».

«Есть такие моторы, для запуска которых используется веревка с ручкой на конце; так что, когда хочешь завести мотор, берешь веревку и несколько раз с силой дергаешь ее, пока не разойдется застывшее масло. Так же и четки — это веревка, за которую мы дергаем один, два, пять, десять раз; расходится масло и запускается духовный мотор непрестанной молитвы, так что потом сердце само работает в молитве» (преподобный Паисий Святогорец).

Великая схима

Великая схима в Православии — высшая степень монашества. Даются те же обеты как для малой схимы, но их исполнение является более строгим. Это предельное отчуждение от мира и отвержение его ради соединения со Творцом. Монахам великой схимы еще раз меняется имя. Их называют великосхимниками. В монастырях они как правило живут отдельно от остальной братии. Они несут только послушания служения на Литургии и духовничества. Если епископ принимает великую схиму, то он удаляются от управления епархией. Великосхимники носят хитон, аналав, рясу, мантию, куколь, четки, сандалии.

Аналав — небольшой четырехугольный плат с изображением страстей Господних. Символически аналав свидетельствует о полной смерти для мира и всего мирского.

Отличительной деталью одежды великосхимники является головной убор — куколь. Это черный остроконечный капюшон с изображениями крестов, серафимов и текстом Трисвятого. Его две длинные полосы материи закрывают спину и грудь. Куколь является напоминанием о необходимости иметь младенческое незлобие во свидетельство слов Господа: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Евангелие от Матфея, 18:3). Также куколь символизирует благодать Божию, покрывающую ум монашествующего и помогающая ему бороться со страстями.

Известные схимонахи

Антоний Печерский

Основоположником русского монашества является основатель Киево-Печерского монастыря преподобный Антоний Печерский (10-11 век). В Русской Православной Церкви он почитается как «начальник всех русских монахов». С юных лет у преподобного появилось вле­че­ние к выс­шей ду­хов­ной жиз­ни. Монашеский постриг он принял на Афоне (Греция). Вернувшись на Русь, он поселился на берегу реки Днепр под Киевом, где вел отшельнический (одинокий) образ жизни. К нему стали собираться ученики, образовалась монашеская община. По его благословению был построен каменный Успенский Собор.

Мощи преподобного Антония находятся в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря. На иконах преподобный Антоний Печерский изображается в облачении великосхимника. По греческой традиции монашеский постриг бывает только двух степеней: рясофор и следующий за ним монашеский постриг, при котором дается сразу обеты великой схимы.

Амвросий Оптинский

В 19 веке широкую известность имел схимонах Авмросий Оптинский (1812-1891), в миру Александр Михайлович Гренков. Родом он был из Тамбовской губернии. Учась в духовной семинарии, во время тяжёлой болезни дал обет уйти в монастырь. Однако по окончании семинарии сначала стал работать учителем в семье помещика, а затем преподавал в духовном училище.

Во время повторения болезни, преподобный посетил Троице-Сергиеву Лавру (Московская область), где от старца получил указание идти в Оптину пустынь (Калужская область). Там он в 1841 году был пострижен в рясофор, а в 1842 году принял малую схиму с именем Амвросий. В 1848 году его здоровье сильно ослабло. Было принято решение о постриге в великую схиму без изменения имени. Прославился преподобный Амвросий как прозорливый старец, который помог многим людям. В 1988 году Русская Православная Церковь причислила его к лику святых.

Серафим Вырицкий

Одним из известных схимонахов 20 века является преподобный Серафим Вырицкий (1866-1949), в миру Василий Николаевич Муравьев. В мирской жизни он был крупным мехоторговцем, имел семью. Затем по совместному согласию они с женой ушли в монастырь: Василий — в Александро-Невскую Лавру (Санкт-Петербург) с именем Варнава, Ольга — в Воскресенский Новодевичий монастырь (Санкт-Петербург) с именем Христина.

В 1926 году преподобный принял схиму с именем Серафима. Долгое время он был духовником Александро-Невской Лавры. По состоянию здоровья ему пришлось переехать в поселок Вырицу (Ленинградская область), отчего он и известен как Вырицкий. К нему за советом и молитвенной помощью приезжали многие верующие. В 2000 году Русская Православная Церковь прославила его в лике святых.

Источник

Схимники — это Значение слова «схимник»

Что означает слово схимник

Каждому, кто пожелал посвятить свою жизнь иноческому подвигу и достигнуть в этом деле высот, предстоит пройти три этапа, из которых и состоит путь к его вершине. Тройственная структура системы монашества включает в себя рясофор, мантию (или малую схиму), а также высшую ступень — великую схиму. Чтобы уяснить значение слова «схимник» и понять всю глубину заложенного в нём смысла, рассмотрим все три ступени, ведущие к этому ангельскому чину.

Вступление на иноческий путь

Когда мирянин приходит к мысли, что его дальнейший жизненный путь должен пройти в стенах монастыря, он обращается с прошением к настоятелю выбранной им обители, и тот, если не видит к тому препятствий, даёт ему шанс проверить свою готовность отрешиться от всего мирского ради спасения души и обретения вечной жизни. Будущие схимники — это люди, прежде всего обладающие глубоким смирением, поэтому они, независимо от своего возраста и положения в мирской жизни, покорно склоняют головы перед необходимостью стать на время учениками и младшими братьями прочих монахов.

Испытание твёрдости намерений

Для того чтобы новообращённый инок смог в полной мере проверить серьёзность своих намерений и делом доказать готовность вступить в новую для себя жизнь, его постригают в рясофор. Это первая, начальная стадия монашества, которую не миновал ни один прославленный старец-схимник. Само слово, обозначающее её, переводится с греческого как «носящий рясу». Во время священного обряда новичку выстригают крестообразно волосы и читают особые молитвы, однако он при этом не даёт никаких обетов, и ему не меняют имени. С этого дня новопостриженник получает право носить рясу и камилавку — монашеский головной убор.

В его жизни начинается то, что в миру принято называть испытательным сроком. Разница заключается лишь в том, что растянуться он может на долгие годы, и его конец определяет сам настоятель обители. В течении всего этого периода рясофорный монах, или, как ещё принято говорить, послушник, имеет право отказаться от задуманного и вернуться к мирской жизни. При этом он не понесёт никакого церковного наказания, на него не будет возложена епитимья.

Что означает слово схимник

Вторая ступень монашеского пути

Следующий этап, который должны пройти будущие схимники, — это пострижение в мантию, или, как её называют, малую схиму. При этом они дают обеты послушания, нестяжания и целомудрия. Тем самым обещают Господу до конца земной жизни беспрекословно подчиняться воле своих духовных отцов и исполнять любое послушание, наложенное на них монастырским начальством, не иметь никакой личной собственности, а довольствоваться только тем, что принадлежит всей братии, и, наконец, отказаться от супружества и интимной жизни.

Их повседневный гардероб с этого дня включает в себя, кроме рясы, длинную накидку без рукавов — мантию, которая и дала название этому этапу монашеского пострига. Кроме того, их голову покрывает клобук — высокий головной убор, поверх которого крепится четырёхугольный плат, именуемый параманом. Дополняют облачение чётки и пошитые особым образом сандалии. Каждый, кто удостоился пострижения в малую схиму, становится на путь строгого аскетизма.

Что означает слово схимник

Он предполагает отказ от всех обычных земных удовольствий, направленных на ублажение плоти, и концентрирует все свои усилия на непрерывном духовном росте. Умаление или даже отрицание чувственного внешнего мира ради будущей вечной жизни — вот основополагающий принцип аскезы. Схимники — это люди, окончательно порвавшие со своим прошлым и лишённые возможности вернуться к прежней жизни, не понеся строгого церковного наказания.

Вершина монашеского подвига

Высшей ступенью монашества является великая схима. Она требует наиболее полного, предельного отречения от мирской жизни во имя единения с Богом. Во время обряда пострижения монахи-схимники дают ещё раз те же самые обеты, что и прежде, но они при этом имеют более строгую форму. Это, в свою очередь, даёт дополнительный толчок к их неукоснительному соблюдению.

Что означает слово схимник

Каждый, кто постригается в великую схиму, получает новое имя, благодаря чему у него увеличивается число небесных покровителей, помогающих сносить все тяготы и укрепляющих на пути к спасению. Не случайно схима именуется «ангельским образом». Дело в том, что само это слово греческого происхождения, а означает оно «вид» или «образ». Исходя из этого, схимники — это носители образа ангела, которому они уподобляются своим служением Богу.

Особенности жизни великосхимников

Жизненный уклад тех, кто принял великую схиму, имеет свои особые черты. Они живут отдельно от остальной братии, и их послушания ограничиваются только духовничеством и служением литургии, ведь схимник — это монах, полностью отрешившийся от повседневных земных попечений. Например, если великую схиму принимает епископ, то он слагает с себя управление епархией, так как эта область деятельности предполагает решение не только духовных, но и хозяйственных вопросов. То же касается и иеромонахов, то есть монахов, имеющих священнический сан, — они также освобождаются от всех прочих обязанностей.

Монахов, достигших высшей степени (великосхимников), нетрудно узнать по их специфическому облачению. Оно состоит из рясы, особого вида парамана, который называется аналавом, хитона и пояса. Главу его венчает куколь — остроконечная шапочка с изображением креста, и дополняют убранство сандалии и чётки. Все элементы облачения имеют чёрный цвет, наводящий на мысли о смерти и исходе из земной жизни.

Что означает слово схимник

Монашество — истинное воинство Христово

Зародившееся в Египте в первые века христианства, монашество обрело на нашей земле благодатную почву и сделалось неотъемлемой частью русского православия. Но едва ли его можно представить в отрыве от высшей формы, её венца — великой схимы. Что значит схимник, достигший этой высочайшей ступени, можно уяснить себе из трудов святых отцов, видевших в нём образ полнейшего отчуждения от всего земного, смерти для мира тленного и предначатия жизни вечной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *