Что не входит в средства формирования элементарных математических представлений
Средства формирования элементарных математических представлений у детей в детском саду
Подготовлено ст.методистом МКУ «ИМЦ»
Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств. Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей.
При формировании элементарных математических представлений средства обучения выполняют разнообразные функции:
— реализуют принцип наглядности;
— адаптируют абстрактные математические понятия в доступной для малышей форме;
—помогают дошкольникам овладевать способами действий, обходимыми для возникновения элементарных математических представлений;
—способствуют накоплению у детей опыта чувственного восприятия свойств, отношений, связей и зависимостей, его постоянному расширению и обогащению, помогают осуществить постепенный переход от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному;
— дают возможность воспитателю организовывать учебно-познавательную деятельность дошкольников и управлять этой работой, развивать у них желание получать новые знания, овладевать счетом, измерением, простейшими способами вычисления и т. д.;
— увеличивают объем самостоятельной познавательной деятельности детей на занятиях по математике и вне их;
— расширяют возможности педагога в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач;
— рационализируют и интенсифицируют процесс обучения.
В практике работы детских дошкольных учреждений необходимо использовать следующие средства формирования элементарных математических представлений:
— комплекты наглядного дидактического материала для занятий;
— оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;
— методические пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается сущность работы по формированию элементарных математических представлений у детей в каждой возрастной группе и даются примерные конспекты занятий;
— сборники дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений у дошкольников;
— учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи.
Основным средством обучения является комплект наглядного дидактического материала для занятий. В него входит следующее:
— объекты окружающей среды, взятые в натуральном виде (разнообразные предметы быта, игрушки, посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки, раковины и т. д.);
— изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и без них, нарисованные на карточках;
— графические и схематические средства: логические блоки, фигуры, карточки, таблицы, модели.
— пособия для обучения детей счету;
— пособия для упражнений в распознавании величины предметов;
— пособия для упражнений детей в распознавании формы предметов и геометрических фигур;
— пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке;
— пособия для упражнения детей в ориентировке во времени.
При формировании элементарных математических представлений на занятиях возможно использовать реальные предметы и их изображения. С возрастом детей происходят закономерные изменения в использовании отдельных групп дидактических средств: наряду с наглядными средствами применяется опосредованная система дидактических материалов. Современные исследования опровергают утверждение о недоступности для детей обобщенных математических представлений. Поэтому в работе со старшими дошкольниками шире используются наглядные пособия, моделирующие математические понятия.
Дидактические средства должны меняться не только с учетом возрастных особенностей, но в зависимости от соотношения конкретного и абстрактного на разных этапах усвоения детьми программного материала. Например, на определенном этапе реальные предметы могут быть заменены числовыми фигурами, а они в свою очередь цифрами и т. п.
При формировании элементарных математических представлений используется наглядный материал двух видов: крупный (демонстрационный) для показа и мелкий (раздаточный), которым ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со всеми задание педагога. Демонстрационные и раздаточные материалы отличаются по назначению: первые служат для объяснения и показа способов действий воспитателем, вторые дают возможность организовать самостоятельную деятельность детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и умения. Эти функции являются основными, но не единственными и строго фиксированными.
К демонстрационным материалам относятся:
— наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д.;
— геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, —, =, >,
Средства ФЭМП у детей дошкольного возраста
В настоящее время в практике работы детских дошкольных учреждений широко распространены следующие средства формирования элементарных математических представлений:
— комплекты наглядного дидактического материала для занятий;
— оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;
— методические пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается сущность работы по формированию элементарных математических представлений у детей в каждой возрастной группе и даются примерные конспекты занятий;
— сборник дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений у дошкольников;
— учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи.
При формировании элементарных математических представлений средства обучения выполняют разнообразные функции:
— реализуют принцип наглядности;
— адаптируют абстрактные математические понятия в доступной для малышей форме;
— помогают дошкольникам овладевать способами действий, обходимыми для возникновения элементарных математических представлений;.
— способствуют накоплению у детей опыта чувственного восприятия свойств, отношений, связей и зависимостей, его постоянному расширению и обогащению, помогают осуществить постепенный переход от материального к материализованному, от конкретного ж абстрактному;
— дают возможность воспитателю организовывать учебно-познавательную деятельность дошкольников и управлять этой работой, развивать у них желание получать новые знания, овладевать счетом, измерением, простейшими способами вычисления и т. д.;
— увеличивают объем самостоятельной познавательной деятельности детей на занятиях по математике и вне их;
— расширяют возможности педагога в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач;
— рационализируют и интенсифицируют процесс обучения.
Основным средством обучения является комплект наглядного дидактического материала для занятий. В него входит следующее: И — объекты окружающей среды, взятые в натуральном виде: Разнообразные предметы быта, игрушки, посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки, раковины и т. д.;
— изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и без них, нарисованные на карточках;
— графические и схематические средства: логические блоки, фигуры, карточки, таблицы, модели.
Для каждой возрастной группы имеется свой комплект наглядного материала.
Обычно используют наглядный материал двух видов: крупный, (демонстрационный) для показа и работы детей и мелкий (раздаточный), которым ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со всеми задание педагога. К демонстрационным материалам относятся:
— наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д.;
— геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, —, =, >,
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
Елена Меркулова
Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
Консультация для педагогов на тему «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников«.
Формы организации работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников
Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения. Специально организованная деятельность обучающего и обучаемых, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме, называется формой обучения.
Занятия являются основной формой развития элементарных ма-тематических представлений в детском саду. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе.
На занятиях, кроме «чисто» образовательных, ставятся также и задачи по развитию речи, мышления, воспитанию качеств личности и черт характера, т. е. разнообразные воспитательные и развивающие задачи.
В практике работы по ФЭМП сложились следующие типы занятий:
занятия в форме дидактических игр;
занятия в форме дидактических упражнений;
занятия в форме дидактических упражнений и игр.
Занятия в форме дидактических игр широко применяются в младших группах. В этом случае обучение носит незапрограммированный, игровой характер. Мотивация учебной деятельности также является игровой.
Однако игровая форма не должна заслонять познавательное содержание, превалировать над ним, быть самоцелью. Формирование разнообразных математических представлений является главной задачей таких занятий.
Занятия в форме дидактических упражнений используются во всех возрастных группах. Обучение на них приобретает практический характер. Выполнение разнообразных упражнений с демонстрационным и раздаточным дидактическим материалом ведет к усвоению детьми определенных способов действий и соответствующих им математических представлений.
Занятия в форме дидактических игр и упражнений наиболее распространены в детском саду. Этот тип занятия объединяет оба предыдущих. Дидактическая игра и различные упражнения образуют самостоятельные части занятия, сочетающиеся друг с другом во всевозможных комбинациях.
Целенаправленная познавательная деятельность вне занятий также является эффективной формой развития элементарных математических представлений у дошкольников.
В самостоятельной познавательной деятельности совершенствуются, углубляются и расширяются математические представления детей. Ее организация возможна лишь при определенном уровне математического развития детей, наличии разнообразных дидактических, игровых материалов, игр математического содержания, руководстве этой деятельностью взрослым.
Самостоятельная познавательная деятельность должна организовываться не только в детском саду, но и в домашних условиях.
Обучение детей на занятиях и вне их проходит в таких формах,как:
индивидуальная (самая древняя и результативная, но экономически не выгодная, в ней не реализуется возможность сотрудничества и соперничества между сверстниками);
коллективная (фронтальная, экономически выгодная, способствует формированию взаимопомощи и чувства коллективизма, но в ней недостаточно учитываются индивидуальные различия детей и уровни развития);
дифференцированная (учитывает типичные индивидуальные различия детей и уровни развития, чаще проводится по подгруппам). (группы формируются по возрастному составу (группы, возрастные параллели, разновозрастные группы); по полу (мужские, женские, смешанные); по области интересов (технические, природоведческие, художественные, социальные); по уровню умственного развития (или по уровню достижения): одаренные дети, дети, входящие в группу общего развития, дети, требующие повышенного индивидуального внимания; по личностно-психологическим типам (по типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);по уровню здоровья (группы здоровья).
Методы математической подготовки.
В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагогиспользует разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые.
Среди многообразных факторов, влияющих на выбор того или иного метода, определяющими являются программные требования.
В формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод. Сущность его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д., на базе которых возникают элементарные математические представления.
Характерными особенностями практического метода при формировании элементарных математических представлений являются:
выполнение разнообразных практических действий, служащих основой для умственных действий;
широкое использование дидактического материала;
возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом;
выработка навыков счета, измерения, вычисления и рассуждения в самой элементарной форме;
широкое использование элементарных математических представлений в практической деятельности, быту, игре, труде, т. е. в других видах деятельности.
Практический метод предполагает организацию и повторение упражнений. Упражнения могут предлагаться детям в форме заданий, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным дидактическим материалом. Упражнения должны дифференцироваться по степени сложности с учетом индивидуальных особенностей детей.
Содержательность упражнений обеспечивает достаточно высокий уровень умственной нагрузки на дошкольников в процессе всего занятия.
При формировании элементарных математических представлений игра также выступает как метод обучения и может быть чаще отнесена к практическим методам.
Наглядные и словесные методы при формировании элементарных математических представлений не являются самостоятельными, они сопутствуют практическим и игровым методам. Это отнюдь не умаляет их значения в математической подготовке детей в детском саду.
Особенности формирования элементарных математических представлений у слабовидящих дошкольников Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической.
Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО Статья на тему: Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО «Все, что.
Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников Группа «Радуга» «Без игры.
Консультация для педагогов «Формирование математических представлений у дошкольников» Консультация для педагогов: «Математика – царица всех наук». Подготовила : Лушникова Айгуль Рамилевна. МБДОУ «Детский сад №49» Проблема.
Консультация для педагогов и родителей «Особенности формирования представлений о величине предметов у дошкольников с ОВЗ» Особенности формирования представлений о величине предметов у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Возможность усвоения.
Консультация для родителей «Развитие элементарных математических представлений дошкольников» В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам.
Консультация для воспитателей «Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников» Консультация для воспитателей Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников Подготовила воспитатель:.
Семинар-практикум «Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений» Актуальность проблемы Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми.
Влияние наглядности на эффективность формирования у дошкольников элементарных математических представлений Обучение математике в детском саду основывается на конкретных образах и представлениях. Эти конкретные представления подготавливают фундамент.
3.3. Дидактические средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Просмотр содержимого документа
«3.3. Дидактические средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
формирования элементарных математических представлений у детей
Дидактические средства, их виды, требования к их отбору.
Значение виды и особенности использования занимательного материала.
Роль художественного слова в формировании элементарных математических представлений у детей.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИХ ВИДЫ, ТРЕБОВАНИЯ К ИХ ОТБОРУ
Классификация средств обучения
А.П.Усова выделила 2 группы (в основе лежит двухсторонний характер процесса обучения):
средства, обеспечивающие деятельность педагога (взрослый ведет обучение в основном с помощью слова);
дидактический материал, дидактические игры для практических действий ребенка.
Функции средств обучения:
реализуют принцип наглядности;
адаптируют сложные математические понятия в доступные
ведут к овладению способами действий;
способствуют накоплению чувственного опыта;
дают возможность воспитателю управлять познавательной деятельностью детей;
увеличивают объём самостоятельной познавательной деятельности детей;
рационализируют, интенсифицируют процесс обучения
Функции постоянно меняются в связи с уточнением теории и практики обучения детей.
Основные средства ФЭМП у детей:
дидактический наглядный материал;
оборудование для самостоятельных игр и занятий;
оборудование для игр и занятий: наборное полотно из трех полос, фланелеграф, магнитная доска, лесенка с 2-3 ступеньками, мольберт и др.;
учебно-познавательные книги, учебные наглядные пособия для детей;
технические средства обучения: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеопособия и т.д.;
методические пособия для педагогов, сборники игр и игровых упражнений.
натуральная наглядность (объекты окружающей среды: предметы, звуки, движения);
изобразительная наглядность (изображения объектов, явлений, иллюстрации, картины);
графическая наглядность (условные знаки, схемы, таблицы, геометрические фигуры, модели)
Каждый вид по способу использования может быть демонстрационным и раздаточным (деление условно)
Демонстрационный материал предназначен для работы за столом воспитателя, около доски, мольберта (наборное полотно, карточки, крупные модели геометрических фигур, цифры, знаки, крупные игрушки, таблицы, модели и т.д.)
Раздаточный материал – для индивидуальной работы (мелкие предметы, игрушки, изображения предметов и т.д.).
Значение демонстрационного наглядного материала заключается в том, что с его помощью можно сделать процесс обучения интересным, доступным и понятным детям, создать условия, чувственную опору для формирования конкретных математических представлений, для развития познавательных интересов и способностей.
Значение раздаточного наглядного материала заключается, прежде всего, в том, что он дает возможность придать процессу обучения действенный характер, включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.
Раздаточный материал требуется в больших количествах в расчете на каждого ребенка, демонстрационный — один на группу детей.
Требования к дидактическому наглядному материалу
хорошо выраженные особенности, не изобилует деталями
хранится отдельно от других предметов и игрушек
демонстрируется на уровне глаз детей
соответствует педагогическим и эстетическим требованиям
предметы для счета и их изображения должны быть известны детям, они берутся из окружающей жизни;
Характер наглядности и количество зависят от целей и задач обучения, уровня усвоения знаний и умений.
Требования к методике использования наглядного материала
При подготовке к занятию тщательно продумать, когда (в какой части занятия), в какой деятельности и как будет использован наглядный материал.
Продумать место и порядок размещения материалов:
демонстрационный материал размещается в удобном для использования месте, в определенной последовательности. После использования наглядного материала его необходимо убрать, чтобы внимание детей не отвлекалось. С этой целью используются салфетки, коробочки, ширмочки;
Необходимо правильно дозировать наглядный материал. Негативно сказывается на результатах обучения, как недостаточное его использование, так и излишки.
Наглядность не должна использоваться только для активизации внимания.
Наглядный материал подбирается в соответствии с дидактическими задачами:
для показа различных связей, отношений, необходимо объединять несколько видов и форм наглядности. Например, при изучении количественного состава числа из единиц используются различные игрушки, геометрические фигуры, таблицы и другие виды наглядности на одном занятии.
Способы использования наглядности различны:
Демонстрационный способ – воспитатель сначала показывает, а потом вместе с детьми обследует, например, показывает и называет геометрическую фигуру, а потом вместе с детьми обследует ее.
Иллюстрационный способ – предполагает использование наглядного материала для иллюстрации, конкретизации информации воспитателя. Например, при ознакомлении с делением целого на части воспитатель подводит детей к необходимости этого процесса, а потом практически выполняет деление.
Действенный способ – связь слова воспитателя с действием. Например, обучение детей непосредственному сравнению множеств путем накладывания и прикладывания или обучение детей измерению, когда воспитатель рассказывает и показывает, как нужно измерять.
Эффективность обучения достигается соединением слова воспитателя, практических действий детей и разнообразных средств наглядности.
Оборудование для самостоятельных игр и занятий:
специальные дидактические средства для индивидуальной работы с детьми, для предварительного ознакомления с новыми игрушками и материалами;
разнообразные дидактические игры (настольно-печатные и с предметами), развивающие, шашки, шахматы;
занимательный математический материал: головоломки, геометрические мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи-шутки, задачи на трансфигурацию и т. д.;
отдельные дидактические средства: логические блоки 3. Дьенеша, палочки X. Кюзенера, счетный материал (отличный от того, что применяется на занятиях), кубики с цифрами и знаками, детские компьютеры и др.;
книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и рассматривания иллюстраций.
Все эти средства лучше всего поместить непосредственно в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности, периодически их следует обновлять, учитывая детские интересы и склонности. К ним необходимо обеспечить свободный доступ ребят и их широкое использование. Действуя с разнообразными дидактическими средствами вне занятий, ребенок не только закрепляет представления, полученные на занятиях, но и усваивает дополнительное содержание, может опережать требования программы, исподволь готовиться к ее усвоению. Самостоятельная деятельность под руководством педагога, проходящая индивидуально, группой, дает возможность обеспечить оптимальный темп развития каждому ребенку, учитывая его интересы, склонности, способности, особенности.
Учебно-познавательные книги, учебные наглядные пособия для детей
используются с целью обогащения математических представлений дошкольников.
Виды учебно-познавательных книг с математическим содержанием:
книги, ориентированные на обогащение математических представлений дошкольников;
книги, обеспечивающие развитие умений, логических операций.
К первой группе книг относятся различные альбомы (например, «Формы», «Противоположности»), познавательные энциклопедии. Для них ведущей является функция представления новой информации. Содержание и цели варьируются в зависимости от возраста детей.
Ко второй группе относятся разнообразные книги-альбомы для дошкольников, предусматривающие выполнение детьми последовательности заданий. Пособия и книги могут быть тематическими или представлять задания в сюжетной форме (путешествия персонажей; сказки и истории, в процессе которых детям предстоит выполнить ряд заданий). Для создания мотивации и активизации интереса детей к выполнению заданий используются персонажи. Задания в книгах представлены в порядке усложнения.
Учебные наглядные пособия, рабочие тетради
Ценность рабочих тетрадей состоит в том, что ребенок получает возможность выполнения действий в «собственном поле деятельности». Ребенок выполняет каждое задание в своей собственной тетради. Это повышает активность детей в освоении умений и представлений и делает данный процесс более эффективным (рациональное использование времени занятий, при котором не создается ситуаций «ожидания» ответа и наблюдения за действиями другого ребенка с материалом). В тетрадях представлены «успехи и неудачи» детей, что обеспечивает развитие у них самооценки и волевых проявлений.
Требования к учебно-познавательным книгам математического содержания:
книга должна быть доступной по содержанию, представлениям и форме;
соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям (размер, используемые материалы и краски, качество и размер рисунков и т. п.);
иметь педагогическую ценность и позволять решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи в единстве;
содержать усложняющееся и последовательно представленное математическое содержание; обеспечивать «зону ближайшего развития»;
способствовать формированию реалистичных представлений об объектах мира;
быть красочной, содержать интересный сюжет или задания, ориентированные на имеющийся опыт детей;
предусматривать различные по содержанию задачи (дорисовать, придумать самостоятельно, проанализировать образец и т. п.) и вариативные задания (усложняющиеся аналоги).
Требованиям к рабочим тетрадям по математике:
учитывать цели и задачи образовательной программы, по которой осуществляется развитие и обучение дошкольников;
соответствовать возрасту детей;
возможность сочетания работы с использованием других пособий (развивающих и дидактических игр, современных полифункциональных пособий и т. п.).
Методические приемы при работе с учебно-познавательной книгой:
В младшей группе используются книги-игрушки («Книжки-малышки», «Книжки-раскладушки», книги-сюрпризы), функция которых заключается в накоплении опыта рассматривания и узнавания предметов, выделения свойств (цвет, форма, размер).
Приемы: обратить внимание на значимые свойства (форму, размеры), называть их словом, активизировать называние проявлений свойств детьми, вопросы к детям, практические действия (дотронуться, провести пальцем и т. п.) или изображение дополнить стихотворением, игрой-изображением.
В средней группе используются книги для рассматривания, представляющие различные варианты проявления свойств, отношений.
Приемы: сюрпризное внесение; предварительное рассматривание; привлечение детей к оформлению «уголка» и определению месторасположения книг; выставка любимых книг; использование книг в совместной и индивидуальной деятельности, организация различных практических действий детей (выложить в определенном порядке, вставить в прорези, наложить на картинку и т. п.).
В старшем дошкольном возрасте используются познавательные детские энциклопедии.
Приемы: организация совместного еженедельного чтения книг с обсуждением их содержания (некоторые главы и разделы могут предварять освоение определенных тем на занятиях); коллекционирование интересных познавательных книг; организация занятий и совместной деятельности по методу проекта, построенного на основе данной познавательной энциклопедии, книги; придумывание продолжения сюжетов книг, новых эпизодов, зарисовка интересных моментов в альбомах; использование данных книг в условиях семьи; организация экскурсий в детские библиотеки, сопровождающихся рассматриванием каталогов и выставок книг, беседами с библиотекарями и читателями; использование детских журналов и газет с познавательной информацией и заданиями.
ЗНАЧЕНИЕ, ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА
Одним из основных средств ФЭМП является занимательный материал.
Значение занимательного материала:
увлекая, развивает детей, в силу свойственной ему занимательности, скрытой в ней серьезной познавательной задачи;
обеспечивает рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их;
развивает представления и умения, полученные на занятиях, воспитывает интерес к познавательной деятельности;
обеспечивает упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д.
способствует развитию личностных качеств ребёнка: он учится правильно вести себя в различных бытовых ситуациях, узнает нормы поведения в них;
В работе с дошкольниками используют самые простые виды:
геометрические конструкторы («Танграм», «Пифогор»), в которых с набора плоских геометрических фигур нужно сделать сюжетное отображение на основе силуэтного контура узора или по замыслу;
«Змейка» Рубика, «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб» и другие игрушки-головоломки, состоящие из объемных геометрических тел, вращающихся или складывающихся определенным образом;
логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил;
задачи на нахождение признака (признаков) отличия или сходства фигур (например: «Найди две одинаковые фигуры», «Чем отличаются друг от друга данные предметы?», «Какая фигура здесь лишняя?»);
задачи на поиск недостающей фигуры, в которых, анализируя предметные или геометрические изображения, ребенок должен установить закономерность в наборе признаков, их чередовании и на этой основе осуществить выбор необходимой фигуры, достраивая ею ряд или заполняя пропущенное место;
лабиринты-упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки (например: «Как мышонку выбраться из норки?», «Помоги рыбакам распутать удочки», «Угадай, кто потерял варежку»);
занимательные упражнения на распознавание частей в целом, в которых от детей требуется установить, сколько и каких фигур содержится в рисунке;
занимательные упражнения на восстановление целого из частей (собрать вазу из осколков, мячик из разноцветных частей и т. д.);
задачи-смекалки геометрического характера с палочками от самых простых на воспроизведение по образцу узора и до составления предметных картинок, на трансфигурацию (изменить фигуру путем перекладывания указанного количества палочек);
загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина, обозначающего количественные, пространственные или временные отношения;
стихи, считалки, скороговорки и поговорки с математическими элементами;
задачи в стихотворной форме;
Занимательный математический материал по своей структуре близкий к детской игре.
Педагогические требования к занимательному материалу:
должен быть разнообразным и иметь разнообразные задачи по способам решения;
используется в системе, предполагающей постепенное усложнение задач, игр, упражнений;
должен сочетать методы прямого обучения с созданием условий для самостоятельного поиска способов решения;
должен отвечать разным уровням и общего и математического развития детей;
используется в сочетании с другими дидактическими средствами по ФЭМП у детей.
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ
Художественное слово может сопровождать все виды деятельности детей и поможет понять многие понятия. Существует много стихов, песенок, потешек, рассказов, в которых отображены разные математические понятия.
В системе работы по ФЭМП у детей используются разнообразные литературные средства (сказки, истории, стихотворения, пословицы, поговорки). Это своего рода интеграция художественного слова и математического содержания.
Большую роль в развитии элементарных математических представлений играют потешки, считалки, небылицы, загадки и другие формы устного народного творчества, которые развлекают детей и поддерживают эмоциональный настрой. Ненавязчиво они учат ребенка считать, сравнивать и обобщать.
В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения.
Загадка может служить:
исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т.д.).
эта же загадка может быть использована для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях.
4 крыла, а не бабочка. Крыльями машет, а ни с места. (Ветряная мельница)
Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а не ест. (Вилка)
Работать примется одна – другая ей тот час поможет, и даже вымыться одна без помощи другой не может. (Руки)
Рядышком двое стоят, направо, налево глядят. Только друг друга совсем им не видно, это, должно быть, им очень обидно. (Глаза)
Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Соревновательное и игровое начало очевидно и привлекательно для детей. Скороговорки можно разучивать на занятиях по математике и вне их.
У четырех черепашат по четыре черепашонка.
Три сороки тараторки тараторили на горки.
Пословицы и поговорки на занятиях по ФЭМП можно использовать с целью закрепления количественных представлений. Пословицы можно предложить и с заданием: вставь в пословицы пропущенные названия чисел.
Поговорки: “Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе”,“Заблудился в трех соснах”.
Пословицы: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь»
Считалки-числовки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Предлагаются считалки, например, используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.
Один, два, три, четыре, пять, Один, два, тир, четыре!
Шесть, семь! Солдат идет в мундире,
Пойду каши я поем. С винтовкой на плече
Вы ж пока считайте, И ранцем на спине.
Кому водить, гадайте!
Девять, восемь, семь, шесть, Три, шесть, девять –
Пять, четыре, три, два, один, Полно спать!
В прятки мы играть хотим. Солнышко давно уж встало,
Надо только нам узнать, Нам пора идти гулять!
Кто из нас пойдет искать.
Среди литературных произведений, которые рекомендуется использовать для математического развития детей можно выделить различные сказки и рассказы: «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Лесенка» Е. Шабад, «Утренние лучи» «Приглашение в школу» К. Ушинского, «Под грибом» В. Сутеева и другие.
Одно и то же произведение может быть творчески использовано взрослым в различных игровых ситуациях, пройти через различный жизненный и игровой опыт ребенка. Например, пространственные, количественные и величинные свойства и отношения представлены достаточно ярко в любимой взрослыми и детьми сказке «Репка».
Для знакомства с цифрами применяются специально сочиненные для дошкольников стихотворения, например С. Маршака «Веселый счет», Т. Ахмадовой «Урок счета», И.Токмаковой «Сколько?»; стихотворения Э. Гайлан, Г. Виеру, А. Кодырова и др. Данные описания цифр, фигур способствуют формированию яркого образа, быстро запоминаются детьми.
Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей действительностью, позволяет применять их при решении различных жизненных проблем, своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий.
Например: «Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами — 2. сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке? ».
Широко используются сказки и рассказы, в которых сюжет часто построен на основе некоторого свойства или отношения (например, сюжет «Маша и медведи», в котором смоделированы размерные отношения — серия из трех элементов; сказки по типу «гномы и великаны» («Мальчик-с-пальчик» Ш. Перро, «Дюймовочка» Г.Х.Андерсена); истории, моделирующие некоторые математические отношения и зависимости (Г. Остер «Как измеряли удава», Э. Успенский «Бизнес крокодила Гены» и т. п.). Сюжет, образы персонажей, «мелодика» языка произведения (художественный аспект) и «математическая интрига» представляют собой единое целое.
Использование художественной литературы: стихов, сказок, потешек, загадок, позволяет в образной, наглядной форме понять такое явление, как время; понять, что такое минуты, части суток, времена года, их сменяемость.
Воспитатель, используя, например, стихи (А.Барто, С. Баруздина, К.Чуковского), сказки, загадки, потешки может начать знакомство с частями суток уже с детьми младшей группы, опираясь на различные виды деятельности детей.
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Встала – прямо не узнать!
Убрала свою кровать
И даже косы расчесать
Сама не поленилась.
Воспитатель в средней группе при изучении частей суток должен связывать названия частей суток с наиболее заметными объективными и природными показателями (светло, темно, солнце, луна, положение солнца на небе). Для этих целей воспитатель может загадывать детям загадки о частях суток в стихотворной форме, например:
Раньше всех встает,
Солнышко встречать зовет?
Стало за окном темнеть,
Птицы стали тише петь.
Убирать игрушки нужно,
Мама всех зовет на ужин.
В средней группе необходимо связывать с частями суток деятельность людей, знакомить с понятиями вчера, сегодня и завтра. Для этого используются такие игры, как игра «Путешествие ночью», с применением стихотворения С.Я. Маршака «Ночная страница», чтение стихотворения «Сегодня, Завтра и Вчера» из книги Лебеденко Е.М.
Детей в возрасте 6-7 лет можно знакомить с календарем и временами года
Все время купалась муха.
Купалась она в ВОСКРЕСЕНЬЕ
В отличном клубничном варенье.
в компоте и в манной каше…
В СУББОТУ, помывшись в чернилах,
Ужжжасно, ужжжасно устала,
Но, кажется, чище не стала!
Каков Емеля, такова и неделя
Мы спросили у Емели:
-Назови нам дни недели.
Стал Емеля вспоминать.
Стал Емеля Называть.
Это было в ПОНЕДЕЛЬНИК.
На забор я лез, и дворник
Гнал меня метлой во ВТОРНИК.
В СРЕДУ я ловил жука
И свалился с чердака.
Воевал в ЧЕТВЕРГ с котами
И застрял под воротами.
Изорвал себе рубаху.
На свинье верхом поехал.
На мосту сидел, дремал.
Да с моста свалился в реку.
Не везёт же человеку!
Так у нашего Емели
Дни недели пролетели.
Выбирая литературные произведения для математического развития детей, воспитатели должны учитывать уровень сформированности элементарных математических представлений у детей.
Анализируя вместе с педагогом то или иное литературное произведение, осваивая средства художественной выразительности, дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное математическое содержание.
Житко И.В. Формирование элементарных математических представлений у детей от 4 до 5 лет: учеб.-метод. Пособие для педагогов дошк. образования. – Минск: Экоперспектива, 2016. – 200с
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /под ред. А.А.Столяр. – М., Просвещение 1988