Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись

Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись

(Узоры Северной Двины)

Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть картинку Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Картинка про Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись

Северодвинская роспись (North-Dvina) — общее обозначение русских крестьянских промыслов по росписи изделий из дерева, существовавших в конце XVIII — начале XIX в. в селах по течению реки Северной Двины, впадающей в Белое море. В Архангельской и Вологодской губерниях на северо-западе России издавна производили из дерева посуду, детские игрушки, прялки, орудия труда, мебель, украшенную резьбой и росписью.

Северодвинская роспись подразделяется на несколько направлений:
• Пермогорская роспись
• Ракульская роспись
• Борецкая роспись
• Тоемская роспись
• Пучужская роспись
• Уфтюжская роспись
• Символика и мотивы Северодвинской росписи

Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть картинку Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Картинка про Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись

Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть картинку Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Картинка про Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись

Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, был очень широк: ковши, скопкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи и многое другое. Прялки особенно славились богатством и разнообразием росписи. Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения народного искусства.

Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Многие приемы и мотивы книжной миниатюры народные мастера перенесли в роспись.

Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть картинку Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Картинка про Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись

Очень близки миниатюрам манера изображения одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка. Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен и др. Техника исполнения и красители тоже имеют много общего с древнерусской миниатюрой. Сначала на грунт наносили черный контур, который затем заполняли цветом. Первоначально краски разводили на яичном желтке, а позднее заменили другими красителями. Однако идеи, звучание, сама музыка народной росписи совсем иные, чем в книжной миниатюре.

Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть картинку Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Картинка про Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись

Цветовая гамма пермогорской росписи в основном состоит из узоров красного цвета на белом фоне. Желтый и зеленый цвета появляются как дополнительные, сопутствующие. Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур, мастеровито наносимый гусиным пером.

Прялки Борка, Тоймы и Пучуги поражают своим богатством и пышностью. Господствует древнерусское узорочье, применяется замысловатый орнамент из красных стилизованных трав, много узорных бордюров, рамок, уголков, скобок с «волнами», зубчиками и т.п.

В селах и деревнях этой округи можно видеть домовую роспись; особенно красива она в селе Верхняя Тойма (кони, львы, цветы).

Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть картинку Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Картинка про Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись

В XIX веке росписной промысел превратился в семейное дело, которым занимались целые семейные кланы, тонкости художественного стиля передавались от старшего поколения к младшему. А некоторые мастера становились настолько известными, что их расписные изделия заказывали заранее, желая непременно получить авторскую работу именно этого художника.

В яркости рисунка и выборе преобладающего красного цвета помимо чисто эстетических целей крылся и некоторый практический расчет. В ежедневной эксплуатации и береста, и дерево подвергаются воздействию воды, трения, перепадов влажности, механическим нагрузкам. Для сохранения декоративности предмета в таких условиях предпочтительнее яркие, контрастные узоры, которые даже чуть стеревшись, остаются заметными и позволяют предмету росписи оставаться нарядным долгое время. Не следует забывать и о том, что в суровом климате Русского Севера, особенно зимой, преобладают холодные бело-серо-черные тона, поэтому в повседневной жизни хотелось теплых, ярких красок, напоминающих о лете, о солнечном свете.

Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть картинку Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Картинка про Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись

В современных условиях северодвинская роспись может выполняться художественной или плакатной гуашью, и затем закрепляться светлым лаком. Расписывают липу, березу, сосну, даже фанеру, имитирующую древесину. Поверхность нужно тщательно прошкурить, затем отшлифовать суконкой. Чтобы достичь идеально ровной поверхности, изделие покрывают крахмальным грунтом, используя тампон из ткани, затем снова шлифуют. Рисовать нужно круглыми колонковыми или беличьими кистями №№ 1, 2, 3, 4 с заостренным концом. Также необходимы черногрифельные карандаши, наждачная бумага, лак.

Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть картинку Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Картинка про Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись

© «Энциклопедия Технологий и Методик» Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Источник

Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись

Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть картинку Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Картинка про Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись

Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть картинку Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Картинка про Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись

Мир красивый как сюзани.Керамика разных стран запись закреплена

Северодвинская роспись (North-Dvina) — общее обозначение русских крестьянских промыслов по росписи изделий из дерева, существовавших в конце XVIII — начале XIX в. в селах по течению реки Северной Двины, впадающей в Белое море. В Архангельской и Вологодской губерниях на северо-западе России издавна производили из дерева посуду, детские игрушки, прялки, орудия труда, мебель, украшенную резьбой и росписью.

Северодвинская роспись подразделяется на несколько направлений:
• Пермогорская роспись
• Ракульская роспись
• Борецкая роспись
• Тоемская роспись
• Пучужская роспись
• Уфтюжская роспись

Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, был очень широк: ковши, скопкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи и многое другое. Прялки особенно славились богатством и разнообразием росписи. Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения народного искусства.

Прялки Борка, Тоймы и Пучуги поражают своим богатством и пышностью. Господствует древнерусское узорочье, применяется замысловатый орнамент из красных стилизованных трав, много узорных бордюров, рамок, уголков, скобок с «волнами», зубчиками и т.п.

В селах и деревнях этой округи можно видеть домовую роспись; особенно красива она в селе Верхняя Тойма (кони, львы, цветы).

В XIX веке росписной промысел превратился в семейное дело, которым занимались целые семейные кланы, тонкости художественного стиля передавались от старшего поколения к младшему.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

Северодвинская роспись

Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть картинку Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Картинка про Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись

Северодвинская роспись — одно из крупнейших направлений русской росписи. Роспись включает в себя влияние архаичного крестьянского, языческого искусства и мотивы соседней Северной Европы. Каждый из подвидов росписи включает множество элементов-символов. А композиции из этих элементов создают неповторимую ажурную роспись.

Северодвинскую роспись отличает графичностью и яркостью. Часто используемые мотивы и символы: древо жизни, птица Сирин, лев, грифон, медведь, русалка… Роспись напоминает северное лето — короткое, долгожданное и очень теплое.В основном северодвинской росписью украшались прялки. Лопасть прялки делилась на три области в соответствии с представлениями об устройстве мира: подземный, наземный, небесный.

Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть картинку Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Картинка про Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись

Берега Северной Двины издавна становились прибежищем для всех недовольных, а также землей уединения для тех, кто искал спокойного места дла жизни по своим правилам.

Одним из важных вкладов стало достаточно активное распространение искусства переписи книг. Монастыри и пустыни, а также старообрядческие общины активно писали, переписывали, оформляли книги.

И одним из важнейших мест в этом процессе отводилась мастерам-писцам. Искусства росписи в северодвинских селах развились из традиций книжного рукописного издания. Рукописные книги являлись не просто текстовыми переписями начисто, они оформлялись с помощью различных декоративных приемов, снабжались иллюстрациями, красивыми виньетками, заглавными буквами. Мастера-переписчики привнесли этот декораторский дух в повседневную жизнь, начав расписывать утилитарные предметы, придавая легкость и праздничность суровому в целом быту.Традиция украшения утвари и повседневных предметов зародилась одновременно с человечеством.

Даже на первых глиняных тарелках доисторические цивилизации оставляли зарубки и волнистые узоры. Соединение техники книжной графики с творческими идеями северодвинских мастеров создало уникальные росписи, узнаваемые и не вышедшие из моды даже спустя столетия.Обычно северодвинские росписи принято подразделять на три большие группы. Это Пермогорская, Борецкая и Ракульская росписи.

В XIX веке росписи превратились в семейное дело, которым занимались целые кланы, тонкости художественного стиля передавались от старшего поколения к младшему. А некоторые мастера становились настолько известными, что их расписные изделия заказывали заранее, желая непременно получить авторскую работу именно этого художника.

Ряд мастерских по росписи предпочитал основу белить (белофонная роспись). Возможно, это тоже своеобразная отсылка к рукописным книгам, к творчеству на бумаге. Другие художники работали прямо по дереву и бересте, которые являлись в этом случае уже готовым, тонированным и фактурным фоном для рисунка.В яркости рисунка и выборе преобладающего красного цвета помимо чисто эстетических целей крылся и некоторый практический расчет. В ежедневной эксплуатации и береста, и дерево подвергаются воздействию воды, трения, перепадов влажности, механическим нагрузкам. Для сохранения декоративности предмета в таких условиях предпочтительнее яркие, контрастные узоры, которые даже чуть стеревшись, остаются заметными и позволяют предмету росписи оставаться нарядным долгое время.

Не следует забывать и о том, что в суровом климате Русского Севера, особенно зимой, преобладают холодные бело-серо-черные тона, поэтому в повседневной жизни хотелось теплых, ярких красок, напоминающих о лете, о солнечном свете.

— последовательное построение трилистника

Источник

Простота и премудрость северодвинской росписи

Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть картинку Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Картинка про Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись

Размеренный уклад жизни северодвинцев влек в эти края переселенцев, искавших спокойствия и мира. Культуры переплетались, традиции наслаивались друг на друга, простое крестьянское творчество превращалось в самобытное искусство. Сегодня северодвинская роспись по праву считается культурным наследием России, история которого не должна быть забыта. Чем знаменит художественный промысел Северной Двины, какие направления его представляют, и почему северная роспись сегодня считается сакральным месседжем предков? Об этом и не только – далее.

История возникновения

Расписное искусство, зародившееся в северодвинских селах, сопричастно с традициями книжного рукописного издания. Книги в то время были не просто переписью содержания, они оформлялись не без помощи декоративных приемов, дополнялись иллюстрациями, узорами, орнаментами. И этот дух декоративности умельцы-переписчики перенесли на иную платформу – стали расписывать предметы быта, утварь. Так и появилась знаменитая северодвинская роспись.

Название общее, привязанное к географическому центру производства. Иначе именуют его как Северная роспись (или с уточнением – Северная роспись по дереву). В конце 13 столетия в селах, расположенных по течению реки Северной Двины, в Вологодской и Архангельской губерниях зародился промысел расписных и резных работ. Из дерева местные умельцы производили посуду, игрушки, орудия труда, мебель и прялки – и эти предметы украшали рисунки и резьба.

Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть картинку Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Картинка про Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись

Северодвинский край подарил русской культуре крупнейшее направление отечественного промысла, легко узнаваемое, яркое, самобытное. В нем прослеживается тесная связь архаичных крестьянских представлений о мире, опиравшихся, в том числе, и на языческое искусство. Но не обошлось и без влияния художественных мотивов Северной Европы.

Разновидности росписи Северной Двины

Промысел под этим названием принято разделять на три равноценные группы – пермогорская, борецкая, ракульская росписи. Названия направлений связаны с местностью, поселениями, где они зародились. Это важно: несмотря на общие черты росписи Северной Двины, каждое художественное течение имеет существенные отличия.

Общие корни, базирование на древнерусском искусстве, ориентация на книжную миниатюру стали главной характеристикой северных промыслов. Техника исполнения работ напоминает книжное иллюстрирование того времени. Но каждый вид северной росписи опирается на собственную колористику, своеобразие передачи сюжетов и мотивов, акцент на доминирующих элементах и приемах оформления.

Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть картинку Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Картинка про Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись

Северная роспись – отличия от других

Несправедливы аргументы тех, кто считает роспись прибрежья Северной Двины менее яркой и талантливой, чем знаменитую хохлому, городецкую или петриковскую росписи. В сравнении невозможно идти путем выстраивания иерархии: можно только отметить характерные черты, отображавшие уклад и традиции местного населения, выбор цвета (немало зависящий от климатических особенностей региона), корни техники.

Пермогорская роспись

Колористика промысла – это белофонное искусство с доминированием красного цвета. Желтый и зеленый цвета сопутствуют активному красному, не заслоняют его, а только подыгрывают. Важный отличительный элемент – тонкий черный контур, традиционно наносимый гусиным пером.

Присутствуют в работах графические остатки геометрической резьбы – белые и черные зубчики. Мастера пермогорского направления активно заполняли плоскость, где не находилось места для сюжета. Основные мотивы данного вида северодвинского искусства – птица Сирин и катанье на лошадях. Другие темы также встречаются, но не столь часто. При этом заметно: у художника все же была свобода изображения, бытовые темы они легко связывали с событиями личной жизни.

Ракульская роспись

В деревнях по реке Ракулке, что впадает в Северную Двину, зародилась особая техника. Ее основой был растительный орнамент, представленный декоративными листочками. Птицы, окаймленные черным контуром, доминирующие золотистая охра и черный цвет, различные усики, завитки, прожилки – все это приметы ракульской росписи.

Запоминается и базовый орнамент направления – изогнутый стебель с идущими в сторону разноцветными каплями. С цветом мастера работали смело, фоны расписных прялок часто желтые, но локальные цвета (белый, красный, зеленый) создавали общее яркое впечатление.

Борецкая роспись

Знаменитые борецкие прялки часто сравнивают с иконостасом, но от искусства иконописи мастера из Борка брали только внешние черты, эстетику. Постепенно из художественных заимствований сформировался свой стиль, неповторимый и изящный.

Круг сюжетов направления широк: труд и быт, обряды, праздники. И, конечной, северный промысел делал акцент на сакральности изображения, смысловом богатстве работы.

Пичужская роспись

Близка по эстетике своим «собратьям»: тот же белый фон и красная краска в основе. Отличительными чертами можно назвать особое внимание к ярко-зеленым листочкам и белым точкам-капелькам в выборе элементов. Отдельные изделия выделяются синим цветом, активным, композиционно важным.

Борецкая техника – это нарядная белизна фона, узор на ножке, продуманные до мелочей растительные мотивы.

На борецких росписях возница одет нарядно, на пичужских – по-крестьянски. Знаменитый трилистник, яркий элемент славянского искусства, в пичужском варианте имеет тонкую нижнюю часть листа, верхняя же переходит в ягоду.

Уфтюжская роспись

Промысел, зародившийся в Верхней Уфтюге, прославился сказочностью, виртуозностью растительного орнамента. Фоновые решения могли быть разными: от ярких оранжевых, красных до зеленых и даже редких синих. Фон подкрашивали тонким слоем, дабы сама структура бересты отдавала теплом.

Композиция едина – гибкая веточка с тонким цветком, опущенные реснички листьев, несколько ягодок. Особую известность получили уфтюгские туески, аккуратные, скромные и, на первый взгляд, очень простые. Многие начинающие художники по дереву учатся мастерству именно с уфтюгской техники.

Символика и мотивы Северной росписи

Основной темой промысла Северодвинского края можно назвать опоэтизирование народной жизни. Самые популярные сюжетные линии – свадьба, посиделки, катание на тройках.

Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть картинку Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Картинка про Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись

Смысловая нагрузка в изображаемых элементах хорошо угадывается:

дерево (древо) – сама жизнь с ее плодами и потерями, сменой вех и периодов;
птица – символ зарождения, начала и надежд, предвестник урожая;
ягоды – плоды, коими полнится и быт, и личная жизнь крестьянина;
трилистник – триединство как жизненная философия (рождение-жизнь-смерть, мужчина-женщина-ребенок, земля-вода-воздух).

Сюжеты брались из жизни: самые яркие, ожидаемые, переломные события становились темой расписных работ.

Основные элементы

Практически в каждом виде росписи Северной Двины встречается веточка с ягодами, отличается же ее написание технически – тонкостью линии, выбором цвета, обращенностью листочка (вверх-вниз) и т.д.

Изящным и отличительным элементом промысла стал тюльпан. На Руси этот цветок был диковинным, но как символ совершенства, красоты и вожделенного идеала он регулярно появлялся в работах художников по дереву. Интересно, что листочки тюльпана походили на листья папоротника или земляники (оригинальных ведь мастера в глаза не видали).

Частый элемент – птицы. Величавые, яркие, властвующие, они не всегда изображались замысловато, но точно играли роль смыслового акцента. Конь – еще один активный персонаж расписных работ, имел разные цветовые варианты и степени декорирования.

Заключение

Дерева и береста, как основной фон для северных промыслов, стали визитной карточкой искусства этих мест. В наше время многовековые традиции продолжаются, современные художники используют более совершенные материалы, нежели темпера и яичный желток, но чтят и берегут аутентичность северодвинской росписи по дереву.

Источник

Статья о росписях Северной Двины

Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть картинку Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Картинка про Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись

Размеренный уклад жизни северодвинцев влек в эти края переселенцев, искавших спокойствия и мира. Культуры переплетались, традиции наслаивались друг на друга, простое крестьянское творчество превращалось в самобытное искусство. Сегодня северодвинская роспись по праву считается культурным наследием России, история которого не должна быть забыта.

История возникновения

Расписное искусство, зародившееся в северодвинских селах, сопричастно с традициями книжного рукописного издания. Книги в то время были не просто переписью содержания, они оформлялись не без помощи декоративных приемов, дополнялись иллюстрациями, узорами, орнаментами. И этот дух декоративности умельцы-переписчики перенесли на иную платформу – стали расписывать предметы быта, утварь. Так и появилась знаменитая северодвинская роспись.

Название общее, привязанное к географическому центру производства. Иначе именуют его как Северная роспись (или с уточнением – Северная роспись по дереву). В конце 13 столетия в селах, расположенных по течению реки Северной Двины, в Вологодской и Архангельской губерниях зародился промысел расписных и резных работ. Из дерева местные умельцы производили посуду, игрушки, орудия труда, мебель и прялки – и эти предметы украшали рисунки и резьба.

Северодвинский край подарил русской культуре крупнейшее направление отечественного промысла, легко узнаваемое, яркое, самобытное.

Разновидности росписи Северной Двины

Промысел под этим названием принято разделять на три равноценные группы – пермогорская, борецкая, ракульская росписи. Названия направлений связаны с местностью, поселениями, где они зародились. Это важно: несмотря на общие черты росписи Северной Двины, каждое художественное течение имеет существенные отличия.

Ракульская роспись.В деревнях по реке Ракулке, что впадает в Северную Двину, зародилась особая техника. Ее основой был растительный орнамент, представленный декоративными листочками. Птицы, окаймленные черным контуром, доминирующие золотистая охра и черный цвет, различные усики, завитки, прожилки – все это приметы ракульской росписи.Запоминается и базовый орнамент направления – изогнутый стебель с идущими в сторону разноцветными каплями. С цветом мастера работали смело, фоны расписных прялок часто желтые, но локальные цвета (белый, красный, зеленый) создавали общее яркое впечатление.

Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть картинку Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Картинка про Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись

Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть картинку Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Картинка про Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись

Борецкая роспись.Знаменитые борецкие прялки часто сравнивают с иконостасом, но от искусства иконописи мастера из села Борока брали только внешние черты, эстетику. Постепенно из художественных заимствований сформировался свой стиль, неповторимый и изящный.Круг сюжетов направления широк: труд и быт, обряды, праздники. И, конечной, северный промысел делал акцент на сакральности изображения, смысловом богатстве работы.

Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть картинку Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Картинка про Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись

Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть картинку Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Картинка про Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись

Пермогорская роспись

Пермогорская роспись – русский народный промысел Архангельской области. Развит в деревнях Черепаново, Большой Березник и Грединская в 4 км от пристани Пермогорье.

История росписи берет свое начало в Архангельском крае, происходит из Пермогорья — группы деревень Красноборского района под общим необычным названием Мокрая Едома. Это деревни Черепаново, Помазкино, Большой Березник и Гридинская в 4 км от пристани Пермогорье, Красноборского района Архангельской области.

Техника исполнения, её колорит, композиционное построение, сюжеты указывают на непосредственную связь пермогорской росписи с древнерусскими книжными миниатюрами и иконографией.

Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть картинку Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Картинка про Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись

В цветовой гамме преобладают белый фон и красный основной узор. Жёлтый и зелёный цвета являются сопутствующими. Большое значение имеет тонкий чёрный контур. Мастера используют кобальтовый оттенок, а также золотой. В ранних работах пермогорская роспись включала орнаменты, сделанные желтой охрой, насыщенно-бордовым и несколько приглушенным зеленым цветом.

Жанровые сцены и узоры

Пермогорская роспись — графического типа, так как первоначальный рисунок наводится контуром, а затем по нему накладываются цвета. Основными составляющими орнаментами и узорами пермогорской росписи служат трилистник, цветы и ягоды. На волнистую линию многие мастера наносили все эти элементы в произвольной последовательности, заполняя пустующие места отдельным цветком или ягодой. Несколько реже пермогорская роспись изображала человека или птицу, домашнее животное, отдавалось предпочтение все же растительному элементу.

Многие мастера имели в своем арсенале любимые элементы. Так, пермогорская роспись некоторых пестрила символом благополучия – деревом, состоящим из двух веток, произрастающих из земли и украшенных трилистниками. На ветвях дерева счастья мастера зачастую «рассаживали» чудесных птах. Хотелось бы отметить особым вниманием такой символ счастья в орнаменте, как птица Сирин. Ее очень часто содержит пермогорская роспись. Птица Сирин представляла собой изображение в пояс и формировалась в виде геометрического орнамента – в итоге получался своего рода медальон. Изначально сам узор Сирин был символом темных сил, и ему противопоставлялась в пермогорской росписи птица Гамаюн как доброе начало в мире.

Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть картинку Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Картинка про Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись

Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Смотреть картинку Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Картинка про Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись. Фото Что не относится к кругу бытовых предметов которые украшала северодвинская роспись

Зачастую пермогорская роспись по дереву также сопровождалась и соответствующими текстами-пожеланиями. Так, к примеру, на колыбели младенца – надпись о долголетии и здоровье, просьба расти на радость друзьям и родным и быть гордостью и опорой собственным родителям. А вот на миске можно было встретить подпись такую: с одной стороны – «Неси», с другой – «Не плещи», и многие иные добрые и зачастую с ноткой юмора фразы и высказывания.

Наравне с растительными орнаментами были достаточно популярны и сценки из повседневной жизни. На коробах изображали семейную пару или единорогов (мифическое существо, символизирующее целомудрие, в широком смысле духовную чистоту и искания), иногда львов, охотников, ткачих, прядильщиц, сцены чаепития, посиделок. Одновременно с ними на предметах обихода изображали кошку – символическое изображение семейного уюта и где-то даже домового.Часто встречаются кони, запряженные в карету, сани или плуг, всадник на коне или отдельный конь среди растительного орнамента. Также в ранней пермогорской росписи в сценах охоты, сбора ягод, катания в упряжке часто изображался олень. Среди растительного орнамента можно увидеть кабана, лисицу, собаку.

Предметы

Круг расписываемых предметов в Пермогорье велик — деревянная и берестяная посуда, росписью покрывались колыбели, прялки, хлебницы, блюда, туеса, ендовы, ставы, жбаны, чарки, солоницы, вёдра, набирухи, короба, ларцы, сундуки, подголовники и даже санки, телеги, хомуты и ткацкие станки. Больше всего расписывались прялки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *