Что называют каналами вертикальной мобильности

Что называют каналами вертикальной мобильности

65. КАНАЛЫ ВЕРТИКАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Люди находятся в постоянном движении, а общество – в развитии. Совокупность социальных перемещений людей, т. е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью.

Мобильность является самостоятельным показателем прогресса общества. Существует два основных типа социальной мобильности – вертикальная и горизонтальная.

Питирим Сорокин, один из крупнейших теоретиков социальной стратификации, отмечал, что там, где есть мощная вертикальная мобильность, там есть жизнь и движение. Затухание мобильности порождает общественный застой. Он различил вертикальную (возвышающуюся и падающую) мобильность, связанную с переходом из одного слоя в другой, и горизонтальную, при которой перемещения происходят внутри одного слоя, а статус и престиж позиции не меняются. Правда, П. Сорокин называет социальную мобильность «каналами вертикальной циркуляции».

Мы рассмотрим такие социальные институты, как армия, церковь, школа, семья, собственность, которые используются в качестве каналов социальной циркуляции (мобильности).

Армия функционирует в качестве канала не в мирное время, а в военное. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатства. У них появляется возможность мародерствовать, грабить, захватывать.

Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. П. Сорокин изучил биографии 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 – из средних слоев.

Школа как институт образования и воспитания, какую бы конкретную форму ни приобретала, во все века служила мощным каналом социальной мобильности. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. П. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатства. Согласно его расчетам в 29 % случаях это позволяет сделать занятие фабриканта, в 21 % – банкира и биржевика, в 12 % – торговца. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей и тому подобные не дают таких возможностей.

Семья и брак являются каналами вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. Например, пример такой мобильности можно увидеть в Античности. По римскому закону свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становится рабыней и теряет статус свободного гражданина.

Следует отметить, что термин «социальная мобильность» не пользовался популярностью у отечественных социологов советского периода. Советские авторы считали неудобным использование терминологии, предлагаемой антикоммунистом П. А. Сорокиным, которого в свое время подверг разгромной критике В. И. Ленин.

Вместе с «социальной стратификацией» отвергалась и «социальная мобильность» как понятие чуждое и ненужное.

Источник

КАНАЛЫ ВЕРТИКАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Самое полное описаниеканалов вертикальной мобильности

дано П. Сорокиным. Только он их называет «каналами верти­кальной циркуляции». Он считает, что поскольку вертикаль­ная мобильность в той или иной степени существует в любом обществе, даже в первобытном, между стратами нет непрохо­димых границ. Между ними существуют различные «отвер­стия», «лифты», «мембраны», по которым индивиды переме­щаются вверх и вниз.

Особый интерес представляютсоциальные институты ар­мия, церковь, школа, семья, собственность, которые исполь­зуются в качествеканалов социальной циркуляции.

Армия функционирует в качестве канала не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава при­водят к заполнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. У них появляется возможность грабить, мародерствовать, захва­тывать трофеи, брать контрибуции, уводить рабов, окружать себя помпезными церемониями, титулами, передавать свою власть по наследству.

Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого, начав с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выд­винулись благодаря армейской карьере. Наполеон и его окруже­ние, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы вышли из простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашингтон и ты­сячи других командующих достигли самого высокого положе­ния благодаря армии.

церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества. Геббон, ар­хиепископ Реймса, был в прошлом рабом. Папа Григорий VII — сын плотника. П.Сорокин изучил биографии 144 римских католи­ческих пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 — из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI веке па­пой Григорием VII, обязывал католическое духовенство не иметь детей. Благодаря этому после смерти должностных лиц ос­вободившиеся позиции заполнялись новыми людьми.

Помимо восходящего движения церковь была каналом нис­ходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дво­рян высоких рангов.

школа. Институты образования и воспитания, какую бы кон­кретную форму они ни приобретали, во все века служили мощ­ным каналом социальной циркуляции. США и СССР относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. В таком обще­стве «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха.

США и СССР — самый яркий пример того, как можно добить­ся впечатляющих успехов, стать великими индустриальными дер­жавами мира, придерживаясь противоположных политических и идеологических ценностей, но в одинаковой степени обеспечив своим гражданам равные возможности получить образование.

Британия представляет другой полюс, на котором привилеги­рованные школы доступны только высшим слоям населения. «Социальный лифт» короткий: он движется только по верхним этажам социального здания.

Пример «длинного лифта» представляет древний Китай. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от их семейного статуса отбирались и переводились в высшие шко­лы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты. Под влиянием Конфуция правитель­ство мандаринов слыло правительством китайских интеллектуа­лов, возвеличенных благодаря школьному «механизму». Образо­вательный тест выполнял роль всеобщего избирательного права.

Таким образом, китайская школа постоянно возвышала про­стых людей и препятствовала продвижению представителей выс­ших слоев, если они не соответствовали требованиям. В результа­те служебные обязанности в правительстве выполнялись как надо, а должности занимались исходя из личных талантов.

Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым бы­стрым и доступным каналом вертикальной мобильности.

собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накоп­ленных богатств и денег. Именно они — один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV—XVIII ве­ках европейским обществом стали править деньги. Достигали вы­сокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное про­исхождение. Последние периоды истории Древней Греции и Рима были такими же.

П. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств. Согласно его рас­четам, в 29% случаев это позволяет сделать занятие фабриканта, в 21% — банкира и биржевика, в 12% — торговца. Профессии артис­тов, художников, изобретателей, государственных деятелей, шах­теров и некоторые другие не дают таких возможностей.

семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных соци­альных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел.

Пример нисходящей мобильности мы находим в античности. По римскому закону, свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становится рабыней и теряет статус свободного гражданина.

Даже примитивные общества были заинтересованы в том, чтобы ими управляли самые одаренные. Но как обнаружить врожденные таланты, если нет специальных методов и техники? Древ­ние нашли очень простой способ. Путем эмпирического наблюде­ния они установили, что у умных родителей чаще рождаются ум­ные дети, и наоборот. Тезис о наследовании качеств родителей прочно утвердился в сознании наших предков. Именно он лежит в основе запрета межкастовых браков. Чем ниже социальное поло­жение, тем меньше добродетелей имеют родители и наследуют их дети. И наоборот. Так постепенно возникинститут наследования социального статуса родителей детьми: рожденный в семье с высо­ким социальным рангом заслуживает также высокого ранга.

Семья превратилась в главный механизм социального отбо­ра, определения и наследования социального статуса. Происхож­дение из знатной семьи гарантирует хорошую наследственность и достойное образование вовсе не автоматически. Родители забо­тились о наилучшем воспитании детей, это стало обязательной нормой для аристократии. В бедных семьях родители не могли дать подобающего образования и воспитания. Любому обществу нужны гарантии. Их могли дать знатные семьи. Из них рекрутиро­валась управленческая элита. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.

Древние общества в большей мере заботились о стабильности семьи, ибо она для них одновременно и школа, и центр профес­сиональной подготовки, и производственное объединение, и многое другое. Когда семья стала терять свое значение, ореол святости, браки легко распадались, а разводы превратились в повседневное событие, обществу пришлось брать на себя все эти функции. Возникли школы вне семьи, производство вне семьи, обслуживание вне семьи.

Дети остаются в семье, только пока они несовершеннолет­ние. Фактически же они растут вне семьи. Утратилось значение чистоты крови, унаследованных качеств. Людей все больше на­чинают оценивать не по их семейному происхождению, а по лич­ным качествам.

Источник

Каналы вертикальной мобильности

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что называют каналами вертикальной мобильности

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Каналы вертикальной мобильности
Обществознание, 11 класс
© Аминов А. М., 2008

Описание слайда:

1. «Социальные лифты».
2. Армия.
3. Церковь.
4. Школа.
5. Собственность.
6. Семья.
7. Повторение (схемы).
8. Домашнее задание.
План урока

Описание слайда:

1. «Социальные лифты».
Какими путями происходит перемещение людей из одной группы в другую? По мнению социолога П.Сорокина, между стратами (группами) есть «социальные лифты», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз. Эти «лифты» принято называть сегодня каналами вертикальной мобильности.
Каналы вертикальной мобильности – это пути и механизмы, позволяющие людям подниматься вверх по социальной иерархии (лестнице).
Основными каналами вертикальной мобильности являются: армия, церковь, школа, семья, собственность.

Описание слайда:

2. Армия.
Армия функционирует в качестве канала только в военное время. Потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий (свободных должностей) из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения.
Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого, начав с низших чинов, благодаря военным подвигам и заслугам. Вышли из простолюдинов и сделали блестящую военно-политическую карьеру Наполеон Бонапарт и его окружение, Дж. Вашингтон, О.Кромвель и другие.

Описание слайда:

3. Церковь.
В период раннего христианства последователями этого вероучения были в основном представители низших социальных слоев: рабы, ремесленники, зависимое крестьянство. После государственного признания христианства в Древнем Риме многие из них, благодаря церкви, получили свободу и достигали высокого положения в обществе.

Описание слайда:

4. Школа.
Большие конкурсы в университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности. Оно открывает доступ к престижным должностям и званиям. В современном западном обществе, не окончив вуза, фактически нельзя достичь высокого положения на государственной службе и во многих других областях.

Описание слайда:

5. Собственность.
Богатство и деньги – один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV – XVIII вв. европейским обществом стали править деньги. Достигали высокого положения только те, кто их имел, а знатное происхождение уже не имело особого значения. И сегодня обладание солидной собственностью открывает человеку многие двери на пути вверх по социальной лестнице.

Описание слайда:

6. Семья.
Семья и брак становятся каналами вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного аристократа с богатым, но не знатным партнером. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел.

Описание слайда:

КАНАЛЫ ВЕРТИКАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
П о в т о р и м :

Описание слайда:

Домашнее задание:
§6(К) стр. 53-57
§37(Б) п.4
§1 п.4 (Б – п/у.11)

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Что называют каналами вертикальной мобильности

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что называют каналами вертикальной мобильности

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Что называют каналами вертикальной мобильности

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Конспект по обществознанию. Тема 18. Политико-правовая сфера жизни общества

Презентация по обществознанию 7 класс «Производство:затраты, выручка, прибыль»

Лекционный материал Глобальные вызовы современности

Анализ работы методического объединения учителей общественного цикла МКОУ СОШ№ 3 г.Избербаш

Рекомендательно письмо учителя истории и обществознания МКОУ СОШ №3 Курбановой У.М. Тема исследования: «Терроризм- проблема 21 века»

РЕЦЕНЗИЯ на исследовательскую работу ученика 6а класса МКОУ СОШ №3 Курбанова Баганда Магомедовича по теме « Права человека глазами ребенка

Тренировочные задания по обществознанию. Подготовка к ОГЭ. Задания 23-24.

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5383269 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что называют каналами вертикальной мобильности

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Что называют каналами вертикальной мобильности

В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации

Время чтения: 4 минуты

Что называют каналами вертикальной мобильности

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что называют каналами вертикальной мобильности

Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве

Время чтения: 1 минута

Что называют каналами вертикальной мобильности

Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

Что называют каналами вертикальной мобильности

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Социальная мобильность: виды и примеры. Вертикальная и горизонтальная мобильность

Что называют каналами вертикальной мобильности

Что такое социальная мобильность

Что называют каналами вертикальной мобильности

Вертикальная социальная мобильность. Примеры

Что называют каналами вертикальной мобильности

Горизонтальная социальная мобильность. Примеры

Что называют каналами вертикальной мобильности

Типы социальной мобильности

Помимо вертикальной и горизонтальной, социальную мобильность можно делить на виды по другим критериям:

Структурная социальная мобильность вызывается изменениями в структуре экономики, происходит помимо воли отдельных индивидов. Например, автоматизация производства приводит к тому, что неквалифицированные заводские рабочие становятся безработными, вынуждены менять профессию.

Каналы социальной мобильности: социальные лифты и их виды

Питирим Сорокин выделял восемь лифтов вертикальной мобильности:

Церковь, религиозные организации

Школа, образование и наука

Политика: правительственные группы, политические партии

Искусство, шоу-бизнес, спорт

СМИ: пресса, телевидение, радио

Экономические организации: собственность, бизнес

Что называют каналами вертикальной мобильности

Выберите верные суждения о социальной мобильности

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо понимать суть социальной мобильности, отличать вертикальную мобильность от горизонтальной, уметь привести примеры. Разберем ряд заданий из тестов ЕГЭ прошлых лет.

Задание 1. Выберите вер­ные суж­де­ния о видах со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Внутрипоколенная мо­биль­ность пред­по­ла­га­ет из­ме­не­ние со­ци­аль­но­го ста­ту­са от од­но­го по­ко­ле­ния к другому.
2) Наряду с ин­ди­ви­ду­аль­ной мо­биль­но­стью су­ще­ству­ет и груп­по­вая мобильность.
3) Повышение че­ло­ве­ка в долж­но­сти слу­жит при­ме­ром го­ри­зон­таль­ной вос­хо­дя­щей мобильности.
4) С пе­ре­хо­дом к ин­ду­стри­аль­но­му об­ще­ству со­ци­аль­ная мо­биль­ность возрастает.
5) Неоднократное из­ме­не­ние че­ло­ве­ком на про­тя­же­нии жизни сво­е­го со­ци­аль­но­го ста­ту­са слу­жит про­яв­ле­ни­ем меж­по­ко­лен­ной мобильности.
Ответ: 24

Задание 2. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о видах и осо­бен­но­стях со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
1) Пе­ре­ме­ще­ние че­ло­ве­ка из одной со­ци­аль­ной груп­пы в дру­гую без из­ме­не­ния ста­ту­са слу­жит про­яв­ле­ни­ем го­ри­зон­таль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти.
2) Со­ци­аль­ная мо­биль­ность вы­ра­жа­ет­ся в из­ме­не­нии ин­ди­ви­дом сво­е­го об­ще­ствен­ного по­ло­же­ния.
3) Вер­ти­каль­ная со­ци­аль­ная мо­биль­ность все­гда ведет к по­вы­ше­нию со­ци­аль­но­го ста­ту­са лич­но­сти.
4) Раз­ли­ча­ют два вида со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти: го­ри­зон­таль­ную и вос­хо­дя­щую.
5) Сред­не­ве­ко­во­му об­ще­ству была при­су­ща низ­кая со­ци­аль­ная мо­биль­ность.
Ответ: 125

Задание 3. Ана­ли­тик ком­мер­че­ско­го банка А. уехал из Моск­вы в Париж на двух­лет­нюю ста­жи­ров­ку в из­вест­ной фран­цуз­ской фи­нан­со­вой ком­па­нии. А. будет во Фран­ции ра­бо­тать в той же долж­но­сти, что и в Москве, по­лу­чать при­мер­но такую же зар­пла­ту. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти, от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му при­ме­ру, и за­пи­ши­те эти цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
1) ин­ди­ви­ду­аль­ная
2) вос­хо­дя­щая
3) ми­гра­ция
4) го­ри­зон­таль­ная
5) нис­хо­дя­щая
6) меж­по­ко­лен­ная
Ответ: 134

Задание 4. Студент ра­бо­та­ет над ре­фе­ра­том о вер­ти­каль­ной социальной мобильности. Какие при­ме­ры из пе­ре­чис­лен­ных ниже он может рас­смот­реть в своей работе? Запишите цифры, под ко­то­ры­ми эти при­ме­ры указаны.
1) переход че­ло­ве­ка с долж­но­сти рядового школь­но­го учителя на долж­ность директора школы
2) переход че­ло­ве­ка из ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных рабочих («синих воротничков») в пред­ста­ви­те­ли среднего клас­са («белые воротнички»)
3) смена про­фес­сии отца на дру­гую профессию, без улучшения или ухудшения его социально-экономического статуса
4) отток ра­бо­чей силы из про­из­вод­ства в сферу обслуживания
5) рост числа людей, ра­бо­та­ю­щих в не­сколь­ких местах
6) достижение че­ло­ве­ком высокого по­ло­же­ния в об­ще­стве благодаря служ­бе в армии
Ответ: 126

Задание 5. Выберите вер­ные суж­де­ния о ка­на­лах вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Ка­на­лы вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти ста­биль­ны и не за­ви­сят от раз­ви­тия общества.
2) Ос­нов­ным ка­на­лом вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти в со­вре­мен­ном об­ще­стве яв­ля­ет­ся образование.
3) В ка­че­стве ка­на­лов вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти могут вы­сту­пать по­ли­ти­че­ские партии.
4) Ка­на­лы вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти поз­во­ля­ют людям до­сти­гать более вы­со­ко­го со­ци­аль­но­го ста­ту­са не­за­ви­си­мо от лич­ных усилий.
5) Функ­ци­о­ни­ро­ва­ние ка­на­лов со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти сни­жа­ет чув­ство со­ци­аль­ной не­спра­вед­ли­во­сти и обес­пе­чи­ва­ет ста­биль­ность общества.
Ответ: 235

Задание 6. Назовите любые три «лифта» вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дый из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).
Ответ:
1) Брак с представителем более высокой социальной страты. Например, бедный студент женится на богатой вдове, его со­ци­аль­ный ста­тус повышается.
2) Профессиональный лифт (карьера). Например, успешный сотрудник банка становится главой отделения.
3) Армия. Например, рядовой после года службы получил звание сержанта, назначен командиром отделения.

Источник

КАНАЛЫ ВЕРТИКАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Что называют каналами вертикальной мобильности Что называют каналами вертикальной мобильности Что называют каналами вертикальной мобильности Что называют каналами вертикальной мобильности

Что называют каналами вертикальной мобильности

Что называют каналами вертикальной мобильности

Самое полное описаниеканалов вертикальной мобильности

дано П. Сорокиным. Только он их называет «каналами верти­кальной циркуляции». Он считает, что поскольку вертикаль­ная мобильность в той или иной степени существует в любом обществе, даже в первобытном, между стратами нет непрохо­димых границ. Между ними существуют различные «отвер­стия», «лифты», «мембраны», по которым индивиды переме­щаются вверх и вниз.

Особый интерес представляютсоциальные институты ар­мия, церковь, школа, семья, собственность, которые исполь­зуются в качествеканалов социальной циркуляции.

Армия функционирует в качестве канала не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава при­водят к заполнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. У них появляется возможность грабить, мародерствовать, захва­тывать трофеи, брать контрибуции, уводить рабов, окружать себя помпезными церемониями, титулами, передавать свою власть по наследству.

Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого, начав с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выд­винулись благодаря армейской карьере. Наполеон и его окруже­ние, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы вышли из простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашингтон и ты­сячи других командующих достигли самого высокого положе­ния благодаря армии.

церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества. Геббон, ар­хиепископ Реймса, был в прошлом рабом. Папа Григорий VII — сын плотника. П.Сорокин изучил биографии 144 римских католи­ческих пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 — из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI веке па­пой Григорием VII, обязывал католическое духовенство не иметь детей. Благодаря этому после смерти должностных лиц ос­вободившиеся позиции заполнялись новыми людьми.

Помимо восходящего движения церковь была каналом нис­ходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дво­рян высоких рангов.

школа. Институты образования и воспитания, какую бы кон­кретную форму они ни приобретали, во все века служили мощ­ным каналом социальной циркуляции. США и СССР относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. В таком обще­стве «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха.

США и СССР — самый яркий пример того, как можно добить­ся впечатляющих успехов, стать великими индустриальными дер­жавами мира, придерживаясь противоположных политических и идеологических ценностей, но в одинаковой степени обеспечив своим гражданам равные возможности получить образование.

Британия представляет другой полюс, на котором привилеги­рованные школы доступны только высшим слоям населения. «Социальный лифт» короткий: он движется только по верхним этажам социального здания.

Пример «длинного лифта» представляет древний Китай. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от их семейного статуса отбирались и переводились в высшие шко­лы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты. Под влиянием Конфуция правитель­ство мандаринов слыло правительством китайских интеллектуа­лов, возвеличенных благодаря школьному «механизму». Образо­вательный тест выполнял роль всеобщего избирательного права.

Таким образом, китайская школа постоянно возвышала про­стых людей и препятствовала продвижению представителей выс­ших слоев, если они не соответствовали требованиям. В результа­те служебные обязанности в правительстве выполнялись как надо, а должности занимались исходя из личных талантов.

Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым бы­стрым и доступным каналом вертикальной мобильности.

Что называют каналами вертикальной мобильности

собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накоп­ленных богатств и денег. Именно они — один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV—XVIII ве­ках европейским обществом стали править деньги. Достигали вы­сокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное про­исхождение. Последние периоды истории Древней Греции и Рима были такими же.

П. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств. Согласно его рас­четам, в 29% случаев это позволяет сделать занятие фабриканта, в 21% — банкира и биржевика, в 12% — торговца. Профессии артис­тов, художников, изобретателей, государственных деятелей, шах­теров и некоторые другие не дают таких возможностей.

семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных соци­альных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел.

Пример нисходящей мобильности мы находим в античности. По римскому закону, свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становится рабыней и теряет статус свободного гражданина.

Даже примитивные общества были заинтересованы в том, чтобы ими управляли самые одаренные. Но как обнаружить врожденные таланты, если нет специальных методов и техники? Древ­ние нашли очень простой способ. Путем эмпирического наблюде­ния они установили, что у умных родителей чаще рождаются ум­ные дети, и наоборот. Тезис о наследовании качеств родителей прочно утвердился в сознании наших предков. Именно он лежит в основе запрета межкастовых браков. Чем ниже социальное поло­жение, тем меньше добродетелей имеют родители и наследуют их дети. И наоборот. Так постепенно возникинститут наследования социального статуса родителей детьми: рожденный в семье с высо­ким социальным рангом заслуживает также высокого ранга.

Семья превратилась в главный механизм социального отбо­ра, определения и наследования социального статуса. Происхож­дение из знатной семьи гарантирует хорошую наследственность и достойное образование вовсе не автоматически. Родители забо­тились о наилучшем воспитании детей, это стало обязательной нормой для аристократии. В бедных семьях родители не могли дать подобающего образования и воспитания. Любому обществу нужны гарантии. Их могли дать знатные семьи. Из них рекрутиро­валась управленческая элита. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.

Древние общества в большей мере заботились о стабильности семьи, ибо она для них одновременно и школа, и центр профес­сиональной подготовки, и производственное объединение, и многое другое. Когда семья стала терять свое значение, ореол святости, браки легко распадались, а разводы превратились в повседневное событие, обществу пришлось брать на себя все эти функции. Возникли школы вне семьи, производство вне семьи, обслуживание вне семьи.

Дети остаются в семье, только пока они несовершеннолет­ние. Фактически же они растут вне семьи. Утратилось значение чистоты крови, унаследованных качеств. Людей все больше на­чинают оценивать не по их семейному происхождению, а по лич­ным качествам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *