Что называется внешнеторговой политикой государства

Что называется внешнеторговой политикой государства

чение макроэкономической стабильности, доступности финансовых ресурсов и формирование эффективной системы разделения труда и производственной кооперации в рамках Евразийского экономического союза. В пределах действующих инициатив решение задачи сконцентрировано на следующих направлениях:

содействие инвестициям (механизм защиты и поощрения капиталовложений, реализация механизма «регуляторной гильотины», программы институтов развития, поддержка региональной инвестиционной деятельности, включая инвестиционные налоговые льготы, развитие сегмента длинных денег, реализация плана мероприятий «Трансформация делового климата», ослабление неоправданного административно-силового давления на хозяйствующие субъекты);

развитие промышленной и связанной инфраструктуры (Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры).

Решение указанной задачи влияет на достижение цели в части глобального характера промышленного сектора.

Решение задачи 4 «Достижение объема экспорта конкурентоспособной промышленной продукции в размере 205 млрд. долларов США в год, в том числе продукции машиностроения в размере 60 млрд. долларов США в год» обеспечивается совокупностью мер промышленной и торговой политики, направленных на достижение международной конкурентоспособности российских товаров, как в рамках отраслевых решений, так и в составе системных мер содействия международной кооперации и экспорту. Эта задача включена в состав национального проекта «Международная кооперация и экспорт» и решается путем его реализации, в том числе в части:

развития конкурентоспособности (федеральный проект «Промышленный экспорт», отдельные мероприятия Программы диверсификации оборонно-промышленного комплекса);

содействия экспорту (федеральные проекты «Логистика международной торговли» и «Системные меры содействия международной кооперации и экспорту»).

Решение указанной задачи влияет на достижение цели в части создания экспортного потенциала.

Помимо национальных целей, соответствующих задачам Стратегии, реализация Стратегии способствует достижению других национальных целей развития, в том числе:

обеспечению устойчивого роста реальных доходов граждан и снижению в 2 раза уровня бедности за счет роста производительности труда и занятости в промышленности;

улучшению жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно за счет обеспечения строительной отрасли качественными и доступными материалами и оборудованием.

IV. Сценарии развития и индикаторы реализации Стратегии

Стратегия опирается на параметры Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года (в части базового, целевого и консервативного сценариев) с пролонгацией траектории развития до 2035 года. Реализация Стратегии осуществляется в условиях устойчивой и сбалансированной макроэкономической политики, в том числе фискальной, кредитно-денежной и валютной. Следует учитывать, что возможность достижения основных результатов Стратегии определяется в том числе перспективами развития мировой экономики (динамикой валового мирового продукта, конъюнктурой сырьевых рынков и рынков промышленных товаров, состоянием мировой торговли и др.). Вероятность достижения ключевых результатов Стратегии критически снижается при следующих пороговых значениях внешних и внутренних условий:

Положения Стратегии не учитывают последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Цель и задачи Стратегии предполагают обеспечение развития промышленности на уровне, соответствующем или опережающем целевой сценарий прогноза.

При начале реализации Стратегии в 2021 году эффект, связанный с ускорением промышленного развития, будет наблюдаться с 2022 года по мере принятия обеспечивающих реализацию Стратегии нормативных правовых актов и перехода к реализации инвестиционных проектов.

Интегральные индикаторы Стратегии приведены в приложении № 1.

В ходе реализации Стратегии планируются совершенствование системы статистического учета и переход к применению индикаторов, основанных на увеличении валовой добавленной стоимости. Такие индикаторы устанавливаются в качестве показателей решения задач (достижения национальных целей) и дополнительных показателей реализации мероприятий.

V. Направления развития

Исходя из создаваемого продукта осуществляется следующая сегментация промышленности при реализации Стратегии:

массовая продукция низких и средних переделов;

машиностроение и другие средства производства;

Общим принципом развития промышленности признается диверсификация производства с выходом на смежные стадии производственных цепочек (производство товаров предшествующих или следующих переделов). Для массовой продукции низких и средних переделов приоритетны обеспечение ценовой конкурентоспособности, защита позиций на мировых рынках, сглаживание колебаний глобальной конъюнктуры. В сфере машиностроения и других средств производства наиболее важным является обеспечение технологического развития, включая завоевание новых рынков с учетом глобализации производственных цепочек. В сфере потребительских товаров следует сосредоточиться на общем поддержании конкурентоспособности, обеспечении платежеспособного спроса (как внутреннего, так и внешнего), защите интересов производителей в условиях расширяющегося доминирования цифровых платформ.

Для современного промышленного производства характерен высокий уровень межотраслевой кластеризации. С учетом этого, помимо реализации отраслевых стратегий, потребуется обеспечение ускоренного технологического развития по таким ключевым, определяемым общими технологическими трендами и процессами формирования спроса межотраслевым направлениям, как:

энергетика и окружающая среда;

транспорт и логистическая инфраструктура;

новые материалы (включая новые технологии в области химии);

технологии производства и автоматизации;

микроэлектроника и связь.

Состав вызовов и угроз определяет сферы реализации Стратегии в рамках общего повышения конкурентоспособности:

технологическая конкуренция требует мер технологической политики;

ограниченность ресурсов для развития компенсируется осуществлением инвестиционной, финансовой и кадровой политики;

ограниченность и сжатие внутреннего и глобального спроса предполагают осуществление политики стимулирования спроса;

внешнеторговая политика должна быть синхронизирована с трендами развития мировой экономики.

При выявлении целевых направлений развития промышленности во внимание также принимаются возможности формирования факторов роста в отдельных отраслях. Сведения о внутриотраслевых приоритетах в рамках Стратегии приведены в приложении № 2.

VI. Мероприятия Стратегии

С учетом рисков реализации Стратегии для достижения поставленной цели необходимы в пределах выбранных направлений как количественное расширение промышленной политики (увеличение объемов поддержки), так и реализация системных мер, охватывающих большую часть субъектов промышленной деятельности.

Мероприятия Стратегии подлежат распределению по федеральным проектам, подпрограммам государственных программ в сфере промышленности и по уже реализуемым инициативам.

Технологическая политика

Технологическая политика предусматривает поддержку исследований, разработок и трансфера технологий, а также цифровизации.

При реализации Стратегии учитываются следующие мероприятия и механизмы технологической политики:

субсидирование затрат на научные исследования и разработки;

реализация исследовательских проектов по приоритетным направлениям;

поддержка создания и развития быстрорастущих технологических компаний-лидеров;

грантовая поддержка исследователей;

развитие исследовательских кластеров и платформ;

интеграция государственных информационных систем на базе государственной информационной системы промышленности и обеспечение доступа к информации;

содействие развитию промышленного и инжинирингового программного обеспечения;

опережающее развитие стандартизации и сертификации;

диверсификация оборонно-промышленного комплекса.

К планируемым инициативам и мероприятиям относятся:

расширение внешнеэкономического сотрудничества в сфере технологий и инноваций;

стимулирование развития механизмов трансфера технологий и совершенствования процедур реверсивного инжиниринга;

поддержка национальных цифровых платформ;

развитие инжиниринговой деятельности;

внедрение методов бережливого производства.

Целевые показатели соответствуют показателям национальных целей.

Доля организаций обрабатывающей промышленности, осуществляющих технологические инновации:

Доля затрат на внедрение цифровых технологий в валовой добавленной стоимости:

Внутренние затраты на исследования и разработки в обрабатывающей промышленности:

Выполненный объем разработок, оканчивающихся изготовлением, предварительными и приемочными испытаниями опытного образца (опытной партии), в обрабатывающей промышленности:

обеспечение технологической конкурентоспособности промышленности;

создание условий для интенсивного развития;

содействие развитию смежных отраслей (науки, образования, связи и телекоммуникаций).

Инвестиционная и финансовая политика

Инвестиционная и финансовая политика предусматривает стимулирование инвестиционной активности и обеспечение доступности ресурсов, а также снижение кредитной нагрузки.

При реализации Стратегии учитываются следующие мероприятия и механизмы инвестиционной и финансовой политики:

налоговые льготы (включая расширение практики инвестиционных налоговых вычетов и налоговых кредитов);

защита инвесторов и содействие заключению долгосрочных контрактов;

ослабление неоправданного административно-силового давления на хозяйствующие субъекты;

обеспечение доступности льготного заемного финансирования инвестиционных проектов, оборотного капитала, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внедрения наилучших доступных технологий, поддержка кредитования инвестиционных проектов;

ревизия инструментов территориального развития, в том числе мер в части поддержки индустриальных парков, промышленных технопарков, промышленных кластеров, в целях повышения их востребованности со стороны бизнеса и субъектов Российской Федерации;

масштабирование деятельности фондов развития промышленности на федеральном и региональном уровнях, в том числе их мандатов.

Планируемые меры и мероприятия опираются на переход к стимулированию инвестиций с помощью комбинации отраслевых мер, включающих:

изменения в отраслевом регулировании, координацию промышленного развития и реформирования контрольно-надзорной деятельности, снижение регуляторной нагрузки;

развитие альтернативных способов финансирования промышленности (облигации, вхождение в капитал);

повышение привлекательности содействия развитию промышленности для субъектов Российской Федерации;

пересмотр принципов привлечения к ответственности с переносом акцента на возмещение вреда или ущерба.

Целевыми показателями являются:

соотношение инвестиций в основной капитал и валовой добавленной стоимости обрабатывающих производств, в процентах:

индекс производства обрабатывающей промышленности, в процентах к базовому 2019 году:

обновление и расширение основных фондов промышленности;

увеличение производственных возможностей;

стабилизация динамики промышленного роста;

содействие развитию соответствующих сегментов финансового рынка.

Кадровая политика

Кадровая политика направлена на обеспечение потребности в квалифицированных кадрах.

При реализации Стратегии учитываются следующие мероприятия и механизмы кадровой политики:

актуализация федеральных государственных образовательных стандартов;

разработка образовательных программ для среднего и высшего профессионального образования с использованием цифровых решений, включая технологии виртуальной реальности (VR-технологии) и компьютерные модели;

реализация программ по подготовке кадров для приоритетных направлений и сегментов промышленности;

поддержка технологической инициативы и предпринимательства;

диверсификация промышленного потенциала моногородов.

Планируемые меры и мероприятия включают:

корректировку нормативно-правовой базы с учетом постепенного перехода сотрудников на дистанционную работу;

поддержку трудовой мобильности и трудовой миграции квалифицированного промышленного персонала;

реализацию проектов перемещения избыточных трудовых ресурсов в регионы, испытывающие потребность в квалифицированных кадрах.

Целевыми показателями являются:

доля компаний, не испытывающих проблем с поиском квалифицированных работников, процентов:

индекс производительности труда, в процентах к предыдущему году:

увеличение человеческого капитала в промышленности;

рост занятости и повышение производительности труда;

содействие развитию образования;

снижение нагрузки на социальную сферу.

Политика стимулирования спроса

Политика стимулирования спроса предусматривает развитие внутреннего и внешнего спроса на отечественную продукцию.

При реализации Стратегии учитываются следующие мероприятия и механизмы стимулирования спроса:

субсидирование расходов потребителей на закупку и поставку отдельных видов продукции;

льготное кредитование заказчиков и поддержка лизинга;

содействие обновлению как средств производства, так и потребительских товаров (утилизационные механизмы и система «трейд-ин»);

адресные государственные закупки продукции;

применение экологической политики как инструмента стимулирования (включая содействие применению наилучших доступных технологий).

Планируемые меры и мероприятия включают:

реализацию масштабных проектов с государственным участием в сфере промышленности;

создание на базе государственной информационной системы промышленности платформы поставщиков и формирование института доверенных поставщиков;

поддержку реализации федеральных и региональных инфраструктурных проектов, формирующих спрос на промышленную продукцию (транспорт, связь, энергетическая инфраструктура);

либерализацию торговой политики и регулирования торговли, в особенности при продаже продукции собственного или отечественного производства.

Целевыми показателями являются:

соотношение импорта продукции и валовой добавленной стоимости обрабатывающих производств, в процентах:

индекс производства по высокотехнологичным обрабатывающим видам экономической деятельности, в процентах к базовому 2019 году:

создание условий для производства и сбыта продукции;

обеспечение загрузки производственных мощностей.

Внешнеторговая политика

Внешнеторговая политика предусматривает продвижение на внешние рынки.

При реализации Стратегии учитываются следующие мероприятия и механизмы политики повышения конкурентоспособности и продвижения российских товаров:

создание гибкой линейки финансовых инструментов поддержки экспорта, включая предэкспортное и экспортное финансирование, лизинг и иные меры долгосрочной поддержки;

развитие единой системы институтов продвижения экспорта на основе модернизации торговых представительств;

развитие мероприятий в части выставочно-ярмарочной деятельности;

устранение барьеров, изъятий и ограничений в экономическом пространстве Евразийского экономического союза;

строительство и модернизация пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и устранение других логистических ограничений;

внедрение к 2021 году механизма «одного окна» для интеграции всех видов контроля международной торговли.

Новыми мероприятиями в рамках Стратегии станут:

расширение взаимных инвестиций и направлений промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза;

реализация крупных зарубежных проектов;

изменение условий связанного финансирования до уровня, позволяющего конкурировать в глобальном масштабе.

Целевые показатели определяются показателями федеральных проектов национального проекта «Международная кооперация и экспорт» с пролонгацией до 2035 года.

Объем экспорта промышленной продукции составит:

Объем экспорта продукции машиностроения составит:

увеличение присутствия на мировых рынках;

закрепление российской промышленности в новых рыночных нишах;

содействие развитию смежных сфер (услуг транспорта, торговли и сервиса).

____________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1к Сводной стратегии развитияобрабатывающей промышленностиРоссийской Федерации до 2024 годаи на период до 2035 года

ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫСводной стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года

Индекс производства обрабатывающей промышленности, в процентах к базовому2019 году

Доля организаций обрабатывающей промышленности, осуществляющих технологические инновации, процентов

Индекс производства по высокотехнологичным обрабатывающим видам экономической деятельности,в процентах к базовому 2019 году

Источник

Раздел 4. Экономические основы и тенденции развития мирового хозяйства

Цель данного раздела – познакомиться с особенностями экономических процессов на международном уровне, что в последующих учебных курсах (в частности, «Мировая экономика», «Международные отношения», «Международные финансы» и др.) будет существенно дополняться и конкретизироваться.

Тема 1. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и валютный курс

Цель данного раздела – познакомиться с особенностями экономических процессов на международном уровне, что в последующих учебных курсах (в частности, «Мировая экономика», «Международные отношения», «Международные финансы» и др.) будет существенно дополняться и конкретизироваться.

Оглавление

1.1. Сущность мирового хозяйства. Интеграция и интернационализация

Мировая экономика – это объединение национальных экономик стран мира. Однако, это не просто сумма отдельных экономик, а новое качество – система, сложный организм, функционирующий как результат взаимодействия, взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности в развитии национальных экономик. Эта система основана на преимуществах международного разделения труда, интернационализации, интеграции и глобализации. Как живой, развивающийся организм данная система функционирует в результате развертывания, разрешения и воспроизводства на новой базе противоречий между ее составляющими.

«Сердцем» мировой экономики, обеспечивающим ее жизнеспособность и развитие, является мировой рынок. Он как бы «предопределяет» роль отдельных стран в системе, «требует» реструктуризации национальных экономик и, соответственно, необходимых изменений в экономической политике государств.

Что называется внешнеторговой политикой государства

Рис. 1. Роль мирового рынка в мировой экономике

Современное мировое хозяйство явилось результатом длительного и противоречивого исторического развития различных стран и их взаимосвязей, в ходе которого образовались промышленно развитые, развивающиеся (в свою очередь, включающие новые индустриальные и слаборазвитые) страны и страны с переходной экономикой.

Это предопределяет многополярность и неоднородность структуры мировой экономики, наличие массы противоречий в процессе переплетения, взаимодействия и взаимозависимости между структурными элементами системы, острую конкурентную борьбу как между ними, так и внутри них.

Независимо от социальных и экономических различий практически все страны участвуют в международном разделении труда, стремятся получить от этого определенные выгоды либо в виде прибыли, либо для того, чтобы занять определенную нишу на мировом рынке.

Международная специализация порождает интернационализацию произ­водства. Интернационализация производства и хозяйственной жизни связана с развитием устойчивых экономических связей между странами, выходом воспроизводственного процесса за рамки национальных границ; она обусловлена ростом производительных сил, углублением международного разделения труда; лежит в основе усиления взаимозависимости экономик стран, которая выражается в международном обобществлении самого процесса производства и расширения рынка.

Отражением интернационализации производства в сфере экономических отношений является также и интернационализация капитала, миграция капитала между промышленно развитыми странами. Капитал является воплощением отношений собственности, и его интернационализация ведет к появлению нового явления в мировой экономике – транснационализации. Возникновение транснациональных корпораций еще больше усиливает взаимозависимость национальных экономик, с их появлением происходит размывание прежних экономических границ, появляются разветвленные многоотраслевые комплексы, выходящие за рамки одной национальной экономики. Теперь внутренние и внешние рынки отдельных стран превратились для транснациональных корпораций лишь в отдельные сегменты единого мирового рынка. Но национальные традиции, интересы, законы весьма устойчивы, т. к. складывались столетиями под влиянием национальных факторов. Отсюда конфликтный характер протекания процессов интернационализации.

Интеграция – это качественно новый этап развития мировой экономики по сравнению с интернационализацией. Это – процесс объединения суверенных государств с целью установления расширенного экономического пространства, в котором могут свободно циркулировать различные факторы производства. Международная экономическая интеграция – процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.

Следующим качественно новым этапом международной интеграции является глобализация. Глобализация – процесс многогранный, включающий в себя экономику, культуру, политику, право, демографию, науку, технику и т. д. В основе этих процессов лежат экономические явления, т. е. экономическая глобализация. Глобализация мировой экономики означает процесс формирования единого мирового информационного и делового пространства.

Формируется новая стадия мирохозяйственной системы, характерной чертой которой является и экономическая, и технологическая, и правовая, и информационная взаимозависимость национальных хозяйств различных стран, приводящая к тому, что национальные хозяйства становятся составными элементами единого мирового экономического хозяйства.

Итак, глобализация – это качественно новая стадия развития мирового экономического хозяйства, высшая стадия интеграции, объективный процесс создания единого мирового рынка товаров, услуг, ресурсов, информации. Основными субъектами глобализации выступают такие экономические институты, как транснациональные корпорации, транснациональные банки и многонациональные компании, т. е. крупные международные структуры, которые осуществляют свою деятельность по всему миру.

1.2. Внешняя торговля и внешнеторговая политика

Основные тенденции развития мировой торговли таковы:

Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

Основные цели внешнеторговой политики:

Существует два основных направления внешнеторговой политики:

Политика свободной торговли предполагает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю. Эта политика обеспечивает максимальную свободу для действия рыночных сил в стремлении получить наибольшие выгоды от международного экономического обмена. Положительные политические последствия связаны с усиливающейся взаимозависимостью государств. Политика свободной торговли дает преимущества более развитым странам, хотя в чистом виде не применялась.

Протекционизм — государственная политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов регулирования торговли.

Положительные стороны протекционизма:

Однако устранение иностранной конкуренции может привести к застою, т. к. ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства.

Крайняя форма протекционизма — экономическая автаркия — означает стремление страны ограничить импорт только теми товарами, которые в данной стране производиться не могут, а экспорт допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт.

Выделяют несколько форм протекционизма:

Инструменты государственного регулирования внешней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные. Тарифные методы — методы, основанные на использовании таможенных тарифов. Нетарифные — все остальные.

Главная задача государства в области внешней торговли — поддержать экспортеров, сделать их более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, уменьшив конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке.

Международная торговая политика это согласованная политика государств в целях ведения между ними торговли, а также ее развития и положительного влияния на рост отдельных стран и мирового сообщества.

Главным субъектом либерализации является международная торговая организация ГАТТ/ВТО.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) было создано в 1947 г. ГАТТ — международное соглашение по проведению консультаций по вопросам международной торговли; по сути — это кодекс правил поведения в сфере международной торговли.

ГАТТ/ВТО основывает свою деятельность на четырех основных принципах:

С 1 января 1995 г. начала свою деятельность Всемирная торговая организация ВТО. Высший руководящий орган ВТО — конференция министров.

Всемирная торговая организация контролирует выполнение всех предшествующих соглашений, заключенных под эгидой ГАТТ. Членство в ВТО означает для каждого государства-участника автоматическое принятие на себя в полном объеме всего пакета уже заключенных договоренностей. В свою очередь ВТО значительно расширяет сферу своей компетенции, превращаясь в важнейший международный орган, регулирующий развитие международных экономических связей.

Страны, желающие вступить в ВТО, должны:

В настоящее время активно проводится процесс создания условий для вступления России в ВТО.

1.3. Мировая валютная система. Валютный курс

Мировая валютная система представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства.

Мировая валютная система включает в себя ряд конструктивных элементов:

Валютный курс необходим для:

групповое плавание. Оно характерно для стран, входящих в ЕС. Для них установлены два режима валютных курсов: внутренний — для операций внутри Сообщества, внешний — для операций с другими странами. Между валютами стран ЕС действует твердый паритет, рассчитанный на основе отношения центральных курсов к евро с пределом колебаний ±15 %. Курсы валют совместно «плавают» по отношению к любой другой валюте, не входящей систему ЕС. Кроме того, к этой категории валютных режимов принадлежит режим специального курсов в странах ОПЕК: Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах, Бахрейне и других нефтяных странах. ОПЕК «привязали» курсы своих валют к ценам на нефть.

Свободные колебания валютных курсов являются механизмом автоматического уравновешивания платежного баланса. Центральный банк может предотвратить свободные колебания валютного курса, продавая или покупая иностранную валюту из официальных валютных резервов. Дефицит платежного баланса может быть профинансирован за счет сокращения официальных резервов. Активное же сальдо платежного баланса сопровождается ростом этих резервов. Операции с валютными резервами, как правило, используются для поддержания режима фиксированного валютного курса или «управляемого плавания».

Множество валютных курсов можно классифицировать по различным признакам:

Реальный валютный курс можно определить как отношение цен товаров двух стран, взятых в соответствующей валюте.

Номинальный – показывает обменный курс валют, действующий в настоящий момент времени на валютном рынке страны.

Факторы, влияющие на величину валютного курса, подразделяются на структурные (действующие в долгосрочном периоде) и конъюнктурные (вызывающие краткосрочное колебание валютного курса).

К структурным факторам относятся:

Конъюнктурные факторы связаны с колебаниями деловой активности в стране, политической обстановкой, слухами и прогнозами, такими как:

На валютный курс влияет темп инфляции. Чем выше темп инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты, если не противодействуют иные факторы. Инфляционное обесценение денег в стране вызывает снижение покупательной способности и тенденцию к падению их курса к валютам стран, где темп инфляции ниже. Данная тенденция обычно прослеживается в средне- и долгосрочном плане. Выравнивание валютного курса, приведение его в соответствие с паритетом покупательной способности происходит в среднем в течение двух лет. Зависимость валютного курса от темпа инфляции особенно велика у стран с большим объемом международного обмена товарами, услугами и капиталами.

Под паритетом покупательной способности (ППС) понимается соотношение стоимости одинакового набора товаров на сопоставляемых рынках. К примеру, если стоимость набора товаров в США равна 100 долл., а в России такой же набор стоит 1000руб., то ППС один доллар стоит 10руб.

Рыночный курс валюты нередко отклоняется от ППС. Их соотношение можно установить по формуле:

Что называется внешнеторговой политикой государства,

где e – рыночный валютный курс,

Р 1 – уровень цен за рубежом,

Р – уровень внутренних цен.

Если рыночный курс доллара стоит 30 руб., то в приведенном примере он завышен относительно ППС в 3 раза, а курс рубля соответственно в той же степени занижен (К = 30 * 100: 1000 = 3).

Валютные курсы оказывают существенное влияние на внешнюю торговлю различных стран, выступая инструментом связи между стоимостными показателями национального и мирового рынка, воздействуя на ценовые соотношения экспорта и импорта и вызывая изменение внутриэкономической ситуации, а также изменяя поведение фирм, работающих на экспорт или конкурирующих с импортом.

Снижение валютного курса обусловливает:

При увеличении валютного курса складывается следующая ситуация:

Большое значение для экономики имеет конвертируемость национальной валюты. Конвертируемость валюты – это свободный обмен (конверсия) валюты данной страны на валюты других стран в любой форме и во всех видах операций без ограничений.

Все валюты условно подразделяются на три группы: свободно конвертируемые (СКВ), частично конвертируемые и неконвертируемые (замкнутые).

Конвертируемость валюты может быть внешней и внутренней. Внешняя конвертируемость означает возможность свободного перевода валюты на счета иностранных нерезидентов и свободной обратимости средств в данной валюте. Внутренняя конвертируемость – свобода обмена национальной валюты внутри страны для обеспечения внешнеэкономических расчетов резидентов страны с нерезидентами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наименование интегрального индикатораЗначения интегральных индикаторов по годам реализации Стратегии*
2020 год2021 год2022 год2023 год2024 год2030 год2035 год
Показатель достижения цели Стратегии
1.98,199,8103,3110,0116,8160,2192,5
Показатели решения задач (достижения национальных целей)
2.