Что называется внешнеторговой политикой государства
Что называется внешнеторговой политикой государства
чение макроэкономической стабильности, доступности финансовых ресурсов и формирование эффективной системы разделения труда и производственной кооперации в рамках Евразийского экономического союза. В пределах действующих инициатив решение задачи сконцентрировано на следующих направлениях:
содействие инвестициям (механизм защиты и поощрения капиталовложений, реализация механизма «регуляторной гильотины», программы институтов развития, поддержка региональной инвестиционной деятельности, включая инвестиционные налоговые льготы, развитие сегмента длинных денег, реализация плана мероприятий «Трансформация делового климата», ослабление неоправданного административно-силового давления на хозяйствующие субъекты);
развитие промышленной и связанной инфраструктуры (Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры).
Решение указанной задачи влияет на достижение цели в части глобального характера промышленного сектора.
Решение задачи 4 «Достижение объема экспорта конкурентоспособной промышленной продукции в размере 205 млрд. долларов США в год, в том числе продукции машиностроения в размере 60 млрд. долларов США в год» обеспечивается совокупностью мер промышленной и торговой политики, направленных на достижение международной конкурентоспособности российских товаров, как в рамках отраслевых решений, так и в составе системных мер содействия международной кооперации и экспорту. Эта задача включена в состав национального проекта «Международная кооперация и экспорт» и решается путем его реализации, в том числе в части:
развития конкурентоспособности (федеральный проект «Промышленный экспорт», отдельные мероприятия Программы диверсификации оборонно-промышленного комплекса);
содействия экспорту (федеральные проекты «Логистика международной торговли» и «Системные меры содействия международной кооперации и экспорту»).
Решение указанной задачи влияет на достижение цели в части создания экспортного потенциала.
Помимо национальных целей, соответствующих задачам Стратегии, реализация Стратегии способствует достижению других национальных целей развития, в том числе:
обеспечению устойчивого роста реальных доходов граждан и снижению в 2 раза уровня бедности за счет роста производительности труда и занятости в промышленности;
улучшению жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно за счет обеспечения строительной отрасли качественными и доступными материалами и оборудованием.
IV. Сценарии развития и индикаторы реализации Стратегии
Стратегия опирается на параметры Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года (в части базового, целевого и консервативного сценариев) с пролонгацией траектории развития до 2035 года. Реализация Стратегии осуществляется в условиях устойчивой и сбалансированной макроэкономической политики, в том числе фискальной, кредитно-денежной и валютной. Следует учитывать, что возможность достижения основных результатов Стратегии определяется в том числе перспективами развития мировой экономики (динамикой валового мирового продукта, конъюнктурой сырьевых рынков и рынков промышленных товаров, состоянием мировой торговли и др.). Вероятность достижения ключевых результатов Стратегии критически снижается при следующих пороговых значениях внешних и внутренних условий:
Положения Стратегии не учитывают последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Цель и задачи Стратегии предполагают обеспечение развития промышленности на уровне, соответствующем или опережающем целевой сценарий прогноза.
При начале реализации Стратегии в 2021 году эффект, связанный с ускорением промышленного развития, будет наблюдаться с 2022 года по мере принятия обеспечивающих реализацию Стратегии нормативных правовых актов и перехода к реализации инвестиционных проектов.
Интегральные индикаторы Стратегии приведены в приложении № 1.
В ходе реализации Стратегии планируются совершенствование системы статистического учета и переход к применению индикаторов, основанных на увеличении валовой добавленной стоимости. Такие индикаторы устанавливаются в качестве показателей решения задач (достижения национальных целей) и дополнительных показателей реализации мероприятий.
V. Направления развития
Исходя из создаваемого продукта осуществляется следующая сегментация промышленности при реализации Стратегии:
массовая продукция низких и средних переделов;
машиностроение и другие средства производства;
Общим принципом развития промышленности признается диверсификация производства с выходом на смежные стадии производственных цепочек (производство товаров предшествующих или следующих переделов). Для массовой продукции низких и средних переделов приоритетны обеспечение ценовой конкурентоспособности, защита позиций на мировых рынках, сглаживание колебаний глобальной конъюнктуры. В сфере машиностроения и других средств производства наиболее важным является обеспечение технологического развития, включая завоевание новых рынков с учетом глобализации производственных цепочек. В сфере потребительских товаров следует сосредоточиться на общем поддержании конкурентоспособности, обеспечении платежеспособного спроса (как внутреннего, так и внешнего), защите интересов производителей в условиях расширяющегося доминирования цифровых платформ.
Для современного промышленного производства характерен высокий уровень межотраслевой кластеризации. С учетом этого, помимо реализации отраслевых стратегий, потребуется обеспечение ускоренного технологического развития по таким ключевым, определяемым общими технологическими трендами и процессами формирования спроса межотраслевым направлениям, как:
энергетика и окружающая среда;
транспорт и логистическая инфраструктура;
новые материалы (включая новые технологии в области химии);
технологии производства и автоматизации;
микроэлектроника и связь.
Состав вызовов и угроз определяет сферы реализации Стратегии в рамках общего повышения конкурентоспособности:
технологическая конкуренция требует мер технологической политики;
ограниченность ресурсов для развития компенсируется осуществлением инвестиционной, финансовой и кадровой политики;
ограниченность и сжатие внутреннего и глобального спроса предполагают осуществление политики стимулирования спроса;
внешнеторговая политика должна быть синхронизирована с трендами развития мировой экономики.
При выявлении целевых направлений развития промышленности во внимание также принимаются возможности формирования факторов роста в отдельных отраслях. Сведения о внутриотраслевых приоритетах в рамках Стратегии приведены в приложении № 2.
VI. Мероприятия Стратегии
С учетом рисков реализации Стратегии для достижения поставленной цели необходимы в пределах выбранных направлений как количественное расширение промышленной политики (увеличение объемов поддержки), так и реализация системных мер, охватывающих большую часть субъектов промышленной деятельности.
Мероприятия Стратегии подлежат распределению по федеральным проектам, подпрограммам государственных программ в сфере промышленности и по уже реализуемым инициативам.
Технологическая политика
Технологическая политика предусматривает поддержку исследований, разработок и трансфера технологий, а также цифровизации.
При реализации Стратегии учитываются следующие мероприятия и механизмы технологической политики:
субсидирование затрат на научные исследования и разработки;
реализация исследовательских проектов по приоритетным направлениям;
поддержка создания и развития быстрорастущих технологических компаний-лидеров;
грантовая поддержка исследователей;
развитие исследовательских кластеров и платформ;
интеграция государственных информационных систем на базе государственной информационной системы промышленности и обеспечение доступа к информации;
содействие развитию промышленного и инжинирингового программного обеспечения;
опережающее развитие стандартизации и сертификации;
диверсификация оборонно-промышленного комплекса.
К планируемым инициативам и мероприятиям относятся:
расширение внешнеэкономического сотрудничества в сфере технологий и инноваций;
стимулирование развития механизмов трансфера технологий и совершенствования процедур реверсивного инжиниринга;
поддержка национальных цифровых платформ;
развитие инжиниринговой деятельности;
внедрение методов бережливого производства.
Целевые показатели соответствуют показателям национальных целей.
Доля организаций обрабатывающей промышленности, осуществляющих технологические инновации:
Доля затрат на внедрение цифровых технологий в валовой добавленной стоимости:
Внутренние затраты на исследования и разработки в обрабатывающей промышленности:
Выполненный объем разработок, оканчивающихся изготовлением, предварительными и приемочными испытаниями опытного образца (опытной партии), в обрабатывающей промышленности:
обеспечение технологической конкурентоспособности промышленности;
создание условий для интенсивного развития;
содействие развитию смежных отраслей (науки, образования, связи и телекоммуникаций).
Инвестиционная и финансовая политика
Инвестиционная и финансовая политика предусматривает стимулирование инвестиционной активности и обеспечение доступности ресурсов, а также снижение кредитной нагрузки.
При реализации Стратегии учитываются следующие мероприятия и механизмы инвестиционной и финансовой политики:
налоговые льготы (включая расширение практики инвестиционных налоговых вычетов и налоговых кредитов);
защита инвесторов и содействие заключению долгосрочных контрактов;
ослабление неоправданного административно-силового давления на хозяйствующие субъекты;
обеспечение доступности льготного заемного финансирования инвестиционных проектов, оборотного капитала, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внедрения наилучших доступных технологий, поддержка кредитования инвестиционных проектов;
ревизия инструментов территориального развития, в том числе мер в части поддержки индустриальных парков, промышленных технопарков, промышленных кластеров, в целях повышения их востребованности со стороны бизнеса и субъектов Российской Федерации;
масштабирование деятельности фондов развития промышленности на федеральном и региональном уровнях, в том числе их мандатов.
Планируемые меры и мероприятия опираются на переход к стимулированию инвестиций с помощью комбинации отраслевых мер, включающих:
изменения в отраслевом регулировании, координацию промышленного развития и реформирования контрольно-надзорной деятельности, снижение регуляторной нагрузки;
развитие альтернативных способов финансирования промышленности (облигации, вхождение в капитал);
повышение привлекательности содействия развитию промышленности для субъектов Российской Федерации;
пересмотр принципов привлечения к ответственности с переносом акцента на возмещение вреда или ущерба.
Целевыми показателями являются:
соотношение инвестиций в основной капитал и валовой добавленной стоимости обрабатывающих производств, в процентах:
индекс производства обрабатывающей промышленности, в процентах к базовому 2019 году:
обновление и расширение основных фондов промышленности;
увеличение производственных возможностей;
стабилизация динамики промышленного роста;
содействие развитию соответствующих сегментов финансового рынка.
Кадровая политика
Кадровая политика направлена на обеспечение потребности в квалифицированных кадрах.
При реализации Стратегии учитываются следующие мероприятия и механизмы кадровой политики:
актуализация федеральных государственных образовательных стандартов;
разработка образовательных программ для среднего и высшего профессионального образования с использованием цифровых решений, включая технологии виртуальной реальности (VR-технологии) и компьютерные модели;
реализация программ по подготовке кадров для приоритетных направлений и сегментов промышленности;
поддержка технологической инициативы и предпринимательства;
диверсификация промышленного потенциала моногородов.
Планируемые меры и мероприятия включают:
корректировку нормативно-правовой базы с учетом постепенного перехода сотрудников на дистанционную работу;
поддержку трудовой мобильности и трудовой миграции квалифицированного промышленного персонала;
реализацию проектов перемещения избыточных трудовых ресурсов в регионы, испытывающие потребность в квалифицированных кадрах.
Целевыми показателями являются:
доля компаний, не испытывающих проблем с поиском квалифицированных работников, процентов:
индекс производительности труда, в процентах к предыдущему году:
увеличение человеческого капитала в промышленности;
рост занятости и повышение производительности труда;
содействие развитию образования;
снижение нагрузки на социальную сферу.
Политика стимулирования спроса
Политика стимулирования спроса предусматривает развитие внутреннего и внешнего спроса на отечественную продукцию.
При реализации Стратегии учитываются следующие мероприятия и механизмы стимулирования спроса:
субсидирование расходов потребителей на закупку и поставку отдельных видов продукции;
льготное кредитование заказчиков и поддержка лизинга;
содействие обновлению как средств производства, так и потребительских товаров (утилизационные механизмы и система «трейд-ин»);
адресные государственные закупки продукции;
применение экологической политики как инструмента стимулирования (включая содействие применению наилучших доступных технологий).
Планируемые меры и мероприятия включают:
реализацию масштабных проектов с государственным участием в сфере промышленности;
создание на базе государственной информационной системы промышленности платформы поставщиков и формирование института доверенных поставщиков;
поддержку реализации федеральных и региональных инфраструктурных проектов, формирующих спрос на промышленную продукцию (транспорт, связь, энергетическая инфраструктура);
либерализацию торговой политики и регулирования торговли, в особенности при продаже продукции собственного или отечественного производства.
Целевыми показателями являются:
соотношение импорта продукции и валовой добавленной стоимости обрабатывающих производств, в процентах:
индекс производства по высокотехнологичным обрабатывающим видам экономической деятельности, в процентах к базовому 2019 году:
создание условий для производства и сбыта продукции;
обеспечение загрузки производственных мощностей.
Внешнеторговая политика
Внешнеторговая политика предусматривает продвижение на внешние рынки.
При реализации Стратегии учитываются следующие мероприятия и механизмы политики повышения конкурентоспособности и продвижения российских товаров:
создание гибкой линейки финансовых инструментов поддержки экспорта, включая предэкспортное и экспортное финансирование, лизинг и иные меры долгосрочной поддержки;
развитие единой системы институтов продвижения экспорта на основе модернизации торговых представительств;
развитие мероприятий в части выставочно-ярмарочной деятельности;
устранение барьеров, изъятий и ограничений в экономическом пространстве Евразийского экономического союза;
строительство и модернизация пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и устранение других логистических ограничений;
внедрение к 2021 году механизма «одного окна» для интеграции всех видов контроля международной торговли.
Новыми мероприятиями в рамках Стратегии станут:
расширение взаимных инвестиций и направлений промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза;
реализация крупных зарубежных проектов;
изменение условий связанного финансирования до уровня, позволяющего конкурировать в глобальном масштабе.
Целевые показатели определяются показателями федеральных проектов национального проекта «Международная кооперация и экспорт» с пролонгацией до 2035 года.
Объем экспорта промышленной продукции составит:
Объем экспорта продукции машиностроения составит:
увеличение присутствия на мировых рынках;
закрепление российской промышленности в новых рыночных нишах;
содействие развитию смежных сфер (услуг транспорта, торговли и сервиса).
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1к Сводной стратегии развитияобрабатывающей промышленностиРоссийской Федерации до 2024 годаи на период до 2035 года