Что называется спальным районом
Спальный район
Спа́льный райо́н — жилой район города (обычно в крупных мегаполисах или в их пригородах), жители которого вынуждены ежедневно ездить на работу в деловой центр или в промышленный район города и возвращаться домой для того, чтобы переночевать (откуда и пошло название).
Как правило, спальные районы городов достаточно удалены от центра, где обычно располагаются офисы и места культурного досуга, но зато и цены на жильё в них существенно ниже, чем на квартиры и дома в престижных центральных районах.
Содержание
Спальные районы в городах бывшего СССР
Застройка спальных районов обычно шаблонная, заранее проектируется весь район, жилой фонд в своём подавляющем большинстве состоит из типовых многоэтажных панельных домов. В районе предусматривается минимальная инфраструктура для поддержания жизнедеятельности на должном уровне (магазины, школы, детские сады, организации здравоохранения, рекреационные объекты), но для работы и активного отдыха жители района выезжают в другие районы. Иногда инфраструктура магазинов дополняется или заменяется целиком одним или несколькими супермаркетами или гипермаркетами.
Обязательным условием успешного развития и функционирования спального района является наличие развитой системы общественного транспорта, социальной инфраструктуры, школ, поликлиник, больниц, детских площадок, мест культурного досуга и общественного питания.
Спальные районы Москвы и Подмосковья
С начала XXI века ситуация изменилась. Теперь жители центра Москвы отправляются за покупками в спальные районы вдоль МКАД, где построены крупнейшие сетевые гипермаркеты, где продукты и промтовары дешевле. В самих спальных районах появились клубы, рестораны и кафе, а в некоторых (Строгино, Митино, Марьино, Отрадное, Бибирево, Бутово) проложены новые линии метро.
Что значит спальный район?
Большинство граждан, которые проживают в крупных городах, селятся в так называемые спальные районы – части города, расположенные вдали от центра, где нет крупных производств, торговых центров.
Что такое спальный район, какие у него особенности, плюсы и минусы по сравнению с центром?
Где жить лучше в 2021 году: в центре города или в спальном районе?
Что собой представляет спальный район?
Что значит спальный район? Это жилой район в черте города, где наблюдается плотная застройка жилыми домами, при этом количество магазинов и супермаркетов значительно меньше, чем в центре. Спальные районы обычно располагаются в крупных городах или пригородах.
Выделяют следующие особенности такого района города:
Как понять, где вам будет лучше жить?
Если вы являетесь деловым человеком, который стремится достичь каких-то карьерных высот, вам нравится большое скопление людей, вы хотите стать частью бурной жизни города, тогда однозначно стоит выбирать жилье в центре города.
Если же вы выбираете квартиру для семьи, пожилых людей, то лучше рассмотреть второй вариант – жилье в спальном районе. Престарелые люди больше предпочитают тихую, размеренную, спокойную жизнь, хотят быть ближе к природе и тишине. В этом случае стоит рассмотреть вариант покупки жилья в старом спальном районе.
Если же у вас молодая семья, где есть детки, тогда стоит поднять вопрос о покупке квартиры в спальном районе нового образца – где рядом с новостройками построено все необходимое для детей: детские площадки, школы, садики и т. п.
Плюсы жизни в спальном районе
Спрашивать о том, хорошо ли жить в спальном районе нужно у тех, кто там живет. Постояльцы обязательно сообщат о плюсах проживания вдали от центра:
Минусы жизни в спальном районе
Помимо преимуществ есть и недостатки жизни в спальных районах:
Спальные районы сегодня
Если раньше жить в спальных районах было неудобно по причине отсутствия банальных продуктовых магазинов или магазинов одежды, то сегодня ситуация изменилась. В новостройках, возводимых в спальных районах, сегодня есть все необходимые сооружения, объекты социальной, бытовой и торгово-развлекательной сферы.
При проектировке таких домов обязательно указываются четкие нормативы, поэтому если в проекте есть детские сады, школы, больницы и магазины, то они и итоге будут построены.
Трудно однозначно ответить, где лучше жить: в центре или в спальном районе. Нужно выставить для себя приоритеты, что для вас важней: благоприятная экология, тишина и спокойствие либо максимальная приближенность к работе, деловой и общественной жизни.
Если у вас есть собственный транспорт, жена и дети, но нет желания жить в загазованном месте, тогда идеальный вариант – покупка новостройки в спальном районе со всей необходимой инфраструктурой.
Что значит спальный район
При покупке жилища стоит учитывать, где оно расположено. Жилые дома отстраивают в центральных и отдаленных массивах. В зависимости от этого устанавливается их стоимость. В последнем случае подразумевается более бюджетный вариант – спальный район. Это что такое? Термин обозначает географическую характеристику местности. Такие участки города отличаются рядом характерных особенностей, которые следует знать перед приобретением жилья.
Спальный район города – это какой район
Такое понятие применимо к большим городам. Они условно делятся на две части: центр и окраину. В первой располагаются бизнес-центры, магазины, развлекательные и муниципальные учреждения. Здесь все нацелено на работу и проведение досуга. Во второй превалируют жилые здания для обеспечения быта и сна горожан. Такие территории отличаются тишиной и спокойствием, но недостаточно развитой инфраструктурой по сравнению с центральными районами. Супермаркетов и офисных сооружений в отдаленных округах меньше. Проживающие на окраине люди, как правило, работают в центре. Ранним утром они покидают свое жилище, а возвращаются в него поздним вечером. По факту такая территория предназначена только для ночевки, вот что значит спальный район. Проживание в нем имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Плюсы и минусы проживания в спальном районе
При выборе квартиры понадобится оценить все за и против предстоящего места постоянной дислокации. Если речь идет о приобретении жилплощади на окраине, стоит учесть все возможные преимущества и недостатки. Для этого достаточно проанализировать такие городские массивы по всем параметрам. Удаленные от центра жилфонды подойдут тем, кто не стремится к активной жизни. Проживание здесь будет размеренным и относительно спокойным. Среди позитивных моментов «спальников» выделяются:
Однако, несмотря на всю выгоду, проживание в отдаленных районах понравится не всем. Как понять, в чем их отрицательные стороны? Все зависит от конкретных обстоятельств. К главному минусу таких округов относится большое расстояние до всех ключевых объектов: государственных инстанций, учебных заведений, офисных построек. Зачастую жильцам спальных округов приходится тратить полдня на то, чтобы добраться до делового центра. Помимо этого, существуют и другие негативные стороны проживания на окраине:
Так, выбирать в качестве места проживания «спальник» стоит, если отрицательные моменты для человека не считаются критичными. Следует также учитывать, что спальные территории, построенные в 20 и 21 веке – две большие разницы. Раньше такая местность считалась неразвитой, тихой и необустроенной. В 21 веке построенные на окраине жилые здания зачастую не уступают сооружениям в деловых кварталах. Объясняется это тем, что отдаленные от городского шума жилфонды оснащают необходимой инфраструктурой, превращают в минигород. В ряде случаев их жителям не нужно выезжать в центр, поскольку все необходимое для жизни они могут найти поблизости.
Стоит ли покупать квартиру в отдаленном городском районе
Как только решен вопрос: спальный район – это какой район, предстоит задуматься о приобретении жилья в нем. Такие округа подходят молодым семьям с детьми, поскольку в «спальниках» расположены детсады, школы, поликлиники. Кроме того, квартиры на окраине стоят дешевле. Семья может за небольшую стоимость купить большую жилплощадь, где каждому члену семьи достанется собственная комната. Однако все это становится плюсами для многочисленного семейства. Если покупать жилье планирует одинокий человек, строящий карьеру в деловом центре города, то ему следует все продумать, прежде чем отдать предпочтение квартире в спальном районе. Такому гражданину предстоит каждый день тратить минимум час на дорогу, что может быть сопряжено с материальными и моральными тратами. Ему также придется четко планировать свой уикенд, поскольку для данной категории граждан инфраструктура в «спальниках» развита слабо.
Предназначение этих районов объясняется их названием. Население таких частей городов-миллионников живет по стандартной схеме. Горожане работают и проводят свободное время в центральных округах города. А домой к себе на окраину городского массива приезжают, чтобы переночевать. Застройка подобных территорий тоже происходит по типовому принципу. Все они состоят из одинаковых многоэтажек, около которых располагаются жизненно важные для жильцов объекты. Это магазины, детские сады, школы.
Особенность «спальников» в том, что они ориентированы на проживание и удовлетворение основных нужд людей.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Спальный район
Вошёл же этот термин в нашу жизнь относительно недавно, в середине прошлого века. Города стремительно разрастались, на месте небольших населённых пунктов вырастали целые мегаполисы. Согласно архитектурным планам объекты промышленности было принято размещать ближе к центру города, а жилые районы к окраинам. Жителям приходилось преодолевать огромные расстояния, чтобы доехать до мест работы. Поэтому свободного времени почти не оставалось. Только чтобы добраться до дома и поспать перед очередным рабочим днём. Так и зародилось выражение «спальный» район.
Что же значит понятие «спальный район»?
Спальный район – часть города, обычно отдалённая от центра, крупных предприятий и производств, а также различных объектов инфраструктуры. Для него характерно минимальное количество магазинов, мест активного отдыха и развлечений. Тихий уголок для размеренной жизни, вдали от шума и суеты густонаселённых магистралей.
Раньше поездка из спального района в центр доставляла массу неудобств, ведь транспортное сообщение оставляло желать лучшего.
Сейчас же спальные районы представляют из себя нечто совершенно другое. Современные архитекторы решили, что разделение города на рабочий центр и спальную окраину – в корне неправильно. Потому решили сделать жизнь граждан более комфортной. «Спальники» всё также располагаются на окраинах города, на приличном расстоянии от центра. Однако инфраструктура заметно обогатилась и с годами продолжает развиваться.
Сегодня чуть ли ни в каждом спальном районе помимо детских садов и школ появились колледжи и университеты, магазины стали становится всё крупнее, превращаясь в гипермаркеты и целые торгово-развлекательные центры. На фоне девятиэтажек стали вырастать элитные бизнес-центры, а чтобы сходить в кафе или ресторан – достаточно просто выйти из дома. Даже кинотеатры и клубы перестали быть роскошью для таких районов.
Изобилие маршрутов наземного транспорта, а также метрополитена избавило жителей от необходимости затрачивать целые часы на дорогу. И даже если офис находится в районе на другом конце города, добраться туда не составит особого труда, даже если у вас нет автомобиля.
Плюсы и минусы спальных районов
Популярность жилплощади в районах вдали от центра не угасает. И на то есть ряд причин. Достоинства:
Ценники на квартиры в спальных районах заметно отличаются от жилья в центре города. Элитные новостройки и многоэтажки давно уже стали достоянием не только престижного городского «сердца», но и окрестностей. Однако в силу наценок за расположение, квартиры в центре заметно дороже. А вот купить квартиру по невысокой цене здесь можно всегда.
Вдали от крупных магистралей и предприятий районы спального типа остаются экологически чистыми. Кто откажется от свежего воздуха и незагрязнённой окружающей среды? За территориями следят такие службы, как ЖРЭО и Зеленстрой, поэтому можно не опасаться за ухоженные дворы и чистые улицы.
Несмотря на наличие многочисленных кафе и развлекательных мест, которыми в последнее время стали обрастать спальные районы, они всё же окружены тишиной, которую не встретишь в центре. Жизнь здесь более спокойна и размеренна. Настоящее убежище для тех, кто ищет уединение для себя и своей семьи.
Если раньше инфраструктуре центральных районов можно было только позавидовать, сейчас «спальники» ни в чём им не уступают. Здесь есть всё для комфортной жизни и работы. Не надо стоять в очереди, чтобы записать ребёнка в детский сад, не надо ехать за покупками на другой конец города. Даже работать теперь можно в шаговой доступности от дома.
Однако спешить покупать квартиру в спальном районе тоже не стоит. Ведь у жизни на окраине есть и несколько недостатков:
Хоть города и начали усиленно обогащаться транспортными маршрутами, некоторые окраины и всё ещё страдают от неудобного расположения. Во многие спальные районы так и не проведены линии метро, а нужные автобусы или троллейбусы ходят с огромными интервалами. Поэтому жителям приходиться по-прежнему тратить много времени на передвижения по городу. Как правило, спальные районы старого образца испытывают недостаток в новомодных развлекательных местах, поэтому скорее подойдут людям постарше.
Не все спальные районы могут похвастаться современными новостройками или жилыми комплексами. Преимущественно это касается тех, что появились на карте уже достаточно давно. Все мы помним так называемые нуждающиеся в ремонте хрущёвки с неудобными планировками.
Потому перед покупкой квартиры в спальном районе стоит взвесить все за и против и подобрать самый оптимальный вариант.
Спальные районы Минска
Итак, если с тем, что же такое «спальный район» в городе, мы вроде бы определились, то теперь осталось выяснить, какие же районы Минска имеют статус «спальных».
В первую очередь, как раз и приходят на ум регионы старой застройки, вроде микрорайонов Заводского района:
Несмотря на то, что по количеству новостроек или современных жилых кварталов он уступает более молодым районам, он пользуется спросом у покупателей. Всё потому, что цены здесь самые привлекательные.
Список спальных районов постоянно растёт, так как застраиваются всё новые территории. Но пока можно выделить:
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Поделиться
Подписывайтесь на Stroi.mos.ru
Жилые кварталы «по советскому образцу» в Москве строить больше не будут.
Как ни печально, поводов для «архитектурной» гордости у современной Москвы нет. В этом уверен главный архитектор столицы Сергей Кузнецов. Настоящие визитные карточки у города появились намного раньше. Вместе с тем некоторые из «достижений» прошлых лет требуют серьезной работы над ошибками. Главный зодчий Москвы рассказал «Известиям» о будущем городских окраин и промышленных зон, а также о своем понимании точечной застройки.
Какие задачи вам предстоит решить в этом году? На что будет сделан основной акцент?
Я бы отметил несколько акцентов на ближайшие годы. Во-первых, развитие и корректировка Генерального плана Москвы. Как вы знаете, он был утвержден в 2010 году, еще до присоединения новых территорий. Некоторые прогнозные вещи, которые были там заложены, уже не оправдались, не говоря о прогнозах до 2020 года.
Вторая основная задача – повышение качества проектирования застройки. У людей немало нареканий по поводу того, что было построено в городе за последние 10-15 лет. К сожалению, Москва не стала центром современной архитектуры, несмотря на большой объем инвестиций. Безумно жалко и неприятно, что не случилось и большого количества интересных проектов. Считаю, все это нужно исправлять. В планах – начало работы возрожденного Архсовета, внедрение системы архитектурных конкурсов на городские проекты, привлечение к работе молодых архитекторов, перевод и адаптация западной профессиональной литературы, которая в значительной части не была переведена и осмыслена.
Также намечено движение по таким направлениям, как общественное пространство. Город – это не просто территория, застроенная большими домами. Это определенный стиль жизни, который надо вырабатывать. Вот почему нужно заниматься не только благоустройством, но и формировать новую городскую среду, переосмысливать саму идеологию города как набора соседств или сообществ. Важно не формальное административное деление, а то, насколько людям комфортно и удобно, как они чувствуют свою взаимосвязь друг с другом.
Именно поэтому вы намерены в будущем избавляться от такого стандартного для советского времени формата расселения, как спальные районы?
Безусловно. Вообще «спальный район» – совершенно ущербное для урбанистики понятие. Это неполноценное городское образование, которых быть не должно. Город – смесь функций, а не полигон одной из них. Поэтому любая функция в больших объемах порождает ограниченные возможности. Если слишком развита транспортная, получаем гигантскую парковку, рабочая – большую промзону. Спальный район – полигон для сна, это порождает неизбежный приток-отток людей в маятниковом режиме. Человек должен встать и куда-то поехать, потому что не может найти реализацию других жизненных функций непосредственно рядом с собой. Но жизнь – это не только сон, это еще работа, развлечение, еда, обучение, лечение. Все эти вещи должны быть вокруг горожанина организованы, чтобы ему было удобно.
Поэтому в новом формате проектирования – создание не спальных районов, а полноценной городской ткани. Что касается тех районов, которые уже сложились как спальные, это сложный вопрос, но и он имеет свои решения. По мере старения этот фонд естественным образом будет заменяться на новый, но на других основаниях: должна уплотняться сетка улиц, уменьшаться этажность. Из спального квартала нужно делать город, добавив недостающие функции. Например, открыть там ресторан или развивать локальные культурные центры, которые позволят жителям не чувствовать себя на окраине, как в гетто, откуда необходимо вырваться, чтобы ощутить жизнь. Мы с этой ущербностью будем бороться. Активно агитируем архитекторов предлагать оригинальные решения по типовой жилой застройке, уже много проектов накопилось. Мы привыкли, что спальные районы – это безлико и однобоко. Но я верю, что типовой может быть и красивым, и разнообразным, и удобным.
Какие архитектурные решения должны применяться при строительстве новых объектов, чтобы не нарушить архитектурной гармонии? Насколько возможна качественная и органичная точечная застройка?
Не поверите, но я не знаю расшифровки термина «точечная застройка». Это наше изобретение от непонимания ситуации. Как только где-то появляется одиночный объект, его сразу объявляют точечной застройкой вне зависимости от того, уместен он или нет. Но по этой логике вся застройка в Европе, на которую мы постоянно ссылаемся, точечная, потому что вокруг ничего не строится. При этом особых протестов там это не вызывает. Я – за разъяснение людям понятных, здоровых правил. Если в чистом поле начинается большое строительство, это не значит, что результат будет хорошим, потому что застройка может оказаться сверхплотной или не отвечать необходимым функциям. При этом и появление одиночного объекта не всегда означает, что он безнадежно испортит ландшафт.
Вообще планировать сложнее, когда не читается логика построения пространства, как это часто происходит в Москве. Конечно же, новые дома должны вписываться в уже существующую структуру: недопустимо строить здания значительно выше, длиннее или уже. Это так же, как челюсть у человека: если один зуб вырвали, на замену ищут примерно похожий. Для профессионалов все эти вещи легко читаемы. Есть ландшафтно-визуальный анализ, который мы сейчас пытаемся поставить на более основательную почву. Кроме того, есть аналитика транспортной нагрузки и элементарно – плотности населения. Если пробки существуют уже на данный момент, значит, начав строить, необходимо параллельно развивать и дорожную инфраструктуру.
Какие есть планы по использованию промзон? Что появится на их месте?
Любую пустоту, возникшую в городе, нужно использовать для балансировки других частей городской среды. Все зависит от того, что находится вокруг. Когда рядом много жилья, нужно развивать на территории производство, объекты с учетом общественных функций: больницы, кафе, парикмахерские. Или, как в случае с ЗИЛом и Нагатино, где вокруг относительно смешанная застройка, необходимо создавать кусок полноценной городской ткани. Поэтому там появится, во-первых, нормальная транспортная инфраструктура – новые дороги, мосты, красивая набережная. Затем будут строиться офисы, жилье, большой спорткомплекс, объекты культурно-развлекательной инфраструктуры, высокотехнологичное и экологически безвредное производство. В наших планах – создать на территории ЗИЛа прецедент – кусок «идеального города», который может стать примером реновации подобных запущенных территорий.
Вообще по нормативам мы должны до 10% территории освобождать под рекреацию, главное, чтобы при этом территория была удобна для использования. Когда в промзоне проектируется дорога на шесть полос, а вдоль нее засаживается полоса зеленых насаждений, называемая зоной отдыха, – это полный бред. Потому что это не природный комплекс, пользоваться им как рекреационным пространством нельзя. Но тут возникает другая проблема. Освоение промзон – это всегда вопрос экономики, потому что мы имеем дело с чьей-то собственностью. Когда собственник территории готов отдать часть ее под парк, это большая удача. Но, как правило, собственник на такой подвиг не готов. Приходится искать варианты, чтобы удовлетворить и экономические функции, иначе очередная промзона просто окажется заброшенной.
А небоскребы на территориях промзон не вырастут? Нужны ли они вообще столице или лучше ограничиться «Москва-Сити»?
Проблема многослойная. Как архитектурное явление небоскреб – штука интересная и архитекторам по сердцу. Он может быть красивым и знаковым объектом, яркий пример тому – центр Нью-Йорка. Но минусов у небоскреба тоже довольно много. Как показывают социологические исследования, жизнь и работа в высоких зданиях не очень хороша, а конструктивно они и опасны, и сложны.
Есть и еще один важный момент. Небоскреб – это некий участок с завышенной плотностью, а в Москве из-за низкой плотности улиц делать высокоплотную застройку, к сожалению, очень тяжело – погрязнем в транспортных проблемах. Даже Нью-Йорк, где плотность улиц высока и поэтому там хорошая циркуляция транспорта, не лишен их.
У нас же по процентным соотношениям, принятым в урбанистике, все, что находится дальше Третьего кольца, – вообще сельская местность. При такой плотности допустима застройка домами, но не то что о небоскребах – просто о высоких домах речь не идет. Прежде чем возводить высотные здания, надо увеличивать плотность улиц, развивать дорожную сеть.
Мы постоянно ссылаемся на западный опыт. Интересно, а нам самим по части архитектуры есть чем гордиться, чтоб всем на зависть?
Хороший вопрос. Не часто его задают. Боюсь, многие на меня обидятся, но, к сожалению, иностранным архитекторам у наших специалистов, которые сейчас работают в этой сфере, поучиться особенно нечему. Сегодня в массе своей российские архитекторы не владеют навыком делать правильную городскую среду. И это очень заметно, когда работаешь с проектировщиками.
Вообще Москва, как город, богатый яркими объектами, декоративными и орнаментальными практиками, сама по себе интересна, вне всякого сомнения. В плане культурологического и методологического развития пространства это очень хороший пример работы с городом в северном климате. Но с точки зрения достижений в архитектуре последних лет, которые мы могли бы показывать иностранцам как наш собственный уникальный опыт, честно говоря, похвалиться нечем. Даже в метрополитене, который признан достопримечательностью, внимания заслуживают в основном станции, построенные достаточно давно. Но сейчас работаем над тем, чтобы организовать конкурс на архитектурные решения для новых станций метро, пытаемся привлечь лучших архитекторов.
Получается, наши поводы для гордости родом из советского времени?
Не только. Это может для кого-то показаться странным, но с точки зрения урбанизации Москва до революции была одним из передовых городов в мире. Достаточно вспомнить то, как застраивался город, какие действовали правила парцелляции участков (то есть разделения их на более мелкие). Но главное – до 70% людей пользовались арендным жильем, что является очень хорошим показателем. Это дает людям большую свободу, возможность жить рядом с работой, сокращая тем самым время до нее и обратно. У нас же ежедневно сотни тысяч людей утром и вечером по несколько часов едут из дома на службу и обратно, усложняя себе жизнь и создавая транспортные проблемы. В дореволюционной Москве такого не было, поэтому именно в то время мы могли бы с гордостью сказать: «Да, у нас есть чему тут поучиться!» Думаю, надо стараться сейчас эти вещи возвращать. Примеры реновации городов за короткий срок есть. Не боги горшки обжигают, главное – захотеть.