Что значит скиния в библии

Скиния

Скиния ( Исх. XXV, 9 ) – собственно означает подвижной шатер, переносную палатку, кущу. В этом смысле слово сие употребляется в кн. Числ ( Чис.XXIV, 5 ), Иова ( Иов.XI:14, XXII:23 ), Мф. ( Мф. XVII, 4 ), но вообще в Свящ. Писании оно прилагается к священному зданию, устроенному Моисеем по повелению Божию для служения в оном Господу. Скиния собрания ( Исх. XXXIII, 7 ) была воздвигнута Моисеем для собственного употребления. В ней он давал аудиенции народу, выслушивал и решал различные тяжбы и споры и просил Божественных откровений. В ней также, вероятно, отправлялись общественные богослужения, и отсюда она получила свое наименование.

Другая Скиния была устроена Давидом для поставления в оной Ковчега Завета ( II Цар. VI, 17 ); но Скиния, преимущественно так называемая, была построена, как замечено выше, Моисеем для богослужения, частью для того, чтобы служить местом пребывания Иеговы, как царя Израилева, а частью как место для отправления торжественнейшего общественного богослужения. Она была устроена с необыкновенным великолепием во всех частях своих, по особенному повелению Господа, и, очевидно, имела таинственное и иносказательное значение ( Евр. IX, 1–8 ). Средства для сооружения оной составлялись в обилии из добровольных пожертвований народа ( Исх. XXXV:4–9, XXXVI:3–7 ). Наблюдение за построением Скинии было поручено Веселиилу и Аголиаву, которые были одарены особенным высокохудожественным дарованием для совершения означенного дела.

Внутреннее, первое отделение Скинии называлось Святое, или Святилище, или первая Скиния, а самая внутренняя часть оной называлась второй Скинией, или Святая Святых ( Евр. IX, 2, 3 ).

Что касается до сооружений во дворе Скинии, то в ней находились, вопервых, жертвенник всесожжений, стоявший посреди, во-вторых – медный умывальник, соответствовавший медному морю ( III Цар. VII, 23 ), который стоял между жертвенником и Скинией и по своему образцу походил на урну. В ней находилась вода для омовения рук и ног священников, когда они готовились приступать к священнодействию.

Что касается до принадлежностей самой Скинии, то в ней находилось следующее: во-первых, золотой седмисвещник, стоявший налево от входа, в лампадах коего непрестанно горел елей; направо – стол, или трапеза, из дерева акации, обложенный золотом, с лежащими на нем хлебами предложения, переменяемыми каждую субботу, и к з. жертвенник, или алтарь, кадильный из того же дерева, обложенный золотом, для курения фимиама.

В самой внутренней части Скинии – Святая Святых – отделенная от святилища внутренней завесой, находился Ковчег Завета, сделанный из дерева ситтим, или акации, и покрытый изнутри и снаружи чистым золотом. В Ковчеге находились скрижали Закона, на которых были начертаны десять заповедей, золотой сосуд, или золотая стамна, с манной и прозябший жезл Ааронов.

Во время странствования израильтян по пустыне Скиния всегда ставилась среди стана. Шатры священников и левитов окружали ее в указанном порядке ( Чис. II, 2–29 ), а в некотором расстоянии от нее ставили шатры колен Израилевых, разделенных на четыре великих отдела, состоящих каждый из трех колен, и каждый отдел имел свое собственное наименование и знамя ( Чис. II, 2–29 ). Скиния и ее принадлежности были устроены так, что их удобно было снимать, переносить с места на место и восстановлять снова. На особенные лица или на особенные разряды лиц была возложена обязанность перенесения Скинии и смотрения за ее принадлежностями. Остановка каждого стана, подъем в путь, даже порядок самого пути указывались непосредственно Самим Господом.

По окончании странствования евреев и по вступлении их в Обетованную Землю Скиния была поставлена в Галгалах ( Нав. IV, 1–9 ), а по совершенном завоевании и разделении ее была перенесена в Силом, как средоточие Земли Обетованной, и оставалась здесь от 300 до 400 лет. Затем отсюда ее перенесли в Номву ( I Цар. XXI, 1–9 ) и после в царствование Давида – в Гаваон ( I Пар. XXI, 28 ), где она и находилась еще в начале царствования Соломона ( II Пар. I, 1–13 ).

По создании храма Соломонова Ковчег Завета со всеми принадлежностями Скинии был перенесен сюда в новосозданный храм ( III Цар. VIII, 3, 4 ). С этого времени о Скинии ничего более не говорится. В одно время совершалось двойное богослужение: первосвященник Садок священнодействовал в Гаваоне, а другое богослужение совершалось в Иерусалиме, где находился Ковчег Завета.

Скиния, как мы уже заметили выше, имела высшее иносказательное духовное значение, как то объясняет ап. Павел в послании к Евреям ( Евр.IX, 24 ): Ибо Христос, говорит св. ап. Павел, вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас, пред лицо Божие, и в другом месте он говорит: Но Христос, Первосвященник будущих благ, пришедший с большей и совершеннейшей скинией, нерукотворенной, т. е. не такового устроения, и не с кровию козлов и тельцов, но с Своею кровию, однажды вошел во святилище, и приобрел вечное искупление ( Евр. IX:11, 12 ).

Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

Источник

Скиния — походный храм

Вскоре после этого в жизни избранного народа произошло очень важное событие. По Божественному повелению был устроен походный храм — скиния (от греч. скенэ — обитель). Все работы были возложены на Веселиила. Бог исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством (Исх 35, 31).

Скиния была сооружена и поставлена в первый месяц второго года после выхода евреев из Египта. Моисей положил в ковчег скрижали завета и внес его в скинию. Затем он повесил завесу. Ковчег завета стал главной святыней Израиля. На протяжении восьмисот пятидесяти лет он был для израильтян зримым свидетельством Божьего присутствия среди избранного народа. Бог благословил святое место: И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию (Исх 40, 34–35).

Во второй год по выходе из Египта, в двадцатый день второго месяца, облако поднялось от скинии. Этим знамением Господь повелевал подняться в путь. Евреи покинули Синайскую пустыню и вступили в пустыню Фаран, лежавшую на севере от Синайского полуострова. Люди стали роптать вслух. За это огонь стал истреблять край стана. Народ возопил к Моисею. Он помолился, и огонь утих. Место это нарекли Тавера, потому что возгорелся у них огонь Господень (Чис 11, 3).

Вскоре возникло новое недовольство евреев: пришельцы, а с ними и сыны Израилевы стали плакать и говорить: кто накормит нас мясом? Моисей стал скорбеть и обратился ко Господу со словами молитвы. Господь сказал Моисею, что будет насыщать сынов Израиля мясом целый месяц, пока оно не станет для них отвратительным. На другой день поднялся ветер и нагнал перепелов, метровым слоем от земли. Роптавших Господь поразил язвою.

Затем народ двинулся в Асироф, на северо-восток от Синая. Сестра Моисея и Аарон стали упрекать брата своего за жену-мадианитянку — Сепфору. Это был лишь повод. Причиной же было исключительное положение их брата. Нужно было подтверждение того, что Господь избрал Моисея. Он повелел Моисею, Аарону и Мариам идти к скинии собрания. Господь сошел в облачном столпе и сказал, что Моисей верен во всем дому Моем: устами к устам говорю Я с ним (Чис 12, 7–8). Мариам покрылась проказой. Аарон не был наказан этой страшной болезнью. По мнению блаженного Феодорита, так определил Господь потому, что Аарон был корнем священства и чтобы укоризна не шла на весь род. Он покаялся. Моисей вознес молитву за сестру: Боже, исцели ее! (Чис 12, 13). Господь повелел ей быть вне стана семь дней.

Когда Мариам исцелилась и возвратилась в стан, народ двинулся в путь.

Пустыня Фаран. Здесь Израиль провел большую часть своего тридцативосьмилетнего странствия. Это стало тяжелым испытанием за ропот. Пустыня была голой и безжизненной. К этому времени же относится переименование Моисеем сына Навина: из Осии он стал Иисусом. Святые отцы в преемнике Моисея Иисусе Навине, который ввел Израиль в землю обетованную, видят прообраз Иисуса Христа, вводящего нас в обетованное нам Царство Небесное.

Господь повелел Моисею послать от двенадцати колен мужей, чтобы обозреть землю Ханаанскую. Посланные люди вернулись через сорок дней и принесли плоды из той земли. Они стали нагонять на народ уныние, говоря, что видели там исполинов, перед которыми они были ничтожны, как саранча. Это были сыны Енаковы, отличавшиеся исполинским ростом. Они происходили от Енака, сына Арбы. Жили главным образом в нагорной части Иудеи (Хевроне и других городах). После завоевания обетованной земли Иисус Навин победил и изгнал их. Но немного их сохранилось в филистимлянских городах. Голиаф, сраженный впоследствии Давидом, был их потомком.

Народ впал в уныние и поднял вопль. Евреи стали жалеть, что покинули Египет. Иисус Навин и Халев, бывшие среди двенадцати мужей, посланных к земле Ханаанской, разодрали одежды и сказали, что если Господь милостив к ним, то введет в землю ту. Но народ хотел побить их камнями. Старшее поколение евреев, выросших в Египте, оказалось не способным к жизни в земле обетованной согласно с Божественным планом спасения. За два года было десять возмущений. Поэтому Господь определил сорокалетнее странствие по пустыне, пока не лягут там кости непокорных (жестковыйных) людей и пока не вырастет новое поколение.

Источник

Скиния

Ски́ния — поход­ный храм, создан­ный сынами Изра­иля по пове­ле­нию Божию после заклю­че­нии Синай­ского Завета. Другие назва­ния: «скиния собра­ния» ( Исх.40:34 ), «скиния откро­ве­ния» ( Числ.9:15 ), «дом Гос­пода» ( Исх.34:26 ).

В собран­ном виде Скиния пред­став­ляла собой палатку или шатер, длиной в 30 локтей, шири­ной в 10 и столько же в высоту. Она состо­яла из двух отде­ле­ний, боль­шего и мень­шего, раз­гра­ни­чен­ных тяже­лой заве­сой «из голу­бой, пур­пу­ро­вой и черв­ле­ной шерсти и кру­че­ного вис­сона», с изоб­ра­же­нием херу­ви­мов. При этом завеса поко­и­лась на четы­рех дере­вян­ных, обло­жен­ных золо­том стол­бах, утвер­жден­ных на сереб­ря­ных осно­ва­ниях ( Исх.26:31-32 ). Боль­шее отде­ле­ние, а его про­тя­жен­ность состав­ляла 20 локтей, начи­на­лось сразу же за входом и упи­ра­лось в завесу. Оно име­но­ва­лось «Свя­ти­ли­щем» («Святым Местом»), а мень­шее рас­по­ла­га­лось сразу за боль­шим и назы­ва­лось «Святое Святых».

Внут­рен­нее про­стран­ство Свя­того Святых пред­став­ляло собой форму куба с длиною ребра в 10 локтей. Это было глав­ным и наи­бо­лее сокро­вен­ным поме­ще­нием Скинии, пред­на­зна­чав­шемся для хра­не­ния ков­чега завета. В Святое Святых мог вхо­дить только пер­во­свя­щен­ник и только один раз в году: в День Очи­ще­ния, с жерт­вен­ной кровью.

В Святом Месте (или Свя­ти­лище) рас­по­ла­га­лись: стол для хлебов пред­ло­же­ния, жерт­вен­ник куре­ния и све­тиль­ник. Туда вхо­дили свя­щен­ники для совер­ше­ния над­ле­жа­щих обря­дов.

Опор­ный каркас Скинии состав­ляли брусья, изго­тов­лен­ные из дерева ситтим, покры­тые золо­том. Каждый брус уста­нав­ли­вался вер­ти­кально на два сереб­ря­ных под­но­жия, и все они вместе фик­си­ро­ва­лись попе­ре­чи­нами — позла­щен­ными шестами, про­пу­щен­ными через золо­тые кольца, при­креп­лен­ные к бру­сьям. Север­ная и южная сто­роны шатра состо­яли из два­дцати стоек каждая. Шесть стоек состав­ляли запад­ную стену, по углам кото­рой допол­ни­тельно уста­нав­ли­ва­лись ещё две — для скреп­ле­ния смы­ка­ю­щихся стен ( Исх.26:15-29 ). Вход в Скинию был со сто­роны востока. В случае необ­хо­ди­мо­сти вся эта кон­струк­ция демон­ти­ро­ва­лась, пере­но­си­лась и вновь соби­ра­лась спе­ци­ально пред­на­зна­чен­ными для этих целей людьми.

Покров Скинии состоял из четы­рех слоев. Внут­рен­ний был изго­тов­лен «из десяти покры­вал кру­че­ного вис­сона и из голу­бой, пур­пу­ро­вой и черв­ле­ной шерсти», с изоб­ра­же­нием херу­ви­мов ( Исх.26:1 ). Второй, более грубый слой состоял из один­на­дцати покры­вал из козьей шерсти ( Исх.26:7 ). Два внеш­них слоя состав­ляли: покров «из кож бара­ньих крас­ных и еще покров верх­ний из кож синих» ( Исх.26:14 ). Вход в Скинию укры­вался заве­сой, сде­лан­ной из того же мате­ри­ала, что и внут­рен­ний покров. Для её креп­ле­ния уста­нав­ли­ва­лось пять позла­щен­ных стол­бов на медных под­но­жиях ( Исх.26:26-37 ).

Скиния была окру­жена пря­мо­уголь­ным двором, длина кото­рого состав­ляла 100 локтей, а ширина — 50. По пери­метру двор ограж­дался заве­сой, высо­той в 5 локтей, рас­тя­ну­той на стол­бах ( Исх.27:18 ). На дворе рас­по­ла­гался жерт­вен­ник все­со­жже­ния и умы­валь­ница.

Пола­гают, что после завер­ше­ния соро­ка­лет­него стран­ство­ва­ния евреев по пустыне и вступ­ле­ния в землю обе­то­ван­ную местами рас­по­ло­же­ния скинии были такие гео­гра­фи­че­ские пункты как Силом ( Нав.18:1 ), Сихем ( Нав.24:26 ), Мас­сифа ( Суд.20:1 ), Вефиль ( Суд.20:18 ).

Сколько вре­мени про­су­ще­ство­вала скиния, создан­ная при Моисее, ска­зать трудно. В прав­ле­ние Саула по край­ней мере часть свя­щен­ных пред­ме­тов, кото­рые над­ле­жало хра­нить именно в Скинии, нахо­ди­лись в Номве ( 1Цар.21:1-6 ). О Давиде же сооб­ща­ется, что он соору­дил новую Скинию: «И при­несли ковчег Божий, и поста­вили его среди скинии, кото­рую устроил для него Давид» ( 1Пар.16:1 ). А уже при его сыне, Соло­моне, был воз­двиг­нут вели­че­ствен­ный камен­ный Храм.

Зна­че­ние Скинии для еврей­ского народа трудно пере­оце­нить. Помимо того, что она слу­жила объ­еди­ня­ю­щим фак­то­ром, она была види­мым знаком води­тель­ства Божия, местом Его осо­бого при­сут­ствия, местом где Бог откры­вался Своему народу: «В тот день, когда постав­лена была скиния, облако покрыло скинию откро­ве­ния, и с вечера над ски­ниею как бы огонь виден был до самого утра. Так было и всегда: облако покры­вало ее [днем] и подо­бие огня ночью. И когда облако под­ни­ма­лось от скинии, тогда сыны Изра­и­левы отправ­ля­лись в путь, и на месте, где оста­нав­ли­ва­лось облако, там оста­нав­ли­ва­лись станом сыны Изра­и­левы» ( Числ.9:15-17 ).

Во время стран­ство­ва­ния евреев по пустыне Скиния всегда раз­ме­ща­лась в центре поход­ного стана.

В Свя­щен­ном Писа­нии содер­жится подроб­ное опи­са­ние Скинии вплоть до мель­чай­ших дета­лей, отме­ча­ется, что люди, испол­нив­шие при её созда­нии глав­ные роли, Весе­леил и Аго­лиав, были назна­чены Самим Богом и полу­чили на то особое бла­го­сло­ве­ние ( Исх.31:1-11 ). Этим под­чер­ки­ва­ется, что Скиния соот­вет­ство­вала Божьим пред­на­чер­та­ниям о ней даже и фор­мально: «И поставь скинию по образцу, кото­рый пока­зан тебе на горе» ( Исх.26:30 ).

Алле­го­ри­че­ски Скиния слу­жила про­об­ра­зом Церкви Хри­сто­вой. Обра­щен­но­стью её входа к Востоку ука­зы­ва­лось, что вет­хо­за­вет­ная Цер­ковь только ожи­дала явле­ния Солнца Правды — Христа: «Сим Дух Святый пока­зы­вает, что еще не открыт путь во свя­ти­лище, доколе стоит преж­няя скиния. Она есть образ насто­я­щего вре­мени, в кото­рое при­но­сятся дары и жертвы, не могу­щие сде­лать в сове­сти совер­шен­ным при­но­ся­щего, и кото­рые с яст­вами и пити­ями, и раз­лич­ными омо­ве­ни­ями и обря­дами, отно­ся­щи­мися до плоти, уста­нов­лены были только до вре­мени исправ­ле­ния. Но Хри­стос, Пер­во­свя­щен­ник буду­щих благ, придя с боль­шею и совер­шен­ней­шею ски­ниею, неру­ко­тво­рен­ною, то есть на тако­вого устро­е­ния, и не с кровью козлов и тель­цов, но со Своею Кровию, одна­жды вошел во свя­ти­лище и при­об­рел вечное искуп­ле­ние» ( Евр.9:8-12 ).

В рамках более раз­вёр­ну­того алле­го­ри­че­ского тол­ко­ва­ния можно ска­зать, что Свя­ти­лище слу­жило про­об­ра­зом Церкви Божьей на земле, а Святое Святых сим­во­ли­зи­ро­вало Небо. Опять же, будучи местом осо­бого Боже­ствен­ного при­сут­ствия, Скиния про­об­ра­зо­вала собой Божью Матерь, носив­шую в утробе Еди­но­род­ного Сына. Нако­нец, Скиния про­об­ра­зо­вала Спа­си­теля, под покро­вом плоти Кото­рого скры­ва­лось Боже­ство.

Источник

СКИНИЯ (TABERNACLE)

После храма, скиния – самое важное место поклонения в Библии. Библейские образы скинии естественным образом делятся на три категории: собственно скиния и ее убранство, последующие упоминания о скинии в Ветхом Завете и ее изображение в Новом Завете, у Иоанна, в Книге Деяний и особенно в Евреям и Откровении.

Скиния в Исходе. Один из двух основных образных рядов, связанных с собственно скинией, является художественным и архитектурным. Главы, в которых описаны материалы, использованные для строительства скинии, – наслаждение для художника: они полны цвета, текстуры и дизайна. Атмосфера тщательного планирования придает этим чувственным образам композиционное единство. Тема физических особенностей скинии переплетается с мотивом поклонения, и мы ни на мгновение не можем забыть о факте, что эта богато украшенная и разноцветная скиния существовала для выполнения религиозных обрядов и поклонения.

Так как физические особенности скинии отвечали задачам ее религиозного использования, мы можем наблюдать здесь действие зарождающегося символизма. Многие современные толкователи рассматривают скинию как собрание символов, относящихся ко Христу, – красный цвет обозначает Кровь Иисуса, голубой – небеса и так далее (см. ЦВЕТА). Проблема, связанная с такими толкованиями, заключается в том, что, насколько бы они ни опирались на более ранние толкования, это всего лишь догадки и произвольные ассоциации. Чтобы по-настоящему понять, что такое скиния, нужно изучить, что эти символы значили для древних израильтян.

Размеры и форма скинии. Скиния представляла собой шатер – украшенный, но все-таки шатер. Она была построена в период блужданий в пустыне, когда народ Божий путешествовал из Египта в землю обетованную и жил в переносных шатрах. Поэтому и скиния, место жительства Бога на земле, была сделана в форме шатра.

Скиния состояла из трех частей: войдя во внешний двор, человек мог непосредственно направиться к святилищу, а прямо за святилищем находилось Святое-святых. В древности все египетские храмы, построенные по образцу личных домов, были трехчастными и вход в святилище был линейным; некоторые хананейские храмы (напр., в Угарите, Сихеме) тоже состояли из трех частей; месопотамские же храмы были построены совершенно иначе. Таким образом, некоторые особенности скинии были знакомы израильтянам как стандартные черты египетских храмов. Другие же особенности ее строения обладали ярко выраженным значением. Внутреннее святилище практически всех древних храмов содержало священное изображение божества; в египетских храмах иногда устраивались также святилища для дополнительных божеств по бокам Святого-святых. Архитектурное строение скинии провозглашает: существует только один Бог, и изображать Его запрещено.

По стандартам древних храмов, скиния была скромной; заметим для сравнения, что в фиванских храмах Рамзеса II ежедневно приносили в жертву пятьдесят пять буханок хлеба. Внешний двор имел длину сто локтей (45 м) и ширину пятьдесят локтей (22,5 м), но сама скиния имела длину всего тридцать локтей (13,5 м), а ширину и высоту – десять локтей (4,5 м). Некоторые другие храмы того периода были примерно такого же размера, но скиния была меньше большинства хананейских и намного меньше египетских, месопотамских и хеттских храмов. Однако египтяне тоже пользовались шатрами-святилищами, как и другие кочевые народы, а скиния, очевидно, была больше, чем большинство из них. Во время блужданий Израиля в пустыне скиния находилась в центре прямоугольного лагеря, как царский шатер Рамзеса II во время военных походов.

Содержимое скинии. Все краски и материалы, перечисленные в Исходе, были доступны в Египте во времена Моисея; строительство в Египте развивалось уже в течение полутора тысяч лет. Некоторые материалы не имеют символического значения, возможно, чтобы показать практичность Бога: израильтяне использовали древесину акации (которая часто применялась египтянами в строительстве) просто потому, что это единственное дерево, которое можно найти в Синайской пустыне! Оно также хорошо выдерживает жар. (Если бы израильтяне сочиняли историю о строительстве скинии в более поздний период, они, без сомнения, упомянули бы об использовании древесины кедра, по примеру храмов Ваала и храма Соломона).

Самые дорогие красители и материалы использовались для мест, близких к ковчегу; менее ценные материалы были удалены от ковчега. В древности на Ближнем Востоке уменьшение ценности указывало на уменьшение святости, так как к божеству следовало приближаться с великим почтением и трепетом.

Ковчег завета напоминал священные ковчеги, хранившиеся во внутренних святилищах древних храмов. Так как художники часто изображали херувимов на пьедесталах тронов, херувимы на крышке ковчега символизируют престол; таким образом, Бог сидит на престоле над херувимами ( 1Цар. 4:4 ; 2Цар. 6:2 ; 4Цар. 19:15 ; Пс. 79:2; 98:1 ; Ис. 37:16 ; ср. с Чис. 7:89 ; Иез. 9:3 ). В других ближневосточных храмах (напр., минойских, ассирийских, хеттских) были столы для приношений, но в скинии Израиля хлебом питались священники, а не божество ( Лев. 24:9 ). Жертвенники регулярно присутствуют в древних храмах, так же как и стандартные типы жертвоприношений: благодарственная жертва, жертва за грех, искупительная жертва. Но большинство древних народов приносило жертвы, чтобы убедить божество послать дождь или другие милости; Яхве обещал народу благословить его, если Израиль просто будет соблюдать завет. В храмах, где приносились жертвы, требовались также жертвенники для воскурений, чтобы заглушить вонь горящей плоти; такой жертвенник был и в скинии. В таких храмах также обязательно присутствовали светильники, чтобы священники могли видеть находящееся в святилище не при мирском свете.

Во многих храмах Ближнего Востока в древности находились престол, подножие, светильник, стол, сундук и постель божества. В скинии сундука и постели не было, что означало: у Бога нет телесных потребностей (см. Пс. 49:8–14 ). Египетские, хананейские или хеттские священники будили божество по утрам, развлекали его танцами девушек и тому подобное; но Яхве не был богом из камня или дерева, как эти боги ( Пс. 134:15–18 ; Ис. 46:5–11 ; см. СПЯЩИЙ БОГ).

Назначение скинии. Древние народы воспринимали храмы как дома богов. Таким образом, обычно люди считали, что храмы построены по планам богов (Тота в Египте; Нингирсу (Нинги́рсу, шумер. «Хозяин Гирсу» – бог в шумерской мифологии) в Гудее); поэтому древние проявляли больше интереса к рассказам об архитектуре подобных строений, чем мы сегодня (напр., эпос о Ваале). Люди также понимали, что земной храм – лишь слабое отражение славы небесного дома бога (вавилонский храмовый комплекс Эсагила, ср. также найденные при раскопках храмы Ваала с хананейским мифом о небесном доме). Земной образец должен был соответствовать небесному, чтобы божество комфортно чувствовало себя на земле; конкретные инструкции в Исходе ( Исх. 25:8–9; 29:45 ) могут отражать ту же идею. Как хананейские, египетские и месопотамские храмы часто указывали на космическое правление соответствующих божеств (напр., синие, усыпанные звездами потолки египетских храмов), так Израиль мог поклоняться Богу в Его скинии, но при этом признавать, что Он наполняет небо и землю ( 3Цар. 8:27 ; Ис. 66:1–2 ). Храм не заключает в себя божество; он просто является местом, где верующий может приблизиться к божеству с подобающим почтением.

Хотя скиния была жилищем Бога, Бог сходил на нее, чтобы встретиться с собранием ( Исх. 33:9 ). Таким образом, она просто символизировала понятие, представленное в Пятикнижии Моисея и книгах Пророков: присутствие Бога доступно для Его народа ( Исх. 33:9–11 ). Скиния сообщала о святости Бога, Его единственности и Его присутствии среди Его народа.

В период блужданий по пустыне скиния означала присутствие Бога как божественного Воина. В Чис. 2 описывается лагерь израильтян на пути из Египта в землю обетованную. Скиния – шатер, стоящий среди колен. Иначе говоря, шатер Бога занимает место в военном лагере, которое обычно занимал шатер царя-воителя. Поэтому неудивительно, что, когда скинию сворачивали, ковчег, обычно находившийся во Святом-святых, несли во главе армии, с восклицанием: «Восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя!» ( Чис. 10:35 ). Когда же ковчег приносили на место новой стоянки, возглас был таким: «Возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!» ( Чис. 10:36 ).

Скиния в других местах Ветхого Завета. Некоторые авторы утверждали, что скиния находилась в храме, но скорее всего филистимляне уничтожили ее в Силоме ( 1Цар. 4:11–22 ; Пс. 77:60 ; Иер. 7:12–15 ), оставив только ковчег, хотя израильтяне построили для его хранения новую скинию, пока не был построен храм ( 2Цар. 6:17 ; 3Цар. 1:39; 2:28–30 ). Однако в поклонении израильтян скиния часто упоминается как место жительства Бога, иногда так образно называют храм ( Пс. 26:6; 75:3 ). Так было принято в Древнем мире; хананеи подобным образом говорили о «скинии» своего главного бога, Иля.

Верующий в Бога, таким образом, должен был жаждать Его «скинии», то есть пребывания в Его присутствии, как священники и левиты, несшие служение в храме ( Пс. 14:1; 26:5; 60:5 ; левиты были авторами многих псалмов – 1Пар. 16:4–6, 41–42; 25:1–7 ; 2Пар. 29:30 ). Бог обещал, что Его скиния пребудет с Его народом вечно, потому что Его завет гласит, что Он будет пребывать с ними и будет их Богом ( Иез. 37:27 ; ср. Иез. 43:7, 9 ; Исх. 29:45–46 ).

Образ скинии в Новом Завете. Ранние христиане иногда упоминали о скинии; самые известные упоминания о ней в Новом Завете встречаются у Иоанна, в Деяниях, а особенно – в Евреям и Откровении.

Иисус как скиния. Мы уже видели, что основная функция скинии заключалась в представлении святого Божьего присутствия на земле. Евангелие от Иоанна начинается с объявления о том, что само Слово Божье приняло человеческий облик. В Ин. 1:14 сказано: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца». По-гречески «обитало» (skenoo) – глагольная форма от слова, обозначающего скинию. Таким образом автор Евангелия хочет показать нам, что Иисус – исполнение скинии. Бог действительно присутствует среди людей!

Скиния в речи Стефана в Деян. 7 . Эллинизированные иудеи, не христиане, выдвинули против Стефана два обвинения: он выступал против Моисея или закона и против «святого места сего», храма ( Деян. 6:13–14 ). После разрушения храма в 70 г. по P. X. сохранилось много иудейских преданий, рассказывающих о ревностном отношении многих иудеев к храму и его особой святости, так что эти обвинения были серьезными. Стефан не соглашается с обвинением, что он – против закона Моисея, цитируя закон в свою защиту. Однако он не согласен с отношением его обвинителей к храму.

Скиния в Евреям. Как мы отмечали выше, скиния Книги Исход, вероятно, указывала на небесную скинию, подобно многим другим храмам Ближнего Востока в древности. Иудейский народ I в. по P. X. часто проводил параллели между небесным и земным (напр., небесный синедрион); естественно, раввины и авторы апокалиптической литературы описывали видения небесного храма. Премудрость Соломона ( Прем. 9:8 ) и Филон, явно основываясь на платоновском принципе идеальных прототипов и их земных теней, развили эту тему дальше.

Скиния в Откровении. Образы небесного престола Бога перекликаются с образом скинии в пустыне. Здесь присутствует жертвенник для воскурений ( Отк. 5:8 ), жертвенник для жертвоприношений ( Отк. 6:9 ), ковчег ( Отк. 11:19 ; ср. Отк. 15:5–8 ) и так далее. «Стеклянное море» ( Отк. 4:6–7; 15:2 ) напоминает море в храме Соломона ( 3Цар. 7:23 ; 2Пар. 4:2, 6 ), что подкрепляет мысль: Божество из этого храма правит всем творением. В еврейской Библии завет, включавший в себя требования и проклятия (казни) в адрес непокорных, находился в ковчеге; таким образом, Отк. 11:19 может намекать на будущий суд. Некоторые иудейские пиетисты считали, что храм осквернен, и после его разрушения в 70 г. по Р. Х. иудейский народ мог только мечтать о небесном храме и будущем восстановлении земного в период царства. В Книге Откровение обещано, что небесный ковчег, некогда скрытый (как земной ковчег был скрыт за завесой), будет явлен народу ( Отк. 11:19 ).

Важнее всего, что Книга Откровение объявляет: скиния, долгое время символизировавшая пребывание Бога с Его народом, пребудет среди Своего народа вечно ( Отк. 21:3 ). Несмотря на видение эсхатологического храма у Иезекииля ( Иез. 40 – 46 ), Откровение касается только того, что в конечном итоге символизировал храм, а именно: пребывания Бога с Его народом ( Иез. 43:7–12 ; ср. Иез. 11:16; 36:27; 37:14, 27–28; 39:29 ). В соответствии с богословием Иоанна ( Ин. 14:23; 15:1–6 ), Бог и Агнец будут храмом Своего народа, и другого им не нужно будет ( Отк. 21:22 ; ср. Отк. 3:12 ).

См. также: ЖЕРТВА, ЖЕРТВЕННИК, КОВЧЕГ ЗАВЕТА, ПОКЛОНЕНИЕ, СВЕТИЛЬНИК, СВЯТОЕ МЕСТО, СВЯЩЕННИК, ХРАМ.

Библиография: A. Badawy, A History of Egyptian Architecture: The Empire (1580 – 1085 b. c.) (Berkeley: University of California Press, 1968);

U. Cassuto, A Commentary on the Book of Exodus (Jerusalem: Magnes, 1967);

F. M. Cross Jr., «The Tabernacle: A Study from an Archaeological and Historical Approach» BA 10 (September 1947) 45–68;

R. J. Forbes, Studies in Ancient Technology, 9 vols. (Leiden: Brill, 1966);

M. Haran, Temples and Temple-Service in Ancient Israel (Oxford: Clarendon, 1978);

K. A. Kitchen, «Some Egyptian Background to the Old Testament», Tyndale Bulletin 516 (1960);

S. Lloyd, The Archaeology of Mesopotamia (London: Thames and Hudson, 1978);

A. Lucas, Ancient Egyptian Materials and Industries, J.R.Harris (London: Edward Arnold, 1962);

J. A. Scott, The Pattern of the Tabernacle (Ph. D. diss., University of Pennsylvania; Ann Arbor, MI: University Microfilms, 1978).

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *