Что называется потребительскими благами
Технология. 5 класс
Конспект урока
Технология, 5 класс
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Техносфера – это часть природной среды, преобразованная, приспособленная людьми. Она возникла в результате их деятельности для удовлетворения их потребностей.
Потребительские блага – это товары и услуги, приобретаемые человеком для своих потребностей.
Материальные блага – это еда, напитки, одежда, обувь, дом, автомобиль, сотовый телефон, телевизор и другие желаемые и необходимые человеку вещи.
Нематериальные блага – услуги, которые человеку оказывают. Такие как стирка и чистка одежды, стрижка и укладка волос, перевозка людей и грузов, продажа товара в магазине, консультация специалистов, лечение, обучение и др. Ни одну услугу нельзя потрогать руками. Можно лишь осознать или ощутить её результат.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Все что нас окружает можно разделить на две группы. Это мир природы и рукотворный мир.
Мир природы – это всё, что появилось без участия человека. Это небо, солнце, луна и звёзды, дождь и снег, дикие животные и насекомые.
Всё, что относится к природе, существовало много столетий и будет существовать независимо от человека.
Человек – это тоже часть природы. Но он вносит в этот мир изменения. И всё, что сделал человек – это уже рукотворный мир. Ваши учебники и тетрадки, школа и дом, компьютер и телефон созданы человеком.
Человек преобразует окружающий мир, испытывая различные потребности.
* Потребности – это нужды человека в чем-либо. Они мотивируют его на активные действия.
Развиваясь, человек приобретает все новые потребности.
Человек испытывает потребность в пище. Он научился ловить рыбу, выращивать растения, печь хлеб.
Чтобы защититься от непогоды, диких зверей, человек строит себе жилища и постоянно совершенствует их.
Часть природной среды, преобразованная, приспособленная людьми – это техносфера.
Она возникла в результате деятельности человека для удовлетворения его потребностей.
К техносфере относятся все здания, сооружения, дороги, машины, корабли и другие окружающие нас неживые объекты.
Используя природные ресурсы человек создаёт новые объекты.
Камни в горах, деревья в лесу, вода в реке – это мир природы. Но использование этих ресурсов человеком для своих потребностей: строительства жилья, получения электроэнергии на гидроэлектростанции уже относиться к техносфере.
Техносфера все больше преобразует природу, изменяя прежние и создавая новые ландшафты, активно влияя на другие сферы и оболочки Земли, причём не всегда это влияние носит положительный характер.
Известный психолог А́брахам Масло́у внедрил в широкое пользование «пирамиду потребностей».
Согласно этой иерархии, на первом месте у человека стоит потребность физиологическая. Это пища, вода, жилье, одежда.
На втором месте – это потребность в безопасности. Защита от болезней, врагов, преступности. Эти 2 основные потребности считается первичными у человека, то есть врождёнными. Далее следуют потребности вторичные, а именно приобретённые в процессе развития человека.
На третьем месте в пирамиде стоят социальные потребности, потребности в общении, дружбе, любви.
На четвёртом потребность в уважении – самоуважении, уважении другими и других.
На вершине пирамиды находится потребность в саморазвитии. Это духовный рос, самосовершенствование.
Чтобы удовлетворять потребности человека существуют разнообразные блага.
Товары и услуги, приобретаемые человеком для своих потребностей, называются потребительскими благами.
Эти блага могут быть доступны для человека в ограниченном и неограниченном количестве.
Примером благ потребляемых в неограниченном количестве является солнечный свет, воздух.
А вот товары, услуги, некоторые природные ресурсы могут быть доступны только в ограниченном количестве.
Иногда в жизни человека встречается то, что несёт ему вред или урон: стихийные бедствия, техногенные катастрофы, бешённые собаки, испорченная еда и т.п. Эти явления называются антиблагами.
Не все, что необходимо человеку в жизни возможно потрогать руками или на вкус. Поэтому по форме проявления блага делятся на материальные и нематериальные.
Материальные блага – это еда, напитки, одежда, обувь, дом, автомобиль, сотовый телефон, телевизор и другие желаемые и необходимые человеку вещи.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 3. Зачеркните понятия, которые не относятся к благам человека (антиблага).
Правильный вариант ответа (понятия, которые должны быть зачёркнуты): фаст-фуд, ураган, пожар, эпидемия
Подсказка: Антиблаго –это всё, что несёт вред человеку. Даже то, что человек желает, но это ему так же наносит вред, является антиблагом.
Задание 6. Расставьте подписи к изображениям.
Пояснение: Материальные блага – это еда, напитки, одежда. Нематериальные блага – услуги, эти блага нельзя потрогать. Антиблаго – это то, что наносит вред человеку.
Благо (экономика)
Благо — все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. В экономическо-социальном отношении под благом разумеется все, что, имея ценность, может иметь и рыночную цену, следовательно, в обширном смысле подразумеваются все имущественные блага. На немецком языке Gut и на французском bien имеют и специальное значение недвижимого имущества. Имущественные блага создаются, приобретаются, меняются, распределяются на основании внутренних, управляющих хозяйственной жизнью экономических законов, изучаемых политической экономией. Приобретение ценностей или вещей, как отдельных, так и совокупности таких имущественных благ, имущества, влияет на общественное положение каждого человека, порождает различные общественные классы, зависящие от количества имущественных благ, которых достигает и которыми пользуется каждый. Различие таких классов, взаимное отношение их и взаимное влияние, переходы людей из одного класса в другой в связи с созданием различного рода человеческих единений, передвижение имущественных благ и движение самих классов, восходящее и нисходящее, происходит на основании внутренних, управляющих общественной жизнью социальных, или общественных, законов, изучаемых социологией, или обществоведением.
Содержание
Классификация благ
По природе
По потребности в распределении благ
Все редкие блага можно разделить на четыре категории:
Неконкурентные | Конкурентные | |
---|---|---|
Неисключаемые | Общественные блага государственная оборона, дорога (неперегруженная), лестничное освещение, эфирное телевидение | Общие ресурсы пресная вода, лес, дорога (перегруженная) |
Исключаемые | Клубные блага телефонная связь, патент, платное телевидение | Частные блага товары, услуги, недвижимость |
По возможности контроля ценности потребителем
По участию в потребительской корзине
В зависимости от своего дохода и цен на блага потребитель выбирает свой вектор потребления в соответствии с какими-то критериями таким образом, чтобы .
Стоит заметить, что категория товара может меняться с изменением дохода потребителя и цен на товары. Например, с ростом дохода общественный транспорт становится малоценным товаром, уступая место недорогому личному автомобилю. При ещё большем — возрастает потребление роскошных автомобилей, отбрасывая недорогие марки в разряд малоценных.
По зависимости потребления от дохода
По зависимости потребления от цены
У большинства товаров (такие товары называются нормальными). В особую категорию отнесены товары Веблена и товары Гиффена, у которых 0″ border=»0″ />.
(нормальные) | 0″ border=»0″ /> | |
---|---|---|
Малоценные | Нормальные малоценные блага | Блага Гиффена |
Ценные | Нормальные ценные блага | Блага Веблена |
Товар Гиффена (при повышении цены потребление растёт за счёт других товаров, при повышении доходов падает) — труднозаменяемый товар, занимающий существенное место в потребительской корзине.
Товар Веблена (потребление растёт и при повышении цен, и при повышении доходов) — товар статусного потребления.
По взаимозависимости двух товаров
Два товара и в потребительской корзине могут быть:
общественные • частные • общие • общедоступные • клубные • неконкурентные
даровые vs. редкие, позиционные
(не-)длительного пользования • промежуточные • потребительские • инвестиционные
блага Гиффена • неполноценные • нормальные • блага Веблена • первоклассные
явного качества • скрытой полезности • одобряемые
Полезное
Смотреть что такое «Благо (экономика)» в других словарях:
Благо — (экономика) то, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. Материальные блага блага имущественного характера, обычно способные иметь и рыночную цену. Даровые… … Википедия
Благо — нечто из того, что обеспечивает существование человека, которое, в свою очередь, может быть невыносимым, сносным, великолепным и т.п. Блага могут быть материальные и духовные. С философской точки зрения понятие благо наиболее общее обозначение… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений
Экономика России — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Экономика (действительность) — Экономика наука, изучающая использование различного рода ограниченных ресурсов в целях обеспечения потребностей людей и отношения между различными сторонами, возникающие в процессе хозяйствования; само хозяйство, то есть совокупность всех средств … Википедия
Экономика (модель экономикс) — Экономика наука, изучающая использование различного рода ограниченных ресурсов в целях обеспечения потребностей людей и отношения между различными сторонами, возникающие в процессе хозяйствования; само хозяйство, то есть совокупность всех средств … Википедия
экономика предложения — Экономическая теория, утверждающая, что резкое сокращение ставок налогообложения будет стимулировать эффективные инвестиции со стороны корпораций и обеспеченных частных лиц на благо всего общества. Впервые предложена в 70 х годах проф. Артуром… … Финансово-инвестиционный толковый словарь
Конституционная экономика — Конституционная экономика научно практическое направление на стыке экономики и конституционализма, описывающее и анализирующее взаимное влияние правовых и экономических факторов при принятии государственных решений, которые затрагивают… … Википедия
БЕСПЛАТНОЕ/ДАРОВОЕ БЛАГО — (free good) Товар, в котором нет недостатка и, следовательно, наличные запасы которого не выступают эффективным ограничителем экономической деятельности. Товар не является даровым только из за того, что его рыночная цена равна нулю; в… … Экономический словарь
ЧАСТНОЕ БЛАГО — (private good) Товар или услуга, которыми пользуются либо один индивид, либо фирма без предоставления другим лицам и фирмам. Большинство обычных потребительских и инвестиционных товаров являются частными благами. Они отличаются от общественных… … Экономический словарь
АЗЕРБАЙДЖАН. ЭКОНОМИКА — Структура хозяйства. Экономика республики развивалась как часть экономики СССР, ориентируясь в основном на российский рынок. Основными отраслями хозяйства были нефтяная промышленность и сельское хозяйство. В 1960 1980 е годы в республике… … Энциклопедия Кольера
Технология. 5 класс
Конспект урока
Технология, 5 класс
Урок 4. Производство потребительских благ
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Производство – это процесс воздействия человека на то, что он взял у природы, для получения необходимых ему материальных благ и услуг.
Материальное производство происходит на предприятиях, которые создают материальные блага.
Отрасль производства – это производство в одной конкретной области деятельности.
Нематериальное производство происходит на предприятиях, создающих блага для удовлетворения нематериальных потребностей.
Ресурсы – это факторы, используемые для производства экономических благ. Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведённые человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Человек преобразует окружающий мир, испытывая различные потребности. Для удовлетворения этих потребностей человек приобретает потребительские блага, которые бывают материальные и нематериальные.
Материальные блага – это вещи, предметы, необходимые и желаемые человеком. Их можно потрогать руками.
Нематериальные блага – это услуги, которые оказывают людям. Ни одну услугу нельзя потрогать. Можно лишь осознать или ощутить результат.
Для того, чтобы получить желаемое благо, необходимо его сделать или произвести, то есть наладить производство.
Производство – это процесс воздействия человека на то, что он взял у природы, для получения необходимых ему материальных благ и услуг. Иными словами, производство – процесс создания различных видов товаров и услуг.
Слово «производство» имеет несколько значений. Производством называют изготовление, создание вполне определённой продукции, а также производством называют само предприятие, на котором изготавливают те или иные товары, или услуги.
Рассмотрим процесс производства на простом примере. Изготовление хлеба.
Этот процесс относят к материальному производству. Чтобы испечь хлеб, сначала нужно обеспечить производство необходимыми ресурсами и оборудованием, а также специалистами и рабочей силой.
Ресурсы – это факторы, используемые для производства экономических благ.
Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведённые человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.
К ресурсам хлебного производства относятся мука, вода, молоко, дрожжи, масло, сахар и другие компоненты, из которых получают тесто.
Оборудование – это аппараты для замешивания и выстаивания теста, печи.
Специалисты и рабочая сила – это технологи, пекари и другие рабочие. Производство хлеба происходит по определённым правилам – технологиям, в строгой последовательности: отмеряют компоненты, замешивают тесто, выпекают в формах.
Как мы видим, даже такое простое на первый взгляд производство, как изготовление хлеба, требует тщательной организации процесса, чтобы мы получили качественный продукт, чтобы удовлетворили свою потребность.
Современное производство предназначено для создания множества видов потребительских благ. Производством материальных благ является выращивание зерна, разведение домашних животных и птиц, ловля рыбы, изготовление продуктов питания, добыча полезных ископаемых, строительство зданий и сооружений, создание станков и автомобилей.
Производство нематериальных благ – это работа специалиста по оказанию человеку необходимых услуг. Таким производством можно считать работу стилиста, продавца, риелтора, механика.
Создание каждого блага требует определённого времени, и если бы человек создавал все блага для себя самостоятельно, то многие свои потребности он смог бы удовлетворить лишь на склоне лет. Организация современного производства даёт возможность людям получать блага и удовлетворять свои потребности регулярно.
Для совершенствования процесса изготовления, сокращения сроков выпуска, и улучшения качества готового продукта, производства однотипных товаров и услуг стали формировать в отдельные группы.
Производство в одной конкретной области деятельности называют отраслью производства.
Каждая конкретная отрасль – это совокупность предприятий и производств, которые используют общую технологию для производства схожей продукции. Существуют такие отрасли, как станкостроение и автомобилестроение, животноводство, растениеводство. Материальным производством занимаются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, строительные организации.
Нематериальное производство происходит на предприятиях, создающих блага для удовлетворения нематериальных потребностей. К таким благам относятся кинофильмы, спектакли, услуги организаций здравоохранения и многое другое. Отрасли, которые создают нематериальные блага, являются кинопроизводство, искусство, здравоохранение, бытовое обслуживание, торговля.
Мы уже знаем, что созданием материальных и нематериальных благ занимаются люди разных профессий.
Человек, выполняющий свою работу качественно, грамотно, учитывающий все тонкости своего дела, называется профессионалом. Профессионалом может быть специалист любой сферы деятельности, например, строитель и врач, педагог и официант, технолог и художник, журналист и программист.
Сегодня в числе наиболее востребованных в России рабочие профессии. Помимо рабочих профессий сегодня наиболее востребованы специалисты в отраслях, которые стремительно развиваются.
Это специалисты в области информационных и нано технологий, медицины и биотехнологий, экологии и природоохранных технологий, а также в отраслях сельского хозяйства, производства продуктов питания, транспорта и логистики.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 3. Установите соответствие между отраслями производств и видом продукции.
Урок «Потребительские блага» 5 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технологическая карта урока
Тема: Потребительские блага
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель: Формирование представления о потребностях, умения различать потребительские блага и формы их проявления.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Формирование представления о потребностях благах; формирование умения различать потребительские блага и формы их проявления ( материальных и нематериальных блага), формирование умения различать и понимать что такое благо и антиблаго.
Проявление познавательных интересов о потребительских благах ; формирование потребности трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.
Аргументированно защищать в устной форме результаты своей деятельности; согласовывать и координировать совместную познавательную деятельность с другими участниками, выявлять допущенные ошибки; формирование умения осуществлять мыслительную операцию анализа на материале урока.
Формы работы учащихся : фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование : учебник, информационный и раздаточный материал, компьютер, мультимедийное оборудование
-Я рада видеть вас. Начинаем нашу совместную работу
Посмотрите на слайд. И скажите, каким одним словом можно объединить все изображения? Что это?
Потребности – это нужды человека в чем-либо
Потребности заставляют человека активно действовать, предпринимать меры для обретения желаемого.
Как называется одним словом всё, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд
(то, что человек использует для удовлетворения своих желаний ).
Попробуйте отгадать ребус
Отвечают на вопросы
— Это то, что человеку необходимо для жизни
-Это то, в чём человек нуждается
Отвечают на вопросы
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам
актуализации и пробного учебного действия.
Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Попробуйте назвать тему урока.
Соедините два понятия, о которых мы говорили, чтобы получилось словосочетание.
Тема урока: Потребительские блага
Как вы думаете, какой будет цель нашего урока?
Роль потребностей в жизни человека очень велика. Именно они заставляют человека активно действовать, предпринимать меры для обретения желаемого.
Известный психолог А́брахам Масло́у внедрил в широкое пользование «пирамиду потребностей»
Согласно этой иерархии, на первом месте у человека стоит потребность физиологическая (пища, вода, жилье, одежда).
На втором месте потребность в безопасности (защита от болезней, врагов, преступности).
На третьем месте в пирамиде стоят социальные потребности (общение, дружба, любовь).
На четвёртом потребность в уважении (самоуважении, уважении другими и других)
На вершине пирамиды находится потребность в саморазвитии (духовный рост, самосовершенствование).
Чтобы удовлетворять потребности человека существуют разнообразные блага.
Потребительские блага – это товары и услуги, приобретаемые человеком для удовлетворения своих потребностей.
Блага могут быть доступны человеку в ограниченном и в неограниченном количестве
Приведите примеры благ, получаемых в неограниченном количестве
Примером благ, получаемых человеком в неограниченном количестве (свободных) является солнечный свет, воздух, вода на берегу моря.
Приведите примеры благ, получаемых в ограниченном количестве
Отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы
-узнать что такое потребительские блага и какие бывают виды
-научиться определять виды потребительских благ
Усваивают новое понятие
Отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
3.Э тап выявления места и причины затруднения.
Эти явления называются антиблагами
Не всё, что человеку необходимо человеку в жизни возможно потрогать руками или попробовать на вкус.
Поэтому, по форме проявления блага делятся на материальные и нематериальные
Подумайте, что можно отнести к материальным, а что к нематериальным благам?
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Логические – формулирование проблемы.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
Объясните, что и почему вы отнесли к материальным благам
Материальные блага – это еда, напитки, одежда, обувь, дом, автомобиль, сотовый телефон, телевизор и другие желаемые и необходимые человеку вещи.
Усваивают новое понятие
Предметные: Формирование представления о техносфере;
Коммуник-е : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
5.Этап реализации построенного проекта.
Что называется потребительскими благами?
Какие антиблага вы знаете?
Перечислите формы проявления потребительских благ.
Чем характеризуются нематериальные блага?
Перечислите, какие нематериальные блага вы получаете?
Подумайте, чем руководствуются люди при выборе материального блага для удовлетворения возникшей потребности?
Отвечают на вопросы.
формирование представлений о профессии, связанной с техносферной безопасностью.
Познават-е: решение проблемы, анализ, умение структурировать знания
Личностные планирование учебной деятельности
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Предлагает участникам пары дать ответ на вопрос после совместного обсуждения ( один участник читает вопрос, другой отвечает на вопрос после совместного обсуждения)
Слушают и отвечают на вопросы
Предметные: формирование умения различать объекты природы и техносферы
Коммуник-е : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
Познават-е: решение проблемы, анализ, умение структурировать знания
Личностные планирование учебной деятельности
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Организует работу в парах
Организует обсуждение правильных ответов самопроверку учащимися своих решений по эталону;
создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;
для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления
(решение тестового задания)
Работая в парах, соотносят объекты техносферы и природные объекты Ответы сверяют с эталоном на слайде.
Выполнять самопроверку по эталону
Выявить причины ошибок и их исправление
Тест по теме: «Потребительские блага»
Предметные: формирование умения различать объекты природы и техносферы
Регулятивные контроль, оценка
Познават-е: решение проблемы, анализ, умение структурировать знания
Личностные планирование учебной деятельности
8.Этап включения в систему знаний и повторения;
Удовлетворение потребностей общества напрямую зависит от создания благ
— Подумайте и предложите варианты ответов на вопрос: Что влияет на рост потребностей?
Пример ответа ( По мере того как развивается сам человек, возрастают его потребности. Младенец имеет намного меньше потребностей, нежели взрослый человек. Появляются более качественные и экологически чистые продукты, новая и удобная одежда и т. д. В связи с этим, потребности возрастают и совершенствуются.)
Предлагаю вам (работа в парах) прочитать текст.
Авторы характеризуют блага. Опираясь на текст, приведите характеристики каждого из видов благ, проиллюстрируйте каждый вид благ одним конкретным примером. Приведите два довода из текста, которые подтверждают, «все, что удовлетворяет наши потребности – это блага».
Человеку необходимо гораздо больше благ, чем дает природа, поэтому люди научились добывать или создавать необходимые для них блага. Те блага, которые человек специально делает, чтобы удовлетворить свои потребности, называют потребительскими. По форме проявления они бывают материальными и нематериальными.