Что относится к первичным средствам пожаротушения ржд
Распоряжение ОАО «РЖД» от 17.12.2010 № 2624р «Нормы оснащения объектов и подвижного состава первичными средствами пожаротушения».
1.1. Настоящие Нормы устанавливают требования к оснащению первичными средствами пожаротушения эксплуатируемых и строящихся объектов защиты, в том числе подвижного состава ОАО «РЖД».
4. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРВИЧНЫМ СРЕДСТВАМ ПОЖАРОТУШЕНИЯ
4.1. К первичным средствам пожаротушения относятся:
— переносные и передвижные огнетушители;
— пожарные краны и средства обеспечения их использования;
— покрывала для изоляции очага возгорания.
4.2. Необходимое количество первичных средств пожаротушения и пожарного оборудования определяет руководитель объекта защиты в соответствии с настоящими Нормами.
4.3. Руководитель объекта защиты своим приказом или распоряжением определяет лицо, ответственное за приобретение, учет, ремонт, сохранность и готовность к использованию первичных средств пожаротушения.
4.4. Руководители объекта защиты и лица, ответственные за пожарную безопасность, организуют обучение работников умению обращаться с первичными средствами пожаротушения.
5. ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТАЦИИ ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ
5.1. Размещение огнетушителей
5.1.1. Огнетушители должны размещать на защищаемом объекте таким образом, чтобы они были защищены от воздействия прямых солнечных лучей, тепловых потоков, механических воздействий и других неблагоприятных факторов (вибрация, агрессивная среда, повышенная влажность и т.д.). Они должны быть хорошо видны и легкодоступны в случае пожара. Предпочтительно размещать огнетушители вблизи мест наиболее вероятного возникновения пожара, вдоль путей прохода, а также около выхода из помещения. Огнетушители не должны препятствовать эвакуации людей во время пожара.
5.1.5. Переносные огнетушители необходимо устанавливать на подвесных кронштейнах или в специальных шкафах. Огнетушители должны располагаться так, чтобы основные надписи и пиктограммы, показывающие порядок приведения их в действие, были хорошо видны и обращены наружу или в сторону наиболее вероятного подхода к ним.
5.1.6. Пусковое (запорно-пусковое) устройство огнетушителей и дверцы шкафа (в случае их размещения в шкафу) должны быть опломбированы.
5.1.7. Огнетушители, имеющие полную массу менее 15 кг, должны быть установлены таким образом, чтобы их верх располагался на высоте не более 1,5 м от пола; переносные огнетушители, имеющие полную массу 15 кг и более, должны устанавливаться так, чтобы верх огнетушителя располагался на высоте не более 1,0 м. Они могут устанавливаться на полу с обязательной фиксацией от возможного падения при случайном воздействии.
5.1.8. Расстояние от двери до огнетушителя должно быть таким, чтобы не мешать ее полному открыванию.
5.1.9. Огнетушители не должны устанавливаться в таких местах, где значения температуры выходят за температурный диапазон, указанный на огнетушителях.
5.2. Выбор огнетушителей
5.2.1. Количество, тип и ранг огнетушителей, необходимых для защиты конкретного объекта, устанавливают исходя из категории защищаемого помещения по взрывопожарной и пожарной опасности, величины пожарной нагрузки, физико-химических и пожароопасных свойств обращающихся горючих материалов, характера возможного их взаимодействия с ОТВ, размеров защищаемого объекта и т.д.
5.2.2. В соответствии с [2] (статья 8) пожары классифицируются по виду горючих материалов (веществ) и подразделяются на следующие классы:
5.2.3. В зависимости от заряда порошковые огнетушители применяют для тушения пожаров классов А, В, С, Е; В, С, Е или класса D.
5.2.4. Порошковыми огнетушителями запрещается (без проведения предварительных испытаний) тушить электрооборудование, находящееся под напряжением выше 1000 В.
5.2.5. Для тушения пожаров класса D огнетушители должны быть заряжены специальным порошком, который рекомендован для тушения данного горючего вещества, и оснащены специальным успокоителем для снижения скорости и кинетической энергии порошковой струи. Параметры и количество огнетушителей определяют исходя из специфики обращающихся пожароопасных материалов, их дисперсности и возможной площади пожара.
5.2.6. Не следует использовать порошковые огнетушители для защиты оборудования, которое может выйти из строя при попадании порошка (некоторые виды электронного оборудования, электрические машины коллекторного типа и т.д.).
5.2.7. Порошковые огнетушители из-за высокой запыленности во время их работы и, как следствие, резко ухудшающейся видимости очага пожара и путей эвакуации, а также раздражающего действия порошка на органы дыхания не рекомендуется применять в помещениях малого объема (менее 40 куб.м).
5.2.8. Необходимо строго соблюдать рекомендованный режим хранения и периодически проверять эксплуатационные параметры порошкового заряда (влажность, текучесть, дисперсность).
5.2.9. Углекислотные огнетушители запрещается применять для тушения пожаров электрооборудования, находящегося под напряжением выше 10 кВ.
5.2.10. Углекислотный огнетушитель, оснащенный раструбом из металла, не должен использоваться для тушения пожаров электрооборудования, находящегося под напряжением.
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 2512 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Г-822у Нормы оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения / Г 822у
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Указанием МПС России
от 31 марта 2000 г.
НОРМЫ
оснащения объектов и подвижного состава
федерального железнодорожного транспорта
первичными средствами пожаротушения
Нормы оснащения объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения.
Управление военизированной охраны МПС России.
Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта, М.: 1999 г.
Настоящие Нормы разработаны в соответствии с требованиями ВНТП 05-97 «Определение категорий помещений и зданий предприятий и объектов железнодорожного транспорта по взрывопожарной и пожарной опасности», «Общими техническими требованиями к противопожарной защите тягового подвижного состава «ЦТ-6-95, ВНПБ-97». Вагоны пассажирские. Требования пожарной безопасности» на основе обобщения результатов теоретических и экспериментальных исследований, выполненных во Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны МВД России и Всероссийском научно- исследовательском институте железнодорожного транспорта с использованием нормативных документов и отраслевых правил пожарной безопасности.
В разработке Норм принимали участие:
Н.А. Шелудько, В.И. Жолобов, П.П. Щеглов, Л.Н. Косарев, С.К. Алексанянц, Х.М. Ромашкин, С.В. Ефремов (ВНИИЖТ);
В.П. Аксютин, Ю.П. Никифоренок, В.А. Леонов, Г.Г. Нестеренко (ЦУО МПС).
Настоящие Нормы согласованы с Главным управлением Государственной противопожарной службы МВД России (письмо от 22.02.2000 г. № 20/2.1/633).
31 марта 2000 г. № Г-822у
Руководителям департаментов и
управлений (по списку)
Начальникам железных дорог
Руководителям предприятий и
организаций (по списку)
Об утверждении Норм оснащения
объектов и подвижного состава федерального
железнодорожного транспорта первичными
средствами пожаротушения
Министерство путей сообщения Российской Федерации приказывает:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 2000 г. согласованные с Главным управлением Государственной противопожарной службы МВД России (письмо от 22 февраля 2000 г. № 20/2.1/633) Нормы оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения.
2. Руководителю Управления военизированной охраны Чеботареву Е.П. обеспечить размножение и рассылку утвержденного документа предприятиям и организациям федерального железнодорожного транспорта.
3. Не применять на территории Российской Федерации c 1 сентября 2000 г. Нормы оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения, утвержденные МПС СССР 22 июня 1988 года № ЦУО-46-7.
Заместитель Министра Ю.М. Герасимов
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Нормы разработаны в соответствии с ведомственными нормами технологического проектирования «Определение категорий помещений и зданий предприятий и объектов федерального железнодорожного транспорта по взрывной и пожарной опасности» ВНТП 05-97, утвержденными указанием МПС России от 19.03.97 г. № Г-348у, «Правилами пожарной безопасности Российской Федерации» ППБ 01-93, утвержденными приказом МВД России от 14.12.93 г. № 536 в редакции приказов МВД России от 25.07.95 г. № 282, от 10.12.97 г. № 814 и Нормами пожарной безопасности «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации» НПБ 166-97, утвержденными приказом ГУГПС МВД России от 31.12.97 г. № 84.
Настоящие Нормы распространяются на эксплуатируемые, строящиеся объекты и подвижной состав федерального железнодорожного транспорта и устанавливают требования к наличию первичных средств пожаротушения на объектах и подвижном составе.
1.2. К первичным средствам пожаротушения относятся:
переносные, передвижные, стационарно установленные (самосрабатывающие) огнетушители;
пожарный инвентарь (бочки для воды, ведра пожарные, ткани асбестовые, емкости с песком, пожарные щиты и стенды);
пожарные инструменты (багры, топоры, лопаты, крючки);
пожарное оборудование (пожарные колонки, стволы, рукава, пожарные насосы и мотопомпы).
1.4. Необходимое количество первичных средств пожаротушения определяют руководители предприятий, организаций и учреждений федерального железнодорожного транспорта в соответствии с настоящими Нормами.
1.6. Руководители предприятий, организаций и учреждений федерального железнодорожного транспорта, и лица ответственные за своевременное обеспечение, правильное использование и содержание первичных средств пожаротушения, организуют обучение работников умению обращаться с первичными средствами пожаротушения.
2. ВЫБОР ТИПА ПЕРВИЧНЫХ СРЕДСТВ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И РАСЧЕТ НЕОБХОДИМОГО ИХ КОЛИЧЕСТВА
2.1. В соответствии с ГОСТ 26331-87 пожары, в зависимости от вида горючих материалов и веществ, делятся на 5 классов:
Классификация огнетушащих средств и огнетушителей для приведенных классов пожаров указана в приложении 1 к настоящим Нормам.
2.2. Выбор типов огнетушителей и расчет их необходимого количества проводятся на основе оценки пожарной опасности в соответствии с нормами технологического проектирования ВНТП-05-97 и требованиями по определению количества первичных средств пожаротушения и норм оснащения ими помещений, приведенных в ППБ 01-93. Оснащение подвижного состава первичными средствами пожаротушения проводится в соответствии с положениями, изложенными в Общих технических требованиях к противопожарной защите тягового подвижного состава, технических требованиях «Пожарная безопасность пассажирских вагонов» и ВНПБ 05-97.
2.3. Все устанавливаемые типы огнетушителей должны иметь общероссийские сертификаты соответствия на пожарную и гигиеническую безопасность. На самосрабатывающие порошковые огнетушители, используемые для защиты подвижного состава от пожара, должно быть разрешение на применение их на подвижном составе, выдаваемое Управлением военизированной охраны и Департаментом здравоохранения МПС России.
2.4. При наличии на объектах горючих веществ и материалов различных по агрегатному состоянию целесообразно отдавать предпочтение огнетушителю более универсальному в области применения.
2.5. Защищаемая огнетушителями площадь помещения (здания) зависит от расчетного времени достижения опасных факторов пожара в соответствии с ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования», по перечню объектов, приведенных в ВНТП 05-97 и ВНТП № Ш3871/П30562 «Устройства автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте».
Значения величин предельных площадей помещений, защищаемых переносными и передвижными огнетушителями, приведены в таблицах П.2.1 и П.2.2 приложения 2 к настоящим Нормам, а самосрабатывающих порошковых огнетушителей в таблице П.3.4 приложения 3 к настоящим Нормам.
2.6. При выборе огнетушителей необходимо учитывать климатические условия их эксплуатации, вибрационные и ударные нагрузки, имеющие место при эксплуатации подвижного состава. На зимний период водно-пенные огнетушители заменяются порошковыми.
2.7. Необходимое количество первичных средств пожаротушения для производственных помещений, сооружений и обустройств федерального железнодорожного транспорта с учетом категории взрывопожароопасности, класса пожара и величины предельной защищаемой огнетушителями площади определяются согласно таблице 1.
Для помещений, сооружений и установок производственного и складского назначения, не указанных в таблице 1, количество огнетушителей определяется по таблицам П.2.1 и П.2.2 приложения 2 к настоящим Нормам.
2.8. В случаях, когда планируемое количество переносных огнетушителей не соответствует реальным условиям ликвидации пожара по огнетушащей способности, следует использовать передвижные огнетушители. Необходимое их количество и тип определяются по таблице П.2.2 приложения 2 к настоящим Нормам.
2.10. Помещение, в котором размещено несколько разнородных по пожарной опасности участков (зон), не отделенных друг от друга противопожарными стенами, должно защищаться по нормам для наиболее пожароопасного участка (зоны), с учетом примечания к таблице 1.
2.11. Охраняемые мосты и тоннели, должны обеспечиваться двумя порошковыми огнетушителями вместимостью не менее 10 л и находиться в местах дислокации постов охраны, а по длине моста или тоннеля располагаться через каждые 50 м.
2.12. На складах кислот для нейтрализации пролитой кислоты должны постоянно храниться в специальной посуде (бочке или другой емкости) 25-процентный водный раствор аммиака или насыщенный раствор соды.
2.13. Железнодорожные станции, не имеющие пожарных подразделений военизированной охраны, обеспечиваются пожарным оборудованием согласно приложению 4 к настоящим Нормам. Пожарное оборудование должно храниться в отапливаемых приспособленных для этих целей помещениях.
На территории таких станций в случае отсутствия водопроводов для целей пожаротушения должны устраиваться пожарные водоемы в соответствии с СТН Ц-01-95.
2.15. Водяные насосы (на водокачках, в котельных, на промышленных предприятиях) и напорные трубы водонапорных башен должны обеспечиваться кранами, снабженными соединительными головками для подсоединения напорных пожарных рукавов.
2.16. Помещения с массовым пребыванием людей (актовые залы, клубы и т.п.), размещенные в зданиях, не имеющих внутреннего противопожарного водопровода, должны обеспечиваться двойной нормой огнетушителей.
2.17. В случае отсутствия углекислотных огнетушителей ОУ-5 (ОУ-6) на всех объектах, указанных в таблицах 1 и 3, количество огнетушителей ОУ-2 (ОУ-3) должно быть увеличено в 2 раза.
2.18. Огнетушители, отправленные с объекта на перезарядку, заменяются соответствующим количеством заряженных огнетушителей.
Средства пожаротушения
Огнетушители являются надежными первичными средствами тушения пожара до прибытия пожарных подразделений.
В пассажирских, багажных, почтовых, почтово-багажных вагонах применяются огнетушители: ручные углекислотные ОУ-3 или ОУ-6; ручные порошковые ОПУ-5 или ОПУ-Ю; ручные воздушно-пенные ОВП-5 или химические воздушно-пенные ОХВП-Ю; водные мелкодисперсные ОВМ-5 или ОВМ-Ю. Огнетушители укрепляются на специальных кронштейнах в установленных местах.
Все пассажирские поезда должны быть обеспечены комплектом исправных средств пожаротушения. Например, пассажирский вагон с электроотоплением должен быть оборудован двумя углекислотными огнетушителями (один в купе проводника, другой со стороны рабочего тамбура) и одним пенным в нерабочем тамбуре.
Пассажирский вагон с водяным отоплением должен иметь один углекислотный огнетушитель в купе проводника и один пенный в нерабочем тамбуре.
Вагоны-рестораны и вагоны с купе-буфетом должны обеспечиваться двумя пенными огнетушителями и одним углекислотным (пенные по одному в нерабочем и рабочем тамбурах, а углекислотный в салоне у электрораспределительного щита). Кроме того, внутри распределительного шкафа каждого вагона устанавливается огнетушитель самосрабатывающий порошковый (ОСП) или установка газового пожаротушения. Каждый состав пассажир ского поезда должен обеспечиваться двумя самоспасательными промышленными изолирующими противогазами СПИ-20.
Пенные огнетушители предназначены для тушения всех видов горючих материалов, жидкостей и конструктивных элементов вагонов, кроме электрооборудования, находящегося под напряжением. Пенный огнетушитель типа ОП-5 состоит из металлического корпуса цилиндрической формы, стеклянного стакана с кислотой, крышки с рукояткой и клапанного предохранительного устройства. Для приведения пенного огнетушителя ОП-5 в действие необходимо снять его с кронштейна, повернуть ручку вверх до отказа на 180° и перевернуть огнетушитель вверх дном, направив струю на очаг пожара. Время действия пенных огнетушителей составляет 60. 70 с, а дальность струи не превышает 6. 8 м.
Периодическая проверка пенных огнетушителей должна производиться один раз в год на качество щелочного и кислотного зарядов. Через каждые три года корпус огнетушителя подвергают гидравлическому испытанию. Огнетушители порошковые унифицированные ОПУ-5 и ОПУ-Ю предназначены для применения на объектах народного хозяйства, в том числе на железнодорожном транспорте, в качестве первичных средств тушения пожаров классов А (твердых веществ), В (жидких веществ), С (газообразных веществ) и электроустановок, находящихся под напряжением до 1000 В (в зависимости от применяемого огнетушительного порошка). Огнетушители предназначены для тушения возгораний щелочных и щелочно-земельных металлов и других материалов, горение которых может проходить без доступа воздуха.
Огнетушитель ОХВП-Ю предназначен для тушения начальных возгораний твердых веществ и легковоспламеняющихся жидкостей, за исключением щелочных металлов и веществ, горение которых происходит без доступа воздуха. Запрещается использовать огнетушитель ОХВП-Ю для тушения электроустановок, находящихся под напряжением.
Принцип действия огнетушителя основан на использовании огнетушащих свойств пены, получаемой при смешении щелочной и кислотной частей заряда. В результате реакции образуется углекислый газ, создающий в баллоне значительное давление, и пена выбрасывается в виде струи.
Для приведения огнетушителя в действие открывают запорное устройство с помощью рукоятки, при повороте которой вверх до отказа клапан отходит от горловины кислотного стакана. После поворота рукоятки огнетушитель переворачивают вверх дном. Для приведения его в действие каких-либо ударов не требуется.
Пена из огнетушителя начинает выходить спустя 1 с после его опрокидывания, так как мембрана прорывается только при наличии некоторого давления в баллоне.
При тушении горящих твердых материалов струю пены нужно направить в место наибольшего горения, сбивая пламя снизу.
При тушении жидкостей, разлитых по поверхности, следует пеной покрывать всю горящую поверхность.
При отрицательной температуре из неотапливаемых пассажирских вагонов пенные огнетушители должны быть убраны.
Персонал, обслуживающий пассажирский вагон, до начала поездки в процессе подготовки к самостоятельной работе должен пройти обучение по соответствующей программе и сдать экзамен по пожарной безопасности, связанной не только с эксплуатацией оборудования пассажирского вагона, но и с работой на объектах железнодорожного транспорта, иметь навык в работе со штатными и подручными средствами пожаротушения, находящимися в вагоне. Кроме того, перед каждым рейсом поездная бригада должна инструктироваться специалистом по пожарной безопасности, о чем делается соответствующая отметка в журнале регистрации инструктажа.
Ответственными лицами за обеспечение пожарной безопасности вагона, а также за наличие и готовность к действию средств пожаротушения является начальник (механик-бригадир) поезда, проводник пассажирского вагона, поездной электромеханик, директор вагона-ресторана по кругу своих обязанностей.
На членов поездной бригады возлагается ответственность за поддержание противопожарного оборудования в постоянной готовности. Проводники вагонов должны знать места расположения средств тушения пожара, порядок своих действий в случае возникновения пожара.
При заступлении на дежурство проводник обязан проверить наличие и исправность противопожарного инвентаря, средств пожаротушения и оборудования. Все эти действия осуществляются под непосредственным контролем, а при необходимости и с участием начальника поезда.
При обнаружении пожара в пассажирском вагоне во время следования по перегону каждый работник (начальник поезда, электромеханик, проводник пассажирского вагона или работник вагона-ресторана) должен немедленно остановить поезд стоп-краном, после чего в случае отсутствия в данном вагоне начальника поезда и поездного электромеханика вызвать их по цепочке через проводников соседних вагонов, выключить устройства электроотопления, организовать эвакуацию пассажиров, их личных вещей и приступить к тушению пожара первичными средствами.
Необходимо помнить, что в случае возникновения пожара запрещается останавливать поезд на железнодорожных мостах, путепроводах, виадуках, эстакадах, в тоннелях, под мостами, путепроводами и других местах, затрудняющих организацию тушения и эвакуацию пассажиров. При остановке поезда на перегоне должны соблюдаться меры безопасности, предусмотренные Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ. Кроме того, начальник поезда должен немедленно поручить локомотивной бригаде доложить о случившемся поездному диспетчеру.
Начальник поезда вместе со всеми работниками, обслуживающими поезд, должен принять меры по тушению пожара, а в необходимых случаях обеспечить ограждение поезда и смежного пути в соответствии с Инструкцией по сигнализации на железных дорогах РФ. Наибольшее внимание должно уделяться эвакуации пассажиров.
Дежурный проводник должен вызвать проводника, находящегося на отдыхе в загоревшемся вагоне, разбудить в ночное время и предупредить всех пассажиров об эвакуации из вагона, при этом все двери в купе и тамбурные торцовые должны быть открыты и зафиксированы. При эвакуации пассажиров боковые двери вагона должны быть открыты только со стороны, безопасной для эвакуации. Примерный текст оповещения пассажиров: «Граждане пас сажиры! В связи с возможной опасностью пожара прошу срочно покинуть вагон. Все двери и аварийные выходы открыты».
Эвакуация вещей пассажиров и имущества вагона не должна препятствовать эвакуации пассажиров, при этом в первую очередь следует эвакуировать пассажиров с детьми, престарелых и инвалидов, принять меры для размещения пассажиров в других вагонах и обеспечения их всем необходимым.
Одновременно с эвакуацией пассажиров и после нее проводники вагона, не дожидаясь прибытия начальника и электромеханика поезда, обязаны приступить к тушению пожара противогазе СПИ-20 первичными средствами пожаротушения и установкой пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона. После эвакуации пассажиров и во время тушения пожара двери для перехода из вагона в вагон на соседних с горящим вагонах должны быть закрыты. В случае прибытия на место происшествия лиц командного состава для руководства работами по восстановлению движения и тушению пожара поездная бригада должна выполнять их указания.
Если в вагоне загорелись электрические провода или электрооборудование, то следует прежде всего в светлое время суток полностью обесточить электропроводку, вечером и ночью аварийное освещение не отключать до полной эвакуации пассажиров. Тушение горящих электропроводов и аппаратуры, находящихся под напряжением, может производиться только углекислотными огнетушителями.
В случае появления дыма в вагоне и характерных запахов от топки котла или кипятильника проводник обязан немедленно проверить исправность дымовытяжных труб, выяснить причину появления дыма и запаха в вагоне и возможность эксплуатации отопительных и нагревательных приборов до устранения причин их возникновения. При этом необходимо тщательно проверить, нет ли очагов возгорания в чердачном отделении, особенно примыкающем к котельным установкам, и над электрооборудованием в служебном купе. Если же в вагоне появился запах гари (горящей резины, пряжи, ткани и т.д.) и дым, необходимо выяснить причину, для чего также следует осмотреть служебное помещение, все купе вагона, котельное помещение и междувагонное суфле, проверить исправность работы электрооборудования.
В случае невозможности ликвидации пожара первичными средствами начальник поезда обязан поручить локомотивной бригаде доложить об этом дежурному поездному диспетчеру и через него вызвать ближайшее пожарное подразделение и одновременно принять меры к расцепке состава.
Ведущая роль в обеспечении пожарной безопасности пассажирских вагонов принадлежит поездной бригаде; только неуклонное выполнение бригадой поезда, и прежде всего проводником ваго на, всех требований пожарной безопасности обеспечит безаварийную работу подвижного состава, комфортабельный и безопасный проезд пассажиров.
Контрольные вопросы 1. Назовите причины пожара в вагонах.
2. Расскажите о типах систем пожарной сигнализации и их назначении.
3. Каковы действия проводника при срабатывании системы пожарной сигнализации?
4. Какие виды огнетушителей вы знаете? Расскажите от принципах их действия, местах установки, сроках ревизий.
5. Расскажите о действиях проводника при возникновении пожара.