В изучении южной части Тихого океана тон задавали две страны: Англия и Франция. В 1785 г. французское правительство разработало обширный план исследований и отправило экспедицию во главе с Жаном-Франсуа де Лаперузом, которому предписывалось исследовать почти весь Тихий океан.
По приказу короля
Граф де Лаперуз был военным моряком с опытом плаваний в открытом океане. Королевский флот предоставил в его распоряжение два прочных корабля — «Буссоль» и «Астролябия», — оснащенные лучшими навигационными инструментами того времени. Экспедиция Лаперуза должна была не только открыть в Тихом океане земли, где не бывал Кук, но и изучить население, животный и растительный мир и климат тихоокеанских островов и провести сельскохозяйственные эксперименты. Экспедиция должна была продлиться четыре года.
Трагедия на Аляске
«Буссоль» и «Астролябия» с экипажем из 223 моряков отправились в путь 1 августа 1785 г. Экспедиция задумывалась как научно-исследовательская. Среди ученых были географ, ботаник, астроном, физик, математик и даже. часовщик. В июне 1786 г. суда бросили якорь у берегов Аляски, в большой бухте, которую Лаперуз назвал Порт-Франс. 13 июля две шлюпки, в которых переправлялись на берег офицеры и матросы, затонули, унесенные мощной приливной волной. Погибли 20 человек. Лаперуз, потрясенный несчастьем, отказался от первоначального плана исследовать американское побережье от Аляски до Калифорнии.
По Тихому океану до Сибири
24 сентября 1786 г. «Буссоль» и «Астролябия» отплыли от берегов Калифорнии. За 100 дней пути по Тихому океану экспедиция не встретила ни одного острова. После двухмесячной стоянки в китайском Макао, а потом в Маниле на Филиппинах, в апреле 1787 г. корабли направились к азиатскому побережью. Они миновали остров Тайвань и через Корейский пролив и Японское море вошли в Татарский пролив, отделяющий Сахалин от материка. Лаперуз доказал, что Сахалин представляет собой остров. Далее экспедиция следовала проливом, отделяющим Сахалин от острова Хоккайдо (теперь пролив Лаперуза). Обследовав цепь Курильских островов, корабли пришли на Камчатку, откуда Лаперуз отправил через Сибирь во Францию донесение о состоянии экспедиции и ее достижениях, а также судовой журнал и сделанные им карты. Офицер, доставивший карты, — единственный выживший участник экспедиции. Затем «Астролябия» и «Буссоль» побывали в Австралии, где Лаперуз передал новую партию документов английскому капитану. В последнем письме Лаперуза от 7 февраля 1788 г. сообщалось, в частности, что 6 декабря 1787 г. на островах Самоа капитан «Астролябии» и 11 моряков были убиты местными жителями, когда сошли на берег за пресной водой.
Неразгаданная тайна
После того как корабли Лаперуза покинули берега Австралии, они бесследно исчезли. Два года спасательная экспедиция искала их следы, но вернулась ни с чем. Через 40 лет исследователь Дюмон-Дюрвиль заметил остов «Астролябии» на коралловом рифе у Соломоновых островов. В 2004 г. ученые подняли оттуда останки человека. Исчезновение Лаперуза так и осталось тайной. Но ценные данные, которые Лаперуз отправил на родину, обогатили знания об одном из самых отдаленных районов мира.
Жан-Франсуа́ де Гало́, граф де Ла Перу́з (традиционное написание: Лаперуз; фр. Jean François de Galaup, comte de La Pérouse [или de Lapérouse]; 23 августа 1741, поместье Го в округе Альби — 1788) — офицер военно-морского флота, великий французский мореплаватель. Погиб со всем составом возглавляемой им морской кругосветной экспедиции у острова Ваникоро группы Санта-Крус. Его именем был назван пролив Лаперуза.
Содержание
Биография
В возрасте 15-ти лет поступил в Королевскую военно-морскую Академию в Бресте (1756 год). В 17 лет, ещё до окончания обучения, принял участие в Семилетней войне, побывав в различных сражениях близ берегов Северной Америки.
В 18 лет, во время битвы при Кибероне между маршалом де Конфланом и адмиралом Хоуком, был ранен и взят в плен. Впоследствии провёл пять лет на островах Иль-де-Франс (ныне — Маврикий), где осуществлял различные поручения. В качестве капитана «Сены» совершил два плавания в Индии, во время которых встретил свою будущую жену Элеонору Бруду (Eléonore Broudou), креолку по происхождению.
Вернулся во Францию в 1777 году, где был возведён в чин лейтенанта и награждён крестом Святого Людовика за спасение крепости Маэ (Mahé; Сейшельские о-ва) от нападения флота султана Махараштры, правителя индийского княжества Малабар. В качестве офицера военно-морского флота Франции принял участие в войне за независимость Соединённых Штатов и в битвах против англичан на пространстве от Антильских островов до Лабрадора. В 1780 году был возведён в чин капитана 1-го ранга. В 1782 году, во время экспедиции в Гудзонов залив, блестяще доказал свои способности, захватив два английских форта. В 1783 году, несмотря на противодействие семьи, женился на Элеоноре Бруду, вместе с которой обосновался в Альби.
После подписания мирного Парижского договора военно-морской министр Франции де Кастри и лично король Людовик XVI предложили ему возглавить кругосветную морскую экспедицию, целью которой стало бы упорядочивание открытий, сделанных Джеймсом Куком в Тихом океане, и «снискание дружбы вождей далёких племен». Он согласился.
Последние известия о Лаперузе и членах его команды относятся к январю 1788 года: вплоть до 1826 года их судьба оставалась неизвестной.
Плавание
1 августа 1785 года Лаперуз вышел из Бреста на двух фрегатах «Буссоль» («Компас») и «Астролябия» в 500 тонн водоизмещения каждый, имея команду в 220 человек, в состав которой помимо собственно офицеров и матросов входили: астроном, врач, три натуралиста, математик, три художника и даже несколько священников с техническим образованием.
Перед экспедицией стояли многочисленные задачи — географические, этнологические, экономические (изучение возможности охоты на китов и сбора пушнины), политические — возможность основания французских баз и совместной с испанскими союзниками колонизации Филиппин. Программа экспедиции включала плавания в северной и южной частях Тихого океана с посещением Дальнего востока и Австралии.
«Буссоль» и «Астролябия» обогнули мыс Горн, побывали в Чили, на острове Пасхи, в Гавайском архипелаге. В конце июня 1786 года они достигли Аляски, где Лаперуз обследовал окрестности горы святого Ильи. 13 июля здесь же, в бухте, получившей название Порт Французов (ныне бухта Литуя), из-за сильного течения были потеряны барка и две шлюпки с 21 человеком. Отсюда «Буссоль» и «Астролябия» направились в порт Монтерей (Калифорния), где Лаперуз сделал описание францисканских миссий и составил критическую заметку о дурном приеме со стороны индейцев.
Далее он снова пересек Тихий океан, совершив остановку в Макао, где была продана приобретённая на Аляске пушнина, а прибыль от её реализации поделена между экипажем. В следующем году, после стоянки в Маниле, Лаперуз направился к берегам северо-восточной Азии, где заново открыл остров Кельпаэрт (Cheju-do), известный европейцам только по факту крушения подле него нидерландского судна в 1653 году. После обследования берегов Корейского полуострова он направился к Оку-Йесо (Oku-Yeso), нынешнему Сахалину. Здесь экспедицией был открыт пролив длиной 101 км между Сахалином и островом Хоккайдо (ныне — пролив Лаперуза).
Несмотря на полученную от жителей Хоккайдо информацию, Лаперузу не удалось совершить ещё одно открытие: поднимаясь выше 51 градуса северной широты, он был введён в заблуждение постоянным уменьшением глубин и решил, что Сахалин является полуостровом, соединённым с материком песчаным перешейком. Переждав начавшийся шторм в удобной бухте, которую назвал заливом Де Кастри (ныне залив Чихачёва), Лаперуз пошел на юг, по дороге дав название южной оконечности острова — мысу Крильон. Так честь открытия Татарского пролива досталась русскому адмиралу Геннадию Ивановичу Невельскому.
6 сентября 1787 года «Буссоль» и «Астролябия» бросили якорь в Петропавловске, где Лаперуз и его люди встретили самый радушный приём со стороны гарнизона порта под командованием прапорщика Хабарова. «Я не мог бы в собственной стране, у моих лучших друзей, встретить более тёплый приём, чем здесь, на Камчатке», — писал Лаперуз в письме французскому послу в Петербурге. В Петропавловске экспедицию покинул Бартелеми де Лессепс (фр. Barthélemy de Lesseps ) — дядя будущего строителя Суэцкого канала, — через всю Сибирь отправившийся в Санкт-Петербург и далее во Францию с почтой и документами.
Выйдя в море 30 сентября 1787 года, Лаперуз направился на Самоа, где в стычке с самоанцами потерял 12 человек, в том числе капитана «Астролябии» Флёрио де Лангля.
24 января 1788 года «Буссоль» и «Астролябия» зашли в Ботанический залив (Ботани-бэй), где обнаружили стоящий там с 18-20 января Первый флот с полутора тысячами англичан, направленный для начала колонизации Австралии. Хотя Лаперуз и не повстречал Артура Филлипа, ушедшего в поисках лучшего места на HMS Supply в Порт-Джексон, англичане встретили Лаперуза любезно, но отказались снабдить его корабли большей частью необходимого в виду того, что он не имел достаточных средств для оплаты.
Лаперуз отдал письма, принял на борт свежую воду и 10 марта вышел в море, чтобы посетить Новую Каледонию, острова Санта-Крус, Соломоновы острова и восточный и южный берега Австралии. Больше его и его людей никто не видел.
Поиск следов экспедиции
Исчезновение экспедиции Лаперуза глубоко взволновало всех, кто так или иначе был связан с ней или испытывал чувство уважения к французскому мореплавателю. Существует предание, что даже последними словами Людовика XVI на эшафоте был обращённый к палачу вопрос «Нет ли вестей от Лаперуза?»
Поиски продолжались около сорока лет, пока, наконец, в 1826 году, английский капитан Питер Диллон обнаружил на острове Ваникоро следы кораблекрушения. В 1828 году остров посетил Дюмон-Дюрвиль, сам корабль которого в честь корабля Лаперуза назывался «Астролябией». Он подтвердил сообщение капитана Диллона и поставил на месте крушения памятник.
В 1964 году научная экспедиция во главе с вулканологом Гаруном Тазиевым (Бельгия) записала передававшиеся из поколения в поколение рассказы островитян о гибели экспедиции Лаперуза. Из них следовало, что часть команд спаслась, а четверо матросов прожили достаточно долго и умерли в 1825 году. В мае 2005 года был окончательно идентифицирован найденный среди сохранившихся близ берегов Ваникоро обломков секстант, на одной из планок которого удалось прочитать выгравированную надпись «Mercier». Согласно инвентарной описи «Буссоли», на её борту находился взятый из Королевской военно-морской Академии секстант, изготовленный «господином Мерсье́» (sieur Mercier).
В названии Парижа я уже много лет слышу русское слово ПАРУС. Когда я был впервые в Париже, то попытался проверить свою версию. Я убедился, что остров на Сене, на котором построили собор Парижской Богоматери, похож на гигантскую лодку, а сам собор на парус. И лодка под влиянием северо-западных ветров как бы движется вверх по течению реки. Я не знаю, чем это вызвано, но на картах и схемах Парижа не указано, куда течёт река. Об этом я писал в растолковке «Кто давал имя Парижу».
А когда мы приехали в Версаль и услышали рассказы экскурсоводов, я вспомнил слово ВЕРЗИЛА ( высокий человек, дылда, каланча, «дядя, достань воробышка») и пришёл к выводу, что Versailles – это просто верхний лес, а значит, охотничий домик, на месте которого построен великолепный дворец, был в лесу на возвышенности. Знаменитый Булонский лес чуть южнее.
В староверии Мария Магдалина вовсе не кающаяся грешница, она происходит из благородного дома, она жена царя, но ради его учения отказывается от сокровищ. Когда Ангел Исаак Сатана сверг Андроника, ей пришлось скрываться.
Староверы рассказывают, что Мария, Марфа (сестра Марии и весталка) и Лазарь с другими спутниками отправились в путешествие на корабле без матросов, без весел и руля. Ведомые ангелом, они благополучно приплыли в Марсель. Здесь Мария проповедовала учение Исуса и многих крестила. Следует отметить, что крещение в старом обряде не водой, а наложением рук, что отчетливо видно на старообрядческих иконах с ее изображением. Видимо, в названии Марселя и отразился факт появления на берегах Лионского залива Средиземного моря Марии и её спутников. Марсель – МАРия + СЕЛиться (поСЕЛение, СЕЛо) – Marseille.
Это я вспомнил, чтобы объяснить, что русский корень РУС я услышал в названии пролива между южной оконечностью острова Сахалин и северной оконечностью острова Хоккайдо (Япония).
Проли;в Лаперу;за, в японских источниках — пролив Соя, соединяет два моря: Японское и Охотское, его длина 94 км, ширина в самой узкой части 43 км, средняя глубина 20-40 м, а максимальная глубина 118 м. Зимой пролив покрывается льдом. Назван он именем французского мореплавателя Жана Франсуа де Лаперуза, считается, что он открыл для европейцев пролив в 1787 году.
Новейшая история даёт массу удивительных фактов, один из них связан с проливом Лаперуза. Как известно, на японском берегу пролива есть порт Вакканай, а ещё скалистый остров Камень Опасности. Обычно приморские страны декларируют 12-мильную (22 км) зону территориальных вод. Ширина залива достаточна, чтобы и Россия, и Япония заявили о своих законных территориальных правах. Однако в заливе Соя (S;ya), а ведь это в районе порта, территориальные права распространены лишь на три морских мили от острова Хоккайдо (5,5 км).
Сейчас пролив оказался в центре внимания, потому что в последние годы обсуждаются вопросы строительства мостов или тоннелей, которые соединят остров Сахалин и с материком, и с японским островом Хоккайдо. Но власти Японии не самостоятельны. Они требуют вернуть им острова Курильской гряды, естественно, под новую американскую базу. Впрочем, есть заверения, что баз США там не будет. А можно ли верить, если Япония рассчитывает на добрые отношения с Россией, а сама подключилась к американским санкциям?
А теперь обратимся к графу Жан-Франсуа; де Гало; де Лаперу;з (фр. Jean Fran;ois de Galaup, comte de La P;rouse или de Lap;rouse). Поможет нам в этом Википедия. Знаменитый французский мореплаватель родился 22 августа 1741 года, а около 1788 года погиб у острова Ваникоро группы Санта-Крус со всей командой возглавляемой им морской кругосветной экспедиции.
Родился в замке Гюо (G;) близ Альби в Лангедоке (совр. департамент Тарн). Выходец из небогатого дворянского рода де Гало, известного с 1558 года, основатели которого были альбигойцами.
Альбигойцы – это более позднее наименование, это белые гои, те, которые не приняли власть римского папы. Википедия излагает другую версию. Я доверяю потомку альбигойцев – комиссару Катару, чьи работы о прошлом России и мира вызывают у меня доверие.
Цитирую Википедию. Альби; (древняя Альбига, фр. и окс. Albi, лат. Civitas Albigensium, Albia) — главный город департамента Тарн на юге Франции (историческая область Лангедок) с населением 51,2 тыс. жит. (2008). Расположен на возвышенности над рекой Тарн. Неподалёку лежит известный Со-дю-Сабо, или Со-дю-Тарн, ряд врезавшихся в известковые скалы тарнских водопадов. Местность, в которой расположен город, называлась раньше «Альбижуа» и была известна религиозными преследованиями её жителей (см. Альбигойский крестовый поход). В документах IX—XIII вв. упоминаются графы Альби.
Обратим внимание на словосочетание «известковые скалы тарнских водопадов», оно чётко раскрывает название города у белых скал. Известковые скалы – «белые скалы», и многие названия отражают этот факт. А если прочесть слово справа налево, то мы услышим русский корень БЕЛ (бьл).
Историческая часть Альби — памятник Всемирного наследия. Главная достопримечательность готический собор святой Цецилии, построен из кирпича в 1282—1512 годах, расписан фресками. Есть в городе похожее на крепость здание префектуры, это бывший дворец графов Альбижуа, в котором долго жили архиепископы. Современный Альби — узел железных дорог, местопребывание архиепископа. В городе есть лицей, библиотека, музей, коллекция картин, бронзовая статуя знаменитого мореплавателя Лаперуза. Значительная часть населения области Лангедок до сих пор говорит на окситанском языке. Комиссар Катар уверяет, что на этом языке сохраняются подлинные сведения о прошлом, об Исусе, Марии Богородице, Марии Магдалине и их сторонниках. Возвращение к истокам, отказ от лжи и насилия изменит жизнь на нашей планете к лучшему.
История областей Лангедок и Лангедок-Русильон (фр. Languedoc-Roussillon, окс. Lengad;c-Rosselhon, кат. Llenguadoc-Rossell;) серьёзно искажены в интересах Ватикана, католической церкви и тех, кто определяет сегодня жизнь на планете. Правда о прошлом пока не восторжествовала, архивы Ватикана не стали достоянием всего человечества, окситанские хроники пока тоже не расшифрованы.
Точно известно, что французский мореплаватель Жан Франсуа де Лаперуз – из рода альбигойцев. Я не берусь давать определение альбигойцев, но письменным источникам о них я не верю. Вот хотя бы один из них.
Жан Франсуа де Лаперуз, из рода альбигойцев, учился в иезуитском колледже, в 15 лет поступил в Королевскую военно-морскую Академию в Бресте (1756 год), а в 17 лет, ещё не завершив обучение, участвовал в Семилетней войне, побывал во многих сражениях у берегов Северной Америки. В 18 лет был ранен и попал в плен, пять лет провёл на островах Иль-де-Франс (ныне Маврикий). А когда стал капитаном «Сены», дважды плавал в Индию, женился на креолке Элеоноре Бруду (El;onore Broudou), вернулся во Францию, в 1777 году он возведён в чин лейтенанта и награждён крестом Святого Людовика за спасение крепости Маэ. Потом как офицер военно-морского флота Франции участвовал в войне за независимость США и в битвах против англичан на пространстве от Антильских островов до Лабрадора. В 1780 году получил чин капитана 1-го ранга. В 1782 году во время экспедиции в Гудзонов залив блестяще захватил два английских форта. А с 1783 года обосновался в родном Альби.
После подписания мирного Парижского договора военно-морской министр Франции маркиз де Кастри и лично король Людовик XVI предложили ему возглавить кругосветную морскую экспедицию, чтобы упорядочить открытия, сделанные Джеймсом Куком в Тихом океане, установить дружбу с вождями островных племен. Он согласился.
1 августа 1785 года Лаперуз вышел из Бреста на двух фрегатах «Буссоль» («Компас») и «Астролябия» с командой в 220 человек, в её состав помимо собственно офицеров и матросов входили астроном, врач, три натуралиста, математик, три художника и несколько священников. Это была исследовательская экспедиция в северной и южной частях Тихого океана с посещением Дальнего Востока и Австралии.
«Буссоль» и «Астролябия» обогнули мыс Горна, побывали в Чили, на острове Пасхи, на Гавайском архипелаге. В конце июня 1786 года они достигли Аляски, там Лаперуз обследовал окрестности горы святого Ильи. 13 июля в бухте, получившей название Порт Французов (ныне бухта Литуйя), из-за сильного течения были потеряны барка и две шлюпки с 21 человеком. Отсюда «Буссоль» и «Астролябия» направились в порт Монтерей (Калифорния), снова пересёкли Тихий океан, останавливались в Макао, в Маниле, на острове Квельпарт (Чеджудо), обследовали берега Корейского полуострова, подплыли к Оку-Йесо (Oku-Yeso), то есть нынешнему Сахалину. Здесь экспедицией был открыт пролив длиной 101 км между Сахалином и островом Хоккайдо (ныне — пролив Лаперуза), а далее корабли проплыли через ими открытый пролив из Манилы в Авачинский залив.
Лаперузу не удалось совершить ещё одно открытие. Он считал Сахалин полуостровом, соединённым с материком песчаным перешейком. Переждав начавшийся шторм в удобной бухте, которую назвал заливом Де Кастри (ныне залив Чихачёва), Лаперуз пошёл на юг, по дороге дав название южной оконечности острова — мысу Крильон. Честь открытия Татарского пролива досталась русскому адмиралу Геннадию Ивановичу Невельскому.
Об этой встрече Лаперуз сообщал в письме французскому послу в Петербурге: «Я не мог бы в собственной стране, у моих лучших друзей, встретить более тёплый приём, чем здесь, на Камчатке».
Экспедиция вышла в море 30 сентября 1787 года, Лаперуз направил её на Самоа, там в стычке с аборигенами потеряли 12 человек, в том числе капитана «Астролябии». 24 января 1788 года «Буссоль» и «Астролябия» зашли в Ботанический залив, где обнаружили стоящий там с 18-20 января Первый флот с полутора тысячами англичан. Британцы направлялись на колонизацию Австралии. Англичане встретили французов любезно, но отказались снабдить их корабли необходимым, у команды Лаперуза не было достаточных средств для оплаты.
Лаперуз отдал письма, принял на борт свежую воду и 10 марта вышел в море, чтобы посетить Новую Каледонию, острова Санта-Крус, Соломоновы острова и юго-восточные берега Австралии. Больше его и его людей никто не видел.
Википедия опубликовала предание, что последними словами Людовика XVI на эшафоте был обращённый к палачу вопрос: «Нет ли вестей от Лаперуза?» Около сорока лет о судьбе экспедиции не было ничего известно. Только в 1826 году на острове Ваникоро нашли следы кораблекрушения.
В 1843 году в Петропавловске-Камчатском установили деревянную, обшитую железом колонну с надписью «Лаперузу». Во время Петропавловской обороны памятник был разрушен. В 1882 году его восстановили, а в 30-е годы уже при советской власти перенесли на другое место, где находится и ныне. Глыба из серого гранита обвита якорной цепью с якорем, надпись гласит: «Памяти Лаперуза, 1787». Такая вот судьба.
Ну что тебе сказать про Сахалин? На острове нормальная погода. Прибой мою тельняшку просолил И я живу у самого восхода.
А почта с пересадками летит с материка До самой дальней гавани Союза, Где я бросаю камушки с крутого бережка Далекого пролива Лаперуза.
Над Сахалином низко облака, Но я встаю над сопкой спозаранку, Показываю солнце рыбакам И шлю его тебе на Якиманку.
В краю, где спорят волны и ветра, Живут немногословные мужчины, И острова, как будто сейнера, В Россию возвращаются с путины.
Ну что тебе сказать про Сахалин? На острове нормальная погода. Прибой мою тельняшку просолил И я живу у самого восхода.
А тогда я жил на Урале, в середине карты, учился в четвёртом классе, и мне казалось, что пролив Лаперуза так назван потому, что СССР тянет свою русскую лапу (Лаперуза – ЛАПА + РУС ) к японским берегам, чтобы Япония больше никогда не воевала ни с нашей страной, ни с Китаем. Сопки Манжурии, долины и взгорья, высокий берег Амура и, конечно, три танкиста напоминали нам в песнях, которые мы пели часто, о недавних боях с японскими самураями на Дальнем Востоке.
ЛАПЕРУЗ, ЖАН ФРАНСУА (La Pérouse, Comte de) (1741–1788), французский мореплаватель. Родился 23 августа 1741 в местечке Лего под Альби. Отец, Виктор Жозеф де Гало, принадлежал к древней альбигойской семье, получившей дворянство в 1558. В 1750–1756 учился в иезуитском коллеже Альби (ныне Коллеж Лаперуза), по окончании которого избрал военно-морскую карьеру. Чтобы подчеркнуть свое дворянское происхождение, присоединил к фамилии имя де Лаперуз (так называлась семейная ферма). В ноябре 1756 поступил в Школу морских гвардейцев в Бресте, готовившую офицеров для военно-морского флота. Во время Семилетней войны служил с марта 1757 на боевых и транспортных судах; участвовал в операциях против англичан в Канаде и в патрулировании побережья Бретани. Во время сражения французского и английского флотов в заливе Киберон 20 ноября 1759 был ранен и попал в плен, но отпущен под честное слово. В перерывах между плаваниями продолжал обучение в Школе морских гвардейцев. По ее окончании 1 октября 1764 получил младший офицерский чин сублейтенанта. Служил на военно-транспортных судах, занимавшихся доставкой стратегических материалов и снаряжения. В сентябре 1766 впервые назначен капитаном корабля – транспорта «Адур», в ноябре того же года стал командовать транспортом «Доротея» (до мая 1768).
По возвращении во Францию в мае 1777 стал лейтенантом и кавалером ордена Св. Людовика. В феврале-мае 1778 командовал корветом «Серен»; конвоировал транспортные суда и патрулировал побережье у о.Уэссан у западной оконечности Бретани. В 1778, после вступления Франции в войну против Англии (Война за независимость США), назначен капитаном корвета «Амазонка»; вместе с отрядом французских кораблей совершил успешный рейд вокруг Англии. В мае-июле 1779 участвовал в операциях французского флота в Вест-Индии, а в августе-сентябре того же года в военных действиях у берегов Северной Америки; в сентябре захватил английский фрегат «Ариэль». В 1780 принимал участие в разработке операции по переброске корпуса Ж.-Б.Рошамбо через Атлантику и в ее осуществлении (май-июль 1780). С декабря 1780, командуя фрегатом «Астрея», патрулировал побережье Массачусетса и у устья р. Св. Лаврентия; 21 июля 1781 при поддержке фрегата «Гермиона» разгромил британский конвой у о.Кейп-Бретон; получил чин капитана 1-го ранга. В январе-феврале 1782 участвовал в успешном нападении французского флота на о-ва Сент-Кристофер, Невис и Монтсеррат. В мае 1782 возглавил военно-морскую экспедицию в Гудзонов залив; в августе захватил и разрушил форт Принца Уэльского (у устья р.Черчилл) и форт Йорк (у устья р.Нельсон), но эпидемия, вспыхнувшая среди экипажа, заставила его вернуться в Европу.
После окончания войны предложил правительству план трехлетней научной экспедиции в Тихий океан для открытия и описания новых земель и уточнения данных о уже открытых, намереваясь превзойти достижения Дж. Кука. Людовик XVI ответил согласием и назначил его руководителем экспедиции (начало 1785). В подготовке плавания приняли участие Л.-А. де Буганвиль, первый француз, совершивший кругосветное путешествие, естествоиспытатель Ж.Л.Бюффон, химик А.Лавуазье.
1 августа 1785 экспедиция в составе двух кораблей «Буссоль» и «Астролябия» (командир П.А.М.Флерио де Лангль) отплыла из Бреста; на борту находилась группа ученых (астрономы, геологи, минералоги, ботаники, картограф), а также художники. Зайдя на о.Мадейра и Канарские о-ва (середина августа), корабли пересекли экватор (29 сентября) и в начале ноября вышли к о.Св. Катарины у южного побережья Бразилии. Предприняв безуспешную попытку найти гипотетический «Большой остров» в южной Атлантике, экспедиция в середине январе 1786 подошла к берегам Патагонии, а в начале февраля обогнула м. Горн и оказалась в Тихом океане. Сделав остановку в Талкахуане (Чили), она 19 марта покинула берега Южной Америки и в апреле достигла о.Пасха. В мае-июне экспедиция посетила Гавайские о-ва, открытые Дж. Куком, после чего направилась на север на поиски северо-западного прохода из Тихого океана в Атлантический. 23 июня корабли подошли к юго-восточному побережью Аляски в районе горы Св. Ильи. Однако Лаперуз отказался от поисков северо-западного пути и взял курс на юго-восток. Обследовав западное побережье Канады, он доплыл до залива Монтерей (сентябрь), а затем пересек Тихий океан и 3 января 1787 бросил якорь в Макао (Южный Китай). В феврале-апреле 1787 экспедиция посетила Филиппинские о-ва и о.Формоза (совр. Тайвань) и в начале мая двинулась на север. 21 мая она достигла о.Чеджудо у южного побережья Кореи, 25 мая, миновав Корейский пролив (через Западный проход), вышла в Японское море, пересекла его и 6 июня увидела северный берег главного японского острова Хонсю. 11 июня корабли подошли к Татарскому побережью (совр. Приморье) у м.Остовной. Проплыв вдоль него к северу, Лаперуз в начале июля повернул на восток и вскоре достиг земли, которую аборигены называли Тапшока; дал ей имя Сегальен, позже превратившееся в Сахалин. Узнав от местных жителей, что Сахалин – остров, отделенный от материка и Японии проливами, повел корабли на север: выяснил, что Татарский залив – на самом деле пролив, однако не решился пройти в Охотское море через его самую узкую северную часть и повернул на юг. Подойдя 11 августа к юго-западной оконечности Сахалина (назвал ее мысом Крийон; совр. м.Крилон), 12 августа миновал пролив между ним и о. Хоккайдо (совр. пролив Лаперуза) и оказался в Охотском море. В конце августа обследовал Курильские о-ва в поисках прохода в Тихий океан, а затем взял курс на Камчатку. 7 сентября бросил якорь у Петропавловска и был радушно принят местными русскими властями; во время стоянки получил известие из Парижа о присвоении ему звания коммодора и приказ отправиться в Австралию, куда британское правительство послало флотилию с целью ее колонизации. Решил идти в Австралию через центральную часть Тихого океана, надеясь обнаружить доселе неизвестные острова. Не найдя ничего, 21 ноября пересек экватор и 6 декабря достиг о-вов Самоа; в результате столкновения с аборигенами на о.Тутуила потерял часть экипажа, а том числе де Лангля. В конце декабря 1787 – начале января 1788 посетил о-ва Тонга и о. Норфолк. 23 января подошел к побережью Австралии южнее залива Брокен, а 26 января бросил якорь в заливе Ботэни, где встретил английские корабли. Построив форт на северном берегу залива (ныне пригород Сиднея, носящий имя Лаперуза). Решив продолжить путешествие, отправил во Францию сообщение о своем дальнейшем маршруте (Тонга – о. Новая Каледония – о-ва Санта-Крус – о.Новая Гвинея – пролив Торреса – Маврикий), 10 марта 1788 отплыл в восточном направлении и исчез.
В сентябре 1791 французское правительство, обеспокоенное отсутствием новостей о Лаперузе, отправило на его поиски экспедицию под командованием А.Р.Ж.Брюни д’Антркасто, усилия которой, однако, оказались безрезультатными (1791–1793). Только в 1827 ирландский мореплаватель П.Диллон обнаружил следы кораблекрушения на о.Виникоро в архипелаге Санта-Крус; в 1828 его открытие было подтверждено французским путешественником Ж.Дюмон д’Юрвилем. В 1960-х новозеландец Р.Дискомб, в результате подводных исследований, нашел в прибрежных водах останки погибших кораблей. Большинство ученых так реконструируют финальный этап путешествия: покинув залив Ботэни, Лаперуз посетил Тонга и Новую Каледонию и поплыл к о-вам Санта-Крус; у о.Ваникоро во время шторма его корабли разбились о рифы; часть команды «Буссоли» спаслась; столкнувшись с враждебностью местных жителей, французы возвели укрепленный форт, а затем построили небольшое судно и отплыли в неизвестном направлении, но погибли в открытом океане.
Роль Ж.Ф.Лаперуза в исследовании Тихого океана огромна, она сравнима с ролью Дж. Кука. Хотя он открыл мало новых земель, он значительно обогатить географические и этнографические знания европейцев о малоизученных землях, прежде всего о Татарском побережье, Сахалине и Курильских о-вах, а также доказал несостоятельность представлений о существовании многих гипотетических островов, нанесенных на старые карты. В отличие от ряда своих предшественников, он выступал как исследователь, а не как завоеватель, умел устанавливать контакт с аборигенами и никогда не выдвигал претензий на какие-либо территории, если они были населены.
Имя Лаперуза увековечено во многих географических названиях: его носят гора и ледник в юго-восточной части Аляски, пролив между Сахалином и Хоккайдо, залив на о.Мауи (Гавайи), горы в Тасмании и Новой Зеландии, бухта в Гудзоновом заливе. В Альби и Сиднее есть музеи Лаперуза, ему поставлены памятники на родине и на месте его гибели. В его честь было названо несколько кораблей французского флота.
Dunmore О. Pacific explorer: the life of Jean-François de La Pérouse, 1741–1788. John Palmerston North; Sydney, 1985 Bellec F. La généreuse et tragique expédition Lapérouse. Rennes, 1985 Fragmens du dernier voyage de La Pérouse: facsimile & translation in two volumes. Canberra, 1987 Guillou J. Peter Dillon, capitaine des mers du Sud: le découvreur des restes de La Pérouse. Beauvoir-sur-Mer, 2000 Лебедев Н.К. Завоевание Земли. Великие географические открытия от Одиссея до Лаперуза. М., 2002