Что названо в честь вилькицкого
Арктика Б. Вилькицкого
АРКТИКА Б. ВИЛЬКИЦКОГО
Разработка корабельного маршрута по Северному Ледовитому океану всегда оставалась важной для России и особенно острой она стала после поражения в морском сражении близ острова Цусима, когда русская эскадра несколько месяцев добиралась с Балтики на Тихий океан и с ходу вступила в бой. Это был слишком долгий и утомительный поход, как для людей, так и для техники.
Для цели освоения Северного морского пути в 1909 году были построены два однотипных ледокольных транспорта «Таймыр» и «Вайгач», оснащённых всем необходимым для автономного плавания в северных морях. «Вайгач» отправился в далёкое плавание под командой будущего адмирала А. Колчака, а «Таймыр» возглавил Ф. Матисен, начальником небольшой флотилии стал капитан 3 ранга И. Сергеев.
Корабли из Кронштадта через Суэцкий канал вышли в Индийский океан и через восемь месяцев прибыли во Владивосток. За это время и была основана ГЭСЛО (Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана), в неё и вошли оба ледохода. Перед экспедицией встала важная задача: прокладка надёжного транспортного пути от Владивостока к высоким северным широтам, вдоль побережья Чукотки до устья реки Колымы. Случилось так, что А. Колчака отозвали в Петербург в Управление судостроительства, и его заменил Борис Андреевич Вилькицкий – участник обороны Порт – Артура, окончивший в 1908 году Николаевскую морскую академию, считавшийся одним из лучших штурманов Балтийского флота.
Во время следующего плавания произошло несчастье: экспедиция лишилась начальника – И. Сергеева, скончавшегося после тяжёлой болезни. Руководство походом принял Б. Вилькицкий. Корабли прошли Берингов пролив, обогнули Новосибирские острова с севера, обследуя к югу прибрежные воды, приблизились ближе к береговой полосе. Вскоре в одной из бухт обнаружили хижину, а в ней – записку: оказалось, тут провели зимовку первооткрыватели Василия Прончищева. Зная, что среди исследователей находилась жена Прончищева – Мария, решено было эту бухту назвать её именем.
И снова, в районе мыса Челюскина дорогу ледоходам преградил паковый лёд, плыть дальше стало невозможно, и Вилькицкий посылает к недостигнутой земле пеший отряд под началом лейтенанта А. Лаврова с доктором Л. Старокадомским и пятью матросами. Отряд обнаружил знак экспедиции Эдуарда Толля, установленный в 1901 году. Тогда казалось, что Лавров достиг северной оконечности Азии, но известный полярник Х. Свердгрупп позднее доказал ошибочность этого: люди Лаврова не дошли до заданной точки лишь дюжину километров.
Очередное покорение Арктики началось летом 1914 года из Владивостока. Экспедиция Б. Вилькицкого готовилась основательно: запасы воды, продуктов и угля предусмотрели на полтора года плавания, на этот раз возвращаться не собирались; если не удастся преодолеть льды, предполагалась зимовка на пути следования. Лишь только миновали Петропавловск – Камчатский получили сигнал «SOS» с канадского судна «Карлук» и сообщение о начале Первой мировой войны. Вилькицкий посылает на помощь канадцам «Вайгач», а сам на «Таймыре» направляется в Анадырь, чтобы связаться с Петербургом; узнать, что делать дальше. В последовавшем из столицы ответе содержалось указание продолжить исследования, не смотря на начало войны.
«Вайгач» при спасении канадцев у острова Врангеля повредил о льдину винт, но его удалось освободить из ледового плена. Экспедиция снова отправилась уже известным маршрутом к мысу Челюскина. На пути движения ледоходов появились айсберги, погода окончательно испортилась, в местах, свободных от ледяных полей, бушевали волны. Однако, Вилькицкий упорно вёл корабли на запад. Миновали пролив, названный позднее в честь Бориса Андреевича. Льды сильно сжимали корпуса судов, появились течи. Ко всему прочему, «Вайгач» попал в плен огромной льдины, которую уносило обратно, на восток. На «Таймыре» от ледяных сжатий погнулись переборки, нарушив устойчивость, возник сильный крен, были сорваны два винта. У «Вайгача» один винт вышел из строя. Корабли оказались на расстоянии нескольких миль друг от друга. Только благодаря радиосвязи они знали о положении дел. Появилась возможность связаться с исследовательским судном Отто Свердруппа «Эклипсом». Так как корабли экспедиции не могли следовать дальше, решились на зимовку: выстроили на берегу избу, выгрузив часть продуктов и снаряжения и стали заниматься, как могли ремонтом судов. Сказывалась усталость перехода, люди начали болеть. К сожалению, скончался помощник лейтенант А. Жохов. Борис Андреевич связался с «Эклипсом», чтобы оказали помощь в вывозе всех больных на берег, в рыбацкий посёлок Гольчиха.
Прошли зима и весна, только уже летом, в один из июльских дней экипажи судов экспедиции услышали страшный грохот: это началась подвижка льдов. Бескрайние ледяные поля трескались и раскалывались на куски, образуя полыньи. Перебрались на корабли. «Вайгач» вырвался из ледового плена, но «Таймыру» не повезло, он налетел на подводную скалу. Стараясь облегчить судно, сбрасывали балласт – запасы воды и угля, а на шлюпках перевозили на берег продукты. «Вайгачу» удалось снять «Таймыр» с камней, однако, дальше он уже идти не мог: слишком велика оказалась пробоина. Только благодаря упорству и распорядительности Вилькицкого удалось заделать повреждение, а затем довести «Таймыр» к архипелагу Норденшельда, там его поджидал «Эклипс» и затем довёл до порта Диксон.
Только 3 сентября 1915 года экспедиция Вилькицкого на двух кораблях самостоятельно прибыла в Архангельск, совершив, таким образом, переход Северным морским путём, достигнув своей главной цели.
В феврале 1920 года Вилькицкий эмигрирует в Англию. Советский Союз через три года организует Карские экспедиции, приглашают Вилькицкого их возглавить, и он участвует в 4 – й и 5 – й Карских экспедициях, но в 1925 году окончательно уезжает в Англию. Там он нанимается в частную судоходную компанию, ходит по морям, местом приписки его судна являлось Конго – страна, колония Бельгии. В 1927 году семья Вилькицких перебирается в Брюссель. Там и заканчивается жизненный путь Бориса Андреевича Вилькицкого, происходит это в 1961 году.
Проходят годы, только в 1997 году его останки из Брюсселя, а лейтенанта А. Жохова с мыса Могильного обрели вечный приют на родине, в Санкт – Петербурге на Смоленском кладбище. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ИМ, ПЕРВЫМ ПОЛЯРНИКАМ ГИДРОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА.
Неизвестная «Экспедиция века»
В преддверии 160-летнего юбилея со дня рождения отца Бориса Андреевича Вилькицкого прославленного полярного исследователя Андрея Ипполитовича Вилькицкого особенно важно вспомнить об истории Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭ СЛО). Имена гидрографов Вилькицких навсегда увековечены на карте мира. В их честь в Северном Ледовитом океане назван ряд географических объектов. Порой не сразу можно понять какие названы в честь отца, какие — в честь сына.
Начало 1910-х годов было сложным временем для российской Империи. Отгремела Первая революция, закончилась Русско-японская война – казалось бы, в государственной казне недостаточно средств для проведения масштабных, комплексных экспедиций. В то же время существовала острая необходимость в детальном исследовании прибрежных вод арктических морей. Несмотря на сложности, в 1910 году в Арктике начинает работу ГЭ СЛО — во многом благодаря неуёмной энергии А.И. Вилькицкого.
Программа экспедиции была рассчитана на пять лет. После поражения в Русско-японской войне необходимость подробного исследования Северного морского пути стала особенно острой, поэтому главной целью Гидрографической экспедиции стало расширение гидрографических работ в Северном Ледовитом океане. Проект экспедиции подготавливался Адмиралтейств-советом в течение девяти месяцев. Предоставляя доклад Николаю II, составители для увеличения вероятности получения положительной резолюции императора не побоялись включить туда невероятное предположение: «в случае успеха появится возможность в каких-либо 9-10 дней перебросить наши боевые силы в Тихий океан». Конечно, такая великолепная перспектива пришлась императору по душе — резолюция и финансирование получены.
ГЭ СЛО стала первой масштабной экспедицией со времён Великой Северной экспедиции 1733-1743 гг. За время работы экспедиции в ней приняли участие свыше ста человек: несменяемой оставалась лишь небольшая группа людей из руководящего состава. Помимо исследовательской работы, экспедиции предстояло впервые преодолеть Северный морской путь как единую трассу, проходя с востока на запад. До Владивостока суда добирались по Южному морскому пути, то есть через Суэцкий канал. Существенно то, что ещё на пути к отправному пункту работ командование уже получило от Морского министерства задание: «провести метеорологические и океанографические наблюдения во время плавания транспортов из Кронштадта во Владивосток».
Научные задачи экспедиции А.И. Вилькицкий описывал так:
Эта цитата ёмко объясняет необходимость проведения комплексных исследований, взаимодействия учёных из разных областей знания.
Безопасность полярного плавания судов обеспечивала их особая конструкция: две непрерывные палубы, двойное днище, разделение корпуса восемью поперечными и двумя продольными водонепроницаемыми переборками, которые гарантировали непотопляемость судов даже при затоплении любых двух отсеков. К тому же суда были рассчитаны на максимальную проходимость в битых полярных льдах. «Таймыр» и «Вайгач» имели высокие надводные борта, из-за чего суда обладали некоторой седловатостью. При этом они были гладкопалубными, что при наличии седловатости обеспечивало хороший слив больших масс воды в случае волнения на море. Предусматривалось, что при бортовой качке палуба судна не должна уходить в воду. (С особенностями строения судов можно более подробно ознакомиться на экспозиции Музея Арктики и Антарктики.)
Экспедиция была оснащена по последнему слову техники того времени: суда оборудованы приборами для морской и береговой съёмки, для магнитных и астрономических наблюдений, для физико-химического и бактериологического изучения воды, воздуха и почв, для гидробиологических, зоологических, ботанических и геологических наблюдений, для сбора коллекций, их консервации и пересылки. Но руководство экспедиции заботилось не только о научно-техническом и бытовом обеспечении: для личного состава была приобретена богатая библиотека научной, художественной и справочной литературы. Книги были отобраны с большим вкусом, список включал в себя виднейшие образцы достижений человеческой мысли в области астрономии, геодезии, океанологии и др.
Первые два года гидрографические работы велись в восточных морях: Чукотском, Восточно-Сибирском, Лаптевых. Эти моря были самыми малоизученными. Впервые была проложена морская дорога от Берингова пролива к устью реки Лены, в бухту Тикси. Материалы научных наблюдений осветили особенности режима вод и льдов не только в арктических морях, но и в северо-западной части Тихого океана. Гидробиологические материалы показали наличие богатой придонной жизни бентоса[i] в районе полыней прогалин и крайнее угнетение биологической цепи в районах припайных (неподвижных) льдов. Гидрометеорологические материалы выявили существенную межгодовую изменчивость погодных и ледовых условий в восточных морях Арктики. Каждый раз по завершении летней навигации «Таймыр» и «Вайгач» возвращались во Владивосток на зимовку.
В марте 1913 года скоропостижно скончался Андрей Ипполитович Вилькицкий. Его срочно нужно было заменить. В мае того же года во Владивосток прибывает его сын Борис Андреевич и принимает на себя руководство личным составом «Таймыра», а также общие руководящие обязанности. В 1913 году экспедиции предстояло пройти через льды в Архангельск, то есть как можно дальше на запад. Результаты плавания 1913 года стали самыми плодотворными в смысле географических открытий. Обнаружено несколько новых островов и пролив. Окончательно закрыт вопрос о существовании легендарной Земли Санникова: произведена съёмка береговой черты Новосибирских островов, а также гидрографическая разведка — к северу от архипелага суши не обнаружено. После этого исследователи были убеждены, что крупных неоткрытых земель в Арктике больше нет, возможно, только небольшие острова. Но менее чем через месяц экипажам «Таймыра» и «Вайгача» предстояло убедиться в обратном!
В этот же день перед фронтом моряков на берегу только что открытой земли зачитали приказ Б. А. Вилькицкого:
Таким образом, были значительно расширены территориальные владения Российской Империи. После прочтения приказа под многократное «ура» на бамбуковом флагштоке был поднят российский государственный флаг.
Обнаружение Северной Земли — это последнее крупное географическое открытие человечества! Площадь архипелага превышает 35.000 кв. км. Нужно отметить, что подробно эта территория была исследована только к началу 1930-х годов. На сегодняшний день Северная Земля — один из важнейших архипелагов на трассе Северного морского пути.
Навигация 1914-1915 годов становится успешной для сквозного преодоления СМП с востока на запад. Командование надеется, что удастся поделать этот путь за одну навигацию, но 1 октября 1914 года «Таймыру» и «Вайгачу» приходится встать на вынужденную зимовку в заливе Толля.
Только во второй половине июля 1915 года суда освободились из ледового плена и продолжили свой путь. 16 сентября 1915 года экспедиция прибыла в Архангельск. На этом научно-исследовательские работы ГЭ СЛО завершились. Первый в истории человечества морской переход из Владивостока в Архангельск Северным Ледовитым океаном успешно завершился.
Даже несмотря на Первую мировую войну, русское правительство не оставило без внимания открытия, сделанные экспедицией: о приращении открытых земель к российской территории были оповещены все страны мира, с которыми в тот период времени поддерживались дипломатические отношения.
Дальнейшая судьба судов сложились по-разному. История «Вайгача» закончилась в 1918 году, когда он наткнулся на подводную скалу в Енисейском заливе и затонул. А «Таймыр» служил Арктике ещё несколько десятков лет. Например, в 1938 году «Таймыр», наряду с другими судами, пробивался в тяжёлых гренландских льдах к первой научной дрейфующей станции «Северный полюс» во главе с И.Д. Папаниным. Ледокольный пароход был списан из состава флота в 1955 году «по старости».
В личный состав экспедиции входил Леонид Михайлович Старокадомский, назначенный на «Таймыр» судовым врачом. Судьба этого человека крайне необычна: взять хотя бы тот факт, что Леонид Михайлович в 28 лет потерял левую руку, но не отказался от хирургической практики, а научился блестяще проводить операции одной рукой. После завершения экспедиции судовой врач описал её в своих воспоминаниях, которые были изданы книгой «Пять плаваний в Северный Ледовитый океан». Кроме Л.М. Старокадомского в Гидрографической экспедиции было немало выдающихся личностей, некоторые из них посвятили всю дальнейшую жизнь изучению Северной полярной области.
ГЭ СЛО — экспедиция, о которой ещё предстоит многое выяснить. Если бы не тяжёлые события Первой мировой войны и последовавшей за ней революции, то, по справедливому замечанию Р. Амундсена, «…в мирное время эта экспедиция возбудила бы восхищение всего цивилизованного мира». Но история распорядилась иначе: материалы, собранные в ходе работы ГЭ СЛО не были до конца обработаны, а с началом Гражданской войны большая часть руководящего состава экспедиции была вынуждена эмигрировать. Историей ГЭ СЛО начали интересоваться только в конце XX века, и даже на сегодняшний день большое количество информации лежит в архивах в необработанном виде.
Важно подчеркнуть, что ни одно из великих открытий, сделанных в ходе работы ГЭ СЛО, не было случайным. Всё это – результаты заранее запланированной, продуманной комплексной программы широких и разнообразных научных исследований. В честь гидрографов Вилькицких, руководивших этой экспедицией, названы не только географические объекты, но и космические. Также имя Бориса Андреевича носит историко-географический клуб школы № 43 Приморского района Санкт-Петербурга.
Борис Андреевич иногда шутил, говоря о себе: «Я последний, но первый». Его имя навсегда останется в истории как имя начальника экспедиции, завершивший эпоху Великих географических открытий и впервые прошедшей Северным морским путём с востока на запад.
[i] Бентос – совокупность организмов, обитающих на грунте и в грунте дна водоёмов.
Автор: Сафронова Ингрид Игоревна, специалист научно-просветительского отдела Российского государственного Музея Арктики и Антарктики.
При подготовке статьи значительная часть информации взята из книги Н.И. Евгенова и В.Н. Купецкого «Экспедиция века».
«Чистый, как хрусталь. «
ВСТРЕЧА. 100 ЛЕТ НАЗАД
Архангельский рейд, несмотря на осень, выглядит как-то приветливо, масса парусников и пароходов, украсившихся с утра флагами.
Подходят группы учащихся, которые выстраиваются шпалерами на пристани. Прибывает губернское военное и гражданское начальство, представители города и различных общественных организаций.
Минуты ожидания тянутся томительно долго. В 11 часов передается извещение по телефону, что суда уже прошли в Маймаксе мимо завода Амосова. Публика пытливо всматривается вдаль.
Возглавлял Гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана 30-летний Борис Вилькицкий. Через месяц она будет расформирована, а многие ее участники попадут на фронты Первой мировой и Гражданской войн, иных ждет эмиграция.
ОТЕЦ. ПРОСЬБА ЗА «БОБОЧКУ»
ПОРТ-АРТУР. КОНФЛИКТ С ОПЕКУНОМ
Во время четвертого штурма японцами Порт-Артура с 14 по 22 ноября происходили жестокие бои за гору Высокую. В официальной истории Русско-японской войны на море говорится, что 18 ноября «на Высокой горе наступила, наконец, давно не испытанная тишина: тишина эта, однако, не была полной, так как японцы все время непрерывно продолжали обстреливать горы своей осадной артиллерией».
Но именно 18 ноября в бою за Высокую Вилькицкий был ранен пулей в грудь навылет.
ОТКРЫТИЕ. ЧАРКА ДЛЯ КОМАНДЫ
7 апреля 1913 года Вилькицкого назначили командиром «Таймыра» и помощником начальника экспедиции, а 20 июля он сменил тяжело заболевшего начальника экспедиции И. С. Сергеева.
Хроника последнего в ХХ веке великого географического открытия укладывается в несколько строк. Но сколько же трудов целых поколений полярных исследователей стояло за ним!
26 июня 1913 года. «Таймыр» и «Вайгач» вышли из Владивостока.
24 июля. Транспорты разошлись для проведения рекогносцировки ледовых условий.
7 августа. Экипаж «Таймыра» обнаружил к востоку от острова Новая Сибирь неизвестный ранее остров, получивший название остров Генерала Вилькицкого (в честь Вилькицкого-старшего).
19 августа. «Таймыр» и «Вайгач» достигли мыса Челюскин, но подойти к нему не смогли из-за сплошного льда, стоявшего у берега.
20 августа. Борис Вилькицкий принял смелое решение обойти льды с севера. Найти проход на запад не удалось, но этот маневр неожиданно привел к крупнейшему географическому открытию.
РЕВОЛЮЦИЯ. ПУЛЯ ОТ МАТРОСОВ
Сотрудничать с новой властью, пришедшей в октябре 1917-го, он не считал возможным для себя.
В 1923-1924 гг. Вилькицкий возглавил 3-ю и 4-ю Карские экспедиции, в ходе которых были налажены экспортно-импортные перевозки между портами Западной Европы и районами Западной Сибири и положено начало ежегодной эксплуатации Карского морского пути. Но, убежденный монархист, очень быстро понял: его надежда на скорое падение советской власти призрачна.
Он вернулся во Францию и переключился на птицеводство.
ЭМИГРАЦИЯ. «КОГДА Я ВЕРНУСЬ. «
В последние годы жизни Борис Андреевич трудился в должности конторщика на фабрике по производству чернил.
Умер Борис Андреевич в Русском доме для престарелых на окраине Брюсселя 6 марта 1961 года. В 1996 году прах адмирала был перевезен в Антверпен и оттуда на теплоходе «Мария Буанго» доставлен в Санкт-Петербург. На Смоленском кладбище, в семейном захоронении Вилькицких, и обрел вечный покой великий полярный исследователь XX века.
Пролив между полуостровом Таймыр и Землей Императора Николая II 8 мая 1916 года был назван проливом Цесаревича Алексея. Но это название никогда не использовалось на географических картах, а с 1929 года пролив носил имя Бориса Вилькицкого. В 1935 году это название было узаконено постановлением ЦИК «О единых географических наименованиях Советской Арктики». В 1950 году название «обрубили», убрав имя «белоэмигранта» и оставив только фамилию. Усилиями военных моряков-гидрографов историческую справедливость удалось восстановить лишь в 2004 году.
В 1919 году именем Б. А. Вилькицкого Р. Амундсен назвал острова в заливе Терезы Клавенес (море Лаптевых, полуостров Таймыр). Имя Вилькицкого-старшего носят семь различных географических пунктов в Арктике.
За участие в Русско-японской войне:
За труды по исследованию Арктики:
За участие в Первой мировой войне:
Борис Вилькицкий: судьба первооткрывателя. Часть II
Схема плавания Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана в 1913 г. На ней показаны берега вновь открытых островов.
В 1917-1918 гг. капитан 1 ранга (в этот чин он был произведён 30 июля 1916 г.) Б.А. Вилькицкий был дежурным штаб-офицером оперативного отделения Службы связи Балтийского флота.
Деятельность ГЭСЛО возобновилась в 1918 г. В связи с создавшимся летом тяжелым продовольственным положением в северных районах Европейской части России, возник проект о вывозе хлеба из Сибири морем. Одновременно было принято решение организовать гидрографическую экспедицию для продолжения научного исследования западной части Северного Ледовитого океана. В итоге было принято решение о создании двух гидрографических экспедиций – Западносибирского и Восточносибирского районов Северного Ледовитого океана. Последняя должна была работать на участке от мыса Челюскин до мыса Дежнёва, но её личный состав не смог добраться до места работ из-за военных действий. В составе Гидрографической экспедиции Западносибирского района Северного Ледовитого океана должно было работать три отряда: Карского моря, Самоедского берега и Новой Земли и Обь-Енисейский. 15 апреля 1918 г. начальником экспедиции, подчинявшийся командующему Флотилией Северного Ледовитого океана, был назначен Б.А. Вилькицкий.
Формирование экспедиции проходило одновременно в Петрограде и в Архангельске, ставшем основной базой. Сам Б.А. Вилькицкий писал:
Но, несмотря на опасения, большевистское руководство оказало поддержку Б.А. Вилькицкому и его соплавателю по ГЭСЛО П.А. Новопашенному (возглавившему несостоявшуюся экспедицию Восточносибирского района). 10 мая им были выданы открытые листы за подписью народного комиссара по морским делам, по которым они могли получать любое имущество и материалы, нужные для полярного плавания, а 2 июля Совет народных комиссаров утвердил ассигнование в размере 1 миллиона рублей для нужд экспедиции Западносибирского района на первые два месяца её работы.
О дальнейших событиях Вилькицкий, в тех же воспоминаниях, писал так:
Второй эшелон с экспедиционным грузом уже не был пропущен в Архангельск. Попытки отправить груз ГЭСЛО в Красноярск не предпринимались.
2 августа 1918 г. в Архангельске, при поддержке союзников, корабли которых вошли в Северную Двину, произошёл контрреволюционный переворот, организованный капитаном 2 ранга Г.Е. Чаплиным. К моменту смены власти в городе оказалась незначительная материальная часть экспедиции, около половины офицерского состава и две трети команды. Но самое главное, в распоряжении Вилькицкого были суда, пригодные для плавания в Арктике.
Первоначально начальник экспедиции предполагал, что ему придётся решать лишь исследовательские задачи (так как «хлебная» часть экспедиции была отменена), но на практике гидрографам предстояло во время короткой арктической навигации оборудовать радиостанцию в селе Дудинка, доставить грузы в Усть-Енисейск, обеспечить снабжение радиостанции на Диксоне и сменить на ней личный состав.
18 августа 1918 г. «Таймыр» и «Вайгач» вышли из Архангельска. Через неделю они достигли Южного острова Новой Земли, где была произведена съёмка острова Междушарского, неверно нанесённого на карту. 1 сентября «Таймыр» сел на мель в проливе Югорский Шар (был снят с помощью «Вайгача» 3 сентября). 7 сентября суда пришли на Диксон.
Здесь предстояло выполнить следующие задачи: с «Таймыра» нужно было выгрузить привезённое на Диксон имущество, а затем произвести выгрузку в Усть-Енисейске. С «Вайгача» предстояло разгрузить радиостанции и запасы в Усть-Енисейске и Дудинке, а личному составу обоих судов помочь скорейшему оборудованию радиостанций и постройке радиомачт. С помощью одного из транспортов планировалось провести разведку ледовой обстановки в северной части Карского моря, также было необходимо тщательно вычистить котлы, развальцевать в них трубки и перебрать механизмы.
8 сентября «Вайгач» выскочил на подводный риф, не нанесённый на карту в районе мыса Ефремов Камень в Енисейском заливе. Безуспешные попытки снять судно продолжались до 25 сентября. В них, помимо «Таймыра», приняли участие пароходы «Туруханск», «Лена», «Север» и «Орёл», находившиеся в этом районе. В итоге, спасти «Вайгач» так и не удалось.
«Таймыр» успел дойти до Дудинки, где выгрузил необходимое для постройки радиостанции и оставил часть личного состава во главе с радиотелеграфистом унтер-офицером М.М. Шунько – участником плавания и зимовки ГЭСЛО в 1914 – 1915 гг. Радиостанция была построена и обеспечивала связь Сибири и Архангельска через Диксон и Югорский Шар. В январе 1920 г. она приняла известие из Москвы о падении власти Колчака в Красноярске.
Из Дудинки Вилькицкий пытался связаться с Сибирским правительством (в тот период – Временным всероссийским правительством – «Уфимской директорией»). Он отправил несколько телеграмм в Омск и в Красноярск, в которых он сообщал об аварии «Вайгача», высказывал мысль о возможной зимовке «Таймыра» в Луковой протоке в устье Енисея (в случае доставки туда снабжения), информировал представителей Сибири о том, что правительство Северной области предполагает закрыть все полярные радиостанции (кроме Югорского Шара) и предлагал взять их «на иждивение» Но отправленные 23 сентября телеграммы, были получены в Сибири только 1 октября, а к этому времени «Таймыр» был вынужден уйти обратно на Диксон, откуда 3 октября отправился в Архангельск. Командир «Вайгача» старший лейтенант П.В. Тихменев с частью команды убыл в Красноярск на одном из пароходов. Туда же отправили и груз, предназначенный для Усть-Енисейска.
По делу о гибели «Вайгача» было проведено расследование (на этом настаивал Вилькицкий), в ходе которого виновных в аварии не выявили, а её причиной признали неточность навигационных карт. 23 мая 1919 г. Вилькицкий телеграфировал в Омск о том, что дело прекращено, а в действиях командного состава не найдено состава преступления. Задание экспедиции было выполнено, но ценой гибели одного из судов. Конечно, это наложило отпечаток на дальнейшее отношение командования Флотилии Северного Ледовитого океана к деятельности ГЭСЛО. Но, несмотря на это, Б.А. Вилькицкий был полон новых идей, проектов и планов, часть из которых удалось осуществить в следующем году.
В 1919 г. эксплуатация Северного морского пути приобрела важное значение для белых сил. В Омске был организован Комитет Северного морского пути, который координировал вопросы исследования и эксплуатации этой транспортной магистрали. В конце лета – начале осени 1919 г. состоялась Карская товарообменная экспедиция, в организации и проведении которой активное участие принял Б.А. Вилькицкий.
В феврале 1920 г. белый фронт на Севере был прорван, и Вилькицкому, получившему ещё 16 октября 1919 г. контр-адмиральский чин, пришлось принимать активное участие в эвакуации Архангельска, будучи комендантом посыльного судна «Ярославна». Первое время эмиграции Вилькицкий жил в Норвегии, в лагере для интернированных близ Тронхейма.
По его воспоминаниям, уже через несколько дней после прибытия в Норвегию, он получил телеграмму от представителей советской власти из Архангельска с предложением вернуться для продолжения работ по исследованию арктических морей. В этот же период к Вилькицкому обратились с просьбой о сотрудничестве руководители коммерческой организации – Областного союза Сибирских кооперативных союзов «Закупсбыт», штаб-квартира которого находилась в Лондоне. Целью «Закупсбыта» было налаживание товарообмена с кооперативными организациями Сибири и использование для этой цели Северного морского пути. Вилькицкий, переехав в Лондон, дал сибирским кооператорам ряд письменных консультаций по этому вопросу. В 1920 г. он надеялся принять участие в Белой борьбе в Крыму, но не успел: войска генерала Врангеля уже эвакуировались. Завершив работу для «Закупсбыта», Вилькицкий остался в Англии, где «…в ожидании лучших времён принялся за изучение промышленного птицеводства, отойдя от политики и перейдя в частную жизнь», а затем переселился на юг Франции, где трудился простым рабочим. По его собственным воспоминаниям, в этот период Л.Б. Красин (в 1920 – 1923 гг. полуофициальный полномочный и торговый представитель РСФСР (впоследствии СССР) в Великобритании) два раза присылал к нему своих «эмиссаров» с предложением о сотрудничестве, но оба раза Вилькицкий отклонял эти предложения.
В начале 20-х гг. из-за расцвета нэпа и появившейся в СССР относительной свободы торговли советское правительство пыталось организовать товарообменные экспедиции в устьях сибирских рек. Поскольку организаторы экспедиций (кооперативные организации) испытывали острую нужду в опытных моряках-полярниках, в 1922 г. нарком внешней торговли Л.Б. Красин в третий раз обратился к Вилькицкому с предложением участвовать в Карских экспедициях. Вилькицкий на адресованную ему телеграмму не ответил. Однако в следующем году, после общения с председателем Енисейского губернского Союза кооператоров П.М. Линицким, Борис Андреевич принял предложение советского правительства. Сам он писал об этом так:
В 1923 — 1924 гг. Вилькицкий возглавил 3-ю и 4-ю Карские экспедиции, в ходе которых были налажены экспортно-импортные перевозки между портами Западной Европы и районами Западной Сибири и положено начало ежегодной эксплуатации Карского морского пути. Однако вскоре Вилькицкий понял, что при тотальном контроле со стороны коммунистов трудно вести какую-либо плодотворную работу, надежд на скорое падение их власти не предвидится, и в дальнейшем он отказался от сотрудничества с СССР. Вернувшись во Францию, Борис Андреевич занялся птицеводством, но через некоторое время ему представился случай вновь применить свои профессиональные знания, на сей раз на службе Бельгии – в Нижнем Конго.
По образному выражению княгини З. Шаховской, отправившись в Конго, Вилькицкий «из арктического адмирала стал тропическим». Заморские колонии часто привлекали внимание русских изгнанников. Там было проще найти работу, поскольку далеко не все западные специалисты соглашались трудиться в условиях жаркого африканского климата. Русские люди не привыкли бояться трудностей, да и выбирать им, подчас, было не из чего. Центральноафриканское государство Республика Заир в 1908—1960 гг. являлось колонией Бельгии и носило название Бельгийское Конго. На его территории протекает достаточно крупная река Конго (Заир), имеющая множество притоков. Для гидрографических исследований конголезских водных путей бельгийское правительство активно привлекало русских-моряков эмигрантов. В 1928-1931 гг. Б.А. Вилькицкий работал в Конго гидрографом, но из-за того, что он плохо переносил тропический климат, ему пришлось вскоре покинуть эту страну.
Вернувшись из Африки, Б.А. Вилькицкий работал в Брюсселе бухгалтером, статистиком, давал уроки русского языка. Д.И. Дараган вспоминал:
Умер Борис Андреевич Вилькицкий в Русском доме для престарелых на окраине Брюсселя 6 марта 1961 г. О его смерти сообщили крупнейшие западные издания, посвящённые проблемам Арктики. В 1964 г. большая статья, посвящённая Б.А. Вилькицкому, вышла в советском альманахе «Летопись Севера». Одним из её авторов был Н.И. Евгенов – участник Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. В статье было справедливо подчёркнуто, что «труды Б.А. Вилькицкого и его сподвижников вернули России право на почётное место в ряду стран – исследовательниц арктических морей» (Климов В.П. Великий Северный путь. М., 1928. С. 32).
В 1996 г. (в этом году торжественно отмечалось трёхсотлетие Российского флота) прах Б.А. Вилькицкого был перенесён из Брюсселя в Санкт-Петербург, где состоялось его торжественное перезахоронение на Смоленском кладбище в семейном захоронении Вилькицких.
Семейный участок Вилькицких на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге.
Память о Б.А. Вилькицком сохранилась и на карте Российской Арктики. Пролив между полуостровом Таймыр и Землёй Императора Николая II в 1916 г. был назван проливом Цесаревича Алексея. Но это название никогда не использовалось на географических картах. С 1929 г. на морских, а потом и общегеографических картах пролив стал обозначаться как пролив Бориса Вилькицкого. В 1935 г. это название было узаконено постановлением ЦИК «О единых географических наименованиях Советской Арктики». Но в 1950 г. в первом томе фундаментального «Морского атласа» пролив впервые был назван проливом Вилькицкого. Это произошло без какого-либо правового акта. Автором инициативы выступил заместитель ответственного редактора навигационно-географического тома атласа контр-адмирал В.А. Петровский. Существует информация о том, что название пролива было «обрезано» по личному распоряжению адмирала П.С. Абанькина (в 1952 – 1953 гг. – начальника Гидрографического управления Военно-морских сил). В 1996 г. руководство Главного управления навигации и океанографии начало переписку с Роскартографией о восстановлении исторического названия пролива. Она длилась восемь лет и только в 2004 г. корректура названия пролива была опубликована в официальном документе – «Извещениях мореплавателям», на основе которых вносятся изменения в морские карты, лоции и пособия. Помимо восстановления исторической справедливости, была устранена определённая путаница, возникшая от того, что не было ясно, в честь кого из Вилькицких (отца или сына) назван пролив. В честь А.И. Вилькицкого названо семь различных географических пунктов в Арктике. Также в 1919 г. память Б.А. Вилькицкого увековечил на карте Руал Амундсен, назвав в честь него острова в заливе Терезы Клавенес (море Лаптевых, полуостров Таймыр).
Мемориальная доска на доме в Санкт-Петербурге, по адресу: канал Грибоедова, 96, в котором с 1901 по 1913 гг. жили А.И. и Б.А. Вилькицкие, установленная в 2002 г.
Автор: Н.А. Кузнецов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела военно-исторического наследия Дома Русского Зарубежья им. Александра Солженицына (Москва).