Что написал жванецкий для райкина
Россия осталась без дежурного. За что мы полюбили Михаила Жванецкого — вспоминаем шутки и монологи
В пятницу, 6 ноября, стало известно о смерти сатирика Михаила Жванецкого. Он вел юмористические программы, писал книги и шутки для театральных постановок. К 86 годам он оставил россиянам колоссальное юмористическое наследие.
Инженер-шутник
Михаил Жванецкий родился в Одессе в семье врачей. Отец служил медиком на флоте. Жванецкий и его мать в годы войны были эвакуированы и вернулись в Одессу только в 1944 году. О своем детстве сам сатирик говорил так:
«Что-то очень солнечное, пляжное… Пока не грохнула война. Дальше — поезд, Средняя Азия, школа, Победа, возвращение в Одессу».
Он окончил Одесский институт инженеров морского флота по специальности инженера-механика подъемно-транспортного оборудования портов, но именно тогда и начал свою сценическую карьеру. Жванецкий основал студенческий театр миниатюр «Парнас-2».
«Восемь лет погрузки-выгрузки, разъездов на автопогрузчике, сидения в пароходе, в трюме, в угле, когда видны только глаза и зубы. Там я мужал», — так позже рассказывал о своей первой работе Жванецкий.
Взлет с Райкиным
В 1963 году Жванецкий познакомился с Аркадием Райкиным. И через семь лет вышла программа «Светофор», которая сделала сатирика известным. Там впервые Райкин исполнил легендарную миниатюру «Авас», написанную Жванецким.
— Меня Николай Степанович, а вас?
Примерно тогда же была написана миниатюра «Век техники».
«Разница между умным и мудрым: умный с большим умом выкручивается из ситуации, в которую мудрый не попадает», — говорил Жванецкий от лица своего персонажа.
За время работы в театре с Райкиным Жванецкий написал более 300 миниатюр и монологов. В 1970 году вместе Романом Карцевым и Виктором Ильченко он основал Театр миниатюр в Одессе. А с 80-х годов Жванецкий начал писать книги, многие цитаты из которых стали крылатыми выражениями.
Все-таки как меняется наша жизнь: раньше все время чего-то хотелось, теперь все время чего-то не хочется
«Если вам говорят, что вы многогранная личность, — не обольщайтесь. Может быть, имеется в виду, что вы гад, сволочь и паразит одновременно».
«Может быть, вы не знаете, но в Одессе быстро поднятое не считается упавшим».
«Счастлив ли? В разное время на этот вопрос отвечал по-разному, но всегда — отрицательно».
Дежурный по стране
С 2002 года Жванецкий снимался в передаче на телеканале «Россия 1» «Дежурный по стране». В ней он отвечал на вопросы телезрителей. Программа выходила до 2019 года, и за это время он ответил примерно на полторы тысячи вопросов. Сам Жванецкий говорил, что ни разу программу по телевизору не смотрел.
— Женщины любят мужчин за тело или за мозги?
— Подловил. Очень точный, очень точный вопрос. Конечно, все-таки за мозги. Они же не дуры. Мозгами можно торговать до глубокой старости. Женщины — люди практичные.
Главными темами шуток Жванецкого были женщины, США, политика и, конечно, он сам.
Жванецкого приводили в пример, когда говорили о независимости и разных мнениях на телевидении. Действительно, некоторые его диалоги были довольно критичными к России. Вот, например, «Перекличка по стране».
— Ефремов, призывался в Ираке, 75 год?
— О, умер давно, еще в 76-м!
Причина смерти Жванецкого точно не известна. Представители артиста сказали, что он скончался из-за болезни. Месяц назад, 7 октября, Жванецкий заявил, что решил уйти со сцены.
Ровно год без Жванецкого. Вспоминаем творческий путь и лучшие цитаты писателя-сатирика
Ровно год назад после продолжительной болезни умер писатель, сатирик, исполнитель собственных литературных произведений, киносценарист Михаил Михайлович Жванецкий. Ему было 86 лет. Его творчество включает в себя фельетоны, репризы, миниатюры, монологи и др., самые острые высказывания из которых стали крылатыми фразами. Его произведения разбирались на цитаты и пересказывались. Это один из немногих авторов, умевший придавать мысли не только саркастическую, но и абсолютно завершенную и понятную любому человеку форму. В его зарисовках каждый узнает себя, несмотря на то, что нам, возможно, этого и не очень хотелось бы. Сегодня вспоминаем творческий путь Михаила Жванецкого и его высказывания о людях, любви и жизни.
Михаил Жванецкий родился 6 марта 1934 года в Одессе. Его родители были врачами: отец — хирургом, а мать — стоматологом. В войну отец оперировал на фронте, а сам Жванецкий с матерью были эвакуированы в Казахстан. В родной город они вернулись в 1944 году.
Будущий сатирик окончил Одесский институт инженеров морского флота, но уже со студенчества начал участвовать в самодеятельности, а также писал миниатюры и монологи для студенческого театра «Парнас-2». После института работал в одесском порту, потом инженером по подъемно-транспортным механизмам на заводе «Продмаш», затем в конструкторском бюро.
В 1963 году во время одесских гастролей Ленинградского театра миниатюр он познакомится с руководителем театра Аркадием Райкиным. А тот возьмет и включит произведения Жванецкого в репертуар театра. С Райкиным они вместе поставили программу «Светофор» с популярной миниатюрой «Авас», «Век техники» и «Дефицит». Их автором был Жванецкий.
Также Жванецкий написал известный монолог «В Греческом зале», который исполнил Аркадий Райкин.
С 1980-х Жванецкий переехал в Москву и к концу 80-х стал худруком Московского театра миниатюры. По его произведениям были созданы спектакли «Птичий полет», «Политическое кабаре», «Искренне ваш», «Моя Одесса», «Престарелый сорванец» и др. Их исполняли Роман Карцев, Виктор Ильченко и др. артисты. Михаил Жванецкий также представил ряд авторских программ: «Год за два», «Между Родинами», «Разница во времени», «Концерт №2» и др.
Лучшие цитаты Михаила Жванецкого
О жизни
«Наша свобода — это то, что мы делаем, когда никто не видит. Стены лифтов, туалеты вокзалов, колеса чужих машин. »
«Мудрость не всегда приходит с возрастом. Бывает, что возраст приходит один».
О людях
«Если вам говорят, что вы многогранная личность, — не обольщайтесь. Может быть, имеется в виду, что вы гад, сволочь и паразит одновременно».
О любви
«Лучше с любовью заниматься трудом, чем с трудом заниматься любовью».
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Новое в блогах
АРКАДИЙ РАЙКИН,ГЛАВНЫЙ САТИРИК СССР
Аркадий Райкин, главный сатирик Советского Союза.
Помню детство, когда родители редкие миниатюры Аркадия Райкина на магнитофон записывали. Ведь был смех живого зала, а не наложенный, как нынче это делают. Настоящий юмор, тонкий и без пошлости.
Аркадий родился в октябре 1911 года в Риге в еврейской семье портового бракера строительного леса и акушерки. Еще в раннем детстве семья бежала подальше от Первой мировой войны в Рыбинск, а затем в Питер. Уже во время учёбы в школе Райкин увлёкся театром, в 9 лет занимался в драмкружке, выступая на сцене.
Кстати, вместе с родителями бывал на концертах Федора Шаляпина.
В 1929 году устроился лаборантом на Охтинский химический завод, но ушёл, спустя год. Поступил на режиссерско-актерский курс театрального режиссера Владимира Соловьева. Начал брать частные уроки сценического движения у лучшего мима-эксцентрика Серебряного века — композитора и шансонье Михаила Савоярова. В 1935 году окончил Ленинградский техникум сценических искусств.
Далее был театр имени Ленинского комсомола.
Далее были роли в двух фильмах «Огненные годы» и «Доктор Калюжный» (1939).
Особого успеха эти фильмы не имели, поэтому Аркадий сосредоточил свою деятельность на поприще эстрады.
Признание пришло в том же 1939 году. Тогда Райкин стал Лауреатом первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступив с танцевально-мимическими музыкальными номерами «Чаплин» и «Мишка». Райкина пригласили в труппу нового Ленинградского театра эстрады и миниатюр, а через три года артист стал его руководителем.
Юмориста считают «русским Чарли Чаплином», эта пародия на американского комика принесла Райкину мировую славу.
Миниатюры Райкина отличались остротой, но в то же время были корректны и интеллигентны. Поклонниками его творчества были и Брежнев и Сталин. Из воспоминаний Аркадия Райкина:
Банкет по случаю 60-летия Сталина в 1939 году проходил в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца… Меня усадили за стол прямо напротив Сталина. Единственный сюжет, который мне предстояло показать, был заранее оговорен. Подбодренный взглядом юбиляра, я поднялся, отодвинул свой стул и изобразил одного из моих персонажей. Сталин смеялся, аплодировал с энтузиазмом. Затем встал, и все, кто был за столом, тоже встали. Сталин предложил тост за Райкина, и все выпили. Тут я возьми да скажи: «Товарищ Сталин, могу и других типов показать». Он вроде удивился, но кивнул. Гости уселись, а я стал показывать номер за номером. После каждого нового сюжета Сталин вставал, гости тоже хлопали в ладоши стоя. И так четырнадцать раз.
Одна из первых ролей в кино — американский корреспондент в фильме «Чкалов» 1941 года
С 1942 года, во время войны давал концерты на фронте. Тогда в советской сатире преобладал политический ракурс, направленный против фашизма. «Монолог черта» Райкина пользовался огромным успехом.
После Великой Отечественной сатира перетекла в плавный незлобный юмор, родились такие концерты, как «На чашку чая», «Где-то в Москве», «Приходите, побеседуем», «Смеяться, право, не грешно», «Человек-невидимка». В 1947-м Райкин стал заслуженным артистом РСФСР, а через 10 лет и народным.
Сила Райкина была в первую очередь в гениальном умении изображать нюансы мелкой человеческой душонки. Именно это сделало его великим артистом и сатириком.
Привечал Аркадий Райкин и молодых талантливых юмористов, пригласив в свой театр одесситов М. Жванецкого, Р. Карцева, В. Ильченко и Л. Гвоздикову. Можно сказать, он дал им дорогу в жизнь.
В 1961 году Райкин сыграл первую интермедию Жванецкого «Разговор по поводу». Через три года они вместе создали новую театральную программу «Светофор», где сатирик исполнил знаменитые миниатюры «Авас», «Дефицит», «Век техники», «В греческом зале».
Монологи Райкина и Жванецкого гениальны тем, что они базируются на актерской игре, на интонациях. Если читать Жванецкого на бумаге, то большинство написаннного кажется не смешным, но когда слушаешь в исполнении Райкина или самого Жванецкого, то эффект получается шикарный.
Любили Райкина не только в СССР, его дочка рассказывала:
– Папу неохотно выпускали за границу. Но при этом объехал все страны соцлагеря и даже был в одной капстране – Великобритании. Я всегда смеялась – «страны социалистического лагеря», но «мир капитализма». Была совершенно фантастическая история. Всем на Западе была интересна советская сатира. В 1965 году его пригласили на ВВС в Лондон. Новый телеканал они хотели открыть каким-то сюрпризом. Вот и обратились к Фурцевой с просьбой разрешить ему гастроли в Англии. Она не выпускала его, тогда англичане стали предлагать большие деньги. И тут Фурцева спросила совета у министра финансов, который уже не смог устоять перед огромными суммами.
Когда артист прилетел в Лондон, его в аэропорту Хитроу встречала огромная толпа журналистов. Первый вопрос, заданный ими: «А сколько вы получаете за концерт в СССР?» Он понял, что в вопросе кроется какой-то подвох, и ответил: «Ну, приблизительно столько же, сколько и здесь». На следующий день лондонские газеты вышли с заголовками «Райкин – самый дорогой артист мира!» Англичане придумали ход, как сделать сатиру понятной. Все 40 минут, что шло представление, в студии Райкину помогал английский актер Вилли Кэмпбел, который снимался в Москве в старом фильме «Веселые ребята» с Утесовым. Он знал русский язык. Когда надо было переводить, то он очень весело и смело это делал, не нарушая ткани выступления.
В начале 1970-х период любви властей сменился немилостью. Спектакль «Плюс-минус» по текстам Леонида Лиходеева и Михаила Жванецкого в правительственных кругах вызвал резкую критику, его пытались закрыть. Райкину советовали уйти из профессии, запретили выступать в Москве и Ленинграде.
К 1980 году благодаря спектаклю «Его Величество Театр» отношения с властями наладились, в 1980 году Райкину вручили Ленинскую премию.
Последним спектаклем великого комика стал «Мир дому твоему». В декабре 1987 года Аркадий Райкин ушел из жизни.
Кажется, что и через сто лет миниатюры Аркадия Райкина будут актуальны, и наши потомки будут так же смеяться, как и мы сейчас.
Умер Михаил Жванецкий. Вспоминаем его лучшие монологи
Миниатюры писателя всегда транслировали простую житейскую мудрость, подчеркнуто печальную, заглушаемую хохотом зрителей, у которых неизменно «резонировало» с текстами Жванецкого. Философские рассказы и притчи знаменитого одессита, народного артиста Украины и России, заслуженного мастера разговорного жанра, успокаивающе констатировали: человек смертен, мир несовершенен, если вы посмеялись над прошлым — значит, все в порядке.
«Портрет» (1969)
О себе я могу сказать твердо. Я никогда не буду высоким. И красивым. И стройным.
Как лечат стариков (1976)
Врач: «Здравствуйте, папаша».
Старик: «Здравствуйте, доктор».
Врач: «Папаша, времени мало. На что жалуетесь — и домой».
«Нормально, Григорий! Отлично, Константин!» (1979)
Пальто мне заказали с воротником. Отобрали мы у ателье это пальто. Хотели им обратно насильно вернуть. Вплоть до мордобоя, чтоб обратно забрали они это пальто себе. У меня фигура и так неважная, а в пальто в трамвай не могу войти, место уступают, без очереди пропускают, плакали вслед две женщины, которые мужей потеряли, и на воротнике такой мех, что от медведя остался, когда всю шкуру уже поделили.
«Турникеты» (1982)
В конце каждой улицы поставить турникеты. Конечно, можно ходить и так, и на здоровье, но это бесшабашность — куда хочу, туда и хожу. В конце каждой улицы поставить турникеты. Да просто так.
«Рассказ подрывника» (1984)
Ты ж смотри, какая-то плывет. вещь! Глядят все, аж. Всплыл — тротил или тол, вся в проводах, никто и не знает, они же специалисты. Как она эту баржу догнала.
«Трудности киношников» (1984)
«Я слышала, у Рейгана неприятности» (1986)
Я слышала, у Рейгана неприятности. Что ли он какие-то документы украл, а Кеннеди семью бросил, где-то пропал. И у Помпиду личную жизнь разбили — в стенгазете все описали. А Тэтчер — строгача от консерваторов… Нелегкая у них там жизнь.
«Тщательнее» (1987)
И если дома из газовой горелки вода пошла, а из водопровода — газ, ни на чьи нервы не действуем, ни до кого этот метод не доходит, кроме своего, такого же невообразимого, что у бочки греется под этот рассказ.
Государство и народ (1988)
Только в государственных столовых, как нигде, тебя накормят. «Как нигде», — кивает народ и сворачивает за угол с мешками. «Куда же ты?», — спрашивает государство через свою милицию.
«Софья Генриховна» (1990-е)
Лора! Ты моя жена. Я к тебе ничего не имею. Это твоя мать. Ты ей можешь сказать, чтоб она нашла для меня свободную минутку, достала швейную машинку и подшила мне брюки?! Ты хоть смотрела, как я хожу, в чем я мучаюсь?!
«Кто я такой, чтоб не пить?» (2009)
Нет, мол, извините, мне спиртного нельзя. Мне стакан сока. Бери водку, не умничай! Посмотри вокруг. Пенсионеры голодают. Педагоги бастуют. Молодежь без перспектив. А тебе спиртного нельзя! Пусть все передохнут, а я, значит, буду трезвым?
«Без мозгов» (2010)
Когда ты без мозгов, куда бы ты ни шел, получается вперед.
Жванецкий о встрече с Путиным (2010-е)
Лужков говорит Путину: «Может, не надо при Жванецком?»
«Оделись деревья, разделись женщины» (2010-е)
«Деньги есть, а времени нет» (2015)
Как пройти к привозу? — Идите так, как я сижу. — Вы имеете в виду лицом? — А как же? Идите, я вас буду видеть. Если вы не туда свернете, я крикну. Идите прямо, пока я молчу.
«Собрание на ликеро-водочном заводе» — экранизация миниатюры в киножурнале «Фитиль» (1988)
Товарищи! Кто водил студентов по цеху готовой продукции? Где экскурсия? Это ж уголовное дело — триста человек политехнического вуза. Мы должны их вернуть. Хоть часть. У них же родители есть.
Михаил Жванецкий родился 6 марта 1934 года в Одессе, в семье врачей, детство провел в Винницкой области Украины и в Узбекистане, где Жванецкие находились до освобождения Одессы от оккупации в 1944 году.
Выпустившись из Одесского института инженеров морфлота (ныне — Одесский национальный морской университет) со специальностью «инженер-механик подъемно-транспортного оборудования портов», он работал по профессии в морском порту, затем механиком на заводе «Продмаш», после — в Черноморском центральном проектно-конструкторском бюро Министерства морского флота СССР. Когда на гастроли в Одессу приехал Ленинградский театр миниатюр (ЛТМ), Жванецкий сумел познакомиться с его руководителем Аркадием Райкиным и показать ему свои сочинения. Райкин включил их в репертуар театра, а спустя несколько месяцев пригласил автора в Ленинград работать заведующим литературной частью. В 1969 году вышла совместная программа Жванецкого и Райкина «Светофор», в которой впервые прозвучали миниатюры «Авас», «Век техники» и «Дефицит».
В том же году широкую известность получил монолог «В Греческом зале», включенный в спектакль Райкина «Плюс-минус». В программах ЛТМ произведения Жванецкого также исполняли артисты разговорного жанра Виктор Ильченко и Роман Карцев — соратники Михаила Жванецкого со времен студенческих миниатюр в театре «Парнас-2».
В 1970-е Жванецкий работал в «Росконцерте» режиссером-постановщиком, затем перешел в литературное издательство «Молодая гвардия», потом создал Московский театр миниатюр, где по его произведениям поставили спектакли «Птичий полет» (1988), «Избранное» (1988), «Политическое кабаре» (1989), «Моя Одесса» (1994) и другие.
В 2000-е Жванецкий пришел на телевидение, в им же организованную передачу «Дежурный по стране», где год от года предоставлял публике всестороннюю аналитику происходящих в мире процессов, оформленную в фирменном стиле — верлибре, или свободных стихах, как называл этот жанр повествования автор. В октябре 86-летний артист объявил, что заканчивает концертную деятельность по состоянию здоровья.
«Ничего страшного, если над тобой смеются» Умер Михаил Жванецкий — легендарный сатирик, который знал о России все
6 ноября на 87-м году жизни умер легендарный сатирик Михаил Жванецкий. Он прекратил концертную деятельность всего за месяц до смерти — в октябре сатирик официально заявил, что больше не будет выступать. Жванецкий мог шутить над чем угодно, однако практически все его произведения объединяла мягкая ирония в адрес иррациональности и странности российской жизни. Кроме того, его можно назвать популяризатором «одесского языка» — именно благодаря произведениям Жванецкого многие узнали и полюбили его тонкости и нюансы.
Для нескольких поколений россиян Жванецкий стал не просто сатириком, а легендой и эпохой. За две недели до смерти сатирика в подкасте комика Данилы Поперечного резидент Comedy Club Гарик Харламов, который считает Жванецкого гением, рассказывал, как в юности вместе с приятелем читал миниатюры сатирика перед публикой на Арбате. Правда, сам Жванецкий к юмору Comedy Club относился иначе: «Они молодые, крепкие, мускулистые — как противовес «Аншлагу». Что-то в этом есть. Хотя я все-таки за то, чтобы о чем-то думать, а не все время об унитазе, унитазе, унитазе…»
Михаил Жванецкий родился 6 марта 1934 года в Одессе. Его родители были медиками. До войны отец работал хирургом и главным врачом больницы в поселке Томашполе в Винницкой области, а мать была там же стоматологом. В Одессу семья вернулась после освобождения города в 1944 году.
Фото: Пазий Михаил / PhotoXPress.ru
В 1956 году он окончил ОИИМФ по специальности «инженер-механик подъемно-транспортного оборудования портов». «Поступал на судостроительный, но таких, как я, брали только на механизаторский», — шутил о своем образовании Жванецкий. Еще в студенческие годы он увлекся самодеятельностью и начал писать. Свои монологи и миниатюры он нередко исполнял в студенческом театре «Парнас-2», там же выступали Роман Карцев и Виктор Ильченко, последний после учебы работал вместе с Жванецким в Одесском порту.
Фото: Пазий Михаил / PhotoXPress.ru
В 1963 году во время гастролей Ленинградского театра в Одессе Жванецкий познакомился с главным сатириком страны Аркадием Райкиным. Тот взял несколько произведений Жванецкого в репертуар театра, а вскоре пригласил его на должность заведующего литературной частью.
Райкин позже вспоминал, что «как завлит Жванецкий никуда не годился», потому что ему не хватало «дипломатичности, терпимости и элементарной усидчивости». При этом он всегда высоко ценил его литературный дар.
Фото: Пазий Михаил / PhotoXPress.ru
Во время работы в театре Райкина Жванецкий сотрудничал с Карцевым и Ильченко, он написал для них более 300 миниатюр и монологов. В Ленинграде впервые прозвучали легендарные миниатюры «Авас», «Дефицит» и «Век техники».
После ухода из театра Жванецкий вместе с Карцевым и Ильченко вернулся в Одессу и создал там театр миниатюр. Известность пришла к нему после выступления в московском театре «Эрмитаж», туда Жванецкого пригласили в 1972 году.
Самыми неприятными социальными явлениями Жванецкий считал жлобство и то, что человека всюду судят. Их же сатирик считал причиной того, что многие уехали из России. Жванецкий рассказывал, что во времена, когда его произведения запрещали, уехала женщина, которую он любил. Она звала Жванецкого с собой, но он не смог уехать из своей страны. «Меня здесь слишком много связывает: меня великая литература связывает, я здесь почувствовал успех, я почувствовал вот эту огромную связь», — говорил сатирик.
Фото: Владимир Додонов / «Коммерсантъ»
Много лет Жванецкий дружил с Аллой Пугачевой. Он считал ее гениальной и умнейшей женщиной с королевским характером. Пугачева в ответ предлагала называть Жванецкого не сатириком, а Сатиром — первое определение казалось ей неточным: «Что такое сатирик? Маленький какой-то: сати-рик… Он Сатир!» В 1991 году во время путча они пришли вместе на пляж в Одессе и устроили демонстрацию. Вместе с одесситами они исполнили «Вихри враждебные», пошагали по пляжу, а затем устроили массовый заплыв.
Писатель-сатирик Михаил Жванецкий во время выступления на своем сольном концерте
Фото: Иван Коваленко / «Коммерсантъ»
В образе Жванецкого, который никогда не старался выглядеть модным, была одна характерная деталь — потертый портфель. Еще одной неотъемлемой деталью было отсутствие галстука. Сатирик признавался, что ему нередко дарили новые портфели, которые он потом передаривал. «Чаще всего эти подарки кочуют из рук в руки, пока снова не возвращаются», — шутил он.
Фото: Игорь Зотин, Петр Носов / ТАСС
Критикуя то, что ему не нравилось в современном обществе, Жванецкий не ограничивался сатирическими монологами и миниатюрами. В 1996 году он был среди тех, кто призывал российские власти остановить войну в Чечне. Жванецкий также выступал за освобождение юриста нефтяной компании ЮКОС Светланы Бахминой и против преследования панк-группы Pussy Riot.
Фото: Пазий Михаил / PhotoXPress.ru
Жванецкого довольно часто звали пойти в политику, но он всегда отказывался. «Не могу оскорбления переносить», — объяснил сатирик в интервью Владимиру Познеру, с которым дружил много лет. При этом Жванецкий довольно резко высказывался о политической жизни современной России: «Сейчас наоборот — абсолютно одинаковые лица. Я не могу выделить никого. Сейчас бесцветность и есть цвет этого парламента. Вот он бесцветен. Правительство как всегда более цветное — там есть характеры. А в парламенте — нет. Ну, разве что Жириновский там чего-то. Но ввиду того, что он всегда голосует “за”, а говорит “против”, это несколько смазывает впечатление от его своеобразия».
Говоря о патриотизме, он с неудовольствием отмечал «трескучие шумные фразы» «профессиональных патриотов»: «Они почему-то получаются без юмора — я имею в виду профессиональных патриотов, которые работают патриотами, — они получаются без юмора и, извини меня, без секса. Они не сексуальные и без юмора. Все мрачно и серьезно — это называется у них “любовь к родине”».
Фото: Алексей Куденко / «Коммерсантъ»
Сатирик продолжал выступать до 2020 года. Весной его концерты отменили из-за коронавируса, а летом он признавался, что чувствует себя плохо и никуда не выходит. В октябре он объявил об окончании концертной деятельности, спустя месяц, 6 ноября, умер. «Причина — возраст, болезни, никакой другой причины нет», — сообщил концертный директор Жванецкого Олег Сташкевич.
Цитаты из его произведений превратились в фольклор и перестали восприниматься как авторские. «Если ты споришь с идиотом, то, вероятно, то же самое делает и он», «Алкоголь в малых дозах безвреден в любом количестве», «Ничего страшного, если над тобой смеются. Гораздо хуже, когда над тобой плачут», «Никогда не преувеличивайте глупость врагов и верность друзей», «Одно неверное движение — и ты уже отец», — эти фразы из произведений Жванецкого знакомы многим. Может быть, это и есть высшее признание таланта — не зря ведь в русском языке само понятие фольклора так тесно связано с народной мудростью.
Фото: Sasha Maslov / Aurora Photos / Legion-Media
Жванецкий был писателем-сатириком и продолжателем литературных традиций Зощенко и Чехова, которого он ценил невероятно высоко. Он часто сам выступал со своими монологами, но никогда не был юмористом в том смысле, которое создало российское телевидение. Его произведения — это не шутки о сиюминутном, которые перестают быть понятными уже через месяц, и не пародии, которые возбуждают смех похожестью на жизнь.
Сегодня некоторые говорят, что по произведениям Жванецкого в будущем можно будет изучать Россию его времени. Конечно, сатирик часто шутил на актуальные темы: например, высмеивал погоню современного телевидения за рейтингами («это не для умных, это для всех»), интерес к политической жизни других стран, нередко сопровождаемый неграмотностью в этой сфере («Я слышала, у Рейгана неприятности. Что ли он какие-то документы украл, а Кеннеди семью бросил, где-то пропал») или алкоголизм («Кто я такой, чтобы не пить?»). Однако в его сатирах остросоциальные проблемы — это не фон и не забавные детали, а вписанные в картину жизни части мозаики, из которых при желании легко сложить целое.