Что относится к частнонаучным методам изучения криминологии
5 Общенаучные и частнонаучные и специальные криминологические методики
2. Общенаучные и частнонаучные и специальные криминологические методики
Общенаучные и частнонаучные методы — как способы решения конкретных исследовательских задач. В отличие от всеобщего метода материалистической диалектики используется частнонаучные методы используются на отдельных этапах познания.
Общенаучные методы криминологии — это способы и пути исследования процессов и явлений, используемые для получения знаний в любой области. К таким методам относятся:
2) индукция и дедукция-индукция — это движение знания от единичных утверждений к общим положениям. Различают полную и неполную индукцию. В первом случае вывод о классе явлений в целом получают на основе рассмотрения всех явлений этого класса. Во втором случае вывод делается исходя из рассмотрения лишь некоторых явлений данного класса. В научной практике более часто применяется неполная индукция. С индукцией неразрывно связана дедукция, и эта связь столь же необходима, как связи анализа и синтеза. В настоящее время под дедукцией понимается доказательство или выведение следствия из посылок, совершаемое на основе законов логики и носящее достоверный характер.
4) гипотеза – (греч. hypothesis — основание, предположение), предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений, процессов. Гипотеза, должна согласовываться с установленными в криминологии научно обоснованными положениями, а также, характеризоваться обоснованной вероятностью соответствующего предположения.
Частнонаучные методы познания, используемые в криминологическом исследовании
К числу частнонаучных методов следует отнести логико-математические, включающие моделирование, факторный анализ и шкалирование, а также методы уголовной статистики (статистическое наблюдение, группировка, статистический анализ, вычисление обобщающих показателей и др.). Применение этих методов в криминологических исследованиях играет вспомогательную роль. Они помогают более глубокому осмыслению различных статистических показателей, позволяют использовать коэффициенты корреляции для установления степени связи и взаимообусловленности между различными социальными явлениями и процессами, находящимися во взаимосвязи с преступностью и ее детерминантами. Так, моделирование предполагает создание упрощенного образа изучаемого явления или процесса на основе отражения их существенных сторон (свойств). Достоинство этого метода прежде всего в том, что он, не претендуя на полное и адекватное отражение всех сторон и свойств изучаемого криминологического объекта, концентрирует внимание исследователя на наиболее важных его характеристиках и тем самым позволяет глубже проникнуть в суть предмета изучения и познать его наиболее существенные стороны. Примером самого простого отображения образа такого сложного явления, как преступность, является ее уровень, рассчитанный с учетом количеств совершенных преступлений и лиц, их совершивших, в соотношении с определенным для данной территории количеством населения.
Факторный анализ и шкалирование, будучи одними из простейших способов выражения математических зависимостей между составными частями объекта исследования, помогают решить вопрос о степени устойчивости и взаимного влияния тех или иных факторов, представляющих интерес для криминологического изучения. В частности, применяемое исследователем шкалирование позволяет выделить степень значимости того или иного признака при оценке возможных вариантов изучаемого явления.
Для оценки измеряемого качества иногда пользуются графическими шкалами. Такая шкала представляет собой отрезок прямой, разделенный на равные части и снабженный словесными или числовыми обозначениями. Исследователю в этом случае нужно сделать отметку на шкале в соответствии с его оценкой данного качества.
К специальным методам (методикам) криминологического исследования относятся уже известные в социологии и психологии методы и методики, такие, как использование статистических данных о преступности и судимости, специальное и психологическое исследование личности преступника, его тестирование, изучение различных категорий уголовных дел с последующей статистической обработкой материалов, изучение общественного мнения различных социальных общностей и групп о преступности, ее причинах и мерах борьбы с ней, проведение криминологических исследований по специальным программам, а также комплексных криминологических исследований.
12. Конкретно-социологические методы, используемые в криминологическом исследовании.
Особое место в криминологических исследованиях занимают конкретно-социологические методы, т.е. методы изучения социальных явлений в их конкретном проявлении в конкретных условиях места и времени. Этот комплекс методов включает следующие:
1) изучение документов;
2) опросы в форме анкетирования и интервью;
4) наблюдение (включенное и внешнее);
1. Изучение документов. При проведении криминологических исследований приходится изучать разнообразные документы: и статистические отчеты, и материалы уголовных дел, и заявления о преступлениях с ответами на них, и жалобы, и материалы контролирующих органов, бюро судебно-медицинской экспертизы, средств массовой информации. Изучаются также паспорта регионов, обобщенные результаты анализа социально-экономической ситуации, результаты ранее проводившихся исследований преступности и связанных с ней явлений, а также иные документы.
«Веер» предлагаемых ответов бывает открытым, когда в его конце необходимо избрать иной вариант ответа, кроме предлагаемых, и содержится просьба уточнить, что это за вариант. При закрытом «веере» дается исчерпывающий набор вариантов ответа.
В анкетах всегда содержатся контрольные, дополняющие друг друга вопросы. Поэтому нередко используются сочетания открытых и закрытых вопросов.
Как правило, в криминологических исследованиях оправдывает себя так называемый анонимный опрос, когда опрашиваемый не указывает свою фамилию и адрес. Это не исключает наличия в анкете вопросов о возрасте, поле, роде занятий и других данных, характеризующих опрашиваемого.
Анкеты сразу составляются таким образом, чтобы в дальнейшем они могли быть обработаны на ЭВМ.
Интервью представляет собой беседу с лицом, совершившим преступление, или его родственниками, или сотрудниками правоохранительных органов, а также другими лицами. Английский социолог Р. Олдфильд полагает, что интервью отличается от других видов общения следующим: это встреча лицом к лицу; это не простой обмен информацией, а разговор, которому присущи динамика и гибкость (может меняться набор вопросов или их формулировки, что-то иное); отсутствует обратимость в отношениях между участниками (один участник интервьюирует другого) R. S. Oldfield.The Psychology of the Interview. Methuen. Co. 1943. См. также: Информационный бюллетень №1 // Материалы и сообщения. М., 1967; Рабочая книга социолога. М., 1976..
В криминологических исследованиях индивидуальное интервью осужденных дает более полные результаты, чем анкетный опрос, когда выясняются мотивы и цели преступного поведения, его причины, условия воспитания и жизни, ряд других моментов. В то же время анкетный опрос бывает полезным для выявления личных позиций опрашиваемого, касающихся норм морали, права, выбора варианта поведения в конкретной ситуации, отношения с рядом лиц, если опрашиваемый не заинтересован в огласке его позиции. Тогда важен анонимный анкетный опрос.
Хорошо себя зарекомендовало так называемое коллективное интервью, когда, например, исследователь встречается с несколькими лицами (не более 10, как правило) и просит их рассказать о состоянии наблюдаемой ими преступности, изменениях в ней, результативности принимаемых мер,. причинах роста либо снижения преступности. Например, такое интервью проводится или с группой сотрудников какой-то организации, или с группой жителей определенного дома или района, или с осужденными в колонии, или с сотрудниками прокуратуры, отделения милиции. Успех приносит именно программированное интервью, в котором исследователь заранее составляет перечень вопросов и продумывает их постановку. Эти вопросы не зачитываются опрашиваемым, а задаются в непринужденной беседе. Результаты интервью записываются, как правило, после его проведения, и затем обрабатываются.
Тестирование дает возможность количественно оценить трудно поддающиеся измерению психологические качества, а также выявить те качества личности, которые сложно или невозможно определить в ходе клинических бесед или изучения письменных материалов. В криминологических работах тестирование чаще всего применяется для изучения личности преступника, мотивации преступного поведения, эмоциональных, волевых, интеллектуальных и иных особенностей преступников и потерпевших, их установок и ориентации, характера и содержания отношения с другими людьми, отношений к самому себе и т. д.
4. Наблюдение бывает нескольких видов. В криминологии область наблюдений и их варианты обладают некоторой спецификой по сравнению с наблюдением в социологическом исследовании.
Например, выделяются три основные роли наблюдателя:
2) собственно наблюдатель (в этом качестве обнаруживает себя в общении с теми субъектами, за деятельностью которых он должен наблюдать);
3) включенный наблюдатель (устраивается на работу в организацию либо находится где-то, не обнаруживая себя в качестве наблюдателя, не участвует в той деятельности, за которой наблюдает, но как бы со стороны ведет такое наблюдение) Панкратов В.В. выделяет непосредственное, включенное и косвенное наблюдение.
Что касается преступной деятельности, то теоретически можно себе представить криминолога, включающегося в преступную группу, организацию. Однако практически такое включение связано с обязательным участием в совершении преступлений. Иное грозит разоблачением исследователя и весьма тяжкими для него последствиями. Закон не предусматривает освобождение от уголовной ответственности и наказания криминолога-исследователя. Исследование не служит основанием и для непризнания соответствующих деяний преступными, как, например, в случаях крайней необходимости и необходимой обороны.
Включенное наблюдение в местах отбывания наказания связано во многом с указанными сложностями, а также с трудностями процесса конфиденциального приобретения статуса осужденного.
Полезно включенное наблюдение в качестве оперативного сотрудника правоохранительных органов, следователя, прокурора, судьи, адвоката, сотрудника исправительно-трудового учреждения. С этой точки зрения для криминолога важен опыт практической работы в правоохранительных органах, судах.
Используются другие виды наблюдений. Например, при исследовании преступности несовершеннолетних в одном из городов в качестве его участников были привлечены студенты юридического факультета. Они были почти ровесниками обследуемым лицам. И во время посещения дискотек, других мест проведения досуга, ничем не выделяясь, имели возможность наблюдать за досуговыми связями правонарушителей, взаимоотношениями между различными группировками, их поведением.
5. Эксперимент. Профессор Дюверже писал: «Экспериментирование можно определить как спровоцированное и направленное наблюдение» Duverger M. Methodes des sciences sociales. 3-me ed. Paris, Presses universitaires de France. 1964. P. 356.. В отечественной литературе эксперимент определяется «как такой метод исследования, при котором происходит последовательная фиксация и контроль за состоянием объекта, изменяющимся под воздействием некоторых факторов, управляемых экспериментатором»
Вопрос об эксперименте в социальных исследованиях, а особенно в криминологии, всегда был остро дискуссионным.
Всесторонне исследовав проблему социального эксперимента в криминологии, Н.П. Косоплечев делает вывод о возможности и необходимости его применения, но при соблюдении определенных правил. Поэтому он пишет о «криминологическом эксперименте», определяя его следующим образом:
«Криминологический эксперимент представляет собой заранее обусловленную в определенных пределах общественную деятельность в рамках закона и с соблюдением моральных норм с целью проверки гипотез о причинах и условиях совершения правонарушений и об оптимальных мерах их предупреждения для выработки эффективных форм и методов профилактики правонарушений и ее правового регулирования» Косоплечев Н.П. Методы криминологического исследования.
В криминологии область эксперимента ограничена в двух отношениях.
С одной стороны, недопустимо провоцировать преступление. Исследователь не освобождается от уголовной ответственности за соучастие в преступлении в роли подстрекателя, пособника или ином качестве. С другой стороны, меры по борьбе с преступностью должны базироваться на законе, общепринятых нормах морали и не нарушать прав и свобод, законных интересов человека и гражданина, национальных и религиозных чувств.
13. Понятие криминологического исследования. Его этапы.
Криминологическое исследование – изучение и познание законов и закономерностей развития такого комплексного негативного социального процесса, как преступность; причин и условий ее возникновения и развития, места и роли в этом процессе личности преступника, выработки оптимальных решений по предупреждению и профилактике.
Задача криминологического исследования – получение представительного материала, основанного на обнаружении глубинных, системообразующих связей между общественными отношениями.
Предмет криминологического исследования:1)преступность в целом как общественное явление;
2) отдельные категории и виды преступлений;
3) причины и условия преступлений на различных уровнях;
4) личность преступника;
5) проблема предупреждения преступности;
6) проблема криминологического прогнозирования и планирования.
Объект криминологического исследования – территориальные единицы.
Пределы исследований определяются кругом задач в связи с борьбой с преступностью.
Структура любого исследованияделится на методологический и организационный блоки.
В криминологическом исследовании имеют место сбор, анализ, обработка, интерпретация полученных сведений. При интерпретации материалов большое влияние оказывает человеческий фактор.
Методологический блок программы включает:
1) формулирование проблемы.
Проблема – дефицит информации, ощущение потребности в информации.
Наиболее актуальными проблемами преступности являются наркомания, власть и преступность, коррупция;
2) определение объекта и предмета исследования;
3) определение целей и задач исследования. Целями,присутствующими в любых криминологических исследованиях, являются: реформирование организационной структуры; требование к финансированию какой-либо группы мероприятий; законотворчества и т. д. Цели в свою очередь подразделяются. Например, цель исследования – совершенствование законодательства, а оно делится на административное, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное и иные отрасли права;
4) уточнение понятий;
5) формулирование гипотез – позволяет предположить то, что мы можем ожидать от исследования. Гипотеза позволяет избегать получения банальной информации;
6) разработка инструментария – реализация методов (опросов, документальных исследований, наблюдения, эксперимента).
Организация криминологического исследования состоит из следующих стадий:
1) создание авторского коллектива – подготовительный этап, включающий в себя:
а) изучение литературы и нормативно-правовых актов;
б) разработки инструментов; в)сбор информации;
г) изучение статистики;
д) использование зарубежного опыта;
2) анализ собранной информации – исследовательский этап;
3) внедрение полученных результатов в практику – заключительный этап, включающий в себя:
а) выступления на конференциях, форумах;
б) законотворческую деятельность;
в) изменение организационной структуры.
Изучение преступности и мер борьбы с ней состоит из трех этапов:
· подготовительного — формулирование проблемы, постановка научной гипотезы, разработка направлений исследования;
· рабочего — разработка инструментария, пробное обследование, сбор информации и т. д.;
· заключительного — формулирование выводов, составление отчетов, внедрение результатов исследования в практику.
Последовательность проведения исследовательских операций:
· общая постановка задачи;
· составление программы — построение гипотезы, определение основных направлений исследования;
· составление рабочего плана;
· разработка инструментария — подготовка анкет, опросных листов, бланков интервью и т. д.;
· уточнение (проверка) методики;
· статистическая обработка полученной информации;
· формулирование выводов и разработка конкретных предложений по результатам исследования, внедрение их в практику.
Один из наиболее важных этапов криминологических исследований — внедрение их результатов в практику. Выделяют следующие формы внедрения.
· подготовка планов социального развития, комплексных планов предупреждения преступлений и иных правонарушений, федеральной и региональной программ борьбы с преступностью, перспективных и текущих планов работы правоохранительных органов;
· подготовка законодательных предложений, ведомственных нормативных актов и других управленческих документов по актуальным проблемам противодействия преступности;
· подготовка аналитических справок, докладных записок, обзоров, методических писем и т. п.;
· проведение научно-практических конференций и семинаров, использование результатов исследований в учебном процессе;
· подготовка научных рекомендаций, предусматривающих совершенствование форм, средств и методов деятельности по противодействию преступности.
14. Программа криминологического исследования. Ее разделы.
Качество и объём получаемой в процессе исследования криминологической информации совсем во многом обусловлены организацией самого исследования.
Структура хоть какого исследования делится на методологический и организационный блок. Поиск нового обязан быть строго нацелен и, непременно, обязан быть целесообразным. Отсюда необходимость разработки программы, которая предполагает разбиение данной структуры на ряд более маленьких частей. В криминологическом исследовании наличествует сбор, анализ, обработка, интерпретация полученных сведений. При интерпретации материалов огромное влияние оказывает человеческий фактор субъективности.
Криминологическое исследование носит плановый характер, исследователь заблаговременно описывает характер и объём той информации, получение которой нужно, описывает ее главные источники.
Криминологическому исследованию предшествует подготовительный этап, а начинается оно с составления программы и плана. Программа исследования представляет собой научную базу всех осуществляемых исследовательских процедур на всех этапах исследования – сбора, обработки и анализа полученной информации, с целью получения в итоге теоретических и фактически реализуемых выводов. Программа состоит из методологического и процедурного разделов. В методологическом разделе программы формулируются:
1. мишень и задачки исследования;
2. предмет и объект;
4. ключевые понятия; описывается поставленная неувязка, указываются источники информации
Процедурный раздел программы включает описание конкретных способов и техники сбора, обработки и анализа информации, вероятных выводов и рекомендаций, способов их реализации, а также конкретный поэтапный план с указанием исполнителей и сроков выполнения. К программе прикладываются перечень литературы и эталоны методик, схем, диаграмм, анкет.
Для выполнения программы составляется план криминологического исследования, определяются этапы его проведения, нужные для проведения исследования мероприятия организационного характера, исполнители, средства материально-технического обеспечения.
В научном отношении программа исследования обязана содержать в себе теоретическую базу, т. Е. Короткое описание самой трудности на базе анализа всего уже имеющегося комплекса научных знаний, теорий, обобщения результатов ранее проведённых исследований, включающее выдвижение рабочих гипотез, т.Е. Научно обоснованных догадок, объясняющих свойства исследуемого объекта. Данные гипотезы обязаны соответствовать целям и задачкам исследования, не противоречить общей его логике. На базе имеющейся программы исследования делается разработка методических документов (методического инвентаря), с помощью которых осуществляется сбор информации (анкеты, программы интервью, программы исследования уголовных дел и пр.).
15. Преступность: понятие, признаки.
Преступность – негативное явление. Последствия от преступной деятельности распространяются на различные сферы общественных отношений: экономику, промышленность, экологию, общественную, государственную безопасность.
Преступность – явление классового общества относительно массовое, исторически изменчивое, социальное, имеющее уголовно-правовой характер, слагающееся из всей совокупности преступлений, совершаемых в соответствующем государстве в определенный период времени.
Преступность – социальное явление, потому что ее субьекты, как и лица, на интересы и отношения которых осуществляется посягательство, являются членами общества. Преступность социальна и потому, что в ее основе лежат социально-экономические законы, обусловленные совокупностью сложившихся производственных отношений и характером производственных сил. Преступность порождается причинами и условиями, носящими социальный характер.
Преступность наиболее очевидно проявляет себячерез массу преступлений, подчеркивается такой признак преступности по сравнению с отдельным преступлением, как массовость. Как правило, о массе говорят, когда число каких-то явлений (в данном случае преступлений) подлежит статистическому анализу, при котором выявляются определенные статистические закономерности.
Вот почему, когда речь идет о преступности просто как о множестве, массе преступлений, внимание акцентируется на статистическом анализе данных о ней, исследуются состояние, структура и динамика преступности.
Речь идет не просто о множественности преступлений, не связанных друг с другом, но об их сложной системе.
В криминологии наиболее распространены группировки преступлений, основанные:
1) на уголовно-правовых характеристиках: убийства (в том числе умышленные и неосторожные), уничтожение и повреждение имущества (в том числе умышленное и неосторожное) и т. п.;
2) на признаках, характеризующих субъект преступления:
а) пол: мужская и женская преступность;
б) возраст: преступность несовершеннолетних, молодежи, лиц зрелого возраста;
в) социальное положение: преступность служащих, предпринимателей, учащихся;
3) на признаках, отражающих специфику сферы жизнедеятельности, в которой совершаются преступления (политические, экономические), или более конкретной области деятельности;
4) исходящие из анализа мотивов преступных деяний: корыстные, насильственные и т. д.
К признакам, характеризующим преступность, относят следующие:
2) количественный признак(выражается в состоянии и динамике преступности);
3) качественный признак (характеризуется структурой совершаемых преступлений);
4) интенсивность (это количественно-качественный параметр криминологической обстановки на определенной территории, указывающий на уровень преступности, темпы ее роста и степень опасности);
5) характер преступности (акцентируется внимание на видах преступлений) и др.
16. Показатели (характеристики) преступности.
Основными показателями преступности являются:
1) состояние преступности – количество преступлений и лиц, их совершивших, на определенной территории за определенное время;
2) коэффициент, или уровень, преступности – общее число учтенных преступлений за определенное время и на определенной территории.
где К– уровень преступности; П– количество преступлений; Н – численность населения, достигшего возраста наступления уголовной ответственности, проживающего на территории, для которого рассчитывается коэффициент; Б – коэффициент (обычно 100,000);
3) структура преступности – раскрывается через ее внутреннее содержание – соотношение в общем массиве преступлений и преступников, различных их видов и категорий, выделенных по тем или иным правовым, криминологическим основаниям.
С этой точки зрения преступления делятся на:умышленные и неосторожные; тяжкие, менее тяжкие и т. д.; с мотивацией и без; городскую и сельскую преступность; в промышленности, торговле и т. д.; по объекту; по субъекту; по возрасту; по числу участников и т. д. Структуризация может иметь многоуровневый характер (например, сельская мужская преступность).
4) динамика преступности – изменения преступности (состояния, уровня, структуры и т. д.) во времени. Определение динамики преступности преследует следующие цели:
1) установить присущие преступности закономерности;
2) наиболее точно спрогнозировать состояние преступности на будущее.
На динамику влияют социальные факторы (революции, перевороты и т. д.), правовые факторы (введение нового УК РФ и т. д.), организационно-правовые изменения (количество милиционеров, судов, судебная практика). Ни один из вышеперечисленных факторов не является самодостаточным, все они изучаются в совокупности.
Дополнительными показателями преступности являются:
1) объем преступности – абсолютное количество преступлений, совершенных на определенной территории за определенный период;
2) характер преступности – определяется тем, какова доля наиболее опасных преступлений в структуре преступности или какова характеристика личности тех, кто совершает преступления. Он также указывает на общественную опасность преступности. Прямым показателем общественной опасности является тяжесть среднестатистического преступления, а косвенным – индекс судимости.
где D-тяжесть среднестатистического преступления; d.– сумма всех значений размера наказания, н.азначенного отдельному осужденному; p– общее число осужденных к уголовным наказаниям за год;
где Ip– индекс судимости;
p– число лиц, осужденных по приговорам, вступившим в законную силу, к условным наказаниям за определенный период и на определенной территории;
N – численность населения в возрасте 14 лет, проживающего на данной территории;
3) география преступности – различие характеристик преступности, обусловленное социальными и экономическими условиями различных регионов;
4) хронометраж преступности – у некоторых преступлений рост происходит в определенные сезоны, время суток.
17. Объем и уровень преступности. «Цена» преступности.
В криминологии принято выделять количественные и качественные показатели преступности (см. рис. 3.2). Каждый из них играет свою особую роль в оценке преступности, но, взятый в отдельности, не может дать объективного представления о ней. Только во взаимосвязи друг с другом показатели преступности могут выполнять свое криминологическое назначение с точки зрения углубления познания ее существенных сторон.