Гуцул что такое в исламе
Гуцулы — независимые жители Карпат
Гуцулы считаются субэтносом украинского народа. Издавна эти люди заселяли горные районы Карпат. Сложности существования в горах наложили отпечаток на жизнь гуцулов. Их обычаи и культура заметно отличаются от украинских.
Численность
Количество гуцулов трудно поддается определению, так как многие из них причисляют себя к украинцам. Данные переписи говорят о том, что на украинской и румынской территориях их проживает около 26 000 человек. Некоторые источники утверждают, что в США существует достаточно крупная украинская диаспора, среди которой находится около 500 000 гуцулов.
Где живут
Гуцулы населяют Закарпатский район Украины, Черновицкую, Ивано-Франковскую области. Также они есть в приграничье Румынии.
Среди гуцулов распространен украинский язык с гуцульским диалектом. Также многие говорят по-русски, так как область Карпат вместе с Украиной находилась в составе СССР.
Название
Существует несколько версий этимологии термина «гуцул». Возможно, народ получил название от осетинского «гыцыл», означающего малую часть чего-то. Это могло обозначать карпатский субэтнос, отделившийся от других племен. Есть версия, что название образовано от имени Гуц, которое затем стало нарицательным (как, например, Иванами называют русское население). Популярным вариантом происхождения термина считается его образование от румынских слов «гоц», «гуцул», что переводится как «разбойник». Этим занятием и промышляли карпатцы в древности.
История
Большинство историков пришло к выводу, что предками современных гуцулов были древние дакийские племена, населявшие карпатские горы. Позднее их остатки смешивались с другими народами, приходившими на эти земли, в том числе русинами. Впервые упоминание о гуцульском народе появляется у польских летописцев (15 век). В Средневековье Карпаты были под властью венгров, затем Галицких князей, позже — Польши, Молдавии. Находившиеся в труднодоступных местах предки гуцулов жили обособленно, были независимыми, дань князьям не платили. Гуцульщина часто подвергалась нападениям турецких войск, что также наложило определенный отпечаток на жизнь местного населения. Горный народ сопротивлялся захватчикам, показывая непримиримость врагу.
Среди гуцулов формировались небольшие отряды, нападавшие на богатые поместья. Захваченным добром нередко делились с крестьянами, что делало из разбойников национальных героев. Гуцульский фольклор насыщен преданиями о добрых разбойниках, помогавших простым людям. После присоединения Карпат к Австрии (18 век) многие жители стали расселяться по равнине. Некоторые становились подданными Российской империи. Также люди массово иммигрировали В США, Канаду, Бразилию. После киевского подданства многие из них стали причислять себя к русинам. Народ перенял многие традиции украинцев, их обычаи. Тем не менее культура гуцулов остается самобытной.
Жизнь
Горный ландшафт не способствовал развитию землепашества, поэтому исконными занятиями гуцулов были:
В основном население выращивало овец, коз, лошадей. Существует гуцульская лошадиная порода, которая представляет собой типичную горскую породу. Она известна далеко за пределами Карпат, принадлежит к мировому генофонду. Благодаря разведению коз и баранов, население было обеспечено мясом, молочными продуктами и шерстью, что имеет важное значение для жителей гор. Также был хорошо развит лесосплавный промысел. Этому способствовали горные склоны, заросшие лесами. Среди гуцулов находится множество плотников, которые умеют строить дома, делать деревянную посуду, мебель, музыкальные инструменты.
Карпатский народ издавна умел плавить металл. Среди его представителей было много оружейников, выковывающих ножи, части ружей, пистолетов, инструменты. Были развиты такие ремесла:
Внешность
Гуцулы относятся к карпатскому антропологическому виду европеоидной расы. Они считаются славянским субэтносом, но отличаются от других славянских народов более темным цветом волос и глаз. Их внешность более типична для кавказских горцев. Это люди худощавого телосложения, достаточно высокие. Большинство имеет темные, иногда черные волосы, карие глаза. Антропологи, проводившие исследования карпатского населения, выявили, что здесь преобладает темноволосое население, которое составляет 87% (данные начала прошлого века), имеющее средний рост 169 см. Тем не менее встречаются и светловолосые и светлоглазые люди с типичной славянской внешностью. Исследователи описывают гуцулов как народ с красивыми тонкими чертами лица. Они имеют длинный нос, часто с горбинкой, выразительные глаза, дугообразные брови. Для них характерны четкие скулы, небольшой рот. Большинство светлокожие, но попадаются и смуглые люди.
Жилище
Очень интересны дома гуцулов. Они довольно сильно отличаются от украинских мазанок. Это крепостеподобные строения, создававшиеся для защиты от врагов. Жилище представляет собой замкнутый комплекс из длинного прямоугольного дома и хозяйственных построек. Он называется «гражда». Стены строений образуют с забором единое целое и ограждают комплекс полностью. В стенах, выходящих наружу, нет окон. Пробраться внутрь практически невозможно, если только хозяин не откроет гостю калитку. Строения полностью деревянные, срубные, крыша покрыта досками. Дом делали с сенями, кладовой для вещей, поленницей. Одновременно такое жилье защищало от неприятеля, диких зверей, непогоды. Интерьер избы состоял из лавок, печи, шкафов для посуды, обеленного стола. Пол и стены украшали ткаными коврами, покрывалами. На полках расставляли посуду с орнаментом.
Одежда
Культура
Важным элементом гуцульской культуры является музыка. Горцы известны своими проникновенными лирическими песнями. Мягкие ритмы с переливами выражают нежность и чувственность их натуры. Традиционными музыкальными инструментами являются:
Интересный инструмент представляет собой трембита. Она выглядит как деревянная труба, сделанная из ствола дерева. Длина достигает 4 метров, диаметр — до 30 см. Она издает низкий протяжный звук, слышимый далеко в горах. В древности с ее помощью собирали людей на различные мероприятия, также объявляли тревогу. Пастухи оповещали ей о своем местонахождении. В настоящее время этот национальный инструмент включают в состав народных оркестров.
Традиции
У гуцулов существует множество интересных обычаев, пришедших из глубины веков. Это древние языческие ритуалы, сохранившиеся, несмотря на принятие христианства. На Юрьев день (23 апреля) ходили собирать колдовские травы (зелье). Вечером их раскладывали возле себя, каждого пучка касались палкой, чтобы ведьмы не тронули их. После этого укладывались спать, причем разводить костер запрещалось. Возле себя рисовали круг для защиты от нечисти. Утром шли домой с зельем, избегая по дороге людей.
Охотники проявляли уважение к зверю, которого стреляли. Убивали только для кормления семьи, никогда — ради развлечения. Считалось, что животное жертвует своей жизнью для спасения человека от голода. Охотник становился на колени перед убитым зверем, снимал шапку. Брали дубовую ветку, окунали в кровь животного, затем прикрепляли себе на шапку. Также был обычай выращивать своего домового. Это существо оберегает дом, помогает в хозяйстве. Существовало поверье, что из яйца, снесенного курицей-чернушкой, вырастет домовой, если носить его под мышкой 9 дней. Он назывался «хованец», или «служка».
Был распространен культ огня. Огнем повелевал дух, которого нельзя было злить, к нему относились с уважением. Запрещалось плевать в костер, бросать туда волосы. Если огонь в печи трещал, считалось, что придет злой человек. Если дух разгневался и жилье загорелось, нужно встать перед домом и вращать сито в противоположном огню направлении. Это задержит распространение пожара. С этой же целью можно обежать голым вокруг дома. Если же пожар случился от удара молнии, погасить его можно только молоком.
Похороны содержали множество ритуалов. Тело умершего находилось в доме два дня, каждый вечер вокруг собирались родственники, друзья. Священник читал молитвы, затем пришедшим наливали водку. В помещении нельзя было пить воду, так как душа покойного могла захотеть попить. В процессе похорон устраивали особые игры, песни и пляски. Чтобы покойник не вернулся домой, его тело проносили через черный ход вперед ногами. При этом нужно было стукнуть гробом 3 раза о порог. После этого внутри жилища бросали на пол горшок так, чтобы он разбился. На дорогу за гробом сыпали рожь.
В святочную неделю устраивали разнообразные гадания. Этот период считается временем прихода на землю нечистой силы. На печь кладут угли в количестве членов семьи и ждут, когда они погаснут. Перед этим каждый запоминает свой уголек. Чей первый погаснет, тот человек умрет первым, и так далее по мере угасания. Ночь перед Рождеством считалась самой главной мистической ночью. Все животные и вещи приобретали способность разговаривать. Домашнюю скотину хорошо кормили, чтобы животные не жаловались богу на хозяев.
Характер
Гуцулы имеют черты, присущие горцам. Это ловкость, физическая сила, напористость. Жители Карпат трудолюбивы, расторопны. Они славятся крутым нравом, могут обидеться на неосторожное слово. Вместе с тем они обладают добродушием, сердечностью. Многие из них приветливы, в общении вежливы. К гостям гуцулы проявляют хлебосольство, радушие. Некоторые путешественники замечают, что горцы малоразговорчивы, не склонны к общению с незнакомыми людьми. Однако это проявление присущей им осторожности, вырабатывавшейся веками.
Весьма интересный исторический анализ национальной принадлежности карпатских гуцулов
ГУЦУЛЬСКИЙ ТИП, ТОПОРИКИ И ТРЕМБИТА
Нельзя оставить без внимания и весьма своеобразные национальные танцы гуцулов под звуки своей дуды: на манер представителей некоторых народов Кавказа плясуны собираются в тесный круг, обнимаются и начинают таким живым кольцом скакать. Представляете себе Святослава с дружиной под Царьградом в таком дэнсе? Где, у какого славянского народа есть подобные танцы?
ГУЦУЛЫ И ПРАВОСЛАВНЫЕ
ПОЧЕМУ ОНИ ГОВОРЯТ НА СЛАВЯНСКОМ
Но почему гуцулы говорят на том же языке, что и малороссы? Этому есть до смешного банальное объяснение. Эпизодов, подобных, у человечества предостаточно. Различие в вере и вражда существовали, но кроме этого гуцулам надо было жить вместе со славянами. Тем более, что славяне были сильнее, обладали более совершенными технологиями, так что приходилось считаться с этим. То есть повседневные реалии, необходимость сосуществовать с сильными, богатыми и более технологически развитыми противниками заставили гуцулов постепенно перейти на их язык, всеми силами пытаться слиться с соперниками, чтобы те считали гуцулов своими: торговали с ними, позволяли путешествовать по своей земле, брать в жены своих женщин и так далее. Подобным образом, кстати, часто поступают этносы, преследуемые более сильным народом на занимаемой территории, они мимикрируют. Иногда растворяются без следа, иногда как потомки древних египтян, копты, выделяясь среди арабов своей христианской религией, а иногда и как гуцулы, переняв язык, но унаследовав древнюю ненависть к соперникам и гонителям.
Новое в блогах
Источник: Руська пРавда
КАКИЕ БЫЛИ НА РУСИ УКРАИНЫ?
ПРИДУМАЙ НАЦИЮ И ВЛАСТВУЙ
ПОСЛЕ РАСПАДА СССР
Власть большевиков над Малороссией и Западной Русью в 1991-м году унаследовали господа, учредившие так называемую «Территорию U». Сохранив свою власть в обмен на отказ от коммунистической идеологии, партийно-хозяйственный актив неожиданно для себя столкнулся с серьезными проблемами: у оказавшегося под его властью 50-ти миллионного населения не существовало никаких оснований считать себя единым народом. Если Совдепии удавалось сплачивать УССР демагогией и де-факто нахождением в одном, с остальными русскими, государстве, то, что могло сплотить 50 миллионов разношерстой публики и превратить её в так называемый «украинский этнос» после отделения?
ПРОЕКТ УКРАИНА – БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ
Тем не менее, официальная «Территория U» не обращала внимание на такие казусы и потому на государственные, праздничные мероприятия, на какие-то официальные церемонии всегда выпускала ряженых: вооруженных саблями одетых в традиционный казацкий костюм мужиков, с характерными запорожскими усами и чубами. Очевидно, что эти господа символизировали так называемых «шчырых украйинцив». Массовку дополняли переодетые в костюмы крестьянок бабы в венках.
Насмотревшиеся на этот спектакль тинэйджеры тут же бежали в созданные по всей «Территории U» типа исторические клубы, где их переодевали в казаков и давали помахать шашкой, попутно промывая мозги «украинским национализмом». Однако эксперимент не удался.
УКРАИНЦЫ – ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ
Когда версии «Рюриковской» и «Запорожской» истории происхождения «Территории U» одна за другой заглохли, власть стала лихорадочно искать новое идеологической ядро для «украинской нации». Срочно нужна была национальная культура, национальная история, национальная атрибутика, которую следовало предъявить народу, а то народ как-то начал уже задумываться: с какого такого хрена какие-то люди называют нас «украинцы»? В тайны новой разработки идеологов государственности «Территории U» мы, по понятным причинам, не посвящены, тем не менее, кое какую смена курса можно было наблюдать и издалека.
ГУЦУЛЬСКИЙ ТИП, ТОПОРИКИ И ТРЕМБИТА
Нельзя оставить без внимания и весьма своеобразные национальные танцы гуцулов под звуки своей дуды: на манер представителей некоторых народов Кавказа плясуны собираются в тесный круг, обнимаются и начинают таким живым кольцом скакать. Представляете себе Святослава с дружиной под Царьградом в таком дэнсе? Где, у какого славянского народа есть подобные танцы?
ГУЦУЛЫ И ПРАВОСЛАВНЫЕ
ПОЧЕМУ ОНИ ГОВОРЯТ НА СЛАВЯНСКОМ
Но почему гуцулы говорят на том же языке, что и малороссы? Этому есть до смешного банальное объяснение. Эпизодов, подобных, у человечества предостаточно. Различие в вере и вражда существовали, но кроме этого гуцулам надо было жить вместе со славянами. Тем более, что славяне были сильнее, обладали более совершенными технологиями, так что приходилось считаться с этим. То есть повседневные реалии, необходимость сосуществовать с сильными, богатыми и более технологически развитыми противниками заставили гуцулов постепенно перейти на их язык, всеми силами пытаться слиться с соперниками, чтобы те считали гуцулов своими: торговали с ними, позволяли путешествовать по своей земле, брать в жены своих женщин и так далее. Подобным образом, кстати, часто поступают этносы, преследуемые более сильным народом на занимаемой территории, они мимикрируют. Иногда растворяются без следа, иногда как потомки древних египтян, копты, выделяясь среди арабов своей христианской религией, а иногда и как гуцулы, переняв язык, но унаследовав древнюю ненависть к соперникам и гонителям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Но если гуцулы не являются нашими родственниками, как они могут быть частью наших братьев, малороссов? Надо признаться никак.
Несмотря на общий язык, это совершенно разные этносы. Поэтому разговоры об «украинском национализме», не более чем химера, с таким же успехом можно придумать и «российский национализм» или, к примеру, закавказский, подразумевая под единой нацией армян, грузин, осетин и абхазов. Бред, да и только, однако, этим бредом вскармливают так называемый «украинский национализм», выставляя совершенно чужеродный, даже враждебный этнос в качестве национального ядра «украинцев».Однозначно одно, истоки ненависти не в угрозе самостийности, а теряются в глубине веков, именно она питает этот так называемый «украинский национализм». Но, ясно и другое, перспектив у этого «национализма» нет никаких, абсолютно, так же как у Украины как единого государства. Ничего не имеем против ни гуцулов да вообще никого, но трудно жить народу, да хоть тем же гуцулам, в такой химерической общности. Вылезет всё наружу, начинает на Территории «U» народ разбираться что к чему.
В живописных украинских Карпатах, утопающих в зелени горных лесов и синеве озёр, живёт самобытный и неповторимый народ, уже не одно десятилетие вызывающий интерес культурологов и историков. Это гуцулы. Что же это за люди? Когда появился народ и что выделяет его среди множества других? Давайте получше «познакомимся» с ним.
Яркая одежда и броская вышивка, слаженные танцы и бесконечная любовь к музыке, которую они создают собственными руками, вырезая дудки из ветвей деревьев. Представителей гуцульского народа нельзя с уверенностью назвать ни украинцами, ни славянами, хотя определенные черты и схожесть всё-таки есть. О них рассказывают самые невероятные вещи, а они сами сочиняют свои лесные легенды, которые загадочны так же, как и сам этот народ.
Считается, что гуцулы принадлежат к карпатской русинской этнической ветви, а появились они в горах Карпатах на Западной Украине в VI веке. В настоящее время представители этого народа заселяют горы на территории Польши, Украины и Словакии.
Исторически сложилось так, что этнические группы гуцулов были разделены. Одни принадлежали территории Польши, другие – Украине, третьи – Венгрии. Были поселения на территории Австрии и Румынии. Именно это стало причиной некоторых изменений в традициях и даже разговорном наречии, несмотря на общую национальную основу.
Традиционно гуцулы занимались скотоводством, пчеловодством, лесным промыслом. Учитывая болотистую и горную почву мест проживания народа, земледелие не стало основным их занятием.
Национальной одеждой гуцулов являются шляпа и жилетка, дополняющие основную одежду. Зимой их заменяют шапка и куртка из овчины. Все элементы одежды щедро украшены вышивкой. Даже в современное время гуцульские семьи хранят национальные наряды, оставшиеся у них, а сейчас даже становится популярным надевать их в праздничные дни.
И всё-таки первое, что заметит тот, кто побывает на Гуцульщине – это их песни. С раннего детства горные просторы вдохновляют гуцулов на песни и интерес к музыке. Даже в литературе часто встречается упоминание о гуцульском пастухе с «очеретяной сопилкой» (камышовой дудочкой), который в песне признается в любви. Из ивы гуцулы делают тилинки – трубки без отверстий, на которых часто играют во время праздников.
Легендарным музыкальным инструментом гуцулов считается трембита – огромная труба из дерева, обернутая покрытием из бересты. Трембиты нередко могут быть длиною от 3 до 4 метров, а звук её нельзя спутать ни с каким инструментом. В давние времена она служила своеобразным горном, который оповещал на всю округу о произошедшем важном событии – как о свадьбе или рождении ребенка, так и о похоронах.
Свадебные традиции гуцулов тоже интересны и самобытны. Во время сватовства важным атрибутом являлись полотенца («рушники»), на которых родные невесты вышивали определенные символы. Подношение рушников считалось магией, объединяющей молодых. Гости на свадьбу всячески старались украсить свой наряд. К изначально обильно расшитым рубашкам и жилеткам добавляли букетики цветов и листьев.
Среди гуцулов немало превосходных резчиков по дереву (нередко этим они занимаются с раннего детства), гончаров, ткачей. Туристы, приезжающие в эти края, встречают обилие выставленных на продажу уникальных сувениров из кожи и металла, сделанных руками коренных жителей.
Национальная кухня гуцулов отличается разнообразием, а женщины зачастую превосходные хозяйки. Как правило, они живут большими семьями, а потому встречать вернувшихся с работы мужа и сыновей принято сытно и вкусно. Деруны, лепешки на овечьем молоке, гуцульский борщ, грибные заливки… В изготовлении выпечки часто используется не пшеничная, а кукурузная мука. Восточные славяне, привыкшие к более «лёгкой» еде, отмечают, что гуцульские блюда очень калорийные и даже порой излишне жирные. Но учитывая тяжелую работу в лесу и на реках, это прекрасный способ восстановления сил.
На сегодняшний день в Украине проживает около 22 тысяч гуцулов. Бытует мнение, что именно они считают себя настоящими этническими украинцами. Возможно, в чём-то они правы. Ведь даже через много веков они сумели сохранить свои традиции и обычаи, гордятся национальными костюмами и родным краем. А именно эти черты народа – залог его долголетия на огромной карте мировых национальностей. А потому, возможно, и через несколько сотен лет в Карпатах по-прежнему будет звучать громкая мелодия гуцульской трембиты…
как русины гуцулами стали
Но взор его острей не стал,
И клюв его прямой, как прежде.
И благородством не блистал.
Не ярче стала и одежда…
Распад СССР больно отразился на Гуцульщине
В незалежной Украине Гуцульщина переживает упадок экономики… опять массовая эмиграция населения… опять горцы вернулись к натуральному хозяйству. Массовая неконтролируемая вырубка лесов привела к изменениям ландшафта местности. Возродились многие старинные и порой совершенно дикие обычаи. Гуцулы насторожены к любой власти в долине, а следовательно, всегда может возникнуть гуцульское движение со своей структурой, лидерами и даже с «силами самообороны». Сейчас им по духу жёсткий украинский национализм. Память крепко цепляется за прошлое, когда их роль была слишком значимой Современная Украина скатывается к феодализму: целые провинции отданы для «кормления» олигархам, с их венными дружинами, называемые батальонами, неподконтрольными центральной власти.
Падение Украины может и продолжаться. Гуцулам знакомы и привычны родо-племенные отношения и нищета жизни. Песни гуцула, исполняемые под сопилку при свете ватры (костра) протяжны и грустны…
«Гей-гей! Вівці мої, вівці й ти, сивий баране, хто буде вас випасати, як мене не стане?»
Мирный, вроде бы гуцул, но не следует забывать и о том, что воспитан на русофобии средствами массовой информации, которой он верит, поскольку других пока нет.
Следует помнить и о том, что в 1943-1953 гг. гуцулы составляли фашистские ударные подразделения («железные сотни») Украинской Повстанческой Армии (УПА) и Организации Украинских Националистов (ОУН). В данной главе мы коснулись одного национального пласта современной Украины, а их множество. Только среди «западенцев», которых на востоке и в Российской Федерации считают поголовно «бандеровцами», есть карпатские русины, бойки, лемки, покутяне, гуцулы. Надо было, создавая независимое украинское государство хорошо подумать, чтобы многонациональное общество было относительно гармоничным.
Украина – страна, не слоёный пирог,
Создавать её заново сложно…
Не нашли мудреца, что построить бы мог,
А глупцу доверять невозможно!
Ведь у каждого слоя ментальность своя,
Путь развития долгий, особый…
На наречиях разных они говорят,
Чуть не так – закипают от злобы.
Разложить бы слои, чтоб красиво легли,
Развивались бы в ней гармонично.
Но лепили её кое-как, как могли…
Сикось-накось, и всё – не логично!
И стонала страна от родильных потуг,
Иностранцы у ней – акушеры.
Тот хватался за меч, тот хватался за плуг,
Причиняя ей боли без меры.
И название дали по месту жилья –
Хаты с краю, ну, знать – «Украина»!
Опекали враги, доверять им нельзя…
А ведь верят, признаться, поныне!
И лежала она много лет под Литвой:
Может сотню, а может быть больше.
С телом крепким, больной головой,
Бунтовала и билась под Польшей!
И взмолилась к сестре (по соседству жила):
«Помоги, дорогая сестрица!
Я устала, по правде сказать, чуть жива.
Я хочу к тебе снова прибиться.
И слои поднялись, и « качают» права,
И в Европу полезли оравой!
Снова стала больной у страны голова,
И свободной не стала держава!