Что определяют правила технической эксплуатации
orgperevozok.ru
Технология транспортных процессов
Новое
Популярное
1. Общие положения
Утверждены
Приказом Минтранса России
от 21 декабря 2010 г. № 286
ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее — Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 169, № 28, ст. 2884; 2007, № 46, ст. 5554; 2008, № 30 (ч. I), ст. 3597, № 30 (ч. II), ст. 3616, № 52 (ч. I), ст. 6249; 2009, № 1, ст. 21).
2. Настоящие Правила устанавливают систему организации движения поездов, функционирования сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава, а также определяют действия работников железнодорожного транспорта при технической эксплуатации железнодорожного транспорта Российской Федерации общего и необщего пользования (далее — железнодорожный транспорт).
3. Настоящие Правила обязательны для выполнения всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы (оказывающие услуги) для пользователей услугами железнодорожного транспорта, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, а также работы (услуги), связанные с ремонтом железнодорожного подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, охраной объектов железнодорожного транспорта и грузов, и их работниками (далее — работники железнодорожного транспорта).
4. Техническая эксплуатация сооружений и устройств путевого хозяйства осуществляется в соответствии с приложением № 1 к настоящим Правилам.
5. Техническая эксплуатация технологической электросвязи осуществляется в соответствии с приложением № 2 к настоящим Правилам.
6. Техническая эксплуатация устройств сигнализации, централизации и блокировки железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с приложением № 3 к настоящим Правилам.
7. Техническая эксплуатация сооружений и устройств технологического электроснабжения железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с приложением № 4 к настоящим Правилам.
8. Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава осуществляется в соответствии с приложением № 5 к настоящим Правилам.
9. Организация движения поездов на железнодорожном транспорте осуществляется в соответствии с приложением № 6 к настоящим Правилам.
9.1. Единая система видимых и звуковых сигналов для передачи приказов и указаний, относящихся к движению поездов и маневровой работе, а также типы сигнальных приборов, при помощи которых эти сигналы подаются на железнодорожном транспорте, устанавливается Инструкцией по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации в соответствии с приложением № 7 к настоящим Правилам.
9.2. Правила движения поездов и маневровой работы устанавливаются Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации в соответствии с приложением № 8 к настоящим Правилам.
9.3. Эксплуатация объектов инфраструктуры, железнодорожного подвижного состава и организация движения на участках обращения скоростных и высокоскоростных пассажирских поездов со скоростью от 140 до 250 км/ч включительно осуществляется в соответствии с Инструкцией по эксплуатации объектов инфраструктуры, железнодорожного подвижного состава и организации движения на участках обращения скоростных и высокоскоростных пассажирских поездов со скоростью от 140 до 250 км/ч включительно согласно приложению № 9 к настоящим Правилам.
9.4. Составление техническо-распорядительных актов железнодорожных станций осуществляется в соответствии с приложением № 10 к настоящим Правилам.
Что устанавливают и определяют ПТЭ?
• устанавливают систему организации движения поездов;
• устанавливают систему функционирования сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава;
• определяют действия работников железнодорожного транспорта при технической эксплуатации железнодорожного транспорта Российской Федерации общего и необщего пользования.
Настоящие Правила обязательны для выполнения всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы (оказывающие услуги) для пользователей услугами железнодорожного транспорта, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, а также работы (услуги), связанные с ремонтом железнодорожного подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, охраной объектов железнодорожного транспорта и грузов, и их.
1.2. Общие обязанности работников организаций железнодорожного транспорта.
(ПТЭ раздел III п.11-15)
Работники железнодорожного транспорта обязаны подавать сигнал остановки поезду или маневрирующему составу и принимать другие меры к их остановке в случаях, угрожающих жизни и здоровью людей или безопасности движения. При обнаружении неисправности сооружений или устройств, создающей угрозу безопасности движения, работники железнодорожного транспорта должны немедленно принимать меры к устранению неисправности, а при необходимости к ограждению опасного места для устранения неисправности.
Требования к рабочим местам работников железнодорожного транспорта, вверенным им техническим средствам и порядок их содержания определяются работодателями с учетом требований трудового законодательства Российской Федерации и положений настоящих Правил.
Работники железнодорожного транспорта должны соблюдать правила и инструкции по охране труда, пожарной безопасности, установленные для выполняемой ими работы.
Право доступа на локомотивы, в кабины управления моторвагонными поездами, к специальным самоходным подвижным составам и другим подвижным единицам, к сигналам, стрелкам, аппаратам, механизмам и другим устройствам, связанным с обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также в помещения, откуда производится управление сигналами и такими устройствами, имеют работники железнодорожного транспорта, должностные обязанности которых предусматривают возможность их нахождения на указанных объектах. Иные лица на указанные объекты не допускаются.
Управлять подвижными единицами, сигналами, аппаратами, механизмами, другими устройствами, связанными с обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также переводить стрелки имеют право только уполномоченные на это работники железнодорожного транспорта во время исполнения служебных обязанностей.
Работники железнодорожного транспорта, проходящие стажировку, могут допускаться владельцем инфраструктуры к управлению подвижными единицами, сигналами, аппаратами, механизмами, а также к переводу стрелок и к другим устройствам, связанным с обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, только под наблюдением и личную ответственность работника, непосредственно обслуживающего эти устройства (или управляющего ими) и за которым закреплен работник, проходящий стажировку.
Право на управление подвижными единицами подтверждается свидетельством (Приказ МПС России от 11 ноября 1997 г. N 23Ц).
Лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и работники, выполняющие такую работу и (или) подвергающиеся воздействию вредных и опасных производственных факторов, проходят за счет средств работодателей обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона N 17-ФЗ).
Работники железнодорожного транспорта общего пользования, которые осуществляют производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой (в соответствии с Перечнем профессий работников), производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте общего пользования проходят обязательные предрейсовые или предсменные медицинские осмотры, а также по требованию работодателей медицинское освидетельствование на установление факта употребления алкоголя, наркотического средства или психотропного вещества.
Работники, не прошедшие аттестаций, не допускаются к выполнению определенных в настоящем пункте работ.
1.3 Ответственность работников железнодорожного транспорта за безопасность движения.
(ПТЭ раздел III п.11, 15 последний абзац)
Работники железнодорожного транспорта в соответствии со своими должностными обязанностями обеспечивают выполнение Правил технической эксплуатации, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Контроль за соблюдением работниками Правил технической эксплуатации железнодорожного транспорта осуществляют уполномоченные лица организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей, выполняющих функции работодателя по отношению к таким работникам.
Не допускается исполнение обязанностей работниками железнодорожного транспорта, находящимися в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения. Лица, обнаруженные в таком состоянии, немедленно отстраняются от работы.
2. Соблюдение условий габарита.
2.1 Понятие о габарите приближения строений.
(ПТЭ раздел IV п.19, раздел II).
Обозначаются габариты буквами С и Сп.
Сооружения и устройства железнодорожного транспорта от железнодорожной станции примыкания до территории промышленных и транспортных предприятий должны удовлетворять требованиям габарита приближения строений С, установленного нормами и правилами.
Сооружения и устройства железнодорожного транспорта, находящиеся на территории и между территориями промышленных и транспортных предприятий, должны удовлетворять требованиям габарита приближения строений Сп, установленного нормами и правилами.
Габариты приближения строений С и Сп должны соблюдаться у всех эксплуатируемых железнодорожных путей общего и необщего пользования, сооружений и устройств, ранее приведенных к указанным габаритам.
Не допускается нарушать габариты приближения строений при проведении любых ремонтных, строительных и других работ, за исключением случаев полного закрытия движения по пути, габарит которого нарушается, на период проведения работ.
2.2 Понятие о габарите железнодорожного подвижного состава.
|
На железных дорогах России применяются габариты подвижного состава: |
Пространство между габаритом приближения строений С и габаритом подвижного состава Т, а также между подвижным составом, находящимся на смежных путях необходимо для того, чтобы подвижной состав при поперечном смещении или наклоне не мог задеть какие-либо части сооружений и устройств. Смещение и наклон подвижного состава могут быть вызваны нарушениями в содержании пути, а также боковыми колебаниями подвижного состава на рессорах.
2.3 Понятие о габарите погрузки. На каком расстоянии должны располагаться грузы около железнодорожного пути?
( ПТЭ раздел IV п.21, раздел II)
Погруженные в железнодорожный подвижной состав грузы, контейнеры с грузом или порожние должны быть размещены и закреплены в соответствии с техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.
Для проверки правильности размещения грузов на открытом железнодорожном подвижном составе в местах массовой погрузки (на железнодорожных путях общего и необщего пользования, в морских и речных портах, на железнодорожной станции перегрузки) устанавливаются габаритные ворота.
Выгруженные или подготовленные к погрузке около железнодорожного пути грузы должны быть уложены и закреплены так, чтобы габарит приближения строений не нарушался.
Грузы (кроме балласта, выгружаемого для путевых работ) при высоте до 1200 мм должны находиться от наружной грани головки крайнего рельса не ближе 2,0 м, а при большей высоте не ближе 2,5 м.
2.4 Минимальное расстояние между осями смежных железнодорожных путей на перегонах и станциях.
Расстояние между осями железнодорожных путей на перегонах двухпутных линий на прямых участках должно быть не менее 4100 мм.
На трехпутных и четырехпутных линиях расстояние между осями второго и третьего железнодорожных путей, на прямых участках, должно быть не менее 5000 мм.
Расстояние между осями смежных железнодорожных путей на станциях:
на прямых участках, должно быть не менее 4800 мм;
на второстепенных железнодорожных путях (железнодорожные пути стоянки железнодорожного подвижного состава, железнодорожные пути грузовых дворов) и железнодорожных путях грузовых районов не менее 4500
Допускается до реконструкции путевого развития действующих станций сохранять расстояние между осями смежных железнодорожных путей менее установленного ПТЭ, но не менее 4100 мм, а также сохранять при расположении главных железнодорожных путей на станциях крайними, расстояние между ними 4100 мм.
Расстояние между осями железнодорожных путей, предназначенных для непосредственной перегрузки грузов, контейнеров из вагона в вагон, может быть допущено 3600 мм.
Горизонтальные расстояния на кривых участках между осями смежных железнодорожных путей и между осью железнодорожного пути и габаритом приближения строений на перегонах и станциях устанавливаются соответствующими нормами и правилами.
3 Перевозка негабаритных грузов.
3.1 Какой груз называется негабаритным и сверхнегабаритным? Зоны и степени негабаритности груза.
( Инструкция ДЧ-1835 от 2001г.)
Груз, превышающий очертания габарита погрузки по горизонтали, называется негабаритным. В зависимости от того, на какой высоте от УГР груз выходит за габарит погрузки, установлены зоны негабаритности, а в зависимости от того, на какую величину груз выходит за габарит погрузки, в каждой зоне установлены степени негабаритности:
Кроме того, для определения условий пропуска грузов верхней негабаритности на двухпутных линиях дополнительно введена условная зона совместной боковой и верхней негабаритности на высоте от 4000 мм до 4625 мм.
Груз, превышающий предельные очертания всех зон негабаритности, а также выходящий за габарит погрузки в нижней зоне ниже 480 мм и в верхней зоне выше 5300 мм, называется сверхнегабаритным.
Сверхнегабаритность может быть в любой зоне: нижней, боковой или верхней.
Сверхнегабаритность, находящаяся на высоте более 5300 мм, называется вертикальной.
3.2 Что включает в себя «индекс негабаритности груза».
(Инструкция ДЧ-1835 от 2001г.)
Для информации машиниста и других работников, связанных с безопасным пропуском поездов, в натурном листе (в графе 8 и рядом с номером поезда) указываются сведения о негабаритности груза.
Для этого применяется индекс негабаритности, состоящий из 5-ти знаков:
Таким образом, каждая цифра индекса негабаритности обозначает степень негабаритности в соответствующей зоне. Сверхнегабаритность в любой зоне обозначается цифрой 8.Отсутствие негабаритности в любой зоне отмечается цифрой 0 в соответствующем знаке индекса. Пример: Н2200, Н2210, Н8480.
3.3 Меры безопасности при перевозке негабаритных грузов.
(Инструкция ДЧ-1835 от 2001г, ИДП прил. №3 п.3)
Пропуск поездов с грузами больших степеней негабаритности требует принятия особых мер безопасности (снижение скорости, закрытие встречного движения и т.д.). Такие поезда пропускают, как правило, преимущественно по 1-путным участкам с соблюдением дополнительных условий.
К основным условиям безопасности относятся:
Контрольная рама |
Такие вагоны нельзя ставить в длинносоставные поезда;
3) Машинистам выдают предупреждения, если требуются особые условия следования поезда;
4 Техническая эксплуатация сооружений и устройств
4.1 Требования ПТЭ к элементам ж.д.пути, размещению и техническому оснащению обслуживающих подразделений путевого хозяйства.
( ПТЭ Приложение 1 п.1, 2)
Все элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение и искусственные сооружения) по прочности, устойчивости и состоянию должны обеспечивать безопасное и плавное движение поездов со скоростями, установленными на данном участке.
Размещение и техническое оснащение обслуживающих подразделений путевого хозяйства владельца инфраструктуры и владельца железнодорожных путей необщего пользования должны обеспечивать выполнение работ по текущему содержанию и ремонту железнодорожного пути, сооружений и устройств для выполнения заданных размеров движения поездов с установленными скоростями.
4.2 Что такое план железнодорожной линии? Требования ПТЭ к плану станционных путей.
( ПТЭ Приложение 1 п.6)
Станции, разъезды и обгонные пункты, а также отдельные парки и вытяжные пути должны располагаться на прямых участках.
В трудных условиях допускается размещение их на кривых радиусом не менее 1500 м.
В особо трудных условиях допускается уменьшение радиуса кривой до 600 м.
4.3 Требование ПТЭ к продольному профилю станционных путей.
(ПТЭ Приложение 1 п.4, 5)
Например, если h=5 м, а L=1000 м, то уклон составит:
Обозначается 5 %0, это значит что на каждые 1000м пути подъем или спуск происходит на 5 м.
Железнодорожные станции, разъезды и обгонные пункты должны располагаться на горизонтальной площадке.
принятия мер против самопроизвольного ухода вагонов или составов (без локомотива), но не круче 0,010 в обоих случаях.
Для предотвращения самопроизвольного ухода вагонов или составов (без локомотива) за пределы полезной длины путей на станциях предусматривают дополнительные меры безопасности:
• продольный профиль вновь построенных и реконструированных приемо-отправочных путей, на которых предусматривается отцепка локомотивов от вагонов и производство маневровых операций, проектируется вогнутого (ямообразного) очертания с одинаковыми отметками высот по концам полезной длины путей.
• в необходимых случаях для предупреждения самопроизвольного ухода вагонов на другие пути и маршруты приема, следования и отправления поездов должно предусматриваться, соответственно, устройство предохранительных тупиков, охранных стрелок, сбрасывающих башмаков, сбрасывающих остряков, сбрасывающих стрелок, применение стационарных устройств для закрепления вагонов.
Во всех случаях должны быть обеспечены условия трогания с места поездов в пределах установленной весовой нормы и условия удержания поездов вспомогательными тормозами локомотивов.
4.4 Требование ПТЭ к ширине рельсовой колеи.
(ПТЭ Приложение 1, п.9)
Ширина колеи на более крутых кривых должна быть:
В этих случаях, на более крутых кривых ширина колеи принимается:
Порядок устранения отклонений, превышающих указанные значения, устанавливается, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
Ширина колеи менее 1512 мм и более 1548 мм не допускается.
Нахождение и курсирование железнодорожного подвижного состава предназначенного для использования на путях общего пользования, по путям не соответствующим указанным нормам не допускается.
4.5 Расположение рельсовых нитей в колее по уровню относительно друг друга.
(ПТЭ Приложение 1, п.10)
Верх головок рельсов обеих нитей пути на прямых участках должен быть в одном уровне. Разрешается на прямых участках пути содержать одну рельсовую нить на 6 мм выше другой в соответствии с требованиями норм и правил.
При прохождении кривых участков пути возникает центробежная сила, стремящаяся опрокинуть подвижной состав, вызвать его сход с рельс. Для компенсации действие этой силы наружный рельс возвышают на определенную высоту h.
Владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования на кривых участках железнодорожного пути, в зависимости от радиуса кривой и скоростей движения устанавливается возвышение наружной рельсовой нити.
Величины допускаемых отклонений в уровне расположения рельсовых нитей на прямых и кривых участках пути устанавливаются нормами и правилами.
4.6 Устройство стрелочного перевода.
В состав стрелочного перевода входят собственно стрелка, крестовина с контррельсами, соединительная часть, расположенная между ними, и переводные брусья.
Стрелка направляет движущийся подвижной состав с прямого пути на боковой путь или с бокового пути на прямой. Стрелка включает в себя два
рамных рельса, два остряка, предназначенные для направления подвижного состава на прямой или боковой путь, и переводной механизм.
Рамными называют рельсы, к которым прижимаются остряки.
Остряки соединяют друг с другом поперечными стрелочными тягами, с помощью которых один из них подводится вплотную к рамному рельсу, в то время как другой отводится от другого рамного рельса на расстояние, необходимое для свободного прохода гребней колес.
Крестовина состоит из сердечника, двух усовиков и желобов. обеспечивает пересечение гребнем колес рельсовых головок, а контррельсы направляют гребни колес в соответствующие желоба при прохождении колесной пары по крестовине. Точка пересечения продолжения рабочих граней сердечника крестовины называется ее математическим центром, а самое узкое место между усовиками — горлом крестовины. Угол а, образуемый рабочими гранями сердечника, называется углом крестовины.
Соединительная часть перевода, лежащая между стрелкой и крестовиной, включает в себя прямой участок и переводную кривую. Радиус этой кривой зависит от угла крестовины: чем меньше угол, тем больше радиус. Переводы с меньшими углами крестовины допускают более высокие скорости движения поездов. Стрелочные переводы крепят с помощью специальных башмаков, подкладок, шурупов и костылей к переводным брусьям или железобетонным плитам, которые укладывают на балластную призму.
4.7 Какие марки крестовин могут иметь стрелочные переводы?
(ПТЭ Приложение 1, п.14)
Стрелочные переводы на железнодорожных путях общего пользования должны иметь крестовины следующих марок:
Применение вновь перекрестных стрелочных переводов и глухих пересечений допускается только с разрешения владельца инфраструктуры.
Централизованные стрелки на железнодорожных путях общего пользования в зависимости от климатических и других условий оборудуются устройствами механизированной очистки или снеготаяния.
4.8 Неисправности стрелочных переводов, с которыми ПТЭ не допускает их эксплуатацию.
(ПТЭ Приложение 1, п.15)
Не допускается эксплуатировать на железнодорожных путях общего и необщего пользования стрелочные переводы и глухие пересечения, у которых допущена хотя бы одна из следующих неисправностей:
разъединение стрелочных остряков и подвижных сердечников крестовин с тягами;
на прочих станционных путях
понижение остряка против рамного рельса и подвижного сердечника против усовика на 2 мм и более, измеряемое в сечении, где ширина головки остряка или подвижного сердечника поверху 50 мм и более;
•
расстояние между рабочей гранью сердечника крестовины и рабочей гранью головки контррельса менее 1472 мм;
• расстояние между рабочими гранями головки контррельса и усовика более 1435мм;
•
излом остряка или рамного рельса;
• излом крестовины (сердечника, усовика или контррельса);
разрыв контррельсового болта в одноболтовом или обоих в двухболтовом вкладыше.
Вертикальный износ рамных рельсов, остряков, усовиков и сердечников крестовин и порядок их эксплуатации при превышении норм износа устанавливаются соответствующими нормами и правилами.
4.9 Железнодорожные переезды. Их классификация и ограждение сигналами.
(ПТЭ Приложение 1, п.23, 24, 25, II)
Железнодорожные переезды в зависимости от интенсивности движения железнодорожного и автомобильного транспорта делятся на четыре категории. По месту расположения переезды подразделяются:
Железнодорожные переезды подразделяются на регулируемые и нерегулируемые.
К регулируемым относятся железнодорожные переезды, оборудованные устройствами переездной сигнализации, извещающей водителей автотранспортных средств о подходе к переезду поезда, обслуживаемые дежурными работниками.
К нерегулируемым относятся железнодорожные переезды, не оборудованные устройствами переездной сигнализации, которые не обслуживаются дежурными работниками.
Железнодорожные переезды, обслуживаемые дежурным по переезду, должны быть оборудованы устройствами поездной радиосвязи, телефонной связью с ближайшей станцией или постом, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией, связью с диспетчером поездным.
Исправное содержание и работа переездной сигнализации, автоматических шлагбаумов, аппаратуры управления и контроля устройств заграждения железнодорожных переездов обеспечивается, владельцем инфраструктуры.
Железнодорожные переезды должны иметь типовой настил и подъезды, огражденные столбиками или перилами.
На подходах к железнодорожным переездам должны быть установлены преду
Дата добавления: 2018-05-10 ; просмотров: 5501 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ