Что находится в аду
Как выглядит настоящий ад в реальности – что такое 9 кругов ада и что говорит Библия
9 кругов ада, что это на самом деле
Религиозные убеждения гласят — ад это место в которое попадают грешники дабы нести мучения. Об описании ада, практически все религии сходятся. В каждой из них описывается суд на котором взвешиваются душевные поступки.
В чем заключается ад в разных верованиях:
Принято считать, что ад это место расположена ближе к земному ядру.
Разделен он на 9 кругов, иначе можно сказать этажей и чем ниже этаж тем больше мучаются души. В древние времена верили, что извержение вулканов — это доказательство нахождения под землей ада, а кратеры — это вход в него.
По Данте в аду находятся следующие круги:
Люцифер в аду
Как уже было сказано, владыка ада находится на самом последнем кругу. А как выглядит дьявол в аду? Известно, что после падения, самый красивый ангел потерял свою привлекательность. Его наказали рогами, лицом со шрамами на лице, крыльями.
Однако часто упоминается и другой облик. Его внешность ассоциируют с инфернальным козлом. У него устрашающий вид, голову венчают огромные рога, крепкие челюсти и желтые глаза.
Возможно ответу на вопрос как выглядит Люцифер в аду мы обязаны христианству. Именно здесь он приобрел внешности бога-сатира. В его описании есть большие крылья, копыта и рога. Данте описывал дьявола как чудовище с несколькими пастями. В своем кругу ада он вечно мучает самых больших предателей.
Встретить Люцифера в виде козла можно на фресках или иконах. На них он восседает в центре, а души грешников его окружают.
Ад в реальности
Существует много фото как выглядит ад и рай, но наверняка точного описания никто не даст. Однако в истории были случаи, когда люди после состояния клинической смерти утверждали, что побывали в страшном месте.
Религии сходятся в том, что люди не просто тело. Душа покидает его и продолжает существовать в другом мире. В зависимости от того, как человек прожил свою жизнь, его душа отправляется в светлое место или в преисподнюю.
Это несколько примеров того, как выглядит ад в реальной жизни по описанию тех, кто там побывал:
Описание ада в религиях
В разных религиях ад описан по своему. Например изучая информацию о том, как выглядит ад по библии можно понять, что он описан как что-то невидимое и подземное. Согласно церковным преданиям после смерти с 9 по 40 день душу знакомят с порядками в аду и показывают, что его ждет если он окажется грешным на суде божьем.
Первое описание ада дает пророк Исаия. Но в этом отрывке ад показан не как место в котором наказывают. Его описывают как склад с ветошью, но в этом случае вместо ветоши тут находятся люди.
Как выглядит ад, ислам описывает иначе. В Кур’ане сказано, что ад это огромное, черное и отвратительное место в котором зловоние и страшные звуки. Неверующих туда бросают как дрова в топку. Каждый, кто туда попадет, будет страдать от сжигающего огня, скорпионов, змей и холода. В этом месте мучаются не только душой, но и телом и страданиям нет конца, перерыва или привыкания.
Заключение
Не столь важно является ли ад порождением нашего сознания или это реальный потусторонний мир. Личное дело каждого, воспринять его как догму религиозного характера или как философское определение. Однако описание явно дает понять, что именно ждет грешников в этом месте после смерти.
Смотрите также видео с рассказами людей, побывавших в аду:
Что нас ждет в аду
Есть у человека такое свойство — любопытство. Читаешь книжку, а тянет не откладывать и сразу заглянуть в финал. Или что взять с ребёнка, которому очень хочется знать, что подарят на Новый год или день рождения? Вроде бы всему своё время. Твоё от тебя никуда не денется. Но так порой охота знать наперёд.
Ещё есть пословица «Знал бы, где упасть, соломки подстелил бы» — тут уже прагматизм.
А в вопросе «что нас ждёт в аду» есть и то, и другое. Грешники интересуются — правда ли муки на том свете так страшны, что пора каяться, или там есть «щадящие» условия для тех, кто грешил, но не сильно? Да и не все считают себя праведниками, а потому просто хотят знать наперёд, что же там, за чертой смерти.
В Библии упомянуты два разных места: темница ад и огненная геенна
Описывает ли Библия, что происходит в аду? Это может показаться странным, но нет. Священное Писание вообще вскользь касается этой темы:
«Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога».
Подобные цитаты — всё, что есть в Священном Писании на об аде. Из них не составить никакого чёткого представления. Усложняет все и то, что в Библии есть целых четыре слова, которые у нас ассоциируются с адом:
Хадес — с греческого — царство мёртвых. Евреи называли его шеол. Известно, что находится он под землёй, и там темно. Причём мы должны учесть, что вкладывали в текст греческие авторы. Хадес — это не ад, где мучаются грешники. Хадес — это царство всех мёртвых, где правит бог Аид.
Геенна огненная — это местность Гэй бен-Ином в Иерусалиме
В христианстве хадес — место предварительного заключения грешников, а не вечных мук.
Также мы можем утверждать, что хадес — не пламенеющая бездна. Об этом написано в Апокалипсисе:
Преисподняя — другой перевод слова «шеол» (хадес).
Тартар — ещё один отголосок греческой мифологии. Так называли темницу для высших существ. В синодальном переводе её называют «адский мрак»:
«Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания».
Геенна — уже не восходит к греческой мифологии. Это местность. Там, как утверждают, язычники сжигали детей. В Библии геенна — место, куда низвергнут грешников после последних событий в жизни нашего мира:
«Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?»
То есть, по Библии, ад — это тёмное подземелье.
Так что точно утверждать можно лишь то, что ад тёмен и не вечен. Там души грешников томятся до страшного суда, а уже после будут освобождены, чтобы их судьбу окончательно решили высшие силы.
Пытки ада подробно изложены в исламе, другие религии на них акцент не делают
Но не только Библия — источник информации об аде. Например, у шумеров есть история о том, как богиня любви Инанна сошла в ад. В этом мифе особое внимание уделяется центральному месту ада — некому дворцу, куда ведёт семь врат.
В Библии тоже говорится о вратах:
«И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».
В исламе ад — однозначно огненный:
«Желанием их будет выйти из Огня, но никогда им из него не выйти, им — вечные мученья».
Часть ветвей индуизма и многие восточные учения не считают ад — конкретным местом мучения грешников. Просто душа может в разных жизнях бывать в лучших мирах, чем нынешний, и в тех, что хуже него.
Любой мир ниже уровнем — это ад по отношению к текущим реалиям. Ну, а демоны там в них, сковородки, пламя — всё может быть, ведь фантазия Творца безгранична. И коль человек смог это всё представить, Всевышний обязательно это уже создал.
Христианские апокрифы тоже не описывают существование в аду
В христианской традиции есть несколько сюжетов о сошествии в ад таких важных фигур, как Иисус Христос и Иоанн Предтеча. Об этих событиях нам не сообщает Библия. Информация о них известна из апокрифических источников.
Сошествие во ад — популярный сюжет, хотя он взят не из Библии
На самом деле боги, герои и люди, побывавшие в аду, — это типичный мифологический сюжет. Нет ничего удивительного в том, что ранние христианские тексты заимствовали его.
Современное богословие осторожно относится к этим источникам. К тому же они не содержат подробностей о том, что же ждёт грешника в аду. Из примечательных деталей можно выделить пару фактов из рукописи «О сошествии Иоанна Предтечи во ад»:
Но в целом это довольно сомнительные и малоинформативные источники для нас.
По ряду причин нельзя полагаться на свидетельства переживших клиническую смерть
Газеты, журналы, а ныне и интернет пестрят сообщениями о том, что люди видели после смерти, — разумеется, клинической. Очнулся восьмидесятилетний дедушка где-то в Северной Каролине и заявляет: «Я был в аду, ужаснулся. Но мне дали последний шанс. Теперь решил — попаду я в рай. Начинаю жить праведно».
Каждый имел возможность если не читать, то хотя бы слышать об этих историях. Так почему бы не собрать эти сведения и не записать их, чтобы узнать, как выглядит ад, а как рай?
Есть несколько причин.
Такие исследования уже проводились. Раймонд Моуди — известный западный исследователь загробной жизни посвятил её изучению немало трудов и лет жизни. Самая известная его книга «Жизнь после жизни» — одна из попыток анализа свидетельств тех, кто «вернулся с того света».
Раз есть готовая работа, то почему все не признали вклад Моуди в качестве официального описания загробного мира? Ну, хотя бы потому, что аналогичные состояния его пациенты смогли достичь в состоянии гипноза и в тёмной комнате перед зеркалом. А раз умирать не обязательно, может ли это быть жизнью после смерти? Может, всё-таки, игра психики?
Описания обычно расходятся. Люди редко сходятся в деталях описания загробного мира. Часто он сильно отличается у людей разных культур и образований.
Деревенская бабушка описывает встречу с родными, священник видит святых и ангелов, молодой человек описывает, как отделился от тела и наблюдал за собой со стороны. Даже пресловутый свет в конце туннеля все описывают по-разному.
Люди на пороге смерти могут видеть похожий образ туннеля просто потому, что где-то о нём прежде слышали.
Отсюда несколько предположений:
Так что доверять этим свидетельствам мы не можем, но и опровергнуть тоже.
Похожее состояние можно достичь в полусне. Есть такое понятие в психологии — осознанное сновидение. Это пограничное состояние между сном и бодрствованием. Оно отличается крайней реалистичностью, но демонстрирует все те чудеса, которые мы видим во сне.
Научно доказано, что выход души из тела чаще всего — грёзы в особом состоянии сознания
Российский исследователь Михаил Радуга называет это состояние термином «фаза». Он неоднократно научным образом, без мистики и эзотерики, доказал, что фаза доступна любому человеку при пробуждении и засыпании.
Иногда погружение в неё происходит спонтанно. Так что если человек описывает встречу с пришельцем, ангелом или выход из тела со слов «я уже лёг спать» или «я только проснулся», то с вероятностью 99,9% — это история о фазе, а не о реальном чуде.
В полусне человек может иметь удивительные и очень реалистичные переживания
Нельзя исключать, что при клинической смерти человек проваливается именно в такое состояние психики. Оно, как сон, воспроизводит все его ожидания и представления, но высокий уровень реалистичности не даёт усомниться в том, что это правда происходит.
Подробнее об психологических исследованиях Михаила Радуги можно прочесть на его официальном сайте.
Есть свидетельства только тех, кто вернулся. Мы не можем однозначно утверждать, что свидетельства тех, кто пережил клиническую сметь, — это описание того же, что видят те, кто уже не вернулся с того света.
Загробные видения — это то, что видят ещё живые люди, просто близкие к смерти. Насколько это далеко от ощущений и опыта умершего нам не скажет никто потому, что мёртвые не говорят.
Идея о вечных муках в аду возникла в Средневековье для устрашения грешников
Если мы про христианство, которое проповедовал Иисус Христос, то да, к этому учению такое представление действительно не имеет ни малейшего отношения. Если же мы говорим обо всей традиции, то именно в ней нужно искать корни представлений о том, как в аду всё ужасно.
Немало ошибок человечества, правда? И, как видим, и Церковь их совершила в те годы немало.
Лишь в XX веке папа римский Иоанн Павел II найдёт достаточно сил, чтобы попросить прощения у всего мира за грехи Церкви.
Но вернёмся к ошибкам. Мы не должны идеализировать ни эпоху, ни людей, даже если они богословы и священнослужители. Одна из промашек средневековой Церкви — это идея манипулировать людьми, запугать их ужасами ада, дабы страхом понудить исповедовать христианскую веру.
Ужасы ада взяты не из Библии, а порождены недобросовестными проповедниками Средневековья (картина И.Босха)
Немало людей в те годы крестились не по своему искреннему духовному побуждению, а с теми мыслями, с какими мы сегодня, например, оформляем медицинскую страховку. Много ли проку от такой веры?
Увы, Средневековье — не лучший период в истории Церкви. Насильно обращённые мусульмане и иные иноверцы, инквизиция, политизированные священники. Список мог бы выйти длинным.
Ад стал жупелом — чего не должно было быть. Обращал ли Христос кого-либо силой? Требовал ли Моисей от фараона сменить веру? Нет.
Сегодня ситуация иная. Разумные проповедники перестали пугать паству ужасами посмертной жизни и честно отвечают, что ничего о ней не знают, так как в Библии на эту тему ничего нет.
Это книга о другом — о взаимоотношениях с Богом. Именно любовь к Всевышнему, а не эгоистичное желание спастись может быть достойным стимулом для принятия веры.
Бог неспроста скрыл от человека подробности жизни в аду, для нас это лишние знания
Но почему Бог затронул так много тем в Священном Писании, но не уделил хотя бы страницы описанию ада? Не уж-то забыл? Конечно, нет.
У нас нет причин сомневаться в памяти Всевышнего. Он дал людям все инструменты и знания, которые нужны для того, чтобы воплотить Его замысел.
Если человечеству требуется какая-то новая информация, то мы всегда можем убедиться, что можем её получить, — своим опытом. Так люди совершают научные и даже простые, житейские открытия.
Добродетель здесь и сейчас — в этом задача христианина, а не в мыслях о посмертном существовании
Это то, что нужно нам для деятельности в своей сфере, — сфере жизни. А от лишнего Господь нас избавил, и если Он так сделал, значит, имел на то веские причины.
В самом деле, если дети прямо сейчас играют в «классики», стоит ли им рассматривать правила «вышибалы»? Не лучше ли оставить на потом всё то, что способно отвлечь от текущей задачи.
Человеку и так сложно вести праведную жизнь в гармонии с окружающим миром. А что бы было, если бы каждый из нас прямо сейчас погрузился в мысли о своём дальнейшем существовании? Какой прок пребывать в нынешнем?
Скажем, пришёл к Вам друг, а сам только и говорит о том, что через полтора часа пойдёт в гости к кому-то другому, и как там будет весело, и чем они займутся. Стоило ли приглашать такого неблагодарного приятеля?
Конечно, нет. Так и жизнь даётся, чтобы прожить её, а не торопиться на тот свет. Туда опоздавших не будет.
Нам полезно заняться своей нынешней жизнью, ибо именно такую цель поставил перед каждым человеком Господь.
Что находится в аду
Ад (геенна) – 1) замкнутая пространственная область, обособленное место присутствия демонов, загробного пребывания и мучения душ нераскаянных грешников; после всеобщего воскресения мертвых, Страшного Суда ад станет местом мучения диавола, всех его ангелов и нечестивых людей, не удостоенных райских селений; 2) внутреннее состояние грешников, характеризуемое чувством богооставленности, одиночества и мук; 3) адовы силы — лукавые духи. (см.: Рай и ад: два места или два состояния?).
Следуя учению Православной Церкви, после посмертного частного суда человек находится в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, или в ожидании страха вечных мучений. Совершенное блаженство, как и полные мучения, начнутся после Страшного Суда. До Страшного Суда возможны изменения в состоянии душ в аду, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и молитв, как учит об этом св. Марк Эфесский. Неизреченная благость и человеколюбие Божье распространяется и на людей пребывающих в аду. Прощение грехов после смерти подается по благодати Божьей при содействии людских молитв.
Понятия «Рай» и «ад» могут интерпретироваться как результат действия нетварной Божественной благодати. Святые отцы учат, что рай и ад существуют не как юридическая награда и наказание со стороны Бога, но связывают эти понятия с понятиями здравия и болезни человеческой души.
Здоровые, то есть очистившие свою душу от страстей, испытывают на себе просвещающее действие божественной благодати, испытывая в ее действиях блаженство, описание которого превосходит возможности человеческого языка. Они соединяются с Богом, восходят в Богопознании из меры в меру, достигают обожения.
Больные, пренебрегшие очищением от страстей ощущают опаляющее действие благодати, ибо они отвергли Божественную любовь, презрели дар прощения грехов, исцеления души от страстей и познания Бога, эгоистически замкнулись в себе самих, не возжелали жизни в соединении со Святым Богом. Так наказаны будут грешники не потому, что Бог хочет их погибели, но они сами «погибают за то, что не приняли любви истины для своего спасения» ( 2Сол.2:10 ).
В Библии слово «ад» встречается 17 раз.
Будут ли муки грешников вечными?
В настоящее время учение о конечности мук нераскаянных грешников, имеющих быть осужденными на грядущем Страшном Суде, имеет немало последователей.
В отличие от учения Церкви о вечности адовых мучений оно строится не на прямых библейских свидетельствах ( Мф.25:46 ), а на интерпретации косвенных фактов.
В своё время воззрение об ограниченности «вечных» адских мучений отстаивал Ориген. Затем сочувствие этой идее выразил святитель Григорий Нисский. Впоследствии названное учение нашло себе отклик в умах большого количества «верующих». В наше время отдельные авторы артикулируют его как одно из допустимых направлений христианской мысли (см. подробнее: Вечны ли адские муки?).
В первую очередь концепция об ограниченности адских мучений строилась на своеобразно истолкованном учении о Божественных свойствах. Считалось, что Вседержитель, желая спасения всем без исключения людям, как Всеведущий, Любящий, Милосердный и Всемогущий, непременно найдёт надлежащее средство и избавит всех беззаконников от греховности, после чего введёт их в Небесное Царство, присоединив к сонму святых.
На совершенно чёткое Божественное заверение о вечности будущих мук они ответили доводом, что прилагательное «вечные» (муки) должно интерпретироваться не в смысле «бесконечные», а в значении «продолжительные», но всё же ограниченные рамками времени.
V Вселенский Собор, оценив оригенизм как учение ложное, не соответствующее духу Писания, осудил вместе с тем и гипотезу Оригена об ограниченности «вечных» мучений. Святитель же Григорий Нисский, отчасти поддержавший мнение Оригена, не подвергся осуждению ни на этом, ни на последующих Соборах. Более того, он был заслуженно признан Вселенской Церковью как один из наиболее выдающихся церковных писателей. В свою очередь некоторым это дало повод думать, что и импонировавшая ему идея о конечности мук соответствует истине.
Между тем, при всём уважении к авторитету Нисского святителя, его частное богословское мнение об ограниченности будущих мучений было раскритиковано целым рядом великих отцов.
В отношении сопряжения учения о всемогуществе и премудрости Бога с учением о неизбежности всеобщего спасения (независимо от того, как тот или иной человек осуществляет свою земную жизнь), отцы Церкви объяснили, что не Бог, а сам грешник, отклоняющий себя от пути в Царство Небесное, станет виновником своих будущих бед. И это не войдёт в противоречие с совершенствами Божества.
Что касается интерпретации «вечности» будущего века в значении не бесконечного, но ограниченного периода, отцы противопоставили этому соображению своё: если признать будущий век за ограниченный, то ограниченным необходимо будет признать и блаженство святых; но это суждение прямо противоречит свидетельству Откровения о том, что радости праведников не будет конца.
Один из двенадцати анафематизмов (восьмой) из чина торжества Православия, признанного Церковью, ясно указывает, что те, кто дерзают отвергать вечность мучений посмертного воздаяния, подлежат анафеме.
В чем будут состоять мучения грешников в аду после Страшного Суда?
В отличие от иконографических образов и книжных миниатюр, сложившихся и утвердившихся на территории Руси в XVI-XVII вв., представляющих будущие муки грешников в свете ярко выраженного натурализма, Святое Евангелие сообщает об адовых муках в куда более сдержанных, однако не менее проникновенных символических формах.
В то время как изображения названного периода демонстрируют такие ужасающие картины, как повешение грешников за ребра, хребты, языки, жаренье их на адовых вертелах, уязвление змеями, избиение демонами посредством молотов, колотушек, горение в огненной реке, Евангельские символы в основном сводятся к огню неугасимому ( Мк.9:44 ), червю неумирающему ( Мк.9:46 ), тьме кромешной, внешней ( Мф.8:12 ), плачу и скрежету зубов ( Мф.25:30 ).
В действительности ни Евангелие, ни Православная иконография не предполагает буквальной, грубо-чувственной интерпретации этих образов. Именно поэтому они и называются символическими, что, впрочем, не делает их менее страшными, ведь так или иначе речь идёт о вечных адовых муках.
Раскрывая Евангельские символы, святоотеческое богословие представляло их в таком свете: под горением в огне следует подразумевать угрызения совести, под червем — проявление неуврачеванных страстей, под тьмой внешней — богооставленность, а под скрежетом зубами — ожесточение, вызванное недостатком или отсутствием любви.
При этом, конечно, и само положение грешников, подразумевающее тесное соседство с омерзительными демонами, будет являться одним из острейших факторов мук. Кроме того мучение грешников будет отягощаться и тем пониманием, что оно не завершится ни через сто, ни через тысячи лет. (см.: Для чего Бог создал людей, имеющих мучиться в аду?)
Если ад, согласно утверждению святителя Иоанна Златоуста, упразднен благодаря победе Христа, то не значит ли это, что ада, как места посмертного пребывания грешников, больше не существует?
В огласительном слове святителя Иоанна Златоуста на Святую Пасху действительно выражена мысль, которую иногда понимают в том смысле, что ада, как особого места мучений грешников, больше не существует, так как он «упразднился», «был поруган», «умертвился» и «был связан» в результате победы Христа (см.: Слово огласительное на Святую Пасху).
Однако такая интерпретация слов святителя не подтверждается ни догматическим учением Церкви, ни иконографической традицией, ни литургической практикой. Хотя ад и действительно был побежден Искупителем, и в этом нельзя сомневаться, однако это не означает, что его больше нет.
С победой Мессии над адом он перестал быть неизбежным местом посмертного обиталища душ усопших, но не перестал существовать. Души нераскаянных грешников сходят во ад и поныне, в связи с чем, собственно, верующие, молясь за усопших, просят Бога: «преше́дшую ду́шу во а́дово дно не отри́ни» (Последование по исходе души от тела).
Добавим, что с победой Христа изменились и некоторые условия пребывания грешников в аду: по крайней мере многие из нынешних обитателей ада получают отраду благодаря молитвам за них со стороны ближних; а часть грешников, по молитвам Церкви, имеет возможность обрести прощение и наследовать Царство Божье.
Именно в этом смысле и следует понимать слова Иоанна Златоуста.
Важно понять, что вечные муки – не кара разгневанного Божества, а итог внутреннего самоопределения человека.
Валерий Духанин
…Что безрассуднее или безумнее, как говорить: «Довольно для меня избежать геенны; а чтобы войти в Царство, о том не забочусь». Избежать геенны уже значит войти в Царство, равно как лишиться Царствия значит идти в геенну. Писание не говорит нам о трех странах. Но что же говорит? Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей… и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую ( Мф.25:31,33 ).
Не сказал о трех чинах, но один чин справа, а другой слева, и отделил пределы их, по селениям их, сказав: пойдут сии, то есть грешники, в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф.25:46 ), и праведники воссияют, как солнце ( Мф.13:43 ).
преподобный Ефрем Сирин
Не Бог виновник ада и вечных в нем мучений, а сами грешники. Не будь нераскаянных грешников, и ада не будет. Господь очень желает, чтоб не было грешников, за тем и на землю приходил. Если Он желает безгрешности, то, значит, желает и того, чтоб никто не попал в вечные муки. Все дело за нами. Давайте же сговоримся и уничтожим ад безгрешностью. Господь будет рад тому; Он и открыл об аде для того, чтоб всякий поостерегся попасть туда.
святитель Феофан Затворник
Ад невозможно сделать привлекательным, поэтому дьявол делает привлекательной дорогу туда.
святитель Василий Великий
Держи ум твой во аде, и не отчаивайся.
старец Силуан Афонский
Ад возмущает совесть, поскольку мы представляем себе жизнь в аду, жизнь, обреченную на бесконечные мучения. Но именно жизни в аду нет, есть только бесконечная и вечная смерть; а смерти там некого жалить, потому что в аду нет живого. Оттого и сказано: «Смерть! где твое жало? ад, где твоя победа?» ( Ос.13:14 ); ( 1Кор.15:55 ). Ад существует вечно не как состояние какой-либо мучащейся жизни, а именно как «воскрешение суда», т. е. именно как акт окончательного отделения от жизни, коему праведным судом Божиим суждено на веки его необходимое последствие – логическое и жизненное – смерть. Ад не есть какое-либо субстанциальное бытие, чрез само себя существующее. Он существует лишь чрез Божий суд и в этом суде; сам же в себе он пуст и призрачен. В нем есть беспредельное страдание. Но не забудем, что это – страдание не того, что живет вечно, а того, что некогда жило, страдание, не совершающееся во времени и не пребывающее в сверхвременной действительности (ибо в аду нет ничего сверхвременного), а страдание, уже совершившееся в тот последний роковой миг, когда данное существо своим преступлением и праведным Божиим судом навсегда извержено во «тьму внешнюю».
Вечность ада есть вечность мига. Не живший во Христе во времени, в конце времен на веки извергнут «во тьму внешнюю», в сферу, абсолютно чуждую Христу и, стало быть, чуждую жизни. Перед очами Всеединого вечно действителен этот решающий миг со всей его беспредельной мукой. Мне кажется, что в этом смысле и должно разуметь тот «огнь вечный», о котором говорит Евангелие. Но, с другой стороны, этот миг, вечно памятный, навеки забыт, ибо ад оставлен за бытием. Нет реального существа, которое в нем мучится, – есть только мятущиеся призраки.
Евгений Трубецкой «Смысл жизни»
Дорога в ад спускается полого.
Клайв Льюис
Для того, чтобы попасть в ад, не всегда нужны благие намерения: иногда достаточно просто оставаться самим собой.
прот. Максим Козлов
Самое печальное, когда люди видят в Боге угрозу — как будто Он только и ищет предлога ввергнуть их в ад. В реальности дело обстоит ровно наоборот — это человек только и ищет загнать себя в ад, Бог только и ищет того, как его перехватить по дороге.
Сергей Худиев
Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви! Любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников и веселит собою соблюдших долг свой. И вот, по моему рассуждению, таково гееннское мучение, — оно есть раскаяние.
прп. Исаак Сирин
Не может Бог не быть,
И все в огне Его любви, и огнь
Один для всех; но аду Бог есть ад.
С.С. Аверинцев
Почему существует ад?
Один из самых естественных вопросов сомневающегося – почему существует ад? Если Бог есть Любовь, почему Он обрекает грешников на вечные мучения?
Ответ, на этот кажущийся неразрешимым вопрос, на самом деле не так сложен. Самое главное здесь вот что: христианство пришло в мир вовсе не с вестью о том, что существует ад. Нет, ад – темное царство мертвых – известен почти всем дохристианским культурам. Своим же Воскресением Христос открыл людям тайну жизни, а не смерти – тайну Рая.
К сожалению, наши представления об аде и рае далеки от христианских. Слово “ад” у многих современников вызывает в памяти картинки из журнала “Крокодил” советских времен: сковородки, бока которых жадно лижут языки адского пламени; грешники, страдающие в кипящем масле на этих сковородках, и рогатые черти, немилосердно тычащие грешников. Смею утверждать, что картины эти, при всей своей наглядности, имеют мало общего с христианским пониманием вечных мук.
И если говорить об образах, то я бы предложил обратиться к… современному отечественному кино! В одной из последних картин Валерия Тодоровского “Страна глухих” есть сцена, прекрасно передающая христианский нерв ощущения ада.
Для тех, кто не видел фильм, поясню: главная героиня – молодая девушка. Ее любимый парень – азартный игрок – должен огромную сумму денег. Рискуя жизнью, девушка собирает для любимого необходимую сумму, но он (игрок же!) перед тем как вернуть долг, решает еще раз попытать счастья. И… вновь проигрывает все до копейки.
А дальше потрясающая по силе и проникновенности сцена: ни одного упрека, ни одного слова обвинения, все, что пытается сделать девушка – это успокоить любимого. Она говорит, что он не должен расстраиваться, что деньги – это не главное, что она еще заработает. Главное, они любят друг друга, поэтому все будет хорошо.
В ответ парень “взрывается” и начинает гнать от себя девушку. Он кричит, что не может находиться рядом с ней, что ему больно от осознания того, что он – последняя сволочь – проиграл заработанные ею деньги, а в ответ от нее – ни слова упрека, а только обещание любить его, что бы он ни натворил. Но такая любовь выше его сил, так как он не может быть с ней, ощущая свою подлость! Ему БОЛЬНО ОТ ЕЕ ДОБРОТЫ, и он ее прогоняет.
Конечно, дальше ему станет только ЕЩЕ БОЛЬНЕЕ. Прогнав любимую, он будет всю жизнь мучиться, потому что такая любовь – одна и на всю жизнь. Но, согласитесь, трудно в этой ситуации обвинить девушку, упрекнуть ее в том, что именно она обрекает парня на мучения…
Этот образ, на мой взгляд, вполне по-христиански описывает ощущения души грешника, встречающей Бога – Того, Кто есть Любовь. Любовь, которая обжигает, но без которой нет жизни. Так человек, просидевший долгое время в темной комнате и отказывавшийся выходить к свету, неизбежно слепнет, когда солнечные лучи впервые касаются его лица. И кто виноват, что на постоянный призыв выйти на улицу, к свету, он отвечал отказом. А глаза, тем временем, потеряли способность воспринимать свет, то есть жизнь. Поэтому именно сам человек обрекает себя на вечную тьму, вечное мучение.
И все же – повторю еще раз – христианство – это Благая Весть (греч. Евангелие) о Жизни, а не смерти. И все, что требуется от нас, это открыть дверь и выйти к свету, пока не поздно. Время у нас еще есть.
Притча. Три часа в аду
Как-то раз один больной утратил терпение и стал просить Господа избавить его от нестерпимых болей. Страждущему явился Божий Вестник и сказал:
– Необходимо, чтобы ты прожил на земле еще один год, дабы твоя душа очистилась болезнью. Если тебе это кажется трудным, то Преблагой Господь дает тебе возможность взамен провести три часа в аду. Итак, выбирай.
– Я предпочитаю провести три часа в аду, – не задумываясь, ответил больной, полагая, что год испытаний на земле мучительней.
Поместив душу больного в ад, Ангел сказал:
– Через три часа я вернусь.
Оказавшись один, несчастный испугался. Со всех сторон доносились ужасающие крики и вопли. В темноте он различил мучащихся и горящие глаза бесов. Прошло время. Больной ждал появления Ангела с минуты на минуту, но тот все не приходил. Ему показалось, что прошел уже целый век. Утратив всякую надежду на спасение, несчастный начал стонать и рыдать. Но вот чудесный образ Ангела снова показался в аду.
– Что с тобой, человек? – спросил он.
– Я не знал, что Ангелы лгут, – прошептал полумертвый больной. – Ты обещал забрать меня через три часа, а прошел целый век нестерпимых мучений.
– О чем ты говоришь, человек? Прошел всего лишь один час, и ты должен пробыть здесь еще два.
– Нет! – взмолился тот. – Я больше не выдержу! Забери меня отсюда. Пусть лучше я буду годами мучиться на земле!
– Пусть будет по-твоему, – согласился Ангел. – Преблагой Господь смилостивится над тобой.
С этими словами больной очнулся и с радостью увидел, что снова находится на своем одре. Милосердный Господь да дарует нам силы с терпением, без ропота переносить все жизненные обстоятельства. А когда наших сил будет недостаточно, пусть поддержит нас и укрепит наш дорогой Ангел Хранитель.