Что мы называем литературой сформулируйте и запишите определение термина
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Литература» в других словарях:
Литература — Содержание и объем понятия. Критика домарксистских и антимарксистских воззрений на Л. Проблема личного начала в Л. Зависимость Л. от социальной «среды». Критика сравнительно исторического подхода к Л. Критика формалистической трактовки Л.… … Литературная энциклопедия
ЛИТЕРАТУРА — это управляемое сновидение. Хорхе Луис Борхес Литература это новости, которые не устаревают. Эзра Паунд В чем разница между журналистикой и литературой? Журналистику не стоит читать, а литературу не читают. Оскар Уайльд Правду сказать, мы знаем… … Сводная энциклопедия афоризмов
ЛИТЕРАТУРА — (фр. litterature, от littera буква). Словесность, письменность, совокупность письменных и устных памятников слова, принадлежащих известному народу. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛИТЕРАТУРА вообще… … Словарь иностранных слов русского языка
ЛИТЕРАТУРА — (латинское lit(t)eratura, буквально написанное), произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература). Чаще под литературой понимают художественную литературу… … Современная энциклопедия
ЛИТЕРАТУРА — ЛИТЕРАТУРА, литературы, жен. (лат. litteratura). 1. Вся совокупность письменных и печатных произведений того или другого народа, эпохи или всего человечества в целом; письменность, в отличие от устной словесности. Древнерусская литература. 2.… … Толковый словарь Ушакова
литература — ы, ж. littérature <лат. litteratura. 1. Письменность. 20 е гг. 18 в. Бирж. 161. Письменность. Даль. Вся совокупность письменных и печатных произведений того или иного народа, эпохи или всего человечества в целом; письменность, в отличие от… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Литература — словесность, письменность. Литераторъ писатель, словесникъ. Ср. Литература служитъ воплощеніемъ всѣхъ духовныхъ силъ страны, и ежели ея нѣтъ, то это значитъ, что духовныя силы находятся въ отсутствіи или лежатъ глубоко подъ спудомъ. Салтыковъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
литература — ЛИТЕРАТУРА, беллетристика, устар. словесность, разг., пренебр. чтиво ЛИТЕРАТУРНЫЙ, писательский … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ЛИТЕРАТУРА — ЛИТЕРАТУРА, ы, жен. 1. Произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение. Научная л. Мемуарная л. Художественная л. Древнерусская л. 2. Письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза,… … Толковый словарь Ожегова
Литература
Литература это один из основных видов искусства — искусство слова. Термином «литература» обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением; различают литературу техническую, научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Однако в обычном и более строгом смысле литературой называют произведения художественной письменности.
Термин литература
Термин «литература» (или, как говорили раньше, «изящная словесность») возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 веке (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которые ныне обозначают стихотворные произведения).
Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое, появившись в середине 15 века, сравнительно быстро сделало «литературную» (т.е. предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и господствующей; раньше искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление «поэтического» действия средствами особого «поэтического языка» («Поэтика» Аристотеля, древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока).
Литература (искусство слова) возникает на почве устной народной словесности в глубокой древности — в период формирования государства, которое с необходимостью порождает развитую форму письменности. Однако первоначально литература не выделяется из письменности в широком смысле слова. В древнейших памятниках (Библия, «Махабхарата» или «Повесть временных лет») элементы словесного искусства существуют в нераздельном единстве с элементами мифологии, религии, зачатками естественных и исторических наук, различного рода информацией, моральными и практическими указаниями.
Синкретический характер ранних литературных памятников (см. Синкретизм) не лишает их эстетической ценности, т.к. отразившаяся в них религиозно-мифологическая форма сознания была по своей структуре близка к художественной. Литературное наследие древнейших цивилизаций — Египта, Китая, Иудеи, Индии, Греции, Рима и др. — образует своего рода фундамент мировой литературы.
История литературы
Хотя история литературы насчитывает несколько тысячелетий, она в собственном смысле — как письменная форма искусства слова — формируется и осознает себя с рождением «гражданского», буржуазного общества. Словесно-художественные творения прошедших времен также приобретают в эту эпоху специфически литературное бытие, переживая существенное преобразование в новом — не изустном, а читательском восприятии. Одновременно происходит разрушение нормативного «поэтического языка» — литература вбирает в себя все элементы общенародной речи, ее словесный «материал» становится универсальным.
Постепенно в эстетике (в 19 веке, начиная с Гегеля) на первый план выдвигается чисто содержательное, духовное своеобразие литературы, и она осознается прежде всего в ряду других (научной, философской, публицистической) видов письменности, а не других видов искусства. К середине 20 века утверждается, однако, синтетическое понимание литературы как одной из форм художественного освоения мира, как творческой деятельности, которая принадлежит искусству, но вместе с тем является такой разновидностью художественного творчества, которая занимает в системе искусств особое место; это отличительное положение литературы зафиксировано в употребительной формуле «литература и искусство».
В отличие от остальных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, танца), обладающих непосредственно предметно-чувственной формой, творимой из какого-либо материального объекта (краска, камень) или из действия (движение тела, звучание струны), литература создает свою форму из слов, из языка, который, имея материальное воплощение (в звуках и опосредованно — в буквах), действительно постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании.
Форма литературы
Таким образом, форма литературы включает в себя предметно-чувственную сторону — определенные комплексы звуков, ритм стиха и прозы (причем эти моменты воспринимаются и при чтении «про себя»); но эта непосредственно чувственная сторона литературной формы приобретает реальное значение лишь в ее взаимодействии с собственно интеллектуальными, духовными пластами художественной речи.
Даже самые элементарные компоненты формы (эпитет или метафора, повествование или диалог) усваиваются только в процессе понимания (а не непосредственного восприятия). Духовность, насквозь пронизывающая литературу, позволяет ей развернуть свои универсальные, по сравнению с другими видами искусства, возможности.
Предметом искусства является человеческий мир, многообразное человеческое отношение к реальности, действительность с точки зрения человека. Однако именно в искусстве слова (и это составляет его специфическую сферу, в которой к литературе примыкают театр и кино) человек как носитель духовности становится прямым объектом воспроизведения и постижения, главной точкой приложения художественных сил. Качественное своеобразие предмета литературы было замечено еще Аристотелем, считавшим, что фабулы поэтических произведений связаны с мыслями, характерами и поступками людей.
Но лишь в 19 веке, т.е. в преимущественно «литературную» эпоху художественного развития, эта специфика предмета была вполне осознана. «Объект, соответствующий поэзии, есть бесконечное царство духа. Ибо слово, этот наиболее податливый материал, непосредственно принадлежащий духу и наиболее способный выражать его интересы и побуждения в их внутренней жизненности, — слово должно применяться преимущественно для такого выражения, которому оно наиболее подходит, подобно тому как в других искусствах это происходит с камнем, краской, звуком.
С этой стороны главная задача поэзии будет состоять в том, чтобы способствовать осознанию сил духовной жизни и вообще всего того, что бушует в человеческих страстях и чувствах или спокойно проходит перед созерцающим взором, — всеобъемлющего царства человеческих поступков, деяний, судеб, представлений, всей суеты этого мира и всего божественного миропорядка» (Гегель Г. Эстетика).
Всякое произведение искусства есть акт духовно-эмоционального общения между людьми и вместе с тем новый предмет, новое явление, сотворенное человеком и заключающее в себе некое художественное открытие. Эти функции — общения, созидания и познания — равно присущи всем формам художественной деятельности, но разным видам искусства свойственно преобладание той или иной функции. В связи с тем, что слово, язык есть действительность мысли, в формировании словесного искусства, в выдвижении литературы на особое, а в 19-20 веках даже на центральное место среди древних искусств наиболее полно выразилась главная историческая тенденция развития художественной деятельности — переход от чувственно-практического созидания к смыслосозиданию.
Место литературы
Расцвет литературы находится в определенной связи с подъемом познавательно-критического духа, характерного для Нового времени. Литература стоит как бы на грани искусства и умственно-духовной деятельности; именно поэтому те или иные явления литературы можно прямо сопоставить с философией, историей, психологией. Её нередко называют «художественным исследованием» или «человековедением» (М.Горький) за проблемность, аналитичность, пафос самопознания человека до сокровеннейших глубин его души. В литературе более, чем в пластических искусствах и музыке, художественно воссозданный мир предстает миром осмысленным и поднятым на высокую ступень обобщения. Поэтому она — наиболее идеологическое из всех искусств.
Литературные, образы
Литературные, образы которой не непосредственно ощутимы, а возникают в человеческом воображении, уступает другим искусствам по силе чувств, воздействия, но выигрывает с точки зрения всеохватывающего проникновения в «суть вещей». Вместе с тем писатель, строго говоря, не рассказывает и не размышляет о жизни, как это делают, например, мемуарист и философ; он творит, созидает художественный мир точно так же, как и представитель любого искусства. Процесс создания литературного произведения, его архитектоники и отдельных фраз связан с почти физическим напряжением и в этом смысле родствен деятельности художников, работающих с неподатливой материей камня, звука, человеческого тела (в танце, пантомиме).
Эта телесно-эмоциональная напряженность не исчезает в готовом произведении: она передается читателю. Литература в максимальной степени апеллирует к работе эстетического воображения, к усилию читательского сотворчества, ибо представленное литературным произведением художественное бытие может быть явлено только в том случае, если читатель, отправляясь от последовательности словесно-образных высказываний, сам начинает восстанавливать, заново творить это бытие (см. Образ). Л.Н.Толстой писал в дневнике, что при восприятии подлинного искусства возникает «иллюзия того, что я не воспринимаю, а творю» («О литературе»). В этих словах подчеркнут важнейший аспект созидательной функции литературы: воспитание художника в самом читателе.
Словесная форма литературы не есть речь в собственном смысле: писатель, творя произведение, не «говорит» (или «пишет»), но «разыгрывает» речь подобно тому, как актер на сцене не действует в прямом смысле слова, а разыгрывает действие. Художественная речь создает последовательность словесных образов «жестов»; она сама становится действием, «бытием». Так, чеканный стих «Медного всадника» словно воздвигает неповторимый пушкинский Петербург, а напряженные, задыхающиеся слог и ритм повествования у Ф.М.Достоевского делают как бы осязаемыми духовные метания его героев. В итоге литературные произведения ставят читателя лицом к лицу с художественной действительностью, которую можно не только постигать, но. и переживать, «жить» в ней.
Совокупность литературных произведений, созданных на определенном языке или в определенных государственных границах, составляет ту или иную национальную литературу; общность времени создания и обусловленных этим художественных свойств позволяет говорить о литературе данной эпохи; взятые вместе, в их возрастающем взаимовлиянии, национальные литературы образуют мировую, или всемирную литературу. Художественная литература любой эпохи обладает огромным многообразием.
Прежде всего литература делится на два основных типа (формы) — поэзию и прозу, а также на три рода — эпос, лирику и драму. Несмотря на то, что границы между родами нельзя провести с абсолютной точностью и имеется много переходных форм, основные особенности каждого рода достаточно определены. В то же время в произведениях различных родов есть общность и единство. В любом произведении литературы выступают образы людей — характеры (или герои) в определенных обстоятельствах, хотя в лирике эти категории, как и ряд других, обладают принципиальным своеобразием.
Выступающую в произведении конкретную совокупность характеров и обстоятельств называют темой, а смысловой итог произведения, вырастающий из соположения и взаимодействия образов, — идеей художественной. В отличие от логической идеи, художественная идея не формулируется авторским высказыванием, а изображается, запечатлевается на всех деталях художественного целого. При анализе художественной идеи нередко вычленяют две стороны: понимание отображенной жизни и оценку ее. Оценочный (ценностный) аспект, или «идейно-эмоциональную направленность», называют тенденцией.
Литературное произведение
Литературное произведение представляет собой сложное сплетение специфических «образных» высказываний — мельчайших и простейших словесных образов. Каждый из них ставит перед воображением читателя отдельное действие, движение, которые в совокупности представляют жизненный процесс в его возникновении, развитии и разрешении. Динамичный характер словесного искусства, в отличие от статичного характера изобразительного искусства, впервые осветил Г.Э.Лессинг («Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», 1766).
Отдельные элементарные действия и движения, из которых слагается произведение, имеют различный характер: это и внешние, объективные движения людей и вещей, и внутренние, душевные движения, и «речевые движения» — реплики героев и автора. Цепь этих взаимосвязанных движений представляет собой сюжет произведения. Воспринимая по мере чтения сюжет, читатель постепенно постигает содержание — действие, конфликт, фабулу и мотивировку, тему и идею. Сам же сюжет является содержательно-формальной категорией, или (как иногда говорят) «внутренней формой» произведения. К «внутренней форме» относится композиция.
Формой произведения в собственном смысле является художественная речь, последовательность фраз, которую читатель воспринимает (читает или слышит) прямо и непосредственно. Это отнюдь не означает, что художественная речь — чисто формальное явление; она всецело содержательна, т.к. в ней-то и опредмечен сюжет и тем самым все содержание произведения (характеры, обстоятельства, конфликт, тема, идея).
Рассматривая строение произведения, его различные «пласты» и элементы, необходимо сознавать, что эти элементы можно выделить лишь путем абстракции: реально каждое произведение представляет собой нерасчленимую живую целостность. Анализ произведения, опирающийся на систему абстракций, отдельно исследующий различные аспекты и детали, в итоге должен привести к познанию этой целостности, ее единой содержательно-формальной природы (см. Форма и содержание).
В зависимости от своеобразия содержания и формы произведение относят к тому или иному жанру (например, эпические жанры: эпос, повесть,роман,рассказ, новелла, очерк, басня и др.). В каждую эпоху развиваются многообразные жанровые формы, хотя на первый план выходят наиболее соответствующие общему характеру данного времени.
Наконец, в литературе выделяют различные творческие методы и стили. Определенные метод и стиль характерны для литературы целой эпохи или направления; с другой стороны, каждый большой художник создает свои индивидуальные метод и стиль в рамках близкого ему творческого направления.
Литература изучается различными отраслями литературоведения. Текущий литературный процесс составляет основной предмет критики литературной
Слово литература произошло от латинского litteratura — написанное и от littera, что в переводе означает — буква.
Литература. Основные понятия.
Абзац — отрывок текста от одной красной строки до другой.
Автобиография — произведение, в котором писатель описывает свою жизнь.
Автограф — собственноручно написанная автором рукопись произведения, письмо, надпись на книге, а также собственноручная подпись автора.
Авторская речь — иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного образа.
Акмеизм — литературное течение в русской поэзии нач. xx в.
Акростих — стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют имя или фамилию, слово или фразу.
Аллитерация — повторение в стихах (реже в прозе) одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи.
Альманах — сборник литературных произведений различного содержания.
Амфибрахий — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударение падает на второй слог.
Анакреонтическая поэзия — вид античной лирической поэзии: стихотворения, в которых воспевалась веселая, беззаботная жизнь.
Анапест — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении с ударением на третьем слоге.
Аннотация — краткое пояснение к содержанию книги.
Аноним — 1) произведение без обозначения имени автора; 2) автор произведения, скрывший свое имя.
Антитеза — оборот поэтической речи, в котором для выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.
Антология — сборник избранных произведений разных авторов.
Апострофа — оборот поэтической речи, состоящий в обращении к неодушевленному явлению как к одушевленному и к отсутствующему лицу как к присутствующему.
Архитектоника — построение художественного произведения, соразмерность его частей, глав, эпизодов.
Афоризм — мысль, изложенная кратко и точно.
Баллада — лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера.
Басня — небольшое произведение с ироническим, сатирическим или нравоучительным содержанием.
Беллетристика — художественные прозаические произведения.
Белые Стихи — стихи, не имеющие рифмы.
Благозвучие (эвфония) — качество речи, заключающееся в красоте и естественности ее звучания.
Буриме — стихотворение, составленное по заранее заданным, часто необычным рифмам.
Бурлеск — шуточное повествовательное стихотворение, в котором возвышенная тема излагается иронически, пародийно.
Былина — русская народная повествовательная песня-поэма о богатырях и героях.
Вдохновение — состояние озарения, творческого подъема.
Версификация — система определенных правил и приемов построения стихотворной речи, Стихосложения.
Вирши — стихи на религиозные и светские темы с обязательной рифмой в конце строки.
Вкус Художественный — способность правильного восприятия, самостоятельного осмысления произведений искусства; понимание природы художественного творчества и умение анализировать художественное произведение.
Вольный стих — силлабо-тонический, обычно ямбический стих с неравным количеством стоп в стихотворных строках.
Воспоминания, или мемуары — произведения повествовательной литературы о прошлых событиях, написанные их участниками.
Вульгаризм — грубое слово, неправильный оборот, не принятый в литературной речи.
Вымысел — плод воображения, фантазии писателя.
Гекзаметр — стихотворный размер в античном стихосложении, в русском — шестистопный дактиль в сочетании с хореем.
Герой лирический — лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано.
Гипербола — стилистическая фигура, заключающаяся в образном преувеличении изображаемого события или явления.
Гротеск — изображение человека, событий или явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде.
Дактиль — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, содержащий ударный и два безударных слога.
Декадентство — одно из проявлений модернизма, для которого характерны проповедь бессодержательного искусства, мистика, крайний индивидуализм.
Детектив — произведение приключенческой литературы.
Детская литература — произведения разных жанров, предназначенные для детей.
Диалог — разговор двух или нескольких персонажей.
Дифирамб — произведение восхваляющего характера.
Дольник — трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки.
Жанр — исторически сложившееся подразделение совокупности литературных произведений, осуществляемое на основе специфических свойств их формы и содержания
Житие — в древнерусской литературе повесть о жизни отшельника, монаха или святого.
Завязка — событие, с которого начинается развитие действия в произведении.
Заимствование — использование автором приемов, тем или идей другого писателя.
Идеализация — изображение чего-либо в лучшем, чем в действительности, виде.
Идейный мир произведения — область художественных решений. в него включаются авторские оценки и идеал, художественные идеи и пафос произведения.
Идиллия — стихотворение, в котором изображается безмятежная жизнь на лоне природы.
Имажинизм — литературное течение; имажинисты провозглашали основной задачей художественного творчества придумывание новых образов.
Импрессионизм — литературное течение; импрессионисты считали задачей искусства передачу непосредственных личных впечатлений писателя.
Импровизация — создание произведений без предварительной подготовки.
Инвектива — резкое обличение.
Инверсия — оборот поэтической речи, заключающийся в своеобразной расстановке слов в предложении, нарушающей обычный порядок.
Интрига — развитие действия в сложном сюжете произведения.
Ирония — скрытая насмешка.
Кантата — стихотворение торжественного характера, воспевающее какое-либо радостное событие или его героя.
Кантилена — небольшое стихотворение повествовательного характера, исполнявшееся под музыку.
Канцона — стихотворение, воспевающее рыцарскую любовь.
Карикатура — шутливое или сатирическое изображение событий или лиц.
Классицизм — литературное направление (течение) xvii — нач. хiх вв. в россии и западной европе, базировавшееся на подражании античным образцам и строгих стилистических нормативах.
Клаузула — заключительные слоги стихотворной строки, начиная с последнего ударного слога.
Кода — заключительный, добавочный стих.
Коллизия — столкновение, борьба действующих сил, вовлеченных в конфликт между собой.
Комментарий — истолкование, разъяснение смысла произведения, эпизода, фразы.
Композиция — структура художественного произведения.
Контекст — отрывок литературного произведения; необходимый для определения смысла взятых из него слов.
Контраст — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств человеческого характера, предмета, явления; литературный прием.
Конфликт — столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении.
Концовка — заключительная часть или эпилог литературного произведения.
Критика — сочинения, посвященные оценке, анализу и толкованию художественных произведений.
Крылатое слово — меткое выражение, ставшее поговоркой.
Кульминация — эпизод литературного произведения, в котором конфликт достигает критической точки своего развития.
Лаконизм — краткость в выражении мысли.
Легенда — в фольклоре устный, народный рассказ, в основе которого чудесное событие или образ.
Лейтмотив — образ или оборот художественной речи, повторяющийся в произведении.
Лубочная литература — дешевые по цене книги с картинками, которыми торговали странствующие коробейники.
Мадригал — лирическое произведение шутливо-комплиментарного или любовного содержания.
Мелодика стиха — интонационная его организация, повышения и понижения голоса, передающие интонационно-смысловые оттенки.
Метафора — использование слова в переносном значении для описания лица, предмета или явления.
Метод — основные принципы, которыми руководствуется писатель. художественными методами являлись реализм, романтизм, сентиментализм и др.
Метонимия — замена в поэтической речи названия, явлении, понятия или предмета другим, неразрывно связанным с ним в нашем сознании.
Метрическое стихосложение — система стихосложения, основанная на чередовании кратких и долгих слогов в стихе. таким является античное стихосложение.
Миниатюра — небольшое литературное произведение.
Миф — древнее сказание о происхождении жизни на земле, о природных явлениях, о подвигах богов и героев.
Многосоюзие (полисиндетон) — оборот поэтической речи; намеренное увеличение количества союзов в предложении.
Модернизм — направление (течение) в искусстве, противоположное реализму и характеризующееся отрицанием традиций, условностью изображения и экспериментаторством.
Монолог — речь действующего лица, обращенная к собеседнику или самому себе.
Моноритм — стихотворение с повторяющейся одной рифмой.
Мотив — в литературном произведении дополнительные, второстепенные темы, которые в сочетании с основной темой образуют художественное целое.
Мотивировка — зависимость всех элементов художественной формы произведения от его содержания.
Начальная рифма — созвучие, находящееся в начале стиха.
Неологизм — новое слово.
Новаторство — внесение новых идей, приемов.
Образ — художественное изображение в литературном произведении человека, природы или отдельных явлений.
Обращение — оборот поэтической речи, состоящий в подчеркнутом обращении писателя к герою своего произведения, явлениям природы, читателю.
Ода — хвалебное стихотворение, посвященное торжественному событию или герою.
Октава — строфа из восьми стихов, в которой первые шесть стихов объединены двумя перекрестными рифмами, а два последних — смежной.
Олицетворение (прозопопея) — прием, при котором неодушевленные предметы, животные, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами
Онегинская строфа — строфа, использованная а. с. пушкиным при написании романа «евгений онегин», состоящая из трех четверостиший и заключительного двустишья.
Памфлет — публицистическое произведение с явно выраженной обличительной направленностью и определенным социально-политическим адресом.
Параллелизм — прием поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения.
Пародия — жанр литературы, политически или сатирически имитирующий особенности оригинала.
Пасквиль — произведение с оскорбительным, клеветническим содержанием.
Пастораль — стихотворение, описывающее мирную жизнь пастухов и пастушек на лоне природы.
Пафос — ведущий эмоциональный тон произведения.
Пейзаж — изображение природы в литературном произведении.
Перенос (енжамбеман) — перенесение окончания законченного по смыслу предложения из одной стихотворной строки или строфы в следующую за ней.
Перифраз — замена названия предмета или явления описанием присущих ему существенных черт и признаков.
Персонаж — действующее лицо литературного произведения.
Повествователь — лицо, от имени которого ведется рассказ в эпических и лироэпических произведениях.
Поговорка — краткое образное выражение, не имеющее синтаксической завершенности.
Портрет — изображение в художественном произведении внешности персонажа.
Посвящение — надпись в начале произведения, указывающая на лицо, которому оно Посвящено.
Послание — литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам.
Послесловие — дополнительная часть произведения, в которой содержатся пояснения автора к своему творению.
Поучение — литературное произведение в форме речи познавательного характера.
Поэзия — художественное творчество в стихотворной форме.
Прибаутка — острое словцо или словосочетание.
Притча — назидательный рассказ о человеческой жизни в иносказательной или аллегорической форме
Проблема — вопрос, который исследуется писателем в произведении.
Проблематика — перечень проблем, затронутых в произведении.
Проза — художественное произведение, изложенное обычной (свободно организованной, а не стихотворной) речью.
Пролог — вступление в литературное произведение.
Прототип — реальный человек, чья жизнь и характер нашли отражение при создании писателем литературного образа.
Псевдоним — вымышленное имя или фамилия писателя.
Публицистика — совокупность художественных произведений, отражающих общественную и политическую жизнь общества.
Путешествие — литературное произведение, в котором повествуется о бывшем в действительности или вымышленном путешествии.
Развязка — положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий; заключительная сцена.
Размер стиха — число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стопах силлабо-тонического стиха.
Рапсод — странствующий древнегреческий поэт-певец, певший под лиру эпические песни.
Редакция — один из вариантов текста произведения.
Ремарка — пояснение автора по поводу того или иного персонажа, обстановки действия, предназначенное для актеров.
Реплика — ответ одного персонажа на речь другого.
Рефрен — повторяющиеся стихи в конце каждой строфы.
Ритм — систематическое, мерное повторение в стихе определенных, сходных между собой единиц речи (слогов).
Рифма — совпадающие по звучанию окончания стихотворных строк.
Род литературы — деление по основополагающим признакам: драма, лирика, лироэпика, эпос.
Романс — небольшое лирическое стихотворение напевного типа на тему любви.
Рондо — восьмистишье, содержащее 13 (15) строк и 2 рифмы.
Рубаи — формы лирической поэзии востока: четверостишье, в котором рифмуется первая, вторая и четвертая строки.
Сарказм — язвительная насмешка.
Сатира — художественные произведения, в которых высмеиваются порочные явления в жизни общества или отрицательные качества отдельного человека.
Свободный Стих (верлибр) — стих, в котором произвольно количество ударных и безударных слогов; в его основе лежит однородная синтаксическая организация, определяющая однородную интонацию стиха.
Силлабическое стихосложение — в его основу положено одинаковое число слогов в стихотворной строке.
Силлабо-тоническое стихосложение — система стихосложения, которая определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке.
Символизм — литературное течение; символисты создавали и использовали систему символов, в которые вкладывался особый мистический смысл.
Сказ — способ организации повествования, ориентированный на устную, часто простонародную речь.
Сказание (легенда) — художественное произведение, в основе которого лежит происшествие, имевшее место в действительности.
Слог — звук или сочетание звуков в слове, произносимое одним выдыханием; первичная ритмическая единица в стихотворной мерной речи.
Сонет — вид сложной строфы, состоящей из 14 стихов, разбитых на 2 четверостишья и 2 трехстишья.
Сравнение — определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим с первым общие признаки.
Стансы — малая форма лирической поэзии, состоящая из четверостиший, законченных по мысли.
Стилистика — раздел теории литературы, который изучает особенности языка произведений.
Стиль — совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя.
Стих — мерная, ритмически организованная, ярко эмоциональная речь.
Стихосложение — система построения мерной поэтической речи, в основу которой положена какая-либо повторяющаяся ритмическая единица речи.
Стопа — в силлабо-тоническом стихосложении повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов в стихе, которые определяют его размер.
Строфа — сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных системой рифм и общей интонацией или только общей интонацией.
Сюжет — основные эпизоды событийного ряда в их художественной последовательности.
Творческая история — история создания художественного произведения.
Творческий процесс — работа писателя над произведением.
Тема — объект художественного отражения.
Тематика — совокупность тем произведения.
Тенденция — идея, вывод, к которому стремится привести читателя автор.
течение литературное — творческое единство писателей, близких друг другу по идеологии, восприятию жизни и творчества.
Тип — художественный образ, в котором отражены основные характерные черты определенной группы людей или явлений.
Троп — оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении, смысле.
Урбанизм — направление в литературе, занятое преимущественно описанием особенностей жизни в большом городе.
Утопия — художественное произведение, повествующее о мечте как о реальном явлении, изображающее идеальный общественный строй без научного обоснования.
Фабула — расположение основных событий литературного произведения в их хронологической последовательности.
Фельетон — тип газетной статьи с высмеиванием пороков общества.
фигура стилистическая — необычной оборот речи, к которому прибегает писатель для усиления выразительности художественного слова.
Фольклор — совокупность произведений устного народного поэтического творчества.
Характер — художественный образ человека, обладающий ярко выраженными индивидуальными чертами.
Хорей — двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.
Хроника — повествовательное или драматическое литературное произведение, отображающее в хронологическом порядке события общественной жизни.
Цикл — ряд художественных произведений, объединенных одними и теми же действующими лицами, эпохой, мыслью или переживанием.
Частушка — небольшое произведение устной народной поэзии с шутливым, сатирическим или лирическим содержанием.
Эвфемизм — замена в поэтической речи грубых выражений более мягкими.
Эзопов язык — иносказательный, замаскированный способ выражать свои мысли.
Эклога — небольшое стихотворение, изображающее сельскую жизнь.
Экспозиция — вступительная, исходная часть сюжета; в отличие от завязки не влияет на ход последующих событий в произведении.
Экспромт — произведение, созданное быстро, без подготовки.
Элегия — стихотворение, пронизанное грустью или мечтательным настроением.
Эпиграмма — короткое остроумно-насмешливое или сатирическое стихотворение.
Эпиграф — короткий текст, помешенный в начале произведения и поясняющий замысел автора.
Эпизод — одно из связанных между собой событий в сюжете, имеющее более или менее самостоятельное значение в произведении.
Эпилог — заключительная часть произведения, кратко сообщающая читателю о судьбе героев.
Эпитет — образное определение.
Юмореска — небольшое юмористическое произведение в прозе или стихах.
Ямб — двухсложный размер в русском стихосложении, состоящий из безударного и ударного слога.