Что означает слово зачем на стенах
Граффити-команда «Зачем»
Название этой команды родилось спонтанно, а затем утвердилось в камере предварительного заключения одного из московских отделений милиции, куда уличные райтеры попали в силу своего увлечения. Сначала этот вопрос «Зачем?» задавали опера, а потом уже дежурный по отделению, когда увидел, что художники нацарапали это слово на недавно покрашенной стене камеры. Ответа на него не существует. Это тоже самое, что спрашивать о том, что такое абсурд в искусстве. Это лишь результат применения приёмов доведения до абсурда. Сам по себе он не поддаётся трактованию. Точно так же и граффити, во всяком случае в конце 90-ых и нулёвые годы, не имело никакой особой идеологии. Каждый, при возникновении такого желания, может придумать философию сам. Граффити-команда «Зачем» сначала стала заниматься райтингом, а потом уже её члены узнали, что такое же увлечение охватывает сотни людей во всём мире, а вся их деятельность на уличной сцене каким-то чудом вписывается в рамки искусства.
Зарождение
А приняли тогда опера бомберов Моста, из группы CGS, Cta из T4R и Дмитрия, что рисует под ником Позек. Впрочем, команда «Зачем» уже была ими названа таким словом, а приключение только подтвердило, что название соответствует сущности.
Позе занимался настенными изображениями ещё тогда, когда про стрит-арт у нас толком ничего не знали. В туалетах, в подъездах, а так же на стенах домов и подворотен, на заборах появлялись названия футбольных команд и музыкальных коллективов, стилей музыки, собственные клички исполнителей, а так же всякая нецензурная лексика. Позе и другие основатели первых объединений занимались этим удивительным делом, а потом уже всё более и более стали переходить к самовыражению в современном понимании граффити.
Понять, что значит надпись «Зачем» не так уж и сложно. Нужно взять баллончик с краской и выразить своё индивидуальное видение этой почти философской проблемы. Ничего это всё не означает, но на виду у прохожих и сотрудников правоохранительных органов скучно не будет.
Участники
В отличие от официальных художников, участники «Зачем» о себе стараются ничего не рассказывать. Их граффити до сих пор остаётся действием противозаконным, основанным на адреналине, что выделяет организм по своим биологическим законам, не имеющим ничего общего с социальными нормами и кодексами. Более того — ничего достоверного посторонние не узнают и о численном составе. Кроме уже упомянутых художников, к команде имели и вполне возможно, что имеют отношение и ныне Керл и Шухер. Состав может меняться — кто-то приходит, а кто-то уходит. В самом начале в группу входил достаточно широко известный Кирилл Кто, активно пытался руководить, указывать места для создания надписей и рисунков, но потом вышел из команды, а лучше сказать — открестился. Однако мы не можем исключить и того, что это не он вышел, а его «вышли» другие участники. Такие коллективы никого не исключают из своих рядов. Просто в определённый момент кто-то перестаёт узнавать, где будут орудовать другие райтеры в следующий раз.
Идеология
Понять её полностью так же невозможно, как и идеологию анархо-индивидуализма. У ребят из группы «Зачем», граффити которых появляется по принципу хаотичного захвата городского пространства, как и у последователей философии свободы Макса Штирнера, в приоритете личное, индивидуальное видение сиюминутного действия. В какой-то период они оставляют надписи на стенах, потом переключаются на поезда и вагоны московской подземки, потом переходят к дверям магазинов.
Каждый видит в этом что-то своё, а сам взрослеет, набирается жизненного опыта. Позек откровенно заявляет, что рассматривает ситуацию примерно так. В 20 лет человеку свойственен протест, а сохранять такое же свойство в 40 — не совсем разумно. Отметим, что эту же мысль он выражает более прямолинейно. Ещё он говорит о себе, что учился в художественном ВУЗ-е и может, если надо, поработать в общепринятых стандартах. Однако уличная сцена нужна ему для другого.
Деятельность команды отразил не один фильм. Самой первой была собственная работа «Зачем: рисунки и развлечения на скорую руку». Вторым была культовая лента «Гоп-стоп», которая отразила жизнь уличной тусовки не только столицы, но и множества городов России и ещё Праги. В 2011 вышла экспериментальная документальная картина «Девиантное поведение», которая была посвящена антисоциальному поведению в разрезе уличного искусства. Кроме этого деятельность команды нашла своё отражение в фильме 2006 года «Дети проходных дворов», который рассматривает роль всех уличных активистов в жизни социума, а «Зачем» в нём уделено достаточно много внимания.
«Зачем» — граффити-команда интересная тем, что без неё невозможно составить представления о развитии граффити в России, но сама она не имеет каких-то явных признаков творческого объединения людей искусства. У неё нет чётких границ на уровне концепций и идеологий. Когда-то границы обозначались более географически, когда художникам подворотен и проходных дворов приходилось носить с собой не только краску, но и кастеты. Они приняли участие в уличных битвах, раскрасили сотни стен и десятки вагонов, входили в альянс Go Vegas, наряду с командами ИСК, БТК, СТБ, 731 и некоторыми отдельными творческими личностями. Их девизы менялись, они погнали первую волну трейнрайтинга, работали краской мотип, а потом стояли за возникновением Граффити Маркета.
Уровень значимости «Зачем» в уличном искусстве можно сравнить с ролью первых рок-групп в музыкальной культуре.
Запомни мое имя: что нужно знать, чтобы понимать граффити
Если у тебя в подъезде появилась непонятная кривая надпись со странными закорючками, то это еще не значит, что в вашем доме поселился замечательный вандал. Возможно, это был настоящий уличный художник. В этой статье мы расскажем тебе об особенностях граффити и научим немного в нем разбираться.
Уличное искусство, или Искусство на улице
Прежде всего нужно понимать, что стрит-арт и граффити — это не одно и то же. Стрит-арт (дословно «уличное искусство») — понятие более объемное: он включает в себя различные рисунки, постеры, трафареты, стикеры, инсталляции, вписанные в городскую среду, которая этого, может быть, особо не желала. А граффити — это одна из разновидностей уличного искусства, и в классическом понимании она относится именно к надписям на городских холстах. Надписях, которые превратились из актов вандализма в начале XX века в мощнейшую уличную культуру современности — со своими особенностями и правилами.
Граффити традиционно называют одним из столпов хип-хоп культуры (что справедливо), но важно сказать, что и без хип-хопа эта культура жила самостоятельной жизнью еще с 1920-х годов в виде надписей на товарных вагонах. А в дальнейшем становилась все популярнее — во многом благодаря распространению известных тэгов по типу «Kilroy was here», «Bird lives» и «L’ennui est contre-révolutionnaire». Пока однажды граффити не стал незаменимой деталью Нью-Йоркского метро и крупной частью массовой культуры. И да, плотно начал «сотрудничать» с культурой хип-хопа.
Кажется, что в понятиях мы немного разобрались, а это значит, что нам пора двигаться к видам и стилям граффити.
Виды граффити
Writing — «это знать надо, это классика». Райтинг — основной способ нанесения граффити, отсюда и слэнговое название уличных художников — райтеры. Здесь нет ограничения в стилях и инструментах: подготавливаешь эскиз заранее или в своей голове и начинаешь творить, используя вертикальные плоскости. Произведения такого вида принято называть скетчами.
Tagging — вид граффити, при котором художник использует собственный тэг (имя) для обозначения своего присутствия на этом месте или в качестве подписи к основной работе. То, чем в основном заполнены бетонные заборы нашей необъятной родины, — это все в большинстве своем имена. Хотя бессмысленное развешивание тэгов принято считать обычным вандализмом. У этого вида граффити есть своя разновидность (pissing), при которой художник заправляет огнетушитель краской и с его помощью может рисовать огромные тэги.
Bombing — нелегальное и иногда экстремальное граффити. Мало какие рисунки и надписи на стенах можно назвать легальными, но этот вид относится к запрещенным в большей степени. Движущиеся вагоны, сложнодоступные опоры, фасады охраняемых зданий — чем сложнее цель, тем лучше. Работы такого вида в силу объективных причин не отличаются повышенным вниманием к деталям. Но если говорить терминологией из фигурного катания, то тут баллы выдаются не за технику или артистизм, а за сложность выполненной программы.
Scratching — вид граффити, для изображения которого не нужны краски, ведь надписи делаются с помощью царапин. Просто портишь поверхность острым предметом, получая то, что ты задумал изобразить. Не особо уважаемый вид граффити именно из-за этого жестокого обращения с «холстами».
Clean Advertising — искусство на службе у рекламы. Когда что-то становится частью массовой культуры, то рано или поздно это начнут продавать. Авторы берут деньги за изображение, в котором, естественно, будет присутствовать реклама. Что ж, если художник уличный, то не обязательно он должен быть голодным.
Стили граффити
Bubble letters — они же дутые буквы. Этот стиль распознать достаточно просто, даже интуитивно. Если видишь надпись из букв, которые будто сделаны из воздушных шариков в одном стиле с малым количеством цветов, то это и есть bubble letters. Один из самых распространенных стилей.
Blockbuster — простой и лаконичный рисунок с малым количеством цветом и большим размером букв. Он должен быть без особых изысков и легко читаемым, ведь этот стиль используют уличные группировки райтеров для обозначения своих территорий.
Character (или просто кэрэк) — граффити с использованием персонажей. Это могут быть как придуманные автором уникальные герои, так и заимствованные из массовой культуры. Для изображения лиц, как ты понимаешь, требуются некоторые более серьезные навыки из художественной школы.
Throw-up — простейшие граффити с использованием двух цветов, один из которых для заливки, а второй — для контура. Простые в написании и понимании тексты, которые особенно популярны у любителей бомбинга.
3D/FX — один из наиболее молодых стилей, суть которого в придании дополнительного объема рисункам с использованием игры света и тени.
Творить по кодексу
Можно бесконечно спорить о том, является ли это все вандализмом или искусством. Сторонники первого подхода будут говорить о новых фасадах исторических зданий, на которых изображено имя какого-нибудь Мастера Пети, а вторые будут жаловаться на коммунальные службы и городские власти, которые уничтожают действительно полноценные художественные работы.
Но всем будет полезно знать, что суть граффити не в том, чтобы испортить какую-нибудь чистую поверхность своим именем и тем самым заявить прохожим о своем существовании. Настоящие мастера граффити понимают, что век их произведений недолог, а подобная слава стоит слишком дешево, чтобы к ней стремиться. По сути, культура граффити создана для своих — для тех, кто в теме. Граффити — это способ общения между райтерами, а город — просто их огромный бетонный мессенджер. Оставляя свою новую работу, автор делает высказывание или просто говорит: «Видал? Можешь так?», — а остальные считывают эту информацию и показывают на других объектах уже свои умения, пытаясь добиться признания у сообщества.
Это не оговорено, но граффитчикам также нельзя портить исторические памятники, детские площадки, отреставрированные фасады. Да и сами они стремятся для своих творений использовать маловостребованные холсты: мусорные баки, полуразрушенные здания, трубы.
Если тебя заинтересовало это течение и ты хотел бы увидеть наиболее яркие произведения современных авторов, то могу тебе предложить карту московских граффити, которую составил журнал Furfur. А для большего погружения в культуру стрит-арта прочти нашу статью о самых ярких художниках российских улиц.
А как ты сам относишься к граффити?
just_meller
Сегодня
Вчера
Путешествуя по Украине и России, я заметил, что во многих городах встречается граффити из одного слова «Зачем». Меня всегда интересовал вопрос о значении для графитчиков этого слова. Я задавал себе вопросы: «Зачем они пишут слово «Зачем»?», «Что они хотят сказать своим граффити?», «Почему это слово встречается во многих городах?»
Отвечая на эти вопросы, я для себя выстроил целую теорию, которая сводиться к существованию коллективного сознания графитчиков с философскими рефлексиями. Как будто они пытаются привлечь внимание простого народа к экзистенциальным вопросам: «зачем мы живем?», « В чем смысл жизни?», «зачем мы тратим время на пустяки?».
Начал искать в интернете информацию о движении «Зачем» и был немного разочарован. Оказывается, так называется crew, которое рисует это слово везде. Объяснения выбора названия оказалось примитивнее, но идеологически верным в кругах граффитчиков. У этой команды существует легенда, что им очень часто задавали вопрос «Зачем вы это рисуете?» и они не найдя ответа решили просто писать везде это слово.
Видимо, вопрос задавали культурные люди, поскольку в противном случае стены многих городов СНГ были бы разрисованы более крепким словом «Нах…?»
Тем не менее, я уверен, что многие прохожие, натыкаясь на слово «Зачем» на архитектурном памятнике задумаются о смысле жизни или о своих поступках в зависимости от состояния души.
В «Яндекс.Драйв» нашли росчерк граффити-группировки «Зачем»
Пользователи «Яндекс.Драйв» заметили, что при уменьшении масштаба карта в приложении на территории Норвегии и Баренцева моря появляется надпись «Зачем». Вероятно, таким образом в известной компании решили напомнить о деятельности граффити-команды, члены которой неоднократно задерживались за административные нарушения.
Вот уже двадцать лет представители группировки «Зачем» раскрашивают стены, заборы и всевозможные поверхности единственным словом. Представители сообщества начинали в Москве, а позже отметились в других городах России и даже мира. В Петербурге от их рук пострадал фасад одного из исторических зданий на набережной канала Грибоедова и даже стена на Литейном проспекте. Последователи группировки отметились в Париже, Стамбуле, столице Шри-Ланки и многих других точках планеты.
Разумеется, все продукты творчества граффитистов старательно закрашивали, но теперь «Зачем» можно увидеть не только в городе. Пользователи «Яндекс.Драйв» заметили, что при максимальном отдалении объектов на карте в приложении, когда можно увидеть лишь города, где работает известный каршеринг, появляется слово «Зачем». Надпись красуется на территории Норвегии и Баренцева моря.
НЕВСКИЕ НОВОСТИ попытались узнать у компании «Яндекс», чем обусловлено такое необычное дополнение карты приложения сервиса каршеринга и направили официальный запрос. На протяжении нескольких дней обращение с просьбой разъяснить ситуацию оставалось без ответа. Чтобы исключить какие-либо технические накладки, было отправлено три письма на разные адреса компании. Затем мы обратились в «Яндекс.Драйв» по телефону, однако и здесь ждал провал: девушка, которая должна была помочь, оказалась в отпуске.
В надежде получить хоть какие-то объяснения, НЕВСКИЕ НОВОСТИ обратились даже в службу поддержки клиентов «Яндекс.Драйв». Там, разумеется, тоже не смогли ответить, откуда в Баренцовом море слово «Зачем».
Стоит заметить, что многие клиенты сервиса каршеринга обратили внимание на надпись. Достаточно полистать блоги и соцсети. Большинству из пользователей не потребовалось время на раздумье, и они сразу связали «Зачем» со скандально известной группировкой.
В 2011 члены сообщества выпустили экспериментальный документальный фильм о природе своих антисоциальных поступков, который назывался «Девиантное поведение». В нем они демонстрировали, как проникали на запрещенную территорию, скрывались от сотрудников правоохранительных органов.
Массовый стрит-арт в Москве: где искать и что значат эти надписи и наклейки
Наклейки на мусорках, дырки в сетке вокруг особняка на реставрации и разноцветные разводы на асфальте перед стадионом. Верьте или нет, но все это – современное искусство, с которым вы соприкасаетесь ежедневно.
«Зачем»
Что это? Гигантские буквы «Зачем» на заборах и стенах зданий – в центре и в промзонах.
Кто автор? Первопроходец московского уличного искусства Дмитрий Позе и его команда придумали «Зачем» еще в 90-е прошлого века.
Смысл? Смысла искать не стоит. К «Зачем» нужно относиться как к арт-манифесту, не более того.
Где посмотреть? Много где. «Зачем» – наверное, самый долгоиграющий уличный арт-проект Москвы: буквы то и дело закрашивают, но они «возрождаются» уже по новым адресам и в новой стилистике.
Наклейки с пятью непонятными словами
Что это? Черно-белые стикеры со словами «SPACER, NAMER, JUICE, COZEK, CAPTEK» на фонарных столбах и водосточных трубах в центре Москвы. Анонимные авторы (то есть, собственно, Spacer, Namer и так далее) утверждают, что расклеили собственноручно два миллиона таких наклеек.
Кто автор? Творческая группа A.D.E.D., в которую входят московские граффитчики разных поколений.
Смысл? Удивительно, но даже за таким примитивом кроется смысл. Это классический тег, один из неубиваемых базовых жанров стрит-арта. Те, кто только начинают свой путь, часто просто ходят по городу и пишут везде с помощью баллончика имя или никнейм. Группировка A.D.E.D. превращает свои прозвища в часть визуального кода города, сами становятся неотъемлемой частью Москвы.
Где посмотреть? Их в принципе сложно не увидеть. В центре города – например, на каком-нибудь мусорном баке.
Глаза в баннерах
Что это? Вырезанные глаза на баннерной сетке, «украшающей» здания на реконструкции.
Кто автор? Кирилл Кто, известный российский художник, чьи работы находятся в ММОМА и даже в Третьяковской галерее.
Смысл? Кирилла очень раздражают баннеры, поэтому он и придумал глаза, чтобы все знали, что происходит за уродливыми строительными ограждениями.
Где посмотреть? Там, где проводится реконструкция старинных зданий. Например, в Вознесенском переулке.
Птицы со стикерами вместо глаз
Что это? Бесконечно позитивные птицы и летучие мыши с большими глазами.
Кто автор? Художник и дизайнер @pigeon_frolk, он это или она – мы не смогли выяснить.
Смысл? Предполагаем, что пернатые и рукокрылые выглядят интереснее с большими глазами, чем без них.
Где посмотреть? Например, в рамках фестиваля современного искусства «КОТ!», который пройдет на Artplay 31 января.
Буквы и брызги
Что это? Гигантские граффити. Общая площадь конкретно этой работы, что на картинке, – 11 000 квадратных метров.
Кто автор? 27-летний Покрас Лампас – пионер каллиграфутуризма (сочетание каллиграфии и граффити), один из самых успешных создателей стрит-арта 2010-х.
Смысл? В этом красно-бело-зеленое граффити зашифрован новый слоган «Локомотива» на разных языках мира: «У нас свой путь».
Где посмотреть? Перед стадионом «РЖД-Арена». Улица Большая Черкизовская, дом 125, строение 1. Добавим, что с творчеством Лампаса можно соприкоснуться и в других районах города – на крыше «Красного Октября» (Берсеневская набережная, дом 6, строение 1) и в пешеходном надземном переходе, соединяющим «Атриум» и Курский вокзал (Земляной Вал, дом 33).
Благодарим Николая Стекольникова за помощь в подготовке этого материала
Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. (С) АО «Москва Медиа».
Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Информация о курсах валют предоставлена Центральным банком Российской Федерации. Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».