Что можно увидеть в световой микроскоп биология
Растительная клетка под световым микроскопом
Клетки – это основные кирпичики, из которых состоят все живые организмы. У животных и растений они выглядят по-разному. В этой статье мы поговорим только о растительных клетках и их изучении через световой микроскоп.
Со строением растительной клетки каждый из нас знакомится в средней школе. Будущие биологи, зоологи и медики повторяют этот материал еще и в рамках университетской программы. Но на всякий случай мы напомним, из каких основных компонентов состоит растительная клетка.
Основной компонент растительной клетки – плотная оболочка, или клеточная стенка. Она покрывает содержимое клетки со всех сторон и обеспечивает транспортировку веществ внутрь клетки и наружу. Если рассмотреть оболочку растительной клетки под микроскопом, на ее поверхности можно увидеть небольшие отверстия – это поры, через которые клетка и обменивается веществами с окружающей средой. Прямо под оболочкой расположена клеточная мембрана. Она тоже участвует в этом обмене.
Цитоплазма – основное содержимое клетки. Внутри нее «живут» ядро и пластиды. Ядро участвует в делении клетки и отвечает за наследование всех ее свойств. Пластиды придают окраску растению и участвуют в фотосинтезе. Внутри цитоплазмы также расположены крупные резервуары с питательным клеточным веществом. Они называются вакуоли.
Все элементы клеточной структуры можно наблюдать через микроскоп. Лучше выбирать цифровой, так как он обеспечивает большее разрешение изображения и позволяет изучать даже крошечные элементы клетки (рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи). Растительная клетка в цифровом микроскопе предстанет во всем своем великолепии. Хотя цитоплазму, клеточную оболочку и ядро удастся рассмотреть и в световой микроскоп. Но рекомендуем выбирать модель с увеличением хотя бы в 1500–2000 крат.
Строение растительной клетки
Микроскопы для изучения растительных клеток представлены в этом разделе нашего интернет-магазина.
Использование материала полностью для общедоступной публикации на носителях информации и любых форматов запрещено. Разрешено упоминание статьи с активной ссылкой на сайт www.4glaza.ru.
Производитель оставляет за собой право вносить любые изменения в стоимость, модельный ряд и технические характеристики или прекращать производство изделия без предварительного уведомления.
Что в световой микроскоп можно увидеть?
Свойства объёмного стекла увеличивать изображение были знакомы людям очень давно. Самая древняя линза, найденная археологами в Ираке близ города Нимруд, датируется VIII веком до нашей эры. Изобретатели этого полезного приспособления так и остались неизвестными. Неясно также, кто впервые применил его для создания микроскопа. Есть достоверные сведения, что комбинации из двух линз для своих приборов использовали знаменитые учёные XVI-XVII веков — Галилео Галилей, Джироламо Фракасторо, Кристиан Гюйгенс. История умалчивает, были эти приспособления изобретены до них, или нет. Но именно в ту эпоху оптика стала впервые применяться для изучения микромира.
Исследователи быстро поняли, что при использовании сразу нескольких линз их кратности увеличения предметов не складываются, а перемножаются друг на друга. И это даёт значительный эффект, позволяющий рассмотреть объекты микромира. Проблема состояла в том, что первые линзы были несовершенны и достаточно грубо обработаны. Поэтому изображение получалось с дефектами, которые увеличивались вместе с объектом исследований. Для решения этой проблемы разрабатывались микроскопы с единственной мощной линзой, один из которых позволил Антони Ван Левенгуку разглядеть растительную клетку. Лишь через полтора столетия многосоставные микроскопы, обладающие несколькими линзами, завоевали широкую популярность среди учёных. А с появлением электричества стала использоваться подсветка, значительно облегчившая процесс наблюдения. Именно так появился прибор, схожий по принципу работы с современным световым микроскопом.
Принцип работы
Световой микроскоп использует одно из неотъемлемых свойств луча света — преломление. Лучи подсветки отражаются в зеркальце, расходятся от объекта и параллельным пучком идут внутри тубуса, в котором размещены линзы. При помощи линз лучи преломляются, т.е. изменяют угол своего падения таким образом, что происходит их концентрация на сетчатке глаза. Таким способом объект наблюдения увеличивается и проступают его незаметные прежде детали.
Кратности увеличения
Окуляром микроскопа называется линза, в которую непосредственно смотрит глаз наблюдателя. Обычно для этих целей используются линзы с десятикратным увеличением. Ниже, в тубусе, располагается ряд объективов, каждый из которых имеет своё увеличение — 4, 10, 40 или же 100. Поскольку кратности перемножаются, то, в зависимости от выбранного объектива в сочетании с десятикратным окуляром, можно достигать кратности от 40 до 1000 соответственно.
Обычно наблюдение начинают с выбора четырёхкратного объектива, дающего наименьшее увеличение в 40 раз. Зачем? Дело в том, что для подробного рассмотрения какого-либо объекта нужно сперва этот объект найти. Осуществлять такой поиск при слишком большом увеличении неудобно. Поэтому при изучении микроскопического предмета, как правило, начинают от самого малого увеличения к большему. Объектив с маленьким увеличением позволяет гораздо быстрее фокусироваться, чем с большим.
Полезное и бесполезное увеличение
Увеличение бывает как полезным,так и бесполезным. В чём разница между тем и другим? Дело в том, что возможности любого светового микроскопа имеют предел. Теоретически возможно, используя множество линз, увеличить кратность прибора до бесконечности.
Но на практике наступает предел, после которого дальнейшее увеличение не делает видимыми новые детали объекта. До этого предела увеличение считается полезным, а после — бесполезным.
Разрешающая способность
Увеличивать изображение до бесконечности нет смысла потому, что разрешающая способность прибора конечна. Этой способностью называется расстояние между двумя близкими линиями, позволяющее видеть их раздельно. Для светового микроскопа такое расстояние достигает максимум 0,2 мкм. Именно этот фактор, а вовсе не конечные значения кратности, ограничивают область применения световой микроскопии. Более мелкие объекты доступны электронным и другим более современным микроскопам.
Устройство на базе школьного микроскопа
бъектив представляет собой цилиндр из металла (тубус), в который вмонтированы несколько линз. Его увеличение обозначают цифры.
Две или три линзы используются для окуляра. Предназначение расположенной между ними диафрагмой — фокусировка поля зрения. Нижней линзой фокусируются исходящие от объекта лучи, а само наблюдение происходит с помощью верхней.
В осветительном устройстве используются зеркало или электрический осветитель. Важной деталью является наличие конденсора, в состав которого входят две или три линзы. Подымаясь или опускаясь на кронштейне со специальным винтом, он может концентрировать или рассеивать свет, падающий на объект. Диаметр потока света изменяется специальной диафрагмой управляемый рычажком. Степень освещённости объекта регулирует кольцо, имеющее матовое стекло или светофильтр.
Составляющие механической системы микроскопа:
На предметном столике располагается объект наблюдения. Микрометренные механизмы предназначены для небольших перемещений тубусодержателя с тубусом, чтобы расстояние между объективом и объектом было оптимальным для наблюдения. Для более значительного смещения используют винты, осуществляющие грубую наводку. Функция револьвера — быстрая смена объективов. Это чрезвычайно удобное приспособление, которого не имели первые микроскопы, поэтому испытатели прошлого вынуждены были тратить на данную процедуру чрезвычайно много времени и усилий. Кронштейн, на котором держится конденсор, также способен подниматься и опускаться при помощи винта.
Что изучает световой микроскоп
Обычно в световой микроскоп рассматривают микроскопические биологические объекты. Именно с его помощью была открыта живая клетка. Сегодня с помощью светового микроскопа можно исследовать целый ряд клеточных органелл, играющих важную роль в функционировании живого организма.
Именно такой микроскоп используется при преподавании школьного курса биологии.
В частности, при помощи этого прибора можно увидеть:
различные виды ресничек, жгутиков, вакуолей и светочувствительных органелл.
Новейшие достижения — самые мощные микроскопы
В 2006 году исследовательской группой во главе с немецким учёным Штефаном Хелем и аргентинцем Мариано Босси была завершена разработка оптического (светового) микроскопа, ставшего настоящим прорывом в технологиях исследований с помощью высокоточной оптики. Изобретение, которое назвали наноскопом, позволяет вести наблюдение за объектами размерами менее 10 нм. При этом получаются их высококачественные изображения в трёхмерном формате. Вероятно,это не предел — исследования в разных странах, направленных на повышение разрешающей способности светового микроскопа, продолжаются.
Преимущество использования световой микроскопии перед электронной
Содержание:
Виды микроскопов
Чтобы правильно определить преимущество использования световой микроскопии перед электронной, надо рассмотреть принцип действия микроскопов. Более подробно на занятиях по предмету «Биология» рассматриваются строение, принцип действия и правила использования светового микроскопа. Даются представления о работе электронного микроскопа, его возможностях при изучении биологических объектов. В некоторых заданиях требуется сравнить два вида микроскопии.
В оптическом (световом) микроскопе используется система линз, расположенных в окуляре и объективе. Изображение получается в результате преломления и рассеивания света. Приборы, основанные на световой технологии, позволяют добиться увеличения объектов в 140–2000 раз.
Что можно увидеть в световой микроскоп:
В электронном микроскопе изображение получают с помощью рассеивания потока электронов. Достигается увеличение объекта до 20000 раз. Можно изучить ультраструктуру органелл клетки, строение вирусов.
Преимущество использования световой микроскопии перед электронной
Электронный микроскоп более востребован в научной работе, так как дает большее увеличение по сравнению со световым. Если требуется установить преимущество использования световой микроскопии перед электронной, то следует обратить внимание на подготовку биологических объектов. В электронный микроскоп нельзя изучать живые бактерии, клетки.
В качестве примера рассмотрим тестовое задание: «Выберите преимущество использования световой микроскопии перед электронной». Формулировка теста или вопроса может несколько отличаться. Во всех случаях надо уметь различать возможности световой микроскопии и особенности электронного микроскопа.
Результат выполнения задания «Отметьте преимущество использования световой микроскопии перед электронной»:
Преимущества светового микроскопа | Пояснения |
Простота использования. | Классический световой микроскоп не требует особых условий для работы, использовать его может даже дошкольник и ученик младших классов. |
Возможность рассматривать живые объекты. | Если нет необходимости, то живые объекты предварительно не фиксируют и не окрашивают. Можно наблюдать движение и питание бактерий, одноклеточных животных. |
Простота приготовления препарата. | Надо настроить микроскоп, поместить каплю воды или кожицу лука на предметное стекло, накрыть тонким покровным стеклом, установить на предметном столике, отрегулировать с помощью винта резкость. |
Низкая стоимость. | Световой микроскоп более доступен по цене, по сравнению с другими видами микроскопов. |
Предлагаемые ответы тестового задания «Найдите преимущество использования световой микроскопии перед электронной»:
Правильный ответ — 2) возможность видеть живые объекты.
Ответы 1, 3, 4 неверные, так как являются характеристиками электронной микроскопии. Разрешение электронного микроскопа в тысячи раз превосходит аналогичный показатель светового микроскопа. Используются сложные манипуляции для приготовления препарата. Изучаемый объект сначала фиксируют специальными веществами, затем обезвоживают и заливают пластмассой. Электронный микроскоп — дорогостоящий прибор, его приобретают и устанавливают в крупных исследовательских заведениях.
Что можно увидеть в микроскоп?
Микроскоп – не только прибор профессионального назначения, но и способ привлечения к науке детей и подростков. Из этой статье вы сможете узнать, что все таки можно увидеть в микроскоп.Все бактерии были открыты с помощью микроскопа, но далеко не все знают что увидеть их не так просто. Даже самые большие бактерии под названием селеномонады, обитающие во рту человека и животных, которые открыл Антони Вам Левенгук потребовали от него создания микроскопа в 500 крат. С помощью которого он и сделал свое открытие. В этой статье вы увидете наглядные примеры исследуемых объектов, которые можно рассмотреть в микроскоп.
Как выглядят объекты с увеличением 100 крат?
Матрица — это прямоугольная микросхема, состоящая из светочувствительных элементов — пикселей. В каждом пикселе содержится три субпикселя. Один субпиксель пропускает волны только определённой длины: для красного, зелёного или синего цвета (red, green, blue). Такая цветовая модель называется RGB.
Пиксели на телефоне. Увеличение 100 крат.
Плата — пластина из диэлектрика, на поверхности и/или в объёме которой сформированы электропроводящие цепи электронной схемы.
Плата. Увеличение 150 крат.
Белок куриного яйца. Увеличение 200 крат.
Примеры объектов при увеличении 400 крат?
Песок-рыхлая осадочная горная порода, а также искусственный материал, состоящий из зёрен горных пород. Очень часто состоит из почти чистого минерала кварца (вещество — диоксид кремния).
Песок. Увеличение 400 крат.
Вошерия- нитчатая желто-зеленая водоросль, широко распространенная у нас в текучих и стоячих водах или же на почве — по берегу водоемов, в иле.
Вошерия. Увеличение 400 крат.
Древесина сосны. Увеличение 400 крат.
Корень свеклы- овощная, техническая и кормовая культура с мировым именем – представляет собой также низкокалорийный продукт, выделяющийся среди остальных овощных растений высоким уровнем содержащихся в ней сахаров и относительно высоким уровнем – углеводов.
Корень свеклы. Увеличение 400 крат.
Крапива- род цветковых растений семейства Крапивные (Urticaceae). Стебли и листья покрыты жгучими волосками, которым дали латинское название: uro «жгу». Род включает в себя более 50 видов.
Крапива. Увеличение 400 крат.
Хара- внешне водоросли представляют собой массивные ветвящиеся растения, имеющие немало отличий от остальных представителей царства. Если подходить поверхностно к анализу строения представителей этой группы, то вполне можно спутать их с высшими классами растительности.
Хара. Увеличение 400 крат.
Стебель кукурузы. Увеличение 400 крат.
Стебель льна. Увеличение 400 крат.
Стебель мха. Увеличение 400 крат.
Лист камелии. Увеличение 400 крат.
Стебель клевера. Увеличение 400 крат.
Примеры микроскопов с увеличением 400 крат
Исследуемые объекты при увеличении 640-800 крат?
Стебель хлопка. Увеличение 640 крат.
Кристаллы соли. Увеличение 640 крат.
Корневище ландыша – поперечный срез. Увеличение 640 крат.
Белая плесень или гриб мукор вызывает процессы гниения конструкций и пищевых продуктов.
Плесень мукор. Увеличение 640 крат.
Дрожжевые клетки. Увеличение 800 крат.
Примеры микроскопов с увеличением 640-800 крат
Объекты при увеличении 900,1200 и 2000 крат?
Пыльца лилии. Увеличение 900 крат
Микроскопическая водоросль диатома. Увеличение 900 крат
Фитопланктон. Увеличение 900 крат
Спорообразующая бактерия выращенная. Уведичение 1200 крат.
Примеры микроскопов с увеличением 900, 1200 и 2000 крат
Подробное видео что можно увидеть
Светлопольная (световая) микроскопия
Современная микроскопия имеет большое количество методов, на основании которых функционируют самые различные микроскопы, сферы применения которых весьма различны. И часто возникают споры и дилеммы о том, что же лучше: световой или, как его еще называют, оптический микроскоп, либо же электронный.
Стоит сразу отметить некоторый момент – это частая путаница в понятиях таких, как электронный микроскоп и микроскоп цифровой. Именно эти понятия так часто можно увидеть, когда их употребляют в неуместном варианте.
Строение светового микроскопа
В зависимости от комплектации световые микроскопы могут быть как самыми примитивными (например, которые используются в кабинетах физики в школе), так и состоять из сложных систем современного образца.
Из чего же состоит световой микроскоп? По структуре световой микроскоп имеет такие основные части:
Объект исследования получается увеличенным именно благодаря совместному воздействию таких структур микроскопа как: окуляр, объектив и зеркало. Технические аспекты обеспечивают все остальные составляющие микроскопа.
Благодаря окуляру, который находится в верхней части микроскопа, человеческий глаз наблюдает объект. В состав окуляра входят несколько увеличительных линз, заключенных в оправу. Нижняя линза окуляра отвечает за фокусировку объекта исследования, а верхняя линза обеспечивает процесс наблюдения. Окуляры обладают сравнительно малой степенью увеличения.
Важным параметром в выборе окуляра микроскопа является вынос зрачка, расстояние между глазом и отверстием окуляра. Если специалист будет работать с микроскопом в очках, то стоит выбирать микроскоп с большим выносом, равным 10-20 мм.
Трубка в форме цилиндра, к которой крепится окуляр, называют тубусом. В верхней части тубуса расположен окуляр, а в нижней части – устройство для крепления объективов. Движение тубуса обеспечивается винтами на штативе микроскопа. Такое движение тубуса определяет возможность контролировать расстояние до объекта исследования на предметном столике.
Сравнение электронного и светового микроскопа
Цифровые микроскопы – это лишь оборудование, которое выводит получаемое изображение из оптического микроскопа на экран монитора компьютера, при помощи чего исследователь может детально рассмотреть нюансы объекта. А электронный микроскоп имеет совершенно иной метод получения изображения: через объект проходят не световые лучи, а электроны, которые, ударяясь о поверхность объекта, формируют нюансы его поверхности и структурных особенностей. Они строят геометрический образ изучаемого объекта.
Конечно же, у оптического микроскопа есть свои преимущества, а также недостатки. Однако, каждый покупатель, выбирая такое оборудование, должен отталкиваться от его потребностей, а также сферы, в которой будет работать микроскоп, от направленности лаборатории.
Если речь идет о базовых задачах микроскопа, как, например, его использование в лаборатории школы института, которое обусловливает обучающие цели, тогда, конечно же, выбор падает на оптический (световой) микроскоп. В световой микроскоп можно увидеть все, чего требует базовая школьная программа по биологии.
Естественно, что покупка для таких целей какого-либо другого типа и класса оборудования просто необоснованно. Если же речь идет о какой-либо исследовательской лаборатории, где необходимы нюансы микроскопического строения объекта, как, например, в области вирусологии, криобиологии, томографии, либо нейрохирургии или же других узкоспециализированных областей, тогда, естественно, световой микроскоп будет неуместен для использования в таких направлениях деятельности.
Что это означает: преимущества светового микроскопа? Это означает лишь одно – о преимуществах либо недостатках конкретного вида микроскопа можно говорить только опираясь на сферу, в которой он будет использоваться. Так как. Например, в школьном кабинете биологии просто нецелесообразно использование дорогого, практически недоступного электронного микроскопа, когда можно использовать дешевый световой прибор, а в научно-исследовательском институте просто недопустимо и бесполезно будет использование оптического простого микроскопа, который попросту не даст никаких результатов в конкретной научной деятельности, так как его увеличения и разрешения просто не будет хватать для такой работы.
Преимущество светового микроскопа перед электронным
Если попросить работника лаборатории «определи преимущество использования световой микроскопии перед электронной», то даже начинающий исследователь сможет назвать основные плюсы работы с таким видом оборудования.