Что необходимо указать при цитировании статьи размещенной на чьем то сайте
Юридические документы на сайте
При запуске сайта с информацией об услугах / товаре или интернет-магазина помимо создания гайдлайна и брендбука, красивого оформления сайта, подбора картинок и написания текстов, необходимо не забывать о юридически важной составляющей сайта. Разберем, какие 4 важных документа должны присутствовать на сайте.
Зачем вообще нужно размещать юридические документы на сайте?
Корректно составленные и размещенные документы помогут избежать административных штрафов и гражданских исков, а также, помогут владельцу сайта отстоять свои права в суде в случае их нарушения.
Какие это документы и где они должны размещаться?
Политика в отношении обработки персональных данных (ПД)
Пп. 2 ст. 18.1. ФЗ-152 от 27.07.2006 г.:
Оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки ПД, к сведениям о реализуемых требованиях к защите ПД.
Этот документ также можно назвать “политикой конфиденциальности” или “пользовательским соглашением”.
Политика обязательно должна быть размещена на сайте, если на сайте есть хоть одна форма сбора контактов, форма регистрации в личном кабинете или форма обратной связи.
При использовании на сайте сервисов Google Analytics и/или Яндекс.Метрика необходимо также указывать их в Политике, указать объем использования сервиса и дать ссылку на Политику соответствующего сервиса.
Как правило, Политику размещают в футере сайта, но можно и в любом ином месте, главное, чтобы у пользователей был свободный доступ к документу.
Согласие на обработку ПД
Неотъемлемо связано с Политикой. Согласие можно интерпретировать и как действие, и как документ.
Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме.
Ключевое в этом то, что оператор обязан суметь подтвердить тот факт, что пользователь выразил согласие: это может быть “галочка”, кнопка, ссылка, или еще что-то.
Важно помнить, что проставляя “галочку” на сайте рядом с текстом “согласен на обработку ПД” пользователь акцептует оферту (п. 435 ГК РФ). Поэтому очень важно, чтобы галочка не была проставлена заранее, иначе получается, что оферта уже кем-то акцептована и вы не сможете доказать согласие пользователя на обработку его ПД.
Согласие может быть сформулировано как отдельный от Политики документ, так быть единым документом.
Формулировка рядом с галочкой “Ознакомлен с политикой” не подходит, т.к. необходим именно факт выражения согласия.
*за каждое лицо, согласие которого не было подтверждено.
Согласие должно быть расположено около каждой формы сбора ПД.
2.1. Согласие на сбор файлов cookie
2.2. Согласие на сбор данных через сервисы Google Analytics и Яндекс.Метрика
Чем такое Согласие в корне отличает от простого согласия на обработку ПД?
Собирать файлы cookie, а также данные через сервисы ЯМ и ГА сайт начинает, как правило, сразу после того как пользователь заходит на сайт. Т.е. поведение пользователя и данные о нем начинают обрабатываться еще до того как он сам их ввел в форму обратной связи и выразил согласие на их обработку, что в результате толкуется как “обработка ПД без согласия пользователя” и является нарушением, как указано в п.2.
Соответственно, выходом в данном случае является информирование пользователя внизу экрана, в середине или где-либо еще в заметном месте на сайте. Необходимо, чтобы пользователь совершил активное действие для выражения согласия.
Согласие на получение рекламы
Очень многие считают, что согласие на обработку ПД тоже самое, что и согласие на рассылку. Нет, это не так.
Вопросы рекламы в РФ контролирует ФАС, согласие на рекламу предусмотрено п.1. ст. 18 ФЗ-38 от 13.03.2006.
Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.
Необходимо иметь в виду, что в случае с распространением рекламы добросовестность лица, оставляющего свои контакты, например имейл, для получения рекламы не презюмируется. Поэтому необходимо проверять, действительно ли номер телефона или электронный адрес, на который вы планируете рассылать рекламу, принадлежит тому лицу, которое его оставило.
Проверить можно, например, через DOI письмо или код-смс.
Условия оказания услуг / Правила / Оферта / Пользовательское соглашение / Договор
Название документа должно так или иначе отражать содержание, но по большей части оно не имеет значение.
4.1. Правила Программы лояльности (ПЛ) / Конкурсов / Акций
Грамотно прописанные правила ПЛ или акции помогают избежать претензий со стороны участников. В таких правилах обязательно должны быть сроки действия различных скидок, условия их получения, условия и порядок обмена онлайн-бонусов или получение каких-либо подарков.
Зачем нужны эти документы, если по закону они не обязательны и можно аппелировать к ГК РФ?
Да, подобные моменты регулируются ГК РФ, Законом о защите прав потребителей и иными нормативно правовыми актами, но если они урегулированы продавцом и размещены в интернет-магазине, то в первую очередь при разрешении спора будут руководствоваться документами, размещенными на сайте, которые были доступны пользователю при совершении определенных действий, например таких как оформление покупки. Если документы на сайте не соответствуют закону, то будут руководствоваться законом, а здесь следует помнить старое правило “Покупатель всегда прав”.
В таких документах можно предусмотреть различные риски, которые могут возникнуть на сайте, например если слетит цена у какого-то товара и вместо 50 000, он вдруг станет доступен за 5 000 и вы захотите отказать покупателю в покупке по указанной цене.
Такие документы можно размещать в футере, как и Политику, либо создать отдельный раздел. При оформлении заказа необходимо делать ссылку на ознакомление с этими документами, можно уже без галочки, а например “нажимая оформить заказ я подтверждаю, что ознакомился с …”.
Российский индекс научного цитирования
I. Регистрация публикаций
Если Вы хотите зарегистрировать свои публикации в РИНЦ, необходимо заполнить одну из форм электронной заявки (в зависимости от типа публикации).
Перед тем, как отправить заявку, пожалуйста, убедитесь в том, что публикации отсутствует в системе РИНЦ. Для этого необходимо зайти в свой авторский профиль на сайте www.elibrary.ru или воспользоваться просмотром публикаций и цитирований через авторский указатель (в системе авторизовываться не обязательно): elibrary.ru/authors.asp.
Обязательное условие для отправки запроса на регистрацию публикации — наличие регистрации на сайте www.elibrary.ru как автора научных публикаций (регистрация в системе Science Index).
Заполненные заявки направляются на адрес электронной почты: elibrary@inno.mgimo.ru.
Убедительная просьба внимательно проверить правильность библиографических данных, указываемых в заявке на регистрацию. В случае предоставления некорректных данных заявка не будет одобрена операторами РИНЦ и, следовательно, публикация не появится в Вашем авторском профиле.
Формы заявок:
Не все заявки на регистрацию публикаций одобряются сразу операторами РИНЦ, в некоторых случаях требуются дополнительные сведения — для того, чтобы проверить правильность указанных библиографических данных. В таком случае, заявка на регистрацию возвращается на доработку.
Если Ваша заявка вернулась на доработку, необходимо представить сотрудникам МГИМО дополнительные сведения. А именно:
Требования к предоставляемым скан-копиям:
Все файлы для одной публикации, возвращенной на доработку, направляются в одном письме.
II. Учет неидентифицированных цитирований
Что такое неидентифицированное цитирование? — Это цитирование, которое содержится в личном портфолио автора в РИНЦ, однако система в силу ряда причин не может соотнести с существующими в базе публикациями автора.
Как распознать неидентифицированное цитирование? — У неидентифицированного цитирования отсутствует значок в списке литературы.
Почему цитирование не идентифицируется автоматически? — Причин может быть несколько: 1) в списке работ автора отсутствует цитируемая публикация; 2) допущена ошибка в библиографическом описании цитирующей публикации; 3) публикация присутствует, ошибок в цитировании нет, но система не распознает цитирование автоматически.
Можно ли учесть неидентифицированное цитирование? — Да!
Как я могу учесть неидентифицированное цитирование? — Посредством направления заявки в Управление научной политики.
1 этап: Перед заполнением заявки необходимо проверить наличие в авторском профиле в РИНЦ цитируемой публикации; проверить правильность библиографического описания цитирующей и цитируемой публикаций.
2 этап: Заполнить Форму для учета неидентифицированных цитирований в РИНЦ.
Пользовательское соглашение
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ
г. Воронеж 01.01.2017 года
Настоящим Пользовательским соглашением регулируются правоотношения между Администрацией сайта с доменным именем http://lawinweb.ru и Пользователем сайта по использованию Сайта и размещенных на нем материалов.
Кроме настоящего Пользовательского соглашения отношения между Администрацией сайта и Пользователем применительно к конкретным правоотношениям регулируются также иными документами.
Администрация сайта просит внимательно ознакомиться с Пользовательским соглашением.
1. Основные понятия
1.1. Администрация сайта – зарегистрированный в соответствии с российским законодательством индивидуальный предприниматель Ледовских Маргарита Александровна (ИНН 366320492260 ), на которое зарегистрирован сайт с доменным именем http://lawinweb.ru.
1.2. Закрытый раздел сайта – раздел Сайта, в котором размещены Личные кабинеты Зарегистрированных пользователей, доступ к которым имеют только Зарегистрированные пользователи.
1.4. Исключительное право – право использовать Сайт, размещенные на Сайте материалы по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом (часть 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации).
1.5. Личный кабинет — персональный раздел Зарегистрированного пользователя на Сайте, с помощью которого он имеет доступ к истории и состоянию своих заказов, состоянию “корзины”.
1.6. Материалы — любые размещенные на Сайте или содержащиеся в рассылке Произведения.
1.7. Пользователь – полностью дееспособное физическое лицо, достигшее возраста 18 лет, или представитель юридического лица, которое использует Сайт в собственных интересах.
1.8. Пользовательское соглашение – настоящий документ со всеми изменениями и дополнениями, расположенный в сети Интернет по адресу http://lawinweb.ru/polzovatelskoe-soglashenie-lawinweb.
1.9. Произведение – Сайт, как составное произведение, размещаемые на Сайте графические изображения, статьи и иные произведения.
1.10. Регистрация на сайте — совокупность действий Пользователя в соответствии с Пользовательским соглашением в целях формирования Личного кабинета.
1.11. Сайт — сайт, размещенный в сети интернет под доменным именем http://lawinweb.ru/.
2. Общие положения
2.1. Использование Сайта и размещенных на нем материалов регулируется действующим российским законодательством и положениями настоящего Пользовательского соглашения, а также иными документами, регламентирующими работу Сайта.
2.2. Пользователь присоединяется к настоящему Пользовательскому соглашению с момента доступа к Сайту и его материалам.
2.4. Пользование Сайтом возможно только в соответствии с условиями, которые установлены в Пользовательском соглашении. Пользователь обязуется прекратить использование Сайта в случае несогласия с какими-либо условиями настоящего Пользовательского соглашения, а также иными документами, регламентирующими работу Сайта.
2.5. Администрация сайта оказывает безвозмездные Услуги, перечисленные в разделе 7 данного Пользовательского соглашения. Порядок оказания безвозмездных услуг определен в данном Пользовательском соглашении.
3. Права и обязанности Пользователя и Администрации Сайта
3.1. Пользователь имеет право:
3.2. Пользователь обязан:
3.3. Пользователь соглашается, что материалы на Сайте или любая их часть могут сопровождаться рекламой.
3.4.Пользователь несет в соответствии с российским законодательством полную ответственность за собственные действия и бездействие при использовании Сайта.
3.5. Администрация имеет право:
3.6. Получение безвозмездной услуги Администрации сайта, а именно получение писем рассылки Администрации сайта является добровольным. Пользователь может в любое время отказаться от получения писем, кликнув на ссылку для отписки, которая присутствует в каждом получаемом письме. В этом случае адрес электронной почты Пользователя будет автоматически удален из базы рассылки Администрации сайта. Оказание безвозмездной услуги Администрации сайта Пользователю прекращается.
3.7. Пользователю запрещается предпринимать какие-либо действия, которые направлены на нарушение нормальной работы Сайта.
3.8. Администрация сайта не гарантирует, что сервер, на котором размещен Сайт, свободен от ошибок и компьютерных вирусов. Администрация сайта не несет какой-либо ответственности, если использование Сайта повлекло за собой утрату данных или порчу оборудования Пользователя.
3.9. Сайт содержит ссылки на другие интернет-сайты. Администрация сайта не несет какой-либо ответственности за доступность сайтов, содержащуюся на них информацию, а также любые негативные последствия, связанные с посещением и использованием Пользователем других сайтов, ссылки на которые размещены на Сайте.
4. Сообщения и комментарии на Сайте
4.1. Пользователи имеют возможность оставлять на Сайте сообщения и комментарии с помощью специальных форм размещенных на Сайте. В сообщениях и комментариях Пользователя могут содержаться любые мнения и утверждения о фактах, за исключением тех, которые запрещены российским законодательством.
4.2. Сообщения не публикуются на Сайте, сообщения используются Администрацией сайта с целью продажи Товаров, выполнения своих обязательств в соответствии с Публичной офертой.
4.3. Комментарии публикуются на Сайте после одобрения их Администрацией сайта.
4.4. Пользователь несет полную ответственность за содержание и форму сведений, распространяемых им в сообщениях и комментариях. Пользователь гарантирует, что его сообщения, комментарии содержат соответствующие действительности сведения, соответствуют требованиям российского законодательства и настоящего Пользовательского соглашения.
4.5. В случае если сообщение, комментарий Пользователя является объектом авторского права или включает его, отправляя такое сообщение, Пользователь разрешает Администрации Сайта использовать его любым способом, в том числе путем воспроизведения, распространения, перевода, публичного исполнения, публичного показа, сообщения в эфир и по кабелю, доведения до всеобщего сведения без ограничения по территории и сроку использования.
4.6. Запрещается оставлять на Сайте сообщения и комментарии, содержащие:
— клевету и оскорбление, не соответствующие действительности сведения;
— информацию оскорбительного или непристойного характера;
— сведения о частной жизни, персональные данные третьих лиц, личную и семейную тайну;
— государственную тайну, иные конфиденциальные сведения;
— высказывания экстремистского характера;
— призывы к массовым беспорядкам, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка;
— рекламу, коммерческие предложения, ссылки на другие интернет-сайты, агитационные материалы, кроме случаев, когда на размещение такой информации получено согласие Администрации сайта;
— ссылки на сайты и страницы в Интернете, содержание которых противоречит российскому законодательству;
4.7. На Сайте запрещаются сообщения и комментарии которые нарушают интеллектуальную собственность третьих лиц.
4.8. Администрация сайта имеет право удалять опубликованные комментарии и сообщения по своему усмотрению без объяснения причин.
5. Интеллектуальная собственность
5.1. Исключительное право на название Сайта, на контент Сайта, в том числе статьи, графические материалы, иные Материалы и Произведения, размещенные на Сайте, принадлежит Администрации сайта.
5.2. Исключительное право на Сайт, как на программу ЭВМ, элементы его дизайна принадлежит Администрации сайта.
5.3. Любое использование названия Сайта запрещено.
5.4. Использование размещенных на Сайте Произведений и Материалов в коммерческих целях, воспроизведение и распространение их любыми способами, в том числе в интернете, публичный показ, доведение до всеобщего сведения, копирование (полное и частичное), перевод, переделка, запрещено, за исключением случаев, когда Администрация сайта дает прямое разрешение на такие действия.
5.5. Для получения согласия на использование размещенных на Сайте Произведений и Материалов необходимо обратиться к Администрации сайта по электронной почте ledovskikh.m@gmail.com.
5.6. Перепечатка статей, размещенных на Сайте, разрешается Администрацией сайта с обязательной гиперссылкой на первоисточник в виде активной, не закрытой от индексирования поисковыми системами ссылки на статью.
5.7. Цитирование статей в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях в объеме, оправданном целью цитирования, возможно с соблюдением условий, указанных в п. 5.6. Пользовательского соглашения. При цитировании статей с Сайта в интернете обязательна ссылка на первоисточник (подпункт 1 пункта 1 статьи 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации) в виде активной, не закрытой от индексирования поисковыми системами ссылки на статью. При цитировании статей с Сайта в печатных изданиях обязательна ссылка на Сайт.
5.8. За нарушение авторских и исключительных прав предусмотрена уголовная и гражданская ответственность. Любые нарушения преследуются Администрацией сайта в судебном порядке.
6. Регистрация
6.1. Для получения доступа к Личному кабинету Пользователь должен пройти процедуру Регистрации на Сайте в порядке, предусмотренном настоящим Пользовательским соглашением.
6.2. Пользователь путем направления на адрес электронной почты ledovskikh.m@gmail.com предоставляет Администрации сайта свои данные, необходимые для создания Личного кабинета, а именно:
— адрес электронной почты
— фамилию, имя.
6.3. При Регистрации Пользователь обязан предоставить свой действительный адрес электронной почты.
6.4. Администрация сайта создает в специальном разделе Сайта Личный кабинет Пользователя, самостоятельно генерируя логин и надежный уникальный пароль. Логин и пароль направляются Пользователю на адрес электронной почты, который был указан в заявке на Регистрацию.
6.4. При Регистрации на сайте Пользователь выражает свое согласие:
— c условиями Пользовательского соглашения;
— c условиями Политики конфиденциальности, а также дает согласие на обработку персональных данных, доступных Администрации сайта.
6.5. Для каждого Пользователя, регистрирующегося на Сайте, создается
уникальная учетная запись и Личный кабинет.
6.6. Зарегистрированный пользователем осуществляется вход в Личный кабинет путем авторизации на странице http://lawinweb.ru.
6.7. При невозможности совершения авторизации Зарегистрированный пользователь вправе обратиться к Администрации сайта по электронной почте ledovskikh.m@gmail.com.
6.8. Способы регистрации, авторизации, восстановления доступа к Личному кабинету могут быть изменены, отменены или дополнены Администрацией сайта в одностороннем порядке.
6.9. Зарегистрированный пользователь обязуется незамедлительно информировать Администрацию сайта о любом несанкционированном использовании его Личного кабинета третьими лицами.
7. Услуги Администрации сайта, продажа Товаров
7.1. Администрация сайта предоставляет Пользователям следующие безвозмездные Услуги:
— доступ к открытой информации, размещенной на Сайте и не требующей дополнительных уровней доступа,
— бесплатные консультации по телефону или скайпу длительностью до 15 минут по вопросам информационного права,
— бесплатные консультации по предоставлению доступа к платным Товарам и Услугам,
— доступ к бесплатным онлайн-мероприятиям (вебинарам, мастер-классам, интенсивам и др.),
— консультации по заявкам с Сайта (через формы),
— публикация комментариев Пользователей на Сайте,
— ответы Администрации сайта на сообщения, комментарии Пользователей, оставленные на Сайте в специальных формах
— рассылка Пользователям с их предварительного согласия писем с информацией о новостях Сайта, о новых Товарах и Услугах, спецпредложениях, рекламы, другой полезной информации от Администрации сайта или партнеров Администрации сайта
7.2. Администрация сайта предоставляет Пользователям доступ к следующим Товарам на безвозмездной основе, информация о которых указана на Сайте: записи прошедших бесплатных онлайн-мероприятий (вебинаров, мастер-классов, интенсивов и др.).
7.3. Администрация сайта осуществляет продажу Товаров через Сайт, предоставляет платные Услуги по прохождению дистанционных онлайн-курсов (тренингов, мастер-классов и т.д.), вебинаров, по получению доступа к записям вебинаров и курсов, платные консультационные услуги.
8. Урегулирование споров, порядок рассмотрения претензий
8.1. Администрация сайта прикладывает все усилия, чтобы не допустить на Сайте нарушений чьих-либо прав.
8.2. В случае, если лицо считает, что Администрацией сайта каким-либо образом нарушены его права, оно может обратиться к Администрации Сайта по электронной почте ledovskikh.m@gmail.com. для урегулирования возникшего конфликта в досудебном порядке.
8.3. Претензию необходимо прислать в отсканированном виде с подписью лица, которое считает, что его права нарушены, или его представителя на электронную почту ledovskikh.m@gmail.com..
8.4. В претензии должны быть указаны следующие сведения:
— какие права нарушены;
— информация о представителе, если претензия подписана представителем (ФИО, отсканированная копия доверенности; для руководителя юридического лица — отсканированная копия приказа/протокола о назначении);
— в каких действиях Администрации сайта выразилось нарушение прав;
— страница Сайта, на которой, по мнению заявителя, расположено произведение, права на которые, по мнению заявителя, нарушены (если претензия касается нарушения авторских прав);
— контактные данные для связи (телефон, адрес электронной почты);
— дата и подпись заявителя или его представителя.
9. Заключительные положения
9.1. Пользовательское соглашение вступает в силу с момента опубликования и действует до момента его отзыва Администрацией сайта.
9.2. Администрация сайта имеет право внести любые изменения и дополнения в условия Пользовательского соглашения или отозвать Пользовательское соглашение в любой момент по своему усмотрению.
Рада приветствовать вас на нашем сайте. Меня зовут Маргарита Ледовских, я медиаюрист. 19 лет я работаю в сфере информационного права, из них 6 лет руковожу проектом «Право в сети».
Права авторов
В первой половине 2020 года в России за нарушение авторских прав осудили 76 человек. Но права автора можно защитить и без уголовных разбирательств.
Автор — это любой человек, который что-то создал. Например, написал книгу, мелодию, программу, картину, снял фильм, сделал фотографию. Закон защищает права на любые произведения науки, литературы и искусства. Главное, чтобы они были созданы творческим трудом.
У каждого автора есть права — личные и имущественные. Если человек создал произведение, он может требовать, чтобы автором считали именно его, а за использование произведения платили деньги. Исключительное право разрешает автору использовать произведение в своих целях, в том числе коммерческих, но запрещает это остальным людям. Исключительное право можно купить по договору или унаследовать.
Все это в целом — авторские права. Чтобы их защитить, нужно знать, какие права есть у авторов и что можно потребовать, если эти права нарушены.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Чтобы всем, кто занимается творческим трудом, было проще разобраться, собрали права авторов в таблицу со ссылками на законы. Добавляйте в закладки, чтобы защищать свои произведения и не нарушать чужие права.
Считаться автором произведения, которое создал сам
Как это работает. Права автора возникают в тот момент, когда человек что-то создал: написал песню, рассказ, стихотворение, программный код, нарисовал картину, сделал фотографию, спроектировал здание. Этого достаточно, чтобы быть автором. Специально регистрировать где-то авторство не нужно. Достаточно просто что-то создать своим творческим трудом.
Автор может требовать, чтобы его указывали в произведении как автора. Нельзя взять чужой контент и опубликовать под своим именем. Публикация без имени, когда автор известен или его можно установить, тоже под запретом. Если автор это обнаружит, он может обратиться в суд и потребовать компенсацию. Даже если не получил никаких убытков.
Право автора быть автором неотчуждаемо: его нельзя продать, подарить или передать по наследству. Оно охраняется и после смерти автора — нельзя издать стихотворение А. С. Пушкина под своим именем, хоть он и умер давным-давно. И подписывать чужие иллюстрации своим псевдонимом тоже нельзя.
Регистрировать авторство не нужно, но его можно зафиксировать. Это поможет доказать, кто действительно создал произведение. Если оно опубликовано, проблем быть не должно: имя автора и дата публикации подтверждают приоритет автора.
Есть и другие варианты фиксации:
Как победить выгорание
Считаться автором произведения, которое создал на работе
Как это работает. Иногда люди создают произведения, потому что это их работа. Например, журналисты пишут статьи, программисты — код, архитекторы разрабатывают проекты зданий. Они делают это в рамках своего трудового договора. Такие произведения называют служебными. Право признаваться автором служебного произведения принадлежит тому, кто его создал, а не компании, в которой этот человек работает.
Компании обычно принадлежат имущественные права на это произведение. То есть она может его использовать и получать прибыль, продавать, разрешать использовать другим. В договоре может быть написано, что эти права тоже принадлежат автору — полностью или частично. А еще в договоре прописывают, какое вознаграждение получит автор за то, что его произведение используют.
Есть интересное правило, о котором не все знают: имущественные права на служебное произведение могут вернуться к автору. Это происходит через три года после передачи произведения работодателю, если тот:
Если создаете служебные произведения по работе, внимательно читайте договор. И помните, что право авторства компания забрать себе не может. Ей переходит только право использовать произведение. А автором компания быть не может, это всегда человек.
Работодатель и автор могут договориться, как будет реализовано право авторства при использовании служебных произведений. Например, автора могут внести в список разработчиков приложения или игры, указать на сайте в качестве автора статей. Есть и другой вариант — когда имя автора не будет указано. Так можно, если это устраивает и работодателя, и работника. Но автор все равно останется автором, и работодатель не сможет подписать его произведения какой-то другой фамилией по своему выбору.
Публиковать произведение под своим именем, псевдонимом или анонимно
Как это работает. Автор имеет право выбрать, как указывать свое имя в произведении. Он может указать свое настоящее имя, выбрать псевдоним или остаться анонимом.
Если автор выбирает псевдоним или публикует произведение анонимно, его интересы обычно представляет издатель. Даже в этом случае права у автора все равно есть. Нельзя брать текст, иллюстрации, музыку и свободно использовать, если автор отказался указывать настоящее имя. У любого текста есть автор или правообладатель, даже если что-то опубликовано анонимно.
При выборе псевдонима не стоит указывать имя, которое уже использует какой-то другой человек в этой же сфере деятельности. Это нарушит его право авторства. Люди могут вас перепутать.
Например, один писатель обнаружил, что кто-то публикует книги под его именем. И это портит его репутацию. Через суд он смог заставить второго автора выбрать другой псевдоним, а все, что было опубликовано раньше, убрать из магазинов.
Обнародовать произведение
Как это работает. Публиковать или не публиковать произведение — решает автор. Это его право на обнародование произведения. Нельзя опубликовать или выставить чье-то произведение без согласия автора, даже если это что-то гениальное.
Если автор уже умер, обнародовать его произведение могут наследники или другие лица, которым перешли имущественные права. Но они должны учитывать волю автора. Если автор посчитал, что книга не удалась, после смерти без разрешения обнародовать ее никто не вправе. Даже если поклонники ждут десятый том популярной серии, а издательство обещает за него баснословные гонорары. Запрет может быть выражен в завещании, дневнике, письмах или как-то иначе, но обязательно в письменной форме. Если явного запрета нет, публиковать можно. Например, если автор умер внезапно и не оставил никаких распоряжений.
Когда автор передает право на использование произведения другому лицу, считается, что он согласен его обнародовать. Но он может передумать и отказаться — тогда произведение не обнародуют. Правда, автору придется компенсировать убытки человеку или организации, с которыми он заключил договор.
Запрещать вносить изменения в произведение
Как это работает. Одно из личных прав автора на произведение — право на его неприкосновенность. Произведение должно публиковаться таким, как его задумал автор. Нельзя издать книгу, удалив из нее часть глав. Или взять стихотворение в сборник и поменять там слова для благозвучности. Автор может запретить изменять свое произведение, это его право.
Вносить изменения в произведение можно лишь тогда, когда автор дал на это свое согласие. Например, это может быть условием договора. Допустим, автор пишет статьи для новостного портала. Со статьей работает редактор, фактчекер, корректор. В результате текст изменяется, но автор не возражает: он знает, что это хорошо для читателей. Если автор с чем-то принципиально не согласен, он может отозвать текст. Денег он не получит, но защитит свое право обнародовать произведение и сохранять его неизменным. Ключевой принцип здесь — согласие между автором и порталом. Автор дает его, когда подписывает договор.
Рерайт текста или перерисовку картин нельзя считать внесением изменений в произведение, если их потом публикуют под другим именем. Но это вариант использования оригинального произведения, поэтому нужно получать согласие автора и указывать его имя как автора оригинала.
Если кто-то использует произведение и вносит в него изменения без спроса, автор может потребовать возместить ему ущерб или выплатить компенсацию. Например, если с фотографии удаляют водяные знаки и имя автора. Так делать нельзя.
Вообще-то блогер просил миллион за все, но фотографии использовались для новостных целей, а это подходит под правила о свободном цитировании. Но изменять фотографии без разрешения и удалять с них водяные знаки все равно нельзя. Даже ради общего блага.
Соглашаться на перевод или размещение в сборнике
Как это работает. Перевод оригинального произведения — это самостоятельное, новое произведение. У переводчика возникают на него собственные авторские права. Но нельзя просто так перевести чей-то текст или песню и начать на этом зарабатывать. Это нарушит права автора оригинального произведения. Тем более нельзя публиковать перевод, не указывая автора оригинала.
Перевод — это вариант использования произведения, поэтому автор должен давать на него согласие. Если автор передал права на произведение другому лицу, например работодателю или издателю, согласие будет давать правообладатель. Такие же правила действуют для любой другой обработки и переработки оригинального произведения: его экранизации, аранжировки, инсценировки. На все нужно получать согласие автора или правообладателя.
Автор может разрешить включить его произведение в сборник — или не разрешать. Это касается, например, иллюстраций, текстов книг, стихотворений, песен. С одной стороны, сборник — это самостоятельное произведение. С другой — все, что входит в сборник, продолжает охраняться авторским правом. У авторов произведений, включенных в сборник, остается право использовать их и дальше, независимо от сборника. Но это может быть изменено условиями договора — читайте внимательно.
У составителя появляется право на новый объект авторских прав — сборник произведений. Его авторский труд — это подбор и систематизация материалов. Аналогичные правила применяются к интернет-сайтам, антологиям, энциклопедиям, атласам и базам данных. Закон охраняет и иллюстрации, и тексты на сайте, и сам сайт целиком.
Передавать права на использование
Как это работает. Автор может использовать свое произведение любым способом, а также разрешать или запрещать другим людям его использовать. В законе это называется исключительным правом на произведение. Исключительное право означает, что использовать произведение может только тот субъект, которому это право принадлежит. Это сам автор или тот, кому он такое право передал. Исключительное право на произведение — имущественное. Оно передается по договору и наследуется.
Автор может передать исключительное право кому-то целиком, например издателю при публикации книги. Но есть и другие варианты: разрешать использование произведения по лицензии с учетом ограничений. Например, автор книги может разрешить только изготовление и продажу печатных экземпляров с его произведением, а права на распространение текста в электронном виде оставить себе.
На практике есть три вида лицензий:
Авторы музыкального контента могут заключать договоры об использовании их произведений не напрямую с каждым пользователем, а с обществами по коллективному управлению правами. А дальше пользователи заключают договоры с этими организациями. В России действуют три организации:
Если в баре играет музыка или в городе проходит концерт, владелец бара и организатор концерта должны заключить договоры с ВОИС и РАО. Эти организации потом рассчитаются с авторами, которые передали им свои права. Авторам достаточно заключить всего один договор.
У РСП другая специфика: он собирает деньги за все технические средства, которые можно использовать для копирования и воспроизведения музыки и кино. Это диски, флешки, смартфоны, ноутбуки, телевизоры. Авторы, заключившие договор с РСП, получат свою долю от этих сборов.
Авторы могут отказаться от передачи своих прав организациям по управлению коллективными правами. Тогда пользователям нужно будет договариваться с ними лично, чтобы включить в баре музыку или организовать концерт. А авторам нужно будет самим следить, как соблюдаются их права. Авторы сами выбирают, какая схема для них удобнее.
Есть исключения, когда использовать произведение можно без согласия автора или правообладателя. Например, разрешено цитировать в небольшом объеме или использовать в просветительских целях. Когда на уроках показывают картины известных художников, это не нарушает ничьих прав. При публикации обзорной статьи о видах архитектурных стилей с фотографиями — тоже.
При свободном использовании обязательно должно упоминаться имя автора, а в произведении не должно быть никаких искажений. В спорных случаях лучше консультироваться с юристами, потому что грань между правомерным цитированием и незаконным использованием довольно тонкая.
Использовать знак охраны авторского права
Как это работает. Чтобы подтвердить свое право на произведение, автор может поставить знак охраны авторского права — копирайт. Он выглядит вот так: ©.
Такой знак можно найти в выходных данных книги или в нижней части сайта. Обычно копирайт ставят рядом с годом публикации и именем автора или правообладателя. Вариант копирайта: © Богатырева Н. В., 2021. Если права принадлежат компании, вместо имени автора будет указано название организации.
Копирайт ставить необязательно, это дополнительное право автора, которое поможет ему сообщить о своих правах на текст, сайт, изображение или какой-то другой материал. Если возникнут споры об авторстве, знак охраны авторского права поможет защитить свое право.
Рядом с копирайтом можно указать правила использования произведения — дать ссылку на условия лицензии. Можно воспользоваться типовой формой Creative Commons, CC. Она предлагает разные варианты использования, которые обозначаются латинскими буквами. Например, лицензия СС BY-NC разрешает копирование и распространение с упоминанием автора и только в некоммерческих целях.
Работать по договору авторского заказа
Как это работает. Автор может создать произведение, а потом искать способы, как на этом заработать. Но есть и другой вариант: сначала найти того, кому произведение интересно, договориться об оплате, а потом уже писать текст, музыку, рисовать иллюстрации и создавать любые другие произведения. Если автор делает это не по месту основной работы на постоянной основе, такие отношения оформляются договором авторского заказа.
Это гражданско-правовой договор, по которому автор обязуется создать произведение, а заказчик — оплатить его работу. В договоре прописывается, в каком объеме передаются права на произведение. Можно передать исключительное право на произведение или право использовать его в определенных целях и пределах. Здесь все зависит от того, как договорятся заказчик и исполнитель. Как и в случае со служебным произведением, право авторства передать нельзя. Автором произведения будет считаться тот, кто его создал, даже если он работал по договору заказа.
Продлить срок сдачи произведения по уважительным причинам
Как это работает. В договоре заказа обязательно указывают его срок. Если срок не указан и непонятно, как его определять, считается, что договор не заключили. Автор вправе ничего по такому договору не сдавать.
Автор может продлить срок для подготовки произведения, если не укладывается в него по уважительным причинам. Дополнительный льготный срок — это одна четверть от основного. То есть если статью нужно было написать за 40 дней, но у автора заболел ребенок, то срок сдачи должны продлить еще на 10 дней.
По общему правилу заказчик не может отказать автору в таком продлении. Право на льготный дополнительный срок даже не нужно прописывать в договоре. Но там можно указать, что именно стороны считают уважительной причиной и как ее подтверждать.
Закон предусмотрел два исключения, когда льготный срок не применяется. В этих случаях заказчик может отказаться от произведения и не платить автору, если тот не сдал работу вовремя. Вот эти исключения:
Возмещать заказчику только реальный ущерб
Как это работает. Автор должен возместить ущерб, если пообещает передать права на произведение, но не передаст. Или если согласится создать произведение по договору, но не сдаст его вовремя. Закон защищает автора от чрезмерно высоких требований — его ответственность ограничена суммой реального ущерба, причиненного другой стороне. То есть с автора можно взыскать убытки, которые второй стороне договора пришлось понести из-за нарушения условий договора. Например, заказчик потратил деньги на рекламу или заключил договор с другим автором по невыгодной для себя ставке из-за высокой срочности задачи.
По договору авторского заказа придется еще вернуть выплаченный аванс и заплатить неустойку, если она прописана в договоре. Но все это в целом ограничивается суммой реального ущерба.
На практике заказчики по договору авторского заказа зачастую удовлетворяются возвратом аванса, так как считать и доказывать реальный ущерб может быть затруднительно, а выплату аванса легко подтвердить.
Нельзя взыскать с автора упущенную выгоду, то есть те доходы, что могли быть получены при своевременной передаче прав на произведение. Заказчик по договору авторского заказа или правоприобретатель по лицензионному договору мог на них рассчитывать и даже заложить в свой бюджет, но получить их с автора невозможно.
Добиваться выплаты гонорара через суд
Как это работает. Если автор вовремя передал права на произведение, но не получил обещанных денег, он вправе требовать их у заказчика или лицензиата. Такие ситуации нередко возникают при работе по договору авторского заказа. Автор сдает работу, а заказчик отказывается ее принимать — или принимает, но не оплачивает. В этом случае получить деньги поможет суд. Взыскать можно не только долг, но и неустойку, если она предусмотрена в договоре.
Автором чего бы то ни было в России может быть только человек. Поэтому обращаться нужно в районный суд — с требованием взыскать задолженность по договору авторского заказа. Внимательно прочитайте договор: в нем может быть указано, что обязателен досудебный претензионный порядок. Тогда сначала нужно будет составить письменную претензию, вручить ее заказчику лично или отправить заказным письмом. В суд можно идти, если заказчик не ответит на претензию или пришлет отказ.
Чтобы не доводить до суда, постарайтесь как можно подробнее прописать важные для вас условия в договоре. И перечитайте его перед тем, как подписывать. Можно указать, когда произведение считается принятым, какой статус у переписки в «Телеграме», когда происходит оплата. Например, написать, что если заказчик ничего не отвечает в течение двух недель, то произведение считается принятым. Или указать, что отказ от произведения должен быть мотивированным и допускается при уникальности текста ниже 50%. Чем более прозрачными и понятными будут условия договора, тем проще будет защитить свои права.
Требовать возмещения ущерба, если внесены порочащие изменения
Например, нельзя при упоминании статьи искажать слова ее автора — будто бы он призывает к государственному перевороту, хотя он ничего подобного не делает. Или публиковать авторскую иллюстрацию, дорисовывая к ней неприличные изображения.
В этом случае автор может через суд потребовать:
Требовать возмещения убытков, если нарушены права на произведение
Как это работает. Если автор сохранил за собой исключительное право на произведение, он может защищать его через суд. Один из способов — потребовать от нарушителя возмещения убытков, которые автор понес из-за незаконного использования своего произведения.
Убытки — это вознаграждение, которое автор мог получить, но не получил из-за нарушения своих прав. Например, если его книгу, фильм, песню, программу или другое произведение продавали без разрешения и не платили вознаграждение.
При оценке убытков можно ориентироваться на цену одного экземпляра и количество контрафакта. Если сложно подсчитать убытки, обращаются к оценщикам. Точные расчеты — их задача. Затраты на оценку можно потом взыскать через суд.
Требовать компенсацию вместо возмещения убытков
Как это работает. Закон позволяет вместо убытков взыскивать компенсацию. В этом случае не нужно доказывать размер убытков. Какой способ защиты права выбрать, решает сам автор.
Компенсацию можно определять по-разному :
Вместе с компенсацией за нарушение исключительного права на произведение можно требовать возмещения морального вреда, если нарушаются личные права автора. Например, его имя не указано или кто-то присвоил авторство себе.
Запретить незаконное распространение произведения
Как это работает. Требование о возмещении убытков или выплате компенсации можно совместить с требованием запретить незаконное использование или распространение объекта авторских прав. Это обеспечит защиту права автора на будущее.
В исковом заявлении можно заявить требования:
Можно заявить эти требования в суде, а можно сначала попробовать договориться с нарушителем. Например, написать ему письмо с предложением убрать из продажи контрафактные товары или пиратский контент. Возможно, нарушитель действует не со зла, а по незнанию — предложите ему убрать ваш контент, выплатить компенсацию или просто указать вас как автора, если это подходит. Лучше отправить заказное письмо, а до этого зафиксировать факт нарушения — на видео или у нотариуса. Это будет страховкой на случай, если дело все-таки дойдет до суда.
Если контент, который нарушает ваши права, размещен на сайте, сайт можно заблокировать — если владелец не идет навстречу и не удаляет пиратский контент. Для этого нужно:
Роспотребнадзор уведомит провайдера о нарушении и обеспечит блокировку сайта, если материалы, которые нарушают авторские права, не будут удалены. Подробные разъяснения — на сайте Роспотребнадзора.
Выбрать владельца прав после смерти автора
Как это работает. Авторские права действуют и после смерти автора — в течение 70 лет. Автор может заранее выбрать, кому перейдут имущественные права после его смерти и кто будет защищать его неимущественные права на авторство и неприкосновенность произведения.
Имущественные права переходят по наследству. Автор может указать в завещании, кому достанутся права на созданные им произведения, когда он умрет. При условии, что он не передал эти права при жизни. Наследником можно выбрать любого человека, необязательно родственника.
После того как пройдет 70 лет со дня смерти автора, произведение станет общественным достоянием. Его можно будет использовать без чьего-либо разрешения, но с обязательным указанием авторства. Например, со дня смерти А. С. Пушкина прошло 70 лет, а со дня смерти К. И. Чуковского — еще нет. То есть, если хотите опубликовать на своем сайте «Айболита», нужно разрешение наследников Чуковского.
Требовать от заказчика уплаты НДФЛ и страховых взносов
Как это работает. Выплаты по договору авторского заказа облагаются НДФЛ, а заказчики платят за авторов страховые взносы. Все как с обычной зарплатой. Если заказчик отказывается платить, говоря, что это не трудовой договор, — он нарушает закон.
НДФЛ уменьшает гонорар на 13%. Его должен удержать и выплатить заказчик, если это ИП или организация. Но если заказчик — обычный гражданин, автор платит налог сам и подает декларацию 3-НДФЛ до 30 апреля года, следующего за годом получения гонорара.
Страховые взносы в любом случае платит заказчик. По договору авторского заказа нужно заплатить за автора взносы:
Взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за авторов не платят. В этом отличие от работы по трудовому договору. Договор авторского заказа — гражданско-правовой, декретные и больничные авторам не платят. Поэтому и взносы тоже не предусмотрены.
Взносы на пенсионное страхование помогают набрать к пенсии необходимый страховой стаж и пенсионные баллы. Даже если сейчас вы на нее не рассчитываете, в будущем может пригодиться. Проверить, платит заказчик страховые взносы или нет, можно в ПФР. Выписку о состоянии индивидуального лицевого счета можно заказать на портале ПФР или на госуслугах.
Применять профессиональный вычет для уменьшения НДФЛ
Как это работает. Авторы могут уменьшить НДФЛ и тем самым повысить свой гонорар. Для этого достаточно подать заказчику заявление, что автор хочет применить профессиональный вычет. Вычет позволяет уменьшить сумму, которая облагается налогом. Заявить его вправе любой автор, но размер может быть разным.
Профессиональный вычет предоставляется всем авторам, которые получают вознаграждения:
Если посчитать реальные расходы сложно, можно заявить профессиональный вычет в процентах от суммы гонорара. В зависимости от вида произведения процент будет разным: от 20% при написании текста до 40% при создании скульптур и декораций.