Что можно сказать про левшей
Образ Левши из рассказа Лескова
«Левша» – трогательная история о простом русском человеке, талантливом мастере Левше, которому удалось заткнуть за пояс англичан и на всю Европу прославить Россию-матушку. Левша – тульский мастер, невероятно талантливый, настоящий самородок.
Действие происходит в России (Санкт-Петербург и Тула) и Англии, вскоре после войны с Наполеоном в 1812 году. В данном произведении вымышленное и действительное переплетены в единое целое. В основу сюжета положены реальные события и лица. Так, поездка Александра I и Платова в Лондон – исторический факт.
Краткая характеристика Левши
Левша – тульский оружейный мастер, вместе с товарищами подковавший английскую механическую блоху.
Тульский мастер, самобытный, неподражаемый, ювелирный специалист. Левша, даже крестится левой рукой, косоват на один глаз. У подкованной блохи он мастерил гвозди, на которых было указано его имя.
Необразованный крестьянин, искусный оружейник, замечательный мастер талант которого оценили в Англии, не согласился оставаться на чужбине. Предан православной вере, русскому народу, своей семье.
Образ и характеристика Левши
Характеристика Левши из рассказа Лескова «Левша» – это возможность понять суть настоящего простого русского человека.
С главным героем произведения Н.С. Лесков знакомит нас не сразу. В течение нескольких глав создается впечатление, что основным персонажем рассказа является казак Платов. Истинный главный герой появляется как бы невзначай.
Пожалуй, автор поступил так намеренно, чтобы подчеркнуть суть характера Левши из рассказа «Левша» – он выходец из народа и сам является его олицетворением, со всей его простотой, наивностью, равнодушием к богатству, великой верой в православие и преданностью Отчизне.
С этой же целью автор не дает герою имени. Левша – один из трех тульских мастеров, которым была оказана честь смастерить нечто эдакое, чтобы доказать императору Николаю Павловичу и самоуверенным англичанам, на что способен русский народ.
Обобщенность образа Левши подчеркивает не только его безымянность, но и небольшая информация о нем. Читая, мы не знаем ничего о его возрасте или семье. Перед нами лишь его немногословный портрет: «косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны».
Великий талант простого мастера
Несмотря на свою внешнюю неприглядность, Левша обладает великим талантом, поразившим не только самого царя, но и английских умельцев.
Левша вместе с двумя другими тульскими мастерами сумел подковать миниатюрную блоху, не имея при этом специальных знаний и приспособлений. В этом деле Левше досталась самая сложная работа – выковать миниатюрные гвоздики для подков.
Качество, без которого характеристика Левши из рассказа «Левша» будет неполной, – это скромность гениального мастера. Народный умелец не хвалился своим достижением и не считал себя героем, а просто добросовестно выполнял поручения государя, а также от всей души старался показать, на что способен русский человек.
Когда император Николай понял, в чем заключалась работа мастеров, которую сначала не мог разглядеть даже через свой мелкоскоп, он был удивлен, как они могли ее выполнить без оборудования. На что Левша скромно ответил: «Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши».
Равнодушие к богатству и комфорту
Скромность и равнодушие к богатству проявил Левша и во время своего путешествия в Англию. Он не согласился на зарубежное обучение, не переубедили его обещания ни денег, ни славы. Одного просил Левша – скорее уехать домой.
Эта простота и скромность стали причиной и бесславной гибели героя, о которой никто не узнал. Он стеснялся комфортной каюты и высшего общества, поэтому весь путь по зимнему морю провел на палубе, отчего и заболел.
Приехав в Петербург, он не смог представиться и сказать, что он выполнял поручение царя. Поэтому его ограбили и не принимали ни в одной больнице, кроме самой простой для бедняков, где он и скончался.
Образу Левши автор противопоставил англичанина, плывшего с ним, которого поселили в хорошей гостинице и вылечили. А Левша из-за своей скромности и простоты трагически погиб.
Черты характера Левши
Любовь к Родине и чувство ответственности перед своим государством – основные черты характера Левши. Последней мыслью мастера Левши было желание во что бы то ни стало передать царю, что не нужно чистить ружья кирпичом.
Если бы он смог это передать, русское военное дело было бы еще успешнее, но просьба его так и не дошла до государя. Даже умирая, этот простой тульский мастер остался верным своему характеру, главной чертой которого было в первую очередь думать об Отчизне, а не о себе.
В образе Левши Н.С. Лесков показал всю глубину русского человека: наивного, простого и даже забавного, но для которого нет ничего милее православной веры и родной стороны. Преданность Родине, ответственность за ее будущее и великое природное мастерство – вот те качества, которые лежат в основе характеристики героя сказа «Левша».
Сочинение про Левшу
Образ Левшы — это прототип обычного русского человека, который имеет широкую душу и богатый внутренний мир. Он обычный мастер, который любит свое дело. Работал он левой рукой, из-за этого и стал называться левшой, но этот дефект нисколько не мешал ему быть лучшим из лучших.
Главный герой произведения – человек, которого обходят стороной, так как он, по их мнению, немного странный, не от мира сего.
Внешность его не впечатляет. Он имеет косоглазие, выдраны волосы на висках. Одежда давно уже отжила свое время, так как затерта до дыр. Но его это, в принципе, мало беспокоит, как и мнение народа. Левша – человек простой, так сказать, из народа. По своему характеру он смелый и прямолинейный, не боится говорить правду в лицо.
Но не все так красочно в этом персонаже. Левша имеет вредную привычку выпивать. Можно сказать, что он болен, у него душевное расстройство, которое он пытается залечить алкоголем. Это расстройство появилось из-за того, что никто не ценит его талан, и он не может реализовать себя, как творческого человека.
То, что переживает главный герой – это реальность и не вымысел. Многие люди того времени вынуждены были оставить свои идеи творческой реализации в прошлом. Создается двоякое мнение, что государству того времени, было необходимо и выгодно, чтобы люди оставались глупыми и необразованными.
Чтобы никто не смог занять высшие должности государства. Глубоко в душе герой Лескова весьма духовен и патриотичен. Он не смог долго прожить в Англии и скорее рвался домой, на Родину.
Левша не образован, как и большинство крестьян государства, но самое главное, что он смог раскрыть в себе талант, заложенный с детства.
В Англии он поразил всех своим мастерством, изготовив гвоздики для подков блохи. Но он, как простой человек, не жаждет славы и признания, он делает то, что любит. В произведении левшу мы видим, как старательного работника.
Одна из главных проблем Левши заключается в том, что он топчется на месте, не развивается и не двигается вперед. Его, к сожалению, все устраивает, хотя для многих людей такая жизнь была бы невыносимой.
Левша – это не простой главный герой и прототип русского человека, он олицетворяет весь русской народ, который силен духом и имеет множество талантов. У него, как и у всего русского народа, есть воля к победе. Такими мастерами в то время гордились и ценили, но не все, к сожалению. Умер Левша случайной смертью.
Левша в рассказе Лескова
Сказ автора отличается от других авторов сказочными мотивами, в котором содержатся элементы трагизма.
В «Левше» есть центральный герой, живущий в городе Туле. Он — искусный мастер.
Левша – типично сказочный персонаж. Автор показал в нем мастера, который отличался высоким мастерством, но в науках не был силен.
Левша принимал участие в подковке блохи, что подтверждает талантливость русского мастера. Автор не стал называть Левшу никаким именем, тем самым подчеркнул его характер. Левша привык к тому, что ему постоянно кто-то угрожает.
Одежда его небрежна: одна штанина заправлена в сапог, другая нет. Одежка застегнута на крючках, половина крючков потеряна. Так и ходит Левша в подобном виде. Образ Левши представлен в виде грязного и неухоженного мастера, не следившего за собой, ведь он постоянно работает.
Автор выразил в образе Левши маленького мужичка. Левша отвечает за качество выполнения своего мастерства. Левша уезжает в страну Англию, чтобы доказать иностранцам умение творческого мастерства. У него нет денег на еду. Он постоянно голодный. В таком состоянии он добирается до другой страны.
У многих читателей Левша вызывает уважение в том, что он отказывается от выгодных предложений и уезжает домой на родину. У него отсутствует желание оставаться в этой стране. Левша – трудолюбивый и честный человек. Левша — бескорыстный.
Автор характеризует Левшу с положительной стороны. Он показывает своим читателям, что Левша – русский патриот. У него душа простого русского человека. Он верит в религию и нравы русского народа. Мастер проходит через испытания судьбы, но даже перед смертью понимает всю важность военного секрета англичан, которое негативно может отразиться на русской армии.
После возвращения на родину, Левша неожиданно заболевает. Он умирает в полном одиночестве. Его бросили умирать в больнице на полу. В этом выражается отрицательные элементы России – неблагодарность, отсутствие гуманности, в чем заключаются истинные причины неустроенности нашей жизни в России, как подчеркнул писатель.
Читатель замечает, что автор проявляет сочувствие к Левше. Можно заметить жалость к нему, авторские комментарии говорят о прискорбии и горечи утраты. Талант не ценится, о чем подтверждает данное произведение.
Образ Левши можно охарактеризовать, как типичного литературного героя, который вызывает сочувствие, жалость, уважение, гордость за такого человека, ведь он патриот своей родины, не продавшийся буржуям. Без денег и документов он добрался до чужой страны, пытаясь доказать, что и в России есть настоящие искусные мастера своего дела!
Читайте также: Собакевич – характеристика героя поэмы «Мёртвые души» Гоголя.
В произведении противопоставляется отношение императоров к Родине и достижениям русского народа. В рассказе автор заметно симпатизирует царю Николаю Павловичу, а также главному герою – тульскому мастеру Левше, взгляды которого сродни императорским. Их объединяет вера в то, что для русского нет ничего невозможного.
Жизнь в другую сторону: как феномен леворукости влияет на жизнь людей
В Международный день левшей мы решили подготовить материал о феномене леворукости. В нем мы развенчали (и подтвердили) пару мифов, узнали, как эта особенность формируется, выяснили, чем чреваты переучивания доминирующей руки у детей, и попытались понять, как живется леворуким людям в «правом» мире.
Феномен леворукости
Разделяют генетическую леворукость и компенсаторную, которая наступила в ходе травмы доминирующей руки. Иными словами, ребенок мог сильно поранить правую руку, а потом переучиться на левую.
Леворукость — это не отклонение от нормы. Она предусмотрена генетически. Вот что об этом говорит нейропсихолог Наталья Семенова:
«Есть и животные-левши, например белый медведь. Это разнообразие природы для того, чтобы была выживаемость, это генетически запрограммированная вещь».
Профессор психологии Клэр Полак связывает большое количество правшей в мире с эволюционным процессом. Левое полушарие в мозге отвечает за действия правой руки и речевой контроль. Естественный и эволюционный отборы способствовали тому, что люди тысячелетиями использовали правую руку (и левое полушарие) для письменности. В итоге примерно 85% населения Земли — праворукие. В то время как леворуких людей в мире, по разным подсчетам, от 5% до 15% процентов. При этом существуют амбидекстры — люди, способные управляться обеими руками. Их в мире всего 1%.
Ученые до сих пор не уверены в том, почему рождаются левши. Но в 25% случаев за это точно отвечают гены. Иногда это передается по наследству, но не так же часто, как интеллект или рост.
«Даже у однояйцевых близнецов могут быть разные доминантные руки», — говорит Рональд Йео, профессор психологии Техасского университета в Остине.
Гениальность левши
«У левшей более «подвижный» интеллект и вместительный словарный запас, нежели у правшей. Возможно, именно поэтому процент левшей выше в творческих профессиях — таких как музыканты, художники и писатели. Хотя у левшей хуже память, они справляются с некоторыми видами задач в два раза лучше правшей».
Это утверждение психолога Алана Сирлемана. В обществе распространены интересные мифы, которые на поверку оказываются ложными. К примеру, существует мнение, что левши более творческие, потому что прокручивают в голове больше вариантов решения проблем. Однако это не показатель творчества.
В этом смысле профильное исследование провел экономист Гарварда Джошуа Гудман. Он сделал масштабную выборку с учетом того, как люди стали левшами. Она отличалась участием большого количества человек, чего не скажешь о предшественниках, где кандидатов было мало, а группы набирали предвзято. Выяснилось, что левши получают высшее образование на 2,5% реже, чем правши, и зарабатывают на 6% меньше.
Если выбирать людей, которые стали левшами генетически, то данные вовсе выравниваются. Иными словами, доминирующая рука никак не влияет на способности человека, в том числе творческие. Вот что об этом говорит нейропсихолог Юлия Пунина:
«Никаких достоверных данных и доказанных исследований об интеллектуальном и творческом превосходстве между праворукими и леворукими людьми на сегодняшний день нет».
Этот миф часто подкрепляется громкими именами. Например, Марка Твена, который научился писать левой рукой из-за ревматизма, поразившего правую часть его тела. Еще приводят имя Леонардо да Винчи, который, по всей видимости, был амбидекстром и рисовал обеими руками до тех пор, пока не травмировал правую. Если сравнивать удельное количество гениев, то преимущество будет на стороне людей с доминирующей правой рукой. В сущности наличие таких списков как у правшей, так и у левшей бессмысленно. Пусть идея блестящих левшей живуча, Royal Cheese не видит в ней ничего плохого, пока это не начинает доставлять неудобства окружающим.
Левша — это жизнь в другую сторону
А вот исторически левшам доставалось. В средневековой Европе их сжигали на кострах как детей дьявола, а во времена СССР пытались переучивать.
«До школы меня не принуждали писать правой рукой, а вот в школе спросили: «Почему пишешь левой? Надо правой». Запрещали, раньше строго было. А я всегда дисциплинированный был: надо — значит надо. Хотя у меня карандаш из правой руки выпадал, я даже пальцами его держать не мог. Но заставляли».
Этого, кстати, совершать было нельзя. Мозг знает, что делает. Переучивание может отрицательно отразиться на развитии ребенка. Нейропсихолог Наталья Семенова говорит, что переучивать ребенка, вне зависимости от внешних причин леворукости, точно не стоит:
«Переучивая руку, мы не меняем мозг. Мы можем на него воздействовать. Мы можем способствовать развитию левого полушария, переучивая ребенка на правую руку, но мы не можем изменить его генетической программы. Если у ребенка патология… он только более-менее пытается компенсироваться за счет своих патологий, а мы начинаем вмешиваться».
Помимо бытовых проблем, которые возникнут перед ребенком (станет медленнее писать, читать и взаимодействовать с окружением), начнутся проблемы с самочувствием. Он может стать раздражительным, капризным, начать плохо есть, а на фоне нарушения эмоционального фона могут произойти следующие осложнения:
Если заметил такие проблемы у своего ребенка — обратись к врачу-психоневрологу или педиатру.
В целом же до середины ХХ века левшам приписывали склонности к преступлениям. Уже ближе к концу столетия им стали вменять одаренность и предрасположенность к творчеству.
Если подтверждать мифы, то у нас есть один на примере. Возможно, левши действительно имеют преимущество в спорте. Особенно в теннисе, боксе, бейсболе и других видах (кроме шахмат), где ты один на один с соперником. В книге «Загадка леворукости» лингвист Рик Смитс объясняет, что, столкнувшись с левшой, правши обычно теряются. При этом пара левша-левша быстро приспосабливается друг к другу. В то время как правши долго адаптируются под людей с доминирующей левой рукой. В результате чего становятся более уязвимыми:
«Они вынуждены вступить в асимметричную битву, будучи неподготовленными, против оппонента, умеющего справляться с этой асимметрией».
Выводы
Мозг человека до сих пор до конца не изучен. Делать выводы о том, что кто-то хуже, лучше или умнее только из-за того, что пользуется другой рукой, — глупо и моментами даже опасно. Правильно ли думать о формообразующем влиянии расы, размера мозга, гендера или ориентации на личность и здоровье человека? Если выводы негативные, используются для унижений, притеснений или получения социальных привилегий перед другими — это однозначно делает мир худшим местом, чем он мог бы быть. Каким ты хочешь видеть его — решай сам.
Анализ сказа «Левша» (Н. С. Лесков)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 29.04.2020 · Обновлено 29.04.2020
В своих произведениях Н. С. Лесков нередко брался за изображение русского народа и стремился наиболее точно и ярко отразить его особенности. Так, в сказе «Левша» писатель рассказывает о судьбе талантливого русского умельца, которая разбивается о безразличие и жестокость власти. Многомудрый Литрекон предлагает подробный анализ произведения Н. С. Лескова по плану, который поможет детально рассмотреть сюжет, персонажей и идеи текста.
История создания
Н. С. Лесков написал «Левшу» в 1881 году и сразу опубликовал свое произведение в журнале «Русь». К первому отдельному изданию писатель написал предисловие, в котором объяснил происхождение сюжета. Легенда о блохе и подковавшем ее мастере якобы была записана по сказу старого тульского оружейника, с которым Н. С. Лесков познакомился в Сестрорецке.
Позднее автор отказался от публикации этого предисловия и на обвинения критиков в использовании народного сюжета заявлял, что его сказ – литературный вымысел, основанный на известной прибаутке об английской стальной блохе, которую тульские мастера подковали и отправили обратно.
Н.С. Лесков был очень патриотичным писателем и прославлял традиционные ценности. Многие его произведения направлены на раскрытие феномена русского духа. Богатство русской души, самобытности исторического пути России, духовность отечественной культуры — вот главные темы творчества Лескова.
Жанр, направление
Авторское определение жанра «Левши» отсылает читателя к фольклорным истокам нашей литературы. Сам Н. С. Лесков назвал свое произведение «сказом». Для этого литературного жанра характерно подражание фольклорному стилю, а повествование обычно ведется от лица вымышленного рассказчика, близкого по образу к народным сказителям. Такая стилизация позволила писателю приблизить свой текст к народному творчеству, создать произведение, которое можно пересказывать в виде живой, веселой и поучительной истории про судьбу русского героя-умельца.
Направление творчества Н.С. Лескова — реализм. Однако в данном произведении прослеживаются черты романтизма:
Смысл названия
Полное название произведения звучит как «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Таким названием Н. С. Лесков сразу задает жанр, настраивает читателя на восприятие полусказочной-полуреальной истории о народном герое и выпавших на его долю приключениях.
Вынесение в заглавие текста самого Левши неслучайно. Левша – не имя персонажа, а его отличительная особенность, сам герой остается безымянным мастером. Даже на выкованных крохотных гвоздиках для подков блохи не остается места для его имени. Это позволяет писателю сделать героя собирательным образом всех неизвестных русских умельцев, преданных своему дела и своей родине, но не оцененных по достоинству.
Суть: о чем?
Движущей силой повествования становится своеобразное соревнование между английскими и русскими мастерами. Во время путешествия по Англии император Александр I восхищается изобретениями местных умельцев и не жалеет огромных денег за заморскую диковинку – механическую танцующую блоху. О блохе быстро забывают, пока она не оказывается у Николая I. Одержимый идеей превосходства над другими странами, новый император отправляет генерала Платова к тульским мастерам, чтобы те смогли показать свое искусство и сделать что-то более интересное. Трое лучших мастеров задумывают подковать маленькие лапки блохи крохотными подковами, а самый искусный из них – косой левша – выковывает для этих подков гвоздики.
Император и генерал довольны тем, что удалось превзойти иностранных мастеров, и даже отправляют Левшу с делегацией в Англию, чтобы те продемонстрировали свое превосходство. В Англии Левшу ожидает много открытий: там не только используют более передовые техники, например, чистки ружей, но и совсем иначе относятся к грамотным мастерам своего дела: с почтением и уважением. Несмотря на все уговоры, герой отказывается остаться в чужой стране, он стремится больше узнать и привезти полученный опыт на родную землю, но вскоре после прибытия Левша трагически умирает, а его умения и знания оказываются никому не нужны.
Более подробно Литрекон описал сюжет в кратком содержании, там же Вы найдете отзыв.
Главные герои их характеристика
Многомудрый Литрекон поместил образы героев сказа «Левша» в таблице:
Центральный персонаж повествования | один из безымянных тульских мастеров, названный по своей отличительной особенности Левшой. Это простой и прямой человек, ответственно и с любовью подходящий к своему делу. С благодарностью за оказанное доверие Левша и его товарищи берутся за задание императора превзойти английских мастеров и придумывают подковать механическую блоху. При этом трудиться им предстоит в обыкновенной избе, а о специальных приборах и даже «мелкоскопе» не может быть и речи – все приходится делать «на глаз». Еще одним испытанием для героя становится поездка в Англию. Там Левша замечает, как сильно отличается отношение к профессионалам своего дела в этой стране и на его родине. Русскому умельцу предлагают хорошие условия и зовут его остаться, но Левша не может бросить старых родителей и отказаться от своей веры. Более того, он любит родную страну и потому прилежно собирает те знания, которые могут пригодиться ему после возвращения и помогут усовершенствовать отдельные отрасли. |
Император Александр I | Император Александр I в сказе изображается как человек любознательный и впечатлительный. Во время своей заграничной поездки он с восторгом осматривает местные кунсткамеры, наполненные всевозможными диковинками, стремится быть вежливым с иностранцами и легко отдает большую сумму денег за «подаренную» блоху, которая «танцует дансе». При этом император убежден в превосходстве западной научной мысли и не верит, что на подобные изобретения способны его соотечественники. |
Император Николай I | Николай I, наоборот, желает доказать, что русский народ способен превзойти англичан в изобретательности. Он не задумывается, каким трудом достигается мастерство, в каких непростых условиях вынуждены работать по его заказу мастера, так как сосредоточен лишь на желании поразить иностранцев результатом. |
Атаман донских казаков Платов | Еще один персонаж – атаман донских казаков Платов. В начале повествования он предстает истинным патриотом, доказывающим императору Александру, что Россия ничем не уступает Европе, однако гордость Платова за родину скорее показная. Он грозится наказать мастеров, если им не удастся «удивить» Николая, а после отставки и вовсе отказывается помогать попавшему в беду Левше. |
Англичане | Англичане в сказе предстают практичным и хитрым народом, однако автор признает их умение грамотно организовать труд и жизнь рабочих. Они привыкли ценить профессионализм, поэтому с уважением принимают Левшу и даже приглашают его остаться. |
Тематика сказа Н. С. Лескова «Левша» обусловлена теми реалиями русской жизни, которые писатель кладет в основу сюжета.
Проблемы
Несмотря на сказовый характер повествования, Н. С. Лесков поднимает в произведении актуальные для российской действительности проблемы.
Основная идея
Главную мысль сказа Н. С. Лескова можно сформулировать на основе образа самого Левши. Герой остается верен своему отечеству, честно трудится на его благо и до последней минуты переживает за его судьбу. Писатель убежден в праведности его пути: такие люди навсегда остаются в памяти своего народа и истории своей страны.
К сожалению, власть оказывается неспособна по достоинству оценить своих умельцев. Если в Англии героя встречают с уважением и предлагают достойные условия для жизни и работы, то на родине о его труде очень быстро забывают и бросают умирать. Автор осуждает власть имущих и дает им повод задуматься о судьбе родины. Нравственный смысл «Левши» заключается в том, что необходимо ценить талант и делать все возможное для его реализации. Гуманность, образование, сострадание — вот что нужно народу, чтобы проявить себя. Без этого Россия так и останется отсталой страной с продажными Платовыми и загнанным в угол потенциалом.
Чему учит?
Сюжет сказа «Левша» заставляет задуматься о том, что честное и верное служение делу и родине часто оказывается неоцененным и невостребованным. Важно помнить: не чин или происхождение, а духовные качества и умения способны по-настоящему возвысить человека. Левша вызывает уважение, потому что, несмотря на все свои слабости, остается цельной фигурой, сохраняет верность себе и своим принципам.
В простой и хлесткой форме сказа Н. С. Лескову удается изобразить те русские реалии, которые тормозят прогресс страны и мешают развитию ее людей. В Левше писатель видит необыкновенную силу и преданность, свойственные народному духу, и говорит о необходимости поддержки и укрепления лучших качеств и умений русского народа. «Левша» учит нас гордиться своей страной, но лишь тогда, когда эта гордость искренна, а не исходит из желания угодить царю и возвыситься.
Критика и художественные особенности
После публикации «Левши» критика упрекала автора в использовании народного сюжета, на что Н. С. Лесков заявлял, что повествование полностью вымышлено и только стилизовано под народное творчество.
«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» весь от начала до конца представляется набором шутовских выражений — в стиле безобразного юродства. Разные сатирические ухищрения не прикрывают собою некоторого национального самохвальства, которое жило в душе Лескова и, можно сказать, сохранилось до конца его дней — в постепенно бледнеющих чертах.(А. Л. Волынский, «Царство Карамазовых; Н.С. Лесков», 1901 г.)
Исследователями неоднократно говорилось и о социальных темах, которые поднимает писатель. Прежде всего, это жестокость и безразличие власти по отношению к своему народу, непросвещенность самого народа, талант которого оказывается неспособен раскрыться в полную силу.
Использование сказовой формы обуславливает целый ряд художественных особенностей произведения. Повествование ведется от лица вымышленного рассказчика, приближенного к образу самого Левши. Это простой человек, в речи которого обильно встречаются искажения слов («мелкоскоп», «грандеву», «колтыхание») и просторечные выражения («а поднимать станут – ухи рвут, чтобы в память пришел»).
«…он [Лесков] пишет массу рассказов, сильных по выполнению и проникнутых в каждой строчке благородным настроением автора. Таковы его рассказы, вошедшие во II том под общим заглавием «Праведники», и полный эпического спокойствия «Сказ о тульском левше и стальной блохе» и т.д. (А. И. Фаресов, «Против течений. Н. С. Лесков. Его жизнь, соч., полемика и воспоминания о нем», 1904 г.)
«Но чувство меры, вообще мало присущее таланту Лескова, изменяло ему и в этом случае. Иногда обилие подслушанного, записанного, а порой и выдуманного, новообразованного, словесного материала служило Лескову не к пользе, но к вреду, увлекая его талант на скользкий путь внешних комических эффектов, смешных словечек и оборотов речи. Этот … недостаток резко сказался в знаменитых «Полунощниках» и в еще более популярном «Сказе о тульском левше и стальной блохе».(А. В. Амфитеатров, «Собрание сочинений Ал. Амфитеатрова. Т. 22. Властители дум», 1914 г.)
Сказ Н. С. Лескова написан живым и простым языком, но при этом поднимает немало серьезных проблем. Это безразличие государства к своему народу, отсутствие просвещения, неуважение к простому человеку и неспособность по достоинству оценить мастерство и талант. Комизм в «Левше» удивительным образом переплетается с трагизмом, что позволяет читателю наиболее полно рассмотреть ситуацию и сделать из нее выводы.