Что монголы делали с пленными женщинами
Как татаро-монголы издевались над русскими женщинами в плену
Во времена нашествия монголо-татар для русских женщин не было ничего хуже, чем попасть в плен к этим варварам, поскольку пребывание в неволе у Золотой Орды было самым жестоким наказанием, и даже хуже смерти.
Культовый образ
Как бы там ни было, исследователи полагают, что жена князя – образ вымышленный, поскольку о ее трагической гибели написано лишь несколько строк в одном из изданий, но о том, как она жила, никакой информации нет. Кроме того, русскую княгиню называли византийской принцессой, при том, что тогда Византийской империи не было. Также нет ни одного подтверждающего факта о том, что она состояла в браке с рязанским князем. Поэтому, все это наталкивает на мысль, что Евпраксия – женщина-миф, а точнее, образ, который олицетворял решительность всех русских красавиц, которые боялись и всячески старались избежать плена. Однако, русская православная церковь все же канонизировала все семейство: князя Федора Юрьевича, Евпраксию и их сына – Ивана-Постника.
Вызывают одну лишь жалость
Как правило, у всех кочевнических народов практика захвата в плен была нормой, одни лишь воины хана Батыя во время своих походов на Северо-Западные земли Руси в 1237 году похитили и заключили в плен около 90 000 человек, большинство из которых были женщины и дети, поскольку с представителями мужского пола, за исключением ремесленников, они расправлялись на месте.
В числе первых, посетивших Орду, стал европеец из Италии Джованни Карпини, написавший о том, что пленники, которых держат в домах в качестве рабов, практически сидят без воды и еды, одеты в тряпье, и вызывают одну лишь жалость. О своих впечатлениях иностранец написал в трудах «Истории Монгалов, именуемых нами Татарами» и «Книга о Татарах». Побывавший «в аду» итальянец упомянул о том, что большинство пленных попадали к плохим хозяевам, у которых они с утра до ночи трудились, не покладая рук и не имея никакого личного времени. Как только наступал вечер, обессиленные рабы просто падали с ног, а на сон им выделяли лишь 3-4 часа.
Жестокие надругательства
У татаро-монгол не было исключений в отношении к жителям того или иного завоеванного города. В своем труде Ибн аль-Асир описал ситуацию 1920 года, когда воины Чингиз-хана убили всех выживших в Бухаре, кто не представлял для них никакой ценности или был угрозой (молодых и крепких парней, стариков и старух), прямо посреди городской площади. После этой массовой расправы происходила дележка пленников между собой. Жуткое зрелище, когда ребенка отлучают от матери, или всех членов семьи «распихивают» по разным хозяевам. После распределения пленных, воины насиловали женщин, причем на глазах остальных пленных, не имевших возможности этому противостоять.
Историк из Персии – Шараф Ад-дин Язди в одном из своих трудов написал, как воины Тимура отобрали для своего хозяина около 5 000 пленников в очередном поселении, выбирая самых красивых девушек и детей. Войско оседало в этом городе надолго, пока не насытилось завоеванной «добычей», затем покидало его, поставив на телеги шатры с молодыми пленницами. Исследователь описывает, как Татары, на ходу перепрыгивали с коней в шатры, чтобы предаться очередной любовной связи с одной из русских красавиц. И таких повозок было неисчислимое количество, как пишет историк, поэтому если бы кто-то и потерял одну из них, то искал бы месяцами.
Пытки и издевательство
Рынки невольников
Вторым путем пленниц был невольничий рынок, где в рабыни отбирали самых миловидных девушек и женщин, причем из знатных семей. Даже малейший физический дефект был поводом, чтобы использовать пленницу в качестве «скота». В своих трудах исследователь А. Бахтин писал, что таким женщинам вырывали ноздри, отрезали уши, ставили клеймо на лоб или щеки, затем заковывали в кандалы и использовали для выполнения самой грязной и тяжелой работы. На ночь их всех загоняли в одну темницу, а в качестве пищи бросали как собакам подгнившее мясо. Любая провинность не сходила с рук: их так иссекали плетями, что некоторые не выдерживали и просили о смерти.
Наибольшую ценность русские женщины представляли для повелителей Крыма и других татарских поселений, несмотря на то, что они отличались жестким характером и непокорностью. Многие неоднократно перепродавали русских невольниц, причем не только в ближнее, но и дальнее зарубежье – Египет, Сирию, откуда уже назад дороги не было. За знатных, грамотных и талантливых красавиц работорговцы получали хороший куш. Поэтому татары умудрялись накануне торгов обучать простых девушек игре на любом инструменте, одевали их в шикарные наряды, выдавая за русских княжон и получая за их продажу хорошие деньги. Красивая, да еще и умная рабыня – наилучший подарок, который за год передавался нескольким хозяевам.
Гарем или услужение
Мужчины служили в роли массовой силы для захвата очередного города или поселения, а красивых женщин отправляли в гарем, некоторые становились прислугами знатных татарок и ханских жен. В книге А. Бахтина написано о том, что в пути ханскую жену, как правило, сопровождали 8 юных красавиц. Две из них служили в качестве опоры для госпожи во время поездки на арбе, а остальные 6 сидели по обе стороны от нее.
Примечательно то, что повозку важной персоны сопровождала еще целая сотня арб, каждая была снаряжена 5-ю прислужницами. У знатных татарок русские пленницы были в качестве мебели, они использовали их для развлечения, а также за счет них демонстрировали свой статус. Жены татар более низшего звена имели по 3-4 прислужницы и если их госпожа скоропостижно умирала, то пленниц всех или выборочно хоронили вместе с ней.
Куда хуже была жизнь в гареме, где царила строгая иерархия, неоспариваемые правила, ну а если женщина чем-то не угодила хозяину, ее тут же казнили. Казнь была разной: женщин душили, отравляли змеиным ядом или топили. Практически в каждом гареме насчитывалось до 1000 наложниц-рабынь, попавших в плен, врученных в качестве дара или купленных на невольничьем рынке.
Некоторые историки утверждают, что русский терем является олицетворением татарского гарема, где женщина ведет закрытый образ жизни в полной изоляции от общества и лишена возможности решать что-либо самостоятельно.
Примечательно то, что С. Аверкиев в своем труде «Влияние татар на жизнь русского народа» написал, что до появления татаро-монголов русские женщины практически были на равных правах с мужчинами. Ну а «пришедшая» от татар традиция затворничества позже стала нормой в российских теремах, якобы, таким образом мужчина прячет свою женщину от посторонних.
Что ждало русских женщин, попавших в плен к татаро-монголам?
Наложить на себя руки — страшное решение. Но совершить один из смертных грехов для русских женщин было предпочтительнее, чем попасть в плен к татаро-монголам. И на то были причины.
Впрочем, историки склоняются к мнению, что Евпраксия – образ мифологический. Во-первых, ее трагическая судьба описана всего несколькими фразами в «Повести о Николе Заразском». Индивидуального жизнеописания Евпраксии летописцы не оставили. Во-вторых, русскую княгиню называют византийской принцессой, хотя в годы ее жизни Византийской империи еще не существовало. В-третьих, не сохранилось летописных свидетельств и о браке рязанского князя. Всё это приводит к мысли, что Евпраксия – не реальная женщина, а вымышленный собирательный образ, олицетворяющий решительность всех русских женщин, не желающих сдаваться в плен. К слову, Русская Православная Церковь канонизировала всю семью мучеников: и князя Федора Юрьевича, и Евпраксию, и их сына Ивана-Постника.
«Достойны всякой жалости»
Захват пленников был обычной практикой для всех кочевых народов. Только воины Батыя во время похода на Северо-Западную Русь в 1237-38 гг. угнали, по неточным оценкам, до 90 тысяч человек. Большинство из них были женщины и дети, ведь мужчин, кроме ремесленников, татары убивали на месте.
Один из первых посетивших Орду европейцев, итальянец Джованни Карпини писал, что татарские пленники «мало едят, почти не пьют и весьма скверно одеваются». «Те, которых держат в качестве рабов дома, «достойны всякой жалости». Свои впечатления итальянец описал в «Книге о Татарах» и «Истории Монгалов, именуемых нами Татарами». В частности, путешественник упоминает, что большинство пленников оказалось у настолько плохих хозяев, что им не оставляют времени ни на что, кроме выполнения господских поручений. К вечеру они буквально валятся с ног, причем, поспать им удается, в лучшем случае, 3-4 часа.
Бесчинства и поругания
Правила поведения с жителями очередного покоренного города у татаро-монголов не менялись. Так, Ибн аль-Асир описывает, что в 1120 году воины Чингиз-хана вывели всех уцелевших жителей Бухары на площадь, убили тех, кто не представлял ценности или являлся угрозой (стариков, старух, молодых парней), а затем разделили «всех ценных пленников» между собой. При этом матерей разлучали с детьми, и нередко члены одной семьи оказывались у разных хозяев. После дележа добычи «совершили они с женщинами грех великий», при этом остальные пленники были вынуждены смотреть на бесчинства и поругания, не будучи в силах помешать.
Персидский историк Шараф Ад-дин Язди в одном из своих трактатов описывал, как воины Тимура только для своего господина отобрали из пленников в очередном городе 5 тысяч «подобных гуриям девушек и красивых отроков». Почти месяц войско оставалось на месте, чтобы вдоволь насладиться «живой добычей». Затем двинулось в путь. На телеги поставили шатры с пленными девушками. Историк пишет, что воины, не прекращая движения, перепрыгивали с коней в шатры и «предавались любовным утехам». И таких повозок было так много, пишет Язди, что потерявший свою добычу потратил бы на поиски месяца два.
Молва о подобных жестокостях быстро разлеталась, поэтому в каждом городе на Руси знали – если под татарским натиском падут стены, умри, но в плен не сдавайся. Тут уместно вспомнить о еще одной русской княгине – Агафье Всеволодовне, жене князя Юрия Всеволодовича. Когда зимой 1238 года татары подошли к стенам Владимира, княгиня вместе с дочерью и другими жителями укрылась в Успенском соборе. Все они предпочли заживо сгореть в огне, нежели угодить в лапы захватчиков.
Другой путь для русских пленниц, захваченных в плен, – невольничий рынок. Но стать рабыней могла только миловидная женщина знатного сословия. При наличии физического изъяна и отсутствии родовитых родителей пленницу фактически превращали в скот. Как пишет историк А.Бахтин, женщине могли отрезать уши, вырвать ноздри, заклеймить раскаленным железом лоб или щеки. Закованные в кандалы пленницы днем выполняли самую тяжелую работу. Ночью их скидывали в темницу, швыряя следом червивое мясо, которое даже собаки есть отказывались. За любую провинность – секли плетьми так, что многие молили о смерти.
Русских красавиц на рынках Сарай-Бату и Сарай-Берке, а затем и в Крыму весьма ценили. Несмотря на то, что «московитянки» отличались своенравием и непокорностью. Многие пленницы перепродавались неоднократно, оказываясь в результате в отдаленных землях вроде Египта или Сирии, возврата откуда не было. Понятно, что за знатную княжну, умеющую играть на музыкальных инструментах или знающую грамоту, работорговцы выручали больше. Нередко простых девушек перед продажей специально обучали игре на арфе или другом инструменте, затем наряжали в дорогое платье и выдавали за русских княжон, продавая по завышенной цене. Не забудем, что рабыня, особенно красивая и знатная, была прекрасным подарком, поэтому пленница могла только за год сменить до пяти хозяев.
В гарем или услужение
Если плененных мужчин татары часто использовались в качестве «хашара» (штурмовой толпы) при захвате очередной крепости, то красивые женщины отправлялись в гарем или становились прислужницами знатных татарок и ханских жён. Как пишет А. Бахтин в статье «Плен и рабство в период монгольского завоевания и в Золотой Орде», ханскую жену-хатуню по традиции сопровождала большая свита. Особенно среди сопровождающих выделялась группа из восьми юных девушек-бенат – каждая отменной красоты. Шесть из них сидели по обе стороны от госпожи, а на двоих девушек ханская жена опиралась во время поездки на арбе. Еще полсотни девушек, постарше и не столь красивых, скакало рядом с арбой. За повозкой, на которой восседала ханская жена, ехало еще сотня арб. И в каждой – по пять прислужниц. Знатные татарки использовали пленниц в качестве мебели, для развлечения, демонстрации своего статуса. Так, одежды жены эмира могли нести до 30 прислужниц. Женам татар рангом пониже прислуживало до 3-4 женщин. При этом не стоит забывать, что в случае если госпожа умирала, прислужниц (всех или выборочно) могли похоронить вместе с хозяйкой.
Не менее «сладкой» была жизнь и в гареме. Строгая иерархия и неоспариваемые правила были меньшими из зол. Стоило только чем-либо не угодить господину, и женщину казнили. Самыми распространенными видами казни было удушение, отравление змеиным ядом или утопление. Зачастую количество наложниц исчислялось тысячами, при этом все девушки были рабынями, которых угнали в плен, вручили в качестве подарка или купили на невольничьем рынке. К слову, отдельные исследователи считают, что русский терем – аналог восточного гарема, в котором женщина ведет изолированный образ жизни и не может принимать самостоятельных решений. Интересно, что С. Аверкиев в книге «Влияние татар на жизнь русского народа» подмечает, что до татаро-монгольских завоеваний русские женщины обладали почти такими же правами, как и мужчины. Возникшая позднее традиция затворничества в теремах на Руси была позаимствована у татар из-за желания спрятать, уберечь женщин от посторонних глаз.
источник
Страшные страницы истории Великого Шелкового Пути: женщины-рабыни и педофилия
По данным американского профессора, 80% караванов перевозили рабов, большая часть которых были детьми.
По оценке WALK FREE FOUNDATION, в 2016 году в Казахстане в трудовом и сексуальном рабстве находились 81 600 человек. Шок от этого факта не только в людских трагедиях, цифрах и дате, но и в том, что ничего не изменилось на протяжении веков! Рабство в Средней Азии существовало всегда. Однако, в архивах и библиотеках мы не нашли достаточного количества научных работ, которые бы не частично, а полноценно изучили историю работорговли в нашем регионе. Но мы постарались собрать наиболее важные сведения, раскрывающие весь ужас работорговли в Средней Азии и на протяжении Шелкового Пути.
Не очень шелковый «Великий Шелковый Путь». 80% караванов перевозили рабов из Центральной Азии
Американский профессор Jonathan Skaff из Shippensburg University of Pennsylvania, автор книги «Straddling steppe and sown: Tang China’s relations with the nomads of Inner Asia» изучил историю евразийской работорговли между Западной и Восточной Азией в VII и IX веках н.э. Он сосредоточил свой анализ на Турфанском оазисе в Центрально-Азиатском бассейне и обнаружил что центральноазиатские торговцы и элитный класс в династии Тан покупали, продавали и путешествовали с рабами. Контракты на покупку рабов, написанные на бумаге, выявлены в нескольких гробницах в регионе Турфан. Эти документы были погребены вместе с телами и другими предметами. Стандартная информация, записанная в таких контрактах, включала пол и места происхождения рабов, а также имена их продавцов и покупателей.
Профессор Скафф считает что согдийцы были наиболее активны в работорговле. Оказалось, что 80% караванов перевозили рабов из Средней Азии. Количество рабов составляло 38,5% всех путешественников. Империя Тан оказала огромное влияние на экономику работорговли. Юридические, военные, административные и транспортные системы империи Тан облегчили торговлю людьми, гарантируя транспортные перевозки и соблюдение контрактов. Для рабов не существовало возрастных ограничений, и большинство из них были детьми из бедных семей.
Ужасы рабства в период монгольского завоевания Центральной Азии. Шокирующие сведения от восточных историков Следующие факты для тех, кто свято чтит Чингисхана и не верит, что монголы устраивали настоящий геноцид в Средней Азии. Александр Бахтин в своей научной статье «Плен и рабство в период монгольского завоевания и в Золотой Орде по восточным источникам» приводит сведения из восточных источников о том, как жутко монголы обходились с жителями нашего региона. Например, Ибн ал-Асир (1160-1233) сообщает, что, заняв в 1220 г. Бухару, Чингиз хан приказал воинам вывести жителей из города и разделить между собой. «Они поделили их, и был этот день ужасным, вследствие обилия плача мужчин и женщин и детей. Разбрелись они жители во все стороны и были растерзаны как лохмотья; даже женщин они поделили между собой. и совершили они с женщинами грех великий, а люди смотрели и плакали, но не имели возможности устранить от себя что-либо из того, что их постигло. Кто сдавался, того брали в плен и мучили народ разными истязаниями для вымогания денег».
По сообщениям Джувейни, после падения Хорезма, каждый монгольский воин должен был казнить по 24 пленника, а местных женщин монголы рассортировали, выбрав молодых и красивых, а тех, которых отбраковали, разделили на две части и заставили раздеться. Затем монгольский царевич Джучи сказал несчастным женщинам: «В вашем городе хорошо дерутся на кулаках, так приказывается женщинам обоих отрядов вступить между собою в кулачный бой». Когда зрелище ожесточённой драки обречённых наскучило завоевателям, они мечами перебили всех».
Пленники и рабы использовались в качестве подарков. От хана Джанибека были присланы в подарок в 1342 году тюркские невольники и невольницы. Пятерых невольников он послал в подарок египетскому султану в 1357 году. Несколько невольников прислал в подарок султану в 1385 г. Тохтамыш. Хан мог продавать своих подданных. Ибн Фадлал-лах ал-Омари сообщает, что «относительно власти царей их нужно заметить, что когда они разгневаются на одного из своих подданных, то отбирают его имущество и продают детей его. Точно так же, когда у кого что украдено, то имущество вора и дети его присуждаются обворованному, который и продаёт их». Кипчакские невольники, особенно дети, массово продавались в Египет. Бадр-ад-Дин ал-Айни пишет, что «дошло до того, что они стали продавать на рынках своих детей и своих жён; их скупали франки и купцы и повезли во все страны, особенно в Египет». О населении Золотой Орды пишется, что «во время голода и засухи они продают своих сыновей. При избытке же они охотно продают своих дочерей, но не сыновей, детей же мужского пола они продают не иначе как в крайности».
Василий Верещагин (1842—1904) — русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов в своей книге «Очерки, наброски, воспоминания» в 1883 году писал: «Здания для работорговли в городах Средней Азии устраиваются так же, как и все караван-сараи; только разделяются они на большее число маленьких клетушек, с отдельною дверью в каждую; если двор большой, то посредине его навес для вьючного скота; тут же, большею частью, помещается и продажный люд, между которым малонадежные привязываются к деревянным столбам навеса. Народу всякого на таких дворах толкается обыкновенно много: кто покупает, кто просто глазеет. Покупающий расспросит товар: что он умеет делать, какие знает ремесла и т. п. Затем поведет в каморку и там при хозяине осмотрит, нет ли каких-нибудь телесных недостатков или болезней. Женщины молодые большею частью на дворе не выставляются, а смотрятся в каморках и осматриваются не самим покупателем, а опытными пожилыми знахарками. Цены на людей, разумеется, различны, смотря по времени и большему или меньшему приливу «товара». Под осень обыкновенно торг этот идет шибче, и в городе Бухаре, например, под это время в каждом из десятка имеющихся там невольничьих караван-сараев бывает, как мне говорили, от 100 до 150 человек, выставленных на продажу. Значительно и разом на всех этих рынках изменяют цены: в таких случаях человек идет за очень дешевую цену — за несколько десятков рублей, иногда даже за 10 рублей.
Красивая молодая женщина стоит очень дорого, рублей до 1000 и более. В хорошей цене также стоят хорошенькие мальчики: на них огромный спрос во всю Среднюю Азию». «Судьба женщины в Средней Азии, говоря вообще, еще печальнее судьбы ее сестры в более западных странах, каковы Персия, Турция и другие. Еще ниже, чем у последних, ее гражданское положение, еще сильнее замкнутость и отверженность от ее властителя-мужчины, еще теснее ограничение деятельности одною физическою, животною стороною, если можно так выразиться. С колыбели запроданная мужчине, неразвитым, неразумным ребенком взятая им, она, даже в половом отношении, не живет полною жизнью, потому что к эпохе сознательного зрелого возраста уже успевает состариться, задавленная нравственно ролью самки и физически работою вьючной скотины. Все умственное движение, все развитие может сказываться поэтому только в самых низших проявлениях человеческого ума — в интриге, сплетне и т. п., зато и удивляться нечего, что они интригуют, сплетничают». «Такое крайне униженное положение женщин составляет главную причину, между прочим, одного ненормального явления, каким представляется здешний «батча». В буквальном переводе «батча» значит мальчик; но так как эти мальчики исполняют еще какую-то странную и, как я уже сказал, не совсем нормальную роль, то и слово «батча» имеет еще другой смысл, неудобный для объяснения. В батчи-плясуны поступают обыкновенно хорошенькие мальчики, начиная лет с восьми, а иногда и более. Из рук неразборчивых на способ добывания денег родителей ребенок попадает на руки к одному, к двум, иногда и многим поклонникам красоты, отчасти немножко и аферистам, которые с помощью старых, окончивших свою карьеру плясунов и певцов выучивают этим искусствам своего питомца и раз выученного нянчат, одевают, как куколку, нежат, холят и отдают за деньги на вечера желающим, для публичных представлений». «Такие публичные представления — «тамаша» мне случалось видеть много раз».
«Батча часто содержится несколькими лицами: десятью, пятнадцатью, двадцатью; все они наперерыв друг перед другом стараются угодить мальчику; на подарки ему тратят последние деньги, забывая часто свои семьи, своих жен, детей, нуждающихся в необходимом, живущих впроголодь».
Основным источником рабства были феодальные войны, бедность, нищета и кража людей. В ханствах Средней Азии совершали специальные налеты на пограничные районы России, Ирана, Афганистана, захватывали в плен мирных жителей и доставляли их на невольничьи рынки. В 60-х годах XIX в. в Бухарском ханстве цена на рабов в среднем составляла: 10-15-летние мальчики — 35 золотых, 16-25-летние — 45-50 золотых, 26-40-летние — 80 золотых. Рабыни: 10 — 15-летняя — 70-золотых, 16-25-летняя — 50-60 золотых, 26-40-летняя — 40 золотых. Самые высокие цены были на рабов русского происхождения, их в основном покупало государство для зачисления в армию. Цена раба зависела от возраста, так как учитывалась сила раба, используемого на тяжелых работах, а цена рабынь с возрастом падала. Рабынь предпочитали молодых и красивых, так как в большинстве случаев их использовали в качестве служанок и для воспитания детей. Отдельные люди покупали красивых рабынь для любовных утех и даже превращали их в законных жен. Раб и рабыня являлись вещью и ими торговали на рынках Средней Азии наряду с предметами.
12 августа 1873 г. между Россией и Хивой был заключен мирный договор, согласно которому в этом ханстве рабство и работорговля запрещались. 24 сентября 1873 г. между Россией и Бухарой был заключен Шахрисябзский договор. Одна из его статей гласила: «отныне в пределах бухарских прекращается на вечные времена постыдный торг людьми, противный законам человеколюбия. », а рабство объявлялось запрещенным. Отмена рабства и работорговли в Хиве и Бухаре была сильным пропагандистским ходом Российской империи в ее соперничестве с европейскими державами за влияние в Средней Азии (этот период в истории известен как «Большая игра»). Отмена рабства в какой то степени смягчила последствия экспансии России. Поощрительными статьями откликнулись даже британские газеты. Однако, несмотря на это в Бухарском эмирате и Хивинском ханстве почти до середины 80-х годов XIX в. существовала тайная торговля рабами.
А с начала 1990-х гг. работорговля детей, девушек и мужчин в Центральной Азии возобновилась с новой силой.
Хронология отмены рабства в странах мира:
Лондон — 1102 г.: запрещены работорговля, рабы и крепостное право.
Испания — 20 ноября 1542 г. Король Испании Карлос I утвердил закон против порабощения американских индейцев.
Япония — 1500-е года. Законом было запрещено рабство, но не запрещено крепостничество.
Российская империя — 1723 г. Указ Петра Первого запретил работорговлю, но не запретил крепостничество (отменено в 1861 г.).
Штат Нью-Йорк (США) — 1799 г. Дети-рабы и все обычные рабы были окончательно освобождены в течение почти 30 лет. Последний раб освобождён 4 июля 1827 года.
США — 1807 г. 2 марта 1807 г. президент США Томас Джефферсон подписал закон, направленный против рабства. Закон запрещал ввоз рабов и вступил в силу 1 января 1808 г.
Специально для Women of Kazakhstan Magazine. Все права защищены©