Что изучает лексикология и фразеология в русском языке 7 класс

Лексика и фразеология. 7-й класс

Класс: 7

Презентация к уроку

Вид урока – урок-путешествие.

Тип урока – урок-повторение изученного материала.

1. Организационный момент (2 мин.)

Учащиеся готовятся к уроку, сдают рапорт.

2. Слово учителя (3 мин.)

– Прежде чем начать наш урок, ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: Что является объектом изучения предмета русский язык?

– Правильно. А с каких сторон, позиций мы изучаем слово?
– Какой раздел русского языка изучает написание слова? (Графика)
– Какой раздел русского языка изучает правильность написания слова? (Орфография).
– Какой раздел русского языка изучает произношение слов? (Фонетика).
– Какой раздел русского языка изучает словарный состав языка? (Лексика).
– Какой раздел русского языка изучает устойчивые выражения и сочетания? (Фразеология).

– Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие и посетим только две страны Лексику и Фразеологию.

3. Работа с Толковым словарем (3 мин.)

Задание 1. На парте у учеников лежат Толковые словари.

– Русский язык очень богат и продолжает обогащаться. Давайте попробуем определить значение слова «богатый».

– Какое из этих лексических значений подходит к русскому языку?

Вывод (письменно): Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А.Н. Толстой).

4. Многозначные слова

– Ребята, когда вы работали со словарями, определяя лексическое значение слова «богатый», что вы заметили? Сколько значений имеет слово «богатый»?

Ответ: Слово «богатый» имеет несколько значений.

– Как называются слова, которые имеют несколько значений?

– Именно в бухте Многозначности мы и сделаем свою первую остановку.

Задание 2. (5 мин.)

Пока два ученика делают разборы у доски, остальные работают в тетради, а некоторые выполняют карточки.

– В каком выражении слово язык употреблено в прямом значении, а в каком в переносном значении?

– Для того, чтобы проверить правильно ли вы ответили, обратите внимание на следующий слайд. Выражения в прямом значении будут красного цвета, в переносном – белого.

– Что такое прямое значение?

Ответ: Это основное лексическое значение слова.

– Что такое переносное значение?

Ответ: Это вторичное лексическое значение.

5. Дифференциация. Работа по карточкам

– У вас есть возможность посетить разные города страны Лексика. В какой город вы попадете, вы сможете узнать, выполнив задание.

Карточка 1. НУВ

– О каких ключах идет речь? Подпишите значения слова ключ в каждой из строчек. Как называются такие слова? Определите разряд частиц.

Там, где нужен ключ обычный, (метал. стержень)
Не поможет ключ скрипичный. (музыкальный термин)
И лесным ключом, поверь, (родник)
Не откроешь эту дверь.

Ответ: Эти слова называются омонимы.

Карточка 2. ВУВ

– В каком городе находитесь вы? Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова. Как называются эти слова?

В театре за актом следует акт,
А между ними нужен… (антракт)
На время дело прекратив,
Вдруг объявили … (перерыв)
В поле пахарь устал слишком,
Нужно сделать … (передышку)
После урока непременно
Нужна ребятам … (перемена)

Ответ: Эти слова называются синонимы.

Карточка 3. «Средние»

– Посмотрите на рисунок. Перед вами герои басни Крылова «Слон и Моська». Охарактеризуйте наших героев, подобрав пары слов-антонимов.

Что изучает лексикология и фразеология в русском языке 7 класс

После этого ученики вслух устно комментируют задание на карточках.

6. Физкультурная минутка (2 мин.)

7. Итоги раздела Лексика

– Ребята, наше путешествие по стране Лексика подошло к концу. Что мы узнали об этой стране?

Ответ: Узнали, что слова могут быть многозначными, они могут иметь прямое и переносное значение. Познакомились с синонимами, антонимами и омонимами.

– Ребята, вы правильно отметили, что мы в стране Лексика познакомились с со словами, имеющими переносное значение, а в каком еще разделе языка встречаются такие слова?

Ответ: В разделе языка «Фразеология».

– Правильно. Слова с переносным значением живут в двух странах, одна из которых Фразеология, куда мы сейчас и отправимся.

8. Слайд 11.

– Вот мы и приплыли в бухту «Мал золотник – да дорог».

Задание 3. (5 мин.)

– Правильный ответ вы увидите на слайде. Выполните морфемный разбор выделенных слов. Каждый из учеников по очереди выходит к доске и выполняет разбор одного слова.

Задание 4. Устно. (3 мин.)

Задание 5. (5 мин.)

– А теперь нам необходимо отправляться дальше. Следующая наша цель – бухта «Взялся за гуж – не говори, что не дюж».

– А теперь обратите внимание на слайд, как должно быть на самом деле. Исправьте свои ошибки.

9. Итоги раздела Фразеология

– Ребята, что нового вы узнали в стране Фразеология? А что повторили, вспомнили? Для чего нам нужны фразеологизмы?

10. Итоги всего урока

– Ребята, наше сегодняшнее путешествие подошло к концу, корабль, на котором мы плыли причалил к берегу. Понравилась вам эта познавательная прогулка?
– По каким странам мы сегодня путешествовали?
– Что изучает раздел языка Лексикология? Что мы узнали в стране Лексика? (Словарный состав языка)
– Что изучает раздел языка Фразеология? Что мы узнали в этой стране? (Устойчивые выражения и сочетания)
– Для чего нам нужны эти знания? Где мы можем их применить?

11. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Для чего я должен знать фразеологизмы?»

– Спасибо вам за урок, вы можете быть свободны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *