Что изучает география материков и океанов 7 класс конспект урока
Урок по географии 7 класс по теме «Что изучает география материков и океанов»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Что изучает география материков и океанов?
Периоды изучения материков и океанов
Цель урока: 1) Сформировать знания о содержании и структуре предмета
2) Развивать умение работать с картой; 3) Остановится на глобальных проблемах человечества и путях их решения
Форма организации: коллективная
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Портреты путешественников
I .Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II .Проверка домашнего задания. Раздать ученикам тесты с целью проверки прочности усвоения знаний за предыдущий курс обучения.
1.Животные обитают в воздухе до высоты (150м)
2. Окружность, проведённая на глобусе на одинаковом расстоянии от полюсов (экватор)
3. Коренные жители Океании из этого растения строят дома и лодки, а плоды употребляют для пищи (кокосовая пальма)
4. «Пятым океаном» называют (атмосферу)
5. Самый большой по площади климатический пояс Евразии (умеренный)
6. Точка, из которой производится визирование при полярной съёмке местности (полюс)
7. Чередование природных зон на равнинах (широтная зональность)
8. Антропогенные природные комплексы (сады и водохранилища)
9. Жители жарких стран отличаются (тёмным цветом кожи, курчавыми волосами)
10. Где атмосферное давление повышенное? (на равнинах)
IV .Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Для чего необходимо изучать физическую географию?
1. Что изучает география материков и океанов
2. Материки и острова, части света (площадь Земли 510 млн. кв. км, суши 149 млн. кв. км, океанов 361 млн. кв. км; архипелаг; асу, эреб)
3. Мировой океан (71%, Марианский желоб 11022м)
4. Географические сведения древних времен (Эратосфен, Страбон)
5. Географические открытия средних веков (викинги в VIII — XI веках, Плано Карпини, Марко Поло, Афанасий Никитин, Виллем Рубрук, Х. Колумб, Васко да Гама, Америго Веспуччи, Мартин Вальдземюллер, Герард Меркатор, Фернан Магеллан, Абел Тасман, С. Дежнев, Дж. Кук, А. И. Чириков – Алеутские острова, И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский – острова Тихого океана, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев 28 января 1820 г. открыли Антарктиду, Р. Пири – Северный полюс, Р. Амундсен – Южный)
6. Главные географические открытия XIX века (Семенов-Тян-Шанский, М. Пржевальский, Ш. Уалиханов, А. Гумбольд – Южная Америка, Д. Ливингстон и Г. Стэнли – Африка, Н. Н. Миклухо-Маклай – Новая Гвинея)
7. Крупные открытия XX века (планомерные исследования стали возможны последние 44 года)
1. Окружность, проведённая на глобусе на одинаковом расстоянии от полюсов (экватор)
2. Коренные жители Океании из этого растения строят дома и лодки, а плоды употребляют для пищи (кокосовая пальма)
3. «Пятым океаном» называют (атмосферу)
Вывод: Теперь география превратилась в науку, которая не только пописывает закономерность размещения земных тел и явлений на поверхности Земли, но и объясняет причины их возникновения и развития.
Конспект урока «Что изучает география материков и океанов»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Класс: 7 Число: ____________
Учитель: Подколзина И.В.
Тема урока: Что изучает география материков и океанов. Материки, части света, Мировой океан.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Т.Е.Ц.: 1. Создать условия для актуализации основных знаний, усвоенных из начального курса географии. Помочь учащимся понять основные идеи страноведческого курса, его значение и место в системе географических знаний. Ввести термины «материк» и «часть света», показать, чем они отличаются друг от друга.
Оборудование: учебники, атласы, физическая карта мира.
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности класса и кабинета к уроку. Отсутствующие. Знакомство с требованиями учителя, структурой, изучаемого предмета. Напоминание правил поведения на уроке, нормы выставления отметок.
Тема нашего урока «Что изучает география материков и океанов. Материки, части света, Мировой океан».
— Какова цель нашего урока?
— На какие вопросы необходимо ответить, чтобы достигнуть цели? Какими источниками информации вы можете воспользоваться на урок.
Наш курс называется «География материков и океанов», иногда его называют «страноведческим» курсом. Как вы думаете, почему?
Мы будем изучать закономерности природы нашей Земли, и отслеживать, как они проявляются в особенностях природы материков и океанов.
— Тема нашего урока – материки и части света. Это два разных понятия, которые, казалось бы, обозначают одно и тоже. Например: есть материк Австралия, и есть часть света Австралия.
— Так в чём же разница?
Материк – это огромный участок суши, со всех сторон окружённый водой.
— Сколько материков у нас на Земле? Назовите их.
— Всегда ли люди знали о том, какие материки есть на Земле?
— Кто открыл Америку? ( Христофор Колумб ) Т.е. до его плавания европейцы не знали, что есть такой материк.
Существует понятие «Старый свет» и «Новый свет», эти понятия связаны с частями света. Люди первоначально знали только три части света: Европа, Азия и Африка, их и называют Старым светом.
— Какое отличие от материков вы сейчас можете увидеть?
( один материк Евразия, но две части света Европа и Азия )
Новый свет начали открывать только в средние века, после 1492 г.
— Кто помнит, что тогда произошло?
Христофор Колумб – Америка (два материка, но одна часть света);
Абель Тасман и Джеймс Кук – Австралия;
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев – Антарктида.
— Сколько частей света? Чем это понятие отличается от материка?
Часть света – это большие историко-географические территории суши, условно различающиеся открытием материка и особенностями заселения. (стр.6)
— А что такое океаны?
Океаны – это огромные части Мирового океана, отделённые друг от друга материками и островами.
— Из каких частей состоит Мировой океан?
— Давайте закрепим то, что вы узнали на этом уроке.
— Что такое материк? Часть света? Океаны?
— Каково соотношение суши и воды на Земле?
V. Домашнее задание.
§ 1 (пересказ), вопросы 1,3.
Оценка работы класса и отдельных учащихся. Выставление отметок.
Что изучает география материков и океанов. Как люди открывали Землю
Урок 1. География 7 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Что изучает география материков и океанов. Как люди открывали Землю»
Планета Земля уникальна. Как никакая другая планета, наша обладает зеленой растительностью, огромным голубым океаном, сотнями тысяч рек и озер, горами, равнинами, ледниками и пустынями.
Курс «География материков и океанов» изучает природу нашей планеты в целом: материки и океаны, а также народы и различные страны.
Изучив этот курс, вы сможете узнать о том, как исследовалась и осваивалась планета, об особенностях рельефа и климата Земли. У вас существенно расшириться кругозор о Мировом океане. Вы сможете больше узнать о закономерностях развития географической оболочки. Изучая отдельные материки и страны, вы совершите увлекательное путешествие вокруг света: познакомитесь с особенностями природы и жизни разных государств.
С давних времен природа и люди очень тесно связаны между собой. Именно хозяйственная деятельность населения кардинально изменила окружающую среду и существенно отразилась на самом существовании человека.
Очень важно знать и понимать все процессы, происходящие на Земле, дабы предвидеть экологические катастрофы и своевременно их предотвратить.
На Земле насчитывается шесть материков, которые вы будете изучать в следующем порядке: Африка, Австралия, Южная Америка, Антарктида, Северная Америка и Евразия.
Наряду с делением суши на материки существует еще условное деление ее на части света. Люди еще в античные времена стали делить сушу.
Материк Евразия был разделен на две части света: Европу и Азию. Материки Северная и Южная Америка наоборот объединены в одну часть света – Америку.
Таким образом, на сегодняшний день, выделяют шесть частей света: Европа, Азия, Америка, Антарктида, Африка и Австралия. В отличие от материков, часть света включает в себя относящиеся к ней близлежащие острова.
Современная география изучает Землю из космоса. Все что раньше для человека было непостижимым в изучении планеты, сейчас, благодаря научно-техническому прогрессу стало общедоступным.
Знания о Земле, о материках, океанах и морях пришли к людям не сразу. Накопленные материалы систематизировались и обобщались многими народами. По мере расширения знаний о планете изменялись и географические карты, на которые наносились все новые и новые открытые земли.
Самые первые карты территорий были созданы еще народами Древнего Востока, эти знания были расширены великими мыслителями Древней Греции.
Так, древнегреческий историк и путешественник Геродот на основе своих наблюдений в пределах обитаемой тогда суши выделил три пояса проживания: северный – сырой и холодный (Скифия); южный – сухой и пустынный (Египет и Аравия); а также средний – наиболее благоприятный для жизни людей (Средиземноморье).
Великим достижением в развитии географических знаний того времени стало учение о шарообразности Земли. Впервые смог доказать, что земля имеет форму шара древнегреческий ученый Аристотель. Он наблюдал за отбрасываемой тенью Земли на поверхность Луны. И заметил, что она всегда имеет круглую форму.
В 13 веке, благодаря экспедиции Марко Поло по Юго-Восточной Азии, значительно расширились знания людей о земном пространстве. Марко Поло – первый европеец, который смог изучить природу Памира, муссоны Индии, а также полезные растения Китая.
По мере развития товарного хозяйства, появилась потребность в поисках новых торговых партнеров и источников продукции. Поэтому в средние века совершались походы и путешествия для того, чтобы найти новые земли. Так с конца пятнадцатого века началась эпоха Великих географических открытий. В это время очень бурно развивалась торговля и мореплавание.
В 1492 году Христофор Колумб открыл, как он считал тогда, «западный» морской путь в Индию, не подозревая, что это была новая часть света – Америка. Открытие Нового Света стало величайшим событием в истории человечества.
Португальский мореплаватель Васко да Гама в 1497 году на кораблях обогнул Африку, тем самым уточнив ее очертания.
Большой вклад в географические исследования внесла экспедиция под руководством Фернана Магеллана, которая совершила первое кругосветное путешествие, открыв проход через Атлантический океан в Южное море. Благодаря экспедиции выяснилось, что большую часть земной поверхности занимает не суша, как считалось ранее, а вода.
Из истории известно, что многие путешественники того времени занимались поиском «неведомой южной земли». Так в 1770 году на мировую карту был нанесен материк Австралия, открыл который Джеймс Кук.
Неведомая Южная Земля
В географических исследованиях важную роль занимали русские мореплаватели Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев, которые в 1820 году открыли Антарктиду, и тем самым закончили эпоху великих географических открытий.
По международному праву, установленному во времена географических открытий, неизвестные ранее земли становились территориальной собственностью того государства, под чьим флагом были открыты. Однако Антарктида не принадлежит ни одному государству, хотя несколько стран (включая Австралию, Аргентину и Великобританию) в разное время пытались претендовать на право собственности. В 1959 году был заключен «Договор об Антарктике», провозглашающий ее «природным запасником, предназначенным для мира и науки».
На сегодняшний день в мире нет такого места, где не побывала бы нога человека. Благодаря научно-техническому прогрессу, ученые занимаются изучением недр Земли, дна Мирового океана, Космоса.
Сейчас, вашему вниманию будут представлены снимки из космоса, которые просто захватывают дух! Глядя на фотографии Земли, сделанные из космоса, не перестаешь удивляться тому, насколько прекрасна наша планета. В НАСА хранится немало снимков Земли, на которых запечатлены вулканы и ледники, пустыни, леса и степи, необычные облака и потрясающие по своей красоте закаты и восходы.
География очень тесно связана с жизнью людей. Знания о явлениях и событиях, происходящих в природе Земли и жизни народов различных стран, являются очень полезными. Курс «География материков и океанов» изучает природу нашей планеты в целом: материки и океаны, а также народы и различные страны.
Сведения о Земле, о материках, океанах и морях пришли к людям не сразу. Великие географические открытия имели всемирно-историческое значение. Огромный вклад в географические исследования внесли: Геродот, Аристотель, Марко Поло, Христофор Колумб, Васко да Гама, Фернан Магеллан, Джеймс Кук, Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев и многие другие.
Урок Что изучает география материков и океанов? 7 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок № 1: Что изучает география материков и океанов?
Цель урока: 1) Сформировать знания о содержании и структуре предмета
2) Развивать умение работать с картой; 3) Остановится на глобальных проблемах человечества и путях их решения
Форма организации: коллективная
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Портреты путешественников
I .Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II .Проверка домашнего задания. Раздать ученикам тесты с целью проверки прочности усвоения знаний за предыдущий курс обучения.
1.Животные обитают в воздухе до высоты (150м)
2. Окружность, проведённая на глобусе на одинаковом расстоянии от полюсов (экватор)
3. Коренные жители Океании из этого растения строят дома и лодки, а плоды употребляют для пищи (кокосовая пальма)
4. «Пятым океаном» называют (атмосферу)
5. Самый большой по площади климатический пояс Евразии (умеренный)
6. Точка, из которой производится визирование при полярной съёмке местности (полюс)
7. Чередование природных зон на равнинах (широтная зональность)
8. Антропогенные природные комплексы (сады и водохранилища)
9. Жители жарких стран отличаются (тёмным цветом кожи, курчавыми волосами)
10. Где атмосферное давление повышенное? (на равнинах)
IV .Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Для чего необходимо изучать физическую географию?
1. Что изучает география материков и океанов
2. Материки и острова, части света (площадь Земли 510 млн. кв. км, суши 149 млн. кв. км, океанов 361 млн. кв. км; архипелаг; асу, эреб)
3. Мировой океан (71%, Марианский желоб 11022м)
4. Географические сведения древних времен (Эратосфен, Страбон)
5. Географические открытия средних веков (викинги в VIII — XI веках, Плано Карпини, Марко Поло, Афанасий Никитин, Виллем Рубрук, Х. Колумб, Васко да Гама, Америго Веспуччи, Мартин Вальдземюллер, Герард Меркатор, Фернан Магеллан, Абел Тасман, С. Дежнев, Дж. Кук, А. И. Чириков – Алеутские острова, И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский – острова Тихого океана, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев 28 января 1820 г. открыли Антарктиду, Р. Пири – Северный полюс, Р. Амундсен – Южный)
6. Главные географические открытия XIX века (Семенов-Тян-Шанский, М. Пржевальский, Ш. Уалиханов, А. Гумбольд – Южная Америка, Д. Ливингстон и Г. Стэнли – Африка, Н. Н. Миклухо-Маклай – Новая Гвинея)
7. Крупные открытия XX века (планомерные исследования стали возможны последние 44 года)
1. Окружность, проведённая на глобусе на одинаковом расстоянии от полюсов (экватор)
2. Коренные жители Океании из этого растения строят дома и лодки, а плоды употребляют для пищи (кокосовая пальма)
3. «Пятым океаном» называют (атмосферу)
Вывод: Теперь география превратилась в науку, которая не только пописывает закономерность размещения земных тел и явлений на поверхности Земли, но и объясняет причины их возникновения и развития.
Вводный урок «Что изучает география материков и океанов»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Введение. Что изучают в курсе географии материков и океанов
Цели и задачи урока: актуализировать знания обучающихся об особенностях работы с текстом, картами, рисунками.
Познакомиться со значением географии материков и океанов.
Сформировать представление о делении карт на группы.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование представлений о географии материков и океанов, регионов и стран; формирование интереса к изучению географии в 7 классе.
Метапредметные: освоение основных приёмов работы с учебником
Личностные: формирование готовности и способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.
Ценностный компонент урока: значимость курса географии 7 класс в личностном развитии обучающегося.
Атласы, карты разного масштаба, разной тематики, карточки с названиями океанов и материков.
Учитель напоминает детям требования к уроку, поведению на уроке, правила ведения тетрадей, контурных карт; знакомит с учебником; с критериями выставления оценок.
Изучение нового материала
Учитель составля ет схему:
Проверьте себя по учебнику. (Работа с текстом учебника: «Деление суши на части света» по с. 5-6).
Покажите на контурной карте границу между Европой и Азией.
Учитель знакомит учеников с планом работы по карте:
Прочитать название карты.
Определить ее масштаб.
Изучить ее легенду.
С помощью легенды определить содержание карты.
Практическая работа «Типы карт»
Задание: заполни таблицу, используя карты атласа.
Практическая работа проверяется коллективно на уроке. Пример заполненной таблицы:
Но обхвату территории
Мировые и полушарий
Материков и океанов
Государств и их частей
Физическая карта мира Физическая карта Африки Физическая карта США
Физическая карта мира Карты материков Карты стран
Физические карты Климатическая карта, карта природных зон
Урок 2 Литосфера. Происхождение материков и океанов
Цели и задачи урока:
Планируемые результаты обучения6 Предметные6 формирование рпедставлений о тектоническом развитии земной коры и цикличности процессов, о теории литосферных плит
Метапредметные: формирование умений6 а) работать с картой, текстом учебника, схемами, рисунками, б) самостоятельно решать учебные задачи, в) – находить информацию об этапах развития Земли в учебнике, научно-популярной литературе, Интернете и интерпретировать её.
Личностные: развитие познавательного интереса к изучению прошлого Земли на основе материала параграфа и дополнительной информации
Тип урока: изучение нового материала
Проверка домашнего задания. Повторение изученного Задания на проверку умения работы с картой
Назовите страны, находящиеся на границе Европы и Азии. ( Турция, Россия.)
Задания на проверку знания фактического материала
Вычеркните лишнее и продолжите текст:
Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы познакомимся с гипотезами происхождения Земли.
Рассмотрим гипотезу происхождения и метаморфозы, происходившие с земной корой.
Первоначальная земная кора была тонкой и легко прорывалась лавой.
Но и океаническая земная кора также тонкая, при этом планета молодая, нестабильная и подвижная, поэтому кора легко сминалась в складки.
V v v v v v v v v v v v v v v v v v базальт
Схема 1. Океаническая кора
V v v v v v v v v v v v v v v v v v базальт
Схема 2. Материковая кора
Практическое задание: сравнить два типа земной коры и заполнить таблицу.
Волн, называемой поверхностью Конрада. Фактически гранитный слой состоит их множества магаматических и метаморфических пород, название его следует считать условным.
Плиты лежат на пластичном, мягком слое мантии, по которому происходит их скольжение. Силы, вызывающие движение плит, возникают при перемещении вещества верхней мантии. Мощные восходящие потоки разрывают земную кору, образуя в ней глубинные разломы в океане и на суше. Края разломов раздвигаются и расталкивают плиты. Плиты медленно раздвигаются в районе разломов на 1-10 см в год. Впервые о движении плит высказал предположение немецкий ученый Альфред Вегенер.
Схема на доске и в тетрадях
IV. Проверка усвоения нового материала
— Почему разломов больше в океане? (В океане земная кора более тонкая и легко поддается разломам.)
— Почему мы не наблюдаем разломов? ( Потому что лава застывает и залечивает «раны».)
— Ученые США обнаружили, что в районе СОХ земная кора более молодая. Объясните данный факт. ( Расходящиеся в зонах СОХ участки литосферных плит, вызывают разрастание океанского дна и способствуют образованию молодой земной коры.)
— Приведите примеры расхождения литосферных плит на суше и в океане. ( В океане расходятся Африканская и Южно-Американская, Тихоокеанская и плита Наска; на суше зоны расхождения есть на востоке Африки.)
— ЧТО ЗАСТАВЛЯЕТ ДВИГАТЬСЯ МАТЕРИКИ?
Но этого не происходит, почему? (Учащиеся затрудняются ответить.)
Происходит столкновение литосферных плит.
Объяснение проводится по схеме на доске, которую учащиеся зарисовывают в тетрадях.
( Первый и второй пункты схемы объясняет учитель, а в третьем пункте сами).
Происходит смина- ние в складки. Такого столкновения в настоящее время не существует
Океаническая кора уходит под материковую.
Образуются глубоководные желоба и островные дуги.
При столкновении двух материковых кор ни одна не уступает другой. Образуются горы на суше.
Что же заставляет двигаться материки? Это, конечно же, внутренняя энергия Земли, которая интенсивнее поступает в области океанских риф тов. По-видимому, большая часть этого тепла создается радиоактивным р аспадом внутри Земли. Медленно поднимаясь к земной коре, расплавлен ное вещество мантии растекается под ней. Удаляясь от рифтов, оно увлека ет за собой рас положенные выше плиты коры, способствуя таким образом рас ш и рению дна океана.
Решение географических задач
Задача 1 (по К.: задача 2, с. 18). ‘
Пользуясь физической картой мира и картой строения земной коры, приведите примеры горных стран, которые находятся в области современных границ литосферных плит.
К какому типу гор по высоте они относятся?
Какие природные явления наблюдаются в этих горах?
Задача 2 (по К.: задача 3, с. 18).
Пользуясь физической картой мира и картой строения земной коры, назовите горы, географическое положение которых не связано с современными границами литосферных плит.
Противоречит ли местоположение этих гор теории литосферных плит?
К какому типу гор по высоте они относятся?
Как объяснить происхождение этих гор?
Задача 3 (по К.: задача 2, с. 20).
Океанская плита погружается в мантию. Как изменяется состояние вещества горных пород, из которых плита состоит, и какие процессы при этом происходят?
Зная направление, скорость плит, объясните положение материков через 50 млн. лет.
Д.: §2; сделать прогноз положения материков через 100 млн. лет.
К.: §2-4; географические задачи № 7-10 на с. 21.
Дополнительный материал к уроку
Камчатка и Курильские острова
км, в то время как Красное море («новый океан», рождающийся в месте отделения аравийского полуострова от Африки) расширилось на 300 км. На территории Африки сильные землетрясения не зарегистрированы, т. к. Африка является одной литосферной плитой.
Альпы и Средиземноморье
В результате сжатия образовались такие горные цепи, как Альпы, Пиренеи, Апенинны и Карпаты. Средиземноморский бассейн является зоной повышенной сейсмической активности. Землетрясения здесь не так часты, как в зоне субдукции, но иногда достигают высокой разрушительной силы, как, например, Лиссабонское землетрясение 1755 г. с амплитудой 8,3 балла. ‘Число жертв этого землетрясения оценивается в 60 тыс. человек. Это сильнейшее европейское землетрясение возникло под дном Атлантического океана на расстоянии нескольких десятков километров от г. Лиссабона. |Оно породило также и цунами, вызвав разрушения во Франции и Англии. На Лиссабонский же берег обрушилась волна в 30 м.