Что изучает дифференциальная психология кратко
дифференциальная психология
Полезное
Смотреть что такое «дифференциальная психология» в других словарях:
Дифференциальная психология — раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология … Википедия
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая индивидуальные и типологич. различия между людьми. Предпосылкой возникновения Д. п. на рубеже 19 20 вв. явилось введение в психологию эксперимента, а также генетич. и математич. методов. Пионером разработки Д … Философская энциклопедия
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — см. ПСИХОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми. Основана Ф. Гальтоном (2 я пол. 19 в.), термин введен В. Штерном (1900), крупные представители: А. Бине, А. Ф. Лазурский, Дж. Кеттел (J. Cattell). В дифференциальной психологии… … Большой Энциклопедический словарь
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — (англ. differencial psychology). Раздел психологии, изучающий индивидуально психологические различия между людьми. Термин Д. п. введен немецким психологом В. Штерном (1900). Д. п. изучает как психологические различия конкретных людей, так и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
дифференциальная психология — отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми. Основана Ф. Гальтоном (вторая половина XIX в.), термин введён В. Штерном (1900). Крупные представители: А. Бине, А. Ф. Лазурский, Дж. Кеттел (J. Cattell). В дифференциальной… … Энциклопедический словарь
Дифференциальная психология — психология, сосредоточенная на изучении индивидуальных различий реагирования и поведения. * * * (от лат. differentia – различие) – отрасль психологии, изучающая психические различия как между индивидами, так и между группами людей, причины и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Дифференциальная психология — отрасль психологии (См. Психология), изучающая индивидуальные различия между людьми. Предпосылкой возникновения Д. п. на рубеже 19 и 20 вв. явилось введение в психологию эксперимента, а также генетических и математических методов.… … Большая советская энциклопедия
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми. Предпосылкой возникновения Д. п. на рубеже 19 и 20 вв. явилось введение в психологию эксперимента, а также гене тич. и матем. методов. Пионером разработки Д. п. был Ф. Галыпон… … Российская педагогическая энциклопедия
Дифференциальная психология, ее особенности и методы
Дифференциальная психология направлена на изучение психологического различия у представителей разных социальных, возрастных и классовых групп. Подобный метод существенно отличается от других, где обычно занимаются поиском общих характеристик.
Автором данного направления является Уильям Штерн, благодаря которому и было придумано само понятие. Безусловно, ранее учеными также проводились различные исследования в области дифференциальной психологии, однако, работы не связывались между собой. Основной задачей исследования индивидуальных различий является изучение самой личности, ее интересов, интеллекта, а также способностей и ценностей.
Основные задачи дифференциальной психологии
Возникновение и развитие дифференциальной психологии привело к тому, что она определила основные задачи, направленные на решение проблемы. Цель этого направления заключается в следующем:
Дифференциальная психология смогла стать основным направлением во многих областях. Ее активно используют криминалисты, судьи, а также работники сферы образования и кадров. В дифференциальной психологии применяют 4 основных метода, с которыми вы можете ознакомиться ниже.
Метод общенаучный
Он подразумевает наблюдение и эксперимент. Используя наблюдение, специалист целенаправленно описывает поведение человека в той или иной ситуации. Преимуществом данного метода является восприятие человека как целостной личности, а также сбор фактов, которые основываются исключительно на естественном человеческом поведении.
К недостаткам можно отнести невозможность повторного наблюдения за человеком. Также не слишком удобным является способ фиксации результатов (описание со слов специалиста).
Если же общенаучный метод подразумевает использование эксперимента, он проводится в специальных условиях и направлен на получение научных знаний. Используя эксперимент, ученые целенаправленно вмешиваются в жизнь человека. Основным достоинством эксперимента является то, что, в отличие от наблюдения, его можно применять множество раз.
Методы психогенетические
Общенаучные методы специалисты используют во многих отраслях психологии, психогенетические же применяются исключительно в дифференциальной. Предметом исследования здесь являются наследственные факторы.
Генеалогический метод изучает семьи и родословные испытуемых. Специалист составляет генеалогическое древо, в котором степень родства идет на убывание по мере уменьшения сходства. Близнецовый метод подразумевает изучение поведенческих реакций близнецов и двойняшек.
Методы исторические
Предметом изучения в этом случае являются великие люди, которым удалось внести вклад в развитие чего-либо. По структуре подобный метод делится на биографический, дневниковый и автобиографический.
Методы психологические
К психологическим методам можно отнести самонаблюдение и самооценку. Самонаблюдение заключается в том, что человек самостоятельно изучает свои психологические процессы, что способствует лучшему пониманию самого себя. Недостатком такого метода является субъективизм, приводящий к необъективной оценке.
Самооценка также отражает психические особенности личности, но при этом они являются более стабильными. Однако далеко не каждый человек может полностью раскрыть свои качества, что приводит к поверхностному изучению. Достоинством данного метода является анонимное проведение теста, например, с помощью специальных анкет.
В психологии не существует теории, позволяющей полностью познать человеческую сущность. Для того чтобы максимально изучить личность, специалисты должны прибегать сразу к нескольким методикам, комбинируя их между собой. Понять лучше свои эмоции и эмоции окружающих поможет курс «Эмоциональный интеллект».
Дифференциальная психология
Что такое дифференциальная психология? Рассмотрим в данной статье и раскроем подробно это понятие.
«Нет двух людей, которые рождаются абсолютно одинаковыми; каждый из них отличается от других своими природными дарами, одни из которых, естественно, подходят для одного занятия, а другие — для другого.»
Платон
В то время как общая психология отвечает за проведение всесторонних исследований общих характеристик людей, дифференциальная психология имеет дело с противоположными факторами. Это означает, что предметом изучения являются различия в поведении людей друг от друга. Его исследования привели к важным открытиям и пришли к выводу о том огромном интересе, который могут вызывать различия в людях.
Например, в общей психологии обычно проводятся групповые терапии, участники которых подвергаются различным процедурам. Различия, возникающие между членами группы во время терапии, считаются ошибками, и их исследование не проводится. С другой стороны, для дифференциальной психологии эти данные очень актуальны и заслуживают изучения.
Лучший способ понять основы, на которых основан этот тип психологии, — это сослаться на простой для понимания пример. В общей психологии есть тенденция проводить терапию, которая работает с различными группами, которые проходят определенные процедуры. Всегда есть основная группа и контрольная группа, результаты исследования анализируются потом. Различия, которые возникают между людьми на протяжении терапии, считаются ошибками, и их изучение не проводится, но с помощью дифференциальной психологии эти данные на самом деле представляют собой захватывающий аспект, который стоит изучить.
Вот почему так важно изучать людей независимо, анализируя различия, которые возникают между разными людьми с точки зрения личности и интеллекта.Для правильного применения дифференциальной психологии эксперты берут за основу парадигму, введенную Терстоном в 1923 году и основанную на взаимосвязи между организмом, стимулом и реакцией.
Итак, дифференциальная психология — это раздел психологии, изучающий различия между поведением, мыслями, чувствами и поведением людей, а также процессы, которые приводят к существованию этих различий.
Чтобы понять, чем люди похожи и какие психологические характеристики различаются между собой, дифференциальная психология часто использует научный метод и находит закономерности, которые могут быть в различиях между людьми.
Что изучает?
Если вы читали о психологии личности, у вас может возникнуть ощущение, что эти две области психологии имеют один и тот же общий объект изучения. Однако цель психологии личности — выявить причины, характеристики и последствия вариабельности поведения между людьми.
В отличие от психологии личности, которая фокусирует свои исследования на личности, дифференциальная психология также изучает интеллект, социально-экономические переменные и некоторые модели поведения. Таким образом, несмотря на то, что после того, как объекты исследования обеих областей были сопоставлены, мы можем наблюдать различия, часто области исследования перекрываются.
Индивидуальные различия имеют большее значение, чем вы можете себе представить. В этом смысле участвует большое количество параметров, таких как интеллект, личность или память, и есть даже факторы, связанные с дифференциальной психологией, которые влияют на внешний вид. Чтобы изучить различия, которые представляют люди, необходимо провести исчерпывающую работу по анализу мотивации людей, их личности, интересов, которые их представляют, IQ, способностей, личных ценностей, а также ряда собственных паттернов, например, самооценка или самооценка. Хотя необходимо концентрироваться не только на текущем состоянии человека в момент его анализа, но и на том, как он реагирует на определенный стимул, что приводит к более динамичным и дифференцированным результатам.
Результаты исследований, проведенных в области дифференциальной психологии, предоставляют множество интересных данных о поведении людей,и поэтому все больше и больше исследований начали проводиться. В частности, США усиливают программы исследований, обучения и развития, охватывающие этот тип психологии, который проявляется в исследованиях социальной психологии, психологии личности, поведенческой генетики или даже психологии развития.
История развития отрасли
Происхождение интереса к индивидуальным различиям восходит к Древней Греции. Теофраст и Плиний провели первые исследования изменчивости поведения и различий, которые можно было обнаружить внутри одного и того же вида. Намного позже научное объяснение было включено благодаря эволюционной теории Дарвина, в частности, из-за его открытия, что поведение является наследственным фактором с высоким уровнем адаптации.
Эта концепция явилась результатом исследования Фрэнсиса Гальтона, британского психолога (двоюродного брата Дарвина), который сосредоточился на различиях между людьми, основанными на концепции адаптации, которую ранее разработал его известный двоюродный брат. Это было исследование, альтернативное исследованию других мыслителей, которые вместо этого сосредоточились на работе с экспериментальной психологией.
Первые генетические исследования относятся к 19 веку и приписываются Г. Менделю, и на их основе были разработаны законы наследования. А уже спустя несколько десятилетий Ф. Гальтон разработал концепцию адаптации, придуманную Дарвином для изучения различий между людьми.
Кто внес вклад в изучение науки?
Хотя Гальтон известен как отец дифференциальной психологии, заставивший «работать двигатель», Уильям Стерн был тем, кто официально ввел этот термин в обиход. Другими важными психологами, работавшими над его разработкой, были Джеймс Кеттелл, который использовал формулу ментальных тестов, и Ганс Айзенк, среди прочих. Но на протяжении десятилетий продолжали появляться психологи, которые интересовались этим методом исследования.
Методы исследования
Индивидуальные различия важнее, чем вы можете себе представить. Есть несколько параметров, которые влияют на эти различия, такие как личность, интеллект, память и даже факторы, связанные с дифференциальной психологией, которые влияют на внешний вид. Чтобы провести исследование различий, которые представляют люди, необходимо проанализировать их мотивацию, интересы, личность, IQ, способности, личные ценности и самооценку. Но не только необходимо сосредоточиться на текущем состоянии людей, проходящих исследование, также важны процедуры, с помощью которых проверяется их реакция на определенный стимул, что приводит нас к получению более дифференцированных и динамичных результатов.
Стандартные методы
Среди основных методов, используемых в дифференциальной психологии, мы будем использовать следующие:
Этот метод состоит из подробного и непрерывного наблюдения за рядом предварительно выбранных данных о поведении человека; Наблюдение должно регулироваться строгими и фиксированными правилами, спорадических и бессистемных наблюдений недостаточно. Речь идет о количественной оценке поведенческих черт посредством наблюдения.
Эти методы, из-за их в высшей степени научного характера, являются наиболее ценными, поскольку именно они предоставляют наибольшее количество данных и позволяют лучше контролировать их работу. Эксперимент — это то, что всегда можно повторить, что обеспечивает максимальную безопасность. Сложность этого метода заключается в том, что невозможно повторять его много раз в человеке, поскольку он, как свободный человек, не может быть целью кого-либо.
Психогенетические тесты
Существует несколько разновидностей психогенетических методов, но все они направлены на решение проблемы определения доминирующих факторов (генетики или среды) в формировании индивидуальных различий.
Изучение исторических данных
Исторический метод изучения может везтись по трем основным направлениям:
Психологические исследования
Психологические методы исследования в дифференциальной психологии ведутся по пяти основным направлениям:
Связь с другими науками
Как вы уже успели заметить — дифференциальная психология и ее развитие всегда тесно связано с другими науками и направлениями психологии:
Изучая индивидуальные различия, мы пытаемся понять, чем люди похожи психологически (как личность, поведение и т.д.), и, в частности, какие психологические характеристики различаются между людьми, учитывая воздействия факторов окружающей среды, генетику, воспитание и даже мнение других людей. Дифференциальная психология интересуется закономерностями различий между людьми.
Дифференциальная психология — Этапы развития дифференциальной психологии
Дифференциальная психология — это отрасль науки, изучающая индивидуальные различия в психике отдельных людей и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий. Это наука о закономерностях психических изменений.
Индивидуализация — это свойство всех живых существ. Даже допсихические формы жизни демонстрируют значительный диапазон различий, но эти различия влияют на структуру и функционирование организмов. А с появлением психики как отражения бытия и ориентации в нем, различия стали затрагивать все формы деятельности живых существ.
Индивидуальные различия в психике существуют не только у человека, но и во всем животном мире, причем различия внутри вида зачастую больше, чем между видами. Например, самая умная крыса может действовать более эффективно в одной и той же ситуации обучения, чем самая глупая обезьяна, которая находится выше крысы на эволюционной лестнице. У серых гусей есть проявления социального поведения, которые традиционно считались свойственными только человеку, пока не попали в поле зрения замечательного этолога К. Лоренца (крик триумфатора, указывающий на избирательность в выборе пары, случаи супружеской верности в течение сорока и более лет, данные о дружбе и ревности среди животных).
С другой стороны, такая особенность человеческого мышления, как способность решать двухфазные задачи (наблюдаемая у приматов, как показали эксперименты В. Келера), часто отсутствует в области социального интеллекта (например, родители, «разделившие» право на общение с ребенком после развода, часто полностью утрачивают способность к «двухпутевой» арифметике и тем самым сохраняют общие интересы). Следовательно, индивидуальная изменчивость может действительно перекрывать межгрупповую и межвидовую изменчивость. То есть, человек предстает, прежде всего, как личность.
В каждом человеке есть что-то общее для всех людей, что-то родственное некоторым из них и что-то свойственное только одному из них. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с феноменом индивидуальных различий и проводим ежедневную психодиагностику людей, с которыми общаемся. Однако научное знание отличается от ненаучного: наличием нерешенной проблемы, теорий, которые могут способствовать поиску решения, развитым понятийным аппаратом и наличием объективных методов сбора научных фактов, объективностью и степенью обобщения. Если сравнивать научные знания с искусством, которое так или иначе доступно каждому, то искусство основано на интуиции, поэтому оно субъективно и оказывает эмоциональное воздействие. Наука отличается от религии как способа познания человеческой души тем, что религия следует догмам и основана на вере, тогда как наука стремится к доказательству и постоянно обновляется в процессе самоопровержения. Следовательно, концепции, которые когда-то были признаны ложными, время от времени возвращаются в науку.
До недавнего времени психология, как и любая молодая наука, стремилась раскрыть общие законы психики, проработать проблемы с общих позиций. И в поисках общего, как правило, терялась уникальность индивидуального. Однако каждый исследователь сталкивался с индивидуальными вариациями психики, которые сначала рассматривались как источник ошибок наблюдения, а из этого источника ошибок затем возникла проблема изменчивости психических проявлений человека. И сама логика развития науки привела к дифференциально-психологическому аспекту.
Этапы развития дифференциальной психологии
В своем развитии психология, как и все другие научные дисциплины, прошла (точнее, находится в процессе прохождения) три этапа: донаучное знание, научная парадигма знания и гуманистическая парадигма. Донаучное знание характеризуется преобладанием метода наблюдения, накоплением знаний о мире и низким уровнем обобщения. Естественнонаучная парадигма провозглашает необходимость установления причинно-следственных закономерностей с помощью экспериментальных данных и обобщает эти закономерности (подход, отражающий общие свойства явлений, называется номотетическим). Возникновение свойств и закономерностей не всегда принимается во внимание. Пренебрежение научными «происшествиями» обычно воспринимается как свидетельство молодости науки, для которой единичное явление ценно тем, что оно может быть представителем определенного типа явлений и может привести к открытию универсального принципа или закона. Поэтому единственное число имеет относительную ценность для развития познания.
Гуманистическая парадигма, с другой стороны, фокусируется на уникальности изучаемого явления, не отказываясь от статистического подтверждения достоверности данных (подход, утверждающий индивидуальные характеристики явления как его главную ценность, называется идиографическим). «…Дифференциальная психология будет иметь перспективу достичь стадии спокойного развития только тогда, когда она эмансипируется от породившей ее науки — общей психологии», — писал В. Штерн в 1911 году. Можно сказать, что это уже произошло. Здесь совершенно неизбежен исторический подход, то есть рассмотрение явлений в их становлении, анализ и прогнозирование их последствий.
Доминирование гуманитарной парадигмы свидетельствует о зрелости научной дисциплины и отмечается не только в науках об обществе и человеке, но и в науках о природе. Современная психология позволяет себе стремиться к психографии, знанию понимания и описания. Таким образом, дифференциальная психология возникла вполне естественно из общей психологии, в рамках которой она долгое время существовала под названием психологии индивидуальных различий. По мере того, как возрастало значение частного в общем, объектом изучения становилась индивидуальность (ср. марксистское определение личности не как абстракции, присущей индивиду, а как совокупности социальных отношений).
Дифференциальная психология также имеет свою предысторию, в ходе которой некоторые области донаучного, эмпирического мышления даже приобрели собственное имя. Например, характерология пыталась свести различия между людьми к простым типам, то есть она занималась созданием классификаций по различным причинам, анатомическим и физиологическим, а также психологическим, таким как способность человека принимать страдания. И. Кант и И. Банзен были представителями характерологии. Другое течение, психогностика, выявляло и устанавливало взаимосвязи между определенными движениями, анатомическими особенностями и свойствами характера человека. Естественно, в центре внимания были различные природные характеристики человека. Таким образом, в рамках физиогномики, основанной Ж. Лаватером, черты характера, мимика и даже простое изображение силуэта человека служили основой для предсказания его поведения. Сторонники френологии (краниоскопии), разработанной Ф.А. Галлом, стремились определить характеристики человека по форме черепа. Сторонники графологии, науки о письме, которой, в частности, занимался аббат И.Мишон. Они диагностировали признаки индивидуальности на основе написания букв, наклона, нажима и других особенностей точных движений человека, отраженных в его почерке.
Термин «дифференциальная психология
Термин «дифференциальная психология» был введен немецким психологом В. Штерном в его работе «Психология индивидуальных различий», опубликованной в 1900 году. Некоторое время следующие термины использовались как синонимы: Характерология (И. Банзен, Э. Лука), обозначающая сегодня область знаний о характере; этология (Дж. Ст. Милль), занимающаяся в настоящее время наукой о поведении; индивидуальная психология (А. Бине, Э. Крепелин), обозначающая сегодня адлерианскую ветвь психоанализа; специальная психология (Г. Хейманс), обозначающая также медицинскую психологию.
Первыми крупными представителями новой научной школы были А. Бине, Ж. Кеттелл, Ф. Гальтон, В. Штерн; в России — А.Ф. Лазурский. Основными методами исследования были сначала индивидуальные и групповые тесты, тесты различий в умственных способностях, а позже — проективные методы измерения установок и эмоциональных реакций.
Психология индивидуальных различий всегда находилась под влиянием практики — педагогики, медицины, промышленной психологии. А его формирование в самостоятельную науку стало возможным благодаря следующим условиям.
Введение в психологию экспериментального метода. Важнейшим событием здесь стало открытие В. Вундтом в 1879 году первой экспериментально-психологической лаборатории, где он начал изучать психические процессы, особенно апперцепцию, в экспериментальных условиях (но с помощью интроспективного метода). Очень скоро после этого подобные лаборатории были открыты и в других странах Европы и Америки. Не менее важным для развития позитивистской психологии было выведение основного психофизического закона Фехнера-Вебера (E = const In R, где sensation — величина ощущения, а stimulus — величина стимула), благодаря которому «светлая» и «теневая» стороны жизни были связаны довольно простой алгебраической зависимостью. Этот научный факт является показательной иллюстрацией непостижимости научных путей, ведь Фехнер, по своему убеждению «полнокровный идеалист», как писали о нем в доперестроечный период, своими исследованиями хотел как минимум укрепить позиции материализма.
Еще в 1796 году благодаря мнимой ошибке ассистента Гринвичской обсерватории Киннибрука было открыто время реакции как психологическое явление (наблюдение было основано на методе «глаз и ухо», который требует координации зрительной и слуховой информации). Двадцать лет спустя кенигсбергский астроном Бессель (1784 — 1846) прочитал об этом случае в своих научных отчетах и заинтересовался вопросом индивидуальных вариаций в показаниях разных наблюдателей. Это был главный аргумент в пользу того, чтобы начать рассматривать психическое как процесс с временной протяженностью, имеющий начало, середину и конец, а не как одновременное (одномоментное) явление. Позже голландский исследователь Ф. Дондерс разработал специальную схему подсчета времени реакции, и увеличение времени реакции стало восприниматься как показатель усложнения психических процессов. Сегодня трудно реально оценить эти открытия, но на фоне полного отсутствия способов объективного наблюдения за психикой они были поистине революционными: стало возможным изменять, измерять и оценивать психику.
Однако после того, как психология освободилась от комплекса неполноценности, связанного с признанием ее как науки, экспериментальный метод, по мнению известного современного исследователя А. Анастази, несколько затормозил развитие интереса к отдельным психическим явлениям, которые активно изучались на донаучном этапе.
Классификация методов в дифференциальной психологии
Метод, в переводе с греческого, означает путь, путь познания. Чтобы получить представление об индивидуальных различиях в психике, используются различные методы сбора данных. В животном мире это проще — там в основном используется метод искусственного отбора. У человека, к счастью, это пока не практикуется, но статистическое изучение сходств и различий может быть использовано, особенно когда условия воспитания разнообразны. Для разных стадий индивидуальности (которые будут обсуждаться в следующих главах) могут использоваться разные методы, и они могут быть классифицированы в соответствии с различными дихотомиями.
В зависимости от типа используемого опыта различают интроспективные методы (основанные на данных субъективного опыта) и экстраспективные методы (основанные на объективном, измеряемом результате).
В зависимости от активности воздействия мы различаем наблюдение и эксперимент.
По степени обобщения полученных закономерностей номотетические (к общему, психология объяснения) и идиографические (к единичному, психография, психология понимания).
В зависимости от устойчивости — изменения изучаемого явления различают констатирующие и формирующие методы (при которых конечное состояние изучаемого качества отличается от начального).
Методы дифференциальной психологии развивались под влиянием оппозиции понимания и объяснения. Понимание привело к появлению идиографического подхода, а объяснение — к экспериментальным методам. Противопоставление гуманитарной и научной парадигмы отразилось и в предпочтениях методологического аппарата, используемого исследователем. В настоящее время эта конфронтация смягчается.
Однако два наиболее серьезных методологических вопроса в дифференциальной психологии, которые затрагивают все экстрасенсорные методы, остаются нерешенными. Первый заключается в следующем: Поскольку психические атрибуты даны непосредственно только самому субъекту, как может следователь проникнуть из себя в психический мир другого человека? Этот вопрос поднимает проблему аналогии или интерпретации в психологических исследованиях. Второй вопрос касается соответствия между физическими знаками, которые даны непосредственно только исследователю, и их внутренним психическим содержанием. Эта проблема касается симптоматики (симптом используется для оценки психической причины). Таким образом, поиск максимально валидных методов психологического исследования является постоянно решаемой и все еще актуальной задачей.
Методы, используемые в дифференциальной психологии, можно условно разделить на несколько групп: общенаучные, психогенетические, исторические и собственно психологические методы.
Общенаучные методы представляют собой модификацию с точки зрения психологической реальности тех методов, которые используются во многих других науках.
Наблюдение — это целенаправленное систематическое изучение человека, по результатам которого выносится профессиональное суждение.
Существуют различные виды наблюдения.
Преимущества метода в том, что 1) собираются факты о естественном поведении человека, 2) человек воспринимается как целостная личность, и 3) отражается жизненный контекст субъекта.
Психогенетические методы
Эта группа методов направлена на выделение средовых и наследственных факторов в индивидуальных вариациях психологических признаков.
Генеалогический метод — это метод изучения семей, семейных деревьев, который использовал Ф. Гальтон, когда писал свою книгу «Наследственная гениальность». Предпосылки для использования этого метода следующие: Если признак является наследственным и закодирован в генах, то чем ближе родственные связи, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Поэтому в генеалогическом методе обязательно используется информация о родственниках первой степени родства, образующих нуклеарную семью (это пары родитель-отец и брат-сестра). Только они имеют в среднем 50% общих генов. По мере уменьшения степени родства должно быть меньше сходства в (предположительно) наследуемых признаках.
Существуют определенные правила составления родословных, символов и обозначений. Человек, для которого создается семейное дерево, называется пробандом (нем.: Proband). Члены семейного древа располагаются в линиях, соответствующих поколениям, от самого раннего до самого позднего; дети также располагаются в пределах одной линии в порядке рождения.
В психодиагностических и психотерапевтических целях иногда используется вариант генеалогического метода, называемый генограммой, в котором, помимо родственных отношений, фиксируются отношения психологической близости (ближние — дальние), конфликты, установки семейного сценария. Генограмма создается как минимум для одной семьи в течение трех поколений и позволяет прояснить психологический контекст жизни человека (в этом случае можно говорить и о социальном наследовании).
При методе приемных детей в исследование включаются дети, которые были отданы биологическим родителям как можно раньше, приемные родители и биологические родители. Поскольку дети с биологическими родителями имеют 50% общих генов, но не разделяют условия жизни, и, напротив, дети с приемными родителями не имеют общих генов, но разделяют экологические характеристики жизни, можно выводить породу с признаками, основанными на наследственности и окружающей среде. Интересующий признак изучается в парах (ребенок — биологический родитель, ребенок — приемный родитель). Мера сходства указывает на характер качества.
Несмотря на многочисленные критические замечания по поводу операциональной валидности метода, сегодня он признан самым чистым методом психогенетики.
Близнецовый метод использовали Э. Торндайк, Р. Заззо. Среди близнецов есть монозиготные (развившиеся из одной яйцеклетки и поэтому имеющие идентичный генный набор) и дизиготные (похожие по своему генному набору на обычных братьев и сестер, разница лишь в том, что они родились в одно и то же время). 1. метод контрольных близнецов заключается в попарном сравнении однояйцевых и разнояйцевых близнецов. 2. метод близнецовых пар, заключается в изучении распределения ролей и функций внутри близнецовой пары, которые часто образуют замкнутую социально-психологическую систему, включающую каждого из близнецов в качестве подсистемы, так что близнецы образуют так называемую «тотальную личность». 3. в методе контрольного близнеца один из близнецов подвергается формирующему воздействию, а другой нет, и фиксируется время появления способности. Если способность в конечном итоге проявляется в одно и то же время, это можно отнести к фактору созревания. Аналогичные эксперименты по приучению к горшку годовалых детей и развитию лазания по лестнице описаны Т. Бауэром. 4. Метод разделенных однояйцевых близнецов используется в социальных катастрофах, когда обстоятельства помещают близнецов в совершенно разные среды. Сходство характеристик связано с фактором наследственности, различие — с фактором среды.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института