Что измеряется абсолютным шаблоном

Средства измерений и контроля колёсных пар

Что измеряется абсолютным шаблоном Что измеряется абсолютным шаблоном Что измеряется абсолютным шаблоном Что измеряется абсолютным шаблоном

Что измеряется абсолютным шаблоном

Что измеряется абсолютным шаблоном

1. Абсолютный шаблон. Шаблон для измерения проката и толщины гребня колёс.

Что измеряется абсолютным шаблоном

Рис 30.Абсолютный шаблон

Для проведения измерений необходимо: установить шаблон плотно прижав верхний упор к вершине гребня колеса, а боковую опорную ножку с упором к внутренней грани обода колеса.

Для измерения толщины гребня колеса придвинуть горизонтальный подвижный контакт к радиусу гребня и по измерительной шкале определить размер толщины гребня, который должен составлять 25-33 мм на расстоянии 18 мм от вершины гребня.

· Для измерения проката (равномерного и неравномерного) придвинуть вертикальный подвижный контакт к поверхности катания колеса и по измерительной шкале определить величину проката.

Что измеряется абсолютным шаблоном

Рис 31. Штихмасс

Для проведения измерений необходимо: установить неподвижный контакт на середину внутренней грани обода колеса, подвести подвижный контакт к внутренней грани 2-го колеса данной колёсной пары и легкими движениями сверху вниз и вращением измерительной головки на подвижном контакте добиться соприкосновения наконечника подвижного контакта с внутренней гранью обода 2-го колеса. Далее по измерительной шкале определить расстояние между внутренними гранями ободьев цельнокатаных колёс.

Что измеряется абсолютным шаблоном

Рис 32. Скоба для измерения диаметра колёс

Измерения проводятся следующим образом: установить неподвижный контакт скобы на поверхность катания колеса, при этом подвижный контакт должен находится немного выше диаметра колеса, (упоры у подвижного и неподвижного контактов должны быть плотно прижаты к наружной грани обода колеса), далее лёгким движением руки необходимо переместить подвижный контакт по окружности до прохождения точки наибольшего диаметра (при этом упоры не должны отрываться от наружной грани обода колеса). После чего шаблон снимается и по шкале на подвижном контакте определяется практический диаметр данного колеса.

Что измеряется абсолютным шаблоном

Рис 33. Приспособление для измерения глубины рисок на оси

Для проведения замеров: установить прибор на неповреждённом участке оси, выставить вращением циферблата показания стрелочного индикатора на “0”, далее переместить прибор на риску, произвести замер глубины риски по отклонению стрелочного индикатора.

Что измеряется абсолютным шаблоном

Рис 34. Шаблон максимальный профильный

Используется для проверки профиля поверхности катания к.п. после обточки или при поступлении новых колесных пар в электродепо. При проведении измерений: шаблон должен быть плотно без перекосов прижат к внутренней грани бандажа или обода колеса, отклонения от профиля шаблона допускается:

Что измеряется абсолютным шаблоном

Рис 35. Шаблон ВПГ

Для проведения измерений необходимо:

1) установить шаблон на колесе

2) плотно прижать опорную ножку к внутренней грани обода колеса

3) придвинуть рабочую поверхность движка к радиусу гребня

4) проверить на просвет или щупом наличие зазора между рабочей поверхностью движка и гребем на расстоянии 18 мм от основания гребня

5) при отсутствии зазора колёсная пара подлежит ремонту.

Что измеряется абсолютным шаблоном

Для проведения измерений необходимо:

1) подвести неподвижный контакт штангенциркуля к наружной грани колеса со стороны буксы.

2)плавным движением подвести рамку подвижного контакта к внутренней грани колеса.

3)по измерительной шкале определить ширину бандажа данного колеса.

Рис 36.Штангенциркуль

Что измеряется абсолютным шаблоном

Рис 37. Скоба для измерения диаметра колеса

При измерении диаметра колеса без выкатки колёсной пары необходимо:

Что измеряется абсолютным шаблоном

1) установить плотно упор шаблона к внутренней грани обода колеса

2) установить один из неподвижных контактов на поверхность катания колеса

3) плавным движением опустить второй неподвижный контакт на поверхность

4) катания колеса до плотного соприкосновения (не допуская при этом отрыва упора шаблона от внутренней грани обода), одновременно наблюдая за изменением показаний на индикаторных часах (которое происходит вследствие соприкосновения подвижного контакта индикаторных часов с поверхностью катания колеса)

5) сравнить показания с расчётной таблицей замеров диаметра колеса

6) определить практический диаметр данного колеса.

Что измеряется абсолютным шаблоном

Рис 38. Приспособление со стрелочным индикатором

Для проведения измерений необходимо:

1) установить приспособление на повреждённое место на поверхности катания колеса, так чтобы измерительный наконечник своим острием попал в центр ползуна

2) закрепить корпус стрелочного индикатора на кронштейне

3) вывести стрелки индикатора на “0”

4) плавно и ровно двигаясь по гребню и плотно прижимая опорную ножку шаблона к внутренней грани обода колеса перевести приспособление на неповреждённое место

5) показание шкалы индикатора укажет глубину ползуна.

Малая стрелка индикатора указывает целое количество миллиметров, а большая стрелка доли миллиметров. Один оборот большой стрелки составляет 1 мм.

Что измеряется абсолютным шаблоном

Рис 39. Штангенциркуль

Для проведения измерений необходимо:

1) подвести неподвижный контакт штангенциркуля к внутренней грани обода колеса, при этом упор на штангенциркуле должен плотно касаться наружной грани обода

2) подвести рамку подвижного контакта к ободу со стороны поверхности катания колеса,

3) определить по измерительной шкале толщину бандажа данного колеса.

Что измеряется абсолютным шаблоном

Рис 40. Бесконтактные измерители температуры

Все средства проходят периодическую калибровку или проверку в соответствии с Федеральным Законом ”Об обеспечении единства измерений”.

Источник

НЕИСПРАВНОСТИ КОЛЁСНЫХ ПАР. ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. ШАБЛОНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ЗАМЕРАХ КОЛЁСНЫХ ПАР

· Сдвиг колеса на оси – механическое повреждение, характеризующееся смещением колеса вдоль оси в результате нарушения прессового соединения колеса с осью.

— разрыв краски у ступицы колеса по всему пе­риметру соединения колеса с осью;

— появление коррозионной полосы (ржавчины) или масла из-под ступицы с внутренней сто­роны колеса;

Что измеряется абсолютным шаблоном

· Изгиб оси колесной пары – нарушение геометрии оси в результате ее деформации от механических повреждений при сходах подвижного состава. Визуальный контроль и замеры.

Что измеряется абсолютным шаблоном

· Равномерный прокат – равномерный круговой предельный износ колеса в плос­кости круга катания.

Измерение производят абсолютным шаблоном в плоскости круга катания на расстоянии 70 мм от внутренней боковой поверхности обода. При наличии ползуна его глубина входит в общую величину проката. При наличии на вершине гребня в месте про­ведения измерения остроконечного наката, его необходимо удалять механическим способом (напильники, образивные камни и др.) для обеспечения установки опоры абсолютного шаблона на вершину гребня. При величине проката более допустимых значений производят восстановление про­филя поверхности катания колес.

Что измеряется абсолютным шаблоном

· Неравномерный прокат – неравномерный по круговому периметру износ, когда изношенное колесо имеет в плоскости круга катания форму, отличную от круглой. Характе­ризуется неодинаковым прокатом в различных сечениях профиля по кругу катания.

Определяется разностью измерений в сечени­ях максимального износа и с каждой стороны от этого сечения на расстоянии до 500 мм. Из­мерение производят абсолютным шаблоном.

Что измеряется абсолютным шаблоном

— неравномерный круговой наплыв металла на фаску

— местное уширение обода; наличие закатывающихся ползунов и нава­ров;

— трещины и выщербины в сочетании с мест­ным уширением обода или раздавливанием обода.

Наиболее часто возникает на колесах с тонким ободом в зоне нанесения заводских клейм на наружной поверхности обода.

· Износ гребня (тонкий гребень) – равномерный круговой износ гребня до предельного допустимых размеров.

Измерение производят абсолютным шаблоном на расстоянии 18 мм от вершины гребня. При предельном износе гребня колеса про­изводят восстановление профиля поверх­ности катания колес.

Что измеряется абсолютным шаблоном

Измерения производят специальным шаблоном для контроля вертикального подреза гребня колеса (ножки шаблона должны плотно прижиматься к внутренней поверхности обода колеса). Про­изводится восстановление профиля поверх­ности катания колес.

Что измеряется абсолютным шаблоном

· Тонкий обод – толщина обода колеса менее допускаемых размеров. Измерение толщины обода производят толщиномером. При наличии на колесе ползуна или выщербины толщину обода определяют в месте расположения неисправности.

Что измеряется абсолютным шаблоном

При толщине обода колеса менее допусти­мого значения колесную пару выкатывают из-под вагона.

Если по толщине обода колеса колесную пару можно эксплуатировать под вагонами других типов, то ее используют при под­катке. При невозможности дальнейшего исполь­зования колеса бракуют.

· Ширина обода колеса менее допустимой величины – изменение ширины обода в процессе ремонта и эксплуатации.

Измерение производится с помощью кронциркуля и линейки. При ширине обода менее 120 мм коле­со бракуют.

Что измеряется абсолютным шаблоном

· Кольцевые выработки – неравномерный по поверхности катания колеса круговой износ и деформация от взаимодействия с тормозной колодкой, при которых образуются местные углубления различной глубины и ширины.

Измерение глубины («а» или «б») и ширины («в») производят с помощью толщиномера и линейки. Про­изводят восстановление профиля поверх­ности катания колес.

Что измеряется абсолютным шаблоном

· Что измеряется абсолютным шаблономПоражение поверхности катания колеса электрическим током (рифление) – механическое повреждение, характеризующееся ожогами поверхности металла в виде чере­дующихся участков чистого и пораженного металла вследствие прохождения электрическо­го тока. Осуществляется визуальный контроль. Производят восстановление профиля по­верхности катания колес.

Что измеряется абсолютным шаблоном

В случае, когда навар смещен от круга ката­ния, движок абсолютного шаблона смещается по специальной прорези до совпадения его с наваром.

Производят восстановление профиля по­верхности катания колес.

· Ползун – локальный износ колеса, характеризующийся образованием плоской площадки на поверхности катания.

Что измеряется абсолютным шаблоном

· Выщербины по светлым пятнам, ползунам, наварам, по усталостным и термическим трещинам – местное разрушение в виде выкрашивания металла поверхности катания колеса.

Что измеряется абсолютным шаблоном

Измерение глубины выщербины производят абсолютным шаблоном.

В случае, когда выщербина смещена от круга катания, движок абсолютного шаблона смеща­ется по специальной прорези до совпадения его с выщербиной.

Длина выщербины замеряется линейкой вдоль поверхности катания колеса.

· Остроконечный накат гребня – выступ, образующийся в результате пластиче­ской деформации поверхностных слоев металла гребня в сторону его вершины. Осуществляется визуальный контроль.

· Круговой наплыв на фаску – допустимое в эксплуатации механическое повре­ждение, характеризующееся смещением металла обода в сторону фаски и образованием наплыва, возвышающегося над наружной поверхностью обода. Осуществляется визуальный контроль.

Что измеряется абсолютным шаблоном

· Местное уширение обода – механическое повреждение, характеризующееся об­разованием местного наплыва в зоне фаски обода колеса.

Что измеряется абсолютным шаблономЗа величину местного уширения обода прини­мается разность замеров ширины обода, изме­ренной в месте наибольшего уширения и в месте, не имеющего его.

При наличии трещин или плен, идущих вглубь обода, колесо бракуют.

· Сварочные ожоги – термомеханическое повреждение в виде следов касания элек­тродом или оголенным проводом поверхности оси.

Визуальный контроль. Колеса бракуют.

Что измеряется абсолютным шаблоном

· Протертость на средней части оси – круговой неравномерный по профилю оси износ, характеризующийся местным углублением на средней части оси.

Измерение кронциркулем и линейкой глубины протертости. Протертость глубиной не более 2,0 мм до­пускается оставлять без устранения.

Что измеряется абсолютным шаблоном

· Поперечные, продольные и наклонные трещины на средней части оси – нарушение сплош­ности металла из-за накопления циклической усталости и несоблюдения технологии изго­товления осей.

Источник

абсолютным шаблоном можно провести измерения какие

Средства измерений и контроля колёсных пар

Что измеряется абсолютным шаблоном Что измеряется абсолютным шаблоном Что измеряется абсолютным шаблономЧто измеряется абсолютным шаблоном

Что измеряется абсолютным шаблоном

Что измеряется абсолютным шаблоном

1. Абсолютный шаблон. Шаблон для измерения проката и толщины гребня колёс.

Что измеряется абсолютным шаблоном

Рис 30.Абсолютный шаблон

Для проведения измерений необходимо: установить шаблон плотно прижав верхний упор к вершине гребня колеса, а боковую опорную ножку с упором к внутренней грани обода колеса.

Для измерения толщины гребня колеса придвинуть горизонтальный подвижный контакт к радиусу гребня и по измерительной шкале определить размер толщины гребня, который должен составлять 25-33 мм на расстоянии 18 мм от вершины гребня.

· Для измерения проката (равномерного и неравномерного) придвинуть вертикальный подвижный контакт к поверхности катания колеса и по измерительной шкале определить величину проката.

Что измеряется абсолютным шаблоном

Рис 31. Штихмасс

Для проведения измерений необходимо: установить неподвижный контакт на середину внутренней грани обода колеса, подвести подвижный контакт к внутренней грани 2-го колеса данной колёсной пары и легкими движениями сверху вниз и вращением измерительной головки на подвижном контакте добиться соприкосновения наконечника подвижного контакта с внутренней гранью обода 2-го колеса. Далее по измерительной шкале определить расстояние между внутренними гранями ободьев цельнокатаных колёс.

Что измеряется абсолютным шаблоном

Рис 32. Скоба для измерения диаметра колёс

Измерения проводятся следующим образом: установить неподвижный контакт скобы на поверхность катания колеса, при этом подвижный контакт должен находится немного выше диаметра колеса, (упоры у подвижного и неподвижного контактов должны быть плотно прижаты к наружной грани обода колеса), далее лёгким движением руки необходимо переместить подвижный контакт по окружности до прохождения точки наибольшего диаметра (при этом упоры не должны отрываться от наружной грани обода колеса). После чего шаблон снимается и по шкале на подвижном контакте определяется практический диаметр данного колеса.

Что измеряется абсолютным шаблоном

Рис 33. Приспособление для измерения глубины рисок на оси

Для проведения замеров: установить прибор на неповреждённом участке оси, выставить вращением циферблата показания стрелочного индикатора на “0”, далее переместить прибор на риску, произвести замер глубины риски по отклонению стрелочного индикатора.

Что измеряется абсолютным шаблоном

Рис 34. Шаблон максимальный профильный

Используется для проверки профиля поверхности катания к.п. после обточки или при поступлении новых колесных пар в электродепо. При проведении измерений: шаблон должен быть плотно без перекосов прижат к внутренней грани бандажа или обода колеса, отклонения от профиля шаблона допускается:

Что измеряется абсолютным шаблоном

Рис 35. Шаблон ВПГ

Для проведения измерений необходимо:

1) установить шаблон на колесе

2) плотно прижать опорную ножку к внутренней грани обода колеса

3) придвинуть рабочую поверхность движка к радиусу гребня

4) проверить на просвет или щупом наличие зазора между рабочей поверхностью движка и гребем на расстоянии 18 мм от основания гребня

5) при отсутствии зазора колёсная пара подлежит ремонту.

Что измеряется абсолютным шаблоном

Для проведения измерений необходимо:

1) подвести неподвижный контакт штангенциркуля к наружной грани колеса со стороны буксы.

2)плавным движением подвести рамку подвижного контакта к внутренней грани колеса.

3)по измерительной шкале определить ширину бандажа данного колеса.

Рис 36.Штангенциркуль

Что измеряется абсолютным шаблоном

Рис 37. Скоба для измерения диаметра колеса

При измерении диаметра колеса без выкатки колёсной пары необходимо:

Что измеряется абсолютным шаблоном

1) установить плотно упор шаблона к внутренней грани обода колеса

2) установить один из неподвижных контактов на поверхность катания колеса

3) плавным движением опустить второй неподвижный контакт на поверхность

4) катания колеса до плотного соприкосновения (не допуская при этом отрыва упора шаблона от внутренней грани обода), одновременно наблюдая за изменением показаний на индикаторных часах (которое происходит вследствие соприкосновения подвижного контакта индикаторных часов с поверхностью катания колеса)

5) сравнить показания с расчётной таблицей замеров диаметра колеса

6) определить практический диаметр данного колеса.

Что измеряется абсолютным шаблоном

Рис 38. Приспособление со стрелочным индикатором

Для проведения измерений необходимо:

1) установить приспособление на повреждённое место на поверхности катания колеса, так чтобы измерительный наконечник своим острием попал в центр ползуна

2) закрепить корпус стрелочного индикатора на кронштейне

3) вывести стрелки индикатора на “0”

4) плавно и ровно двигаясь по гребню и плотно прижимая опорную ножку шаблона к внутренней грани обода колеса перевести приспособление на неповреждённое место

5) показание шкалы индикатора укажет глубину ползуна.

Малая стрелка индикатора указывает целое количество миллиметров, а большая стрелка доли миллиметров. Один оборот большой стрелки составляет 1 мм.

Что измеряется абсолютным шаблоном

Рис 39. Штангенциркуль

Для проведения измерений необходимо:

1) подвести неподвижный контакт штангенциркуля к внутренней грани обода колеса, при этом упор на штангенциркуле должен плотно касаться наружной грани обода

2) подвести рамку подвижного контакта к ободу со стороны поверхности катания колеса,

3) определить по измерительной шкале толщину бандажа данного колеса.

Что измеряется абсолютным шаблоном

Рис 40. Бесконтактные измерители температуры

Все средства проходят периодическую калибровку или проверку в соответствии с Федеральным Законом ”Об обеспечении единства измерений”.

Обмер шаблонами

Обмер колесных пар производят при их осмотре под вагонами, обыкновенном и полном освидетельствовании, а также при ремонте.

Что измеряется абсолютным шаблоном

Прокат измеряют абсолютным шаблоном (рис. 5.8, а) на расстоянии 70 мм от внутренней грани колеса, т.е. в наиболее изнашиваемой части. Для определения размера проката шаблон накладывают на профиль поверхности катания колеса до совмещения вертикальной грани шаблона с внутренней гранью колеса, опорная скоба при этом опирается на вершину гребня. Опустив измерительную ножку 2 до соприкосновения с поверхностью катания 1 размер проката прочитывают на вертикальной шкале и шкале нониуса (рис. 5.8. в) шаблона.

Определение величины проката производят в соответствии с рисунком путем подсчета количества целых делений по шкале движка до первой риски на правой шкале нониуса, затем определяют, какие риски на обеих шкалах совпадают, и подсчитывают окончательную величину дефекта. Цена деления шкалы нониуса — 0,1 мм. На рис. 5.8, б величина проката равна нулю, а на рис. 5.8, в — 2.6 мм.

При наличии неравномерного проката на поверхности катания колеса его измеряют в нескольких местах по диаметру колеса и учитывают максимальное значение, а также разницу между максимальным и минимальным значениями.

Этим же шаблоном измеряют ползун на поверхности катания. Для этого шаблон устанавливают так же, как и при измерении проката. Измерительную ножку шаблона опускают по вертикали над самым глубоким местом ползуна. Глубину ползуна определяют как разницу между углублением и прокатом. При этом измерительная ножка должна оставаться на неизменном расстоянии от внутренней грани обода колеса.

Что измеряется абсолютным шаблоном

Толщину гребня измеряют абсолютным шаблоном (рис. 5.9) на расстоянии 18 мм от его вершины с помощью горизонтального движка 1 шаблона, перемещая его до соприкосновения с гребнем или наложением браковочного выреза шаблона шириной 25 мм.

Гребень может иметь большой вертикальный износ (подрез), который определяют по отсутствию зазора между вертикальной гранью движка специального шаблона ВПГ (рис. 5.10) и гребнем колеса на высоте 18 мм. Для контроля вертикального подреза шаблон опорными ножками угольника 1 прижимают плотно к внутренней грани колеса. Движок 2 вплотную подводится к гребню колеса и закрепляется стопорным винтом. Подрез считается недопустимым, если рабочая поверхность основания движка соприкасается в верхней части на высоте 18 мм с поверхностью гребня.

Толщину обода колеса измеряют толщиномером (рис.

Что измеряется абсолютным шаблоном5.11) в наиболее изнашиваемом месте по кругу катания. Поэтому измерительную ножку 3 шаблона также устанавливают на расстоянии 70 мм от линейки 1 соприкосновения с поверхностью катания колеса при помощи движка 2.

Размер толщины обода колеса определяют по шкале линейки 1. Шаблон линейки плотно прижимают к внутренней грани обода колеса, а выступ в нижней части линейки при этом заводят под внутреннюю поверхность обода и затем измерительную ножку подводят до соприкосновения с поверхностью катания.

Что измеряется абсолютным шаблоном

Толщиномером можно измерить также глубину ползунов, выщербин, высоту наваров. Размеры этих дефектов определяют как разницу между толщиной обода в местах расположения этих дефектов и толщиной обода на таком же расстоянии от внутренней грани обода колеса, но в том месте, где их нет.

Измерение расстояния между внутренними гранями колес выполняют штангеном РВП (рис. 5.12), на штанге 3 которого одна ножка 4 закреплена неподвижно, а другая 1 может перемешаться и стопориться винтом 2.

При измерении расстояния между внутренними гранями колес обе ножки подводят к внутренним граням и по шкале на штанге 4 определяют контрол ируемый размер.

Что измеряется абсолютным шаблоном

Измерение диаметров по кругу катания и определение разности диаметров колес на одной оси выполняют скобой ДК (рис. 5.13). Для выполнения измерений необходимо ослабить стопорный винт 1 подвижной бабки 2 и прижать скобу опорными поверхностями 3 к внутренней грани обола колеса, подвижную бабку 5 фиксируют стопорным винтом 1. Считывание показаний проводится по основной шкале и нониусу.

Что измеряется абсолютным шаблоном

Наконечники бабок 4 и 5 следует подвести до соприкосновения с поверхностью колеса и в положении максимального диаметра. Измерение диаметров колес производится не менее трех раз для каждого колеса в разных диаметральных сечениях. За действительное значение диаметра колеса принимают среднее арифметическое значение трех измерений.

При ТО и TP вагонов удобно использовать малогабаритный автоматизированный прибор для измерения колес МАИК (рис. 5.14). МАИК предназначен для измерения диаметра и толщины гребня колес.

Что измеряется абсолютным шаблоном

В устройство прибора МАИК входит: 1 — скоба измерителя; 2— шток измерителя диаметра; 3 — измеритель толщины гребня; 4 — крышка батарейного отсека; 5 — кронштейны с роликами; 6 — тумблер включения питания; 7— разъем кабеля блока сопряжения; 8— электронный блок.

Он позволяет проводить измерения без выкатки колесных пар из под вагона, автоматически вычисляет разность диаметров колес на колесной паре.

Применение МАИК позволяет повысить точность измерений благодаря конструкции, обеспечивающей правильное позиционирование измерителя на колесе, и автоматическому усреднению результатов измерений в нескольких точках колеса. Масса прибора 2,8 кг. Точность измерения +0,5 мм.

Мерительные инструменты

Для проверки геометрии профиля катания колеса.

Что измеряется абсолютным шаблономЧто измеряется абсолютным шаблоном

Рисунок 55. Максимальный шаблон
Рисунок 54. Максимальный шаблон

Контршаблон к шаблону максимальному профильному шаблону (рис. 56) срок проверки 1 год. Для проверки максимального шаблона

Что измеряется абсолютным шаблоном

Рисунок 56. Максимальный шаблон и контршаблон

Абсолютный шаблон (рис. 57, 58) срок проверки 2 месяца

Для проверки ползуна, проката, толщину гребня и контроль тонкомерного гребня.

Что измеряется абсолютным шаблономЧто измеряется абсолютным шаблоном

Рисунок 57. Абсолютный шаблон
Рисунок 58. Абсолютный шаблон

Что измеряется абсолютным шаблоном

Рисунок 59. Порядок пользования абсолютным шаблоном

При измерении проката вертикальный движок шаблона устанавливают на расстоянии 70 мм от внутренней грани колеса, а шаблон свободно накладывают на обод колеса. Чтобы вертикальный движок установить на расстоянии 70мм от внутренней грани колеса, необходимо поворотом стопорного винта ослабить рамку движка, передвижением последнего по прорези совместить риски на шаблоне и рамке и завернуть стопорный винт. Величину проката отсчитывают по делениям, нанесённым на рамке вертикального движка и риске, имеющейся на самом движке. Если прокат смещён относительно круга, измерительную ножку ставят в месте наибольшего износа. Для выявления наибольшего проката измерения производят в нескольких местах по окружности обода колеса.

Для измерения толщины гребня (рис. 59) применяют абсолютный шаблон, который устанавливается так же, как и при проверке проката. Чтобы выявить толщину гребня, нужно горизонтальную измерительную ножку шаблона подвести до соприкосновения с гребнем и на горизонтальной шкале прочесть величину действительной толщины гребня.

Контршаблон к абсолютному шаблону срок проверки 1 год.

Для проверки абсолютного шаблона

Приспособление для измерения ползуна (рис.60) срок проверки 6 месяцев.

Для измерения глубины ползуна

Что измеряется абсолютным шаблономЧто измеряется абсолютным шаблоном

Рисунок 60. Приспособление для измерения ползуна

Штангельциркуль – скоба (рис. 61) применяется на колесных парах после выкатки из-под вагона. Срок проверки 6 месяцев

Для измерения диаметра колес по кругу катания без подкатки под тележку

Что измеряется абсолютным шаблоном

Скоба для измерения диаметра колеса под вагоном (рис. 62) срок проверки 6 месяцев

Что измеряется абсолютным шаблономЧто измеряется абсолютным шаблоном

Рисунок 62. Скоба для измерения диаметра колеса под вагоном

Сначала калибруется по контрольному сегменту (выставляется на «0»). Контрольный сегмент имеет диаметр 800 мм. Далее устанавливается на измеряемое колесо и по таблице определяется диаметр колеса.

Штихмасс (рис. 63) срок проверки 2 месяца. Для измерения расстояний между элементами к.п.

Что измеряется абсолютным шаблоном

Рисунок 63. Штихмасс

Изогнутость оси возникает в результате несоблюдения требований при её изготовлении и повреждений в эксплуатации. Для определения изогнутости оси у сформированной колёсной пары измеряют расстояния между внутренними гранями ободьев колёс в четырёх диаметрально противоположных точках. Наличие разности этих расстояний в двух диаметрально противоположных точках более 2 мм свидетельствует об изогнутости оси или неисправности колеса. Сдвиг колеса на оси или неправильную напрессовку его определяют измерением в четырёх точках расстояния между внутренними гранями колёс и несоответствием этого расстояния, установленным размерам.

Шаблон ВПГ (рис. 64, 65) срок проверки 6 месяцев.

Что измеряется абсолютным шаблоном

Что измеряется абсолютным шаблоном

Рисунок 64. Шаблон ВПГ

Что измеряется абсолютным шаблоном

Рисунок 65. Использование шаблона ВПГ

Что измеряется абсолютным шаблономИзношенный гребень колеса может вызвать сход вагона с рельсов, в особенности на противошёрстных стрелках. Поэтому к работе под вагонами не допускаются колёсные пары, имеющие вертикальный подрез гребня, верхний край которого находится на расстоянии 18мм и более от поверхности катания колёс. Для выявления вертикального подреза гребня применяют специальный шаблон. Колёсную пару бракуют, если вертикальная поверхность движка соприкасается хотя бы только в верхней части с подрезанной поверхностью гребня.

Остроконечный накат (рис. 66) на колесных парах недопустим.

Рисунок 66. Остроконечный накат

Приспособление для измерения глубины рисок (рис. 67). Срок проверки 6 месяцев.

Что измеряется абсолютным шаблоном

Что измеряется абсолютным шаблоном

Рисунок 67. Приспособление для измерения глубины рисок

Штангенциркуль для измерения ширины бандажа(рис. 68). Срок проверки 6 месяцев.

Технология измерения абсолютным шаблоном, толщиномером, шаблоном для измерения вертикального подреза гребня

Обмер колесных пар производят при их осмотре под вагонами, обыкновенном и полном освидетельствовании, а также при ремонте.

Что измеряется абсолютным шаблоном

Прокат измеряют абсолютным шаблоном на расстоянии 70 мм от внутренней грани колеса, т.е. в наиболее изнашиваемой части. Для определения размера проката шаблон накладывают на профиль поверхности катания колеса до совмещения вертикальной грани шаблона с внутренней гранью колеса, опорная скоба при этом опирается на вершину гребня. Опустив измерительную ножку 2 до соприкосновения с поверхностью катания 1 размер проката прочитывают на вертикальной шкале и шкале нониуса шаблона.

Определение величины проката производят в соответствии с рисунком путем подсчета количества целых делений по шкале движка до первой риски на правой шкале нониуса, затем определяют, какие риски на обеих шкалах совпадают, и подсчитывают окончательную величину дефекта. Цена деления шкалы нониуса — 0,1 мм.

При наличии неравномерного проката на поверхности катания колеса его измеряют в нескольких местах по диаметру колеса и учитывают максимальное значение, а также разницу между максимальным и минимальным значениями.

Этим же шаблоном измеряют ползун на поверхности катания. Для этого шаблон устанавливают так же, как и при измерении проката. Измерительную ножку шаблона опускают по вертикали Что измеряется абсолютным шаблономнад самым глубоким местом ползуна. Глубину ползуна определяют как разницу между углублением и прокатом. При этом измерительная ножка должна оставаться на неизменном расстоянии от внутренней грани обода колеса.

Толщину гребня измеряют абсолютным шаблоном на расстоянии 18 мм от его вершины с помощью горизонтального движка 1 шаблона, перемещая его до соприкосновения с гребнем или наложением браковочного выреза шаблона шириной 25 мм.

Гребень может иметь большой вертикальный износ (подрез), который определяют по отсутствию зазора между вертикальной гранью движка специального шаблона ВПГ и гребнем колеса на высоте 18 мм. Что измеряется абсолютным шаблономДля контроля вертикального подреза шаблон опорными ножками угольника 1 прижимают плотно к внутренней грани колеса. Движок 2 вплотную подводится к гребню колеса и закрепляется стопорным винтом. Подрез считается недопустимым, если рабочая поверхность основания движка соприкасается в верхней части на высоте 18 мм с поверхностью гребня.

Толщину обода колеса измеряют толщиномером в наиболее изнашиваемом месте по кругу катания. Поэтому измерительную ножку 3 шаблона также устанавливают на расстоянии 70 мм от линейки 1соприкосновения с поверхностью катания колеса при помощи движка 2.

Размер толщины обода колеса определяют по шкале линейки 1. Шаблон линейки плотно прижимают к внутренней грани обода колеса, а выступ в нижней части линейки при этом заводят под внутреннюю поверхность обода и затем измерительную ножку подводят до соприкосновения с поверхностью Что измеряется абсолютным шаблономкатания колеса при помощи движка 2.

Толщиномером можно измерить также глубину ползунов, выщербин, высоту наваров. Размеры этих дефектов определяют как разницу между толщиной обода в местах расположения этих дефектов и толщиной обода на таком же расстоянии от внутренней грани обода колеса, но в том месте, где их нет.

Измерение расстояния между внутренними гранями колес выполняют штангеном РВП, на штанге 3которого одна ножка 4 закреплена неподвижно, а другая1 может перемешаться и стопориться винтом 2.

Что измеряется абсолютным шаблоном

При измерении расстояния между внутренними гранями колес обе ножки подводят к внутренним граням и по шкале на штанге 4 определяют контролируемый размер.

Что измеряется абсолютным шаблономИзмерение диаметров по кругу катания и определение разности диаметров колес на одной оси выполняют скобой ДК. Для выполнения измерений необходимо ослабить стопорный винт 1 подвижной бабки 2 и прижать скобу опорными поверхностями 3 к внутренней грани обола колеса, подвижную бабку 5 фиксируют стопорным винтом 1. Считывание показаний проводится по основной шкале и нониусу.

Наконечники бабок 4 и 5 следует подвести до соприкосновения с поверхностью колеса и в положении максимального диаметра. Измерение диаметров колес производится не менее трех раз для каждого колеса в разных диаметральных сечениях. За действительное значение диаметра колеса принимают среднее арифметическое значение трех измерений.

При ТО и TP вагонов удобно использовать малогабаритный автоматизированный прибор для измерения колес МАИК. МАИК предназначен для измерения диаметра и толщины гребня колес.

Что измеряется абсолютным шаблоном

В устройство прибора МАИК входит: 1 — скоба измерителя; 2— шток измерителя диаметра; 3— измеритель толщины гребня; 4 — крышка батарейного отсека; 5 — кронштейны с роликами;6 — тумблер включения питания; 7— разъем кабеля блока сопряжения; 8— электронный блок.

Он позволяет проводить измерения без выкатки колесных пар из под вагона, автоматически вычисляет разность диаметров колес на колесной паре.

Применение МАИК позволяет повысить точность измерений благодаря конструкции, обеспечивающей правильное позиционирование измерителя на колесе, и автоматическому усреднению результатов измерений в нескольких точках колеса. Масса прибора 2,8 кг. Точность измерения +0,5 мм.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *