Что изготавливал в старину скудельник
Что изготавливал в старину скудельник?
Такой вопрос есть в игре «Поле чудес»:
Что изготавливал в старину скудельник? 6 букв.
Какой правильный ответ в игре «Поле Чудес»?
Посуду. Вот сайт с говорящим названием скудельник ру. Там представлены всяческие изделия из фарфора и керамики. А скудельник означает горшечник, так что, может быть, правильный ответ будет горшок. Тоже ведь шесть букв.
Сначала разберемся со скудельником, чем он вообще занимался, сегодня такое слово мне не приходилось слышать.
Думаю, что изготавливал скудельник не просто какую-то посуду, а нам нужен конкретный ответ КУВШИН, в игре он является правильным.
Людлю играть в Поле Чудес и могу сказать, что на этот вопрос там переодически даются разные ответы. Но всё же чаще всего даются ответы: Хулио и Диего.
Правильным ответом на этот вопрос игры Поле Чудес будет слово ОРЕККЬЕТЕ. Это известное итальянское блюдо, которое подается вместе со свеже-приготовленной пастой или хорошим острым соусом. Я считаю, что это слово Вам подойдет и Вы выиграете раунд.
В состав ингредиентов входит: вода, свинина, картофель, репчатый лук, свекла, соль, приправы. Данный супчик варят не только на Кавказе, но и в казачьих аулах.
Получается он, действительно, вкусным и наваристым.
Ответом на этот вопрос в игре «Поле чудес» будет одна из самых распространённых компьютерных игр – это игра ТЕТРИС. Автор и создатель игры – советский программист, который за её разработку получил только премию около 60 рублей, в то время, как игра продавалась миллиардами копий по всему миру.
скудельник
Смотреть что такое «скудельник» в других словарях:
скудельник — горшечник Словарь русских синонимов. скудельник сущ., кол во синонимов: 1 • горшечник (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов
Скудельник — горшечник … Краткий церковнославянский словарь
скудельник — а, ч., заст. Гончар … Український тлумачний словник
скудельник — гончар, горшечник … Cловарь архаизмов русского языка
скудельник — іменник чоловічого роду, істота рідко … Орфографічний словник української мови
горшечник — скудельник, гончар, горшеня Словарь русских синонимов. горшечник см. гончар Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
БОЖАТЫЙ — БОЖАТЫЙ, божат, божатко, божатушко муж. божатая, божата, божатка, божатушка, божать, божина, божатимка, божатимушка, божа, боженька, божуха жен., сев. от яросл. до архан. и пермяц. крестные отец и мать, восприемники; иногда же | названные… … Толковый словарь Даля
ГЛИНА — жен. земля или землистое вещество, которое с водою составляет мягкое, вязкое и скользкое тесто, сохнущее на воздухе и принимающее в огне каменистую твердость и крепость. Основанием глине служить метал глиний муж. алюмний, алюмий или алюминий, в… … Толковый словарь Даля
ГОНЯТЬ — ГОНЯТЬ, гнать, или пермяц., архан. гонить; ганивать кого, понуждать к уходу, к бегу, лету, торопить; спугивать; прогонять, выгонять, изгонять, угонять, сгонять; спроваживать; сплавлять по воде; теснить, обижать, преследовать; выживать: перегонять … Толковый словарь Даля
ГОРШОК — муж. (от горншек, горнчек, горнец. ·умалит. от горн) округлый, облый глиняный сосуд различного вида, выжженный на огне. Корчага, южн. макитра, самый большой горшок, репкой, с узким дном; горшки или корчаги плавильные, стекловарные, более или… … Толковый словарь Даля
Забытые-подзабытые слова скудель, скудельник
Правда ваша, создатели пословиц: «Скудельными руками не вечное созидается». Человек хрупок и недолговечен, как амфора: «иной год скудели столько перебьют в доме, что можно бы за это купить и медную посуду».
Китайские мифы сохранили мотивацию первой скудельницы:
«Хотя на земле уже существовали горы, реки, травы и деревья, а также насекомые и рыбы, Нюйва ощущала одиночество и решила, что ей необходимо создать существа иного рода.
Как-то раз, сидя на берегу пруда, она размочила желтую глину и, глядя на свое отражение в воде, вылепила фигурку маленькой девочки. Как только она поставила ее на землю, фигурка ожила, запищала и радостно запрыгала. Она получила имя Жень — человек.
Нюйва осталась очень довольна результатами своего опыта и, продолжив дело, вылепила из глины множество человечков обоего пола. Эти человечки, окружив Нюйву, радостно кричали и пританцовывали, а затем расходились в разные стороны.
Нюйва продолжала свою работу, делая все новых и новых человечков. Трудилась она очень долго и утомилась еще до того, как создала достаточное количество людей.
Тогда она взяла ветку лианы, опустила ее в жидкую желтую грязь, а затем стряхнула капли этой грязи на землю. В тех местах, куда падали комочки грязи, появлялись на вид неотличимые от первых прыгающие маленькие человечки.
Таким образом Нюйва положила начало делению людей на высшее и низшее сословия, хотя внешне люди были похожи.
Люди оказались существами смертными, а создавать их заново всякий раз было утомительно, и потому Нюйва научила людей размножаться и повелела им заботиться о воспитании детей. Так возник род человеческий…».
В переводе с испанского и португальского языков escudo означает «щит», «герб», «гербовый щит» (от лат. scutum), который являлся традиционным элементом оформления почти всех монет, носивших это название. Родственными escudo (с точки зрения происхождения и значения) словами называются итальянский скудо (итал. scudo) и французский экю (фр. ecu от старофр. escu), которые также происходят от лат. Scutum.
Мне показалось интересным, что далекие от славянских просторов латиняне использовали слова, созвучные скудели.
Где тонко – там и рвется. На самом интересном месте подошла к концу история о скудели и скудельниках…
Использовавших все 4 земных стихии: огонь, воду, землю и воздух.
Земля давала сырье, то есть глину. Вода позволяла придать глине форму. Воздух выводил воду из заготовки и оставляет поры, благодаря которым черепица могла дышать. Огонь фиксировал черепицу в стойком к многолетней эксплуатации виде, образуя стабильный к химическим воздействиям материал.
Прогрессоры-этруски, прибыв на Апеннины, многому научили местное население. Черепица, как фрагмент культуры, как технологический прием с легкой руки этрусков начал использоваться в латинском обиходе.
Впоследствии был взят на вооружение и легионерами. Щитом и мечом добывшими славу своим потомкам. Запечатленную на фамильных гербах и на монетах!
Похоже, что настоящим скудельникам и время нипочем, глубиной тридцать вееков, и пространство от Китая до Кабо-Верде.
Дуботолки, пилозубы и епанечники — это не мифические существа, а реальные люди. Чем они занимались на Руси?
XVII–XIX века для Костромской земли были временем расцвета ремесленного производства. Только в 1627/28 годах здесь числилось 1014 ремесленников, что для населения края того времени — число огромное. Какие ремесла у нас на слуху? Гончарное, кузнечное, плотницкое… Кто-то «продвинутый», может быть, назовет еще бондаря или корзинщика… На самом деле ремесел было великое множество. Некоторые из них сегодня воспринимаются как экзотика и даже могут стать основой вопроса для знатоков в игре «Что? Где? Когда?».
«Вкусные» ремесла
Вот, допустим, производство продовольственных товаров. Здесь были квасники, кисельники, луковники, орешники, масленики, огородники… Занятия этих людей понятны из названий ремесел. А чем занимались солодежники? Работали на мельнице, производили из ячменя и пшеницы солод, продавали его. Из солода потом варили пиво.
Вот еще несколько колоритных и «вкусных» названий ремесел, похожих на названия блюд: пирожник, пряничник, блинник, мучник, крупяник, рыбник, сметанник, сырник, колбасник, хлебник… При этом пирожник не пирожные делал, а пироги пёк, мучник никого не мучал, а торговал мукой, а крупяник, соответственно, крупой.
«Из рогожи не сделаешь кожи»
Много приходилось обрабатывать кожи. Кожа — это и одежда, и обувь, и хозяйственные предметы… Кожевник — обобщенное название ремесла, но внутри него были специализации. Ведь кожи проходили множество этапов выделки и обработки: их надо было отмачивать, золить, то есть удалять верхний роговой слой и волосяной покров, мездрить, чистить, дубить (обрабатывать дубильными веществами), красить, высушивать и так далее. Занимались этим дуботолки, строгальники, гладильщики и другие мастера. Были кожевники, которые делали «белые кожи», «красные бараны», овчины… Кожи обрабатывали коровьи, конские, бараньи…
Кожи поступали к сапожникам и… рукавишникам! Тоже почетное и важное ремесло. Рукавицы на Севере — предмет первой необходимости, и делались они чаще всего именно из кожи. Вернее так: надевалось несколько пар рукавиц. Сначала вязаные (их называли исподочки, а также вареги), а затем меховые. Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса рукавицы. Русские цари надевали «перстатые рукавицы», иначе говоря — перчатки.
Шорное производство — то же самое, что сегодня автозапчасти. Шорники — мастера, которые занимались шитьем упряжи, сбруи. Здесь трудились седельники — они делали сёдла, хомутники — специализировались по хомутам, узденники — по уздечкам, торочешники оторачивали мехом одежду и конскую упряжь.
От колокола до булавки
Лошадей обслуживали также, конечно, и кузнецы. Помогали им молотобойцы, которые били большим ручным молотом. У кузнецов тоже была узкая специализация. Бронники изготавливали кольчуги и панцири, были мастера-гвоздочники, замочники, решеточники, игольники, булавочники, стрельники, которые ковали наконечники для стрел, мечники (специализировались по мечам), железники (работали с железом), укладники (сталевары), мастера по обручам на бочки, скобам, котлам… Выделяли в отдельную категорию даже изготовителей нательных крестиков. К «горячим» ремеслам металлистов относились укладники (сталевары), золотари (не те, что очищали нужники, а именно те, кто работал с золотом), серебряники, медники, оловянники, колокольники.
Особое место среди костромских ремесел занимало ювелирное дело. Работа по серебру. Серебро было привозное, но работали с ним здесь много. Были чеканщики, басельщики, литцы и так далее. Если занятие чеканщика можно идентифицировать, чеканщики занимаются чеканкой, о том, что литцы специализируются на литье — догадаться, то что делали басельщики, сегодня уже выяснить невозможно.
Приодеться-приобуться
Портные, швецы — ремесло, известное со времен зарождения цивилизации, и внутри этого ремесла специальностей выделилось столько, сколько, пожалуй, нигде больше. Среди костромских портных были шубники и сарафанники, кафтанники и епанечники (шили епанчи), душегрейники и колпачники, чулочники, картузники и шапочники… Одежда по пошиву была сложнее, чем нынешняя, «ширпотреба» фабричного не было, и сшить, например, епанчу — это было совсем не то, что смастерить картуз. Епанча — она у мужчин и женщин разная. У мужчин — широкий, безрукавный круглый плащ с капюшоном, у женщин — короткая безрукавная шубейка. И тот, кто наловчился эти плащи и шубейки выкраивать и выстраивать, может быть, за фуражку с козырьком или за женскую праздничную душегрейку-кацавейку, которая на кофту больше похожа, а не на шубку, и не возьмется.
Одежду шьют из ткани. Которую ткут ткачи. Также прикладывают руку к изотовлению тканей холщевники (это те, кто делают холсты и торгуют ими) и крашенники (красят ткани), суконники (сначала так называли ремесленников, которые ткали сукно, а позже стали называть привилегированных купцов), и сермяжники (у этого слова тоже два значения: и ткач, который изготавливает сермягу — грубое толстое некрашеное сукно из простой шерсти, и бедняк-крестьянин, который вынужден носить одежду из сермяги), колотильщики (выбивальщики ткани) и ветошники (имеющие дело с тряпьем, старой одеждой, ветошью), сырейщики (обработчики сырья, например, шкур) и шелковники (те, кто работал с шелком)…
Обувь — особая статья. Здесь — свои мастеровые. Башмачники, чоботники, подошвенники, лапотники, скорняки. Лапти называли по материалу, из которого они были сделаны: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Мастера по изотовлению лаптей были в каждой деревне, но «лапти плесть — один раз в день есть»: на Нижегородской ярмарке в 1838 году пара хороших лыковых лаптей стоила 3 копейки, и ремесло было не доходное. Лапти плести умеючи — быстро: сноровистый мастер за сутки пять пар лаптей мог сплести, но и снашивались они скоро: в год на одного члена семьи нужно было запасти 50-60 пар лаптей. «В дорогу идти — пятеры лапти сплести». Другое дело — чоботы. Чоботами называли сапоги с высоким голенищем, каблуком и загнутым носком. Чоботник над хорошими сапогами мог трудиться и неделю, и две. Такую обувь хозяин берег, надевали сапожки на праздники, могли и по наследству передать. Да и прибыли они мастеру приносили немало. Что говорить, если даже за самые грубые крестьянские сапоги на той же Нижегородской ярмарке отдавали 5-6 рублей. А за модельные чоботы и десятку могли запросить!
Кадники, ведерники, веретенники
Строительное дело на Севере по большей части специализировалось не по камню, а по дереву. Каменщики и кирпичники тоже были, но спросом пользовались чаще плотники, оконнишники (или оконишники) — тот, кто делает оконницы, то есть оконные рамы, и другие «деревянных дел» мастера.
Деревянными по большей части были предметы быта средневекового костромского и вообще российского крестьянина. Предметы эти мастерили бочарники (те, кто делают бочки) и ведерники (мастера по ведрам), кадники (кадки) и веретенники (веретёнца для прялок), столяры и бёрдники (мастерили деревянные бёрда для ткацких станов — гребенки, сквозь которые продергиваются нити)… Тонкая работа — сделать деревянный гребень для чесания льна, важная работа — смастерить деревянное колесо для телеги, особая работа — подготовить доску для написания иконы…
Иконописцев в Костроме было немного, но это были мастера! В XVII веке Кострома стала крупным центром иконописания, а в XVIII веке с образованием цехов в Костроме насчитывалось девять цеховых иконописцев.
Не боги горшки обжигают
«Был я копан, был я топан, был я на кружале, был я на пожаре, был я на базаре». Что это. Горшок. Керамика. Глина. Гончарное ремесло — почетное, красивое. Здесь можно вспомнить не только гончаров, но и горшечников (скудельников), и черепенников, сюда же — печники. Глиняная посуда, игрушки, строительный кирпич — все это делали в гончарных мастерских. А еще в Московской, Ярославской, Владимирской и Костромской губерниях гончары занимались «ценинным делом» — изготовлением изразцов (или «образцов» по терминологии документов XV–XVI веков). В состав эмали входило олово, сырье привозное, по-немецки — zinn, по-польски — cyna. Отсюда и название промысла и самих «ценинных» или «цынинных» изделий.
Город мастеров
Кострома славилась своим мылом. Здесь были мыловары и были мыльные резальщики. Числились среди ремесленников привычные нам и сегодня часовщики, парикмахеры, маляры и жестянщики, а, допустим, пилозуба, каретчика или резчика печатей сегодня встретишь нечасто. Вот пришло бы вам в голову, например, что ремесло пилозуба к стоматологии никакого отношения не имеет? Пилозуб изготавливал напильники. Он назван среди профессий мастеров костромского кузнечного цеха (1900 год), где помимо него работали жестянщики, слесаря, кровельщики и мастера кузнечно-каретного дела.
Сегодня в Костроме много делается для возрождения традиционных ремесел — открываются дома ремесел, проводятся мастер-классы, фестивали и конкурсы… И пусть изделия современных ремесленников — керамистов, мастеров по плетению лозы, бондарей, кузнецов и так далее — больше интересуют туристов, выбирающих интересный сувенир, все равно предметы, сделанные человеческими руками, изделия, в которые мастер вложил душу, всегда будут востребованы.
Забытые-подзабытые слова скудель, скудельник
Правда ваша, создатели пословиц: «Скудельными руками не вечное созидается». Человек хрупок и недолговечен, как амфора: «иной год скудели столько перебьют в доме, что можно бы за это купить и медную посуду».
Китайские мифы сохранили мотивацию первой скудельницы:
«Хотя на земле уже существовали горы, реки, травы и деревья, а также насекомые и рыбы, Нюйва ощущала одиночество и решила, что ей необходимо создать существа иного рода.
Как-то раз, сидя на берегу пруда, она размочила желтую глину и, глядя на свое отражение в воде, вылепила фигурку маленькой девочки. Как только она поставила ее на землю, фигурка ожила, запищала и радостно запрыгала. Она получила имя Жень — человек.
Нюйва осталась очень довольна результатами своего опыта и, продолжив дело, вылепила из глины множество человечков обоего пола. Эти человечки, окружив Нюйву, радостно кричали и пританцовывали, а затем расходились в разные стороны.
Нюйва продолжала свою работу, делая все новых и новых человечков. Трудилась она очень долго и утомилась еще до того, как создала достаточное количество людей.
Тогда она взяла ветку лианы, опустила ее в жидкую желтую грязь, а затем стряхнула капли этой грязи на землю. В тех местах, куда падали комочки грязи, появлялись на вид неотличимые от первых прыгающие маленькие человечки.
Таким образом Нюйва положила начало делению людей на высшее и низшее сословия, хотя внешне люди были похожи.
Люди оказались существами смертными, а создавать их заново всякий раз было утомительно, и потому Нюйва научила людей размножаться и повелела им заботиться о воспитании детей. Так возник род человеческий…».
В переводе с испанского и португальского языков escudo означает «щит», «герб», «гербовый щит» (от лат. scutum), который являлся традиционным элементом оформления почти всех монет, носивших это название. Родственными escudo (с точки зрения происхождения и значения) словами называются итальянский скудо (итал. scudo) и французский экю (фр. ecu от старофр. escu), которые также происходят от лат. Scutum.
Мне показалось интересным, что далекие от славянских просторов латиняне использовали слова, созвучные скудели.
Где тонко – там и рвется. На самом интересном месте подошла к концу история о скудели и скудельниках…
Использовавших все 4 земных стихии: огонь, воду, землю и воздух.
Земля давала сырье, то есть глину. Вода позволяла придать глине форму. Воздух выводил воду из заготовки и оставляет поры, благодаря которым черепица могла дышать. Огонь фиксировал черепицу в стойком к многолетней эксплуатации виде, образуя стабильный к химическим воздействиям материал.
Прогрессоры-этруски, прибыв на Апеннины, многому научили местное население. Черепица, как фрагмент культуры, как технологический прием с легкой руки этрусков начал использоваться в латинском обиходе.
Впоследствии был взят на вооружение и легионерами. Щитом и мечом добывшими славу своим потомкам. Запечатленную на фамильных гербах и на монетах!
Похоже, что настоящим скудельникам и время нипочем, глубиной тридцать вееков, и пространство от Китая до Кабо-Верде.