Что изготавливал в старину скудельник

Что изготавливал в старину скудельник?

Такой вопрос есть в игре «Поле чудес»:

Что изготавливал в старину скудельник? 6 букв.

Какой правильный ответ в игре «Поле Чудес»?

Что изготавливал в старину скудельник

Посуду. Вот сайт с говорящим названием скудельник ру. Там представлены всяческие изделия из фарфора и керамики. А скудельник означает горшечник, так что, может быть, правильный ответ будет горшок. Тоже ведь шесть букв.

Что изготавливал в старину скудельник

Сначала разберемся со скудельником, чем он вообще занимался, сегодня такое слово мне не приходилось слышать.

Что изготавливал в старину скудельник

Думаю, что изготавливал скудельник не просто какую-то посуду, а нам нужен конкретный ответ КУВШИН, в игре он является правильным.

Что изготавливал в старину скудельник

Что изготавливал в старину скудельник

Людлю играть в Поле Чудес и могу сказать, что на этот вопрос там переодически даются разные ответы. Но всё же чаще всего даются ответы: Хулио и Диего.

Что изготавливал в старину скудельник

Что изготавливал в старину скудельник

Правильным ответом на этот вопрос игры Поле Чудес будет слово ОРЕККЬЕТЕ. Это известное итальянское блюдо, которое подается вместе со свеже-приготовленной пастой или хорошим острым соусом. Я считаю, что это слово Вам подойдет и Вы выиграете раунд.

Что изготавливал в старину скудельник

Что изготавливал в старину скудельник

В состав ингредиентов входит: вода, свинина, картофель, репчатый лук, свекла, соль, приправы. Данный супчик варят не только на Кавказе, но и в казачьих аулах.

Получается он, действительно, вкусным и наваристым.

Что изготавливал в старину скудельник

Что изготавливал в старину скудельник

Ответом на этот вопрос в игре «Поле чудес» будет одна из самых распространённых компьютерных игр – это игра ТЕТРИС. Автор и создатель игры – советский программист, который за её разработку получил только премию около 60 рублей, в то время, как игра продавалась миллиардами копий по всему миру.

Источник

скудельник

Смотреть что такое «скудельник» в других словарях:

скудельник — горшечник Словарь русских синонимов. скудельник сущ., кол во синонимов: 1 • горшечник (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

Скудельник — горшечник … Краткий церковнославянский словарь

скудельник — а, ч., заст. Гончар … Український тлумачний словник

скудельник — гончар, горшечник … Cловарь архаизмов русского языка

скудельник — іменник чоловічого роду, істота рідко … Орфографічний словник української мови

горшечник — скудельник, гончар, горшеня Словарь русских синонимов. горшечник см. гончар Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

БОЖАТЫЙ — БОЖАТЫЙ, божат, божатко, божатушко муж. божатая, божата, божатка, божатушка, божать, божина, божатимка, божатимушка, божа, боженька, божуха жен., сев. от яросл. до архан. и пермяц. крестные отец и мать, восприемники; иногда же | названные… … Толковый словарь Даля

ГЛИНА — жен. земля или землистое вещество, которое с водою составляет мягкое, вязкое и скользкое тесто, сохнущее на воздухе и принимающее в огне каменистую твердость и крепость. Основанием глине служить метал глиний муж. алюмний, алюмий или алюминий, в… … Толковый словарь Даля

ГОНЯТЬ — ГОНЯТЬ, гнать, или пермяц., архан. гонить; ганивать кого, понуждать к уходу, к бегу, лету, торопить; спугивать; прогонять, выгонять, изгонять, угонять, сгонять; спроваживать; сплавлять по воде; теснить, обижать, преследовать; выживать: перегонять … Толковый словарь Даля

ГОРШОК — муж. (от горншек, горнчек, горнец. ·умалит. от горн) округлый, облый глиняный сосуд различного вида, выжженный на огне. Корчага, южн. макитра, самый большой горшок, репкой, с узким дном; горшки или корчаги плавильные, стекловарные, более или… … Толковый словарь Даля

Источник

Забытые-подзабытые слова скудель, скудельник

Правда ваша, создатели пословиц: «Скудельными руками не вечное созидается». Человек хрупок и недолговечен, как амфора: «иной год скудели столько перебьют в доме, что можно бы за это купить и медную посуду».

Китайские мифы сохранили мотивацию первой скудельницы:
«Хотя на земле уже существовали горы, реки, травы и деревья, а также насекомые и рыбы, Нюйва ощущала одиночество и решила, что ей необходимо создать существа иного рода.
Как-то раз, сидя на берегу пруда, она размочила желтую глину и, глядя на свое отражение в воде, вылепила фигурку маленькой девочки. Как только она поставила ее на землю, фигурка ожила, запищала и радостно запрыгала. Она получила имя Жень — человек.
Нюйва осталась очень довольна результатами своего опыта и, продолжив дело, вылепила из глины множество человечков обоего пола. Эти человечки, окружив Нюйву, радостно кричали и пританцовывали, а затем расходились в разные стороны.
Нюйва продолжала свою работу, делая все новых и новых человечков. Трудилась она очень долго и утомилась еще до того, как создала достаточное количество людей.
Тогда она взяла ветку лианы, опустила ее в жидкую желтую грязь, а затем стряхнула капли этой грязи на землю. В тех местах, куда падали комочки грязи, появлялись на вид неотличимые от первых прыгающие маленькие человечки.
Таким образом Нюйва положила начало делению людей на высшее и низшее сословия, хотя внешне люди были похожи.
Люди оказались существами смертными, а создавать их заново всякий раз было утомительно, и потому Нюйва научила людей размножаться и повелела им заботиться о воспитании детей. Так возник род человеческий…».

В переводе с испанского и португальского языков escudo означает «щит», «герб», «гербовый щит» (от лат. scutum), который являлся традиционным элементом оформления почти всех монет, носивших это название. Родственными escudo (с точки зрения происхождения и значения) словами называются итальянский скудо (итал. scudo) и французский экю (фр. ecu от старофр. escu), которые также происходят от лат. Scutum.
Мне показалось интересным, что далекие от славянских просторов латиняне использовали слова, созвучные скудели.

Где тонко – там и рвется. На самом интересном месте подошла к концу история о скудели и скудельниках…
Использовавших все 4 земных стихии: огонь, воду, землю и воздух.

Земля давала сырье, то есть глину. Вода позволяла придать глине форму. Воздух выводил воду из заготовки и оставляет поры, благодаря которым черепица могла дышать. Огонь фиксировал черепицу в стойком к многолетней эксплуатации виде, образуя стабильный к химическим воздействиям материал.

Прогрессоры-этруски, прибыв на Апеннины, многому научили местное население. Черепица, как фрагмент культуры, как технологический прием с легкой руки этрусков начал использоваться в латинском обиходе.
Впоследствии был взят на вооружение и легионерами. Щитом и мечом добывшими славу своим потомкам. Запечатленную на фамильных гербах и на монетах!

Похоже, что настоящим скудельникам и время нипочем, глубиной тридцать вееков, и пространство от Китая до Кабо-Верде.

Источник

Дуботолки, пилозубы и епанечники — это не мифические существа, а реальные люди. Чем они занимались на Руси?

XVII–XIX века для Костромской земли были временем расцвета ремесленного производства. Только в 1627/28 годах здесь числилось 1014 ремесленников, что для населения края того времени — число огромное. Какие ремесла у нас на слуху? Гончарное, кузнечное, плотницкое… Кто-то «продвинутый», может быть, назовет еще бондаря или корзинщика… На самом деле ремесел было великое множество. Некоторые из них сегодня воспринимаются как экзотика и даже могут стать основой вопроса для знатоков в игре «Что? Где? Когда?».

«Вкусные» ремесла

Вот, допустим, производство продовольственных товаров. Здесь были квасники, кисельники, луковники, орешники, масленики, огородники… Занятия этих людей понятны из названий ремесел. А чем занимались солодежники? Работали на мельнице, производили из ячменя и пшеницы солод, продавали его. Из солода потом варили пиво.

Что изготавливал в старину скудельник

Вот еще несколько колоритных и «вкусных» названий ремесел, похожих на названия блюд: пирожник, пряничник, блинник, мучник, крупяник, рыбник, сметанник, сырник, колбасник, хлебник… При этом пирожник не пирожные делал, а пироги пёк, мучник никого не мучал, а торговал мукой, а крупяник, соответственно, крупой.

«Из рогожи не сделаешь кожи»

Много приходилось обрабатывать кожи. Кожа — это и одежда, и обувь, и хозяйственные предметы… Кожевник — обобщенное название ремесла, но внутри него были специализации. Ведь кожи проходили множество этапов выделки и обработки: их надо было отмачивать, золить, то есть удалять верхний роговой слой и волосяной покров, мездрить, чистить, дубить (обрабатывать дубильными веществами), красить, высушивать и так далее. Занимались этим дуботолки, строгальники, гладильщики и другие мастера. Были кожевники, которые делали «белые кожи», «красные бараны», овчины… Кожи обрабатывали коровьи, конские, бараньи…

Кожи поступали к сапожникам и… рукавишникам! Тоже почетное и важное ремесло. Рукавицы на Севере — предмет первой необходимости, и делались они чаще всего именно из кожи. Вернее так: надевалось несколько пар рукавиц. Сначала вязаные (их называли исподочки, а также вареги), а затем меховые. Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса рукавицы. Русские цари надевали «перстатые рукавицы», иначе говоря — перчатки.

Шорное производство — то же самое, что сегодня автозапчасти. Шорники — мастера, которые занимались шитьем упряжи, сбруи. Здесь трудились седельники — они делали сёдла, хомутники — специализировались по хомутам, узденники — по уздечкам, торочешники оторачивали мехом одежду и конскую упряжь.

От колокола до булавки

Лошадей обслуживали также, конечно, и кузнецы. Помогали им молотобойцы, которые били большим ручным молотом. У кузнецов тоже была узкая специализация. Бронники изготавливали кольчуги и панцири, были мастера-гвоздочники, замочники, решеточники, игольники, булавочники, стрельники, которые ковали наконечники для стрел, мечники (специализировались по мечам), железники (работали с железом), укладники (сталевары), мастера по обручам на бочки, скобам, котлам… Выделяли в отдельную категорию даже изготовителей нательных крестиков. К «горячим» ремеслам металлистов относились укладники (сталевары), золотари (не те, что очищали нужники, а именно те, кто работал с золотом), серебряники, медники, оловянники, колокольники.

Особое место среди костромских ремесел занимало ювелирное дело. Работа по серебру. Серебро было привозное, но работали с ним здесь много. Были чеканщики, басельщики, литцы и так далее. Если занятие чеканщика можно идентифицировать, чеканщики занимаются чеканкой, о том, что литцы специализируются на литье — догадаться, то что делали басельщики, сегодня уже выяснить невозможно.

Приодеться-приобуться

Портные, швецы — ремесло, известное со времен зарождения цивилизации, и внутри этого ремесла специальностей выделилось столько, сколько, пожалуй, нигде больше. Среди костромских портных были шубники и сарафанники, кафтанники и епанечники (шили епанчи), душегрейники и колпачники, чулочники, картузники и шапочники… Одежда по пошиву была сложнее, чем нынешняя, «ширпотреба» фабричного не было, и сшить, например, епанчу — это было совсем не то, что смастерить картуз. Епанча — она у мужчин и женщин разная. У мужчин — широкий, безрукавный круглый плащ с капюшоном, у женщин — короткая безрукавная шубейка. И тот, кто наловчился эти плащи и шубейки выкраивать и выстраивать, может быть, за фуражку с козырьком или за женскую праздничную душегрейку-кацавейку, которая на кофту больше похожа, а не на шубку, и не возьмется.

Что изготавливал в старину скудельник

Одежду шьют из ткани. Которую ткут ткачи. Также прикладывают руку к изотовлению тканей холщевники (это те, кто делают холсты и торгуют ими) и крашенники (красят ткани), суконники (сначала так называли ремесленников, которые ткали сукно, а позже стали называть привилегированных купцов), и сермяжники (у этого слова тоже два значения: и ткач, который изготавливает сермягу — грубое толстое некрашеное сукно из простой шерсти, и бедняк-крестьянин, который вынужден носить одежду из сермяги), колотильщики (выбивальщики ткани) и ветошники (имеющие дело с тряпьем, старой одеждой, ветошью), сырейщики (обработчики сырья, например, шкур) и шелковники (те, кто работал с шелком)…

Обувь — особая статья. Здесь — свои мастеровые. Башмачники, чоботники, подошвенники, лапотники, скорняки. Лапти называли по материалу, из которого они были сделаны: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Мастера по изотовлению лаптей были в каждой деревне, но «лапти плесть — один раз в день есть»: на Нижегородской ярмарке в 1838 году пара хороших лыковых лаптей стоила 3 копейки, и ремесло было не доходное. Лапти плести умеючи — быстро: сноровистый мастер за сутки пять пар лаптей мог сплести, но и снашивались они скоро: в год на одного члена семьи нужно было запасти 50-60 пар лаптей. «В дорогу идти — пятеры лапти сплести». Другое дело — чоботы. Чоботами называли сапоги с высоким голенищем, каблуком и загнутым носком. Чоботник над хорошими сапогами мог трудиться и неделю, и две. Такую обувь хозяин берег, надевали сапожки на праздники, могли и по наследству передать. Да и прибыли они мастеру приносили немало. Что говорить, если даже за самые грубые крестьянские сапоги на той же Нижегородской ярмарке отдавали 5-6 рублей. А за модельные чоботы и десятку могли запросить!

Кадники, ведерники, веретенники

Строительное дело на Севере по большей части специализировалось не по камню, а по дереву. Каменщики и кирпичники тоже были, но спросом пользовались чаще плотники, оконнишники (или оконишники) — тот, кто делает оконницы, то есть оконные рамы, и другие «деревянных дел» мастера.

Деревянными по большей части были предметы быта средневекового костромского и вообще российского крестьянина. Предметы эти мастерили бочарники (те, кто делают бочки) и ведерники (мастера по ведрам), кадники (кадки) и веретенники (веретёнца для прялок), столяры и бёрдники (мастерили деревянные бёрда для ткацких станов — гребенки, сквозь которые продергиваются нити)… Тонкая работа — сделать деревянный гребень для чесания льна, важная работа — смастерить деревянное колесо для телеги, особая работа — подготовить доску для написания иконы…

Иконописцев в Костроме было немного, но это были мастера! В XVII веке Кострома стала крупным центром иконописания, а в XVIII веке с образованием цехов в Костроме насчитывалось девять цеховых иконописцев.

Не боги горшки обжигают

«Был я копан, был я топан, был я на кружале, был я на пожаре, был я на базаре». Что это. Горшок. Керамика. Глина. Гончарное ремесло — почетное, красивое. Здесь можно вспомнить не только гончаров, но и горшечников (скудельников), и черепенников, сюда же — печники. Глиняная посуда, игрушки, строительный кирпич — все это делали в гончарных мастерских. А еще в Московской, Ярославской, Владимирской и Костромской губерниях гончары занимались «ценинным делом» — изготовлением изразцов (или «образцов» по терминологии документов XV–XVI веков). В состав эмали входило олово, сырье привозное, по-немецки — zinn, по-польски — cyna. Отсюда и название промысла и самих «ценинных» или «цынинных» изделий.

Что изготавливал в старину скудельник

Город мастеров

Кострома славилась своим мылом. Здесь были мыловары и были мыльные резальщики. Числились среди ремесленников привычные нам и сегодня часовщики, парикмахеры, маляры и жестянщики, а, допустим, пилозуба, каретчика или резчика печатей сегодня встретишь нечасто. Вот пришло бы вам в голову, например, что ремесло пилозуба к стоматологии никакого отношения не имеет? Пилозуб изготавливал напильники. Он назван среди профессий мастеров костромского кузнечного цеха (1900 год), где помимо него работали жестянщики, слесаря, кровельщики и мастера кузнечно-каретного дела.

Сегодня в Костроме много делается для возрождения традиционных ремесел — открываются дома ремесел, проводятся мастер-классы, фестивали и конкурсы… И пусть изделия современных ремесленников — керамистов, мастеров по плетению лозы, бондарей, кузнецов и так далее — больше интересуют туристов, выбирающих интересный сувенир, все равно предметы, сделанные человеческими руками, изделия, в которые мастер вложил душу, всегда будут востребованы.

Источник

Забытые-подзабытые слова скудель, скудельник

Правда ваша, создатели пословиц: «Скудельными руками не вечное созидается». Человек хрупок и недолговечен, как амфора: «иной год скудели столько перебьют в доме, что можно бы за это купить и медную посуду».

Китайские мифы сохранили мотивацию первой скудельницы:
«Хотя на земле уже существовали горы, реки, травы и деревья, а также насекомые и рыбы, Нюйва ощущала одиночество и решила, что ей необходимо создать существа иного рода.
Как-то раз, сидя на берегу пруда, она размочила желтую глину и, глядя на свое отражение в воде, вылепила фигурку маленькой девочки. Как только она поставила ее на землю, фигурка ожила, запищала и радостно запрыгала. Она получила имя Жень — человек.
Нюйва осталась очень довольна результатами своего опыта и, продолжив дело, вылепила из глины множество человечков обоего пола. Эти человечки, окружив Нюйву, радостно кричали и пританцовывали, а затем расходились в разные стороны.
Нюйва продолжала свою работу, делая все новых и новых человечков. Трудилась она очень долго и утомилась еще до того, как создала достаточное количество людей.
Тогда она взяла ветку лианы, опустила ее в жидкую желтую грязь, а затем стряхнула капли этой грязи на землю. В тех местах, куда падали комочки грязи, появлялись на вид неотличимые от первых прыгающие маленькие человечки.
Таким образом Нюйва положила начало делению людей на высшее и низшее сословия, хотя внешне люди были похожи.
Люди оказались существами смертными, а создавать их заново всякий раз было утомительно, и потому Нюйва научила людей размножаться и повелела им заботиться о воспитании детей. Так возник род человеческий…».

В переводе с испанского и португальского языков escudo означает «щит», «герб», «гербовый щит» (от лат. scutum), который являлся традиционным элементом оформления почти всех монет, носивших это название. Родственными escudo (с точки зрения происхождения и значения) словами называются итальянский скудо (итал. scudo) и французский экю (фр. ecu от старофр. escu), которые также происходят от лат. Scutum.
Мне показалось интересным, что далекие от славянских просторов латиняне использовали слова, созвучные скудели.

Где тонко – там и рвется. На самом интересном месте подошла к концу история о скудели и скудельниках…
Использовавших все 4 земных стихии: огонь, воду, землю и воздух.

Земля давала сырье, то есть глину. Вода позволяла придать глине форму. Воздух выводил воду из заготовки и оставляет поры, благодаря которым черепица могла дышать. Огонь фиксировал черепицу в стойком к многолетней эксплуатации виде, образуя стабильный к химическим воздействиям материал.

Прогрессоры-этруски, прибыв на Апеннины, многому научили местное население. Черепица, как фрагмент культуры, как технологический прием с легкой руки этрусков начал использоваться в латинском обиходе.
Впоследствии был взят на вооружение и легионерами. Щитом и мечом добывшими славу своим потомкам. Запечатленную на фамильных гербах и на монетах!

Похоже, что настоящим скудельникам и время нипочем, глубиной тридцать вееков, и пространство от Китая до Кабо-Верде.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *