вытоптали поле засевая небо
Александр Башлачев — Лихо: Стих
Если б не теpпели —
по сей день бы пели!
А сидели тихо —
Разбyдили Лихо!
Вьюга пpодyвает
белые палаты.
Головой кивает
х$й из-под заплаты!
Клевеp да беpезы —
полевое племя.
Севеp да моpозы —
золотое стpемя.
Сеpебpо и слезы
в азиатской вазе.
Потом — юpодивые-князи
нашей всепогодной гpязи.
Босиком гyляли
по алмазной жиле.
Многих постpеляли.
Пpочих — стоpожили.
Тpаypные ленты.
Баpхатные штоpы.
Бpань, аплодисменты
да сталинные шпоpы.
Коpчились от боли
без огня и хлеба.
Вытоптали поле,
Засевая небо!
Хоpовод пpиказов.
Петли на осинах.
А повеpх алмазов —
зыбкая тpясина.
Позабыв откyда,
скачем — кто кyда.
Ставили на чyдо —
Выпала беда!
По овpагy pыщет
бедовая шайка —
Батька-топоpище
да мать моя — нагайка.
Ставили аpтелью —
замело метелью!
Водки на неделю —
да на год похмелья.
Штопали на теле.
К pебpам пpишивали.
Ровно год потели,
Ровно час жевали.
Пососали лапy —
поскpипим лаптями.
К светy — по этапy.
К счастью — под плетями.
Вдоль стены бетонной —
Ветеpки степные.
Мы тоске зеленой —
Племяши pодные.
Hищие гypманы,
лживые сиpоты
Да гоpе-атаманы
из сопливой pоты.
Меpтвякам пpипаpки —
как живым медали.
Только и подаpков —
то, что не отняли.
Hашим или вашим —
липкие стаканы.
Вслед кpестами машyт
сонные кypганы.
Лихо – Александр Башлачев
«Лихо» – песня Александра Башлачёва. Написана в октябре 1984 года. Входит в ряд сборников автора, в том числе в альбомы «Лихо» и «Третья столица». Часто исполнялась на концертах.
Александр Башлачев – Лихо – слушать
Интересные факты
Песню «Лихо» Башлачев периодически редактировал. Чаще всего изменения касались того, что кивало головой из-под заплаты. Изначально это был х*й, но в некоторых редакциях Александр менял его на хвост.
Лихо – Юрий Шевчук (ДДТ)
В трибьют-альбоме «Серебро и слёзы» песню «Лихо» исполняет Юрий Шевчук – лидер группы «ДДТ». Аранжировка этого варианта исполнения сделана группой «Калинов Мост». Для упомянутого сборника трек записан музыкантами этого же коллектива.
Башлачев – Лихо – текст
Если б не теpпели –
По сей день бы пели!
А сидели тихо –
Разбyдили Лихо!
Вьюга пpодyвает
Белые палаты.
Головой кивает
Х*й из-под заплаты!
Клевеp да беpезы –
Полевое племя.
Севеp да моpозы –
Золотое стpемя.
Сеpебpо и слезы
В азиатской вазе.
Потом – юpодивые-князи
Нашей всепогодной гpязи.
Босиком гyляли
По алмазной жиле.
Многих постpеляли.
Пpочих – стоpожили.
Тpаypные ленты.
Баpхатные штоpы.
Бpань, аплодисменты
Да сталинные шпоpы.
Коpчились от боли
Без огня и хлеба.
Вытоптали поле,
Засевая небо!
Хоpовод пpиказов.
Петли на осинах.
А повеpх алмазов –
Зыбкая тpясина.
Позабыв откyда,
Скачем кто кyда.
Ставили на чyдо –
Выпала беда!
По овpагy pыщет
Бедовая шайка –
Батька-топоpище
Да мать моя – нагайка.
Ставили аpтелью –
Замело метелью!
Водки на неделю –
Да на год похмелья.
Штопали на теле.
К pебpам пpишивали.
Ровно год потели,
Ровно час жевали.
Пососали лапy –
Поскpипим лаптями.
К светy – по этапy.
К счастью – под плетями.
Вдоль стены бетонной –
Ветеpки степные.
Мы тоске зеленой –
Племяши pодные.
Hищие гypманы,
Лживые сиpоты
Да гоpе-атаманы
Из сопливой pоты.
Меpтвякам пpипаpки –
Как живым медали.
Только и подаpков –
То, что не отняли.
Hашим или вашим –
Липкие стаканы.
Вслед кpестами машyт
Сонные кypганы.
Вытоптали поле засевая небо
Если б не терпели —
по сей день бы пели!
А сидели тихо —
Разбудили Лихо! Вьюга продувает
белые палаты.
Головой кивает
х$й из-под заплаты! Клевеp да березы —
полевое племя.
Севеp да морозы —
золотое стремя.Серебро и слезы
в азиатской вазе.
Потом — юродивые-князи
нашей всепогодной грязи.Босиком гуляли
по алмазной жиле.
Многих постреляли.
Прочих — сторожили.Траурные ленты.
Бархатные шторы.
Брань, аплодисменты
да сталинные шпоры.Корчились от боли
без огня и хлеба.
Вытоптали поле,
Засевая небо! Хоровод приказов.
Петли на осинах.
А поверх алмазов —
зыбкая трясина.Позабыв откуда,
скачем — кто куда.
Ставили на чудо —
Выпала беда! По оврагy рыщет
бедовая шайка —
Батька-топорище
да мать моя — нагайка.Ставили артелью —
замело метелью!
Водки на неделю —
да на год похмелья.Штопали на теле.
К ребрам пришивали.
Ровно год потели,
Ровно час жевали.Пососали лапy —
поскрипим лаптями.
К светy — по этапy.
К счастью — под плетями.Веселей, вагоны!
Пляс да перезвоны!
Кто услышит стоны
краденой иконы?! Вдоль стены бетонной —
Ветерки степные.
Мы тоске зеленой —
Племяши родные.Нищие гурманы,
лживые сироты
Да горе-атаманы
из сопливой роты.Мертвякам припарки —
как живым медали.
Только и подарков —
то, что не отняли.Нашим или вашим —
липкие стаканы.
Вслед крестами машут
сонные курганы.
Александр Башлачёв — Лихо
Слушать Александр Башлачёв — Лихо
Слушайте Лихо — Александр Башлачёв на Яндекс.Музыке
Текст Александр Башлачёв — Лихо
Клевер да березы — полевое племя.
Север да морозы — золотое стремя.
Серебро и слезы в азиатской вазе.
Потом — юродивые-князи нашей всепогодной грязи.
Босиком гуляли по алмазной жиле.
Многих постреляли. Прочих сторожили.
Траурные ленты. Бархатные шторы.
Брань, аплодисменты да сталинные шпоры.
Корчились от боли без огня и хлеба.
Вытоптали поле, засевая небо.
Хоровод приказов. Петли на осинах.
А поверх алмазов — зыбкая трясина.
Позабыв откуда, скачем кто куда.
Ставили на чудо — выпала беда.
По оврагу рыщет бедовая шайка —
Батька-топорище да мать моя нагайка.
Ставили артелью — замело метелью.
Водки на неделю — да на год похмелья.
Штопали на теле. К ребрам пришивали.
Ровно год потели да ровно час жевали.
Пососали лапу — поскрипим лаптями.
К свету — по этапу. К счастью — под плетями.
Веселей, вагоны! Пляс да перезвоны!
Кто, кто, кто услышит стоны краденой иконы?
Вдоль стены бетонной — ветерки степные.
Мы тоске зеленой — племяши родные.
Нищие гурманы, лживые сироты
Да горе-атаманы из сопливой роты.
Мертвякам припарки — как живым медали.
Только и подарков — то, что не отняли.
Нашим или вашим — липкие стаканы.
Вслед крестами машут сонные курганы.
Поэзия А. Башлачева. Прорыв за пределы трагизма к… диалектике… и выход в безысходность.
Сегодня 26-я годовщина со дня ухода из жизни замечательного советского поэта Александра Башлачева. Остается год до своеобразного юбилея, когда умерший Башлачев станет ровесником живому… Почему я беру точкой отсчёта дату смерти, а не дату рождения?: потому что в самой поэзии поэта в противоположности жизнь-смерть, последняя была ведущей, и в конце концов победила…
Я склонен расценивать Башлачева именно как советского поэта, не просто русского, но советского. Да, в его песнях проскакивали антисоветские мотивы («Петербургская свадьба», «Абсолютный вахтер», например), но в целом таковым его творчество не является. Рок позднего СССР практически весь был настроен критически к советскому строю. И по большому же счету действительно было за что критиковать «перестроечный» СССР. Критиковать же можно по-разному – просоветски, прогрессивно, и антисоветски (охаивать и поливать грязью).
Так вот, на мой взгляд, Башлачев принадлежал в конечном счете к первому направлению, а плеяда рок-мэйнстрима (или плюяда – от слова «плевать») антисоветских оранжистов, говоря современным языком, соответственно, ко второму. Вот теперь плюяда устроилась удобно, уютно и комфортно в своей «победе» в останках советского. Гусеницы могли стать бабочками, а стали трупными червями.
Главным лейтмотивом творчества Башлачева я считаю кристальную честность, к которой и которой он призывал.
Предлагаю читателям аналитический разбор поэзии Александра Башлачева с точки зрения диалектики.
Отсюда можно скачать статью под катом в PDF и DOC.
Поэзия А.Башлачева. Прорыв за пределы трагизма к… диалектике … и выход в безысходность.
О поэзии А. Башлачёва написано мало. Больше написано о самом А. Башлачёве, нежели о его поэзии. Цель этих набросков, может быть, чересчур претенциозная и – определить логику центральной части образной системы в поэзии Башлачёва. Поэзия Башлачева настолько глубока, что местами здесь прорываются элеенты диалектической логики.
Поэт, отражая окружающий его мир, создает свой поэтический мир в виде целостной (более или менее законченной) системы образов. В этой системе есть центральная часть, а есть периферия.
Многие образы (смысловые законченные целостные фрагменты) Башлачёва в этих и других стихах часто имеют масштаб одной-двух строк, т.е. один образ – одна строка, одно четверостишие – четыре законченных, независимых друг от друга предложения, что также говорит в пользу вариативности башлачёвских стихотворений. Иногда складывается впечатление, что некоторые стихи Башлачёва – наброски к будущим произведениям, образы в них именно перечисляются по мере озарения и, может быть, ассоциативно и получают развитие в следующих соседних образах, но вместе с тем предполагают дополнительное стихотворное развитие (у Башлачёва строки настолько емки и сжаты, что требуют себе собственных стихотворений, их перечисление в свою очередь дает ощущение грандиозности, колоссальности, но при этом и запутанности исходного и конечного замысла).
О незаконченности, периферийности многих стихотворных фрагментов и стихов говорит и тот факт, что сам Башлачёв в ходе исполнения неоднократно менял варианты строк, значит, что-то его не устраивало, значит он искал более совершенный, зрелый, законченный вариант, иногда так и не находил Вот примеры разных вариантов исполнений строк в одних и тех же песнях: «свистопляс»\ «рок-н-ролл» в стихотворении «Время колокольчиков», «Хочется – качайся направо, хочется – качайся налево»\ «Вот тебе, приятель, и Прага, вот тебе, дружок, и Варшава» в стихотворении «Некому березу заломати» (мне лично ближе первые варианты)).
Возможно, меня упрекнут, что я разбиваю целостные стихотворения на отдельные строчки, рассматриваю их как самостоятельные, оторванные друг от друга фрагменты. Наоборот. У меня почему-то все творчество Башлачёва, все песни воспринимаются как одна песня, как единый эмоциональный поэтический поток, в котором есть свои водовороты, падения, провалы, всплески, водопады, нет одного – затишья, штиля, успокоенности. Это бурный, напряженный, жест(о)кий поток эмоций, ощущений, переживаний отрицательного спектра: страдание, боль, горечь, страх, сомнения и т.д. Но это не пустые, пустозвонные страдания и страхи (наподобие фильмов ужасов).
Далее я попытаюсь найти, так сказать, квинтэссенцию, сущность этих переживаний в поэзии Башлачёва, те образы и стихотворные строчки, в которых наиболее эмоционально полно и логически отчетливо выражено это общее для башлачёвской поэзии состояние (возможно, я несколько сумбурно выражаюсь, но окончательно понятно, я надеюсь, станет после прочтения всего текста набросков).
Так вот, в этом потоке есть места, где общее настроение, мироощущение Башлачёва, распределенные в стихах поэта более или менее равномерно, достигает наивысшей концентрации, наивысшего воплощения; места, где этот общий огромный поток сжат до неимоверных размеров, «протекает», точнее, обрушивается на тебя в трех-пяти словах, в одной-двух строках (из трех-пяти слов, из одной-двух строк). Именно эти фрагменты я рассматриваю как центральные образы, они, как микрокосмы, в которых сжат весь космос, вся суть, сущность поэзии Башлачёва. Именно на этих местах я и хочу дальше остановиться. Вначале проиллюстрирую, а потом попытаюсь проанализировать, выделив их логическую структуру.
Вытоптали поле, засевая небо.
К свету – по этапу. К счастью – под плетями.
То-то будет хорошо!
Смеху будет много.
Спите, дети. Я пошел.
Скатертью тревога…
Но с каждым днем времена меняются.
Спим да пьем. Сутками и литрами.
Мы – выродки крыс. Мы – пасынки птиц.
Не продрать колтун на ресницах
Некому березу заломати
Там, где ночь разотрет тревога,
Там, где станет невмоготу –
Вот туда тебе и дорога,
Наверстаешь свою версту.
В чистом поле – дожди.
Более того, эти противоположности не исключают, а предполагают, порождают друг друга (впрочем, как и положено противоположностям), но поражает другое – противоположности не просто порождают друг друга, но по сути совпадают друг с другом. Возьмем, например, четверостишие из «Лихо».
Здесь действие вызывает противодействие, оборачивается противоположностью, абсурдом: в случае 1,2,4 строк, поэтому действие теряет всякий смысл, лишено цели. Пика это бессмысленное взаимодействие противоположностей достигает в 3-ей строке, где само действие является противодействием, совпадает с ним: штопали на теле (одежду) и одновременно пришивали к ребрам (пришивали к телу ту же самую одежду). Примером того, что действие является противодействием (противоположностью самому себе) также может служить образ «колтун на ресницах» (нечто легкое, незаметное, парящее – ресница – набила колтун – неопрятное, тяжелое, мешающее).
А в «Посошке» когда из «спаси, сохрани» у Башлачёва возникает «скоси, схорони»… Вроде бы второе появляется из первого, органически связано с ним, но при этом оно настолько противоположно, что зачеркивает, исключает, отменяет первое. Второе обращение появляется не вместе (наряду) с первым, а вместо… и появляется в месте исчезновения первого… После того, как произнесено второе – первое «Не актуально!» (читать с той же интонацией, с какой эту фразу произнес профессор (П.Мамонов) из кинофильма «Пыль»).
Там, где ночь разотрет тревога,
Там, где станет невмоготу –
Вот туда тебе и дорога,
Наверстаешь свою версту.
В «Рождественской» проложена одна из дорог в тревогу.
И в этом четверостишии тоже противоречие, тоже в конце действия ждет нечто противоположное: единственный путь ведет туда, где невозможно находиться, откуда хочется уйти и куда приходится идти и куда невозможно не придти (вот в чем ужас), потому что только «туда тебе и дорога». В сторону: если у Цоя частный случай («Электричка везет меня туда, куда я не хочу»), то у Башлачёва – обобщение.
В стихотворении «На жизнь поэтов» в строке «Дай бог им пройти семь кругов беспокойного лада» можно увидеть тот же прием, но противоположное направление: если в «Рождественской» из оптимизма в пессимизм, из спокойствия в тревогу, то здесь – из ада в лад, из темного в светлое, из смерти в жизнь.
«Но с каждым днем времена меняются». Если времена меняются каждый день, то это уже не времена, а нечто меньшее, и если дни сменяются как времена, то это уже не дни, а нечто большее; дни исключают времена и наоборот и одновременно они слиты в одно целое, эта взаимосвязь несоизмеримого. И в итоге исчезает и то и другое – состояние потерянности во времени, где дни равны временам, а времена равны дням и ни то, ни другое не имеет значения.
Наконец, о главном башлачёвском образе – «время колокольчиков». Здесь тоже обнаруживается башлачёвское взаимодействие противоположностей. Колокольчики это что-то хрупкое, маленькое, уязвимое, эфемерное, их звенение (не звон, потому что звон у колоколов) чуть слышно и краткоременно, подул ветерок – зазвенили, их жизнь и из песня измеряется в мигах, мгновениях, моментах, секундах. И вдруг на долю этих колокольчиков выпало время (в смысле эпоха, эра, «время перемен», т.е. огромный, значительный промежуток, точнее, пласт времени. Думаю, Башлачёв именно в этом смысле употребил слово «время»: «Но с каждым днем времена меняются» и вот пришло время колокольчиков. Но первое несоизмеримо со вторым, одно исключает другое, колокольчики слишком малы, чтобы быть услышанными в масштабе времени эпохи, но вместе с тем их время все-таки пришло. Их время пришло и они бесполезны в этом времени. В этом противоречие – в столкновении противоположных несоизмеримых масштабов.
Итак, в чем же состоит логика башлачёвских образов? Поэт берет крайности, противоположные состояния и сталкивает их друг с другом так, что они становятся тождественны, одним и тем же, сталкивает так, что искры летят, что непонятно, что происходит. Осмелюсь предположить, что именно из этого столкновения и подобного рода взаимодействия между противоположностями и берут исток те эмоции и ощущения, которые вызывает поэзия Башлачёва – буквально физически ощущаемые и переживаемые страдания, ощущения одиночества, отчужденности, затерянности, брошенности, тревоги (когда эти противоположности существовали были ориентиры, когда они столкнулись, отождествились, старые ориентиры исчезли, а новых не возникло, в чем и трагизм). Противоположности сталкиваются, но нового качества не возникает, они не объединяются, не синтезируют нового целого. Наоборот возникает надрыв, разрыв внутри, рана в душе (тоже противоречие – соединение порождает разъединение):
…ладья чего – надежды, любви?