выступающий балкон в архитектуре
Словарь фасадного декора (с иллюстрациями)
Баля́сины— невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.;
Баля́сины
Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.
Балюстра́да
Пиля́стр (также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).
Пиля́стр
Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин; у ионической капители — на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.
Капите́ль
Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.
Аба́ка
Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.
Атла́нт
Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.
Рустовый камень на фасаде
Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.
Кариатида
Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегченным.
Антаблеме́нт
Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.
Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.
В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.
Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий несколько значений.
Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.
Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.
Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.
Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.
Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.
Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф).
Барелье́ф
Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.
Горелье́ф
Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Фронто́н
Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).
Пилон
Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.
Портик
Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.
Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801—11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.
Колоннада
Сандрик — Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.
Сандрик
Филёнка — украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.
Филёнка
Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — в архитектуре и декоративном искусстве — «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.
Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.
Картуш
Молдинг (от англ. molding, moulding — в данном случае «литая деталь», от «литьё») — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.
Молдинг
Кронштейн в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.
Кронштейн
Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).
Цо́коль
Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.
Архивольт
Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.
Портал
Аркада — непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.
Аркада
Э́ркер (нем. Erker) — выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.
Э́ркер
Каннелюра – это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).
Каннелюра
В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.
Обустройство лоджии: популярные идеи и как их реализовать
Главное отличие лоджий от балконов в том, что они интегрированы в общую структуру дома. Такое помещение, как правило, просторнее балкона, а при остеклении в нем будет теплее. Лоджии бывают разных форм, в некоторых домах их площадь сопоставима с кухней в хрущевке. Разбираемся, как можно обустроить на лоджии кабинет или зону отдыха.
Эксперт в этой статье:
архитектор и дизайнер интерьеров Анна Борисенко (работала над проектами КРОСТ «ЖК АРТ», ТЦ «Гудзон»; частная практика ЖК «KAZAKOV Grand Loft»)
Что такое лоджия
Лоджия — это помещение, встроенное в здание или пристроенное к нему, имеющее стены с трех сторон (или с двух при угловом расположении) на всю высоту этажа и ограждение с открытой стороны [1].
Слово происходит от итальянского loggia и переводится как «беседка» или «крытая галерея». Лоджии получили широкое распространение в архитектуре южных стран. Их можно встретить в домах Италии, Испании, Греции еще времен Римской империи и эпохи Возрождения. Изначально лоджии строились на первом этаже вдоль фасада с колоннами или декоративными арками.
Основное назначение лоджий — отдых на свежем воздухе. Они служили для прогулок и местом, где можно в тени переждать летний зной или спрятаться от дождя и ветра. В наши дни лоджии (как и балконы) чаще всего используются для хранения вещей.
В массовой жилищной застройке советской эпохи лоджии появляются со второй половины XX века. Их можно встретить в конструкции панельных, монолитных и кирпичных домов практически всех серий.
В квартире может быть до трех лоджий с выходом из комнаты или, например, кухни. Чаще всего лоджии прямоугольные. Их площадь в теории способна быть любого размера, так как длина ограничивается размерами комнаты, к которой лоджия примыкает.
Чем отличается лоджия от балкона
Визуально лоджия отличается от балкона тем, что не выступает за границы фасада. Она углублена в комнату, вдоль которой располагается, и имеет только одну открытую сторону. Балкон — это самостоятельный элемент, и он изначально открыт с трех сторон.
Конструктивное отличие лоджии от балкона заключается в способе крепления опорной плиты. По ГОСТу, основная часть балкона — консольная железобетонная плита, выступающая из плоскости стены фасада, которая воспринимает нагрузки конструкций одного балкона. Железобетонная плита лоджии выступает за грань наружной стены, но не выходит за пределы фасада и передает нагрузку от собственного веса на смежные конструкции [3].
То есть бетонная плита, которая служит основой для лоджии, опирается на несущие или полунесущие конструкции здания. Балкон же проектируется на консольной или балочной плите с различным опиранием в зависимости от конструкции наружных стен.
Виды лоджий
Лоджии различаются по расположению относительно здания и по форме. Они бывают встроенными или выносными, прямоугольными или угловыми. Кроме того, существует гибридный вид. При этом все они сохраняют конструктивные отличия от балконов, проектируются с остеклением и без.
Встроенные
Такие лоджии полностью встроены в здание и занимают ту часть площади и объема, которая могла бы входить в состав отапливаемых помещений [4]. Ее глубина ограничена требованиями естественной освещенности внутреннего помещения. Встроенная лоджия имеет три общих стены с помещением.
Выносные
В этом случае с боков лоджия ограничена сплошными несущими или навесными стенами, а сверху — плитой. Визуально такую лоджию можно спутать с балконом, хотя с точки зрения конструкции они разные [5]. Плита перекрытия опирается на консольные балки, зафиксированные в поперечных внутренних стенах.
Лоджия-балкон
Это гибридный вариант лоджии и балкона. Конструктивно лоджия-балкон отличается тем, что одна половина встроена в здание, а другая чуть выступает за фасад. Считается, что такой тип лоджии более защищен от воздействия атмосферных явлений и меньше затемняет комнату. Лоджия-балкон может быть встроенной или выносной.
Угловая лоджия
Еще один вид лоджии, которую со стороны фасада ошибочно можно принять за балкон. Конструктивно такая лоджия ограничивается не тремя стенами, а двумя.
Присоединение лоджии
Просторная лоджия — это всегда заманчивая площадь, которую многие собственники квартир стремятся присоединить к спальне или кухне. Но не все такие перепланировки законны.
Например, в Москве постановление правительства запрещает эти работы. Единственный вариант для жителей столицы — установка раздвижной двери или французского остекления на месте демонтированного оконного блока (если это возможно по проекту дома). Такое решение визуально расширяет пространство, сохраняя тепловой контур здания, и отвечает противопожарным нормам.
В других регионах могут действовать свои нормы, которые зависят от климатических условий и типа строения. Перед началом работ необходимо составить технический план и согласовать его в регулирующих структурах.
При этом стоит учитывать ограничения.
По СП 112.13330.2011, выходы на лоджии и балконы относятся к аварийным. На случай пожара в их конструкции предусмотрен специальный глухой простенок от торца стены до оконного проема (остекленной двери). Предполагается, что за ним жильцы квартиры смогут спрятаться от огня, дожидаясь помощи спасателей.
По противопожарным нормам длина простенка должна быть не менее 1,2 м или 1,6 м, если он возведен между остекленными проемами, выходящими на лоджию. Полностью демонтировать или уменьшать размеры этого элемента не разрешается. Но если в квартире есть еще одна лоджия или балкон, то шанс согласовать такую переделку возрастает.
Аварийным также считаются выходы на балкон или лоджию, оборудованные наружной лестницей. В этом случае при обустройстве их нельзя демонтировать, заделывать или заставлять вещами.
При оформлении лоджии (и балконов) также запрещается:
Кроме того, в постановлении Госстроя закреплены общие требования, по которым «не допускается использование лоджий не по назначению, размещение на них громоздких и тяжелых вещей, их захламление и загрязнение» [6].
Дизайн лоджии
Собственники квартир стали чаще переделывать лоджии в теплое помещение. Дизайн и его назначение в этом случае ограничиваются лишь фантазией жильцов. Единственное, что не получится сделать, — это объединить лоджию с комнатой (без установки промежуточного остекления) и перенести кухню.
В остальных случаях собственнику рекомендуется заранее согласовать и утвердить все планируемые работы [7]. Иначе жилищная инспекция не только оштрафует, но и обяжет вернуть первоначальный вид.
Варианты обустройства лоджии:
Остекление
Первое, что делают владельцы квартир при переустройстве лоджии, — это остекление. Для этих работ можно использовать деревянные, алюминиевые или пластиковые стеклопакеты. Чаще всего устанавливают последний вариант. Предпочтительным считается «теплое» остекление с двойным стеклопакетом.
Долгое время собственники не согласовывали остекление лоджий и балконов. По сути, каждый делал то, что хотел. Сегодня претензии могут возникнуть у жилищной инспекции, застройщика и управляющей компании. Замена изначального «холодного» остекления, как правило, проводится без особой волокиты при условии, что облик здания не меняется.
Поэтому до начала работ по остеклению лучше уточнить информацию в управляющей компании.
Утепление
Чтобы помещение было теплым, одного остекления недостаточно. Необходимо утепление стен, примыкающих к лоджии, а также потолка и пола. В качестве изоляционных материалов можно использовать, например, минеральную вату или пенополистирол.
Дополнительный комфорт можно создать с помощью теплых полов. Для этого разрешается использовать только электрические нагреватели (не водяные). Их существует два типа: греющий кабель и нагревательные маты (конвекционные и инфракрасные). Выбор подходящего варианта зависит от материала отделки пола и толщины утеплителя.
«В случае утепления потолков целесообразно смонтировать утепление на подсистеме КНАУФ и выполнить чистовую отделку по листу ГВЛВ (влагостойкая гипсоволокнистая прямоугольная плита), не забывая о пароизоляции. Для отделки полов наиболее практичное решение — керамогранитная плитка, дающая бесконечный простор для творчества, начиная от текстур под дерево, заканчивая различными видами мозаики», — советует дизайнер.
Поддерживать оптимальную температуру в лоджии можно с помощью масляных обогревателей или настенных конвекторов. Переносить радиаторы центрального отопления запрещается.
Утепление лоджии тоже следует согласовывать.
Отделка
Пол лоджии чаще всего имеет технический уклон для отвода дождевой воды. По правилам, он составляет не менее 3% от стен здания. Для комфортного использования лоджии его выравнивают, поднимая в уровень с порожком (нельзя самовольно демонтировать).
Выбор декоративного напольного покрытия зависит от назначения помещения и личных предпочтений владельца. Например, для зоны отдыха можно постелить ковер, а в рабочем кабинете — ламинат или керамогранит.
При отделке стен лучше использовать краску или декоративную штукатурку. Такой вариант более практичен (всегда можно перекрасить стены) и долговечен. А вот обои на балконе — не самый лучший выбор: из-за возможного перепада температур они могут отклеиться или выгореть на солнце раньше срока.
«Я рекомендую применять современные синтетические отделочные материалы, безвредные для окружающей среды и человека, но не подверженные гниению и появлению плесени. В случае применения натуральных материалов, таких как обои или деревянный сайдинг (который, кстати, давно вышел из моды), настоятельно рекомендую обработку стен пропитками и специальными грунтовками. Самым простым решением с точки зрения ухода будет окраска стен», — советует Анна Борисенко.
Мебель и освещение
При выборе мебели для балконов и лоджий лучше ориентироваться на компактные модели. Неплохой идеей для кофейной зоны будут откидывающаяся столешница и складные стулья. Атмосферу отдыха и загородного дома придаст мебель из натуральных материалов, особенно популярен ротанг. Для обустройства мест хранения или гардеробной можно использовать навесные полки или встроенные шкафы. Если площадь лоджии позволяет, то можно вынести на нее мягкую мебель, дополнив интерьер разными текстильными нюансами — подушками, шторами и пледами.
В освещении балкона простор для творчества безграничен, отмечает эксперт. «Начиная от стандартных бра на стенах и светильников на потолках, заканчивая подсветками плинтусов и точечной подсветкой ниш и карнизов», — приводит пример дизайнер.
Выбранный светильник должен работать в том диапазоне температур, который предполагается на балконе, и желательно обладать минимальной степенью влагозащищенности, предупреждает Анна Борисенко.
Летняя зона
Самым простым и менее затратным вариантом будет использование лоджии по прямому назначению — для отдыха на свежем воздухе. Так можно обойтись без сложных переделок и просто вынести на нее садовый стол, стулья или шезлонг. Атмосферу уюта в вечернее время помогут создать свечи или освещение. В последнем случае можно использовать светодиодные аналоги, работающие от батареек. Открытый огонь (особенно свечи без присмотра) в лоджиях и на балконах запрещен [8].
Кроме того, в лоджии можно организовать небольшой сад с цветами и другими растениям. В этом случае необходимо учесть, что устанавливать новые кронштейны на перилах для цветочных ящиков допускается лишь по проекту и согласованию с органами местного самоуправления [9].