высота звонницы на прохоровском поле
Звонница на Прохоровском поле
Звонница состоит из четырёх белокаменных пилонов, олицетворяющих четыре года войны. Венчает пилоны золотая сфера — символ солнца, исторический символ Русской державы. Над сферой возвышается семиметровая скульптура Покрова Пресвятой Богородицы — заступницы и защитницы России.
Над пилонами, в круглой части из белого мрамора золотым блеском сияют слова:
“Нет больше той любви, как положить жизнь, душу свою за друзей своих”.
Ниже виден золочёный лавровый венок — символ немеркнущей славы всех павших за правое дело на этом поле и оставшихся в нём навеки. Внутри Звонницы, под куполом, подвешен колокол весом 3,5 тонны. Три раза в час, через каждые двадцать минут, он оповещает ударами о трёх ратных полях.
Первый звон напоминает о героях Куликовского поля, избавителях Руси от монголотатар;
второй — Бородино, спасших отечество от нашествия наполеоновских войск;
третий звон — память о сражении на Прохоровском поле, переломном ходе войны с гитлеровской Германией.
Все четыре пилона Звонницы включают 24 горельефа с многофигурными композициями, насчитывающими до 130 образов. Выбрав клеймовое решение темы, автор передаёт каждым клеймом конкретный символ, выражая определённый духовный пласт. Первый пилон “Начало войны” обращён на запад, откуда к нам пришла беда. Здесь несколько рядов образов, тематически продолжающих общую тему: защита Отечества от врагов, “Собор Всех Святых, в земле Российской просиявших”, “Святые войны”, “Поединок”, где солдат-пехотинец поверг в рукопашном бою вражеского захватчика.
Далее — ряд “Герои фронта и тыла”, представленные скульптором: “Связист”, “Пехотинец”, “Сапёр”. С правой стороны показана армия захватчиков; в левой части изображена семья, оставшаяся без ушедшего на фронт кормильца. Пилон, обращённый на север, в сторону Курской области, воплотил Курскую Коренную Чудотворную икону Божией Матери, которая является заступницей Руси ещё со времён монголо-татарского нашествия. Ниже — горельеф “Атака”.
На переднем плане горельефа изображён политрук, поднимающий солдат в атаку. Воодушевлённые его порывом, они слились в одно целое за его спиной, сметая на пути врага. Их поддерживают артиллерия, танки, авиация. Ряд “Герои фронта и тыла” представлен скульптурами “Санитарка”, “Рабочий”, “Железнодорожник”. Девушка-санитарка держит в руках бинт, готовый к перевязке раненого; рабочий-подросток стоит на ящике около металлообрабатывающего станка; железнодорожник в рабочей форме держит в правой руке сигнальные флажки, в левой — железнодорожный молоток.
Горельеф “Объявление войны в городе”: на переднем плане мужчины и женщины разных возрастов слушают обращение по радио. Восточный пилон венчает горельеф “Святая Троица”, по иконе Андрея Рублёва. Ниже идёт ряд “Святые великомученики”, ещё ниже — “Святые воины”: скульптуры преподобного великомученика Ослябы, святого мученика князя Бориса, святого благоверного князя Дмитрия Донского, святого благоверного князя Александра Невского. Горельеф “Возвращение” изображает возвращение жителей домой после изгнания оккупантов с нашей земли, начало обустройства жизни на развалинах домов.
Ряд “Герои фронта и тыла” представлен скульптурами “Крестьянка”, “Партизан”, “Сталевар”. Жаркое июньское лето, пору сенокоса даёт картина “Объявление войны в деревне”, где на фоне занятия мирным трудом врывается страшная весть — война! Южный — победный пилон начинается сверху с образа Георгия Победоносца. Святой Георгий изображён юношей-воином на коне, поражающим дракона. В ряду “Святых великомучеников” мы находим и нашего земляка Иоасафа Белгородского.
Ниже идут ряды “Благословение” — проводы воинов на фронт — и “Герои фронта и тыла” — скульптуры “Лётчик”, “Артиллерист”, “Танкист”. Маршал Г.К.Жуков в парадном одеянии на коне во время Парада Победы. Под копыта коня солдаты-победители бросают штандарты поверженного врага. В руке у маршала цветущая ветвь яблони — символ мира. На заднем плане горельефа ликующая Москва. Огни праздничного салюта рассыпаются над городом-героем.Прохоровское поле
В памятнике Победы на “Прохоровском поле” как бы соединились две главные темы клыковского творчества: героико-патриотическая, к которой он в последние годы тяготеет, и православно-историческая. Найден синтез двух тем, их органическая связь с русскими художественными традициями. Звонница является символом возрождения нашей культуры во всей её православной и исторической полноте, знаком спасения нации. Разорванные нити самосознания народа да скрепятся.
Звонница на Прохоровском поле
Описание
История создания
Весной 1992 года группа общественных деятелей Белгородской и Курской областей вынесла предложение построить в память о погибших Курской битве православный храм в районном центре Прохоровка и принять участие населению в сборе средств на сооружение памятника. 3 ноября 1993 года в газете «Правда» вышла статья авторитетного советского государственного деятеля Николая Рыжкова, в которой критиковалось отсутствие строительства в районе Прохоровки за последние пять десятилетий. В статье содержался следующий призыв:
17 ноября 1993 года вышла новая статья Рыжкова с названием «Построим храм под Прохоровкой», в которой была выдвинута мысль вслед за Куликовым и Бородинским полями создать под Прохоровкой третье поле ратной славы России. «Храм будет не только вечным памятником, но и очагом духовного воспитания наших потомков» — написал Рыжков.
В формировании общественного мнения о необходимости сооружения храма на Прохоровском поле приняли участие журналисты и писатели Белгорода, секретари Союза писателей России во главе с председателем Валерием Ганичевым, а также отдельные художники, скульпторы, деятели искусства, ветераны войны и труда.
Будущий губернатор Белгородской области Евгений Савченко, находясь в должности исполняющего обязанности главы администрации региона, 26 октября 1993 года написал Совету Министров Российской Федерации:
Предложение было принято и началась его реализация. Также за первые полтора года было собрано 160 млн неденоминированных рублей за счет народных пожертвований. Содействовали строительству храма и многие творческие коллективы. Например, дирекцией МХАТ им. М. Горького во главе с Татьяной Дорониной вся выручка от спектакля «Доходное место» была передана на строительство в Прохоровке. Советская оперная певица Ирина Архипова вместе с оркестром Большого театра организовала несколько концертов в Белгороде, все собранные средства от которых были переданы на строительство в Прохоровку. Ряд предприятий безвозмездно поставляло в Прохоровку технику и материалы, осуществляло выполнение спецзаказов. На сооружение православной звонницы был приглашен известный к тому времени скульптор Вячеслав Клыков.
Губернатор Белгородской области Евгений Савченко принял работы по сооружению объектов на Прохоровском поле под личный контроль. Было принято решение завершить сооружение комплекса к 50-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне (9 мая 1995 года). К концу апреля все работы в основном были завершены. 3 мая 1995 года состоялось торжественное открытие объектов на территории Прохоровского поля и освящение звонницы.
Технические характеристики
Высота звонницы составляет 59 метров. Внутри под куполом располагается набатный колокол весом 3,5 тонны. Высота надкупольной фигуры на вершине звонницы составляет 7 метров. На 4-х стенных пилонах расположено 24 рельефа со 130 образами.
Композиция
Стены звонницы представляют собой отделённые друг от друга четыре пилона, выполненных в белом мраморе. Четыре пилона символизируют четыре года войны. Рельефы на пилонах содержат образы на темы православия и героизма защитников Отечества. В верхней части пилоны объединены в четверик. Он несёт на себе круглый барабан из белого мрамора, служащий основанием для позолоченного сферического купола (являющегося символом российской державы). На вершине купола расположена позолоченная фигура Богородицы (заступницы России).
В верхней части барабана на медной пластине закреплены слова из Библии на церковнославянском языке «Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Нет большей любви той, как положить жизнь за друзей своих). Вокруг основания барабана размещён золоченый лавровый венок («как символ немеркнущей славы всех павших за правое дело на этом поле и оставшихся в нем»).
Под барабаном на четверике закреплён набатный колокол, служащий символом возвещения о победе на Прохоровском поле. Колокол звонит через каждые 20 минут (или три раза в час: «Первый звон — о героях Куликовского поля, избавителях Руси от монголо-татар. Второй — о солдатах Бородина, верных сынах России. Третий — в память о победе в Прохоровском сражении, о всех павших в борьбе с фашизмом за свободу Отечества»).
Значение
Звонница, наряду с Храмом святых апостолов Петра и Павла, считается символом третьего ратного поля России.
Звонница в почте и филателии
6 января 2004 года издательско-торговым центром «Марка» тиражом в 200 тысяч экземпляров выпущена почтовая марка №904 номиналом пять рублей из серии «Россия. Регионы.». На марке изображен памятник князю Владимиру в Белгороде, памятник защитникам Отечества – звонница, установленная на Прохоровском поле, иллюстрация добычи железной руды в месторождении Курской магнитной аномалии. Художник – Сухарев С.
Памятник Победы «Звонница»
Главным памятником музея-заповедника является Памятник Победы – Звонница, высотой 59 метров. Она состоит из четырех белокаменных пилонов, олицетворяющих четыре года войны.
Начало строительства монумента заложило основу мемориализации Третьего ратного поля России. Создан он был авторским коллективом в составе: скульптор В.М. Клыков, архитектор Р.И. Симерджиев, конструктор Г.К. Силохин.
Четыре пилона Звонницы включают 24 горельефа с многочисленными композициями, насчитывающими до 130 образов. Выбрав клеймовое решение темы, автор передает каждым клеймом конкретный символ, выражая определенный духовный пласт.
Восточный пилон венчает горельеф «Святая Троица» по иконе Андрея Рублева. Ниже идет ряд «Святые великомученики», еще ниже «Святые воины»: скульптуры преподобного великомученика Осляби, святого мученика князя Бориса, святого благоверного князя Дмитрия Донского, святого благоверного князя Александра Невского. Горельеф «Возвращение» изображает сцену возвращения жителей домой после изгнания оккупантов с нашей земли, начало обустройства жизни на развалинах домов. Ряд «Герои фронта и тыла» представлен скульптурами «Крестьянка», «Партизан», «Сталевар».
Завершается горельеф композицией «Победа»: на переднем плане маршал Г.К.Жуков на коне во время Парада Победы на Красной площади. В руке у него цветущая яблоневая ветвь – символ мира. Под копыта коня военачальника солдаты-победители бросают штандарты поверженного врага. На заднем плане горельефа ликующая Москва, утопающая в огнях праздничного салюта.
В Памятнике Победы философски соединились две главные темы творчества В.Клыкова: героико-патриотическая и историко-православная. Органичный синтез двух тем, их связь с русскими художественными традициями ставят Памятник в ряд важнейших символов возрождения русской культуры и национального самосознания народа, делают его знаком спасения нации.
На территории Звонницы установлен памятник и самому Вячеславу Михайловичу Клыкову. Впервые в нашей истории памятник скульптору установлен у его творения. Его открытие состоялось 12 июля 2007 года. За свою творческую жизнь Вячеслав Михайлович создал сотни произведений: памятники, монументально-декоративные работы, портреты. Этот памятник дань памяти и уважения от его соратника белгородского скульптора Анатолия Александровича Шишкова. Идея установки памятника принадлежит Савченко Е.С.
Памятник В.М. Клыкову
Памятник советским танкистам и артиллеристам на высоте 252,2
Самым первым памятником, установленном на поле танкового сражения более четверти столетия назад, стал танк Т-34\85.
Танк Т-34\85
57 миллиметровая противотанковая пушка ЗИС-2
В начале 70-х годов прошлого столетия наша страна отпраздновала 25-летие Победы в Вешкой Отечественной войне. Прошли большие торжества. фронтовики побывали на полях боевых сражений, вспомнили прошлое, встретились с однополчанами.
Принимала гостей и Прохоровка. В феврале 1971 года в поселке пребывал бывший командующий 5-й гвардейской танковой армии главный маршал бронетанковых войск Павел Алексеевич Ротмистров. Он провел много интересных встреч в школах, трудовых коллективах, побывал и на Танковом поле, где 12 июля 1943-го командовал главной ударной силой советских войск 3-й гвардейской танковой армии, насчитывающей более 900 боевых машин. Тогда и возникла идея увековечить память о героях навеки оставшихся в этой земле.
В марте 1973 года танк стал на вечную стоянку в 5 километрах северо-западнее поселка.
На территории музея-заповедника «Прохоровское поле», неподалёку от памятника Победы — звонница, расположена экспозиционная площадка, на которой представлены образцы танков и артиллерийского вооружения, периода Великой Отечественной войны.
Здесь выставлены 5 единиц танка Т-34-85. Это машина, которая была грозным противником для врага, создана в результате модернизации легендарного танка Т-34-76. Помимо этого здесь же экспонируются советские тяжёлые танки ИС-2 и ИС-3, оказавшие серьёзную помощь нашей армии в борьбе с вермахтом на завершающем этапе войны.
Из артиллерийского вооружения на площадке выставлены самоходные артиллерийские установки СУ-100, ИСУ-152, которые были достаточно мобильными средствами огневой поддержки стрелковых дивизий и механизированных подразделений и предназначались для борьбы с бронетехникой противника.
С этой этой же целью использовалась в годы войны и тяжёлая артиллерия. Поэтому не случайно на экспозиционной площадке представлены образцы 152-мм гаубицы-пушки и 152-мм гаубицы образца 1943 г. (Д-1). Эти артиллерийские системы повышенной дальности и точности стрельбы уничтожали особо прочные сооружения противника, удалённые от линии фронта. Такие орудия называли «главной стальной метлой» Красной Армии в наступательных операциях.
Внимание экскурсантов привлекает машина реактивной артиллерии БМ-13, известная под названием «Катюша», которая была принята на вооружение Красной Армии в августе 1941 года. Огневой налёт этой машины для противника был подобен урагану.
В годы Великой Отечественной войны 37-мм зенитная пушка образца 1939 года являлась основным зенитным орудием Красной Армии для защиты наземных войск от атак низколетящих самолётов противника. Зенитные автоматы также использовались в боях с вражеской бронированной техникой. Образец указанного орудия представлен на экспозиционной площадке.
Для уничтожения живой силы противника и разрушения его укреплений на небольшой дальности стрельбы предназначались дивизионные миномёты. Два таких миномёта установлены в ряду других артиллерийских орудий на территории музея-заповедника «Прохоровское поле». В советской армии миномётами этого типа в 1943 году оснащались тяжёлые миномётные бригады. В каждой бригаде имелось три дивизиона, вооружённых 12 миномётами каждый. Эти подразделения успешно использовались в наступательных операциях Красной Армии до самого конца войны.
Теперь военная техника на Прохоровском поле используется только в мирных целях и интерес к ее изучению не угасает ни у детей, ни у взрослых.
Возле Памятника Победы — Звонница на Прохоровском поле на территории музея-заповедника «Прохоровское поле» проходит ежегодный фестиваль воздухоплавания, военно-спортивных и авиационно-спортивных клубов — «Небосвод Белогорья». Фестиваль создан Федерацией воздухоплавания Белогорья и впервые состоялся с 16 по 19 августа 2013 года.
В рамках фестиваля проводятся групповые прыжки с парашютом, показательные полеты лёгкой и сверхлёгкой авиации, пилотаж планёров, парады, массовые взлёты и ночное свечение тепловых аэростатов, выступление фолк-групп, военного оркестра и военно-спортивных клубов, проекционное шоу.
Прохоровка: Памятник Победы «Звонница»
Совсем скоро мы вновь будем отмечать День Победы. И в этом очерке я хочу рассказать об одном монументе в память о погибших в Великой Отечественной войне. Мне довелось повидать его несколько раз.
3 мая 1995 года, в год 50-летия Победы, на Прохоровском поле был открыт Памятник Победы. Чаще его называют просто Звонницей.
Кликайте по фотографиям — и они откроются в увеличенном формате
Страницы истории
Звонница установлена на территории музея-заповедника «Прохоровское поле». Именно здесь в июле 1943 года состоялось крупнейшее танковое сражение второй мировой войны.
На монументе есть памятная табличка. Оказывается, строительство звонницы длилось всего полтора года, с октября 1993 по апрель 1995 гг. На поле установлен памятник одному из авторов монумента Вячеславу Михайловичу Клыкову.
У подножия звонницы выложены две даты. Слева от ступеней — 1943-й год, когда состоялась битва на Курской дуге. А справа выкладывается текущий год.
Общая высота памятника — 59 метров. На звоннице много символических изображений. Давайте посмотрим на них повнимательнее.
Верхняя часть звонницы
Звонницу венчает семиметровая фигура Богородицы. В руках у неё Покров. Богородица словно накрывает им и тех, кто был на этом поле во время танкового сражения, и тех, кто приезжает почтить память павших. Богородица на самой вершине звонницы это яркий символ мощной духовной защиты России
Золоченая сфера, на которой установлена фигура Богородицы, символизирует державу. А это, как мы помним, один из символов государственности. Сфера покоится на цилиндрическом барабане из белого мрамора. Его опоясывает лента, на которой золотыми буквами высечена на церковнославянском языке фраза из Библии: «Больше всея любве никто же имать, да кто душу свою положить за други своя» — «Нет больше той любви, как отдать жизнь свою за друзей своих».
На фотографии справа видно, что в нижней части барабан опоясан золоченым лавровым венком, символом доблести и славы.
Храм Покрова на Нерли
У нас на проекте есть очерк, посвященный одному из шедевров архитектурного зодчества. Это церковь Покрова на Нерли — первый архитектурный памятник Древней Руси, посвящённый празднику Покрова Пресвятой Богородицы.
По ком звонит колокол
Под барабаном закреплен самый настоящий набатный колокол. Мы же знаем, что раньше именно колокола оповещали о пожарах и наводнениях, о нападении врагов и о победах над ними.
Во многих статьях и буклетах, где рассказывается о звоннице, написано, что колокол на Прохоровском поле звонит каждые 20 минут. В апреле 2021 года мы провели в этом месте несколько часов, но вот колокольного звона я почему-то не слышала.
Почему же колокол звонит три раза в час? В память о величайших сражениях, которые произошли на трёх ратных полях России.
Первый звон посвящен Куликову полю, где русская рать разгромила хана Мамая. Второй звон посвящен Бородинскому полю, где состоялось решающее сражение Отечественной войны 1812 года. А третий звон колокола звучит в память о Прохоровском поле, где произошло танковое сражение в июле 1943 года.
Рядом с картой трех полей установлены бюсты трех полководцев. Именно они возглавляли наши войска в этих битвах: Дмитрий Донской, Михаил Илларионович Кутузов и Георгий Константинович Жуков.
А теперь давайте посмотрим на рельефные композиции Памятника Победы.
Пилоны звонницы
Во всех описаниях звонницы на Прохоровском поле упоминаются пилоны и горельефы. Давайте разберемся, что собой представляют эти архитектурные элементы.
Архитектурные элементы
По данным Википедии
У звонницы четыре пилона, которые символизируют четыре года войны. На каждом пилоне расположены шесть горельефов на нескольких уровнях. Таким образом, мы видим 24 горельефа с самыми разными композициями. В общей сложности, в композициях до 130 рельефов.
Очень символичны горельефы, которые венчают каждый пилон. На фото слева это распятие. На фото справа в верхней части пилона мы видим изображение иконы Коренной Курской Божьей матери. Она считалась заступницей Руси ещё со времен нашествия монголо-татар.
В средней и нижних частях на всех четырех пилонах звонницы размещены горельефы со сценами разных периодов войны. Более подробно об этих композициях можно почитать в отдельной статье на официальном сайте музея-заповедника «Прохоровское поле».
На фото слева мы видим под барабаном воссозданную в камне знаменитую рублёвскую «Троицу». А на фото справа — пилон «Победа». Он обращен к трассе и его видишь первым, когда вступаешь на Прохоровское поле. На верхнем горельефе изображен святой Георгий Победоносец, побеждающий змея.
На нижнем горельефе этого пилона можно без труда узнать сидящего верхом Георгия Константиновича Жукова. Обратите внимание: тоже Георгий. Именно Жуков 24 июня 1945 года принимал Парад Победы на Красной площади.
Георгиевский собор
На Руси в честь святого Георгия было построено немало храмов. Один из самых известных это Георгиевский собор в Юрьев-Польском. Он стал последним белокаменным храмом Древней Руси, возведённым до начала татаро-монгольского нашествия
Четыре пилона звонницы, четыре года войны. Вертикальные ряды рельефов переплетаются с горизонтальными. И у тебя на глазах разворачивается монументальное полотно, которое символизирует единство фронта и тыла.
На одном из рядов, опоясывающих звонницу, есть 12 скульптурных изображений, по три на каждом пилоне. Там изображены артиллерист, танкист, летчик, связист, пехотинец, сапер, партизан, санитарка, рабочий, крестьянка, сталевар и железнодорожник. Все, кто ковал Победу в далёком сорок третьем году.
И ты понимаешь, что у немецкой армии просто не было шансов выиграть ту войну. Почему? Да потому что на защиту Родины тогда поднялась вся страна.
На Прохоровском поле высажено несколько аллей. Я больше всего люблю вот эту, которая находится за бюстами полководцев.
Стоит на поле звонница, словно поминальная свеча.
И звучит колокольный звон в память о тех, кто не вернулся с битвы под Прохоровкой.
© Татьяна Трунова, апрель 2021
О Прохоровском поле
Что ещё можно почитать о колоколах
4 комментариев к статье Прохоровка: Памятник Победы «Звонница»
Уважаемая Татьяна Анатольевна, первые же Ваши слова мгновенно перенесли меня на это танковое поле-музей. Память о былом и немного сентиментальное восприятие всей военной темы окропили глаза. Фото, где трое знаменитых полководцев, позволяет оценить не только их историческое величие, но и рассмотреть на дальнем плане большого поля постамент с танком, у которого мне довелось побывать лично. Этот танк отражает и нашу семейную тему о Великой Отечественной войне. Мой отец принимал участие в Курской битве, и теперь, благодаря Вашему сайту и зову души, я посетил эти места в Прохоровском районе. Благодаря местным товарищам, удалось выяснить для себя некоторые подробности о танке Т-34 — 85 № 213, поскольку у отца на войне был танк с таким же номером и гвардейским значком на башне. Я преклоняю колено перед Вашими трудами. Спасибо за продвижение темы памяти о героях, за освещение единства фронта и тыла.
Валерий Владимирович, большое спасибо! Отдельная благодарность Вам за нашу поездку в Прохоровку. Каждый раз на Танковом поле открываю для себя что-то новое…
Добрый день, Татьяна. Очень интересный очерк. Даже, побывав на Прохоровском поле и прочитав, ваш текст, узнала кое-что новое для себя про «Звонницу». Действительно, удивительное и очень значимое место в истории России. Жаль, не так много времени было, чтобы побывать в этом месте, но для нашей семьи данное путешествие останется надолго в памяти. Мы до сих пор впечатлены данной поездкой. Спасибо, что стали нашим попутчиком по дороге в Белгород. Вы очень позитивный и добродушный человек. Успехов вам в вашей работе.
Дилия, большое спасибо! Так приятно получить весточку от человека, который с тобой на одной волне. Я тоже с теплотой вспоминаю наш разговор в электричке.
А Прохоровка это, действительно, удивительное место. Там происходит столько трогательных встреч с людьми со всех концов страны… И тянутся ниточки, от души к душе, от сердца к сердцу.
Дилия, всегда рада видеть Вас на своём проекте!