высота стен петропавловской крепости
Петропавловская крепость
Навстречу 300-летию Санкт-Петербурга
(27 мая 2003 года)
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия.
А. Пушкин «Медный всадник»
Герб Санкт-Петербурга: «В красном поле два серебряных якоря,
положенные крестом, и на них золотой скипетр».
Высочайше утвержден 7.5.1780
9 июня исполняется 330 лет со дня рождения первого российского императора, человека, прорубившего «окно в Европу», открывшего Академию наук, основателя первой русской печатной газеты «Ведомости», новой Российской столицы… Вы, конечно, поняли, о ком идет речь.
«Петр обладал необыкновенным нравственным величием… он не побоялся сойти с трона и стать в ряды солдат, учеников, работников, когда осознал, что необходимо ввести в свой народ силу, до тех пор малоизвестную и в почете не находившуюся- силу умственного развития, искусства и личной заслуги»,- пишет о нем историк С.М. Соловьев.
Теперь, спустя столетия, мы можем спорить, прав был Петр или нет, переделывая патриархальную Россию. История рассудит. А пока вспомним слова Петра, который говорил о себе так:
«Я за свое Отечество и людей живота (жизни) своего не жалел и не жалею».
Одно из грандиозных дел Петра I- основание Санкт-Петербурга.
И об одном из детищ Петра сегодня наш рассказ. Итак,
В начале Северной войны (1700-1721), с осени 1702 года по май 1703 года, в результате успешных военных действий Петр I освободил от шведов земли по Неве, в том числе и одну из ключевых крепостей- Ниеншанц (так шведы назвали основанную на этом месте в 1340 году новгородцами крепость Канец). Она находилась на правом берегу Невы в восьми километрах от ее устья, около впадения реки Охты. По некоторым свидетельствам впервые мысль закрепиться на Балтийском море высказал Петру его ближайший сподвижник граф Федор Алексеевич Головин, опытный генерал, руководивший всей внешней политикой России. Эта мысль овладела Петром, стала его мечтой. Он хотел закрепиться в завоеванном крае, построив на берегах Невы или Финского залива мощную военную крепость с корабельной гаванью, складами продовольствия и боеприпасов, казармами для солдат и светлицами для офицеров.
И вот теперь эта мечта может осуществиться.
Преданья старины глубокой…
Есть разные предания о том, почему именно в устье Невы Петр решил строить город, в который вскоре он перенесет столицу России. Объехав на шлюпках со своими сподвижниками все места в устье Невы, расположенные по течению ниже крепости Ниеншанц, он отдал предпочтение Заячьему острову. А Ниеншанц, в котором он хотел сначала разместить воинский гарнизон, по мнению Петра, оказался «мал, далек от моря и не гораздо крепок от натуры». Так он записал в своем походном журнале… Итак, Петр со своими сподвижниками ступил на Заячий остров, напоминающий своими очертаниями боевое судно, рассекающее водную гладь. Остров невелик: в длину 750 метров и в ширину 400 метров. Величаво несет свои воды Нева, достигая в этом месте почти километровой ширины. История Санкт-Петербурга начнется с Заячьего острова. Разные сложились легенды о возникновении города.
Одновременно с крепостью, согласно той же фольклорной традиции, царь заложил Петропавловский собор и крепостные ворота. Крепость названа Петропавловской в честь Святого апостола Петра, хранителя ключей от рая и небесного покровителя российского царя Петра I. При закладке собора, опять под шум крыльев парящего орла, Петр, взяв у солдата багинет (штык) и вырезав « два дерна, положил дерн на дерн крестообразно и, сделав крест из дерева и, водружая в реченные дерны, изволил говорить: «Во имя Иисус Христове на сем месте будет церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла». Это свершилось 16 мая (27 мая по старому стилю) 1703 года- в этот день родился Санкт-Петербург! Шла война, но крепость строилась «с крайним поспешанием» и к концу июня 1703 года была готова и вооружена. Строили ее по рисункам, сделанным Петром I. Крепость очень сильно повлияла на дальнейший ход войны в зоне Невы. Шведские лазутчики, увидевшие готовую крепость, доложили своим командирам: «Атаковывать бесполезно-
…Там уже крепость…»
Крепость была деревоземляной и представляла вытянутый вдоль острова шестиугольник с бастионами и куртинами (стены между бастионами) по периметру. Бастионы позволяли вести перекрестный огонь. Очертания крепости примерно повторяли форму острова, вытянутого с запада на восток. Наблюдали за строительством сам Петр и его сподвижники: Меншиков, Головкин, Зотов, Трубецкой и Нарышкин. Их имена и были присвоены бастионам. А бастион, за которым наблюдал сам царь, стал называться Государевым. Вдоль острова прорыли узкий канал для снабжения крепости водой в случае осады. Внутри крепости возвели ряд сооружений военного назначения. Чтобы обезопасить подступы с северной стороны, в 1705-1708 годы построили земляной вал, обложенный дерном- Кронверк. Отсюда и название Кронверкского пролива.
Деревоземляной крепость оставалась недолго. Уже в 1706 году под наблюдением первого архитектора Санкт-Петербурга Доминико Трезини (ок. 1670-1734) начнется строительство каменной крепости. Этого талантливого архитектора и инженера, выходца из Швейцарии, пригласил в Россию Петр. И он приехал в Россию в 1703 году. Его вклад в архитектуру будет очень значителен. По его проектам были заложены Кронштадт, Александро-Невская Лавра, Летний дворец Петра, Петропавловский собор Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий и много других зданий.
Строительство продолжается…
Деревоземляные стены Петропавловской крепости Трезини заменил кирпичными. Над уровнем Невы они поднялись на высоту 12 метров. Бастионы и соединяющие их куртины имели высоту 12 метров и ширину до 20 метров. Они состояли из двух стен- наружной толщиной 8 метров и внутренней толщиной 2 метра. В 1730-х годах возвели дополнительные укрепления-равелины: Алексеевский с западной стороны и Иоанновский- с восточной. Между равелинами и основной частью крепости проходили широкие рвы, заполненные водой (их засыпали в конце ХIХ века). Стены крепости остаются кирпичными и ныне, кроме тех, которые выходят в сторону Невы. Есть предание, будто Екатерина II, выглянув однажды в окно Зимнего дворца, возмутилась «простецким видом» крепостных стен. За возмущением последовало указание: облицевать стены гранитом. Что и было сделано… Облицевали только видимое с левого берега. Одновременно с облицовкой стен на южной стороне крепости по проекту архитектора Н.А. Львова соорудили Невские ворота и гранитную пристань перед ними. Эти ворота народ назвал «Смертными воротами», или «Воротами смерти», так как, когда крепость стала тюрьмой, через эти ворота выводили узников, приговоренных к смерти. По Неве их доставляли в Шлиссельбургскую крепость или в другие места для приведения приговора в исполнение.
Самое высокое здание Санкт-Петербурга
Посередине крепости в 1703 году построили деревянную церковь святых Петра и Павла. Позже, в 1712-1733 годы, архитектор Д. Трезини над этой деревянной церковью построил каменный Петропавловский собор, а деревянную церковь разобрали. Колокольня собора увенчана высоким золоченым шпилем с флюгером в виде летящего ангела. Полная высота колокольни- 122,5 метра. Это самое высокое здание Санкт-Петербурга. В 1720-е годы на колокольне установили купленные в Голландии часы «с курантами в 35 колоколов». Они погибли при пожаре в 1756 году, но в 1776 году вместо них смонтировали другие голландские часы. Собор стал усыпальницей российских императоров,- от Петра I до Александра III. Петр I сам указал в соборе место своего будущего захоронения. В 1896-1908 годы рядом с собором возвели Великокняжескую усыпальницу, увенчанную куполом и золоченой главкой.
В 1998 году в собор перенесли прах и последнего российского императора Николая II.
Петропавловская крепость первоначально была задумана как военное сооружение. Она была построена по современной тогда системе военного искусства. Хотя крепость была первоклассным образцом военно-инженерного искусства и грозным предупреждением для врага, она, как военное сооружение, никогда не использовалось. Уже в первой четверти ХVIII века ей нашлось иное применение. Крепость стала тюрьмой для государственных преступников, политических противников и военнопленных. Иностранцы называли ее «Русской Бастилией», а на Руси ее называли «Петропавловским централом». Ее застенки были страшнее каторги. Первым узником «Русской Бастилии» стал сын Петра I царевич Алексей, который скончался здесь 26 июня 1718 года после нечеловеческих пыток. В середине 1770-х годов узницей крепости стала красивая молодая женщина, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Григорьевича Разумовского. Эта самозванка, претендовавшая на российский престол, из-за допросов и невыносимых условий содержания в казематах крепости заболела чахоткой и умерла в 1775 году. Легенду о ней в своем изложении дал писатель Г.П. Данилевский (1829-1890) в романе «Княжна Тараканова», а художник К.Д. Флавицкий (1830-1866) в картине «Княжна Тараканова». Помните? Только версия художника о гибели самозванки при наводнении несостоятельна, так как наводнение было через два года после ее смерти. В дальнейшем крепость стала главной политической тюрьмой России. Вот некоторые из тысяч узников крепости: писатель А.Н. Радищев, руководители и участники восстания декабристов (пять руководителей восстания: К. Рылеев, П. Пестель, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин и П. Каховский были повешены 13 июля 1826 на валу Кронверка, расположенного рядом с крепостью), члены кружка М.В. Буташевича-Петрашевского (среди которых в крепости оказался и Ф.М. Достоевский), народовольцы, М.А. Бакунин, Н.Г. Чернышевский (в застенке он написал роман «Что делать?»), А.М. Горький (здесь он создал пьесу «Дети солнца»), арестованные министры Временного правительства.
С 1924 года крепость стала музеем. Побывав на ее территории, посетив Петропавловский собор, Трубецкой бастион с его ужасными камерами, услышав пальбу пушки, ежедневно отмечающей залпом полдень, мы через Петровские ворота покидаем крепость. До следующей встречи, град Петра!
Юрий Жданов 13.02.2002
Рассказ Юрия Жданова «Петропавловская крепость» опубликован:
Юрий Жданов. Петропавловская крепость. Газета «Радость» № 5-6, 2002. Стр. 7- 9
Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru
Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»).
Петропавловская крепость
Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге
Петропавловская крепость — уникальный военный, исторический и архитектурный памятник, судьба которого тесно переплелась с судьбой всей России. Она была заложена 16 (27) мая 1703 г. и предназначалась для защиты земель, отвоеванных в ходе Северной войны со Швецией. После взятия шведской крепости Ниеншанц Петр I с приближенными, объезжая острова невской дельты в поисках места для нового русского укрепления, обратил внимание на этот удобно расположенный остров.
Сэкономь на путешествии!
История Петропавловской крепости
Строили крепость русские солдаты, пленные шведы, крестьяне, согнанные по приказу царя со всех концов России, и даже каторжане, отбывавшие здесь свое наказание. Условия труда были тяжелыми, смертность от эпидемий, голода и холода была очень велика. Тем не менее работа не прекращалась ни на минуту.
Крепость строилась как фортификационное сооружение
Главная крепостная ограда следовала береговой линии, не оставляя и клочка суши для высадки неприятельского десанта. Выдвинутый вперед бастион увеличивал зону боя. Ни один вражеский корабль не мог подойти к крепости на расстояние выстрела, а ее орудия контролировали невский фарватер. Прорытый внутри крепости канал давал ее защитникам неограниченный ресурс питьевой воды. С суши крепость защищал кронверк, образованный земляными насыпями и рвом. Крепостные стены сначала были тоже земляные, но уже в 1706 г. их начали перестраивать в камне. Позднее, в царствование Екатерины, обращенные к Неве стены облицевали гранитом.
Рассвет над Петропавловской Крепостью
Правда, столь мощная крепость так ни разу и не приняла участия в реальных боевых действиях, поскольку благодаря построенной по приказу Петра I на острове Котлин другой крепости Кроншлот (с 1723 г. – Кронштадт) доступ к строящемуся городу вражеским кораблям был надежно закрыт.
Хотя Петропавловская крепость и возводилась прежде всего как оборонительное сооружение, однако изначально ее строительству придавался глубокий политический смысл: она должна была служить символом утверждения России на берегах Балтики и раскрывать ее новый статус великой морской державы. При Петре I в крепости размещались Сенат, казначейство, казармы, склады и даже аптека. Главным сооружением крепости стала церковь во имя святых апостолов Петра и Павла.
Вид одной из тюремных камер после 1924 г.
С 1924 г. Петропавловская крепость стала музеем. Сейчас она объявлена историко-культурным заповедником, на ее территории находятся различные экспозиции и выставки Музея истории Петербурга.
Иоанновский равелин и Петровские ворота
Иоанновские ворота Петровские ворота
В Иоанновском равелине находятся кассы, где продаются билеты в музеи, имеющиеся на территории крепости. Можно купить билет только в собор, либо по единому билету можно посетить разные музеи и выставки. Подробные планы крепости, вывешенные на стендах, находящихся перед Петровскими воротами, помогут вам составить свой маршрут.
Еще в Иоанновском равелине находится музей «История космонавтики и ракетной техники». Казалось бы, при чем здесь космонавтика? А все дело в том, что в 1930-х гг. в крепости размещались испытательные стенды и мастерские Газодинамической лаборатории, где производились испытания первого в мире электротермического ракетного двигателя. Так что интересующиеся могут ознакомиться с историей советской ракетной техники. Тут можно увидеть двигатели ракет-носителей «Восток» и «Союз», полетные костюмы летчиков-космонавтов и другие космические реликвии.
Затем проходим через Петровские ворота, служившие при Петре парадным входом в крепость. Они построены в виде триумфальной арки по проекту первого архитектора Петербурга швейцарца Доменико Трезини и считаются великолепным образцом петровского барокко. Кроме того, уникальность Петровских ворот в том, что это единственное дошедшее до нас триумфальное сооружение начала XVIII в.
Двор крепости и бастионы
Инженерный дом Артиллерийский цейхгауз
Невские ворота со стороны причала
По повелению Екатерины II стены куртин и бастионов, выходящие на Неву, были «одеты камнем», о чем гласят надписи на них.
Ныне от Комендантской пристани отчаливают прогулочные катера, а нагретый солнцем гранит привлекает к крепостным стенам любителей загара, которые уже с ранней весны принимают здесь солнечные ванны. Зимой здесь собираются «моржи», которые делают проруби во льду и купаются даже в морозы.
Нарышкин бастион
Нарышкин бастион назван по имени отвечавшего за его постройку Кирилла Алексеевича Нарышкина, который был не только сподвижником Петра, но и его ближайшим родственником. На крепостной стене в центре этого бастиона привлекает внимание выразительный силуэт Флажной башни. Здесь поднимали флаг крепости, хранили ключи от крепостных ворот. «Для отдохновения императрицы Анны Иоанновны» был сооружен павильон, где можно было выпить чашечку кофе, любуясь невской панорамой. Сейчас кофе здесь не дают, зато на Нарышкином бастионе находится одна из лучших обзорных площадок в Петербурге, откуда открывается потрясающей красоты вид на Неву и на ее противоположный берег.
В 12 часов с Петропавловской крепости доносится пушечный выстрел
Каждый день ровно в полдень, сохраняя старинную петербургскую традицию, с Нарышкина бастиона раздается сигнальный выстрел из вестовой пушки. При Петре I пушка подавала сигнал к началу и прекращению работ в крепости, а также возвещала о подъеме уровня воды в Неве. Сейчас горожане проверяют по выстрелу точность хода своих часов.
Должность коменданта Петропавловской крепости была почетна и часто пожизненна, на нее назначались только особо доверенные заслуженные генералы. У восточной (алтарной) стены Петропавловского собора находится Комендантское кладбище, где с петровских времен хоронили комендантов, скончавшихся на своем посту. Всего здесь 19 захоронений.
Петропавловский собор
Когда в 1703 г. Петр решил заложить крепость, прежде всего он повелел построить на этом месте деревянную церковь в знак своего намерения. Через 10 лет по проекту приглашенного царем архитектора Трезини ее начали перестраивать в камне. Сперва Трезини предполагал работать на берегах Невы всего год, и то если «климат не будет зело жесток здравию его», но, начав эту работу, увлекся ею и проникся дерзкими петровскими замыслами. Вероятно, поэтому силуэт возводимого им собора получился похожим на готовый отплыть корабль с высокой мачтой и поднятыми парусами.
Фигура ангела с крестом на шпиле Петропавловского собора
Шпиль колокольни увенчали фигурой ангела с крестом, парящего в вышине. Ангел над городом, по замыслу создателей, должен был оберегать новую российскую столицу от превратностей судьбы.
Постройка и отделка собора завершилась только к 1733 г. Петру не удалось дожить до этого знаменательного момента. В том году в День святых апостолов Петра и Павла (29 июня) на освящении собора присутствовала уже императрица Анна Иоанновна, которая, как писали «Санкт-Петербургские ведомости», «принимала от всех иностранных и здешних министров и дам о том поздравительные комплименты».
Почти четверть века собор сохранял неизменным свой облик. Но в середине XVIII в. от молнии загорелся шпиль колокольни. Поэтому при постройке нового шпиля Екатерина II повелела устроить «электрический отвод отвращению удара и поления от молнии происходящего».
Вид на Петропавловскую крепость и шпиль собора Часы-куранты и карильон
Хотя громоотвод и возымел желаемое действие, но над городом часто разражались «великие бури», которые гнули шпиль и портили фигуру ангела с крестом. Так, в 1829 г. во время одной такой бури ангел угрожающе накренился. Кровельщик Петр Телушкин, без лесов, ловко пользуясь приспособлениями из одних веревок, сумел подняться на верхушку шпиля и произвести необходимый ремонт. Этот подвиг потом повторили профессиональные альпинисты, которые во время Великой Отечественной войны закамуфлировали золоченый шпиль, чтобы он не мог служить ориентиром для фашистской авиации.
В XIX в. все сильнее стали чувствоваться разрушения деревянного остова шпиля. Было решено старый шпиль разобрать и заменить деревянные конструкции на металлические. При этом общая высота собора увеличилась на 16 м и достигла 122,5 м. По сей день Петропавловский собор является самым высоким архитектурным сооружением Петербурга и одной из ведущих доминант в панораме невских берегов. Выше его только современная телевизионная башня.
Во время путешествия по Европе Петр I обратил внимание на часы-куранты, имевшиеся на некоторых европейских храмах. Такие же он захотел иметь и в России. Куранты исполняли церковный и монархический гимн, в советское время их механизм переделали для исполнения гимна Советского Союза, сейчас же они снова играют государственный гимн Российской империи «Боже, царя храни».
Был здесь и карильон (колокольный инструмент, на котором играет музыкант). Оригинальный карильон сняли еще в XIX в., а в 2001 г. поставили новый, воспроизведенный для Петропавловского собора в Голландии. Там на средства спонсоров отлили 51 карильонный колокол. На одном из них надпись: «Да звонит сей колокол во славу России». Так что теперь здесь снова можно услышать колокольные концерты.
Интерьер собора
Построенный Трезини собор отличается от традиционных старинных православных храмов. В нем явно чувствуется влияние итальянской и североевропейской архитектуры. Вместо обычного пятиглавия собор завершает только один купол. В плане здание имеет форму вытянутого прямоугольника и является сооружением нетрадиционного для тогдашней России «зального» типа.
Деревянный позолоченный иконостас барочных форм, выполненный в Москве по рисунку архитектора Зарудного, также необычен. Он имеет форму пышной триумфальной арки и является своеобразным памятником в честь заключения Ништадтского мира. Иконостас насыщен множеством резных арок, скульптур, поднятых щитов и скрещенных мечей, напоминавших о ратных подвигах России в Северной войне. Он был привезен из Москвы в разобранном виде, в самом соборе собран и здесь же покрыт позолотой.
Царские врата с фигурами апостолов
43 иконы для иконостаса были созданы в Петербурге артелью московских художников. Комиссия, принимавшая их работу, признала: «Оные святые образа написаны добрым иконным художеством из добрых красок». Две большие иконы по обе стороны царских врат изображают Богоматерь с Младенцем (по преданию, имеющую портретное сходство с женой Петра Екатериной I) и Иисуса в патриаршей одежде и митре московских царей.
Захоронения в соборе
Мысль превратить собор в императорскую усыпальницу принадлежала самому Петру. Первую гробницу в еще деревянной Петропавловской церкви установили, когда умерла двухлетняя дочь царя Екатерина. Затем, еще до завершения строительства каменного храма, здесь были похоронены жена царевича Алексея кронпринцесса Шарлотта, сестра Петра I Мария и сам царевич Алексей, умерший в казематах крепости. Они похоронены у входа под лестницей на колокольню.
Могила Петра Великого
На протяжении двух столетий в соборе хоронили российских императоров и императриц, а также многих членов семьи Романовых. Каждого из них хоронили в отдельном склепе, первоначально отмечая место захоронения только мраморными плитами. Одинаковые беломраморные надгробия появились здесь позже. Надгробия коронованных особ украшены позолоченными двуглавыми орлами.
В соборе погребены все русские цари, начиная с Петра I до Николая II, за двумя исключениями. Юный Петр II умер и похоронен в Москве, а младенцем свергнутый с престола и заклюнный в Шлиссельбургской крепости внучатый племянник Анны Иоанновны Иоанн VI был убит стражей при попытке освобождения из места заключения и там же предан земле. Еще стоит отметить, что муж Екатерины Великой Петр III, убитый в результате дворцового переворота, первоначально был похоронен не здесь, а в Александро-Невской лавре. И только через 34 года, после смерти самой Екатерины, их сын Павел повелел перенести останки отца в Петропавловский собор и похоронить обоих родителей, при жизни не слишком-то жаловавших друг друга, рядом. Их могилы находятся за захоронениями Елизаветы и Екатерины I.
Места захоронения Александра II и его жены Марии Александровны отличаются от других. Над ними установлены массивные надгробия, сделанные из монолитов зеленой алтайской яшмы и розового уральского орлеца (родонита). Каждое весит порядка 5-6 тонн. Таким образом, в преддверии празднования 300-летия дома Романовых в 1913 г. была отдана дань этому царю, прославившемуся освобождением крестьян от крепостной зависимости, но, несмотря на это, павшему от рук террористов и считавшемуся поэтому еще и царем-мучеником.
В советское время в Петропавловском соборе уже никого не хоронили. В 1922 г. он стал музеем.
Гробница Николая II
Новая могила появилась здесь только в июле 1998 г., но не в самом соборе, а в находящемся справа от входа приделе Святой Екатерины, где в прежние времена отпевали великих князей. Там были торжественно захоронены останки последнего российского императора Николая II, его семьи и близких людей, расстрелянных в 1918 г. в Екатеринбурге. На церемонии захоронения останков присутствовало множество известных политических деятелей (в том числе президент России Ельцин, губернатор Петербурга Яковлев и другие), а также потомки дома Романовых, приехавшие из-за границы. Но у православной церкви, несмотря на все проведенные экспертизы, есть сомнения в подлинности этих останков, поэтому местом их захоронения был выбран этот боковой придел.
В 2006 г. была исполнена последняя воля матери Николая II вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Она умерла в эмиграции в Дании в 1928 г. и там же была похоронена. Но она оставила завещание, где просила, когда появится такая возможность, перенести ее прах в Петропавловский собор и похоронить рядом с мужем Александром III, что и было выполнено после согласования всех деталей между российским и датским правительством.
Таким образом, в соборе появилась еще одна могила. Ее легко узнать по новому блестящему мрамору и золотым украшениям.
Великокняжеская усыпальница
В советское время судьба Великокняжеской усыпальницы складывалась довольно печально. Она сильно пострадала от наводнения 1924 г., после чего ее здание и интерьер были признаны не имеющими художественной ценности. Бронзовые украшения были сняты и отправлены на переплавку, надгробия разбиты. Позже в здании находилось книгохранилище, склад бумажной фабрики, музейная экспозиция,посвященная истории Петропавловской крепости.
В 1992 г. традиция захоронений в усыпальнице возобновилась: здесь был погребен правнук Александра II Владимир Кириллович. Туда же был перенесен прах его родителей, великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны, умерших в 1930-х гг. в эмиграции. В 2010 г. рядом с Владимиром Кирилловичем нашла свое последнее успокоение его вдова великая княгиня Леонида Георгиевна, жившая прежде в Мадриде. В связи с возобновившимися захоронениями в усыпальнице начались реставрационные работы, которые продолжаются до сих пор.
Петропавловская крепость зимой
Великолепный витраж из усыпальницы «Воскресение Христово», разрушенный взрывной волной во время войны, недавно воссоздан современными петербургскими мастерами. Временно, пока идет реставрация усыпальницы, он выставлен в отдельном помещении на выходе из собора.
Экскурсионный маршрут на колокольню Петропавловского собора. «Три века над городом»
Соборная площадь
На площади перед Петропавловским собором стоит небольшой каменный павильон, называемый Ботным домиком. Ботный домик был построен для хранения ботика Петра I, небольшого парусно-гребного судна, на котором юный царь учился ходить под парусами. В 1723 г. этот ботик, названный самим императором «дедушкой русского флота», был торжественно доставлен в Петербург. Таким образом, эта постройка стала музеем одного экспоната и первым в России специальным музейным зданием. Высокая, сложного рисунка с изломом кровля украшена статуей-аллегорией Навигации.
В советское время петровский ботик передали в Военно-морской музей, а в Ботном домике поставили его копию. Сейчас в Ботном домике находятся музейные кассы и сувенирный магазинчик.
Монетный двор работает по сей день, так же, как и прежде, выпуская российские монеты, медали и наградные знаки. Изготовление этой продукции требует секретности, так что внутрь Монетного двора посетителей не пускают. Тем не менее некоторые ее образцы представлены в нумизматическом магазинчике на Соборной площади (Петропавловская крепость, 6, Никольская куртина, тел. 233-93-03, открыт ежедневное 10.00 до 18.00).
Тюрьма Трубецкого бастиона
Мрачный Трубецкой бастион
Трубецкой бастион, расположенный в юго-западном углу крепости, использовался как место заключения еще с XVIII в. Во второй половине XIX в. внутри его было выстроено специальное двухэтажное здание политической тюрьмы на 69 одиночных камер, вписанное в контуры бастиона. Эта тюрьма и сейчас производит гнетущее впечатление своими холодными, мрачными и сырыми помещениями. Осужденные никогда не видели друг друга, их было запрещено посещать, многим не разрешали читать, писать и вообще заниматься чем бы то ни было. Коридоры были покрыты коврами, которые гасили звук шагов охранников. Благодаря этому тюремщики могли незаметно подкрадываться и через специальное отверстие в двери заглядывать в камеры, оставаясь незамеченными. Многие узники сходили с ума от полной тишины, бездействия и абсолютной изолированности от внешнего мира.
Тюремная камера Троцкого
Теперь в тюрьме музей, рассказывающий о ее многочисленных узниках и условиях их содержания. Можно увидеть одиночные камеры с железной кроватью, прибитым к стене столиком и зарешеченным окном и даже заглянуть в жуткий карцер. Среди заключенных тюрьмы Трубецкого бастиона был народоволец Андрей Желябов, известный анархист князь Кропоткин, революционерка Вера Фигнер, брат Владимира Ленина Александр Ульянов (после окончания следствия казненный за покушение на жизнь царя Александра III), писатель Максим Горький и многие другие известные личности.
В 1924 г. тюрьма окончательно перестала функционировать и была превращена в музей. Не так давно ее закрывали на довольно продолжительное время на реставрацию. Сейчас она вновь открыта для посещения, хотя после проведенного в ней «евроремонта» во многом утратила тот дух подлинности, который был свойственен ей прежде.
Алексеевский равелин
Алексеевский равелин в 1870-е годы
Алексеевский равелин всегда был окутан множеством легенд, что объяснялось отсутствием в течение долгого времени каких-либо сведений о том, что в нем происходило. Именно с этим местом связана одна из самых волнующих и до сих пор не разгаданных тайн русской истории. Здесь в 1775 г. содержалась в заточении так называемая «княжна Тараканова», выдававшая себя за тайную дочь императрицы Елизаветы Петровны и наследницу престола. Ее трагическая история впоследствии стала основой для многочисленных домыслов. К примеру, многим известна картина художника Флавицкого, изображающая несчастную княжну, погибающую в каземате от наводнения 1777 г., хотя на самом деле узница умерла от чахотки еще за два года до этого.
В XIX в. в Секретном доме Алексеевского равелина ожидали приговора декабристы и члены кружка Буташевича-Петрашевского (одним из них был Достоевский), Бакунин, а Чернышевский даже написал там свой роман «Что делать?». В конце XIX в. Секретный дом был разобран, и на его месте выстроено здание для архива.
Кронверк
На сооруженном в их честь обелиске высечены слова Пушкина, обращенные к его другу Пущину, сосланному в Сибирь за участие в декабрьском восстании:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья,
Напишут наши имена!
Музей истории денег
С осени 2016 года на территории Петропавловской крепости работает музей, посвящённый истории отечественного денежного обращения и технологиям производства бумажных и металлических знаков. Это один из самых интерактивных музеев Санкт-Петербурга. Экспозиция «История денег» расположена в здании Аннинского кавальера Головкина бастиона. Доминантой выставочного пространства является инсталляция «Миллион», состоящая из 1 000 000 монет номиналом 1 рубль каждая. Высота башни из монет составляет 3,2 м.
Часы работы: ежедневно с 10.00 до 20.00, кроме четверга. Касса закрывается на полчаса раньше. Экспозии можно осмотреть самостоятельно, либо в составе экскурсии – в 11:00, 13:00, 15:00, 18:30. Стоимость входных билетов составляет 200 руб. для взрослых, 100 руб. для льготных категорий граждан. Экскурсионная программа добавляет к цене билета 50 рублей.
Посетителям
Стоимость билетов и время работы можно уточнить на официальном сайте Петропавловской крепости.