волшебная дверь в историю древняя греция
7 Чудес Древней Греции
Оглавление
Из всех удивительных древних строений Греции только некоторые сохранились до наших дней, в то время как другие полностью скрылись из виду из-за разрушений в результате стихийных бедствий или самих людей. Даже у сохранившихся построек некоторые части частично или полностью разрушены.
Многие реставрационные работы ведутся для сохранения этих бесценных сооружений, хранящих память и ключи к древней Греции.
Итак, какие семь чудес древней Греции поражают людей своими рекордными аспектами – от архитектуры и искусства до инженерии?
Есть много древнегреческих построек, которые были монументальны и величественны, но только семь лучших были выбраны как лучшие из лучших, как 7 Чудес Древней Греции.
1. Театр Эпидавра (Theatre of Epidaurus)
Это огромный театр, вмещающий более 15 000 человек, спроектированный Поликлитом Младшим (Polykleitos the Younger) в 4 веке до нашей эры.
Он использовался для драматических представлений, церемоний и палестры (борьба).
Первоначальные 34 ряда сидений были расширены во времена правления Римской империей еще на 21 ряд.
Как это принято в греческих театрах (в отличие от римских), вид на пышный природный пейзаж за сценой – неотъемлемая часть театра.
Также Театр Эпидавра поражает своими исключительными акустическими свойствами. Если верить слухам, то даже зажженная на сцене спичка будет слышна на самых дальных рядах.
2. Статуя Зевса в Олимпии (Statue of Zeus at Olympia)
Статуя изготовлена Фидием (Phidias) около 432 г. до н.э.
Монумент был возведен в Храме Зевса в Олимпии (Temple of Zeus, Olympia) в Греции и признан также, как одно из семи чудес античного мира.
Сидящая статуя высотой около 12 м представляла собой хризелефантовую скульптуру из слоновой кости и позолоченной бронзы. Статуя занимала половину ширины прохода храма, и если бы статую сделали стоящей фигурой, то она однозначно была бы выше всего строения Храма Зевса в котором установлена.
3. Храм Аполлона в Дельфах (Temple of Apollo at Delphi)
Храм Аполлона в Дельфах был возведен на развалинах более раннего храма примерно в 7 веке до нашей эры по проекту архитекторов Трофониос и Агамед (Trophonios and Agamedes).
Храм представлял собой дорическое гексастильное сооружение 6 на 15 колонн. Он был разрушен в 373 г. до н.э. землетрясением, а затем восстановлен в той же пропорции в 330 г. до н.э. Спинтаросом, Ксенодоросом и Агафоном (Spintharos, Xenodoros, and Agathon) вокруг стилобата (ступенчатой платформы).
4. Колосс Родосский (Colossus of Rhodes)
Это была статуя греческого бога Гелиоса, установленная над входом в гавань в городе Родос между 292 и 280 годами до нашей эры. Предположительно, его высота была более 30 м, что делало его одной из самых высоких древних статуй в мире. Это также одно из семи чудес античного мира.
Колос Родосский был построен в честь победы Родоса над правителем Кипра. Считается, что статуя была облицована железными стяжками с латунными пластинами, закрепленными в форме кожи. Согласно свидетельству античных историков, статую отливали прямо на месте, по частям, внутри огромных земляных насыпей, постепенно продвигаясь снизу вверх, как при строительстве дома.
Монумент был разрушен землетрясением, произошедшим на Родосе 226 г. до н.э.
5. Микенские стены (Mycenaean walls)
Микенские стены являются памятником архитектуры на полуострове Пелопоннес в древнегреческом городе Микены. Предположительно,сооруженные во втором тысячелетии до нашей эры, и до наших времен они почти не дожили.
Жители Древней Греции считали, что Микенские стены были сооружены мифическими существами – циклопами. Основана эта версия, вероятно, была на исполинских размерах камней из которых возведены были эти стены.
6. Кносский дворец (Palace of Knossos)
Удивительный Кносский дворец на острове Крит в Греции — крупнейший археологический памятник бронзового века, обнаруженный на острове Крит, был политическим и церемониальным центром минойской культуры и цивилизации.
Он состоял из старинного дворца и окружавшего его города. Район этот расположен к югу от современного города Ираклион, что на северном побережье Крита.
Археологи считают, что Кносос был впервые заселен в эпоху неолита, начиная примерно с 6000 г. до н.э. Однако Первый дворец на этом месте не был построен примерно до 1900 г. до н.э. на руинах предыдущих поселений. Около 1700 г. до н.э. землетрясение или иностранные захватчики разрушили этот дворец вместе с другими дворцами на Крите.
Дворец расположен на 6 акрах земли и имел более 1 300 комнат, а также театр. Местами высота дворца достигала пяти этажей.
7. Храм Парфенон (Parthenon)
Как Колизей является иконой Рима, так Парфенон и по сей день остается иконой Греции. Это одно из самых известных древних сооружений на Земле. Этот храм в Афинском Акрополе, посвященный греческой богине Афине. Строительство Парфенона началось в 447 году до нашей эры и завершилось в 438 году до нашей эры.
Это самое важное сохранившееся здание классической Греции и кульминация развития дорического ордена. Раньше храм использовался как сокровищница, церковь и мечеть. Исключительные архитектурные особенности храма – тонкое соответствие между кривизной стилобата, конусностью стен наоса и энтазисом (визуальной коррекцией) колонн.
Общий вид Акрополя с его самой выдающийся достопримечательностью – Парфеноном, поражает воображение. И эта картина, пожалуй, лучше прочих отражает Древнюю Грецию.
10 потрясающих загадок Древней Греции
Когда-то в школе мы изучали историю Древней Греции, восхищались ее мифами, но при этом не знали множество странных и загадочных вещей про эту страну. И все эти вещи доказывают нам – история Древней Греции была совсем не такой, какой мы привыкли считать…
У каждого народа есть свои загадки. Они отражают быт, природу, одежду, еду, характерную для данной страны. Русские народные загадки — это, прежде всего, загадки нашего детства. Они учат нас добру, а также тренируют сообразительность и проверяют смекалку. А как у вас обстоят дела с более мудреными загадками? Сможете пройти наш ТЕСТ и разгадать хотя бы половину? Давайте проверим!
1. Удивительная архитектура
Те, кому довелось увидеть сохранившиеся древнегреческие храмы и дворцы, признают, что это совершенно невероятные сооружения. Храм Зевса в Афинах, храм Аполлона в Дельфах, храм Афины Паллады, античная библиотека в Эфесе, Кносский дворец на Крите и множество других удивительных памятников архитектуры просто поражают воображение. При их виде возникает вопрос – каким именно образом в античные времена создавались такие грандиозные сооружения, с помощью каких инструментов обрабатывались ровные огромные блоки, поднимались на высоту и так далее? Во многих древних дворцах можно увидеть остатки водопровода, канализации – при том, что построены они были тысячи лет назад…
2. Золотые девы Гефеста
В знаменитой «Иллиаде» Гомера имеется описание загадочных золотых дев, сделанных богом огня Гефестом. Они очень напоминают роботов с искусственным интеллектом. «Навстречу ему золотые служанки вмиг подбежали, подобные девам живым, у которых разум в груди заключен, и голос, и сила, – которых самым различным трудам обучили бессмертные боги». Древнегреческий поэт Пиндар писал о таких же загадочных движущихся неживых фигурах, созданных волшебниками-тельхинами. Заметим, что и Гомер и Пиндар переводились в прошлые века, когда переводчики могли упростить и выбросить непонятные для них в то время термины. Существуют также легенды о том, что бог Гефест сделал для критского царя Миноса огромного бронзового человека по имена Талос, защищавшего его владения.
3. Коготь Архимеда
Однако не только в мифах и легендах, но и в реальности существовали настоящие античные роботы. Древние греки обладали достаточными знаниями механики, что позволяло им строить нецифровых роботов, так называемых автоматонов. Они создавались при помощи системы тросов и шкивов, а двигаться начинали от нагревания священным огнем. Пламя нагревало воздух, и в результате его колебания активировалась сложная внутренняя система робота. В 213 году до нашей эры Архимед разработал настоящего робота-манипулятора, который стал предтечей современных заводских роботов. Машина под названием «Коготь» была разработана для борьбы против римских захватчиков и занималась тем, что поднимала вражеские корабли из воды и переворачивала их.
4. Треножник Аполлона
Как известно, греческий бог Аполлон был родом из северной страны гипербореев. В древних мифах упоминался некий треножник, на котором он летал на родину. Более того, на древнегреческих вазах сохранились изображения этого треножника. Любопытно, что аналогичный треножник упоминался китайским поэтом Цао Чжи в «Славословии трем треножникам Хуанди». Он утверждал, что у китайского императора Хуанди был металлический «котёл» ёмкостью 100 л, на трех опорах. Треножник «изображал дракона, летящего в облаках», и «мог покоиться и мог идти, мог становиться лёгким и тяжёлым».
5. Портлендская ваза
Портлендская ваза – загадочный стеклянный сосуд времен античности, выставленный в Британском музее. Предположительно ваза изготовлена в конце первого тысячелетия до нашей эры. Это декоративный сосуд сделан из двухслойного темно-синего и белого стекла, на котором изображены фигуры древнегреческих богов и смертных. Любопытно, что многие мастера пытались воспроизвести эту вазу, но самые искусные резчики и стеклодувы так и не добились успеха. Технология ее создания так и не выяснена до сих пор.
6. Антикитерский механизм
В начале XX века у берегов греческого острова Антикитера на глубине 55 метров был обнаружен древний корабль. Тогда же был поднят на поверхность знаменитый антикитерский механизм, хранившийся на этом судне. Это странное изделие содержало не менее 30 бронзовых шестерн в прямоугольном корпусе, на котором были размещены циферблаты со стрелками. Две прямоугольные бронзовые защитные пластины прикрывали переднюю и заднюю панель. Многие исследователи считают антикитерский механизм древним компьютером.
7. Фестский диск
Этот артефакт, найденный в начале XX века, до сих пор остается одной из величайших тайн прошлого. Фестский диск хранится в археологическом музее критского города Ираклион и является здесь самым популярным экспонатом. Это терракотовый диск диаметром 15 см и 2 см толщиной. По его обеим сторонам идут спирали, которые разделяются поперечными линиями на поля. В каждом таком поле находится от двух до семи изображений – всего на диске 259 таинственных знаков. Оказалось, что знаки, изображенные на нем, выдавлены при помощи печатей-штампов, а не нарисованы вручную. Загадкой остается технология изготовления этих штампов – они выглядят так, как будто создавались при помощи неких неведомых технологий. Они созданы из твердого неизвестного материала — с очень большой тщательностью и прорисовкой деталей. И эта сложность позволяют считать диск древнейшим печатным текстом в мире.
8. Минойские золотые пчелы
В этом же музее хранится всемирно известная достопримечательность минойской культуры – миниатюрная золотая подвеска, на которой две пчелки несут каплю меда. Он была найдена в начале XX века французскими археологами во дворце городка Малия, который был разрушен извержением вулкана Санторини. Ученые считают, что подвеска была создана в 1700 году до нашей эры, однако это датировка условна – просто позже дворец уже был разрушен. То есть она могла быть создана задолго до этого срока. Минойскую подвеску изучают, пишут про нее статьи и исследования, но до сих пор неизвестно, при помощи каких технологий древние мастера создали такое совершенное ювелирное изделие в столь древние времена.
9. Отсутствие Луны
Удивительно, но многие древнегреческие авторы утверждали, что Луны раньше не существовало! Например, философ и астроном Анаксагор (V век до н.э.) упоминал не дошедшие до нас трактаты, где утверждалось, что Луна появилась на небе после возникновения Земли. Аполлоний Родосский (III век до н.э.) греческий философ и поэт, приводит слова Аристотеля, писавшего о древних обитателях Аркадии – области на полуострове Пелопоннес – которые «питались желудями, а было это в те времена, когда на небе еще не было Луны». Писатель и историк Плутарх (I–II вв. н.э) упоминает одного из правителей Аркадии по имени Проселенос, что значит «долунный».
10. Кубок Ликурга
Темными веками этот период древнегреческой истории называется потому, что сведения, имеющиеся о нем, обрывочны, скудны, и не располагают к полету фантазии. Произошедшее в 12 веке до н.э., вторжение греков-дорийцев, привело к захвату Пелопонеса, архипелагов островов Спорады и Киклады, юго-запада Малой Азии, и части Крита. Минойское население было вытеснено с равнин в горы, все прежние культурные завоевания пришли в упадок, и отсутствие архитектурных памятников затруднило археологом понимание данного периода.
Во многом, это был период упадка, и застоя, регресса прежних культурных завоеваний, и скудные сведения об этом периоде современный мир получил только из произведений Гомера, отчего вторым его названием стало «гомеровская эпоха».
Около 1200 года до н. э. по полуострову пронесся вихрь пожаров. Дорийцы – одно из греческих племен, заселявшее Среднюю и Северную Грецию, которое в конце 12 века до н. э. стало переселяться в юго-западном направлении, вовлекая в это переселение многие северные племена. Дорийское завоевание разрушило ахейскую культуру, сокрушило греческое общество, отбросило его на уровень первобытнообщинного строя и бесписьменной культуры.
Резкий перерыв в развитии Древней Греции некоторыми историками углубляется до размеров пропасти, которая воцарилась между двумя различными отрезками греческой истории. Способные сокрушить, и разрушить, развитые ахейские государства, менее цивилизованные дорийцы оказались неспособны воспринять завоевания ахейской культуры, и новое восхождение греки были вынуждены начать практически с нуля.
Развитие цивилизации греков пошло по ломаной линии, в ходе корой были и поступательный и обратные движения, шаги к прогрессу, и к регрессу, но без темных веков, и происходивших в то время процессов коренного переустройства технологий, и общественного обустройства, греческая цивилизация не достигла бы тех вершин, перед которыми преклонятся современное человечество. К тому же, из-за отсутствия каких-либо свидетельств, не известно, были ли упадок крупных городов, и появление маленьких поселений, прямыми следствиями прихода дорийцев, или приход переселенцев стал возможным после упадка прежнего обустройства, ставшего результатом междоусобных войн.
Наступило упрощение быта, при котором керамика стала грубой и функциональной, а золотые украшения перестали встречаться в захоронениях. Зато повсеместно стало распространяться железо, которое было куда прочнее бронзы. Сильно упала торговля. В тех условиях грекам не было, что выставлять на продажу, да и пиратство стало настолько распространенным, что торговцам было попросту опасно отправляться в дальний путь.
Народные собрания постепенно стали утрачивать свою функцию, и собирались все реже, появилось рабовладение. Оно не было настолько ярко противопоставленным, как в Древнем Риме – невольники ели вместе с хозяевами, являлись практически членами семей, участвовали в домашних праздниках. Высшим слоем считались басилеи, первые аристократы, с советом которых считалось народное собрание. Басилеи были знатными по родовитости фамилии, а не по богатству, и зачастую вели такой же образ жизни, как и прочие жители городка. Одиссей, к примеру, сам обрабатывал землю, соорудил себе кровать, и ничуть не стыдился того, что занимается физическим трудом. Появление железных орудий позволило обрабатывать большие площади.
В это же время стала появляться этика – понятие об общественной морали, грани дозволенного и недозволенного, определенных нормах общественного сознания. Порабощение местного населения, после дорийского нашествия, складывалось неодинаково. Где-то сохранились свободные земледельческие общины, в некоторых местностях земля стала принадлежать роду, и за нее выплачивалась определенная сумма. В Мессении порабощенные земледельцы, известные, как илоты, стали собственностью государства, и были прикреплены к определенным земельным участкам. Такая же форма зависимости, но под другими названиями, была в Фессалии, на Крите, и в некоторых других областях Греции.
С появлением железа и железных орудий земледелия, ремесленники отделились от земледельцев, что привело к развитию товарного производствам, прямым следствием которого стало развитие рынка, процессов обмена, появлению городов. В конце гомеровского периода Греция стала постепенно оправляться от нашествия дорийцев, поэтапно подготавливаясь к архаическому периоду.
Некоторые историки рассматривают темные века, как бездонную пропасть, в которую дорийское нашествие ввергло прежнюю греческую культуру. На самом деле название «темные» они носят потому, что о них не сохранилось практически никаких документальных свидетельств. Это не удивительно, потому что этот период носит еще и название бесписьменного. Все свидетельства о нем почерпнуты из произведений Гомера. Причиной появления термина стала скудость археологических знаний, отсутствие письменных документов, материальная бедность.
В темные века люди перестали возводить постройки из камня, а жилища строили из древесины и необожженного кирпича. Кладбища стали однотипными и бедными, что свидетельствовало о резком сокращении материального достатка. Но они были и немногочисленными, а это говорит о сократившейся численности населения. В гомеровскую эпоху развивались технологии обработки металла, гончарное дело, кораблестроительство и земледелие, все вместе это позволило Греции войти в железный век.
История греческого государства началась практически заново после дорийского нашествия. Отличительной его особенностью и визитной карточкой стал геометрический стиль изображений на вазах, при котором орнамент состоял из геометрических фигур, располагавшихся в виде орнамента. Немного позже на вазах стали изображаться фигуры людей в характерном для архаической Греции стиле, ставшие основным мотивом знаменитых греческих фризов. Это и есть символическое отображение событий, происходивших в темные века. Из простого, неприхотливого орнамента, получились прекрасные цветные изображения, из бедной и скудной, перекраиваемой, разрозненной, территории – великое государство, цитадель мировой цивилизации.
Найдены возможные дубликаты
Правда ли, что Архимед сжёг римские корабли с помощью зеркал?
Согласно популярной исторической легенде, знаменитый древнегреческий учёный встал на защиту родных Сиракуз и создал систему зеркал, благодаря которой лучи солнца воспламеняли корпуса римских военных кораблей. Мы проверили источники этого мифа и рассказали о попытках повторить изобретение Архимеда.
(Спойлер для ЛЛ: скорее всего, это всего лишь легенда. Но многовековая история её проверок довольно занимательна)
Осада Сиракуз римской армией длилась около двух лет (214–212 годы до н. э.) и завершилась захватом древнегреческого порта. Архимед, согласно ряду источников, участвовавший в обороне родного города, был убит римским солдатом после осады.
В дошедших до нас работах античных историков времён Архимеда нет упоминания его зеркал. В трёх знаменитых описаниях штурма Сиракуз — Полибия (II век до н. э.), Тита Ливия (I век до н. э.) и Плутарха (I век н. э.) — применение огня не фигурирует вовсе. Плутарх упоминает оборонительные машины, спроектированные Архимедом, но речь у него идёт о метании камней и стрел. А вот греческий сатирик Лукиан сообщает, что Архимед «при помощи своего искусства сжёг неприятельские корабли». Ему вторит и римский врач Гален: «Говорят, и Архимед поджёг триремы врага зажигательными зеркалами». Оба автора жили во II веке н. э., когда легенда о зеркалах, по-видимому, обрела большую популярность.
Описание зеркальной конструкции сохранилось в двух вольных византийских пересказах не дошедшей до нас части «Римской истории» Диодора Сицилийского — историка I века до н. э.
1. «Архимед. самым невероятным образом сжёг римский флот. Направив особого рода зеркало на Солнце, он собрал пучки его лучей и, благодаря толщине и гладкости зеркала, сумел зажечь солнечным светом воздух так, что возникло колоссальное пламя. Он направил лучи на стоявшие на якоре корабли, и они сгорели дотла».
2. «Когда Марцелл убрал корабли на расстояние, превышающее полёт стрелы, старик соорудил особое шестиугольное зеркало; на расстоянии, пропорциональном размеру зеркала, он расположил похожие четырёхугольные зеркала, которые можно было перемещать с помощью специальных рычагов и шарниров. Зеркало он обратил к полуденному солнцу — зимнему или летнему, — и, когда пучки лучей отразились в нём, огромное пламя вспыхнуло на кораблях и с расстояния полёта стрелы превратило их в пепел».
Позднее византийский учёный VI века Анфимий из Тралл разработал и даже, согласно ряду источников, соорудил систему из 24 зажигательных зеркал. Однако нет никаких оснований считать, что зеркала Анфимия были тождественны зеркалам Архимеда, если последние вообще существовали.
В Новое время одну из первых попыток реализовать систему Анфимия предпринял немецкий математик и филолог Афанасий Кирхер. В изданном в 1646 году трактате «Великое искусство света и тени» он сообщает, что попробовал совместить отражение солнца от пяти плоских зеркал и получил значительный нагрев, хотя и недостаточный для зажигания дерева. Тут нужно уточнить, что Архимед, по мнению Кирхера, должен был применить пучок сконцентрированных лучей, якобы способных зажигать дерево на любом расстоянии.
Вот только ещё за 40 лет до публикации Кирхера известный французский математик Рене Декарт в своей «Диоптрике» доказал, что свести солнечные лучи в одну точку, также как и создать параллельный пучок жгущих лучей, невозможно.
«Зажигательное зеркало, диаметр которого меньше, чем сотая часть расстояния между ним и местом, где сосредоточиваются солнечные лучи… даже, если бы оно было отшлифовано ангелом, не может… нагреть то место больше, чем лучи, излучаемые непосредственно солнцем, — пишет Декарт. — Только люди, не слишком сведущие в оптике, убеждены в реальности многих небылиц; эти зеркала, с помощью которых Архимед якобы сжёг издали корабли, либо были чрезвычайно велики, либо, что вероятнее, вовсе не существовали».
Век спустя к этой теме обратился знаменитый естествоиспытатель Жорж-Луи Бюффон. В своём труде «Изобретение зеркал для воспламенения предметов на больших расстояниях» он рассказал о серии экспериментов, в которых ему удалось добиться определённого успеха — вплоть до поджигания еловой просмолённой доски на расстоянии 150 футов (45 м) при помощи 128 зеркал.
Опыты Бюффона, достаточно влиятельного учёного своего времени, возродили угасший было интерес к истории о зеркалах Архимеда. И вот в конце XX — начале XXI веков представители современной науки решили дать свой ответ на волнующий многие поколения вопрос.
В работе «Размышления о «горящих зеркалах Архимеда»», опубликованной в 1992 году в «Европейском физическом журнале», учёные Миллс и Клифт подсчитали: чтобы просто заставить тлеть древесину на расстоянии 50 м, потребуется 440 плоских зеркал площадью 1 м2 каждое. Однако и в этом случае тлеющее дерево можно легко потушить, окатив его солёной водой. Учёные усомнились в том, что в 214 году до н. э. на Сицилии могло быть произведено, идеально отшлифовано и эффективно использовано целых 440 зеркал, притом что это был редкий и дефицитный товар во времена Античности.
Три эскиза Леонардо да Винчи
В октябре 2005 года группа студентов Массачусетского технологического института провела эксперимент с макетом деревянного корабля на расстоянии около 100 футов (30 м). Пламя удалось вызвать с большим трудом — только после того, как небо стало безоблачным, а корабль оставался неподвижным около десяти минут. Позднее те же люди повторили эксперимент для знаменитого телешоу Mythbusters, использовав в качестве мишени деревянную рыбацкую лодку в Сан-Франциско. И снова в конце концов удалось добиться обугливания и небольшого пламени. Однако в итоге эксперимент попал в категорию «провалившиеся» по ряду причин, а именно:
И снова в конце концов удалось добиться обугливания и небольшого пламени. Однако в итоге эксперимент попал в категорию «провалившиеся» по ряду причин, а именно:
1) Сиракузы, в которых происходит действие легенды, смотрят на восток. Поэтому их жители не могли воспользоваться наиболее интенсивными полуденными лучами, вместо этого полагаясь на менее мощные утренние лучи.
2) «Зеркала Архимеда» бесполезны в хоть немного облачную погоду.
3) Скорее всего, вражеские корабли находились в движении, поэтому зеркала приходилось ежесекундно перефокусировать.
4) Ни огонь, ни зеркала ещё долго не упоминались в исторических источниках при описании битвы.
5) Для поджога судов потребовалось бы огромное по тем временам количество зеркал и вспомогательных средств.
Команда MythBusters пришла к выводу, что гораздо эффективнее было бы использовать обычные горящие стрелы или аналоги «коктейля Молотова». Необходимо отметить, что это была уже вторая попытка создателей программы подтвердить миф, однако и первая в своё время провалилась.
В 2010 году президент США Барак Обама призвал создателей шоу провести уже третий эксперимент. На этот раз 500 школьников попытались сфокусировать зеркала на парусе макета римского корабля, находившегося на расстоянии 120 м от них. Однако парус так и не смог достичь температуры 210 °C, необходимой для воспламенения. В передаче решили, что основным эффектом зеркал могло стать разве что ослепление или отвлечение экипажа корабля.
Таким образом, как большинство современных экспериментов (требующих соблюдения целого ряда условий), так и отсутствие сведений о зеркалах Архимеда в наиболее древних источниках об осаде Сиракуз говорят об одном: скорее всего, эта легенда не имеет под собой реальных оснований.
Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов.
Римляне против Македонии, или После драки кулаками не машут
Автор: Дмитрий Абраменко.
Ну вот представь, ты — правитель Македонии. В войне с Римом твоё государство потерпело сокрушительное поражение. Тем самым ты утратил былое могущество, лишился прежних союзов и сильной армии, что ещё больше увеличило разрыв с твоим противником. И вот что ты будешь делать в такой ситуации? Правильно! Копить силы на реванш.
Поражение Филиппа V Антигонида во второй Македонской войне с Римом обернулось для государства настоящей катастрофой. Римская республика переиграла македонского царя как в военном плане, так в политическом, натравив на последнего буквально всех соседей. Мирный договор, заключенный по окончании войны в 197 году до нашей эры, втоптал в грязь все имперские начинания Филиппа и его предшественников. Римляне, ярые «борцы за свободу» эллинов, выдвинули и вправду очень суровые условия. Македонии впредь воспрещалось совать свой нос в греческие дела, она лишалась всех своих завоеваний на Балканах и в Малой Азии, а также обязывалась сократить сухопутную армию до пяти тысяч человек — всё ради блага союзников Рима на Балканах. Таким образом, римляне сделали всё, чтобы лишить Македонию статуса великой державы и превратить в державу региональную. Помимо всего прочего, македонскому царю достались классические спутники проигравшей стороны — разоренные земли и пустая казна. И вот, когда твое царство так ослаблено, а противник непомерно силен, может стоит остановиться, усмирить амбиции и спокойно дожить остаток своей жизни, не обременяя себя мыслями о былом величии? Филипп думал иначе.
Филипп не был глупым человеком и с захватнической политикой Рима был знаком не понаслышке. Македонию рано или поздно ждала новая война и, чтобы сохранить свою власть, нужно было действовать. Очевидно, об открытом противостоянии римлянам здесь и сейчас не могло идти и речи.
Для начала нужно было зализать раны, осмотреться и самое главное — ни в коем случае раньше времени не навлечь на себя гнев Рима, пристально наблюдавшего за делами на Балканах. Поэтому, чтобы вновь нарастить мускулы, следовало действовать предельно осторожно. Тем более, когда для достижения столь амбициозных целей, Филиппу требовалось сделать очень многое.
Первым делом македонский царь занялся внутренними делами. Чтобы увеличить доходы государства и вновь наполнить казну, Филипп предпринял целый ряд мер. Были установлены новые налоги на землю, введены пошлины на ввозимые морем товары, возобновлена разработка старых серебряных и золотых рудников, произошло открытие новых. Филипп постарался выжать все соки из населения, поэтому денег было собрано очень много. Итак, одна из проблем была решена — у македонского царя появились средства, на которые можно было собрать сильную армию для борьбы с римлянами. Ну хорошо, деньги-то есть, но что делать с тем лимитом в пять тысяч воинов? Филипп и тут сумел выкрутиться. Чтобы обойти условие мирного договора, которое ограничивало численность македонской армии, Филипп пошел на небольшую хитрость. Оставив на постоянной основе тысячу лучших воинов, македонский царь призывал на службу четыре тысячи новобранцев и через год распускал их по домам, набирая новых. Изящный ход, позволявший выставить многочисленную и хорошо подготовленную армию, когда это потребуется.
А тем временем обстановка на Балканском полуострове была крайне напряженной. Уже всем стало ясно, что римляне, «освободители» эллинов от злых и коварных македонян, никого освобождать не собирались и всё настойчивее вмешивались во внутренние дела греков. Сразу после окончания войны с Македонией Рим под предлогом борьбы с тиранией свергнул неугодный режим в Спарте. Ну что тут говорить, если под раздачу попали даже греческие союзники Рима. Этолийцы, поддержавшие квиритов в той войне, рассчитывали, что станут новым гегемоном в Элладе, но римляне быстренько поставили их на место.
Ко всему прочему, в своей политике на Балканах Римская республика опиралась на местные олигархические круги, что вызвало серьезные антиримские настроения среди демоса, народа, и с каждым годом накал противоречий всё возрастал. Но Филипп не спешил вмешиваться, ведь царю требовалось много времени, чтобы достаточно окрепнуть — пускай котел греческого возмущения ещё побурлит. Даже наоборот, чтобы отвести от себя все подозрения, македонский царь всячески поддерживал римлян в их внешней политике. Когда в 192 году до нашей эры между Антиохом, правителем империи Селевкидов, и Римом разразилась война, Филипп встал на сторону последнего. Конечно, по большей части это было сделано в личных интересах македонского царя — насолить старому «другу», да немного поправить дела в Греции, пока римляне заняты войной, но все же. Не забыл Филипп и о северных соседях, фракийцах. Для Македонии Фракия была особенно важна, потому что находилась в тылу Македонского царства, и Филипп сделал все возможное, чтобы сохранить с фракийцами дружественные отношения. Вдобавок их воинственные дружины стали отличным резервом для македонской армии. Таким образом, постепенно, шаг за шагом, Македония становилась все сильнее, но, когда уже все было готово для нанесения решающего удара, Филипп умер. Ну вот, теперь-то о влажных мечтах о мести можно и позабыть. Или нет?
И тут на историческую сцену выходит сын Филиппа — Персей. С юных лет будущий наследник всюду следовал за отцом, принимал участие во всех военных кампаниях, в том числе и в войне с Римом. Следовательно, Персей своими глазами видел, как рушилось македонское царство, что не могло не сказаться как на убеждениях будущего царя, так и на рвении, с которым он продолжил дело своего отца. А энтузиазма у Персея было не занимать. Еще при жизни Филиппа царевич устранил своего брата, Деметрия, который придерживался явно проримских взглядов и собрал вокруг себя группу единомышленников. Естественно, это произошло с одобрения Филиппа, которому тесная дружба младшего сына с римлянами казалась уж очень подозрительной — тут и до государственного переворота недалеко. В общем, Персей всецело поддерживал отца с его планами о будущей войне с Римом и, когда Филипп уже находился на смертном одре, будущий царь произнес: «Отец! Пока я жив — Македония не покорится римлянам!» (ну или нечто в том же духе). И, чтобы сдержать свое слово, Персей, взошедший на престол Македонии в 179 году до нашей эры, не только продолжил политику своего отца, но и попытался учесть все промахи македонян, допущенные в предыдущем конфликте с римлянами.
Не последним фактором, приведшем к поражению Македонии в той войне, была стратегия Рима по политической изоляции наследников Александра, вследствие которой македоняне остались одни против многочисленной и сильной коалиции греческих и малоазийских государств во главе с Римской республикой.
Персею следовало сделать все возможное, чтобы это не произошло вновь. Как уже было упомянуто выше, вся Греция кипела борьбой сторонников и противников римского проникновения в Элладу, что в свою очередь также накладывалось на противоборство олигархии и народных масс. Первые перешли под протекцию Рима, чтобы удерживать власть в своих руках, вторые желали эту власть свергнуть и искали поддержки. Македонский царь решил сыграть на этом. Повсеместные обещания простить долговые обязательства, покровительство всех тех, кто бежал от гнета в родных краях, поддержка своих сторонников в ряде греческих областей дали свои результаты — всё больше греков стали симпатизировать Персею, а промакедонские лозунги стали звучать все громче. Вскоре на сторону Македонии открыто встал Котис II, правитель Одрисского царства, сильнейшего во Фракии. Помимо Балкан, македонский царь искал союзников и на востоке. Путем династических браков Персей укрепил связи с Вифинией и Сирией, на поддержку или, по крайней мере, сочувствие которых в будущем конфликте он явно рассчитывал. В конце концов, был налажен контакт даже с Карфагеном, впрочем, уже ставшим тенью своего былого величия.
Пользуясь всеобщей ненавистью к Риму и набрав на этом немало политических очков, Персей стал неким символом борьбы востока с римской экспансией. Почувствовав уверенность в своих силах, македонский царь приступил к активным действиям. Персей вместе со своим войском прошел через всю Грецию в Дельфы к дельфийскому оракулу, якобы ради жертвоприношений, на деле же — чтобы поиграть мускулами перед впечатлительными греками. Появление армии македонян в центре Эллады вызвало настоящий переполох, ставшим римлянам звонким щелчком по носу, на который они обязаны были отреагировать. До эскалации конфликта оставалось совсем чуть-чуть и Персей был готов к этому. На деньги, которые Македония копила все эти годы, была набрана и вооружена крупная армия, а запасов золота и провизии было достаточно, чтобы вести боевые действия очень долго, в том числе и силами наемников.
И тут у читателя может возникнуть вполне закономерный вопрос: «Если македоняне так основательно подготовились, имели и союзников, и армию, и деньги, да и в целом, всё у них было хорошо, так почему же они вновь, да еще и с таким треском проиграли?». А все очень просто — благополучие Македонии было всего-лишь иллюзией.
Симпатии эллинов, на которые так ставил македонский царь, оказались лишь пшиком. Рим уже держал всю Грецию в цепких лапах и отпускать, естественно, не собирался. Стоило дипломатам Римской республики появиться в греческих городах и деликатно напомнить непокорным, что такое римская дубинка, то все недовольство чудесным образом исчезало. В итоге из-за страха перед Римом никто из греков так и не поддержал Персея в открытую. А что с потенциальными союзниками на востоке? Всё то же самое. Большинство государств остались нейтральны в новом конфликте Македонии и Рима, а некоторые, что еще печальнее, выступили на стороне последнего. Только Котис, одрисский царь, не оставил своих намерений поддержать македонян, надеявшийся тем самым задержать проникновения римлян во Фракию. Но и тут квириты нашли выход, натравив другие фракийские племена на царство Котиса, после чего последний был вынужден покинуть македонского царя. Несмотря на все потуги Персея, положение Македонии в новой войне с Римом оказалось совершенно таким же, что и в прошлой раз — македоняне остались одни. Это уже не говоря о внутренних проблемах и противоречиях.
За многие десятилетия беспрерывных войн Македония сильно обезлюдела, а вкупе с дополнительными поборами, пошлинами и чрезмерной эксплуатацией населения, — все это привело к надрыву экономики, что не могло не вызвать реакцию в самом государстве. Даже после устранения Деметрия, проримская партия в Македонии не была ликвидирована полностью, наоборот — она со временем становилась все сильнее. Ведь знатные люди в Македонии прекрасно видели, как Рим приласкал их собрата в Греции, и хотели также. Дело дошло до того, что в самый ответственный момент, когда решался вопрос о войне с Римом, среди македонской знати не оказалось единства. А когда в 171 году до нашей эры многочисленные римские легионы оказались на Балканах, то все вообще посыпалось, как карточный домик.
И, несмотря на некоторые успехи в начале боевых действий, весь военный успех македонян утонул в нерешительности Персея. Здесь можно понять македонского царя, ведь когда ты остался один на один с римлянами, а из-за все возрастающей оппозиции уходит почва у тебя из-под ног, невольно начнешь осознавать, чем все это в итоге закончится. А закончилось всё сокрушительным поражением Персея в битве при Пидне в 168 году до нашей эры, в которой македоняне лишились всей своей армии. Персею удалось сбежать, но ненадолго — вскоре македонский царь был схвачен со всей государственной казной (все доходы Македонии за последние десятилетия достались римлянам на блюдечке, очень удобно).
Очередной триумф Римской республики, ничего необычного. Но на этот раз просто о неких территориальных уступках или о банальной контрибуции по случаю поражения в войне уже не шло никакой речи. Рим устал от проблемной царской династии, которая в очередной раз доставила столько ненужных хлопот на Балканах, и решил упразднить ее вовсе.
Но гораздо интереснее то, с каким смирением македоняне приняли это — никакой ожесточенной борьбы в городах, попыток что-то исправить или навязать новый бой. После поражения изнеможенная и обескровленная страна попросту перестала сопротивляться и целиком отдалась победителю. Таков был бесславный конец македонского царства.
Подводя итоги, можно сказать, что судьба Македонии решилась еще в предыдущем конфликте с Римом. Тогда македоняне и эллины так и не осознали всю опасность надвигающейся тучи с запада, позволив римлянам проникнуть в угасающий Эллинистический мир. Прозрение же пришло слишком поздно, поэтому текущий конфликт идеально ложится под поговорку «после драки кулаками не машут». Попытки Персея хоть что-то сделать не могли ни к чему привести — некогда великая Македония уже была мертва.
Автор: Дмитрий Абраменко.
А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших нам донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!