Что необходимо учитывать при разработке методических рекомендаций к заданиям
Методические рекомендации по составлению и оформлению методических разработок
Методические рекомендации по составлению и оформлению методических разработок
В зависимости от цели, задач, качества и значимости методические разработки могут быть разных уровней и направлений, выполнятся в разных формах: учебное, учебно-методическое и методическое пособие, методическая разработка, методические указания, презентации и др.
Методическая разработка может представлять собой:
разработку конкретного урока ( учебного занятия);
разработку серии уроков ( учебных занятий);
разработку темы программы;
разработку частной (авторской) методики преподавания предмета (дисциплины);
разработку общей методики преподавания предметов (дисциплин);
разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания; методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета;
методические разработки, связанные с новыми учебными специальностями, интегрированными специальностями, разработкой УПД;
разработки, связанные с тематикой самообразования педагогов и т.д.
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:
определить цель методической разработки;
внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный педагогический опыт по выбранной теме;
составить план и определить структуру методической разработки;
определить направления предстоящей работы.
Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.
Методическая разработка должна отвечать следующим требованиям:
Презентация должна отражать:
актуальность выбранной темы;
соответствие содержания презентации теме методической разработки;
соответствие материала современному уровню развития науки и техники;
правильное использование научно-технической, методической и иной терминологии;
иллюстрационный материал презентации;
читаемость и дизайн текста;
цветовое решение презентации;
оптимальность количества слайдов;
эффективность применения анимации.
Презентация прилагается к методической разработке в электронном виде или на бумажном носителе. Презентация распечатывается в виде выдач по 2 слайда на лист формата А4. Необходимо учитывать, что цветное изображение усиливает эффективность восприятия. Презентация выполняется в программах, установленных на компьютерах колледжа.
Требования к структуре и оформлению
Методическая разработка должна содержать следующие структурные элементы:
Методическая разработка начинается с титульного листа, на котором размещаются:
наименование вышестоящей организации;
наименование учреждения образования;
название темы (раздела) (при необходимости);
сведения об авторе (название должности, инициалы и фамилия);
выходные данные (год написания работы).
Наименования вышестоящей организации и учреждения образования приводятся полностью, печатаются строчными буквами (кроме заглавных) жирным шрифтом (размер шрифта 14).
Название разработки печатают прописными буквами жирным шрифтом (размер шрифта 22).
Название дисциплины печатают строчными буквами (кроме заглавной) жирным шрифтом (размер шрифта 18).
Ниже строчными буквами ( с первой прописной) жирным шрифтом приводят название темы (раздела), размер шрифта 18.
При указании сведений об авторе разработки от левого поля приводится слово «Разработал». Справа указывается наименование должности, инициалы и фамилия автора.
Выходные данные приводятся с указанием года написания работы (жирным шрифтом, размер шрифта 14).
На обратной стороне титульного листа указывается цикловая комиссия, на заседании которой рассмотрена работа, приводится рекомендация по ее применению, дата заседания комиссии, номер протокола, подпись председателя комиссии.
Пример оформления титульного листа приведен в приложении А.
В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.
В содержании последовательно располагаются заголовки всех элементов методической разработки с указанием номера соответствующей части и номера страницы. Содержание включает также перечень приложений (приложение Б).
Во введении (не более 0,1% от объема разработки) отражается обоснование актуальности темы, определяются области, в рамках которых проводится описание, цель и предполагаемый конечный результат работы.
Основная часть должна быть посвящена решению поставленных во введении задач и полностью раскрывать суть методической разработки.
В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом перед составлением методической разработки; также к заключении можно отразить вопрос перспективной работы (исследования) над данной темой.
В списке использованных источников указываются все учебники и учебные пособия, стандарты и другие издания, ресурсы сети Интернет, которые были использованы при подготовке методической разработки, в алфавитном порядке. Цитаты и данные должны иметь ссылки на источники. В списке использованных источников сведения об источниках печатают с абзацного отступа, нумеруют арабскими цифрами, после номера ставят точку.
Содержание сведений об источниках должно соответствовать примерам согласно приложению В.
Приложения (технологические документы, чертежи, таблицы и т.д.) оформляются на отдельных листах.
Наличие внешней рецензии необходимо для рабочих учебных программ, которые утверждаются директором колледжа. Внешние рецензии выполняются ведущими преподавателями колледжей, специалистами ВУЗов, предприятий соответствующего профиля. Наличие внутренних рецензий необходимо на все другие виды методических разработок в случае их представления на конкурсы, для публикации в периодической печати, т.е. для дальнейшего широкого использования. Данный вид рецензий может выполняться опытными преподавателями колледжа.
Рецензия должна содержать: наименование темы и автора методической разработки; упоминание о количественном объеме текстовой части и о количестве приложений; краткий перечень основных вопросов, изложенных в методразработке; обязательную характеристику метод разработки с точки зрения ее актуальности; перечень положительных сторон метод разработки и ее основных недостатков, оценка реальной значимости метод разработки; вывод о новаторстве выполненной работы и возможности применения ее в учебном процессе для преподавателей или учащихся; должность и место работы рецензента, его подпись.
Рецензия прилагается к методической разработке.
2.2. Общие правила оформления
При наличии опечаток, описок и графических неточностей, обнаруженных в процессе выполнения работы, допускаются исправления, но не более 2-х на 1листе.
Повреждение листов работы, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста не допускаются.
Текст разработки при необходимости разделяют на главы, пункты, подпункты и абзацы.
Главы нумеруются арабскими цифрами, после которых точка не ставится и записываются с абзацного отступа.
Пункты нумеруются арабскими цифрами с точкой и записываются с абзацного отступа.
Подпункты нумеруются арабскими цифрами и записываются с абзацного отступа. Номер подпункта включает номер пункта и номер подпункта, после которых ставятся точки. Нумерация пунктов должна быть сквозной для всей работы.
Абзацы не нумеруются.
Если глава состоит из одного пункта, он также нумеруется.
«СОДЕРЖА НИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» не имеют номеров.
Главы должны иметь заголовки, которые должны четко и кратко отражать их содержание. Пункты и подпункты могут иметь заголовки при необходимости. Заголовок печатается с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, то они разделяются точкой. В заголовках не допускается перенос слов на следующую строку, применение римских цифр, математических знаков и греческих букв.
Расстояние между заголовками и текстом должно иметь полуторный компьютерный интервал.
Две строчки заголовка отделяются друг от друга расстоянием точно 14 пт.
Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.
Перед каждой позицией перечисления, выделенной абзацным отступом, дефис и никакой другой знак не ставится. Абзацный отступ используют только в первой строке, вторую строку приводят без абзацного отступа. После перечисления, кроме последнего, ставится точка с запятой.
Каждый раздел работы рекомендуется начинать с нового листа.
Страницы работы нумеруются арабскими цифрами без каких-либо знаков препинания. Номера страниц проставляются по центру верхнего поля. Титульный лист включается в общую нумерацию. На титульном листе номер не ставится.
Нумерация листов работы и приложений, входящих в нее, должна быть сквозная.
При изложении обязательных требований в тексте должны применяться слова «должен», «следует», «необходимо», «требуется, чтобы», «разрешается только», «не допускается», «запрещается», «не следует». При изложении других положений следует применять слова – «могут быть», «как правило», «при необходимости», «может быть», «в случае» и т.д.
В методической разработке должны применяться термины и определения, установленные действующими стандартами специальности и терминологическими словарями.
В тексте не допускается:
применять обороты разговорной речи;
применять для одного и того же понятия различные термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском(белорусском) языке;
применять произвольные словообразования;
применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской (белорусской) орфографии.
В разработке допускаются ссылки на стандарты и другие документы при условии, что они полностью и однозначно определяют соответствующие требования и не вызывают затруднений в пользовании документом.
Ссылки следует давать на документ в целом или на его разделы и приложения.
Ссылки на подразделы, пункты, подпункты, таблицы и иллюстрации не допускаются, за исключением подразделов, пунктов, таблиц и иллюстраций данного документа.
Ссылки в тексте на использованные источники даются в соответствии с номером в списке источников. Ссылка оформляется следующим образом: после использования источника ставится квадратная скобка, указывается порядковый номер источника и через запятую буква «с» и номер страницы источника, на которую делается ссылка, после чего опять ставится квадратная скобка, например [8, с.25]. Если нужно сделать ссылку на несколько источников без обозначения страниц, то разделителем между ними будет служить точка с запятой, например [6; 8; 12; 15]. Если ссылка делается на несколько источников с обозначением страниц, то ссылка будет выглядеть следующим образом: [5, с.68; 12, с.24].
При ссылке на стандарты указывают только их обозначение, при этом допускается не указывать год их утверждения при условии записи обозначения с годом утверждения в Списке использованных источников.
2.2.2. Оформление иллюстраций и приложений
Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации могут быть расположены как по тексту разработки (возможно ближе к соответствующим частям текста), так и в конце его.
Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1».
Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.
Например – Рисунок А.3.
Допускается нумерация иллюстраций в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например – Рисунок 1.1.
При ссылках на иллюстрацию следует писать «в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.
Материал, дополняющий текст методической разработки, допускается помещать в приложение.
Приложение оформляют как продолжение работы на последующих ее листах.
В тексте разработки на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них.
Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность. Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O.
В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами.
Если в разработке имеется одно приложение, оно обозначается так: «Приложение А». Приложения должны иметь общую с остальной частью разработки нумерацию страниц. Все приложения должны быть перечислены в содержании документа с указанием их номеров и заголовков.
Если необходимо пояснить отдельные данные, приведенные в разработке, то эти данные следует обозначать надстрочными знаками сноски.
Сноски в тексте располагаются с абзацного отступа после текста внизу страницы, на которой они обозначены, и отделяют от текста горизонтальной линией, длина которой равна 15 знакам печатающего устройства.
Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение, и перед текстом пояснения.
Знак сноски выполняется арабскими цифрами на уровне верхнего обреза шрифта.
Пример «…печатающее устройство 2 …»
Нумерация сносок отдельная для каждой страницы.
Если сносок мало допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками. Применять более четырех звездочек не рекомендуется.
2.2.4. Построение таблиц
Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы при его наличии должно быть точным, кратким. Название следует помещать над таблицей. При переносе части таблицы на другие страницы название помещают только над первой частью таблицы.
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц.
Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.
Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Если в документе одна таблица, она должны быть обозначена «Таблица 1».
Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и таблицы, разделенных точкой. При ссылке в тексте документа на таблицу, следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.
Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.
Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа документа.
Если строки или графы выходят за формат страницы, ее делят на части, помещая одну часть над другой или рядом, при этом в каждой части повторяют ее головку и боковик. При делении таблицы на части допускается ее головку или боковик заменять соответственно номером граф или строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и строки первой части таблицы. Слово «таблица» указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение таблицы» с указанием номера таблицы в соответствии с рисунком 2.
Алгоритм по составлению методических рекомендаций
КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).
Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.
Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).
В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.
Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.
Структура методических рекомендаций
Методические рекомендации как вид методической продукции включают:
➢ сведения об авторе (авторах);
➢ список рекомендуемой литературы по данной теме;
➢ приложения (при необходимости).
Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций
1. На титульном листе должны быть обозначены:
➢ название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);
➢ фамилия, имя, отчество автора;
➢ название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);
➢ сути рассматриваемых вопросов;
➢ предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);
➢ источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации);
➢ возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).
➢ Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
3. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:
➢ обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
➢ определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);
➢ краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников и т.п.);
➢ обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.
4. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольнойформе. Например, его можно структурировать в следующей логике:
➢ описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;
➢ дать советы по решению: организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы); финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия), кадровому обеспечению (требования к экспертам);
➢ вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);
➢ предостеречь от типичных ошибок.
5. Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.
6. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:
➢ планы проведения конкретных дел, мероприятий;
➢ методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;
➢ примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
➢ методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
➢ схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;
➢ примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.
Технология проектирования и разработки методических рекомендаций
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Дата публикации: 09.12.2017
Статья просмотрена: 2477 раз
Библиографическое описание:
Урсегова, Н. А. Технология проектирования и разработки методических рекомендаций / Н. А. Урсегова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13504/ (дата обращения: 24.12.2021).
В 2015 году увидел свет профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н. Именно этот документ регламентирует и разъясняет требования к должности методиста:
‒ принципиально новой функцией методиста становится работа по проведению маркетинговых исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых;
‒ особую актуальность приобретает функция «сопровождения»: методисту необходимо оказывать педагогу поддержку для перехода от низкого к более высокому уровню, преодоления своих профессиональных трудностей, поиску скрытых педагогических и личностных ресурсов и создавать на этой основе условия для развития педагога. Функция «сопровождение» предполагает разработку методистом программного и методического обеспечения, знание специфики работы с одаренными учащихся, учащихся с ограниченными возможностями здоровья и т. п.;
‒ методисту необходимы организаторские и управленческие функции, направленные на достижение качества образовательного процесса, планирования и проведения мониторинга и оценки качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ.
Требования профессионального стандарта, таким образом, ориентируют современного специалиста на овладение не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и применение определённых навыков творческого решения практических задач, постоянное повышение квалификации, быструю адаптацию к изменяющимся условиям.
Анализ профессиональных затруднений методистов (по итогам проведения курсов повышения квалификации, а также реализации дополнительных программ профессиональной переподготовки) свидетельствует о специфичности их образовательных потребностей, направленных, прежде всего, на приобретение способности и опыта по составлению методических рекомендаций. Данная способность может быть отнесена к специальным компетенциям методиста.
В целях оказания методической помощи методистам системы дополнительного образования детей и взрослых, предлагается к обсуждению вариант технологического подхода к процессу проектирования, разработки и самооценки качества методических рекомендаций. Думается, что материалы данной работы будет полезны как методистам, так и преподавателям, которые готовятся к прохождению аттестации на квалификационную категорию.
Общие подходы кпроектированию иразработке методических рекомендаций
‒ изучить научные и методические литературные источники, нормативно-правовые документы по избранной проблематике;
‒ составить план работы;
‒ накопить фактический материал;
‒ подобрать наиболее яркие, характерные факты для обоснования и иллюстрации приведенных положений и рекомендаций.
Основные этапы разработки методических рекомендаций
1. Вступительная часть − пояснительная часть работы, в которой обосновывается актуальность и практическая (или теоретическая) целесообразность данной работы, определяется цель составления методических рекомендаций, дается краткий анализ разработанности данной проблемы в научно-методической литературе, разъясняется, какую помощь призвана оказать работа.
Вступительная часть должна содержать следующую информацию:
‒ обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь необходимо дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, настоящее положение дел, указать, в чем его достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
‒ определение цели составления методических рекомендаций (например; оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми; составить алгоритм подготовки и проведения мероприятий разного уровня и т. п.);
‒ краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций (например: овладение опытом организации конкретных мероприятий; повышение мотивации учащихся к изучению конкретного содержания и т. п.).
2. Основная часть. Содержание этой части состоит из анализа и описания передовых технологий, которыми пользуются руководители, педагоги для достижения поставленных целей. Одновременно указывается, что именно рекомендуется делать для исправления и улучшения существующего положения, дается описание перспективы результатов использования рекомендаций.
Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т. п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:
‒ описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов);
‒ дать советы по решению организационных вопросов (разработка плана работы; определение этапов и сроков информирования потенциальных участников мероприятия, распределение поручений, обеспечение рекламы и т. д.);
‒ вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта).
3. Заключение. Здесь излагаются краткие, четкие выводы, логически вытекающие из содержания методических рекомендаций.
4. Список использованной ирекомендуемой литературы. Список литературы дается в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания.
5. Приложения. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в основную часть. Автору следует описать, что может быть использовано в качестве приложений к разработанным методическим рекомендациям (планы проведения конкретных мероприятий; тестовые задания; методики создания практических заданий, адресованных обучающимся; примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам; методики определения результатов по конкретным видам деятельности; схемы, диаграммы, фотографии, карты; примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т. д.).
Критерии самооценки качества разработанных методических рекомендаций
Прежде чем разработанные методические рекомендации будут внедрены в практическую сферу, будут отданы на стороннее рецензирование, необходимо провести самоанализ качества методических рекомендаций. Выполнить самодиагностику можно по следующим основаниям-критериям:
Рассмотренные выше подходы к проектированию и разработке методических рекомендаций могут быть использованы также в написании иных видов методических работ, обобщающих личный практический опыт преподавателя или методиста, так как процесс проектирования представляет собой особый взгляд на профессиональную деятельность в соответствии с требованиями педагогического сообщества и ценностными ориентациями самого педагога.
Представление проектирования должно осуществляться последовательно, через его этапы. Такое изложение позволяет дать с одной стороны, технологичное описание последовательности действий по созданию проекта методических указаний, а, с другой, обобщенное представление о технологии проектирования без учета предметной специфики и особенностей внутреннего содержания.