во поле береза стояла на гармошке
Во поле берёза стояла: чем примечательна история песни, и в чём её скрытый смысл?
Известно, что ещё сам великий господин Александр Сергеевич Пушкин любил напевать себе под нос песню «про белёсую берёзку». Это век XIX, но песню знали и раньше.
Впервые ноты и текст песни «Во поле берёза стояла» опубликован в сборнике Львова–Прача, который был издан ещё в 1790 году. В этот же год Радищев упоминает о ней в своём «Путешествии из Петербурга в Москву». В сборнике мелодий для фортепиано, выпущенном в 1797 году, так же опубликовано произведение под названием «Во поле берёза стояла».
Это значит, что к концу века XVIII песня эта уже бытовала как народная и была хорошо известна, поэтому, вероятней всего, что история песни относится к гораздо более ранним временам.
Ибрагимов – кто он? И какое отношение имеет к авторству?
Новый вариант песни был опубликован в год 1825-й в известном журнале под философским названием «Благонамеренный». Профессор Николай Михайлович Ибрагимов (настоящее имя Нигмат Мисаилович), написал «Русскую песню». Это был вариант уже существующей «берёзки».
В композицию Ибрагимов добавил куплет о нежеланном замужестве. Подобные мотивы были очень популярны в то время и их часто добавляли в качестве продолжения к уже готовым стихам и песням. В итоге с точным установлением авторства получилась путаница.
Напев… Ноты песни про берёзу…
Смысл песни «Во поле берёза стояла»
В русской культуре было принято сопровождать действия песнями. В XVIII веке девушек часто выдавали замуж насильно, без их согласия. Родители преследовали выгоду, устроив свадьбу дочери с богатым пожилым мужчиной. Ибрагимов затронул в своей песне «Во поле берёза стояла» именно эту тему.
В тексте песни рассказывается история молодой девушки, которая вышла замуж по нужде за строго мужчину. Она хочет пойти в поле «белую берёзу заломати» и срезать «три пруточка», что бы сделать «три гудочка», а кроме них ещё и балалайку. Цель всех действий – «Встань ты, мой старый, проснись». То есть девушка будит мужа и помогает ему привести себя в порядок.
Строчки спящего с похмелья-перепою старого мужа, которые являются ещё одной вариацией-куплетом песни, задевают собой ещё одну нередкую проблему семей – пьянство.
Во поле берёзка стояла – связь с русской народной культурой
Выражение «белую берёзку заломати» пошло от старинного русского обряда, в процессе которого заламывали дерево и сплетали ветки с травой: девушки, перед праздником православной Троицы (обычно в четверг недели накануне праздника) шли в лес. Выбрав молодое деревце – берёзу, надламывали её верхушку и надевали на дерево венок.
Потом девицы заводили хороводы и пели весёлые песни. Затем делалась из веток и травы кукушка, и чучело птицы навешивалось на берёзку. После девушки «кумились». Как? Очень просто: они всего лишь целовались через венок и обменивались крестами. По завершении обряда девушки становились друг для друга ближайшими родственницами, и обида или ссора между ними являлась страшным грехом.
Возможно, история песни связана и с другим обрядом, когда берёзу заламывали с песнями, а затем топили в реке или раскидывали её куски по полю. Считалось, что таким образом вся энергия молодого дерева отдаётся земле для плодородия.
Ретроспектива. Из архива Гостелерадиофонда. Ансамбль «Березка». Во поле береза стояла.
Вроде я не старый утырок))всего то 36 годков, а такое, что они исполняли на сцене сверх всех похвал. Они как неподвижные куклы двигались по сцене, при этом своевременно соблюдая перестроения.
Краткая историческая справка:
Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» имени Н. С. Надеждиной — советский и российский хореографический ансамбль русского народного танца, созданный в 1948 году советским балетмейстером и хореографом Надеждой Сергеевной Надеждиной (1904—1979), имя которой коллектив носит с июня 2000 года.
23 декабря 2006 года ансамбль принят в ведение Управления делами Президента Российской Федерации.
Более трёх десятилетий художественным руководителем ансамбля со дня его основания в 1948 году являлась Надежда Сергеевна Надеждина (народная артистка СССР с 1966 года), а после её смерти в 1979 году танцевальный коллектив возглавила ведущая солистка «Берёзки» и первый помощник Н. С. Надеждиной Мира Михайловна Кольцова (народная артистка СССР с 1989 года), которая занимает эту должность по настоящее время.
Дубликаты не найдены
Да-да, гироскутеры тогда были особой секретной советской разработкой и применяли их только в особо показательных случаях! (Сарказм)
бля)) дак как так они умудрялись это делать? перебежками на цыпочках, в пуантах!?
такая синхронность? пфф,бррр))
теперь доступно и понятно))
ограничительные юбки, а что на ногах было? пуанты?
Завораживает. Эта отточенность и согласованность каждого жеста, грация, лаконичность оставляют неизгладимое впечатление.
В Колумбии среди артистов «Березки» началась самая настоящая «изумрудная» лихорадка!
Нас принимала Богота!
И хоть она уже не та,
Камней зеленых здесь,
Как прежде, груды!
И унимая боль в грудях,
И экономя на бл..дях,
Мы дерзко покупали
Изумруды!
немного не понял риторику и посыл повествования))
Летка-енка. С чего все начиналось
Летка-енка. С чего все начиналось
Однако, оригинальный текст летки-енки никто не переводил; советскими поэтами на эту мелодию было написано как минимум шесть текстов песен, не имевших ничего общего с оригиналом. Услышать их можно во многих фильмах тех лет.
В ответ на пост: «Ответ на пост «Аутентичненький хот дог»»
Советский брейк данс.
Ответ на пост «Аутентичненький хот-дог»
Знакомьтесь — «Белка»
Один из самых прикольных и интересных автомобилей (прототипов), разрабатывавшихся в СССР, о котором мало кто знает.
Во многих странах Мира в 50-х годах прошлого столетия стали набирать популярность так называемые «народные автомобили». Простые по конструкции, необременительные в производстве и продаже, они прочно завоевали автомобильный рынок того времени. В 1955 г. и руководство автомобильной промышленности СССР обратилось к идее создания дешевого народного автомобиля.
Именно тогда «на сцене» появилась «Белка», поражая специалистов своими необычными формами.
Знаменитый советский инженер и дизайнер Юрий Долматовский, трудившийся в те годы в НАМИ, предложил разработать машину особого малого класса с вагонной компоновкой кузова. Свою идею он обосновал тем, что вагонная компоновка по сравнению со стандартной обеспечивала значительные преимущества в размещении механизмов и компоновке салона. Разработка проекта шла совместно с Ирбитским мотоциклетным заводом.
Всего полгода понадобилось специалистам НАМИ на создание первого прототипа. В середине ноября 1955 года автомобиль названый «Белка» привезли в Москву.
Следует сказать, что на последние экземпляры «Белки» уже устанавливалась специально спроектированная для нее коробка передач, а главная передача, дифференциал и карданные качающиеся полуоси достались от автомобиля «Москвич-401».
Колеса для машины взяли от мотороллера «Вятка». Проект получил обозначение ИМЗ-НАМИ-А50. И очень скоро будущий народный автомобиль стали называть «Белка». Скорее всего, потому, что плавные округлые очертания кузова и круглые фары чем-то напоминали небольшого зверька.
Чтобы разместиться на водительском сиденье, необходимо было откинуть всю переднюю часть кузова вместе с водительской дверью. Вдобавок она была соединена шарнирным сочленением с рулевой колонкой. Задняя дверь была одна, широкая, расположенная с правой стороны.
Серийный выпуск данного автомобиля рассматривался на самом высоком правительственном уровне. В 1957 году это вопрос рассматривался даже на уровне Верховного Совета СССР.
Ирбитский завод не обладал необходимыми мощностями для массового выпуска автомобилей, а проходивший испытания «запорожец» показывал более высокие результаты. Поэтому уникальная, оригинальная отечественная разработка «народного автомобиля» так и не стала массовой. Всего изготовили 5 различных вариантов «Белки», а ЗАЗ-965 стал, в те годы, именно «народной» машиной СССР.
Легендарный танцор СССР Махмуд Эсамбаев
Хотелось бы с тобой читатель поделится историей про легендарного танцора всех времён, и народов. Человек простой души, который посвятил жизнь искусству танца. Современные учителя танцев восхищаются им, и говорят что «Так как танцевал Махмуд Эсамбаев, не станцует больше никто». Хотелось бы поделится маленьким видео с вами про этого человека прошедшей эпохи.
Советские магнитофоны-игрушки
Особенностью ценовой политики СССР был принцип: «На детях не зарабатывать!». Поэтому цены на детские товары в СССР были либо с минимальной наценкой, либо дотировалось государством.
Среди всех прочих товаров выпускалась и музыкальная аппаратура для подрастающего поколения.
Одним из самых ранних был катушечный магнитофон-игрушка для детей «Пчёлка» 1968 года. Выпускался на Симферопольском радиозаводе.
Для питания магнитофона использовались две батарейки: отдельная батарейка 1,5 вольта (размер 373) для питания электродвигателя и батарея типа «Крона» для питания усилителя. Максимальная выходная мощность была 200 мВт, что характерна для переносной аппаратуры тех лет. В комплектацию входил даже микрофон.
С наступлением эры кассетных магнитофонов ассортимент магнитофонов- игрушек резко возрос. Одним из первых стала продукция Саратовского радиозавода «Волна».
Несмотря на очень неказистый дизайн, конструкция получилась очень удачной. Электропитание от 6 элементов А373 (9 вольт) или от внешнего блока питания. Выходная мощность 0,5 Вт.
В конце 80-х завод начал выпускать модернизированную версию «Волна-М».
Кроме более веселого дизайна принципиальных изменений почти не было.
Саратовский завод точной механики выпускал свой вариант магнитофона-игрушки- «Джаз».
Тут применялась более современная элементная база. Умельцы подключали внешний динамик 4 ГД-35, подстроечный резистор обратной связи усилителя выкручивали на максимум и устраивали дискотеки на свежем воздухе.
Каменск-Уральский ПСЗ выпускал магнитофон-игрушку «Дружок».
В отличии от Саратовских собратьев в этой игрушке отсутствовала обратная перемотка ленты, только перемотка вперед. Зато усилитель был уже на микросхеме К174 УН7.
Более «серьёзную» игрушку «Юниор» выпускал Рязанский приборостроительный завод.
Здесь уже применялся стандартный лентопротяжный механизм от магнитофона «Русь-207-стерео». Электропитание- 6 элементов А 343 (9 вольт). В остальном он не отличался от собратьев.
В конце 80-х начался выпуск модернизированной игрушки- добавили функцию записи.
Тем самым игрушка превратилась в полноценный, только маленький магнитофон.
Ну и детище Каменец-Подольского завода «Электрон»: конструктор для самостоятельной сборки компактного кассетного проигрывателя «Звёздный».
Конструктор поставлялся в полностью разобранном виде и любой ребёнок мог почувствовать себя инженером электронного производства, собирающим свой первый музыкальный проигрыватель. Выходная мощность усилителя мощности составляла 2х0,5 Вт., что позволяла подключать даже маломощные внешние динамики. Питание проигрывателя было от 6 Вольт. (4 батарейки размера А-316.)
Предметы быта из прошлой эпохи
У всех предметов быта времён Союза ССР давно есть современные аналоги. У некоторых дома до сих пор хранится эта неубиваемая техника и утварь из прошлого. Возможно у кого-то, где-то в гараже, на балконе или антресолях завалялись и вещи, как из этой подборки.
Соковыжималка, 1960-е годы
Скорняжная машинка, 1991 год
Телеантенна для авто «Электроприбор», 1991 год
Катушечный магнитофон «Романтик-3»
Ручная дрель «ДР-10А»
Щётка-пылесос «Ветерок», 70-е годы
Электрошашлычница, 1981 год
Магнитофон-игрушка «Волна», 1989 год
Кухонный комбайн «Белка»
Игровые приставки из СССР
Появление на экране телевизора картинки, происходящей не из Останкино, в СССР было сродни чуду. А ведь помимо дорогих и редких катушечных видеомагнитофонов ее источником могли служить… игровые приставки!
Да, в Советском Союзе существовали приставки для видеоигр. Правда, сами игры отдельно не продавались, но даже записанных в память пяти-шести штук хватало, чтобы радоваться наличию «игрового автомата» на дому.
Давайте же посмотрим ретроспективу на некоторые, но, не все, игровые приставки из нашего прошлого.
Данная приставка появилась в 1978 году и выпускалась на ЛПО им. В.И.Ленина в закрытом городе Львов-49. Это была первая телевизионная игровая приставка в СССР, и в отличие от следующих моделей она была выполнена на дискретных элементах.
В ней был встроена имитация пяти спортивных игр – Теннис, Мини-футбол, Волейбол, Сквош, Тренировка. Счет велся до 15 очков во всех играх. Подключалась приставка к антенному входу телевизора, настройка была на частоту 4-го телевизионного канала.
Если говорить о внешних факторах, то Палестра-02 довольно громоздкая консоль прямоугольной формы, на лицевой панели находятся множество кнопок, которые отвечают за включение/выключение консоли, переключение игры, сброс счёта и т.д. Вес данной консоли составлял 4 килограмма.
Одна из самых распространенных приставок в Советском Союзе производилась несколькими предприятиями с 1978 года. Она также работала на частоте четвертого канала вещания и позволяла имитировать на телевизионном экране такие спортивные игры, как теннис, хоккей, сквош и другие.
Пользователям были доступны некоторые настройки – они могли изменять скорость полета мяча, размер ракеток, углы отскока мяча. Присутствовало даже звуковое сопровождение. Питалась приставка от шести элементов 343 или от адаптера на 9 В, стоила она 150 рублей, а с 1982 года её цена составляла 96 советских рублей.
К началу московской Олимпиады в 1980 году была выпущена новая модель приставки, которая уже включала в свой состав больше игр: футбол, теннис, футбол с гандикапом, лапта и даже электронный тир (для него в комплект входил световой пистолет). Игроки также могли менять размер мяча, размер ракеток и темп игры. Стоила новая приставка 96 рублей и работала от электросети.
Интересное решение – цветной телевизор с встроенным блоком цветных телевизионных игр. Его с 1981 года выпускало Московское производственное объединение «Рубин». Два выносных пульта подключались к телевизору кабелями, в памяти было зашито пять спортивных игр: тренировка, сквош, теннис, минифутбол-1 и минифутбол-2. Любая из игр сопровождается тремя разными звуками, оповещающими о пропуске мяча, его ударе о границы поля или игрока. Цена игрового телевизора была 850 рублей.
Данная игровая приставка с 1984 года выпускалась производственным объединением «Бином» из города Орджоникидзе. Она позволяла одному или двум участникам играть в футбол, футбол с гандикапом, теннис, лапту, стенку и стрельбу по мишени в нескольких вариантах. Питание приставки осуществлялось от электросети через адаптер. Весил весь комплект 1,5 килограмма и стоил 115 рублей.
Новая модель появилась в продаже в 1985 году, опытная партия же была выпущена в 1984 году. Набор игр был традиционным, с имитацией игры ракеткой и стрельбы по мишеням. В каждой игре было несколько уровней сложности. Приставка также могла использоваться для настройки блока развертки телевизора. Питание было возможно только от электросети, стоила приставка 96 рублей и весила 2 килограмма.
А потом наступила следующая эра в домашней электронной игровой индустрии:
Советские «автоматы» с газводой
Первое упоминание автомата газированной воды в советской прессе датируется 1932 годом. Газета «Вечерняя Москва» от 16 апреля 1932 года сообщает: «Работник Ленинградского завода «Вена» Агрошкин изобрел интересный аппарат. В каждом магазине посредством этого аппарата можно наладить производство газированной воды. Первый сатуратор… уже готов и установлен в столовой Смольного».
Несколько лет позже автоматы газводы, с различным фруктовым сиропом или без сиропа, стали появляться постепенно в Москве, а затем и по всему Советскому Союзу.
1959 год. Модели Dior позируют у автоматов в Москве в Парке Горького:
Устанавливали такие аппараты в фойе кинотеатров, у станций метро, на вокзалах, в парках, да и просто на улице через каждые три шага – наверно, проще сказать, где их не было. В одной только Москве 1970-х годов таких аппаратов модели AT-114, красных, серых, голубых, с подсветкой за стеклянной шторкой с надписью, было около 10 тысяч.
Опускаешь в прорезь монетоприёмника монетку – и в стакан полилась шипучая, колющая нос вода с пузырьками. Цена удовольствия оставалась неизменной: газировка без сиропа – 1 копейка, с сиропом – 3 копейки.
На заводах и некоторых производствах устанавливались автоматы с тремя кнопками: вода с газом, без газа и с солью. Такой агрегат можно увидеть, например, в фильме «Самая обаятельная и привлекательная». Вода в таких аппаратах отпускалась бесплатно.
Ну и конечно же, мало кто не поддался искушению испить полный стакан сиропа. Бросаешь монету, сначала наливается сироп, вовремя убираешь стакан и повторяешь это действо несколько раз. 🙂
«В наше время выпускается намного больше различного лимонада, но мало какой из них «дотягивает» до того уровня качества и вкуса.»
Это по разговорам и мнению многих людей, ещё помнящих Тот Самый Вкус. Тогда.
Почему стоит смотреть советские фильмы. Выпуск 10. Раз, два – горе не беда
Сюжет фильма хоть и кажется простым и понятным, на самом деле имеет несколько параллельных линий, интересных моделей поведения и совсем не детских тем, которые поднимают сказочные персонажи.
Героям (а это не только Иван, как принято в большинстве героических лент, как отечественных, так и зарубежных) предстоит объединиться в борьбе с бездушным врагом, проявить человеколюбие и взаимопонимание, научиться слышать и слушать друг друга. Кто хороший, а кто плохой? Эта сказка показывает, что не все так однозначно и не стоит рубить с плеча по первому впечатлению или делать выводы о человеке по одному его поступку.
Карбарас-почти неуязвимый робот, «Синий луч» со способностями полного уничтожения, правда, всего с пяти шагов, печки-самоходки и тройные гарпуны-вот что делает эту сказку не просто особенной, а даже в своем роде уникальной. Классический стимпанк, скрещенный с такими элементами русского фольклора, как например «живая вода», богатыри,и вообще с народным колоритом в целом, выглядит вовсе не смешно, а очень даже привлекательно. На съемках было задействовано много пиротехники, взрывы, производимые «Малюткой» Карбарасом были отнюдь не нарисованные, а в одной из ключевых сцен порохом даже задело одного из актеров, после чего он не смог сниматься несколько дней.
Наличие в ленте острой политической сатиры, которой наполнены диалоги большинства ключевых персонажей, а особенно царей, достойна отдельного внимания. Дети задорно смеются, а вот взрослым стоит крепко задуматься. Отлично продемонстрированы и вопросы гонки вооружений и к чему они могут привести на очень крутых виражах истории.Чего стоит один диалог Жан Жана и принцессы:
— О бедная моя страна, о несчастный мой народ!
-Сначала на ваше, а потом на мое. Земля-то круглая!-вскрикивает король. И добавляет
-Спасайся кто может.
На многие слова, сказанные как будто «между строк» внимательному зрителю стоит обратить свое внимание. Как и во многих детских произведениях, здесь подняты вопросы чести, доблести, самопожертвования в различных своих проявлениях, любви и дружбы, конечно же. Но то, как тонко продемонстрированы политические игры, остается актуальным и по сей день.
Сказка снята по пьесе Юлия Кима. Еще в 70х годах она была написана для Театра Советской Армии. Кино легко воспринимается. хотя картинка местами и должна казаться мрачной. Очень подходяще написанная музыка сглаживает подобные моменты, а финальная песня-классический образец русского народного исполнения, как будто действует умиротворяюще. Все персонажи подробно прописаны, у каждого есть своя история и нет лишних лиц. Абсолютно все, у кого есть реплики, влияют на сюжет. Мне кажется, этого иногда не хватает современным лентам.
Это был 10, можно сказать юбилейный, выпуск из серии постов «Почему стоит смотреть советские фильмы». Я всегда с удовольствием читаю ваши рекомендации к просмотру интересных лент. Есть ли еще сказки, про которые вы хотели бы прочесть подобную ретроспективу?