Казаков во сне ты горько плакал урок в 11 классе

Урок по русской литературе в 11 «Б» классеТема: «Человеческое в человеке…» (по произведениям Ю.П.Казакова)

Казаков во сне ты горько плакал урок в 11 классе

Урок по русской литературе в 11 «Б» классе

Тема: «Человеческое в человеке…» (по произведениям Ю.П.Казакова)

«Один лишь дух, коснувшись глины, творит из него человека»
Антуан де Сент-Экзюпери

Цели урока: образовательные: 1. Подробное знакомство с рассказами «Манька»,
«Вон бежит собака!»
2. Анализ рассказов.
3. Показать сущность женской самоотверженности,
тепла как истинно женского качества, любви.
Объяснить символику дороги.
развивающие: 1. Развивать эмоциональные сферы и чувства
учащихся, воображение, память.
воспитательные: 1. Дать положительную оценку самым лучшим
женским качествам.
2. Привить любовь к творчеству Ю.П.Казакова

Оборудование урока: Портрет Ю.П.Казакова, тексты произведений, Казахская
национальная энциклопедия.
Ход урока
1.Оргмомент.
2. Целевая установка.
Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с биографией русского писателя Юрия Павловича Казакова. С его творчеством.
3. Выступление учащихся с докладами о жизни и творчестве писателя. Запись в тетради.
4. Слово учителя.
— Почему из многочисленных русских писателей он стал хрестоматийным?
Он автор перевода трёхтомника Нурпеисова «Кровь и пот». Он вошёл в национальную энциклопедию. А это значит он для нас писатель с большой буквы. Удивительно, что за рассказ «Манька» он получает посредственную оценку в литературном институте. Но это, не забывайте, 1958 год! Само время требовало героя, рабочего, комсомольца Павки Корчагина, идейного борца, который своим примером станет лидером, покажет капиталистам, как советский человек должен жить, во имя чего. И вдруг москвич Казаков со своими рассказиками. Мелковат. Прошли десятилетия. Оказалось, что именно рассказы Казакова имеют право на изучение в школе! Я уже не говорю о просто их существовании.
5. Работа книгой.
Но прежде я хотел бы начать со лжи, которая преследует нас везде. Обратите внимание на портрет писателя в учебнике. При помощи фотошопа был убран предмет.
— Какой?
— Зачем составителям учебника это понадобилось?
1 учебная ситуация. Что есть правда?
Государство заботится о вашем здоровье. И думает, таким образом, убережёт вас от пагубного влияния. Может, я не прав. Но я уверен в том, что такими вещами мы, учителя, не сможем сделать вас честными, правдивыми. Правда, она и есть правда. Вспомните легенду.

Один человек всю жизнь искал правду, но никак не мог отыскать. Он исходил множество стран, п

Урок по русской литературе в 11 «Б» классе

Тема: «Человеческое в человеке…» (по произведениям Ю.П.Казакова)

«Один лишь дух, коснувшись глины, творит из него человека»

Антуан де Сент-Экзюпери

Цели урока: образовательные: 1. Подробное знакомство с рассказами «Манька»,

2. Анализ рассказов.

3. Показать сущность женской самоотверженности,

тепла как истинно женского качества, любви.

Объяснить символику дороги.

развивающие: 1. Развивать эмоциональные сферы и чувства

учащихся, воображение, память.

воспитательные: 1. Дать положительную оценку самым лучшим

2. Привить любовь к творчеству Ю.П.Казакова

Оборудование урока: Портрет Ю.П.Казакова, тексты произведений, Казахская

2. Целевая установка.

Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с биографией русского писателя Юрия Павловича Казакова. С его творчеством.

3. Выступление учащихся с докладами о жизни и творчестве писателя. Запись в тетради.

— Почему из многочисленных русских писателей он стал хрестоматийным?

Он автор перевода трёхтомника Нурпеисова «Кровь и пот». Он вошёл в национальную энциклопедию. А это значит он для нас писатель с большой буквы. Удивительно, что за рассказ «Манька» он получает посредственную оценку в литературном институте. Но это, не забывайте, 1958 год! Само время требовало героя, рабочего, комсомольца Павки Корчагина, идейного борца, который своим примером станет лидером, покажет капиталистам, как советский человек должен жить, во имя чего. И вдруг москвич Казаков со своими рассказиками. Мелковат. Прошли десятилетия. Оказалось, что именно рассказы Казакова имеют право на изучение в школе! Я уже не говорю о просто их существовании.

Но прежде я хотел бы начать со лжи, которая преследует нас везде. Обратите внимание на портрет писателя в учебнике. При помощи фотошопа был убран предмет.

— Зачем составителям учебника это понадобилось?

1 учебная ситуация. Что есть правда?

Государство заботится о вашем здоровье. И думает, таким образом, убережёт вас от пагубного влияния. Может, я не прав. Но я уверен в том, что такими вещами мы, учителя, не сможем сделать вас честными, правдивыми. Правда, она и есть правда. Вспомните легенду.

Один человек всю жизнь искал правду, но никак не мог отыскать. Он исходил множество стран, побывав и на севере, и на юге, и на западе – нигде нет правды. И вот однажды он приехал в одну страну на востоке. Страна была маленькая, почти никому неизвестная, и он собирался уже ехать дальше, как вдруг набрёл на какой-то заброшенный храм. И тамошний жрец сказал ему, что именно здесь, в этом храме, прячется сама правда. Человек не поверил, но жрец уверял: так оно и есть на самом деле. И он подвёл его к большой статуе, на которую было наброшено чёрное покрывало.

Тогда человек протянул руку, сдёрнул покрывало и увидел перед собойужасное, страшное, омерзительное лицо. Он отшатнулся в испуге.

— Что это? – спросил он. – Неужели это и есть правда?

И тогда правда ответила емутихо:

— Да, это я и есть. Правда.

— Какой вывод сделаем?

Правда во имя высшего. Святая ложь. Она имеет право быть. Но честность выше всего: правды, истины.

Вывод: Ложью нельзя воспитать порядочность, честность, красоту в человеке. Любой человек это чувствует. Ребёнок доверчив. Он верит. И любимый вами человек тоже вам верит. И не дай бог вам когда-нибудь солгать. Уж лучше промолчать во имя высшей цели. Но правда к вам придёт на склоне лет. И вы будете помнить и, может быть, сожалеть об этом. А пока мы молоды…Лев Толстой – русский философ и писатель – утверждал, что человек за день лжёт не менее 20 раз. Но, помните, выбор за вами. Это может стать отличительной чертой вашего характера, хотелось бы, лучшей чертой.

2 учебная ситуация. Рассказ «Манька».

Кто может кратко изложить сюжет.

Странное имя Манька. Не Маня, не Манечка, не Маняша.

— Почему автор так называет свой рассказ?

В этом какая-то доверчивость и простота.

— Найдём характеристику героини? Какой автор даёт портрет? Внешний, внутренний.

— Что вы знаете о сиротах? Что это за люди?

Я был студентом второго курса, простудился, пришёл в поликлинику. Сидит красивая девчонка. Это я сейчас стеснительный и простой учитель. А тогда на втором курсе я уже мнил себя великим учителем.

— Ты откуда такая красивая?

Она оказалась коммуникабельной.

— Я из интерната. Кондратова у нас директор.

Я понял, что у неё нет родителей. Она сказала, что сирота.

— А я на спор. В Ишиме прорубь была, и я прыгнула в прорубь.

Всё горе, которое приходит человеку, это не что иное, как испытание, данное свыше. Значит, вы неправильно живёте, нечестно. И это Расплата. ИлиВозмездие.

Итак, героиня. Почтальон. За 30 вёрст ходит в Золотицы. Отец утонул. Мать руки наложила. Дикая была, дремучая.

— Каково было её поведение на похоронах? Ей было в ту пору 13 лет. Тяжело в 13 лет потерять всех близких?

Люди бледнели, мужики и бабы. С 15 лет работает.

Я начал работать с 18 лет на московском заводе имени Лихачёва (ЗИЛ). Моя Мама с 12 лет на шахте в Карсакпае, но отец с 13 лет на Ленинградском (Кировском) заводе, но это во время войны. Горький в 4 года подавал горячий чай в трактире и получал за это копеечку. Очень важно, чтобы человек рано узнал цену куску хлеба. Манька – письмоносец уже два года. Она любит свою работу.

У неё нет скотины, худая крыша, печь полгода не топлена. Она вся живёт в своей профессии. Её по достоинству ценят рыбаки.

Худая, высокая, голенастая. Ходит легко, не уставая. Зелёные глаза!

Это особенный цвет, редкий.

Дует ровный морской ветер. Вкус водорослей, запах у моря особенный. Я отдыхать ездил на Чёрное море, а в армии служил на Балтийском. Разный вкус, запах.

— Манька, может лошадь дать?

Вот настоящая женская черта. Есть фраза у сатирика Аркадия Райкина: «Мать шла с сумками, лошади оборачивались». У Некрасова русская женщина выносливая, двужильная, ей всё по плечу.

— У неё есть главная черта, присущая почтальону. Знаете, какая?

Вовремя. В срок. Пунктуальность. Скрупулёзность.

Далее автор знакомит с Перфилием Волокитиным. Некрасивое имя, некрасивая фамилия: Волокитин. Но любовь зла, полюбишь и… Почему? Любовь слепа. Вы знаете ангелы любви Эрот, Амур они летают со стрелами, но у них завязанные глаза. Они не видят, что творят. В кого направят свои стрелы. Наша героиня полюбила демобилизованного из армии Перфирия. Черноволосый, стриженый, гармонист. Гармонист раньше был первым парнем на деревне. Сейчас не знаю. Но, думаю, талант он и на селе талант. Расторопен, постоянно весел. Ловок, неутомим в танцах, буен, брался за тяжёлую работу. Понравился Маньке. Манька краснеет, опускает глаза. Полюбила? За что?

Вдруг сон. Стыдный сон. Она просыпается с колотящимся сердцем. Завидует Ленке, с которой Перфирий гуляет по ночам.

И вот, пожалуй, главный момент в произведении. Трёхбалльный шторм. Я жил на море. И во время шторма страшно. Манька сама напрашивается помочь Перфирию выбрать ловушки, иначе их снесёт в море. Рёв, чудовищный накат. Море имеет шоколадный цвет. И Перфирий, и Манька оказываются за бортом лодки.

— Какое качество Маньки меня, как читателя, потрясает?

Это знаете, как стеклянная игрушка. Чуть нажмёшь, и она лопнет. Хрупко всё. И отношения человеческие так хрупки. Перфирий понял, что в Маньке есть человечность, это важнее всего остального. В Маньке есть главное – дух.

— Из чего состоит человек, согласно библии?

Тело, душа, дух. де Сент-Экзюпери сказал: «Один лишь дух, коснувшись глины, творит из него человека!» Наконец-то, люди стали это понимать. Вчера на ралли «Париж-Дакар» (473 машины) российские гонщики шли первыми, но увидели аварию китайских гонщиков. Остановились. Помогли спортсменам, убрали с трассы машину. Для них это было важнее. Ну не получат они приз, а спасти людей куда важнее, это человеческий фактор. Когда российские спортсмены пришли на финиш, конечно, они были не первыми. Первыми пришли голландцы. Судьи единогласно дали первое место россиянам. И никто не подал протест. Все же люди. Все всё поняли. Наконец-то, в спорте начали ценить человечность.

— А как бы поступили вы?

Заканчивается рассказ слезами Маньки. Это правда, что мужчины летят на свет, как мотыльки. Они тянутся к красоте и видят только её. Как обманчив мир! Но молитва спасает Маньку. Помогает верить. Да и Перфилий, кажется, понял, наступило прозрение. Манька – его настоящая любовь. В ней есть внутренняя красота, что, конечно, важнее в жизни, в ней есть тепло, самоотверженность, вера.

Новая учебная ситуация.

Рассказ «Вон бежит собака!»

Московский механик Крымов отправляется на рыбалку, в своё любимое, тайное место. Он счастлив предвкушением нескольких дней среди тишины и покоя природы, горит нетерпением заядлого рыбака – поскорее закинуть леску спиннинга в реку, чтобы добыть щуку. И в своём эгоизме, духовной слепоте он не видит драмы другого человека, случайной попутчицы, соседки в междугороднем автобусе. Он не способен на сострадание простых человеческих чувств, желание помочь. Он глух и слеп.

— Случайно ли появляется собака? Что олицетворяет собой собака? Подумаем вместе.

Крымов чистой воды сюрреалист.

— Что такое сюрреализм?

— Это совмещение сна и реальности. Это парадоксальность. Откуда собака взялась?

Это фантазия писателя. Собака – друг человека. Она спасение Крымова. Вот она и появилась. «Вон бежит собака!» Он повторяет эти слова несколько раз. Бессмысленно. Тем самым он отгораживается от проблемы. Позже, когда закончились дни рыбалки, оказавшись на дороге, он прозревает. Он понял, что не отозвался на боль ближнего, не сделал шаг навстречу. И вот это что-то большое, красивое и печальное теперь стояло над ним и жалело его.

— Какую роль играет музыка в рассказе? Джаз?

Во время пути. А дорога – это жизнь. Звучит на радиоволне джаз. Крымов счастлив, спутница переживает. Эта музыка – её грусть. Вот она глубина человеческой души. Как сильна музыка.

Вывод: Есть 11 неправильных глаголов в русском языке. Я вам продиктую правильные глаголы – их 5! Надо понимать человека, помогать человеку, принимать человека таким, каков он есть, сострадать человеку и любить человека.

— Что объединяет эти два рассказа?

Раскрыть человеческое в человеке. Всё проникнуто любовью к человеку. Раскрыть внутренний мир человека и сделать так, чтобы человек сам себя поругал, не судил, но заставил себя, как в детстве, покраснеть. Разбудить в себе стыд, совесть проснётся, и тогда ты станешь человеком. Если ты плачешь, ты человек.

Валентин Распутин. Пожар и другие рассказы, повести, романы.

Источник

Казаков во сне ты горько плакал урок в 11 классе

После поступления в Литинститут им. А. М. Горького (1953) Ю. Казаков всерьез обращается к прозе. В рассказах 1956—1958 гг., напечатанных в журналах «Октябрь», «Знамя», «Москва», «Молодая гвардия» и др. и сразу замеченных критикой и читателями, он заявил о себе уже как сложившийся мастер. В 1958 г. Ю. Казаков был принят в Союз писателей. В 1959 г. в Москве был издан сборник его рассказов «На полустанке», который автор считал своей первой полновесной книгой.

Большинство своих рассказов Ю. Казаков написал в конце 50-х — начале 60 гг. В это время выходят его книги «По дороге» (1961), «Голубое и зеленое» (1963), «Запах хлеба» (1963), «Двое в декабре» (1966) и др. Одновременно он много путешествует. Помимо Арктики, он побывал на Псковщине и в устье Дуная, в Закарпатье и Казахстане, Болгарии, Румынии, Германии, Фран­ции. За рубежом его охотно печатали. В Париже (1962) ему при­судили премию за лучшую книгу, переведенную на французский язык. В Италии удостоили «Дантовской премии» (1970). Классик казахской литературы А.Нурпеисов доверил Ю. Казакову перевод своей трехтомной эпопеи «Кровь и пот». Рассказы- шедевры Ю. Казакова «Свечечка» и «Во сне ты долго плакал» вошли в антологию русской прозы XX века наряду с произве­дениями И. Бунина, М. Булгакова, А. Платонова, В. Набокова. «Последним классиком русской литературы» назвал писателя Ю. Нагибин.

Трагический лирик по натуре, Ю. Казаков скептически относился к соцреализму. Самодостаточность «внутренней био­графии», самовыражение писателя он ставил превыше всего. «Счастье и его природа, страдания и преодоление их, нравствен­ный долг перед народом, любовь, осмысление самого себя, отношение к труду, живучесть инстинктов» — вот круг проблем, определивших, по признанию Ю. Казакова, содержание и скры­тые связи в его творчестве.

Мотив дороги как синоним свободы, раскрепощения лич­ности. Ю. Казаков вошел в литературу на волне общественных надежд второй половины 50 гг., в период «оттепели», в качестве представителя «молодежной прозы» став заметной фигурой поколения «шестидесятников». Общественная жизнь накануне и после XX съезда характеризовалась особой динамичностью, отразившейся и в литературном процессе того периода. Герои литературы 50—60 годов вдруг все разом засобирались в дорогу. Мотив путешествия, будучи одним из основных мотивов «моло­дежной прозы», возникновением своим был обязан общественной ситуации. Для героев А. Битова, В. Аксенова, В. Конецкого, Ю. Казакова очень важны оказались внутренние, глубоко лич­ные причины, по которым они отправлялись в путь. Их целью была свобода, в те годы свобода и романтика стали синонимами: «Ему, как и многим другим вообще, почему-то казалось, что в своем городе, своем институте, одним словом, дома, ничего необыкновенного произойти не может. Дома все было привыч­ным и обыденным. А необыкновенное было где-то далеко, поэто­му он любил дальние поездки и каждый раз, собираясь в дорогу, был почти уверен, что с ним произойдет что-то радостное, кто- нибудь полюбит его» («Дом под кручей»). Стремление к перемене мест объяснялось и возможностью вернуть утраченное в сталинскую эпоху доверие к индивидуальному опыту. «В дорогу, в дорогу! Я хочу говорить о дороге!» — лейтмотив дороги, конс­танта казаковского творчества, стал главной приметой времени перемен. Ю. Казаков говорил, что он родился с душой путе­шественника. В дороге возникало ощущение, созвучное новой эпохе, что жизнь начинается заново: «Всякая поездка в незна­комые края — как рождение». «В Мятлеве сошли ночью, сразу пошли полевой дорогой, и сразу же, едва ушел поезд, Саша по­чувствовал, как кончилась одна жизнь и наступила для него другая, резко отличная от прежней — глухая, таинственная» («Ни стуку, ни грюку» (I960)). «Синдром нового места» — вычленение героя из будничного житейского круга, обнажение его истинной сущности, обострение ощущения собственной личности. Ю. Казаков очень ценил возможности мотива дороги — ситуации переезда героя в новое место, что стало основой сюжетов рассказов «Дом под кручей», «Ночлег», «Плачу и рыдаю», «Адам и Ева», «На охоте» и др. Писателю удалось показать многозначность возможностей, содержащихся в этой ситуации, пусть не полной, но свободы, испробовать ее на разных героях. В рассказе «Плачу и рыдаю» (1963) их трое — филолог Елагин, егерь Хмолин и пятнад­цатилетний подросток Ваня, «свеженький мальчик со щечками, веснушками, с постоянной радостной улыбкой». Писатель «смотрит на жизнь» глазами самого юного героя. Ваня впервые на охоте, в нем есть особая свежесть, первозданность восприятия мира. Ситуация «приезда героя на новое место» еще более обостряется таким наивным, свежим взглядом. Главной темой постсталинской литературы становится новое душевное сос­тояние человека, внимание к внутреннему миру даже самого «маленького» человека. Сосредоточенность повествования на тончайших движениях души человека — завоевание литературы «шестидесятников», заново утверждающих сверхценность каждого отдельного человека и его внутреннего мира.

Как правило, у Ю. Казакова нет акцента на психологических характеристиках героев, на их отношениях. Акцент на том, что сближает их чувства : «все посмотрели друг на друга с улыбкой и тут же смутились оттого, что так бессовестно счастливы», счастливы от общения с природой. Именно природа у Ю. Казакова меняет человека, очищает его, возвращает к естественным чело­веческим ценностям. Одна из основных задач Ю. Казакова — передать состояние счастья. Поэтому рассказ не только о при­роде, но и о том, достичь чего — разными путями — стремится каждый человек. Возможно ли в рамках земной человеческой жизни достичь счастья, и что оно есть такое — главный вопрос, объединяющий все произведения Ю. Казакова. «Счастье — это максимально доступная человеку интенсивность переживаемого мгновения, это постоянно живущее в нем сознание единствен­ности, неповторимости и исключительной ценности каждого мгновения жизни»,— сформулировал писатель.

Возможность другой жизни, пусть и остающаяся нереа­лизованной, еще один лейтмотив «дорожных» рассказов Ю. Ка­закова. Ревизор Забавин, герой рассказа «На острове», не стран­ник по натуре, обычный командировочный, именно под воздейст­вием дороги обретает неожиданно сильное чувство, нежданную любовь. Необычный северный пейзаж, мысли о конечности человеческой жизни настраивают его на особую волну, переводят из автоматического режима существования в состояние, позво­ляющее ощутить полноту и ценность каждого мгновения жизни. Ощущение счастья, любовь, которые довелось испытать многим героям Ю. Казакова, во многом оказались возможны благодаря их столкновениям с бренностью этого мира. Она дает о себе знать заброшенной могилой, немощью дряхлого старика, глазами подстреленной утки, джазовой мелодией, ее низкими, монотон­ными звуками. Возможность ощутить себя «бездны мрачной на краю» повышает ценность каждого мига бытия. В рассказе «На острове» нет истории любви, — зарождение любви происходит вместе с осознанием ее безнадежности. Герои встречаются с лю­бовью и прощаются с ней в одно и то же время. Остается только пронзительная нежность, потому что «люди, которые уходят от нас, и мы их не встречаем б 9 лыпе, эти люди для нас умирают». А мы для них. Ведь дорога — это и встречи, и, неизбежно, расставания.

Музыкальный характер композиции «Осени в дубовых лесах» (1961) невозможно не почувствовать. Это рассказ — художественное открытие. Высокое, почти неземное волнение любви передано в этом произведении, хотя фабула его очень проста: встретились два человека, любящие друг друга, и ничего больше, кроме поздней русской осени да старого дома на берегу реки. Ощущение неистребимой, захватывающей радости жизни выра­жено, можно сказать, музыкальными средствами: «Как славно, что снег, и что приехала она, и мы одни, и с нами музыка, наше прошлое и будущее, которое, может быть, будет лучше прошло­го, и что завтра я поведу ее на свои любимые места, покажу Оку, поля, холмы, лес и овраги. ». Нарочитая замедленность в разви­тии действия, попытки задержать мгновение, зыбкость, на­пряженное балансирование на грани ускользающего счастья, все это делает рассказ великолепным образцом лирической прозы.

Изменения, причем важные, принципиальные, происходят в душах героев, совершаются на фоне внешней бессобытийности. Так, «внешний» сюжет рассказа «Двое в декабре» (1962) — это лыжная прогулка, которую совершает «он» и «она», безымянные персонажи рассказа. Ничего особенного с ними не происходит. Главное в рассказе — внутренний конфликт, предчувствие раз­лада между влюбленными. Она грустна и молчалива. Он, напро­тив, доволен собой, не чувствует ее настроения. Несоответствие их психологических состояний и составляет эмоциональную интригу текста. Оба переживают ощущение завершенности какого-то этапа их отношений и предчувствие нового этапа. В конце рассказа «подвижка» происходит в состоянии героя, кото­рый вдруг «вообразил ее своей женой» и «ему захотелось быть лучше и человечнее». Но намечающийся happy end сомнителен. Счастья герои Ю. Казакова достигают только на мгновение.

Дорога может быть и коварной, на ней легко разминуться и невозможно ничего поправить. Рассказ Ю. Казакова «Вон бежит собака» (1961) — о невстрече, о неузнанной любви, о нереали­зованной возможности услышать и понять другого человека, помочь ему, поддержать. Московский механик Крымов, вырвав­шийся, наконец, из шумного суетного города на рыбалку, пере­полнен блаженным восторгом от предстоящего общения с приро­дой, долгожданного уединения: «Пахло дымом, сырыми берегами и сеном издалека. Крымов сел и ужаснулся своему счастью. Он и не предполагал, что можно так радоваться этому утру, и этой реке, и тому, что он один». Однако его торжествующее чувство счастья диссонирует с печальным образом молодой попутчицы Крымова, от которой исходит тревога и растерянность. Она явно нуждается в помощи и поддержке Крымова, но он поглощен своим охотничьим инстинктом и, только возвращаясь в Москву, понимает, что оставил свою попутчицу наедине с ее бедой. Ю. Казаков показывает ограниченность «счастья для себя», «счастья в себе». Но его героям редко доводится быть счастливыми не в одиночку. Такова индивидуалистическая природа человека. Дорога, дающая так много восприимчивой к впечатлениям душе, может обернуться ловушкой для натуры неразвитой, приносит ей внутреннее опустошение («Легкая жизнь» (1962)). Дорога как способ существования чревата и находками, и потерями. Жизнь для человека — «перекати-поле», не способного «ни к чему при­лепиться душой», проходит мимо.

Романтический порыв на Север как возможность испытать себя, осознать себя как личность. Стремление к «жизни кочевой» соединялось, а у многих писателей той поры и постепенно вытеснялось тягой к родным краям, земле отцов и предков, земле детства. Для В. Солоухина, В. Лихоносова, В. Астафьева, Е. Но­сова — писателей-деревенщиков, дорога к отчему дому оказалась магистральным путем творчества. Стало очевидно, что глубина самопознания зависит не только от способности фиксировать и передавать внутренние состояния, но и от того, чем вызваны эти состояния. Мотив возвращения в родные края становится одним из центральных в литературе конца 50-х — начала 60 годов. Для Ю. Казакова краем, куда невозможно не возвращаться, иначе недостанет сил для жизни, стал русский Север.

«В жизни каждого человека есть момент, когда он всерьез начинает быть. У меня это случилось на берегу Белого моря>>,— писал Ю. Казаков. Автор не родился на Севере, но в контексте времени Север становится для него местом, которое помогло по­нять основы миропорядка, самого себя: «И зачем все это? Зачем бросать свой дом, пускаться в путь, спать на полу, на лавках в глухих деревнях, на тонях, на мху возле костра, у ночной шумя­щей реки, смотреть в незнакомые лица, слушать всех людей и трогать их руки? Затем, может быть, чтобы в тысячный раз сказать, что жизнь не остановилась, что солнце еще встает над океаном и ветер крепко бьет в скулы кораблям и что это прекрасно?».

Эта жадность к жизни, стремление обмануть судьбу — про­жить не дольше, может быть, но концентрированнее, для Ю. Каза­кова реализуется во многом на Севере. Не литературно, но скорее человечески на него сильное влияние оказал Хемингуэй. Поэтому Ю. Казаков поехал не на стройки века, что было модно, а в экзотическую глушь, «на Белое море», в Архангельск. И навсегда «заболел» Севером — его дикой красотой, первобытной схваткой охотника и дичи, человека и моря, человека и леса, первобытным словом Севера. Природа Севера «взяла его в плен». Пейзажи «Северного дневника» (1960—1972) — основной массив текста и его главные герои. Северная природа (часть которой — люди) учит мужественности, несуетности, требовательности к себе, умению выделять главное в жизни. Жизнь рядом с поморами, «тихими героями» (каждый, кто просто родился и живет на Севере уже герой), была лучшим средством избавления от инфантильности 50—60 годов.

50—60 гг. — период романтических веяний в советском искусстве. Романтическое сознание XX века отвернулось от Юга (Кавказа и Крыма), так как это уже были просто курортные места, лишенные пушкинского и лермонтовского романти­ческого пафоса. Учитывая, что советское искусство было ориентировано на воспевание «трудной» романтики, на пафос борьбы и созидания, выбор Сибири оказался закономерным. Не случайно «Проклятый Север» Казакова построен на контрасте — праздной жизни Ялты и воспоминаний о штормах на северных морях. Ялтинский пейзаж раздражает героев своей ненастоящ- ностью, прилизанностью, удобством. Скучно там, фальшиво, неприкаянно сибирякам. Высокое и настоящее — это чистые, хо­лодные тона Севера: «Мы прямо-таки отравлены этим проклятым Севером, и тянет туда бесконечно».

В центре рассказа «Поморка» (1957) — образ 90-летней ста­рухи-поморки. Композиция рассказа отражает постепенное сужение поля зрения автора, что дает ощущение гармонии: сначала изображается Север, потом дом поморки, потом героиня, и — полное их соответствие друг другу — чистота, целесо­образность, простота. Природа не подавляет человека Севера, не умаляет его. В рассказе передано ощущение их равновеликости. Ю. Казакову очень хочется разгадать душу поморки. Он один из первых писателей «послелакировочного времени», почувство­вавший потребность осознать не классовую сущность героев, а их духовное начало. Типизация у Ю. Казакова лирическая, он подчеркивает в человеке не социальные, а универсальные, природные, общечеловеческие свойства. Именно Север высвечи­вает то затушеванное, замаскированное жизненными обстоя­тельствами, что в городе бывает так трудно разглядеть.

Север навсегда остался той стороной, где Казаков был молод. Поездка в труднодоступные края — это иллюзия победы над вре­менем, попытка остаться в молодости, ощутить себя не живущим, а готовящимся жить, учащимся у Севера.

Последний рассказ Ю. Казакова «Во сне ты горько плакал» (1977) — истинный шедевр, вершина лирической прозы писателя. При всей сложности композиции произведения, отточенности каждой фразы, рассказ производит впечатление абсолютной естественности, простоты, спонтанности повествования. «. Стоял в зените долгий-долГий день, один из тех летних дней, которые, когда мы вспоминаем о них через годы, кажутся нам бесконечными». Это рассказ о любом проявлении жизни как высшей ценности, о загадке темной человеческой природы, жизни и смерти. Тайна — младенческое сознание полуторагодо­валого сына писателя Алеши, оно непроницаемо для взрослого опыта. «Господи, чего бы я ни отдал, чтобы только узнать, чему ты улыбаешься столь неопределенно наедине с собой или слушая меня! Уж не знаешь ли ты нечто такое, что гораздо важнее всех моих знаний, всего моего опыта?». Произведение бесконечно многомерно: на дне крошечного омутка для маленького мальчика открывается вселенная, в одном летнем дне сосредоточена вечность. Основная интонация рассказа — любовь-тоска, проща­ние с погибшим другом, потом с взрослеющим сыном. Тема «разлучения душ», трагедия неизбежного внутреннего одиночест­ва — одна из главных в творчестве Ю. Казакова.

Жанровые особенности рассказов. 50—60 годы ЭД время расцвета рассказа. У тоталитарной власти была установка на то, что грандиозная эпоха построения социализма требует для своего отображения грандиозных форм. Монументальность, пом­пезность, масштабность — неотъемлемые черты официального искусства империй. Малая проза рассматривалась как факт ученичества. В советской литературе творчество писателей раз­вивалось по известному канону: рассказ — цикл рассказов — повесть — роман — эпопея. На художника, «застрявшего» на рас­сказе, нередко смотрели как на студента-второгодника. Не потому ли Ю. Казакова так долго именовали «молодым писа­телем»? Он искренне пытался «повзрослеть», создать произве­дение солидное, объемное. Он и за перевод большого историчес­кого романа казахского писателя А. Нурпеисова взялся, как позже признавался, надеясь самому «вдохновиться на роман».

Но 50—60 годы еще не были временем итогов — действи­тельность менялась с каждым днем, восприятие жизни было фрагментарным, литературные сюжеты незавершенными, откры­тыми. Жанр рассказа, можно сказать, сам «выбрал это время». Рассказ «учит видеть импрессионистически — мгновенно и точ­но»,— писал Ю. Казаков. Соединение объективного и субъектив­ного, импрессионистичность мировосприятия в малом жанре отражает «пейзаж души». Главными в таких произведениях являются чувства, переживания, психологические состояния. В центре многих рассказов Ю. Казакова — анализ душевных сос­тояний, которые отличаются нестабильностью, текучестью, подвижностью (например, зарождение любви или только ее предчувствие отражены в рассказах «На острове», «Манька», «Дом под кручей», «Некрасивая», «Адам и Ева» и др.). Поколение, пережившее войну, начинает особенно ценить каждое мгновение жизни. Кроме того, постсталинская свобода краткосрочна, ненадежна. Мираж, сон, воспоминание — вот жанрообразующее содержание литературы бурных восторгов, вызванных мгнове­нием «оттепельных» надежд, и, одновременно, неверия в то, что все это происходит в реальности.

«Чем глубже в прошлое уходят 50—60 годы, тем все отчетливее осознается созвучность творчества Ю. Казакова общей ат­мосфере эпохи, ее настрою. Сама «дебютность» творчества писа­теля, ощущение молодости, начала, не ставших мудростью и зрелостью, а оборвавшихся на излете, — не самые ли это точные характеристики недолгой «оттепели»? Атмосфера эпохи опре­делялась чистотой помыслов и возникновением самых радужных надежд, нового и искреннего подъема, светлой веры в будущее. Но основание для этих надежд было слишком зыбким, их иллюзорность становилась все очевиднее. Расцвет творчества Юрия Казакова пришелся на светлую пору, и этот свет навсегда остался в его рассказах»,— написала литературовед Е. Галимова.

1. Как проявляется гуманизация литературы, повышенное вни­мание к личности периода хрущевской «оттепели» в прозе А. Казакова?

2. Проанализируйте несколько рассказов Ю. Казакова с точки зрения принадлежности их к лирической прозе. В чем своеобразие лирической прозы писателя?

3. Охарактеризуйте отношения городского человека и природы, горожанина и дороги, мотив дороги и дома в произведениях Ю. Казакова.

4. Какие социальные новации постсталинской эпохи отразились в творчестве Ю. Казакова? Охарактеризуйте жанровую специфику его произведений.

5. Сделайте целостный анализ одного из рассказов Ю. Казакова по схеме: смысл заглавия, идейно-тематическое содержание, проблематика, система образов, основные мотивы, сюжет и компо­зиция, функция пейзажа, жанровые особенности, стиль, значение открытого финала.

6. Прочитайте несколько произведений представителей «мо­лодежной» и «городской» прозы. Дайте сравнительную харак­теристику прозы А. Битова, В. Аксенова, Ю. Трифонова. Ю. Каза­кова и др. Что общего у этих авторов в содержании и форме произведений?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *