Казаков во сне ты горько плакал урок литературы
Во сне ты горько плакал
Трагический текст о расставании с тайной детства — и в то же время одно из главных в русской литературе приближений к этой тайне. Последний завершённый рассказ Юрия Казакова.
комментарии: Иван Чувиляев
Монолог автора, обращённый к маленькому сыну Алёше. Почти бессюжетная череда зарисовок о природе и потерях, чувстве вины и детских травмах. Большие трагедии тут соседствуют с простыми радостями, прогулка по лесу наводит на воспоминание о прощании с арестованным отцом, плач ребёнка во время дневного сна становится расставанием с младенчеством. Течение мысли, чередование образов превращает рассказ в попытку то ли реконструировать, то ли построить мир детского счастья и понять, почему и в какой момент каждый из нас теряет этот маленький рай.
Фото Ирины Стин и Анатолия Фирсова
Когда она написана?
Первый снег так умиротворяющ, так меланхоличен, так повергает нас в тягучие мирные думы…
Первое, что бросается в глаза, — нелинейность и мозаичность повествования. Это не столько история, рассказанная автором, сколько множество маленьких эпизодов и набросков, сцепленных между собой. Рассказчик мысленно переносится из подмосковного Абрамцева на южный курорт, из семидесятых годов в тридцатые и в будущее. Переключается между этими составными частями повествования Казаков, как правило, путём ассоциаций. Глядя на бегущего ребёнка, он вспоминает, как сам бегал так же в детстве. Вид спящего Алёши «монтируется» с воспоминанием о том, как отец впервые увидел сына, принесённого из роддома. Даже сам ребёнок, главный герой повествования, возникает в нём как будто случайно — как свидетель диалога рассказчика с соседом по даче.
Казаков — один из самых музыкальных русских прозаиков XX века. В молодости он занимался музыкой, поступил в училище Гнесиных, играл на контрабасе в театральном оркестре и в литературу пришёл, уже будучи вполне состоявшимся исполнителем. Ритм, течение текста для его прозы всегда исключительно важны — в том числе и в этом рассказе. Здесь есть и специфические повторы, чередующиеся предложения, начинающиеся с «А» и «И» («А небо было так сине, так золотисто-густо светились под солнцем кленовые листья! И простились мы с ним особенно дружески, особенно нежно… А три недели спустя, в Гагре, — будто гром грянул для меня!»); длинноты, сменяющиеся дробными, короткими предложениями, — всё это вполне можно считать характерными чертами казаковской прозы.
Что на неё повлияло?
В молодости Казаков испытал огромное влияние Константина Паустовского, которого можно назвать его учителем, литературным «крёстным отцом». С одной стороны, Паустовский много сделал для молодого литератора и всегда выделял его среди начинающих писателей. С другой, в советской литературе Паустовский — гимназический приятель Булгакова, космополит — играл роль связующего звена с русской литературой начала XX века, традиция которой была для Казакова определяющей.
Если говорить об источниках влияния именно на «Во сне…», то в попытке реконструировать, воссоздать и описать мир, увиденный ребёнком, Казаков опирается на множество образцов. Ту же задачу ставили перед собой и Толстой в автобиографической трилогии, и Аксаков в «Детских годах Багрова-внука», и ещё в большей степени Чехов в целом ряде рассказов. С другой стороны, Казаков решает эту задачу иначе: не через биографию или автобиографию, а в почти эссеистической форме. Биограф Казакова Игорь Кузьмичёв указывает, что важнейшим произведением для писателя была «Исповедь» Льва Толстого, где те же вопросы — загадка смерти и младенчества, поиск ответов на сложные вопросы через быт, детали и нюансы — решались вне плоскости традиционного художественного повествования.
Как она была опубликована?
При этом первая публикация «Во сне…» почти не привлекла внимания критики. Характерно, что в статье про Казакова Юрий Трифонов рассказ даже не упоминает (хотя он был уже к тому моменту опубликован). Пусть по форме текст Трифонова напоминает тост («Радуюсь тому, что ты трудишься, что ты рядом, пускай не в Москве, а в Абрамцеве, это недалеко, когда-нибудь можно и повидаться, плачу и рыдаю, когда встречаю вдруг твою прозу, светящуюся, фосфоресцирующую» 3 Трифонов Ю. В. Пронзительность таланта // Трифонов Ю. В. Как слово наше отзовётся… М.: Советская Россия, 1985. ), по сути это уже почти некролог, подведение итогов состоявшейся и завершённой литературной карьеры.
После смерти Казакова стали появляться его биографии, сборники воспоминаний коллег, в которых «Во сне…» оценивался как opus magnum, произведение, в котором отразились все особенности авторской манеры и стиля. Одновременно за рассказом прочно закрепилось определение творческого завещания писателя.
Ещё 3 книги позднесоветского времени
Почему рассказ адресован ребёнку?
Почему рассказ так называется?
Смысл названия раскрывается лишь в финале рассказа, когда маленький Алёша начинает рыдать во сне, а отец, разбудив его, понимает: «…Душа твоя, слитая до сих пор с моей, — теперь далеко и с каждым годом будет всё отдаляться, отдаляться, что ты уже не я, не моё продолжение и моей душе никогда не догнать тебя, ты уйдёшь навсегда». Такое завершение мозаичного рассказа делает все прочие его составляющие — прогулки, воспоминания, рассуждения о самоубийстве — элементами общей картины потери, расставания, утраты. А ребёнок выступает хранителем тайны («Уж не знаешь ли ты нечто такое, что гораздо важнее всех моих знаний и всего моего опыта?»), которую теряет и забывает, взрослея и сам того не замечая.
Ничего нам с тобой не досталось от прошлого, сама земля переменилась, деревни и леса, и Радонеж пропал, будто его и не было
Насколько автобиографичен рассказ Казакова?
Документально точно описан и главный адресат авторского монолога, Алёша. Биографы Казакова эту тему практически не затрагивают, о ней приходится судить лишь по газетным публикациям и некоторым воспоминаниям, но, видимо, как раз в момент работы над «Во сне…» в семейной жизни Казакова начались проблемы, он стал реже общаться с сыном, и это, видимо, наложило свой отпечаток на рассказ. Предположительно, Алексей Казаков сейчас живёт в Москве, работает звонарём в одном из храмов — хотя, повторимся, судить об этом можно только по не самым надёжным источникам.
Зачем в рассказ введена история самоубийцы?
Когда я был такой, как твой Алёша. мне небо казалось таким высоким, таким синим! Потом оно для меня поблёкло, но ведь это от возраста? Ведь оно прежнее?
Подразумевается, что причина суицида — не бытовая ссора, не творческий кризис, а именно невозможность вернуть счастье первых ярких впечатлений, потерянный рай детской безмятежности.
Наконец, история самоубийства дополняет и даже формирует композицию рассказа: заключает его между тайной смерти и тайной младенчества, о которой идёт речь в финале.
Зачем в рассказе воспоминания об аресте отца Казакова?
В «Во сне…» есть автобиографический отрывок, где рассказчик вспоминает о своём детстве и о прощании с отцом. С одной стороны, он выглядит логично: в монолог, обращённый к ребёнку, органично вплетаются собственные детские воспоминания. На первый взгляд эта сцена может показаться военным эпизодом: женщины и дети пришли проводить мужчин, очевидно, на фронт.
Я увидел большое поле где-то под Москвой, которое разделяло, разъединяло собравшихся на этом поле людей. В одной кучке, стоявшей на опушке жиденького берёзового леска, были почему-то только женщины и дети. Многие женщины плакали, вытирая глаза красными косынками. А на другой стороне поля стояли мужчины, выстроенные в шеренгу. За шеренгой возвышалась насыпь, на которой стояли буро-красные теплушки, чухающий далеко впереди и выпускающий высокий чёрный дым паровоз. А перед шеренгой расхаживали люди в гимнастёрках.
Конспект урока на тему «Мир природы, отчего дома и души человека. Урок по рассказу Ю.П. Казакова «Свечечка»
Мир природы, отчего дома и души человека. Урок по рассказу
Ю.П. Казакова «Свечечка»
Слово учителя: Юрий Казаков обладал замечательным даром просто и бесхитростно говорить о важных и сложных проблемах человеческой жизни, давать свои ответы на вечные вопросы: зачем и как должен жить человек? Что главное в его жизни? Но говоря о серьёзном, писатель настолько мастерски умеет увлечь нас динамичным ходом событий, убеждённостью в важности происходящего, что мы и не замечаем, как ненавязчиво автор раскрывает нам свою душу, своё представление о мире и человеке.
Перед нами фотопортрет писателя. Всмотримся в это умное и доброе лицо, не пропустим глубокого взгляда, и позы погружённого в раздумья человека…
Сообщение учащегося/учителя о писателе: Казаков Юрий Павлович (1927–1982), русский писатель. Родился 8 августа 1927 в Москве в семье рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии. В Автобиографии (1965) писал: «В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие». Отрочество Казакова совпало с годами Великой Отечественной войны. Воспоминания об этом времени, о ночных бомбежках Москвы воплотились в незавершенной повести Две ночи (др. назв. Разлучение душ), которую он писал в 1960–1970-е годы.
Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на контрабасе. В 1946 поступил в музыкальное училище им. Гнесиных, которое окончил в 1951. Найти постоянное место в оркестре оказалось трудно, профессиональная музыкальная деятельность Казакова была эпизодической: он играл в неизвестных джазовых и симфонических оркестрах, подрабатывал музыкантом на танцплощадках. Сложные отношения между родителями, тяжелое материальное положение семьи также не способствовали творческому росту Казакова-музыканта.
В конце 1940-х годов Казаков начал писать стихи, в т.ч. стихотворения в прозе, пьесы, которые отвергались в редакциях, а также очерки для газеты «Советский спорт». Дневниковые записи тех лет свидетельствуют о тяге к писательству, которая в 1953 привела его в Литературный институт им. А.М.Горького. Во время учебы в институте руководитель семинара, по воспоминаниям Казакова, навсегда отбил у него охоту писать о том, чего не знаешь.
Еще студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы – Голубое и зеленое (1956), Некрасивая (1956) и др. Вскоре вышла его первая книга Арктур – гончий пес (1957). Рассказ стал его излюбленным жанром, мастерство Казакова-рассказчика было бесспорным.
Среди ранних произведений Казакова особое место занимают рассказы Тэдди (1956) и Арктур – гончий пес (1957), главными героями которых являются животные – сбежавший из цирка медведь Тэдди и слепой охотничий пес Арктур. Литературные критики сходились на том, что в современной литературе Казаков – один из лучших продолжателей традиций русских классиков, в частности И.Бунина, о котором он хотел написать книгу и о чем беседовал с Б.Зайцевым и Г.Адамовичем во время поездки в Париж в 1967.
Для прозы Казакова характерен тонкий лиризм и музыкальный ритм. В 1964 в набросках Автобиографии он написал о том, что в годы учебы «занимался альпинизмом, охотился, ловил рыбу, много ходил пешком, ночевал, где придется, все время смотрел, слушал и запоминал». Уже по окончании института (1958), будучи автором нескольких прозаических сборников, Казаков не потерял интереса к путешествиям. Побывал в псковских Печорах, в Новгородской области, в Тарусе, которую называл «милым художническим местом», и в других местах. Впечатления от поездок воплотились и в путевых очерках, и в художественных произведениях – например, в рассказах По дороге (1960), Плачу и рыдаю (1963), Проклятый Север (1964) и многих других.
Особое место в творчестве Казакова занял русский Север. В сборнике рассказов и очерков Северный дневник (1977) Казаков писал о том, что ему «всегда хотелось пожить не на временных становищах, не на полярных зимовках и радиостанциях, а в деревнях – в местах исконных русских поселений, в местах, где жизнь идет не на скорую руку, а постоянная, столетняя, где людей привязывает к дому семья, дети, хозяйство, рождение, привычный наследственный труд и кресты на могилах отцов и дедов». В рассказе о жизни рыбаков Нестор и Кир (1961) и др., вошедших в Северный дневник, проявилось характерное для прозы Казакова сочетание фактурной точности и художественного переосмысления описываемых событий. Последняя глава Северного дневника посвящена ненецкому художнику Тыко Вылке. Впоследствии Казаков написал о нем повесть Мальчик из снежной ямы (1972–1976) и сценарий фильма Великий самоед (1980).
Герой прозы Казакова – человек внутренне одинокий, с утонченным восприятием действительности, с обостренным чувством вины. Чувством вины и прощанием проникнуты последние рассказы Свечечка (1973) и Во сне ты горько плакал (1977), главным героем которых, помимо автобиографического рассказчика, является его маленький сын.
При жизни Казакова было издано около 10 сборников его рассказов: По дороге (1961), Голубое и зеленое (1963), Двое в декабре (1966), Осень в дубовых лесах (1969) и др. Казаков писал очерки и эссе, в том числе о русских прозаиках – Лермонтове, Аксакове, поморском сказочнике Писахове и др. Особое место в этом ряду занимают воспоминания об учителе и друге К.Паустовском Поедемте в Лопшеньгу (1977). В переводе на русский язык, выполненном Казаковым по подстрочнику, был издан роман казахского писателя А.Нурпеисова. В последние годы жизни Казаков писал мало, большинство его замыслов осталось в набросках. Некоторые из них после смерти писателя были изданы в книге Две ночи (1986).
Умер Казаков в Москве 29 ноября 1982.
Л.И. : Рассказ «Свечечка», созданный писателем в 1973 году в Абрамцеве, был особенно ему дорог. Замысел этого произведения возник у писателя в 1963 году. В его дневнике 23 февраля этого года записано: «Написать рассказ о мальчике 1,5 года. Я и он. Я в нем. Я думаю о том, как он думает. Он в моей комнате. 30 лет назад я был такой же. Те же вещи» ( вывести слова на слайд ). Прошло 10 лет. Этот «мальчик», его сын, подрос. В 1968 году писатель покупает в Абрамцеве на «академической даче» дом №43. На даче у него был свой кабинет, в котором он читал и размышлял, но ничего не писал. Когда его мысль озарялась «лирическим волненьем», он торопился вниз, в тесноту, привычную для него с детских лет.
В 19696 году Казаков пишет, что сынишку Алешу «привлекает звук и вид пишущей машинки, дергает меня за ногу — хочет тоже постучать на машинке. Алеша — прелестный мальчик с волосами пшеничного цвета. Так говорят все, не только я, его отец».
Учитель: Теперь, когда вы узнали об истории создания рассказа «Свечечка», о жизни Казакова, вы наверняка подумали о том, что это произведение создано не случайно.
1) Что же могло вдохновить этого художника слова на написание данного рассказа? (Любовь к родному дому, к Абрамцеву, к природе, трепетное отношение к сыну).
2) А еще что? Прочитаем первое предложение: «Такая тоска забрала меня вдруг в тот вечер, что не знал я, куда и деваться — хоть вешайся!» Как вы это понимаете? (Этот рассказ вырос из чувства собственного одиночества).
3) Где происходит действие рассказа? Как вы его определили? (В рассказе упоминается деревня Глебово, расположенная рядом с Абрамцевым, и речка Яснушка : «Тут рядом с нами есть деревушка Глебово»; «. свернули мы с тобой на едва светлевшую аллею в лесу, которая полого спускалась к крохотной речке Яснушке»).
4) Сколько в рассказе действующих лиц? Какую особенность построения произведения вы можете отметить? (Это диалог писателя с маленьким сыном, в основном говорит отец, поэтому здесь много монологов).
5) Зачем писатель осенним вечером оставляет родной дом и отправляется с сыном в лес? (Возможно он думал, что среди леса сможет развеять тоску в своем сердце).
6) О чем разговор писателя с сыном? (Отец рассуждает о временах года, о природе, о доме, о любимых играх сына).
7) Интересно ли это ребенку? Ответить на этот вопрос вам помогут наблюдения за реакцией сына на слова отца. ( Сын равнодушно относится к сказанному).
8)Почему повествование начинается с грустной ноты? (Человек страдает от тоски, от одиночества, у рассказчика печальное настроение : «. горе близко, и помочь некому!»)
9) Какие средства использует автор для описания неприветливой поздней осени? ( Эпитеты «печальным голым шумом», «сиротский запах мокрой земли», «деревья мертвые», «земля черна», «серые дни»; Олицетворения «все умерло», «свет ушел»; Повтор «Тоска, тоскливо, чернота, черна»).
10) Если так неуютно взрослому в такой обстановке, то кто же дарит ему радость? (его сын)
11) Какая худ.деталь помогает нам понять его трепетное отношение к ребенку? ( «маленькая теплая ладошка», «за нежную ладошку», исчезновение сына и страх за него)
12) А проявляются ли отцовские чувства в обращениях к мальчику? ( малыш, милый, сынок, братец кролик,)
13) Заметили ли вы, когда умиротворенное состояние души сынишки и его радостное настроение передаются отцу?
А о каких временах года и почему с любовью вспоминал писатель ранее
А радует ли его зима? Мрачные тона поздней осени наводят на него тоску. Зато светлые, горящие краски пробуждают восторг и радость. Ему нравится многообразный и неповторимый мир природы.
Еще одна важная тема это рассказа — тема дома. Она звучит уже во втором предложении: «Мы были с тобой одни в нашем большом, светлом и теплом доме». Каков этот дом?
С какого союза и почему начинается следующее предложение? (противительный союз «а»). Что же и чему здесь противопоставлено? (уютный дом — ноябрьская тьма).
Как называется стилистическая фигура, основанная на контрасте и противопоставлении образов? (антитеза).
Почему отец считает, что его сын счастливый? (у него есть дом, 3-ды повторяет это).
Какой эпитет обычно употребляется рядом со словом «дом»? Как это объясняет автор? (отчий дом).
А давайте подумаем, почему дорога к родному дому, по мнению автора, может нас так сильно волновать? («. смотришь по сторонам, думаешь о чем-то, и хорошо тебе, потому что чувствуешь всей душой, что все, что вокруг тебя, все это и есть твоя родина!»)
Что же необычного было в этом доме? О доме какого друга и почему вспоминает писатель? (дом десантника с ВОВ).
А как вы думаете, дом, нарисованный писателем, действительно живой? (дом на самом деле полон жизни) Какая беда случилась, когда писатель решил «повернуть назад, к дому»? (исчезает Алеша).
Что он испытал в тот момент, когда понял, что сына нет рядом? (тревога, воспоминание про зажженные свечи).
Как удалось отцу выманить из зарослей спрятавшегося мальчика? (обман, в кармане игрушка — автомобильчик)
Как малыш пережил неправду? (был потрясен обманом, домой пришли обиженные друг на друга).
Кто первым ищет путь к примирению? (Алеша)
Какой смысл был вложен писателем в сцену примирения? Радует ли она вас? (прекрасно, когда в семье царит гармония и взаимопонимание).
А почему? (ребенок способен отогнать тоску и избавить отца от одиночества).
Почему ребенок так ждал этого момента? (появление свечи ему казалось сказкой).
Прочитайте описание внешности мальчика. Зачем автор дает портрет Алеши, «озаренного свечой»? («Озаренный свечой, ты сиял, светился, глаза твои цвета весеннего неба лучились, ушки пламенели, взлохмаченный пух белых волосиков нимбом окружал твою голову, и мне на миг показалось, что ты прозрачен, что не только спереди, но и сзади ты освещен свечой»).
Символом чего могла бы стать свеча в данном рассказе? (символ дома, тепла и уюта). Мы убедились, что название рассказа весьма символично.
«И, вспомнив этот давний случай и думая о тебе, я почувствовал вдруг, как мне стало весело, недавнюю тоску мою как рукой сняло, и снова захотелось жить». А будет ли вам дорог отчий дом через много лет?
Л.И.: Нас поражает трепетное отношение рассказчика к малышу. Отец преклоняется перед тихим светом доверчивой души Алеши. Открытием Казакова является создание «прозаического» образа отчего дома как символа родной земли, неумирающего детства и памяти.
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемkonkyrcy.ucoz.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » «Творчество Ю.П.Казакова» Конкурс учителей литературы «ВИКТОРИЯ»» — Транскрипт:
1 «Творчество Ю.П.Казакова» Конкурс учителей литературы «ВИКТОРИЯ»
2 План Основные этапы жизни Основные этапы жизни Основные этапы жизни Основные этапы жизни Творчество Ю.П.Казакова Творчество Ю.П.Казакова Творчество Ю.П.Казакова Творчество Ю.П.Казакова Высказывания о Мастере Высказывания о Мастере Высказывания о Мастере Высказывания о Мастере Автор Автор Автор
3 Начало жизненого пути Юрий Павлович Казаков родился 8 августа 1927 года в Москве, на Арбате, в рабочей семье. Юрий Павлович Казаков родился 8 августа 1927 года в Москве, на Арбате, в рабочей семье. В 1933 г. его отец, Павел Гаврилович, был арестован, а в 1942 г. мать, Устинья Андреевна, работавшая медсестрой, стала инвалидом. В 1933 г. его отец, Павел Гаврилович, был арестован, а в 1942 г. мать, Устинья Андреевна, работавшая медсестрой, стала инвалидом. Детство и юность Юрия Казакова прошли на Арбатских улицах. Детство и юность Юрия Казакова прошли на Арбатских улицах. Дом Казакова на Арбате
4 Детство на Арбате В арбатских дворах играли потомки славных дворянских родов, дети и внуки профессоров, докторов. Как раз напротив «Зоомагазина» во дворе дома, где шашлычная, настраивает гитару на новые песни комиссарский сын Булат Окуджава. А еще у Арбата была музыка. Она звучала из окон пожилых глуховатых людей, включавших на полную мощность старенький «Рекорд», когда исполняли Чайковского, Шопена. В одном доме с Казаковым жил Святослав Рихтер. В арбатских дворах играли потомки славных дворянских родов, дети и внуки профессоров, докторов. Как раз напротив «Зоомагазина» во дворе дома, где шашлычная, настраивает гитару на новые песни комиссарский сын Булат Окуджава. А еще у Арбата была музыка. Она звучала из окон пожилых глуховатых людей, включавших на полную мощность старенький «Рекорд», когда исполняли Чайковского, Шопена. В одном доме с Казаковым жил Святослав Рихтер.
7 Жизненный путь гг. – литературная деятельность гг. – литературная деятельностьс написанием огромного количества произведений.
8 Жизненный путь (окончание) Умер в Москве 29 ноября 1982 г.
10 Студенческие рассказы «Голубое и зеленое» (1956)
12 Студенческие рассказы «Арктур – гончий пес» «Арктур – гончий пес»(1957) Много я видел преданных собак, собак покорных, капризных, гордецов, стоиков, подлиз, равнодушных, лукавых и пустых. Арктур не был похож ни на одну из них.» Много я видел преданных собак, собак покорных, капризных, гордецов, стоиков, подлиз, равнодушных, лукавых и пустых. Арктур не был похож ни на одну из них.»
14 Произведения 60-х «По дороге» (1961), «Голубое и зелёное» (1963) Плачу и рыдаю (1963), Проклятый Север (1964), «Двое в декабре» (1966), «Осень в дубовых лесах» (1969), ….
15 Произведения 70-х «Северный дневник» (1977) / Образ дороги, дальнего пути, жажда странствий как истинно человеческого способа бытия в мире и мотив мужества как бы скрепляют воедино книгу очерков/ «Северный дневник» (1977) / Образ дороги, дальнего пути, жажда странствий как истинно человеческого способа бытия в мире и мотив мужества как бы скрепляют воедино книгу очерков/ «Во сне ты горько плакал» «Во сне ты горько плакал» (1977)
16 Произведения 80-х Оленьи рога (1980) Оленьи рога (1980) Поедемте в Лопшеньгу, (1983) /Воспоминания об учителе и друге К. Паустовском/ Поедемте в Лопшеньгу, (1983) /Воспоминания об учителе и друге К. Паустовском/
17 Произведения 80-х Две ночи (1986) Две ночи (1986) /наряду с законченными произведениями включает наброски повести и рассказов, автобиографические и путевые заметки, выдержки из дневников и записных книжек, литературно- критические выступления писателя. / /наряду с законченными произведениями включает наброски повести и рассказов, автобиографические и путевые заметки, выдержки из дневников и записных книжек, литературно- критические выступления писателя. / Долгие крики (2002) Долгие крики (2002)
18 Заслуги Творчество Ю.П.Казакова отмечено рядом международных премий, в том числе Дантевской премией 1971 года, за выдающийся вклад в развитие современной литературы.
19 Высказывания о Казакове «Я не могу без слез читать его рассказы. И не по стариковской слезливости (ее у меня нет совершенно), а потому, что счастлив за наш народ, за нашу литературу, за то, что есть люди, способные сохранить и умножить все то, что досталось нам от предков наших – от Пушкина до Бунина. Велик бог земли Русской!» «Я не могу без слез читать его рассказы. И не по стариковской слезливости (ее у меня нет совершенно), а потому, что счастлив за наш народ, за нашу литературу, за то, что есть люди, способные сохранить и умножить все то, что досталось нам от предков наших – от Пушкина до Бунина. Велик бог земли Русской!»К.Паустовский
20 Высказывания о Казакове «Проза Казакова проникнута лиризмом, любовью к природе, отмечена музыкальностью ритма… Главное в его рассказах не какие-либо необычайные события, а проникновенное запечатление повседневности, обретающей под его пером поэтическое звучание» «Проза Казакова проникнута лиризмом, любовью к природе, отмечена музыкальностью ритма… Главное в его рассказах не какие-либо необычайные события, а проникновенное запечатление повседневности, обретающей под его пером поэтическое звучание» Вольфган Казак
21 Высказывания о Казакове « Господи, как я люблю Арбат! Люблю всей душой еще и потому, что здесь жил и творил Великий русский писатель Юрий Казаков » « Господи, как я люблю Арбат! Люблю всей душой еще и потому, что здесь жил и творил Великий русский писатель Юрий Казаков »Е.Евтушенко
22 Высказывания о Казакове «Художник умеет обнаружить белые пятна там, где карта, казалось, давно и густо заполнена всеми географическими данными. Эти белые пятна новое, то новое, что открывалось читателю в художественной прозе Казакова» «Художник умеет обнаружить белые пятна там, где карта, казалось, давно и густо заполнена всеми географическими данными. Эти белые пятна новое, то новое, что открывалось читателю в художественной прозе Казакова» Г.Адамович Г.Адамович
23 Источники Казаков Юрий Павлович в библиотеке Максима Мошкова Казаков Юрий Павловичбиблиотеке Максима Мошкова Биография. Энциклопедия Кругосвет ble=calend&num=210 ble=calend&num=210 Yuriy_Pavlovich/_Kazakov_Yu._P..html