Как вы думаете зачем автор описывает сны чарткова перед тем
Как вы думаете зачем автор описывает сны чарткова перед тем
Главным героем повести Гоголя является Андрей Петрович Чартков, бедный дворянин. Герой снимает небольшую комнатку на Васильевском острове. В то же время судьба не обделяет Чарткова талантом, и он, создавая картины, мечтает о «щегольской жизни модных живописцев» [Гоголь, 1938: III, 85. Далее цитируется это издание, страницы указываются в скобках]. Однажды Чартков заходит в картинную лавку, где находит страшный портрет, с изображенным на нем ростовщиком с «живыми глазами» [116]. Герой «совершенно неожиданно» [83] покупает этот портрет, после чего с ним начинают происходить странные вещи…
Уже при первом знакомстве с текстом обращают на себя внимание многочисленные любопытные детали, побуждающие более пристально рассмотреть сны героя. Одной из таких интереснейших деталей становится синий цвет, на котором Гоголь неоднократно акцентирует наше внимание. В тексте «Портрета» мы видим, что первое упоминание синего цвета начинается после того, как Чартков, купив портрет ростовщика, возвращается домой: «красный цвет вечерней зари оставался еще на половине неба, а между тем уже холодное синеватое сияние месяца становилось сильнее» [83]. Придя домой, художник снова видит синий цвет, когда его слуга «в синей рубахе» [83] встает позади него. Как только Чартков вступает «в свою переднюю, нестерпимо холодную с мерзнувшими окнами» [84], мы снова видим оттеночные слова, ассоциирующиеся у нас с синим цветом.
Комментируя предыдущие обнаружения синего цвета, можно сказать, что синий сменяет красный, как холодная ночь сменяет теплый день, и для героя наступает время, привычное для сна, в результате чего даже реальность невольно подстраивается под этот колорит – отсюда именно синяя рубаха на слуге и мерзнувшие окна в прихожей. Далее мы встречаемся с синим цветом, когда герой понимает, что «на него глядело, высунувшись из-за поставленного холста, чье-то судорожно искаженное лицо», и в этот момент «сияние месяца» озаряет комнату [86–87]. Именно это «сияние месяца» [87] будет постоянно встречаться во сне героя. Вскоре Чартков видит сон, в котором старик взял мешок, «развязал его и, схвативши за два конца, встряхнул: с глухим звуком упали на пол тяжелые свертки в виде длинных столбиков; каждый был завернут в синюю бумагу, и на каждом было выставлено: “1000 червонных”» [90].
Далее, изучая текст произведения, мы узнаем, что герой крадет у ростовщика один такой «синий сверток». Когда же к Чарткову приходят хозяин квартиры и квартальный, который по неосторожности «пожал, видно, слишком крепко раму портрета боковые досточки вломились во внутрь, одна упала на пол, и вместе с нею упал, тяжело звякнув, сверток в синей бумаге» [95]. Гоголь снова обращает наше внимание на «сверток в синей бумаге», но персонаж видит его уже в реальности. Чартков забирает себе сверток с колдовским золотом, благодаря которому получает жизненное обеспечение и первый успех, но в итоге золото ростовщика губит его.
[Баркова 2015]. Но в то же время, рассуждая о психологии цвета, Баркова говорит о том, что синяя одежда Девы Марии символизирует «печаль, скорбь о гибели сына», в таком контексте синий цвет обозначает святость, считается никак не цветом ада, зла и нечисти. Именно этот контраст дает нам возможность предположить, что в данной повести синий цвет используется в перевернутом и искаженном значении. Изучив психологию цвета, мы решили обратиться к тексту и посмотреть, как же символика цвета отражается на сне Чарткова. В своих статьях В.Ш. Кривонос дает анализ мотива сна героя «Портрета», исследователь убежден в том, что в этом произведении сон является трехступенчатым. Действительно, видимые границы сна дают нам понять, что сон трехступенчат, кроме того, он имеет форму шкатулки, в которой сны не просто сменяют друг друга, но и вкладываются один в другой, так что каждый последующий сон после пробуждения воспринимается героем как явь: «Полный отчаяния, стиснул он всею силою в руке своей сверток, употребил все усилие сделать движенье, вскрикнул и проснулся Он видел, уже пробудившись, как старик ушел в рамки» [90]; «И видит он: это уже не сон; черты старика двинулись, и губы его стали вытягиваться к нему, как будто бы хотели его высосать … с воплем отчаянья, отскочил он и проснулся. „Неужели и это был сон?“
Да, он лежит на постели в таком точно положенье, как заснул» [91]; «И вот видит ясно, что простыня начинает раскрываться, как будто бы под нею барахтались руки и силились ее сбросить. „Господи, боже мой, что это!“ вскрикнул он, крестясь отчаянно, и проснулся. И это был также сон!» [91]. Однако позволим себе не согласиться с нашим предшественником, утверждавшим, что сон трехступенчат, так как далее герой снова засыпает, причем пребывает в состоянии, хотя и не сопровождающемся сновидениями, однако же близком к смерти: «Он вскочил с постели, полоумный, обеспамятевший, и уже не мог изъяснить, что это с ним делается: давленье ли кошмара или домового, бред ли горячки, или живое виденье он подошел к окну и открыл форточку. Холодный пахнувший ветер оживил его наконец почувствовал он приближающуюся дремоту, захлопнул форточку, отошел прочь, лег в постель и скоро заснул как убитый самым крепким сном» [92]). Мы решили продолжить изучение этого мотива.
Мы намерены доказать, что выявлены не все эпизоды, которые можно идентифицировать как сны персонажа, так как лексикостилистические маркеры текста позволяют предположить, что сновидение Чарткова началось гораздо раньше, а закончилось гораздо позже, в некотором смысле превратив всю его жизнь после обнаружения рокового портрета в сон. Андрей Белый в монографии «Мастерство Гоголя» исследует процентное соотношение цветописи Гоголя в разных произведениях и периодах его творчества. Его исследования показывают, что в первой группе, к которой относятся волшебные повести «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Миргорода», присутствие синего достигает 10,7 %. Но уже во второй группе, в которую входят бытовые повести «Миргорода» и петербургские повести, доля синего снижается до 6,1 % [Белый 1934: 144]. Иными словами, Андрей Белый отмечает существенное снижение упоминаний синего цвета при переходе от волшебных повестей к бытовым. С другой стороны, Ю.В. Манн в «Поэтике Гоголя» считает интересующий нас «Портрет» наиболее волшебным из петербургских текстов: «С точки зрения искусства тайны, пожалуй, на первое место должен быть поставлен «Портрет», где атмосфера тайны предельно сгущена сумеречным или ночным фоном действия и неоднократным напоминанием о существовании тайны. Чертков решает, что какая-то тайна, «может быть, его собственное бытие связано с этим портретом»; пользовавший Черткова доктор «старался всеми силами отыскать тайное отношение между грезившимися ему привидениями и происшествиями его жизни”. Ответом на эти вопросы служит вторая часть повести (рассказ сына художника), из чего, кстати, можно заключить, что фантастической предыстории принадлежит главная роль в снятии тайны». Важно, что в приведенной цитате Манн также отмечает сумеречный колорит повести, т.е. присутствие синего в ее цветовом решении [Манн 1988: 84–85]. Как соотнести это возвращение к мистическому синему с наблюдениями Белого об уменьшении доли этого цвета в бытовых текстах? Противоречие снимается при обращении к теории Манна о постепенном «снятии носителя фантастического» в творчестве Гоголя. В ранних текстах явная фантастика «идентифицировалась со сверхъестественной силой. Обычно повествование начиналось с какого-либо странного, необъяснимого события, то есть читатель с первых строк сталкивался с тайной. Напряжение тайны возрастало все больше и больше»
Как вы думаете зачем автор описывает сны чарткова перед тем
ВОЕННОЕ ПРАВО
Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.
АРМИЯ РОССИИ
СМИ «Обозник». История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих
Символика синего цвета и мотив сна в повести Н.В. Гоголя «Портрет»
Главным героем повести Гоголя является Андрей Петрович Чартков, бедный дворянин. Герой снимает небольшую комнатку на Васильевском острове. В то же время судьба не обделяет Чарткова талантом, и он, создавая картины, мечтает о «щегольской жизни модных живописцев» [Гоголь, 1938: III, 85. Далее цитируется это издание, страницы указываются в скобках]. Однажды Чартков заходит в картинную лавку, где находит страшный портрет, с изображенным на нем ростовщиком с «живыми глазами» [116].
Герой «совершенно неожиданно» [83] покупает этот портрет, после чего с ним начинают происходить странные вещи… Уже при первом знакомстве с текстом обращают на себя внимание многочисленные любопытные детали, побуждающие более пристально рассмотреть сны героя. Одной из таких интереснейших деталей становится синий цвет, на котором Гоголь неоднократно акцентирует наше внимание. В тексте «Портрета» мы видим, что первое упоминание синего цвета начинается после того, как Чартков, купив портрет ростовщика, возвращается домой: «красный цвет вечерней зари оставался еще на половине неба, а между тем уже холодное синеватое сияние месяца становилось сильнее» [83]. Придя домой, художник снова видит синий цвет, когда его слуга «в синей рубахе» [83] встает позади него. Как только Чартков вступает «в свою переднюю, нестерпимо холодную с мерзнувшими окнами» [84], мы снова видим оттеночные слова, ассоциирующиеся у нас с синим цветом.
Комментируя предыдущие обнаружения синего цвета, можно сказать, что синий сменяет красный, как холодная ночь сменяет теплый день, и для героя наступает время, привычное для сна, в результате чего даже реальность невольно подстраивается под этот колорит – отсюда именно синяя рубаха на слуге и мерзнувшие окна в прихожей. Далее мы встречаемся с синим цветом, когда герой понимает, что «на него глядело, высунувшись из-за поставленного холста, чье-то судорожно искаженное лицо», и в этот момент «сияние месяца» озаряет комнату [86–87]. Именно это «сияние месяца» [87] будет постоянно встречаться во сне героя. Вскоре Чартков видит сон, в котором старик взял мешок, «развязал его и, схвативши за два конца, встряхнул: с глухим звуком упали на пол тяжелые свертки в виде длинных столбиков; каждый был завернут в синюю бумагу, и на каждом было выставлено: “1000 червонных”» [90]. Далее, изучая текст произведения, мы узнаем, что герой крадет у ростовщика один такой «синий сверток». Когда же к Чарткову приходят хозяин квартиры и квартальный, который по неосторожности «пожал, видно, слишком крепко раму портрета боковые досточки вломились во внутрь, одна упала на пол, и вместе с нею упал, тяжело звякнув, сверток в синей бумаге» [95].
Гоголь снова обращает наше внимание на «сверток в синей бумаге», но персонаж видит его уже в реальности. Чартков забирает себе сверток с колдовским золотом, благодаря которому получает жизненное обеспечение и первый успех, но в итоге золото ростовщика губит его. Из книги Браэма «Психология цвета» мы узнали, что синий цвет – это символ вечности; часто синий цвет символизирует чудеса, мечту, что-то загадочное и сказочное. В своем «Учении о цветах» Гете так описывает воздействие синего цвета на человека: «Странное воздействие этого цвета на глаз человека описать практически невозможно. Любая красивая вещь притягивает к себе наш взгляд. Также мы созерцаем и синий, не будучи способными остановиться. Этот цвет влечет за собою».
Действительно, видимые границы сна дают нам понять, что сон трехступенчат, кроме того, он имеет форму шкатулки, в которой сны не просто сменяют друг друга, но и вкладываются один в другой, так что каждый последующий сон после пробуждения воспринимается героем как явь: «Полный отчаяния, стиснул он всею силою в руке своей сверток, употребил все усилие сделать движенье, вскрикнул и проснулся Он видел, уже пробудившись, как старик ушел в рамки» [90]; «И видит он: это уже не сон; черты старика двинулись, и губы его стали вытягиваться к нему, как будто бы хотели его высосать … с воплем отчаянья, отскочил он и проснулся. „Неужели и это был сон?“ Да, он лежит на постели в таком точно положенье, как заснул» [91]; «И вот видит ясно, что простыня начинает раскрываться, как будто бы под нею барахтались руки и силились ее сбросить. „Господи, боже мой, что это!“ вскрикнул он, крестясь отчаянно, и проснулся. И это был также сон!» [91]. Однако позволим себе не согласиться с нашим предшественником, утверждавшим, что сон трехступенчат, так как далее герой снова засыпает, причем пребывает в состоянии, хотя и не сопровождающемся сновидениями, однако же близком к смерти: «Он вскочил с постели, полоумный, обеспамятевший, и уже не мог изъяснить, что это с ним делается: давленье ли кошмара или домового, бред ли горячки, или живое виденье он подошел к окну и открыл форточку. Холодный пахнувший ветер оживил его наконец почувствовал он приближающуюся дремоту, захлопнул форточку, отошел прочь, лег в постель и скоро заснул как убитый самым крепким сном» [92]). Мы решили продолжить изучение этого мотива.
Мы намерены доказать, что выявлены не все эпизоды, которые можно идентифицировать как сны персонажа, так как лексикостилистические маркеры текста позволяют предположить, что сновидение Чарткова началось гораздо раньше, а закончилось гораздо позже, в некотором смысле превратив всю его жизнь после обнаружения рокового портрета в сон. Андрей Белый в монографии «Мастерство Гоголя» исследует процентное соотношение цветописи Гоголя в разных произведениях и периодах его творчества. Его исследования показывают, что в первой группе, к которой относятся волшебные повести «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Миргорода», присутствие синего достигает 10,7 %. Но уже во второй группе, в которую входят бытовые повести «Миргорода» и петербургские повести, доля синего снижается до 6,1 % [Белый 1934: 144]. Иными словами, Андрей Белый отмечает существенное снижение упоминаний синего цвета при переходе от волшебных повестей к бытовым. С другой стороны, Ю.В. Манн в «Поэтике Гоголя» считает интересующий нас «Портрет» наиболее волшебным из петербургских текстов: «С точки зрения искусства тайны, пожалуй, на первое место должен быть поставлен «Портрет», где атмосфера тайны предельно сгущена сумеречным или ночным фоном действия и неоднократным напоминанием о существовании тайны. Чертков решает, что какая-то тайна, «может быть, его собственное бытие связано с этим портретом»; пользовавший Черткова доктор «старался всеми силами отыскать тайное отношение между грезившимися ему привидениями и происшествиями его жизни”. Ответом на эти вопросы служит вторая часть повести (рассказ сына художника), из чего, кстати, можно заключить, что фантастической предыстории принадлежит главная роль в снятии тайны».
Важно, что в приведенной цитате Манн также отмечает сумеречный колорит повести, т.е. присутствие синего в ее цветовом решении [Манн 1988: 84–85]. Как соотнести это возвращение к мистическому синему с наблюдениями Белого об уменьшении доли этого цвета в бытовых текстах? Противоречие снимается при обращении к теории Манна о постепенном «снятии носителя фантастического» в творчестве Гоголя. В ранних текстах явная фантастика «идентифицировалась со сверхъестественной силой. Обычно повествование начиналось с какого-либо странного, необъяснимого события, то есть читатель с первых строк сталкивался с тайной. Напряжение тайны возрастало все больше и больше».
Литература Базыма Б.А. Психология цвета: Теория и практика. М., 2005. Баркова А.Л. Синий Бык и Бог Земли: лекция 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://litra.pro/sotvorenie-mira-boginya-matj-bog-zemli-bessmertnaya-vozlyublennaya/barkovaaleksandra-leonidovna/read/3. Загл. с экрана. Дата обращения: 18.01.2019. Белый А. Мастерство Гоголя: исследование. М.; Л., 1934. Браэм Г. Психология цвета. М., 2009. Гоголь Н.В. Портрет // Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. В 14 т. Т. 3. Повести. М., 1938. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. 2-е изд., доп. М., 1988. Кривонос В.Ш. Повести Гоголя: пространство смысла. 2-е изд., испр. М., 2015.
А.Е. Саутина (Саратов)
Другие новости и статьи
Запись создана: Понедельник, 14 Сентябрь 2020 в 12:45 и находится в рубриках Новости.
Портрет (Гоголь) – анализ повести кратко (10 класс)
Анализ «Портрета» Гоголя помогает выявить замысел писателя, а также рассмотреть приемы, с помощью которых Н. В. Гоголь смог передать основную мысль произведения. Данный кратко изложенный материал поможет при подготовке к уроку литературы в 10 классе.
Краткий анализ
Год написания – первая редакция – 1833-1834 гг., вторая редакция – 1841-1842 гг.
История создания – в 1832 г. возникает замысел «Портрета», лишь в 1842 г. Н. В. Гоголь полностью оканчивает работу над повестью.
Тема – искусства, творчества.
Композиция – повесть делится на две части: первая часть, включающая экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку, повествует о судьбе художника Чарткова, вторая часть, которая написана с помощью приема рассказа в рассказе, повествует о происхождении зловещего портрета.
Жанр – повесть.
Направление – соединение традиций романтизма и реализма.
История создания
В 1832 году Н. В. Гоголю пришла идея создания «Портрета», в 1833 году писатель начал работать над произведением, а уже в 1834 году его закончил. Впервые повесть была опубликована в составе сборника «Арабески» в 1835 году.
После многочисленных негативных критических статей Н. В. Гоголь решает изменить свою повесть: сюжет, имя главного героя, стиль изложения, многие диалоги. Переработка занимает у писателя год: с 1841 по 1842 годы. Отредактированное произведение было опубликовано в известном журнале «Современник» с примечанием о том, что данная повесть не является первоначальной.
Другой же художник, который нарисовал зловещий портрет ростовщика, обладает истинным талантом, так как он смог отказаться от материальных благ и уйти в монастырь.
Композиция
Повесть «Портрет» делится на 2 части. Части являются завершенными, но взаимосвязанными между собой. Связующим элементом является портрет ростовщика, приносящий несчастья.
В первой части рассказывается о жизни Чарткова, начинающего художника. Повествование строится от эпизода покупки Чартковым картины до страшной гибели главного героя. То есть в данной части есть экспозиция, связанная с прежней жизнью Чарткова, завязка, связанная с покупкой портрета, развитие действия, связанное с обогащением Чарткова, кульминация, связанная с душевным расстройством главного героя, и развязка, связанная со смертью Чарткова.
Вторая часть рассказывает о зловещем портрете, который так стремятся купить люди. Сын художника, написавшего портрет, повествует о том, какие несчастья принесло это произведение искусства. Композиционно такой прием можно оценивать, как рассказ в рассказе.
Композиционной особенностью повести также является то, что образы и части противопоставлены друг другу. Чартков выбирает коммерческий путь и славу, теряя талант и жизнь, отец художника Б. выбирает истинное искусство, отказавшись от мирской жизни.
«Портрет» Н. В. Гоголя в жанровом отношении является повестью. На это указывает одна сюжетная линия, связанная с темой искусства и с образом портрета ростовщика, небольшое количество персонажей и небольшой объем произведения.
Направление
Анализ повести «Портрет» Гоголя невозможен без рассмотрения направления, в котором творил писатель. Работая над своим произведением, Н. В. Гоголь находился между романтизмом и реализмом, поэтому «Портрет» вобрал в себя черты этих двух направлений. От романтизма Н. В. Гоголь взял фантастический мир и прием антитезы. Однако элементы мистики объясняются сном Чарткова, все происходящие события описываются реалистично.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Анализ «Портрета» Гоголя», рассмотрит историю создания повести, ее тему, композиционные особенности, жанр и направление.
Урок литературы в 9-м классе на тему «Талант как божественный дар в повести Н.В. Гоголя «Портрет»
Разделы: Литература
ЭПИГРАФ: «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится…»
ОФОРМЛЕНИЕ: Портрет Н.В.Гоголя, репродукция картины А.Иванова «Явление Христа народу», репродукция картины К.Брюллова «Последний день Помпеи», иллюстрации Кукрыниксов, компьютерная презентация.
— Какие пути были заготовлены художникам того времени? (У художников был выбор: стать модным художником и иметь деньги или работать в нищете, развивая свой талант).
— Схематично мы сможем изобразить это так:
— Давайте рассмотрим жизнь художника Чарткова в первой части повести. Каким он предстает перед нами вначале? («Предан своему делу»)
— Что же заставило его измениться? (Бедность. Он покупает портрет в лавочке на Щукином дворе и счастливым образом находит деньги).
— Какую роль играет сон Чарткова? (Сон становиться явью и выдает сокровенные мысли Чарткова: жажду стать богатым).
— Как меняются отношения Чарткова к своей работе после того, как у него появились деньги. (Он уже рисует заученными жестами, ему становится скучно, «кисть его тупеет»).
— Какие изменения происходят в его внешнем виде? (Он пошел к портному, оделся с головы до ног, «нечаянно купил лорнет, бездну галстуков», обедал, бросая гордые взгляды на других и поправляя завитые локоны).
— Как характеризует Чаркова встреча с профессором? (Он делает вид, что не замечает профессора, стал высокомерным, гордым и заносчивым).
— Найдите в тексте повести фрагменты, где изображена борьба святости и дьявольского наваждения? (« Теперь я обеспечен … на три года, могу запереться в комнате, работать. На краски теперь у меня есть, на обед, на чай … мешать и надоедать мне теперь никто не станет; куплю отличный манкен, закажу гипсовый торсик … И если поработаю три года для себя, не торопясь, не на продажу, я зашибу их всех, и могу быть славным художником»… «но изнутри раздавался другой голос, слышнее и громче. И как глянул он еще раз на золото, не то заговорили в нем 22 года и горячая юность. Теперь в его власти было все то, на что он глядел доселе завистливыми глазами, чем любовался издали, глотая слюнки…»)
— Что же перевесило чашу весов? («Желание жить богато»).
— Как вы думаете, нравственный путь выбирает Чартков или бездуховный? («Он выбирает бездуховный путь»).
— Проследим ступени нравственного падения Чарткова. (Ученики комментируют)
— Как Гоголь относится к перерождению своего героя? (Чартков очень сильно стремится войти в круг высшего общества, иметь деньги, славу. Автор осуждает его, показывает его духовное оскудение).
— Было ли заложено в характере Чарткова духовное падение? (Да, профессор замечал в нем задатки модного художника, краски иногда яркие были, «рисунок не строг или слаб, линия не видна», профессор предостерегал его, говоря, что « на этом талант губится, а не развертывается»).
— Обратимся к кульминации первой части. Какие чувства испытывает Чартков, видя картину товарища прежних лет? («Речь умерла в его устах, слезы рыдания вырвались в ответ. Им овладел ужас и зависть до бешенства).
— Взгляните на иллюстрацию Кукрыниксов. Какая иллюстрация соответствует кульминации первой части повести? (…)
— Что вы можете сказать о товарище Чарткова? (Автор использует антитезу. У него была страсть к искусству, он оторвался от всех дел и уехал в Рим, много работал, посещал галереи и творит произведение, от которого у всех чуть не выступают слезы от восторга).
— Есть предположение, что новая картина талантливого художника – это «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Посмотрите на репродукцию картины и прочитайте отрывок из повести Гоголя, где есть описание этой картины. Можно ли предположить, что это именно та картина, которую описывает Гоголь? (Да, описание подходит).
— Как построено произведение, что вы можете сказать о композиции? Сравните две части. ( Антитеза).
— Что вы можете сказать о портрете? Почему ростовщик заказывает портрет у художника, и почему тот соглашается его писать? (Художник должен был на картине поместить духа тьмы, ему хотелось в лице его показать «все тяжелое, гнетущее человека». Ему пришла мысль о ростовщике, который через несколько дней сам явился для того, чтобы художник писал с него портрет, т. к. он не хотел умереть «совершенно», а жить в портрете).
— Почему художник решился писать именно «Рождение Иисуса Христа»? ( Строгостью жизни, соблюдением всех монастырских правил художник удивил всех. Хотя настоятель монастыря и просил его написать картину, тот сначала решил очистить душу, только потом взялся за кисть. Он хотел убедиться, что Бог простил его, поэтому он вибирает ту картину, которая созвучна его душе.).
— В период создания повести Гоголь увлекался картинами К.Брюллова «Последний день Помпеи» и А.Иванова «Явление Христа народу». Это увлечение отразилось в создании высокого творения главного образа художника-монаха. Черты художника А. Иванова указывают в образе художника, жившего в Италии и приславшего в Петербург свое гениальное творение и в образе старика-художника, равнодушного к жизненным благам. Судьба самого художника отразилась во второй части повести.
— Чем поразила эта картина окружающих, найдите ключевые слова? (Учащиеся зачитывают отрывок: «Это было точно, чудо кисти …»)
— Как можно озаглавить первую и вторую части повести? (Первая часть: «Гибель художника», вторая часть: «Возрождение»).
— Почему у первого художника талант гибнет, а у второго- расцветает? (Талант Чарткова гибнет, т. к. не связывает свою жизнь с Богом, не молится, а отец художника Б. – 12 лет истязает себя постом, молитвами, обращениями к Богу. У него жизнь отняла все, он понял свою ошибку и пришел к Богу. А Чартков, погибнув сам, губит и другие шедевры мирового искусства).
— Посмотрите на слайд № 4. Что в нем отражено? (Сначала духовное падение героя, потом нравственное возрождение)
— Что связывает этих двух художников из первой и второй части повести? (Общая тема: творчество, один центр – портрет ростовщика).
— Что необычного, странного, фантастического было в портрете? ( Портрет странен, лицо, наряд, демонические глаза. Портрет как будто «глядел» на окружающих).
— Как влияют на окружающих ростовщик и портрет? (Они приносят несчастья окружающим. – Учащиеся приводят примеры из текста).
— Что олицетворяет портрет? (Зло, при его описании часто используются слова «демон» и «дьявол»)
-Могут ли противостоять люди его силам? (Чартков не в силах сопротивляться портрету, а сильные духом могут. Так художник-монах находит в себе силы избавиться от портрета)
-В произведении затронута и религиозная тема, Гоголь был глубоко верующим человеком. Как вы понимаете его слова?
(Можно согласиться со словами Гоголя, т. к. и Чартков верит в Бога, но он делает это машинально, когда в третий раз видит продолжение сна о ростовщике, он крестится. Верить в Бога и делать зло одновременно нельзя. Нужно на деле показать, что человек способен к труду, к работе трудной и упорной. Нужно идти к своей цели, несмотря ни на что, а Чартков выбирает легкий путь наживы и губит свой талант)
-Наказ отца сыну по стилистике очень похож на Нагорную проповедь Иисуса Христа. Отец здесь выступает как резонер-это мысли самого Гоголя. Найдите и прочитайте в тексте наказ отца к сыну. (Один ученик читает вслух)
-Почему в финале повести таинственный портрет исчезает? (Гоголь хочет сказать, что Зло, которое олицетворяет портрет, существует на земле, оно всегда противостоит Добру. И человек в любых ситуациях должен всячески противостоять злу. Открытым финалом Гоголь призывает нас задуматься над произошедшим и начать работать над собой уже сейчас, никогда не совершать поступков, о которых можно пожалеть в будущем)
-Можно ли утверждать, что портрет странствует по свету, причиняя зло людям? (Несомненно)
-Как противостоять злу в мире? (Нужно всегда воспитывать себя и выбирать нравственный путь в жизни, не поддаваясь искушениям «дьявола»)
-Кто виноват в гибели Чарткова? (Он сам, у него был выбор, но он пошел не той дорогой, не выбрав тяжелую работу истинного художника творца)
-В чем, по Гоголю, заключается великая сила художника, его предназначение? (Сила художника в том, что он создает искусство, пропуская окружающую действительность через себя, через свою душу. Гоголь верил, что «красота спасет мир». У Чарткова не хватило сил, ведь служение искусству требует от художника нравственной стойкости и мужества, понимания высокой ответственности перед обществом за свой талант. У художника-монаха на картине «сквозит невидимо прекрасная душа создателя», у Чарткова этого нет)
-Что же погубило Чарткова? Какую роль выполняет в повести гоголевский Петербург? (Чарткова погубила не только страсть к наживе, но и капиталистический строй города, который таил в себе еще большую угрозу человечеству. Он не смог противостоять пошлой аристократической среде, влияние которой неотвратимо вело к превращению искусства Чарткова в бездушное ремесло. У Чарткова не хватило сил, чтобы сопротивляться этому влиянию, и он был вынужден сдаться).
-В чем философский смысл повести «Портрет»? Какой нравственный урок преподает читателям Н.В.Гоголь? (Каждый человек ответственен за свои дела на земле. Человек должен работать над собой всегда и в любых ситуациях противостоять злу, тому, что противоречит природным, душевным качествам человека, иначе может произойти непоправимое, как с Чартковым).
1) Повесть «Портрет» в оценке В.Г.Белинского
2) Письменный ответ на вопрос:» В чем заключаются гибель и спасение таланта художника? »
3) Сопоставить повесть «Портрет» с произведениями: