К базовым потребностям человека относятся сон еда признание безопасность
Потребности человека по пирамиде Маслоу: как использовать иерархию в жизни, маркетинге и менеджменте
Иерархия потребностей Маслоу — одна из популярнейших теорий мотивации. У нее есть ряд последователей и противников, на основе этой теории созданы десятки новых концепций, которые сейчас применяют как в обычной жизни, так и в бизнесе. В этой статье мы рассмотрим основы теории Абрахама Маслоу, ее недостатки и преимущества, а также выясним, можно ли ее использовать в современном мире.
Содержание
Что такое пирамида Маслоу
Пирамида Маслоу — это описание потребностей человека: от низменных желаний до возвышенных.
Абрахам Маслоу сформулировал теорию в 1954 году в работе «Мотивация и личность». Он структурировал желания и нужды человека и создал иерархию потребностей.
Теория иерархии потребностей Маслоу
Ниже — таблица с описанием уровней теории потребностей от низшего к высшему.
Уровни иерархии потребностей | Определения | Пояснения |
Физиология | Удовлетворение жизнедеятельности организма | Сон, еда, естественные нужды, здоровье, секс |
Безопасность | Чувство защищенности и комфорта, защита от внешних угроз и собственных страхов | Крепкие стены и крыша над головой, защита дома от ЧП, страховка на дом или жизнь |
Любовь и принадлежность | Общение, привязанность, семья, дружба — социализация | Поиск друзей и партнера, создание семьи, уверенность, что человека поймут и примут таким, какой он есть |
Уважение и признание | Желание быть важным и получить признание в обществе | Заработать больше и показать свой статус, добиться успеха |
Творчество и познание | Стремление к новым знаниям | Путешествия, второе образование и семинары, повышение квалификации |
Эстетика | Поиск гармонии и радости через искусство и красоту | Изучение культуры других стран, поход в музеи и театры, творчество и коллекционирование |
Самоактуализация | Поиск смысла жизни, переосмысление ценностей | Реализация мечты, анализ духовных ценностей, поиск себя и развитие талантов |
Классическая пирамида выглядит так:
Пирамида Маслоу. Источник
Мы немного разбавили строгую иерархию эмодзи, чтобы вы могли легко запомнить ключевые моменты:
Пирамида Маслоу — потребности человека
Суть теории
Психолог исследовал стимулы и мотиваторы, а также степень их удовлетворения, которые выступают движущей силой и призывом к действию. Он предположил, что у каждого человека есть определенные потребности к комфортной жизни, к которым он стремится.
Маслоу сформулировал несколько принципов, характеризующих природу человека:
Запросы бывают первичными и вторичными, причем в последних какая-либо ступень может быть пропущена. Поэтому теория отражена в виде пирамиды, а не диаграммы.
Первичные или физиологические нужды у человека заложены с рождения. Это то, что помогает ему существовать — еда, вода и движение.
Вторичные или психологические мотиваторы приходят с опытом и развитием человека: успех, уважение, власть, причастность к чему-либо и стремление к благосостоянию.
Важно обратить внимание, что пока индивид не удовлетворит базовые желания: физиологические потребности по Маслоу и обеспечение безопасности — ему будет сложно думать о высших стремлениях.
Например: если вы работаете на износ, ухаживаете за больными родителями и занимаетесь всеми домашними делам, вам некогда размышлять о саморазвитии и познании себя.
Высшие потребности характеризуют личность человека и показывают широкий спектр культурных индивидуальных различий, однако их крайне сложно измерить. По подсчетам автора теории, только 2% населения Земли достигают наивысшего удовлетворения — самоактуализации. При этом Маслоу не идеализирует такого человека — у них также есть недостатки, раздражительность, упрямство и невнимательность к окружающим.
Абрахам провел исследование и сформулировал 15 черт, которые присущи самореализующейся личности:
Преимущества и недостатки
А теперь давайте разберемся в преимуществах и недостатках теории Абрахама Маслоу.
Преимущества
Недостатки
Применение в маркетинге
В маркетинге пирамида Маслоу служит отправной точкой в поиске целевой аудитории и ее сегментации, а также для анализа рынка. Опираясь на полученные от пользователей данные, специалисты могут узнать, какие потребности преобладают у ЦА.
К примеру, пользователь долго не может сделать заказ — возможно, есть какие-то страхи — и специалисту нужно рассказать о гарантиях. Либо показать ценные качества продукта, которые помогут улучшить его комфорт: техника для приготовления пищи, сигнализация для защиты дома, ручка Parker как индикатор успешности и состоятельности человека.
Важно! Пирамида — это материал для размышлений, который поможет понять общую картину, но не решить конкретную задачу.
Благодаря концепции есть возможность планировать долгосрочные цели, чтобы отслеживать динамику изменений потребностей аудитории и видеть их путь взаимодействия с брендом. То есть компания может спрогнозировать спрос, разработать стратегию и оценить риски. А для каждого сегмента проработать уникальное предложение и соответствующий продукт.
Например, потребитель ищет пылесос. Он следует по классическому пути клиента:
Применение в жизни
Как мы уже говорили выше, теория помогает разобраться в себе — в мыслях, желаниях, ценностях и страхах. Анализируя события или поступки, можно понять, какая потребность нуждается в удовлетворении и какие факторы мешают это сделать.
Также человек способен анализировать других людей и понимать, как нужно взаимодействовать с ними. Это может быть поддержка друга или партнера в трудную минуту, соблюдение этики в деловом общении, выражение благодарности продавцу в магазине.
Пирамида Маслоу в работе и бизнесе
Люди идут работать, чтобы удовлетворять физические потребности и обеспечивать безопасность, иными словами — в поисках стабильности. Когда вы уже сможете покрывать свои ежедневные нужды, настанет время стремиться к карьерному росту, успеху и признанию.
А предприниматели в свою очередь могут анализировать желания сотрудников и помогать удовлетворять их: повышать по службе, увеличивать заработную плату, проводить корпоративы на Мальдивах, открыть бесплатную столовую, обеспечить обучение. Сюда также относится улучшение рабочего процесса: подключение автоматизированных систем, которые забирают рутину на себя.
Автоматизация email рассылок
Отправляйте цепочки триггерных сообщений приветствия, брошенной корзины, реактивации, совмещая внутри одной цепочки email, SMS и web push.
Альтернативные теории
Концепция Маслоу дала толчок для развития теорий мотивации. В этом разделе мы рассмотрим несколько популярных учений, которые также применяют в бизнесе и в жизни.
Прочитать подробнее обо всех теориях можно в научных изданиях, например в книге американского экономиста и маркетолога Филипа Котлера «Основы маркетинга».
Теория Альдерфера
Клейтон Альдерфер взял идею Маслоу и усовершенствовал ее. Он объединил потребности и создал три группы:
Суть теории заключается в том, что иерархии как таковой не существует. Движение может быть как снизу вверх, так и сверху вниз. Ее можно изобразить в виде пирамиды или взаимосвязанных параметров, как на скриншоте ниже.
Теория ERG Альдерфера
Концепция дает простор для изучения человеческих ценностей и расширяет границы в познании мотивации. Ее также можно использовать в бизнесе и в жизни.
Теория МакКлелланда
Дэвид МакКлелланд предположил, что потребности низшего уровня всегда удовлетворены в той или иной мере, поэтому сконцентрировался на нематериальной мотивации высшего уровня: власть, успех и причастность.
Потребность во власти | Потребность в успехе | Потребность в причастности |
Желание отстаивать свои позиции и не бояться брать ответственность за проект и участников команды | Человек выполняет сложные задачи или берется за что-то новое, чего раньше не делал | Следование социальным нормам. При этом человек боится, что его отвергнут, если он совершит ошибку |
Радуются победам и поддерживают соревновательный дух | Люди принимают похвалу и отзывы о своей работе | Готов сотрудничать, помогать и оказывать поддержку |
Мотивируют других людей | Стараются удерживать и прогнозировать риски | Избегает рискованных и конфликтных ситуаций. Боится неопределенности |
Желают контролировать все процессы | Желание демонстрировать свою компетентность и мастерство | Человек хочет, чтобы его замечали, слушали и адекватно воспринимали его идеи |
Автор концепции утверждал, что у любого человека существуют только три потребности — независимо от расы, пола, возраста и культурного кода. По его мнению, желания и запросы формируются благодаря жизненному опыту, а не являются врожденными. Собственно, поэтому труд МакКлелланда также называют теорией изученных потребностей.
Теорию используют в компаниях, чтобы понять, как лучше взаимодействовать с сотрудниками и структурировать бизнес-процессы.
Теория Герцберга
Двухфакторная теория Фредерика Герцберга направлена на изучение оценки удовлетворенности от выполненной работы. Он исследовал анкеты сотрудников компаний и пришел к выводу, что только два фактора влияют на них: мотиваторы и удержание, также называемое гигиеническими факторами.
ССхема двухфакторной теории Герцберга
Основные тезисы концепции:
Теорию применяют к внутренним процессам в компании, чтобы понять потребности сотрудников, помочь им и выстроить систему благоприятных отношений.
Теория Портера — Лоулера
Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали концепцию комплексной модели мотивации, в которую входит пять переменных:
Суть теории заключается в том, что человек за свою работу получает денежное вознаграждение и за счет него удовлетворяет личные потребности.
Главный вывод из учения: результативный труд, который приносит человеку вознаграждение, порождает удовлетворенность.
Схема комплексной модели мотивации Портера — Лоулера
Идея применяется в бизнесе для оценки деятельности сотрудников компании. Руководители, следуя такой модели поведения, должны ставить четкие и понятные задачи, контролировать их выполнение и грамотно поощрять работников.
Заключение
В этой статье мы рассмотрели теорию потребностей Маслоу и варианты ее развития в концепциях мотивации.
А полученную информацию можно использовать для общения с клиентами и сотрудниками с помощью сервиса SendPulse и его инструментов: email рассылок, Viber и SMS оповещений, а также чат-ботов в мессенджерах Facebook Messenger, ВКонтакте и Telegram!
Какие бывают потребности у человека: базовые виды
Говоря о потребностях человека, подразумевают различные виды нужд, которые бывают как осознаваемые, так и неосознаваемые.
Именно они являются источником порождений чувств, эмоций, желаний, стремлений и катализатором активности с целью их удовлетворения.
О теории личности по Маслоу читайте в нашей статье.
Что это такое?
Что означает понятие «,потребность»,? Выживание человека зависит от наличия соответствующих условий и средств.
В конечном счёте человеческий организм начинает реагировать на раздражающие факторы и проявлять активность, так как от природы он запрограммирован на сохранение жизни и дальнейшее выживание.
Состояние нужды, приводящее к деятельности субъекта и называется потребностью.
Ни одного живого существа на планете нет столько потребностей, как у людей. Чтобы реализовать их, человек вынужден активно действовать, в результате чего разнонаправленно развивается и познаёт окружающий мир.
Независимо от гендерной принадлежности, национальности или положения в обществе, каждый человек имеет потребности. Некоторые их виды появляются при рождении, другие по ходу дальнейшей жизни.
С возрастом список потребностей меняется. К числу первичных относят нужду в воздухе, воде, еде, сексе. Вторичные потребности напрямую связаны с психологией. К ним относят нужду в уважении, успехе, признании.
Классификация
Вопрос, связанный с человеческими потребностями, изучался многими учёными и в различное время. В связи с этим существует много теорий и трактовок, которые по-разному описывают связь между потребностями, нуждой и процессом их удовлетворения.
Основные виды потребностей:
Если гарантия выживания отсутствует, все остальные потребности отходят на дальний план.
Поэтому на протяжении всей жизни люди стараются проявить способности и достичь максимум возможного.
По Симонову
В научной работе психолога П. В. Симонова приводится следующая классификация человеческих потребностей:
Эти потребности типичны для людей, являющихся представителями одного из биологических видов.
В данный пункт также относится необходимость в экономии сил, мотивирующая тратить минимальное количество энергии для достижения определённой цели.
В результате человек начинает проявлять изобретательность, разрабатывать и совершенствовать технологии.
В отдельных случаях такой подход может привести к развитию лени.
Описывая социальные потребности, Гегель указывал на нужду человеческого существа в идеологии и религии, которые нормируют поведение биологической единицы в социуме.
Социальные и витальные нужды автор подразделил на две дополнительные категории:
Идеальные потребности, заключающиеся в стремлении познать истину, подобного разделения не содержат.
Поскольку истинное значение вещей и процессов подразумевает их единственную форму.
При изучении человеческих нужд в наше время используют комплексный подход и полный арсенал научных методов.
Не зная достоверных причин происхождения и формирования потребностей и степень их влияния на деятельность мозга, невозможно эффективно решать следующие задачи:
Понятие иерархии
Иерархию потребностей вывел психолог Абрахам Маслоу. Многочисленные нужды и желания людей он скомпоновал в виде пирамиды, которая наглядно демонстрировала его научный взгляд на данную проблему. В пирамиде Маслоу разместил потребности по мере их возрастания.
Учёный был уверен, что пока индивидуум остро нуждается в примитивных вещах, он не думает о потребностях более высокого уровня. Маслоу приводил примеры в доказательство своей теории.
Он утверждал, что физиологические потребности являются базовыми. Общество, в котором все сыты, и никто не имеет даже малейшего повода для тревоги, психолог назвал идеальным. Голодный человек не нуждается в любви. Однако влюблённым всё равно нужно регулярно питаться.
Примечательно, что определение сытости Маслоу использовал в достаточно широком смысле. Под ней он подразумевал не только достаток пищи, но и сна, воды, кислорода, секса. Ниже представлена классификация человеческих потребностей по Маслоу.
Врождённые или первичные
На первом уровне находятся жизненно важные потребности людей. Это потребности, присущие человеку, как живому существу. Они включают в себя необходимость удовлетворения следующих нужд:
Маслоу утверждал, что бедный человек в первую очередь испытывает необходимость в удовлетворении базовых или биогенных (естественных) потребностей. Выбирая между уважением и едой, большая часть людей отдаст предпочтение последнему варианту.
Второй уровень происходит из потребности индивидуума в безопасности. Он содержит в себе такой перечень нужд:
Когда человек сыт и не имеет проблем со здоровьем, он начинает испытывать острую нужду в безопасности. Такой индивидуум стремиться к разумному порядку в жизни и прогнозируемости своего будущего.
Приобретённые или вторичные
На третьем уровне расположены социальные потребности. Под ними подразумеваются:
После того как первичные потребности удовлетворены, человек начинает испытывать нужду дружеских, любовных и семейных отношениях.
Индивидуум начинает заниматься поиском социальной группы, принадлежность к которой могла бы удовлетворить его желания и избавить от одиночества.
Четвёртый уровень связан с престижными потребностями людей. Это потребности, удовлетворяемые человеком в результате своей деятельности. К ним относят:
Каждый член общества нуждается в признании своих способностей и талантов со стороны окружающих. Человек добивается самоуважения и начинает верить в собственные силы, когда достигает в жизни определённых результатов.
Духовные потребности находятся на пятом уровне. Здесь находятся:
Маслоу убеждён, что необходимость самовыражения проявляется у человека только после того, как все нижестоящие потребности полностью удовлетворены.
В соответствии с теорией учёного, индивидуум действует в строгом соответствии с иерархией, приведённой в пирамиде. Большая часть людей поступает именно таким образом.
Однако есть и исключения. Существует узкая группа индивидуумов, которые ставят свои идеалы выше бытовых проблем.
Сюда относят людей науки и искусства, стремящихся к самореализации и развитию, несмотря на лишения и голод. Обычно у таких индивидуумов существует личная иерархия потребностей, в соответствии с которой они живут.
Различия между низшими и высшими
Чем различаются высшие и низшие потребности? Низшие потребности связаны с естественными нуждами тела.
В чем выражают себя высшие потребности? Высшие потребности выходят далеко за рамки, необходимые для физического выживания и поддержки функционирования организма.
Объекты и средства удовлетворения
Для физического выживания и комфортного существования человек нуждается в удовлетворении потребностей. Для достижения этой цели люди осваивают различные средства и обучаются разным способам достигать желаемого.
Объектами и средствами удовлетворения человеческих потребностей являются блага. Это вещи или средства, которые предназначены для удовлетворения определённых человеческих потребностей.
В этом качестве выступают:
Варианты выявления
Какими способами можно выявить потребности людей? Природные потребности наиболее полно описаны Маслоу.
Они характерны для подавляющего числа людей. Эффективный способ выявления потребностей является тщательный анализ характеристик и действий конкретного человека:
Природные потребности являются неотъемлемой частью существования человека. Не имеет значения, на каком уровне он находится в данный момент и в чём испытывает нужду.
При возникновении трудностей с удовлетворением базовых потребностей, индивидуум спуститься на ступень ниже. И будет там находиться, пока не удовлетворит эту потребность в полной мере.
Фундаментальные потребности человека и их удовлетворение:
К базовым потребностям человека относятся сон еда признание безопасность
Составьте диаграмму «Мой день в медиасфере» (будний или выходной). Отразите в ней, как распределено ваше время. Как вы считаете, рационально ли вы распоряжаетесь своим временем? Сравните с диаграммами одноклассников, обсудите результаты. ■
Виды деятельности. С потребностями связано возникновение различных видов деятельности. Необходимость реализации биологических потребностей породила практическую, прежде всего трудовую деятельность человека. Для её осуществления нужны знания об окружающем мире и самом человеке, развитие его способностей и трудовых навыков, создание орудий труда. Реализация потребности в познании окружающего мира и своего места в нём породили познавательную деятельность, прежде всего научные знания, искусство, нравственные, религиозные, философские и политические идеи. Большая роль в обучении человека трудовым навыкам и следованию нормам совместной жизни, приобретении первоначальных знаний о мире и себе с самых давних исторических времён принадлежит игровой деятельности.
Перечислите известные вам игры. Предложите несколько критериев, по которым можно выделить разные виды игр. ■
Игра определяется как свободное действие, которому предаются без принуждения, в свободное время. Эти действия производятся в особом игровом пространстве, поэтому игра отличается от реальной жизни. Вместе с тем в игре устанавливается определённый порядок, правила, которым необходимо следовать.
Когда играет ребёнок, он осваивает окружающий его мир. В жизни взрослых людей игровой подход эффективен в процессе обучения, поскольку игра активизирует эмоции. Во время игры людьми движет желание победить, нестандартно про явить себя, применить оригинальное решение. У человека появляется глубинная потребность в поиске решения проблемы или задачи. При этом данный вид деятельности применим в любой области.
Как взаимосвязаны разные виды деятельности?
Каким образом одна и та же деятельность человека может быть работой для одного и игрой для другого? Приведите примеры игры в учебной деятельности. ■
В каждом виде деятельности ставятся определённые цели и задачи и используются соответствующие средства для их достижения. По характеру самого процесса деятельности её можно разделить на репродуктивную и творческую.
Особенность репродуктивной деятельности состоит в том, что она предполагает повторение ранее уже отработанного средства достижения заранее известного результата. Например, изготовить сто одинаковых деталей за смену или десять раз сыграть одну и ту же гамму. Признаками репродуктивной деятельности являются типовые, стандартные, проверенные, неоднократно повторённые в прошлом действия.
К творческой относятся только те виды деятельности, в процессе выполнения которых человек создаёт новое для себя и (или) для других людей. Это может быть новая цель и, соответственно, результат или новые средства, новые способы их достижения. Наиболее ярко творчество проявляется в деятельности учёных, изобретателей, писателей, художников, которых зачастую называют представителями творческих профессий. На самом деле множество других видов деятельности тоже включает в себя элементы творчества.
В заключение необходимо отметить, что основанием для любой деятельности человека является общение. Вне общения человеческая деятельность невозможна, поэтому именно общение будет яв-лятся предметом нашего внимания в следующих параграфах.
1. Что такое мотивы и потребности человека?
2. Выделите структурные компоненты деятельности (мотив, цели, действия и средства) в следующих ситуациях:
■ чтобы порадовать и удивить своих гостей, хозяйка изучает кулинарные книги и сайты в поисках «экзотических» рецептов;
■ собираясь в путешествие, автолюбитель проверяет состояние своего автомобиля, заливает полный бак топлива, меняет масло;
■ многие выпускники школ стремятся учиться в высших учебных заведениях и получить профессию высокой квалификации. Молодые люди заранее выбирают будущую специальность и соответствующее ей учебное заведение, готовятся к поступлению в него, возможному переезду на новое место жительства. Для реализации своего стремления молодые люди используют углублённое изучение отдельных учебных предметов, посещение факультативных занятий, участие в предметных олимпиадах и др.
3. Докажите или опровергните следующие суждения. Используйте вводную инфографику.
■ К базовым потребностям человека относятся сон, еда, признание, безопасность.
■ Фундаментом пирамиды потребностей является самоактуализация.
4. Положительная мотивация — это мотивация, основанная на положительных стимулах (поощрять за что-то). Отрицательная мотивация — это мотивация, основанная на отрицательных стимулах (наказывать за что-то). Какая мотивация, на ваш взгляд, более эффективна? Почему? ■
Выполните мини-проект «Потребности и реклама». Создайте коллаж или плакат, посвящённый способам воздействия рекламы на потребности и мотивацию подростков. Используйте памятку «Как анализировать рекламный ролик». ■
§ 7. Общение и его роль в жизни человека
В общении человек — цель или средство?
[ Восприятие друг друга^
[Обмен информацией Диалог или монолог? ‘ Инструментальное J Прямое
Общение, его формы. Ежедневно каждый человек встречается и контактирует с другими