Известно что писатели часто прибегают к описанию сна героя как к приему художественного предварения
Презентация к уроку «Жуковский-переводчик баллад»
В.А.Жуковский – переводчик баллад
В.А.Жуковский – переводчик баллад
Навигатор Своеобразие баллад В
Своеобразие баллад В.А.Жуковского
Тематический обучающий тест с ответами. Баллада «Светлана»
Верь тому, что сердце скажет; Нет залогов от небес;
Верь тому, что сердце скажет;
Нет залогов от небес;
Нам лишь чудо путь покажет
В сей волшебный край чудес.
В.А.Жуковский
К.Брюллов. Портрет
В.А.Жуковского
Всего Жуковский перевёл 39 баллад немецких и английских поэтов
Баллада – «волшебный край чудес»
Отличие баллад Жуковского от западных
Отличие баллад Жуковского от западных
Переводы Жуковского полны лёгкости, изящества, движения самобытной мысли. В переводах меняются сами образы, темы, сюжетные ходы, авторские оценки, идея личной вины и возмездия, постановка вечной проблемы борьбы добра и зла.
Рисунок А.Кошкина.
Жуковский
Что привлекло поэта в западных балладах?
Что привлекло поэта в западных балладах?
Фантастика, чудеса, страшные
сюжетные линии;
К.П.Брюлов. Гадающая
Светлана
религиозные поверья и народные легенды;
чудовища и рыцари Средневековья
Чудесное и страшное было ново и занимательно, будило мечту, раздвигало горизонты мышления, «готическая» фантастика пугала и привлекала, выявляя мрачные глубины преступления и возмездия.
Оригинальность баллад Жуковского
Оригинальность баллад Жуковского
Баллады В. А. Жуковского окрашены
лиризмом: силой своего светлого
поэтического дарования поэт смягчил
многие трагические сюжеты
немецких и английских поэтов.
Поэтому баллады Жуковского – это
«волшебный край чудес».
Иллюстрация к балладе
Жуковского «Лесной царь»
Три варианта перевода баллады «Ленора» немецкого поэта
Три варианта перевода баллады «Ленора» немецкого поэта Г.Бюргера В.А.Жуковским
Чем баллада «Людмила» Жуковского отличается от баллады «Светлана»?
Иллюстрация к балладе
Жуковского «Людмила»
Рефлексия Как проявился талант
Как проявился талант Жуковского-переводчика и Жуковского-художника в его знаменитых балладах?
Что менялось при перенесении сюжетов западноевропейских поэтов-романтиков на русскую почву?
Домашнее задание Используя опыт изучения баллад
Используя опыт изучения баллад В.А.Жуковского «Светлана» и «Лесной царь», самостоятельно проанализируйте баллады Эолова арфа» (1814) и «Ивиковы журавли»(1813).
Определите главную тему и идейный смысл этих произведений, укажите типичные признаки жанра романтической баллады в каждом из них.
Выделите художественные средства, к которым прибегает поэт, создавая образный строй произведения.
В.А.Жуковского называют «гением перевода»
В.А.Жуковского называют «гением перевода». Переводы составляют более половины всего написанного поэтом. Установите соответствия между авторами приведённых В.А.Жуковским произведений и их названиями.
4) «Замок Смальголм, или Иванов вечер»
5) «Шильонский узник»
«Ленора» Г.Бюргера
«Орлеанская дева» Ф.Шиллера
«Рыбак» И.-В. Гёте
«Илиада» Гомера
Задание №3 Литературная баллада восходит к народным истокам, но отличается авторскими особенностями
Литературная баллада восходит к народным истокам, но отличается авторскими особенностями. Назовите черты книжной поэзии в балладе. Отметьте номера всех правильных ответов.
Это стихотворение ярким необычным сюжетом;
как правило, содержит в основной части диалог;
произведение грустного и философского содержания;
в балладе соединяются повествовательное начало и эмоциональность;
это стихотворение бытового характера.
Задание №4 Основной жанровый признак баллады – сюжетное повествование
Основной жанровый признак баллады – сюжетное повествование. Но сюжет в балладе существенно отличается от сюжета в произведениях других жанров. Назовите характеристики балладн6ого сюжета. Отметьте номера всех правильных ответов.
Напряжённость повествования, его недосказанность, фрагментальность, драматическая насыщенность;
условность временных и пространственных координат происходящего;
участие в действии большого количества персонажей;
решающее значение подтекста: лирического, философского или социально-психологического, создающего эффект читательского ожидания;
изобразительная роль деталей.
Задание №5 С каким событием в жизни и творческой судьбе автора связана история создания баллады «Светлана»?
С каким событием в жизни и творческой судьбе автора связана история создания баллады «Светлана»?
Замужеством возлюбленной поэта Маши Протасовой;
недовольством Жуковского балладой «Людмила», написанной четырьмя годами ранее;
Окончанием войны 1812 года;
Разочарованием в романтических идеалах юности.
Задание №6 В балладе «Светлана» поэт использует приёмы народного сказочного повествования
В балладе «Светлана» поэт использует приёмы народного сказочного повествования. Назовите эти приёмы. Отметьте номера всех правильных ответов.
О. Кипренский. Ворожея
со свечой
использование фольклорного зачина;
изображение черт русского национального быта;
описание обычаев и обрядов;
включение в балладу полного текста обработанной гадальной песни;
использование постоянных эпитетов;
применение приёма стыка.
Задание №7 Подблюдная песенка «Идёт кузнец из кузницы…», фрагмент которой приведён в балладе, непосредственно связан с сюжетом
Подблюдная песенка «Идёт кузнец из кузницы…», фрагмент которой приведён в балладе, непосредственно связан с сюжетом. Он служит
намёком на счастливую развязку;
кульминацией баллады;
предвестием страшных событий;
завязкой сюжета.
Задание №8 Какие средства создания образа главной героини баллады использует
Какие средства создания образа главной героини баллады использует В.А.Жуковский? Отметьте номера всех правильных ответов.
имя героини;
внутренний монолог;
письменная речь;
сон героини;
бытовые детали
Задание №9 В образе Светланы автор намечает характерные черты идеальной русской женщины
В образе Светланы автор намечает характерные черты идеальной русской женщины. Каковы они? Отметьте номера всех правильных ответов.
Задание №10 Важную роль в балладе играет диалог
Важную роль в балладе играет диалог. Кому жалуется Светлана на свою горькую участь?
Задание №11 Особое значение в балладе получает образ жениха героини
Особое значение в балладе получает образ жениха героини В.А.Жуковского. Установите соответствие между персонажами и их характеристиками. К каждой позиции первого столбика подберите соответствующую позицию из второго столбика.
2) «Страшен хижины пустой безответный житель»
4) «Та ж любовь в его очах, те ж приятны взоры; те ж на сладостных устах милы разговоры»
Задание №12 Известно, что писатели часто прибегают к описанию сна героя как к приёму художественного предварения
Известно, что писатели часто прибегают к описанию сна героя как к приёму художественного предварения. Установите признаки сна Светланы. Отметьте номера всех правильных ответов.
Сон героини не является вещим;
сон занимает большую часть произведения;
сон является кульминацией произведения;
несчастье «страшного сна» противопоставлено счастью пробужденья;
во сне отсутствуют элементы мистики.
Задание №13 Какие образы олицетворяют зло в «чудесном» сне
Какие образы олицетворяют зло в «чудесном» сне Светланы? Отметьте номера всех правильных ответов.
Чёрный гроб;
«чёрный вран»
метель и вьюга;
«голубочек белый»;
мертвец в хижине
Задание №14 С помощью чего создаётся в балладе «Светлана» эффект белизны и света?
С помощью чего создаётся в балладе «Светлана» эффект белизны и света? Отметьте номера всех правильных ответов.
имени героини;
искрящегося под луной снега;
огоньки свечи, зажжённой Светланой;
света из распахнутых дверей церкви;
белоснежного свадебного наряда героини
Задание №15 В кульминационный момент сюжета автор создаёт ситуацию спасения героини волшебным помощником
В кульминационный момент сюжета автор создаёт ситуацию спасения героини волшебным помощником. Кто избавляет Светлану от жениха-мертвеца?
верный пёс;
белоснежный голубок;
птица феникс;
ангел-утешитель
Задание №16 Важнейшим средством раскрытия характера героини
Важнейшим средством раскрытия характера героини В.А.Жуковского становится пейзаж. Какой из представленных его типов преобладает в балладе?
Статичный тип изображения;
динамичный тип изображения
Задание №17 Пейзажные зарисовки «Светланы» также тесно связаны с психологическим состоянием героини
Пейзажные зарисовки «Светланы» также тесно связаны с психологическим состоянием героини. Какие душевные переживания девушки-невесты раскрывают картины природы, изображённые в произведении В.А.Жуковского. Отметьте номера всех правильных ответов.
Глухую тревогу;
напряжённое ожидание опасности;
обострённость чувств Светланы;
счастливое предвкушение встречи с любимым;
радость бытия
«Лучший друг нам в жизни сей/
Вера в провиденье..»
Конспект урока В.А. Жуковский Баллада «Светлана»
Тема: В.А.Жуковский «Светлана» Нравственный мир героини баллады
Цели:образовательные : познакомить учащихся с творчеством Жуковского, рассмотреть народность и поэтичность баллады «Светлана», способствовать постижению своеобразия художественного мира Жуковского: тончайший психологизм, неудовлетворённость действительностью, элегическая грусть, мечтательность, устремлённость к идеальному;
-развивающие : развивать умение учащихся проникать в мир чувств лирического героя, наблюдать за развитием лирического сюжета;
-воспитательные: воспитывать любовь к произведениям русских классиков.
1. Организационный момент.
2. Рассказ учителя о жизни и творчестве поэта.
Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Он был внебрачным сыном помещика А. И. Бунина и пленной турчанки Сальхи. Фамилию и отчество получил от крестного отца, бедного дворянина А. Г. Жуковского. Учился в Благородном пансионе при Московском университете. В 1802 году напечатал элегию «Сельское кладбище», которая принесла ему широкую известность. Современник Жуковского Ф.Ф. Вигель откликнулся на элегию словами: «Как можно так трогательно, всею душою грустить и потом от всего сердца смеяться?». В качестве ополченца участвовал в Отечественной войне 1812 года, которая повлияла на мировоззрение поэта. В этом же году Жуковский становится знаменит благодаря стихотворению «Певец во стане русских воинов». Жуковский является одним из основателей и активным участником литературного общества «Арзамас». В 1841 году уехал в Германию. Умер 12 апреля 1852 года в Баден-Бадене.
Личность В.А. Жуковского служила для современников своего рода нравственным эталоном; гуманность и бескорыстие поэта проявилось в выкупе из крепостной неволи украинского поэта Тараса Шевченко, в освобождении собственных крестьян, в учреждении стипендий и пособий для начинающих художников. Жуковский заступался за сосланных на каторгу декабристов, просил о помиловании А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
Литературная баллада восходит к народным истокам, но отличается авторскими особенностями: ярким необычным сюжетом, в основной части содержит диалог, соединяются повествовательное начало и эмоциональность.
Разочарованный балладой «Людмила», опираясь на сюжет бюргеровской «Леноры», Жуковский задумал в 1808 году (закончил в 1812 году), опубликовал в 1813 году самую радостную балладу, которую назвал «Светлана».
3.Чтение и анализ баллады
-Скажите, пожалуйста, с чем связал автор свою балладу?
(баллада связана с русскими обычаями, с фольклорной традицией. Поэт изображает нам гадание девушек в крещенский вечерок. Перед нами открывается зимняя Русь со своими обычаями и традициями.)
— Какой вам представляется главная героиня – Светлана?
Это облик милой русской девушки, которая грустна, ведь ее жених где-то далеко. Она немного пуглива, когда гадает. Но она какая-то светлая и чистая.)
Какие средства создания образа главной героини использует Жуковский? (имя, сон, бытовые детали).
— Но что же происходит в балладе дальше? (Светлана засыпает, и ей снится сон. Милый сердцу везет её венчаться в церковь.)
-Писатели часто прибегают к описанию сна героя как к приёму художественного предварения. Каковы признаки сна Светланы? (не является вещим, занимает большую часть пространства произведения, сон является кульминацией произведения, несчастье страшного сна противопоставлено счастью пробужденья).
— Какие образы олицетворяют зло во сне Светланы? (чёрный гроб, «чёрный вран», метель и вьюга, мертвец в хижине).
-Какой цвет преобладает в балладе? (белый).
— С помощью чего создаётся эффект белизны? (имени героини, искрящегося под луной снега, огонька свечи, зажженной Светланой, света из распахнутых дверей церкви).
— Какой пейзаж выбрал автор, чтобы показать нам необычность происходящего! (Пейзаж усугубляет фантастичояность действия. «Тускло светится луна», «сумрак тумана», «пусто все вокруг», «черный вран», «гроб».)
— Пейзажные зарисовки баллады тесно связанны с психологическим состоянием героини. Какие душевные переживания девушки-невесты раскрывают картины природы, изображённые в произведении? (глухую тревогу, напряжённое ожидание опасности, обострённость чувств Светланы).
-Зачем такой страшный сон показывает нам автор? Ведь мы говорили о том, что это самая радостная баллада. (Жуковский формулирует главную идею баллады словами: «Лучший друг нам в жизни сей вера в провиденье…».Что вы можете на это сказать? Может быть, автор хотел нам сказать, что жизнь на земле кратковременна, а настоящее и вечное – в загробном мире.)
-Важную роль играет в балладе диалог. Кому жалуется Светлана на свою горькую участь? (подружкам).
— В кульминационный момент сюжета автор создаёт ситуацию спасения героини волшебным помощником. Кто избавляет Светлану от жениха мертвеца? (белоснежный голубок).
-Какие приёмы народного сказочного повествования использует поэт в балладе? (фольклорный зачин, изображение черт русского национального быта, описание обычаев и обрядов, включение
полного текста обработанной гадальной песни, постоянные эпитеты).
— Для чего вводит Жуковский фрагмент песенки «Идёт кузнец из кузницы…»? (намёк на счастливую развязку).
— Какие реалии природного мира представлены в балладе? (поле, дорога, небо, луна).
— Каким размером написана баллада? (чередованием четырёхстопного и трёхстопного хорея).
4. Подведение итогов.
Сегодня мы окунулись в Россию девятнадцатого века. Благодаря произведениям Василия Андреевича Жуковского, мы ощущаем душевное благородство, патриотизм, торжество справедливости и любви. Имя его живет и будет жить долго благодаря произведениям словесной живописи, природе и культуре, красоте и музыке его слова. Не зря А.С. Пушкин сказал пророческие слова: «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль».
5.Домашнее задание: выучить наизусть начало баллады.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Верь тому, что сердце скажет; Нет залогов от небес; Нам лишь чудо путь покажет В сей волшебный край чудес. В.А.Жуковский К.Брюллов. Портрет В.А.Жуковского Всего Жуковский перевёл 39 баллад немецких и английских поэтов Баллада – «волшебный край чудес»
Отличие баллад Жуковского от западных Переводы Жуковского полны лёгкости, изящества, движения самобытной мысли. В переводах меняются сами образы, темы, сюжетные ходы, авторские оценки, идея личной вины и возмездия, постановка вечной проблемы борьбы добра и зла. Рисунок А.Кошкина. Жуковский
Что привлекло поэта в западных балладах? Фантастика, чудеса, страшные сюжетные линии; К.П.Брюлов. Гадающая Светлана религиозные поверья и народные легенды; чудовища и рыцари Средневековья Чудесное и страшное было ново и занимательно, будило мечту, раздвигало горизонты мышле-ния, «готическая» фантастика пугала и привлекала, выявляя мрачные глубины преступления и возмездия.
Оригинальность баллад Жуковского Баллады В.А.Жуковского окрашены лиризмом: силой своего светлого поэтического дарования поэт смягчил многие трагические сюжеты немецких и английских поэтов. Поэтому баллады Жуковского – это «волшебный край чудес». Иллюстрация к балладе Жуковского «Лесной царь»
Три варианта перевода баллады «Ленора» немецкого поэта Г.Бюргера В.А.Жуковским Чем баллада «Людмила» Жуковского отличается от баллады «Светлана»? Иллюстрация к балладе Жуковского «Людмила» Назад
Рефлексия Как проявился талант Жуковского-переводчика и Жуковского-художника в его знаменитых балладах? Что менялось при перенесении сюжетов западноевропейских поэтов-романтиков на русскую почву? Назад
Домашнее задание Используя опыт изучения баллад В.А.Жуковского «Светлана» и «Лесной царь», самостоятельно проанализируйте баллады Эолова арфа» (1814) и «Ивиковы журавли»(1813). Определите главную тему и идейный смысл этих произведений, укажите типичные признаки жанра романтической баллады в каждом из них. Выделите художественные средства, к которым прибегает поэт, создавая образный строй произведения. Назад
В.А.Жуковского называют «гением перевода». Переводы составляют более половины всего написанного поэтом. Установите соответствия между авторами приведённых В.А.Жуковским произведений и их названиями. АВТОРЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А) Дж. Байрон 1) «Ивиковы журавли» Б) Ф. Шиллер 2) «Лесной царь» В) И.В. Гёте 3) «Ленора» Г) Г. Бюргер 4) «Замок Смальголм, или Иванов вечер» Д) В.Скотт 5) «Шильонский узник» А Б В Г Д 5 1 2 3 4
Литературная баллада восходит к народным истокам, но отличается авторскими особенностями. Назовите черты книжной поэзии в балладе. Отметьте номера всех правильных ответов. Это стихотворение ярким необычным сюжетом; как правило, содержит в основной части диалог; произведение грустного и философского содержания; в балладе соединяются повествовательное начало и эмоциональность; это стихотворение бытового характера.
Основной жанровый признак баллады – сюжетное повествование. Но сюжет в балладе существенно отличается от сюжета в произведениях других жанров. Назовите характеристики балладн6ого сюжета. Отметьте номера всех правильных ответов. Напряжённость повествования, его недосказанность, фрагментальность, драматическая насыщенность; условность временных и пространственных координат происходящего; участие в действии большого количества персонажей; решающее значение подтекста: лирического, философского или социально-психологического, создающего эффект читательского ожидания; изобразительная роль деталей.
С каким событием в жизни и творческой судьбе автора связана история создания баллады «Светлана»? Замужеством возлюбленной поэта Маши Протасовой; недовольством Жуковского балладой «Людмила», написанной четырьмя годами ранее; Окончанием войны 1812 года; Разочарованием в романтических идеалах юности.
В балладе «Светлана» поэт использует приёмы народного сказочного повествования. Назовите эти приёмы. Отметьте номера всех правильных ответов. О. Кипренский. Ворожея со свечой использование фольклорного зачина; изображение черт русского национального быта; описание обычаев и обрядов; включение в балладу полного текста обработанной гадальной песни; использование постоянных эпитетов; применение приёма стыка.
Подблюдная песенка «Идёт кузнец из кузницы…», фрагмент которой приведён в балладе, непосредственно связан с сюжетом. Он служит намёком на счастливую развязку; кульминацией баллады; предвестием страшных событий; завязкой сюжета.
Какие средства создания образа главной героини баллады использует В.А.Жуковский? Отметьте номера всех правильных ответов. имя героини; внутренний монолог; письменная речь; сон героини; бытовые детали
В образе Светланы автор намечает характерные черты идеальной русской женщины. Каковы они? Отметьте номера всех правильных ответов. Верность; покорность; поэтичность; кротость; трудолюбие; строптивость
Важную роль в балладе играет диалог. Кому жалуется Светлана на свою горькую участь? К.Маковский. Гадание. матери; подружкам; зеркалу; няне.
Известно, что писатели часто прибегают к описанию сна героя как к приёму художественного предварения. Установите признаки сна Светланы. Отметьте номера всех правильных ответов. Сон героини не является вещим; сон занимает большую часть произведения; сон является кульминацией произведения; несчастье «страшного сна» противопоставлено счастью пробужденья; во сне отсутствуют элементы мистики.
Какие образы олицетворяют зло в «чудесном» сне Светланы? Отметьте номера всех правильных ответов. Чёрный гроб; «чёрный вран» метель и вьюга; «голубочек белый»; мертвец в хижине
С помощью чего создаётся в балладе «Светлана» эффект белизны и света? Отметьте номера всех правильных ответов. имени героини; искрящегося под луной снега; огоньки свечи, зажжённой Светланой; света из распахнутых дверей церкви; белоснежного свадебного наряда героини
В кульминационный момент сюжета автор создаёт ситуацию спасения героини волшебным помощником. Кто избавляет Светлану от жениха-мертвеца? верный пёс; белоснежный голубок; птица феникс; ангел-утешитель
Важнейшим средством раскрытия характера героини В.А.Жуковского становится пейзаж. Какой из представленных его типов преобладает в балладе? Статичный тип изображения; динамичный тип изображения
Пейзажные зарисовки «Светланы» также тесно связаны с психологическим состоянием героини. Какие душевные переживания девушки-невесты раскрывают картины природы, изображённые в произведении В.А.Жуковского. Отметьте номера всех правильных ответов. Глухую тревогу; напряжённое ожидание опасности; обострённость чувств Светланы; счастливое предвкушение встречи с любимым; радость бытия
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-228813
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Службы примирения появятся в каждой школе Москвы до конца учебного года
Время чтения: 1 минута
Школьники из России выиграли 8 медалей на Международном турнире по информатике
Время чтения: 3 минуты
В России зарегистрировали вакцину от коронавируса для подростков
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.