Исцеляющая музыка для сна от всех болезней
7 способов избавления от стресса, которыми пользуются сами психологи
Специалисты Дневного Стационара советуют: 7 способов избавления от стресса, которыми пользуются сами психологи.
Чем это полезно? Когда Вы записываете свои мысли, различные ситуации, а возможно даже идеи будущего происходит структуризация мыслей, наведение порядка в голове. Этот творческий процесс очень эффективен, отвлекает Вас от текущих проблем, голова очищается и спадает напряжение. В дальнейшем вы сможете рассмотреть некоторые ситуации под другим углом. Удачи.
2. Приготовьте блюдо и будьте крайне педантичны в выборе ингредиентов, украсьте его и насладитесь им
Известный факт, когда человек нервничает он зачастую склонен «заедать проблемы». Но если это будет здоровая еда или новое блюдо с тщательно подобранными ингредиентами, аккуратно приготовленная и красиво поданная на стол, это может послужить огромным источником позитивных эмоций и познания новых вкусов и оттенков.
3. Релаксация и дыхание
4. Реагируйте правильно или не реагируйте вообще
Постарайтесь увидеть позитив в любой стрессовой ситуации, пробуйте изменить свое отношение к ней: «Я не могу изменить ситуацию, но могу изменить свою реакцию на нее». Позитивная реакция на негативное событие помогает не только избежать стресса, но и получить некий опыт, если смотреть на это, как на испытание, и учиться на ошибках.
5. Остановите поток мыслей
Когда вы чувствуете наплыв мыслей, с которым сложно справиться щелкните пальцами и скажите «Стоп! Я подумаю об этом позже!». Можно использовать резинку на запястье или же просто себя ущипнуть. Подобный метод позволяет остановить круговорот мыслей и отложить проблему на потом. Остановив свои мысли, постарайтесь переключить внимание на что-то другое – смените вид деятельности.
Советуем каждому находить промежуток время, в течение которого Вы можете делать только то, что захотите. Вы можете рисовать, читать, есть вкусные блюда, говорить по телефону с друзьями и близкими, слушать любимую музыку, смотреть кино и т.д. Это время, когда Вы честно можете отложить все обязанности, негативные мысли, работу и любые текущие дела и доставить себе удовольствие.
7. Мой способ борьбы со стрессом
Позвольте себе испытать как классические методы борьбы со стрессом, так и прислушаться к себе и найти свой личный и эффективный способ снятия неприятного внутреннего напряжение – занятия спортом под приятную музыку, чашка ароматного кофе или чая, беседа с близким человеком или друзьями, горячая ванна или контрастный душ, здоровый сон. Возможно, это продуктивная деятельность будь то уборка, мытье посуды, шитье, вязание, наведение порядка на рабочем месте или фотоальбома, прогулка и др. Главное, чтобы этот способ был действенным и помог Вам переключить внимание с негативной ситуации на позитивный лад.
Даже маленькая позитивная мысль с утра, способна изменить весь день.
10 советов для снятия стресса
Елена Александровна Беленко
Врач-психоневролог клиники «Клинический центр вегетативной неврологии», к.м.н.
«Dailymoneyexpert», 3 ноября 2016 г.
1. В первую очередь со стрессом помогают бороться лёгкие умеренные физические нагрузки. Это могут быть прогулки, ходьба на свежем воздухе, ходьба на беговой дорожке в спортзале, плавание – кому что ближе. Достаточно именно умеренных и регулярных мышечных нагрузок, совсем не обязательно выполнять изнуряющие упражнения. Это помогает нервной системе оставаться в тонусе особенно в том случае, когда человек здоров, но находится в состоянии хронического стресса.
2. Расслабляющие тепловые процедуры. Они могут быть разносторонними и действовать на разные звенья нервной системы:
3. Полноценный ночной сон. Очень важный пункт, только во сне происходит восстановление нервной системы. Если днём было сильное перевозбуждение, эмоциональная перегрузка, перенапряжение в работе нервных центров, полноценный ночной сон приведёт нервную систему в нормальное состояние. Важно придерживаться установленного режима сна – ложиться спать каждый день примерно в одно и тоже время (включая выходные), лучше до 23.00 – 23.30.
4. Дыхательные практики, которые выполняются на счёт: 5 счётов вдох и в два раза медленнее — 5 счётов выдох. Такая дыхательная техника будет избавлять нервную систему от дисбаланса. При вдохе происходит стимуляция симпатического отдела нервной системы, который отвечает за активность, за быструю реакцию, за готовность мышечной системы к действию, за концентрацию внимания, а выдох – стимуляция парасимпатического отдела, который сменяет активность симпатического отдела, отвечает за расслабление.
5. Ароматерапия. По последним данным научных исследований эфирные масла оказывают разностороннее действие на два звена вегетативной нервной системы — симпатический и парасимпатический отделы. Вдыхание масла лаванды в вечернее время будет расслаблять нервную систему, стимулируя парасимпатический отдел, а в дневное – масло цитруса будет её тонизировать, активизируя симпатический отдел.
6. Контроль чувства утомления. При любой нагрузке в течение дня – будь то умственная нагрузка или физическая, нужно отслеживать наступление чувства усталости и чувства утомления. Если человек чувствует утомление, это первый сигнал, что нервная система находится в напряжении. Как только почувствовали усталость – нужно на что-то переключиться, сделать перерыв на 10-15 минут, отложить занятие до завтра и т.п.
7. Смена привычной обстановки. Отпуск, выходные в другом городе или даже на собственной даче будут очень хорошо переключать, перезагружать нервную систему.
8. Бокал вина за ужином. На расслабление нервной системы давно научно обосновано действие одного бокала вина.
9. Теплое молоко с мёдом перед сном. Поможет активнее включиться в работу парасимпатическому отделу нервной системы, что будет способствовать глубокому, полноценному ночному сну.
Самопомощь при панических атаках
Об эффективных методах самопомощи при панических атаках, о том, как они работают, и роли психотерапии рассказывает психотерапевт со стажем более 14 лет Краилина Ирина Сергеевна.
Человек, который пережил приступ паники впервые, думает, что с ним произошло нечто необыкновенное, ужасное, катастрофическое.
Многие мои пациенты, когда осваивают способы владения эмоциями, мыслями и телом, восклицают: «Ах, если бы тогда, когда это случилось впервые, кто-то мне сказал, что это хорошо известное врачам и психологам расстройство, что это лечится, а самое главное — от него не умирают!»
Ведь тогда, в самом начале, была одна самая страшная мысль, которая черной тучей закрывала всё на свете: «Никто не знает, что со мной. Я умру».
Поэтому первую помощь человек пытается получить, вызывая скорую медицинскую помощь, или отправляется к терапевту или кардиологу.
Многие пытаются вести самостоятельную борьбу с этим расстройством, ищут рекомендации и советы, как избавиться от панических атак. Обычно в интернете. Информации там много, зачастую она разрознена и противоречива.
Поэтому я постараюсь систематизировать информацию по рекомендациям и способам самопомощи и расскажу о преимуществах психотерапии.
Для желающих глубже понять тему в статье есть блоки «Подробнее»: на них нужно кликнуть/нажать, чтобы появилась дополнительная информация. Если ваша цель — узнать только о методах самопомощи, просто читайте обычный шрифт.
Подробнее о механизме развития и симптомах панических атак
Кликните по заголовку, чтобы прочитать текст
Паническая атака — это непредсказуемый приступ острейшей тревоги (паники) с телесными симптомами, за которые отвечает вегетативная нервная система (далее ВНС).
Схема 1. Как работает вегетативная неврная система (ВНС)
У отдельного человека эти симптомы могут быть представлены в полном объеме или частично:
Эти симптомы являются проявлением вегетативных кризов (симпатико-адреналового, вагоинсулярного или смешанного). Часто атака сопровождается страхом смерти, утраты контроля или сумасшествия, а также чувством нереальности происходящего или измененности собственного Я.
Длятся минуты, заканчиваются отхождением большого количества светлой мочи. Человек чувствует себя разбитым, опустошенным.
Вегетативные кризы могут быть проявлением некоторых соматических заболеваний (эндокринной, сердечно-сосудистой системы), могут возникать при беременности, приеме некоторых медикаментов, случаются как единичные эпизоды на фоне переутомления, злоупотребления алкоголем.
Когда врачи исключили соматическую патологию, а панические атаки повторяются, правильнее называть это паническим расстройством.
Почва для повторения панических атак — это особая форма мышления (когда тревожные черты сочетаются с перфекционизмом, потребностью всё контролировать) плюс нестабильность вегетативной нервной системы (то, что раньше врачи называли вегетососудистой дистонией).
После первого приступа паники человек находится в постоянном тревожном ожидании его повтора. Малейшее неприятное ощущение в теле или просто мысль способна запустить каскад сомато-вегетативных реакций, которые поддерживают и усиливают друг друга по механизму замкнутого порочного круга и приводят к панике.
Чтобы наглядно объяснить, как работают разные методы самопомощи, рассмотрим человека как целостную систему и выделим 4 компонента:
Эти компоненты взаимодействуют между собой, влияют друг на друга.
Пример взаимодействия тела, эмоций, мыслей и окружения
Кликните по заголовку, чтобы прочитать текст
Например, поддержка окружения, семьи, дает уверенность (мысль), что помощь будет оказана в любом случае. Временно снижается уровень тревоги (эмоции) и вегетативные симптомы уходят (тело). Беда в том, что поддержка окружения не избавляет от панического расстройства насовсем. Она лишь поддерживает убеждение, что самому справиться с расстройством не под силу.
Самопомощь при панических атаках: тело
Больше всего встречается рекомендаций-советов по самопомощи в отношении тела:
Отдельно нужно сказать о способах прицельной активации парасимпатического отдела ВНС и снижения частоты сердечных сокращений путем вызывания специфических рефлексов:
Внимание! Эти действия противопоказаны при следующих состояниях:
Эти методы работают «через тело» — затрагивают вегетативную нервную систему по одному из трех механизмов:
Как некоторые методы самопомощи влияют на ВНС
Кликните по заголовку, чтобы прочитать текст
Самопомощь при панических атаках: окружение
В отношении того, как близким вести себя в такой ситуации, нужно сказать следующее: не стоит полностью освобождать страдающего паническим расстройством от домашних дел, создавать ему «тепличные» условия, ограждая от любых эмоциональных переживаний. Это лишь усилит тревожный настрой человека. А при длительном страдании может стать даже условно-привлекательным для пациента и частично препятствовать выздоровлению.
Словом, забота должна быть умеренной и не навязчивой.
Самопомощь при панических атаках: мысли и эмоции
Рекомендации относительно мыслей и эмоций:
Можно заметить, что некоторые методы самопомощи затрагивают и тело, и эмоции, и мысли. Например, медитация. Выполнение сложных дыхательных техник не только стимулирует парасимпатический отдел ВНС, но и изменяет газовый состав крови, переключает внимание.
Изменения в одной сфере влекут изменения в другой. Например, мысли-воспоминания о приятном событии вызывают приятные эмоции.
Зачем при панических атаках нужна психотерапия
Если с телом всё более-менее понятно и рекомендации даются конкретные, то с эмоциями и мыслями не всё так просто. С одной стороны, рекомендации более абстрактные, а с другой стороны, могут даже вызывать отторжение:
Именно в этом и помогает психотерапия.
Техники эриксоновского гипноза, например, помогают избавиться от тревоги и страха. Когнитивно-поведенческая терапия через изменения в мыслительном процессе или в поведенческих схемах также избавляет от панических атак. Краткосрочная стратегическая психотерапия вносит изменения в ключевые точки системы отношений и позволяет добиться результата в короткие сроки. Наилучший результат зачастую дает комбинация нескольких методик, подобранная индивидуально.
Психотерапевт — посредник, который помогает «навести мосты» между собственным телом, эмоциями, мыслями; выстроить отношения с окружающими.
Как ребенку выводить первые буквы помогает взрослый, так и психотерапевт помогает клиенту:
Исцеляющая музыка для сна от всех болезней
Московский научно-практический центр детской психоневрологии, Москва
Московский научно-практический центр детской психоневрологии, Москва
Московский научно-практический центр детской психоневрологии, Москва
Поликлиника восстановительного лечения #7
Возможность использования музыкотерапии в неврологии на примере рассеянного склероза
Журнал: Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2016;116(2-2): 74-77
Бойко Е. А., Иванчук Е. В., Гунченко М. М., Батышева Т. Т. Возможность использования музыкотерапии в неврологии на примере рассеянного склероза. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2016;116(2-2):74-77.
Boiko E A, Ivanchuk E V, Gunchenko M M, Batysheva T T. The possibility of using music therapy in neurology on the example of multiple sclerosis. Zhurnal Nevrologii i Psikhiatrii imeni S.S. Korsakova. 2016;116(2-2):74-77.
https://doi.org/10.17116/jnevro20161162274-77
Московский научно-практический центр детской психоневрологии, Москва
Обзор исследований, касающихся музыкотерапии, свидетельствует о ее важной роли в немедикаментозном лечении больных с острыми и хроническими заболеваниями, в том числе с демиелинизирующими. Существующие исследования показывают эффективность музыкотерапии в отношении улучшения социальных навыков больных, улучшения когнитивных функций, снижения выраженности депрессии и тревоги, а также улучшения сна и снижения болевых ощущений у больных рассеянным склерозом.
Московский научно-практический центр детской психоневрологии, Москва
Московский научно-практический центр детской психоневрологии, Москва
Московский научно-практический центр детской психоневрологии, Москва
Поликлиника восстановительного лечения #7
Музыкотерапия — психотерапевтический метод, используемый для восстановления, поддержания психического и физического здоровья и содействия его укреплению [1]. Особенно большое место этот метод занимает при немедикаментозном лечении хронических соматических болезней и заболеваний нервной системы.
В настоящее время музыкотерапия развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, рефлексологии, психологии, музыковедения. В европейских странах, в частности в Германии, активно изучается теоретический аспект музыкотерапии, в то время как в США этот метод развивается больше в практическом аспекте [2]. Определенный вклад в развитие музыкотерапии внесли и отечественные ученые. Напомним, что на рубеже XIX—XX вв.еков в исследованиях В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, И.Р. Тарханова были приведены данные о благотворном действии музыки на ЦНС и функцию других систем организма.
Большое значение придается воздействию музыки на психику человека. Предполагается, что под влиянием музыкотерапии пациент должен приобрести возможность свободней и эффективней функционировать в окружающем мире, а также достичь большей психической и физической стабильности [3].
При реализации описанного эффекта квалифицированный музыкотерапевт решает терапевтические задачи совместно с лечащим врачом при участии пациента. Музыкотерапия в этом случае является как частью психотерапевтического процесса, так и самостоятельным методом.
Музыкотерапию разделяют на три основные формы: рецептивную, активную, интегративную [4].
Рецептивная (пассивная) музыкотерапия. В ходе такой формы терапии пациент не принимает активного участия в процессе музыкотерапевтического сеанса, занимая позицию слушателя. В зависимости от этапа лечения или психического состояния пациента ему предлагают прослушать те или иные музыкальные композиции, созвучия, звуки [1]. Существует три вида рецептивной музыкотерапии: коммуникативная (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия); реактивная (направленная на достижения катарсиса); регулятивная (способствует снижению нервно-психического напряжения).
Активная музыкотерапия основывается на активной музыкальной деятельности пациента: воспроизведении, фантазировании, импровизации. Для этого могут быть использованы как различные инструменты, так и человеческий голос. Известно, что пение эффективно при лечении нарушений речи, в том числе для управления дыханием и ритмом речи пациента, улучшения артикуляции [5], в то время как для восстановления координации движений используется музицирование на инструментах, в том числе игра в ансамбле.
Интегративная музыкотерапия сочетает музыку с другими видами искусства. Пациентам предлагаются создание стихов и рассказов после прослушивания музыки; пантомима, пластическая драматизация под музыку, музыкально-подвижные игры; рисование и лепка, песочная терапия под музыку [6].
Различают следующие основные направления лечебного действия музыкотерапии: 1. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы; 2. Развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей); 3. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии; 4. Повышение эстетических потребностей.
Физиологическое воздействие музыки на организм человека обосновывают тем, что нервная система, а с ней и мускулатура способны усваивать ритм. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сферах. Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему, двигательный стереотип. Согласно данным исследований, отдельные элементы музыки (ритм, тональность) способны вызывать состояния, адекватные характеру раздражителя: минорные тональности оказывают депрессивный эффект; быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе, вызывают отрицательные эмоции; мягкие ритмы, консонансы успокаивают; диссонансы возбуждают [3].
Во многих источниках отмечается, что музыка может быть использована в целях коррекции личностного развития, в том числе для регуляции психосоматических и психоэмоциональных процессов [7].
Психологическими механизмами благоприятного воздействия музыкотерапии считаются: релаксация, катарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния, избавление от гнетущих чувств), облегчение осознания собственных переживаний, конфронтация с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок. Седативная (релаксационная) функция достигается посредствам специально организованной музыкальной деятельности, благодаря чему снимается мышечное и эмоциональное напряжение, восстанавливаются физические и эмоциональные силы. Для достижения стимулирующей функции используется мажорная ритмичная танцевальная музыка, в результате происходит мобилизация и активизация физических и эмоциональных возможностей человека [8].
Широкое распространение получили групповые формы музыкотерапии. Чаще всего в лечебной практике используется рецептивная музыкотерапия с ориентацией на коммуникативные задачи. В ходе занятия группа прослушивает специально подобранные музыкальные произведения, после чего обсуждает собственные переживания, воспоминания, фантазии, возникшие в ходе прослушивания. Программы музыкальных произведений разрабатываются по принципу постепенного изменения настроения, динамики и темпа композиций, с учетом их различной эмоциональной нагрузки. Активный вариант музыкотерапии также используется в групповой работе. Он представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность, в ходе которой участники терапии могут играть на различных музыкальных инструментах (вступать в музыкальный диалог друг с другом, проигрывать определенные ситуации и темы) или петь хором [1, 2].
Перечисленные выше виды музыкотерапии не имеют ограничений по возрасту и не зависят от музыкальных способностей. Могут применяться при коррекции эмоциональных нарушений, осложнений, связанных с возрастным развитием, в том числе при работе с преодолением поведенческих проблем у детей с умственными или физическими отклонениями [5]. Так, например, во многих зарубежных реабилитационных программах предусмотрены программы, направленные на реабилитацию детей с ранним детским аутизмом (РДА) [9—12]. Описываются также случаи применения музыкотерапии как средства педагогического регулирования эмоционального состояния детей — как младших школьников с проблемами в развитии, так и подростков с девиантным поведением [10].
Данные литературы [13] свидетельствуют также о том, что применение музыкотерапии способствует положительной динамике при лечении и реабилитации взрослых с острыми и хроническими неврологическими заболеваниями, в том числе демиелинизирующими [13].
В одном из первых больших исследований на обсуждаемую тему, опубликованном в 1989 г., авторы оценивали эффективность групповой музыкальной терапии при рассеянном склерозе (РС) на протяжении 2 лет у 225 пациентов, которые принимали участие в групповой музыкальной терапии в течение 4—6 нед [14]. Основными темами групповых курсов были проблемы, связанные с РС, например недееспособность, неуверенность, тревожность, депрессия, низкая самооценка и т. д. Полученные в ходе исследования данные указывают на то, что групповая музыкальная терапия может применяться не только в качестве метода психологической поддержки, но и как самостоятельная стратегия преодоления стресса и бытовых проблем, вызванных основным заболеванием. В другом исследовании [15] оценивали влияние музыкотерапии на силу дыхательной мускулатуры у тяжело больных РС, имеющих риск развития пневмонии из-за слабости дыхания. Обсуждаются результаты наблюдения за 20 больными (10 пациентов в активной группе, 10 — в контрольной). Отмечено повышение силы дыхательных мышц у 8 из 10 больных в активной группе, хотя статистически достоверного отличия от группы сравнения получено не было из-за малого числа наблюдений [15].
Еще в одном исследовании, проведенном в Германии, эффективность активной музыкальной терапии при лечении РС изучали по влиянию на депрессию и тревожность, динамике по шкалам самооценки и оценки качества жизни, а также по когнитивным и функциональным параметрам. Включены результаты наблюдения за 20 больными РС в возрасте от 29 до 47 лет (10 больных в активной группе, которые получали 3 блока музыкотерапии в течение 1 года по 8—10 сеансов, 10 пациентов составили контрольную группу). Показатели нейропсихологического тестирования оценивали до и через 3 мес после курса. С течением времени в активной группе, получавшей музыкотерапию, авторы наблюдали существенные улучшения по показателям самооценки, выраженности депрессии и тревожных состояний [16].
В опубликованном в 2006 г. обзоре [17] были обобщены результаты 7 опубликованных к тому времени контролируемых исследований использования музыкотерапии при Р.С. Авторы отметили, что все исследования тогда носили предварительный, пилотный характер. Тем не менее результаты всех исследований однозначно указывают на уменьшение депрессии и тревожности. Бо́льшая польза музыкотерапии в психосоциальном и эмоциональном плане отмечена именно при комплексном ведении пациентов с РС.
Проведен ряд контролируемых исследований по применению музыкотерапии у больных РС. В США была проведена серия исследований [18, 19] влияния музыкотерапии как мнемонического приема на когнитивные функции больных Р.С. Первое исследование показало, что музыкальные мнемотехники могут облегчить обучение пациентов [18]. В другом исследовании сравнивали эффекты запоминания у 38 больных, причем 20 из них запоминали с использованием музыки, а 18 — только речи. Корреляционный анализ показал, что у пациентов с РС музыкальная поддержка запоминания оказалась более эффективной, чем речевая [19]. В одном из последних исследований [20] изучали музыкальную идентичность пациентов с РС для оценки психологического состояния больных. Авторы описывают метод «музыкальной автобиографии», который представляет собой эффективный терапевтический инструмент, с помощью которого пациенты описывают себя. Использование этой техники помогает в восстановлении самоидентичности и повышает качество жизни пациентов с Р.С. Восемь взрослых пациентов были опрошены после выбора 10—15 музыкальных произведений, наиболее значимых для них. Было установлено, что по музыкальным предпочтениям больных характеризуют личные, социальные, временны́е и межличностные особенности. Показано также [21], что напоминание пациентам с РС музыкальной истории улучшает их самочувствие и осведомленность, а также обеспечивает альтернативный путь самовыражения, активизируя и улучшая аффективную память и способствуя достижению чувства целостности.
На практике доказано, что музыкальная терапия может способствовать облегчению болевого синдрома и уменьшению нервного напряжения больного. Так, исследование австрийских ученых [22] показывает, что использование музыкотерапии в сочетании с расслабляющими упражнениями эффективно влияет на процесс выздоровления. Больные (65 человек в возрасте от 21 года до 68 лет), страдающие хроническими болями после операции, прослушивали определенную музыку по 25 мин в день в течение 3 нед. По окончании исследования пациенты отметили улучшение сна и снижение болевых ощущений.
Известно, что прослушивание музыки позволяет снять напряжение, что может способствовать облегчению болевых ощущений. В одном из последних исследований [23], проведенном авторами из Германии и Великобритании, изучалось влияние музыкотерапии на состояние женщин с синдромом фибромиалгии. В исследовании принимали участие 30 женщин, средний возраст которых составлял 50 лет. Испытуемые прослушивали определенную музыку 5 раз в день в течение 2 нед. Результаты исследования подтвердили, что прослушивание музыки с целью активации или расслабления увеличивает контроль над восприятием боли. Авторы утверждают, что для достижения большего эффекта необходимы не только пассивное прослушивание музыки, но и музицирование, хоровое пение [23].
Методики музыкотерапии достаточно разнообразны и могут включать в различные программы, предусматривающие использование музыки не только в комплексной терапии, но и отдельно в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование).