Истоки обломовщины опираясь на сон обломова

Обломов и обломовщина

«Обломовщина – понятие. в котором изображена общественная пассивность, непрактичность, крепостническая психология дворянского героя».
МСЭ, т.6, с.747

Заглавный персонаж романа И.А. Гончарова русский помещик-дворянин Илья Ильич Обломов олицетворяет собой особый социально-психологический тип человеческой личности. Для него характерна физическая и нравственная леность, безразличие ко всему окружающему, страх самых незначительных перемен в жизни. Двенадцать лет прожил Обломов в Петербурге, когда мы впервые встречаемся с ним. Обломову уже тридцать два или тридцать три года, что по представлениям того времени не так уж и мало. В столицу Обломов приехал служить, но едва продержался на службе два года. Его представление о службе не имело ничего общего с реальностью: Илья Ильич убеждён в том, что служба мало отличается от беззаботной жизни в Обломовке.

Столкновение с реальностью приводит к тому, что жизнь в его представлении разделилась на две половины: одна из них состояла из труда и скуки – это у него были слова-синонимы; другая же половина – из покоя и мирного веселья. С детских лет Илья Ильич не приучен к упорному труду, к преодолению трудностей. Обломову снится детство, и, благодаря этому, мы видим истоки того явления, имя которому обломовщина. Илюше около семи лет, и он просыпается в своей постельке. Пробуждение юного барина – значительное событие для Обломовки, вся жизнь которой вращается вокруг Илюши, как планеты вращаются вокруг Солнца. Мальчика все любят, все балуют, осыпают ласками и похвалами, подкармливают его булочками, сухариками, и сливочками, оберегают его от малейших неприятностей. Размеренна и нетороплива жизнь в Обломовке: после обеда все спят. Кажется, что спит не только маленькая Обломовка, но спит вся большая Россия.

Родовое поместье героя Обломовка – своеобразный питомник обломовщины. Было время, когда давались дворянству на условии обязательной государственной службы, военной или гражданской. Но это в прошлом, а теперь Обломов и ему подобные [дворяне] могут спокойно и беззаботно жить в своих поместьях, не опасаясь обязательной государственной службы. Хотя Илюша учился до пятнадцати лет в пансионе, учёба давалась ему с большим трудом, утомляла его. Да и родители не настраивали его на серьёзное отношение к учёбе, хотя мечтали о будущей карьере своего сына, «мечтали о шитом мундире для него, воображали его советником в па-лате, а мать даже и губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, с разными хитростями, обойти тайком разбросанные по пути просвещения и честей камни и преграды, не трудясь перескакивать через них, то есть, например, учиться слегка, не до изнурения души и тела, не до утраты благословенно, в детстве приобретённой полноты, а так, чтоб соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошёл все науки и искусства».

Герой романа Илья Ильич Обломов не только продукт наблюдений автора за реальной жизнью своего времени, но и закономерный результат развития русского общества. Русская дворянская литература дала нам целую галерею литературных героев своего времени, начиная, пожалуй, героями комедии А.С. Грибоедова «Горек от ума», романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», повести М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Не представляет особого труда найти в Обломове отдельные черты характера, свойственные Чацкому, Онегину или Печорину. Но вряд ли справедливо утверждение, что Обломов это состарившийся Онегин. Трудно представить себе Чацкого или Печорина, лежащими целыми днями на диване. Даже отвращение к службе у Чацкого и Обломова проявляется по-разному: если Чацкому вроде бы и хочется служить, но прислуживаться тошно, то для Обломова служба – непосильная, обременительная обязанность. Особенно огорчает Обломова необходимость «к хождению в должность», даже несмотря на слякоть, жару и просто плохое настроение: «»Всё это навело на него страх и скуку великую. «Когда же жить? Когда жить? – твердит он». Не удивительно, что после двух лет государственной службы последовала неизбежная и бесславная отставка.

Если герои А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова легки на подъём, любят путешествовать, не любят подолгу оставаться на одном месте, то герой И.А. Гончарова Обломов предпочитает путешествовать разве что в своём воображении. Напрасно Андрюша Штольц зовёт его в Европу, и даже грозное предостережение врача не может заставить Обломова сдвинуться с места, изменить образ жизни. Даже решительная и энергичная Ольга Ильинская ничего не может сделать, чтобы вылечить его от обломовщины, вернуть к жизни, разбудить ум, возбудить его чувства. Несмотря на все свои усилия, Ольга не может что-либо изменить в жизни Обломова, хотя на первый взгляд, Илья Ильич – человек духовно слабый, легко поддающийся влиянию извне. Обломов оказывается твёрдым орешком, его скорлупка – не по зубам Ольге. Сама Ольга, в конце концов, признаётся в своей беспомощности: «Камень бы ожил от того, что я сделала. Всё бесполезно – ты умер. Я узнала недавно только, что любила в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Кто проклял тебя, Илья? Ты добр, умён, нежен, благороден. и гибнешь. Что сгубило тебя? Нет имени этому злу». На это Обломов ей отвечает: «. есть. Обломовщина». После этого они расстаются и уже окончательно.

То, что не смогла сделать утончённая Ольга, сумела сделать гораздо более простая Агафья Матвеевна, сумевшая привязать к себе Обломова. Агафья Матвеевна даже и не пытается переделать Илью Ильича, она его любит таким, каков он есть. «Погиб, пропал ни за что. А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен – и пропал! Причина. какая причина? Обломовщина!» – сказал Штольц литератору о своём друге Обломове. Высказывание Штольца об Обломове свидетельствует о том, что мы имеем дело со сложным человеческим характером. При желании можно в характере Обломова найти не только отрицательные черты. Но наша задача заключается не в этом, нас интересует Обломов как социально-психологический тип, обломовщина как общественное явление. Хороший и добрый человек Илья Ильич Обломов, человек мыслящий, мечтающий, но пассивный созерцатель, наблюдающий жизнь со стороны, привыкший получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других. Апатию и безразличие ко всему в Жизни Обломов даже не пытается скрыть. Обломов тем и отличается от деятельных бездельников, что даже не считает нужным маскировать своё безделье, свою нелюбовь к труду, выполнением ритуалов светской жизни. Не только труд, но и сама жизнь тяготит Обломова, если иметь в виду реальную жизнь, а не сны и сказки, «где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остаётся расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть за счёт доброй волшебницы».

Обломов и обломовщина олицетворяют собой загнивающую и отмирающую часть русского общества, органически связанную с крепостничеством, порождающим барство одних и рабство других. Илья Ильич – хороший человек, но что толку от этого, какая польза от этого ему самому и другим людям? Вместе с тем Илья Ильич – человек несчастный, вызывающий глубокое сочувствие читателя. Литератор не может не любить героя своего произведения, не может не сочувствовать ему, иначе никакого литературного произведения не получится. По воле И.А. Гончарова Обломов прожил не долгую жизнь. Этим писатель пытается ещё больше разжалобить читателя и вызвать ещё большее сочувствие к своему герою. Вместе с Обломовым символически предаётся земле обломовщина. «Прощай, старая Обломовка, ты отжила свой век», – говорит Штольц, но говорит неправду. Обломовщина была жива при жизни Обломова, но и после его смерти обломовщина не умерла. И в наше время существует обломовщина, принимающая самые причудливые формы; обломовщина живёт в каждом из нас, и каждый человек должен прилагать поистине героические усилия, чтобы не позволить обломовщине погубить его душу.

© Валентин Поляков, Юрий Поляков 2021

Источник

Обломов и «обломовщина»

Введение

Иван Гончаров впервые в своем романе «Обломов» вводит новое для русской литературы понятие «обломовщины», которым обозначил особую социальную тенденцию, характерную, прежде всего, для русского народа, заключенную в полном безволии, апатичности, постоянной лени и чрезмерной мечтательности, когда иллюзии заменяют реальную жизнь, и человек деградирует. Само слово «обломовщина» произошло от имени главного героя произведения – Обломова и названия его родной деревни – Обломовки, которая и являлась средоточием всего того, что привело к постепенному угасанию Ильи Ильича как личности, его полной оторванности от мира и окончательному эскапизму. Изображение Обломова и «обломовщины» в романе Гончарова – это отражение процесса постепенного изменения, «слома» человека, которому прививают неестественные ценности и желания, что в итоге приводит к трагичным последствиям – обретению ложного смысла жизни, боязни реального мира и ранней смерти героя.

Обломовка и «обломовщина»

Корни появления «обломовщины» в Обломове лежат в детстве героя – Илья Ильич рос в далекой, в буквальном смысле оторванной от реального мира и центра России деревне – Обломовке. Поместье Обломовых расположилось в живописной, тихой, умиротворяющей местности, где климат радовал своей умеренностью и спокойствием, где не было сильных дождей, ураганов или ветров, бушующего моря или величественных гор, вместо которых раскинулись пологие холмы, даже небо «ближе жмется к земле», «чтоб обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод».

Люди в Обломовке жили от обряда к обряду – от рождения к свадьбе и от свадьбы к похоронам. Умиротворяющая природа усмиряла их нрав, делая тихими, безобидными и равнодушными ко всему: самые страшные злодеяния в деревне были связаны с кражей гороха или моркови, а найдя однажды мертвого человека из соседней деревни, они решили забыть об этом, так как жизнь других общин их не касалась, а значит покойник – не их проблема. Похожая ситуация была и с письмом из соседнего поместья, где был описан рецепт пива, но обломовцы боялись его открыть сразу, опасаясь недобрых вестей, способных нарушить привычное спокойствие деревни. Труд в Обломовке не любили, считая его повинностью и стараясь как можно быстрее сделать дело или вовсе переложить его на плечи другого. В поместье всю работу выполняли дворовые, которые, как видно на примере Захара, также были не самыми ответственными и трудолюбивыми людьми, но при этом оставались преданными слугами своих бар.

Дни обломовцев протекали в спокойствии и безделье, а самым важным событием был выбор блюд к обеду, когда каждый предлагал свои варианты, а затем все советовались, подходя к меню с особой серьезностью: «забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. После трапезы все впадали в сонное состояние, иногда вели ленивые бессмысленные разговоры, но чаще вовсе молчали, постепенно засыпая: «это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», которое из года в год наблюдал маленький Илья, постепенно перенимая модель поведения и ценности родителей.

Детство Обломова в Обломовке

В детстве Илья был любознательным, активным ребенком, который всячески старался познать окружающий мир. Ему хотелось, как и другим ребятам, бегать по полям, лазить по деревьям, гулять, где запрещено, или, взобравшись на сеновал, любоваться с высоты речкой и великолепными пейзажами. Обломову нравилось наблюдать за животными, осматривать окружающую местность. Однако чрезмерно опекающие родители, которые с младенчества окружили Илью непрерывной заботой и контролем, запрещали мальчику активно взаимодействовать с миром и изучать его, прививая ему совершенно иные, «обломовские» ценности и модель поведения: постоянную лень, нежелание трудиться и учиться, безвольность и боязнь реального мира.

Лишенный необходимости бороться за свои желания, получая, все, что он хочет, по первому запросу, Обломов привык к безделью. Ему не нужно было решать или делать что-либо самостоятельно – всегда рядом были родители, которые «лучше знали», что нужно их сыну, либо слуги, готовые принести ему любые кушанья, помочь одеться либо убраться в покоях. Илью растили как экзотический «комнатный цветок», всеми силами защищая его от внешнего мира и укрывая в умиротворяющем гнездышке Обломовки. Родители не требовали от сына даже успехов в учебе, так как не считали науку чем-то действительно важным и полезным, часто сами оставляли его дома по праздникам или в непогоду. Именно поэтому обучение в школе, а затем и в институте, стало для Обломова чем-то вроде указания родителей, а не реализацией его собственной воли. На занятиях Илье Ильичу было скучно, он не понимал, как полученные знания можно будет применить в дальнейшей жизни, в частности, в Обломовке.

Разрушающее влияние сказок на жизнь Обломова

В романе Илья Ильич предстает очень чувствительным, мечтательным, человеком, который умеет видеть прекрасное и тонко переживать любые проявления внешнего мира. Во многом на формирование в герое этих качеств повлияли именно живописная обломовская природа и сказки, которые рассказывала мальчику его няня. Мифы и легенды увлекали Обломова в совершенно другой мир – мир фантастический, прекрасный и полный чудес: «Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы». Даже в зрелом возрасте, понимая, что «молочных рек» не существует, Илья Ильич «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Именно поэтому в Обломове продолжало жить то, привитое со сказками, ощущение брошенности человека в ужасающем и пугающем мире, где нужно вслепую пробираться вперед, ни видя не цели, ни дороги, спасти от которого может только истинное чудо.

Сказочный, волшебный мир легенд и мифов становится для Обломова альтернативной реальностью и уже в зрелом возрасте он сам выдумывает себе сказку о будущей жизни в райской Обломовке, о бесконечном спокойном семейном счастье, благополучии и спокойствии. Однако трагизм Ильи Ильича состоит даже не в тотальном эскапизме, боязни общества, нежелании что-либо делать и бороться за свое счастье, а не понимание, что он уже заменил реальную жизнь иллюзорной. Перед смертью для Обломова его мечты более реальны и важны, чем его сын, жена, друг и окружающие люди, даже важнее его самого, ведь в мечтах у него все в порядке со здоровьем, он полон сил и энергии. Однако сам Гончаров в романе дает читателю кратко одно из объяснений этой подмены: «а может быть, сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения и всяких действительных страхов, приключений и опасностей заставляли человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разгула и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления», подчеркивая, что сама жизнь должна быть непрерывным стремлением вперед, а не бесконечным сном в «зоне комфорта».

Заключение

Понятие «обломовщины» в романе «Обломов» вводится Гончаровым не как единичная характеристика жизненных мотивов и особенностей натуры главного героя, а в качестве типичного и особо привлекательного для русского общества явления – архетипа Емели-дурачка, лежащего на печи и ожидающего своего звездного часа. По словам самого автора, это «злая и коварная сатира на наших прадедов, а может быть, еще и на нас самих» – сказка, в которую хочется верить каждому, но которая не имеет ничего общего с реальностью, где для достижения высот необходимо встать с печи и трудиться, работать над собой. На примере Обломова Гончаров показал, как пагубно может повлиять на чувствительно, мечтательного человека чрезмерная забота и опека, защита от стрессов и потерь, приводящая к полному разочарованию в реальной жизни и замене ее иллюзиями.

Источник

Конспект урока по литературе на тему «Сон Обломова и его место в произведении»

Тема урока: Сон Обломова и его место в произведении.

Цели урока: вспомнить с учащимися функцию сна в художественном произведении; привести примеры изученных ранее произведений, в которых присутствовал сон; выявить композиционные особенности главы «Сон Обломова», значение «Сна Обломова»;

Тип урока: урок углубленной работы над текстом;

Методы: метод выразительного чтения, эвристический, исследовательский, репродуктивный;

Приемы: выразительное чтение, постановка проблемных вопросов, беседа с учениками, лексическая работа, постановка нравственной проблемы, обучение анализу эпизода, фрагментарная лекция учителя, просмотр видеоматериалов;

Виды деятельности учащихся: выразительное чтение отрывков, анализ образов, проблемы текста, ответы на вопросы учителя, записи в тетради, сообщение учащегося, размышления о прочитанном;

Оборудование: текст романа И. А. Гончарова «Обломов», отрывки из кинофильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова » ; слайдовая презентация;

Организационный момент (1 минута);

Целеполагание (1 минута);

Вступительный этап (8 минут):

-постановка проблемных вопросов;

— беседа с учениками;

Основная работа с текстом (25 минут);

Заключительный этап (8 минут);

Домашнее задание (2 минуты)

В 1849 году в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» при « Современнике » была опубликована глава «Сон Обломова» как самостоятельное произведение, которую сам автор назвал «увертюрой всего романа».

Каково значение слова «увертюра»? Что автор хотел сказать таким сравнением?

Увертюра – ( франц. ouverture, букв. открытие) является музыкальным термином.

Музыкальное вступление к опере, оперетте, балету.

Небольшое музыкальное произведение для оркестра. Концертная увертюра.

Само произведение «Обломов» Гончаров задумал еще в 1847 году. А в 1849 опубликовал отдельным произведением «Сон Обломова», таким образом, получается, что «Сон» являлся преддверием к полноценному роману. Как в музыкальном произведении увертюра являлась вступлением, так и «Сон» можно считать своеобразным предисловием к роману «Обломов».

В каких, ранее изученных произведениях, мы сталкивались с изображением сна? Каковы были его функции?

1. Сон — как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.

2. Сон — как идиллия, мечта.

3. Сон — как предвидение будущего.

Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?

1. Сон — выявление духовного состояния героя, при этом он приобретает особое символическое значение: сон — символ всей жизненной позиции героя, его духовного сна.

2. Сон — показывает мечту героя, но её парадоксальность в том, что она устремлена не в будущее, а в прошлое. Герой мечтает об Обломовке, в его сне создаётся её подчёркнуто идиллический образ.

Сообщение ученика (Карина Панова)

Изображение сна, — описание сновидения, вещего сна — весьма распространенный литературный прием. Служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, идеологической и психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора.
Сон одного из действующих лиц литературно-художественного произведения может служить как бы рамкой, или обрамлением, основного сюжета, своеобразно подчеркивая его и выделяя на фоне второстепенных подробностей.

Иногда сновиденье героя служит формой сюжета не основного, но эпизодического, выделяя его, как частичный, но значительный эпизод в развитии главного действия.
Обычно, в подобном сне автор отражает, как в вогнутом зеркале, в увеличенном виде то, что для него особенно важно, особенно дорого, а для читателя, по его мнению, значительно.
Таков сон Обломова, форма эпизодического сюжета романа, — соединивший в себе, в конденсированном виде, все, что Гончаров считал существенным и характерным для понимания всего произведения.

В чем особенность композиционного использования сна в романе «Обломов»?

Сон представляет собой детство Обломова, но Гончаров не начинает роман с описания детства, а переносит его в 9 главу. Таким образом, нам сначала представляется герой, а потом лишь раскрывается его личность.

Условно, главу «Сон Обломова» можно поделить на части. Сколько частей вы бы выделили? Какие это будут части?

I часть сна. Экспозиция

— Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудесный край?

— Что же снится Илье Ильичу?

(Краткий пересказ 9 гл.).

— Зачитайте описание утра, приснившегося Обломову. Каков полдень, вечер? Как вы думаете, почему так подробны пейзажные зарисовки?

— С какой целью автор использует пейзаж?

II часть сна. Чудесная страна.

— Каков переход от первой части сна ко второй?

(Он очень простой, на первый взгляд: «Потом Обломову приснилась другая пора…».)

— Каким предстает перед нами мальчик Илюша?

III часть сна. Обломову 13-14 лет.

— Каков здесь механизм связки частей?

(И снова мастерство Гончарова (внешняя простота перехода к следующей части): «Далее Илья Ильич вдруг увидел себя мальчиком лет 13- 14».)

— Что происходит далее?

(Знакомство с новыми героями, событиями из жизни героя (Захарка, Штольц, учение, бесенок).

— Обломовка — родовое имение героя. Какими предстают пред нами Обломовка и ее жители?

— В чем корни «обломовщины»?

Глава начинается с изображения «благословенного уголка земли». Выразительное чтение со слов: « Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край!» до слов: «Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг». Что изображает этот отрывок? Можно ли сказать, что для Ильи Ильича Обломовка является идеальным местом? Почему?

Этот отрывок рисует некую утопию, идеалистический мир вечного тепла и солнца. Сама местность располагает к тихой, размеренной жизни, без каких бы то ни было внешних раздражителей, проблем и забот.

Это уже наталкивает на мысль, что Обломовка в сознании героя приобретает черты абсолютного идеала. В Обломовке человеку уютно жить, у него не возникает ощущения неустроенности быта, незащищённости перед огромным миром. Природа и человек слиты, едины, и, кажется, небо, которое способно защитить обломовцев от всех внешних проявлений, “там ближе к земле”, и это небо распростёрлось над землёй, как домашняя кровля. Такая атмосфера мира Обломовки передаёт полное согласие, гармонию в этом мире.

В чем особенности времени в Обломовке? А пространства?

Особое отношение к времени суток: вечернее время особо опасное, послеобеденное время сна обладает могущественной силой, которая управляет жизнью людей. Можно говорить о цикличности жизни обитателей Обломовки.

Что особенного было в распорядке дня в Обломовке? Приведите примеры из текста.

Утро в доме Обломовых не пропадало даром: «Нельзя сказать, чтоб утро пропадало даром в доме Обломовых. Стук ножей, рубивших котлеты и зелень в кухне, долетал даже до деревни.
Из людской слышалось шипенье веретена да тихий, тоненький голос бабы: трудно было распознать, плачет ли она или импровизирует заунывную песню без слов..
На дворе, как только Антип воротился с бочкой, из разных углов поползли к ней с ведрами, корытами и кувшинами бабы, кучера.
А там старуха пронесет из амбара в кухню чашку с мукой да кучу яиц; там повар вдруг выплеснет воду из окошка и обольет Арапку, которая целое утро, не сводя глаз, смотрит в окно, ласково виляя хвостом и облизываясь.

Сам Обломов- старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.

Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась! Сколько тонких соображений, сколько занятий и забот в ухаживанье за нею! Индейки и цыплята, назначаемые к именинам и другим торжественным дням, откармливались орехами; гусей лишали моциона, заставляли висеть в мешке неподвижно за несколько дней до праздника, чтоб они заплыли жиром. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!»

Обломовка напоминает заколдованное царство, где всё погрузилось в сон. Напряжённая, полная исканий жизнь человечества не касается её. Еда и сон — только этим и ограничивается тамошняя жизнь. Вся жизнь Обломовки была подчинена традициям. Если происходило что-то выбивавшееся из заведенного порядка, то это происшествие возмущало всю округу. Все традиционное, фантастическое в Обломовке переставало быть обыденным, а становилось священным.

С вашей точки зрения, какие последствия несет в себе такой ритм жизни?

Живя в постоянном состоянии расслабленности, лености, человек теряет саму человеческую сущность. Он становится безынициативным, отреченным. Можно говорить о духовной смерти личности, нравственном застое и отсутствии какого-либо развития.

Каким изображает автор маленького Ильюшу?

В детстве Илья Обломов был живым, веселым ребенком, цитата: «А иногда он проснется такой бодрый, свежий, веселый; он чувствует: в нем играет что-то, кипит, точно поселился бесенок какой-нибудь, который так и поддразнивает его то влезть на крышу, то сесть на савраску да поскакать в луга, где сено косят, или посидеть на заборе верхом, или подразнить деревенских собак; или вдруг захочется пуститься бегом по деревне, потом в поле, по буеракам, в березняк, да в три скачка броситься на дно оврага, или увязаться за мальчишками играть в снежки, попробовать свои силы.

Бесенок так и подмывает его: он крепится, крепится, наконец не вытерпит и вдруг, без картуза, зимой, прыг с крыльца на двор, оттуда за ворота, захватил в обе руки по кому снега и мчится к куче мальчишек.»

Для полного представления жизни в «обломовке», обратимся к фрагменту из кинофильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова » режиссера Н. Михалкова. На ваш взгляд, удалось режиссеру передать обстановку и особенности жизни в «благословенном уголке земли»?

Подводя итоги урока, что можно сказать про данный эпизод? С какой целью Гончаров включает сон Обломова в роман?

Сон Обломова помогает более полно и глубоко раскрыть образ главного героя, рассмотреть его мечты и представления о жизни на подсознательном уровне. В выразительной картине сна представлен собирательный образ Обломовки, сонного царства, губящего в человеке живое, активное и мыслящее начало. Это образный и смысловой ключ к пониманию всего романа, и, несомненно, самостоятельное творение. Первоначально задуманный автором как отдельное произведение, он стал выдающимся шедевром литературы.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Обломовщина – за или против?».

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940

Дынник М. Сон, как литературный приём // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина и др. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. — Т. 2. (Фундаментальная электронная библиотека)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *