Исчезли юные забавы как сон как утренний туман вид изобразительных средств

Срочно! Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву»

Выявить усилители изобразительности и выразительности (тропы: эпитет, сравнение, метафора, аллегория, олицетворение, перифраза и т. д. ; фигуры речи: параллелизм, анафора, эпифора, риторический вопрос, вопрос-ответ, градация, антитеза, инверсия и т. д.

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Это дружеское послание П. Я. Чаадаеву, которое отражает взгляды и политические настроения А. С. Пушкина. Он, как и все передовые люди того времени считал, что борьба с самодержавием необходима.

В первых строках Пушкин говорит, что надежды, возникшие в обществе в начале царствования Александра I, скоро исчезли. Теперь угнетение власти передовых людей провоцирует ожидание того момента, когда святая вольность даст шанс уничтожить такой строй. Поэт красочно сравнивает это волнующее ожидание с тем, как ждет свою любимую молодой любовник на свидание.

Пушкин призывает служить отчизне и выбороть ей свободу. Свобода описывается как «звезда пленительного счастья». Да, она далека, но светит ярко и пленительно зовет за собой.

Поэт аллегорически называет Россию спящей. Но верит, что сон не вечен и она проснется. Конец революционно звучащего стихотворения – это сильная вера в то, что самодержавие неизбежно падет и народ освободиться от гнета. А потом этот народ вспомнит имена тех, кто поднял их над серостью и рабской жизнью.

Источник

«К Чаадаеву» (Пушкин): метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения

Исчезли юные забавы как сон как утренний туман вид изобразительных средств

Александр Сергеевич Пушкин не случайно использовал эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения в стихотворении «К Чаадаеву». Средства художественной выразительности служат своеобразным украшением литературного произведения, они помогают автору полнее выразить свои мысли. Средства выразительности бывают лексические, фонетические, синтаксические. К лексическим средствам относятся тропы: эпитеты, метафоры, метонимии и т.п.

Эпитеты метафоры и метонимия

Эпитеты – художественные определения, с помощью которых автор придает окраску описываемым предметам, явлениям, о которых говорится в литературном произведении. В стихотворении «К Чаадаеву» использованы следующие эпитеты;

Метафоры – это иносказательные признаки предметов, перенос смысла одного слова в отношении к другому слову. В этом стихотворении использованы следующие метафоры:

Напишут наши имена

«На обломках самовластья» – метонимия. Дворяне пушкинской эпохи чувствовали на себе гнет царского самодержавия. Мало кого из дворян тяготило то, что они имели крепостных, чьим трудом жили. Но они чувствовали себя крепостными царя и царской семьи, многие были вынуждены служить при дворе императора, и это делало их подневольными императора. В подобную «неволю» позднее попал и сам Пушкин.

Сравнения

В литературе сравнения служат для отождествления одних предметов или явлений с другими. В стихотворении «к Чаадаеву» применяются следующие сравнения:

Олицетворения

В этом стихотворении Пушкин говорит о юношеской поре, когда жизнь кажется в розовом свете, когда юноши многого еще не знают о жизни и потому обманывают сами себя. Но по мере взросления они становятся серьезнее, задумываются о взрослых вещах, меньше предаются забавам. И забавы, игры исчезли как бы сами собой.

«Отчизны внемлем призыванье». В этом метафорическом словосочетании понятно, что неодушевленной отчизне автор придал одушевление. Отчизна в самом деле никуда не зовет, но приходит понимание того, что молодые люди обязаны служить государству, народу.

Стилистические средства

Из стилистических средств в стихотворении использованы повторы:

Как сон, как утренний туман. Повторяется слово «как». И ниже в двух строках следует повторение слова «Пока»

Пока сердца для чести живы…

Повторения поэт делает с целью сконцентрировать внимание читателя на этих строках.

Стихотворение написано в форме послания, и поэтому здесь вполне оправданы обращения: мой друг, товарищ.

В последних строках пропущено подлежащее. Пушкин подразумевал, но не говорит явно, что напишут имена последующие поколения, которые свергнут это самое самовластье.

Здесь также присутствуют архаизмы, придающие стихотворению некоторую торжественность: внемлем, призыванье, вспрянет.

Источник

Стихотворение и анализ «К Чаадаеву»

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Краткое содержание

Стихотворение «К Чаадаеву», написанное в 1816 году, по жанру принадлежит к гражданской лирике, посланию с элементами философских размышлений. Поэтому в нем отсутствует сюжетная составляющая, оно практически не содержит ярких эмоций и образов. Пушкин всего лишь делится с другом своими взглядами, выражает свое отношение к сложившейся ситуации.

Уже в первых строках ощущается тенденция ухода поэта от недавнего, так любимого им романтизма. Все те чувства, которые раньше вызывали бурю эмоций – любовь, страдание, ревность, надежду сегодняшний Пушкин считает мальчишеством. Он уверен, что им уже не место в стране, раздираемой политическими разногласиями из-за отсутствия справедливости и свободы.

В стихотворении звучит призыв отдать всего себя служению России. В это понятие поэт вкладывает защиту родины и простого народа от ее поработителей-самодержцев. Слова, которые он использует (свобода, звезда, товарищ и др.) вполне можно назвать революционными.

Финальная фраза «И на обломках самовластья напишут наши имена!» говорит о решимости встать в один ряд с теми патриотами, задача которых – свержение самодержавия и проведение реформ.

Анализ

История создания

Это стихотворное послание поэт адресовал Петру Чаадаеву, философу и публицисту, дружба с которым началась еще в Царском Селе. Своими идейными убеждениями и взглядами на состояние общества Пушкин во многом обязан влиянию этого человека.

Исчезли юные забавы как сон как утренний туман вид изобразительных средств

Знакомство юного Александра с Петром Чаадаевым состоялось в 1816 году, когда оба молодых человека встретились в доме русского литератора и историка Н.М. Карамзина. В ту пору Чаадаев был назначен адъютантом лейб-гвардейского полка в Царском Селе и имел за плечами военный опыт, приобретенный в сражениях с французами.

Его всесторонняя образованность покорила молодого лицеиста, разделявшего гражданскую позицию Петра Яковлевича. Молодых людей сблизила общность взглядов на многие вещи, хотя, они много и часто спорили о методах борьбы с монархией и о государственном устройстве.

Послание, написанное вскоре после окончания лицея, пропитано юношеским максимализмом, и его можно назвать продолжением этих споров. Молодой поэт отдавал предпочтение революционному методу борьбы, в чем с ним не соглашался Чаадаев, которому претило любое проявление насилия.

Вольнолюбивый характер послания стал причиной отказа в публикации, более того, стихотворение было внесено в список запрещенных. Несмотря на это, оно моментально распространилось в рукописном варианте, причем, каждый, кто переписывал текст, старался дополнить его чем-то своим. В итоге появилось почти семьдесят вариантов этого произведения. Стихотворение все-таки было опубликовано в 1829 году в «Северной звезде», несмотря на то, что Пушкин был категорически против искаженного варианта. В первозданном виде стихотворение появилось лишь в 1901 году.

Впоследствии друзья окончательно разошлись во взглядах, однако, сближало их то, что оба подвергались постоянным гонениям и считались опальными. В итоге, Петр Чаадаев был объявлен сумасшедшим, а Пушкин за свою недолгую жизнь неоднократно подвергался политическим репрессиям и ссылкам.

Персонажи и образы

Несмотря на то, что послание адресовано конкретному человеку, образ Чаадаева вырисовывается очень смутно. Звучит лишь призыв-обращение посвятить отчизне «души прекрасные порывы». Скорее всего, у Пушкина была цель – этим неясным образом замаскировать истинное назначение произведения.

Образ России Пушкин олицетворяет фразой: «Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье». Светлому чувству любви к родине противопоставлена ненависть к царскому режиму, не позволяющему ей дышать и свободно развиваться. Пушкин страстно желает помочь ей сбросить оковы «гнета власти роковой».

Прибегая к ярким сравнениям, поэт описывает прекрасное время молодости, «пока сердца для чести живы», сравнивая ожидание перемен с томлением любовника, предвкушающего «минуты верного свиданья».

Композиция

Композиционно в произведении можно выделить три части. Первая – это прошлое, когда герои еще были полны ожиданием «любви, надежды, тихой славы». Но все растворилось, словно в тумане, и во второй части читатель видит суровую действительность – отчизна страдает и взывает к помощи. В третьей части автор пытается нарисовать светлое будущее, которое должно наступить после падения «самовластья». Стихотворение представляет собой монолитный текст, без деления на строфы.

Определение жанра данного произведения не вызывает затруднений – это послание, но послание не только другу, но и обществу в целом. Литературное направление – реализм.

По роду литературы стихотворение относится к лирике. Здесь можно выделить несколько ее разновидностей: гражданская (переживания за судьбу отечества); любовная (томление влюбленного перед свиданием); философская (размышления о прошлом и будущем).

Размер и средства художественной выразительности

При написании «К Чаадаеву» Пушкин использовал четырехстопный ямб. Рифма в первых четырех стихах – перекрестная (АБАБ), в следующих четырех – опоясывающая (ВГГВ) и последние пять строк оформлены не совсем обычной рифмовкой по типу ДЕДЕД.

Произведение написано четким, выразительным языком. Использование таких слов, как «вольность», «власть», «свобода», «отчизна» еще раз подчеркивает его принадлежность к гражданской лирике.

Словосочетания «горит желанье» (единственная метафора в тексте), «свободою горим», «души прекрасные порывы» раскрывают душевное состояние поэта.

Художественные образы создаются с помощью эпитетов: «нетерпеливая душа», «юные забавы», «роковая страсть» и сравнений: «как ждет любовник молодой», «как сон, как утренний туман».

Проблематика и основная идея произведения

Пушкин поднимает в стихотворении очень важную для себя и для общества проблему свободы слова, мыслей и действий. Его эмоциональная смелость писать об этом практически не завуалированно, объясняется его молодостью, потому что зрелый и поздний Пушкин, уставший от постоянных преследований и ссылок, намного сдержаннее в выражении своих чувств.

Произведение принято рассматривать, как патриотический порыв и призыв к свержению существующего строя, побуждение декабристов к действию. Но основная идея была несколько иной. Для Пушкина это, прежде всего, послание к другу, отношениями с которым он очень дорожил. Он не сомневался, что Чаадаеву предначертано войти в историю России, как вершителю благих дел. Данное послание – это задушевная товарищеская беседа на волнующие поэта темы: состояние дел в обществе, положение в нем поэта, человеческое взросление и наступление зрелости.

Актуальность этого пушкинского творения бесспорна. Современному читателю оно демонстрирует пронзительную любовь к родине, стремление сделать ее лучше и счастливее, не взирая ни на какие обстоятельства.

Источник

Анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву»

Исчезли юные забавы как сон как утренний туман вид изобразительных средств

­­ Пример анализа стихотворения 1

История создания
– написано стихотворение в ранний период творчества поэта, в 1818 году. Оно адресовано другу молодого Пушкина, Петру Чаадаеву. Опубликовано альманахе “Северная звезда” в 1829 году, с искажениями и без согласия автора.

Тема стихотворения – свобода и борьба с самодержавным правлением, надежда на то, что Россия “пробудится ото сна”.

Композиция – произведение построено по принципу “теза – антитеза”, основанном на контрасте. Первая часть говорит о прошлом, которое автор считает наивной юностью. Вторая посвящена настоящему, а третья – будущему. Мотив пробуждения ото сна открывает и закрывает произведение, закольцовывая композицию.

Жанр – послание другу, которое становится посланием всему обществу, жанровое новаторство Пушкина.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой.

Метафоры
– “горит еще желанье“.

Эпитеты
– “юные забавы“, “утренний туман“, власти роковой“.

Оксюморон – “тихой славы“.

Сравнение – “как сон, как утренний туман“, “как ждет любовник молодой минуты первого свиданья“.

Обращение – “мой друг”.

Инверсия – “власти роковой“.

История создания

Написан стих в 1818 году, когда автор, позже несколько разошедшийся со своим старшим другом Петром Чаадаевым во взглядах на жизнь, пока еще видел в нем умудренного годами, мудрого наставника и лицейского друга. Свободолюбивые идеи Петра Яковлевича были близки и Пушкину. Чаадаев состоял в декабристском обществе, а за свое “Философское письмо”, в котором излагались взгляды Петра Яковлевича на общественное устройство, был объявлен сумасшедшим.

Свой отпечаток на произведение наложило и то, что в 1818 году Пушкин состоял в либеральном сообществе “Зеленая лампа”, члены которого критиковали режим правящего российского императора.

Тема

Главная тема произведения – отнюдь не дружба, хотя фактически это дружеское послание. Но это только формально – на самом деле Пушкин говорит о свободе, о свержении самодержавия и возможном пробуждении России ради лучшего будущего. Это действительно политическое произведение, поэтому оно использовалось как средство агитации. До опубликования (версия в журнале “Северная звезда” искажена по сравнению с оригиналом) распространялось в списках. В нем рассмотрены все проблемы, волнующие как Чаадаева, так и самого Пушкина.

Несмотря на доверительный дружеский тон, в стихотворении чувствуется твердая гражданская позиция. Поэт сам готов отойти от частных интересов ради дела восстановления России и призывает к тому же других. Он абсолютно убежден, что в будущем страна станет свободной.

Композиция

Композиционно это произведение подразделяется на три части.

В первой автор, еще юный и наивный, ждет любви и славы, но постепенно “утренний туман” его жизни рассеивается. Во второй части он уже избавился от иллюзий юности, но это не значит, что он смирился – он ждет и надеется на лучшее будущее. Наконец, третья часть – это взгляд в будущее, где “Россия вспрянет ото сна“.

Мотив пробуждения присутствует и в первой части – таким образом композиция закольцовывается.

Эмоциональный настрой стихотворения также изменяется – если в начале лирический герой печален, он огорчен тем, что надежды его юности не оправдались, то в конце он бодр, несмотря на то, что реальная жизнь пока печальна. Но он настойчиво призывает всех членов общества к тому, чтобы постараться изменить ситуацию.

Лирический герой воплощает собой идеи самого Пушкина, так что его образ можно считать автобиографическим. Поэт считает, что государство может развиваться и преуспевать, но для этого необходимо изменить существующий жизненный уклад.

Средства выразительности

В своем послании Пушкин использует многочисленные средства выразительности. Метафора в нем всего одна – “горит еще желанье“, но также есть и другие:

Пример анализа стихотворения 2

Создание стихотворения

Интересной является история создания стихотворения «К Чаадаеву». А.С. Пушкин был неравнодушен к трудностям, которые возникли в обществе после европейской кампании Александра I. Страна была в бедственном положении, что вызывало революционные настроения среди думающей интеллигенции. До декабрьского восстания 1825 года оставалось совсем немного времени, недовольство правлением самодержца возрастало.

Идея стихотворения «К Чаадаеву» возникла у Пушкина вполне закономерно. Он хотел поделиться с другом своими размышлениями о том, что происходит в обществе, и надеждами на светлое будущее страны. Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856) был близким другом поэта по лицею и разделял его революционные взгляды. Ему и посвящен стих, написанный в 1818 г. В возрасте 19 лет Пушкин жил в столице, он еще не знал наказаний со стороны властей за вольномыслие и написание произведений революционного направления. Адресованный другу стих спровоцировал его первую южную ссылку в 1820 году.

Характеристика и анализ

Анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» можно использовать для объяснения материала на уроке литературы в девятом классе. Но прежде стоит познакомиться с текстом стихотворения.

Сюжет послания развивает мысль о становлении личности гражданина и патриота. Его начало вызывает грустные эмоции: поэт говорит об обманчивых надеждах былой юности. Все мечты о свободе и славе столкнулись с реальностью и обернулись сном, который развеялся в считаные секунды. Большинство современников улавливало в первой части стихотворения истинное отношение к эпохе правления Александра I, который придерживался либеральных взглядов.

Вторая часть послания — антитеза. Нетерпеливая душа героя испытывает порывы свободолюбия. Он стремится защищать не свои интересы, а выступает за нужды родины. Это зрелый шаг на нелегком пути становления гражданина своей страны и важное условие для проявления «вольности святой». Поэт убежден, что Россия проснется, когда каждый ее гражданин станет неравнодушным и внесет свой вклад в судьбу страны.

При всей пылкости, свойственной девятнадцатилетнему юноше, поэт осознавал, что в России есть силы, которые будут всячески препятствовать пробуждению. Порывам «нетерпеливой души» у него противопоставлен «гнет власти роковой». Однако Пушкин убежден, что лучшие годы жизни следует посвятить Отчизне, тогда патриотов будет ждать посмертная слава. В концовке на это указывает выразительная фраза: «на обломках самовластья напишут наши имена».

Кратко проведя художественный разбор, можно подытожить:

Жанр стихотворения — дружеское послание. Ему свойственна адресация к определенному человеку, призывание к действию, выражение идей, надежд. До XIX века подобный жанр носил название «эпистола».

Стиль стихотворения
— романтический. Композиция. Произведение написано по принципу «теза-антитеза» (контраст). В первой части упоминается прошлое (наивная юность). Вторая треть посвящена настоящему, остальное — будущему. Открывает и закрывает композицию мотив пробуждения страны от сна. Отсюда несложно понять, что поэт пребывал в приподнятом эмоциональном состоянии.

Стихотворный размер — четырехстопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмой. С его помощью произведение выглядит легким, воодушевляющим.

Темы стихотворения «К Чаадаеву» — патриотизм и дружба. На патриотизме основано все произведение. Лирический герой не только видит проблемы, существующие в России, но и готов принять участие в их разрешении. Нет мысли бежать из страны, но есть надежда на светлое будущее. Обращаясь к Чаадаеву, поэт пытается развеять пессимистичное настроение друга. Он мотивирует Чаадаева на достижение целей вопреки препятствиям и искренне верит, что тот сможет раскрыть свой потенциал.

Метафоры (выражения, употребляемые в переносном значении). «Горит еще желанье».

Оксюморон (остроумное сочетание противоречивых понятий). «Тихой славы».

Инверсия (перестановка частей фразы для придания ей особой выразительности). «Власти роковой».

Эпитеты (художественно-образные определения, подчеркивающие наиболее существенный признак предмета или явления). «Утренний туман», «власти роковой».

Сравнение. «Как сон, как утренний туман».

Стихотворение насыщено общественно-политической лексикой («власть», «гнет», «честь»), что присуще раннему творчеству декабристов. Оно распространялось практически анонимно среди петербургской интеллигенции и было напечатано в альманахе «Северная звезда» в 1829 году (после восстания декабристов). Режиссер Владимир Мотыль взял строчку из него для названия киноленты о судьбе людей, вышедших в 1825 году на Сенатскую площадь. Фильм 1975 года носит название «Звезда пленительного счастья».

Главная мысль

Основная мысль стихотворения «К Чаадаеву» состоит в том, что путь к справедливости и светлой цели не бывает простым, а противников может быть несколько: внешний (самовластие) и внутренний (уныние), о чем напоминает Чаадаеву поэт. Идея Пушкина в том, что нельзя опускать руки. Следует бороться за свою свободу, проявляя настойчивость. Нельзя отказываться от намерений, встретив на пути помехи. Для молодого возвышенного юноши истинная цель — подарить свободу своему народу. В произведении рассматриваются две главные проблемы для поэта:

Самовластие. Поэту небезразлична ситуация, которая происходит в стране из-за тиранического политического режима. Он чувствует гнет роковой власти и стремится найти путь избавления о нее. Однако в одиночку добиться счастья для народа невозможно, поэтому поэт ищет помощи у друга.

Отчаяние. Испытав воздействия юношеских иллюзий, Пушкин четко осознает, как горько обмануться мечтами. Очевидно, что такие же чувства возникают и у адресата послания. Но Пушкин сумел победить уныние, воспрянул духом. Того же он ждет от Чаадаева.

Восстание закончилось трагически: 5 повешенных (близкие друзья автора), 120 сосланных на каторгу и сотни разжалованных военных. Неизвестно, как бы сложилась судьба Пушкина, если бы он принял в нем участие. В селе Михайловском установлен памятник зайцу, перебежавшему дорогу поэту. Надпись на нем гласит, что до Сенатской площади — 416 верст. Стихотворение юного Пушкина «К Чаадаеву» проникнуто любовью к родине, горячим призывом к свободе, верой в светлое будущее России. В будущем поэт адресовал другу еще несколько произведений. Это свидетельствует о том, что он дорожил этим блестящим философом и публицистом, преклонялся перед его талантом.

Пример анализа стихотворения 3

История создания

Написано стихотворение в 1818 году. Поскольку Александр Сергеевич был далеко неравнодушным человеком, то имел свое мнение насчет правления императора Александра Первого. После окончания военных действий народ жаждал изменений, и достаточно положительных, поскольку война была окончена победой.

Народ надеялся на снисхождение императора. Люди стали более сплоченными и осознавали, что во внутреннюю политику необходимо внести изменения.

Но изменения так и не наступили, все вернулось на круги своя. Особенно были возмущены крестьяне, которые вынуждены были вернуться к тяжелому труду.

Александр Сергеевич полностью разделял их мнение, поскольку его так же не устраивало крепостное право. В то же время цензура стала более жесткой, что очень затрудняло творчество автора.

В данном стихотворении поэт выражает свою точку зрения, а так же готовность служить Родине. Являясь патриотом, ему была не безразлична судьба государства.

Стихотворение он посвятил своему товарищу П.Я. Чаадаеву, который являлся ярым либеральным публицистом. Как и сам поэт, Чаадаев подвергал критике действующую власть. Он считал власть деспотичной, и не видел никаких изменений в лучшую сторону.

Естественно оба товарища понимали, что тем самым рискуют отправиться в ссылку, и потерять возможность публикации своих произведений из-за очень жесткой цензуры.

Чаадаев поддавался травли не меньше Александра Сергеевича. Свои жизненные принципы он изложил в «Философических письмах». Одно из них даже опубликовали в 1836 году. Но после данной публикации жизнь автора еще больше изменилась. Мало того, что его произведение было не понято, так его ещё и обвинили в умственном расстройстве.

Народ не хотел знать столь вольные мысли автора. Александр Сергеевич не остался в стороне, а посвятил своему товарищу это великолепное произведение, которое занимает далеко не последнее место в творчестве поэта.

Данное произведение было своего рода агитацией восстания. Автор хотел принять активное участие в перевороте, но его товарищи понимали, чем это может быть чревато для поэта, поэтому сумели оградить его.

Так же данное стихотворение послужило поводом для двух последующих ссылок автора.

Жанр, размер

По жанру стихотворение «К Чаадаеву» — это дружеское послание. Обращаясь в первую очередь к своему товарищу, автор параллельно дает совет народу не терять веры в светлое будущее, а так же призывает их принять участие в его создании.

Это произведение можно назвать, как и гражданской лирикой, так и любовной, и философской.

Написано стихотворение четырехстопным ямбом. По направлению – это реализм, так как в данном произведении поднимаются темы политики и социального неравенства.

Композиция

Само стихотворение написано одной строфой, но по смыслу делится на три части. Автор прибегает к интересному приему, где использует противопоставление первой и последней части друг другу.

В первой части стихотворения автор рассказывает о разочаровании юношества.

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;

Во второй части стихотворения мы видим уже слова зрелого человека, который недоволен правительством. Он готов встать на защиту государства и бороться за права. Состояние его подавлено, но сердце полно решимости.

Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.

В заключительной части поэт обращается к людям с призывом не терять надежду и верить, что все наладится!

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Образы и символы

В образе лирического героя явно виден сам поэт. Он вложил в него все те качества, которыми был наделен сам: свободолюбие, борьба с самодержавием, а так же надежда избавиться от крепостного права.

Мы видим, что он искренне переживает о судьбе государства и готов бросить все свои силы на строительство нового общества и строя.

Так же присутствует образ власти, который автор критикует. Он не доволен и разочарован.

Главной темой произведения является тема свободы. Поэт устал от царствующей власти, которая ничего не хочет менять в лучшую сторону. Ему неприемлемо самодержавие, которое прочно укоренилось в России. Он разделяет взгляды своего товарища – такого же борца за справедливость, каким является и сам поэт.

Александр Сергеевич, несомненно, был патриотом своей Родины, поэтому в данном произведении поднимается так же и эта тема. Ему не безразлична судьба России. Он жаждет перемен, которые смогли бы сделать его любимую страну лучше.

Поэт обращается и к будущему поколению с надеждой, что их имена не будут забыты и большое дело будет продолжено.

Еще одна тема присутствует в стихотворении «К Чаадаеву» — это тема дружбы. Как известно, поэт очень ценил дружбу и порой ставил на первое место в своей жизни. И здесь о не оставил своего товарища, а всеми путями старается поддержать и вдохнуть в него новые силы.

Не обошел стороной поэт и политические темы, которые очень его тревожили. Ему надоело самодержавие, которое существовало в государстве. Люди возлагали большие надежды на последствия событий 1812 года, но их ждало лишь разочарование. Императору были не интересны проблемы простого народа, поэтому он не предпринимал никаких шагов, чтобы их уладить.

Автор призывает людей наконец-то проснуться ото сна и начать что-то делать. Он надеялся, что проблемы государства будут решаться, а не пускаться на самотек. Общественность должна подняться и заставить власть действовать. И пока люди не решатся и не встанут, в государстве не будет никаких изменений. Будущее зависит от народа, который перестал верить и надеяться. Поэтому поэт призывает их к решению проблем, говоря, что ни в коем случае нельзя терять веру в светлое будущее.

Средства выразительности

В данном стихотворении поэт использует достаточно большое количество разнообразных троп. Благодаря эпитетам автор добивается контраста между частями стихотворения. Сравнения и метафоры так же прекрасно передают мысли автора, делая их более понятными для большинства людей.

Основная мысль произведения

Основную мысль автор выразил в заключительной части произведения. Он пытается донести до народа, что им необходимо направить все свои силы на благоустройство своего государства. Он выделяет минусы правительства, но при этом продолжает любить свою Родину.

Спасение государства Пушкин видит именно в таких борцах, каким является его товарищ Чаадаев. Это человек бесстрашный, который никогда не поступится своим принципам. На примере Чаадаева он хочет показать остальным, что не все потеряно и не стоит сдаваться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *